Групповые индексы конкурентоспособности перемножаются, так как группы не обладают взаимозаменяемостью. Указанный выше расчет проводится для каждого года ретроспективного периода.
3 блок - влияние конкурентоспособности в каждом году на текущее значение конкурентоспособности продукции оценивается через весовой коэффициент. Сумма весовых коэффициентов равна единице.
4 блок - определяется составляющая оценки уровня конкурентоспособности, зависящая от потребитлеьных свойств продукции, как сумма произведений индексов, полученных в блоке 2 и коэффициентов влияния каждого года, сформированная в блоке 3.
5 блок - формируются индексы конкурентоспособности компании за период 0,5 жизненного цикла продукции и определяются коэффициент значимости - коэффициент влияния конкурентоспособности компании в каждом году ретроспективного периода на конкурентоспособность продукции в настоящем году.
6 блок - формируется оценка влияния конкурентоспособности фирмы в ретроспективном периоде на конкурентоспособность продукции в настоящее время как сумма произведений, соответствующих коэффициентов влияния на индексы конкурентоспособности фирмы
7 блок - определяется экспертно значимость результатов, полученных в блоках 4 и 6.
8 блок - с учетом значимости составляющих (блок 7) формируется сумма результатов, полученных в блоках 4 и 6, которая характеризует комплексную оценку уровня конкурентоспособности продукции.
Модель и приведенный алгоритм соответствующего ей расчета позволяет оценить уровень конкурентоспособности продукции с учетом влияния конкурентоспособности фирмы (компании), которая отражает также её имидж, его устойчивость, позволяет учесть инерционность потребительского спроса. Кроме того, в модель в явной форме и в достаточно полном объеме могут быть введены факторы, которые определяют преимущества и недостатки интегрированных структур. При учете ограничений на эти факторы и известных вариантах возможной интеграции должно быть проведено их ранжирование. Это позволит реализовать объективный комплексный подход к выбору рационального варианта интеграции и к оценке сопутствующего изменения конкурентоспособности фирмы и её продукции.
Подчеркнём также, что предложенные модель и алгоритм базируются на результатах стратегического и оперативного управления развитием фирмы.
ФУНКЦИИ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ КОНТРОЛЛИНГА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Федоров Д.Ю., заместитель генерального директора ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» Белокопытов А.В., д.э.н., профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
В статье рассматриваются функции энергосбытовых компаний, реализуемые ими в процессе контроллинга энергосбережения при управлении инновациями в сфере повышения энергоэффективности экономики на уровне регионов. Предлагается региональная модель процедуры контроллинга энергосбережения с участием энергосбытовых компаний.
Ключевые слова: энергосбережение; энергосбыт; контроллинг.
FUNCTIONS OF THE POWER MARKETING COMPANIES IN REGIONAL SYSTEMS OF CONTROLLING OF POWER SAVINGS
Fyodorov D., Deputy General Director of «Retail supplier of the Moscow region»
Belokopytov A., Ph.D., professor, a subsidiary of FGBOU VPO «National Research University «MEI» in Smolensk
In article the functions of the power marketing companies realized by them in the course of controlling of power savings at management by
innovations in sphere of increase ofpower efficiency of economy at level of regions are considered. The regional model ofprocedure of controlling
ofpower savings with participation of the power marketing companies is offered.
Keywords: the power savings; power sale; controlling.
телях и потребителях электроэнергии, которая является одним из важнейших энергоресурсов. Так, например, доля затрат на электроэнергию в структуре тарифов на водоснабжение и водоотведение составляет 27 - 39%. Потери электрической энергии при ее передаче по сетям, относящимся к единой национальной электрической системе, составляют в среднем по стране 11% (в странах ЕС - не более 4 - 5%). Информация о производителях, потребителях энергоресурсов и предприятиях, осуществляющих их передачу может быть использована региональными органами власти при разработке и контроле реализации стратегий энергосбережения [1].
В целом информационное обеспечение процессов энергосбережения на уровне регионов осуществляется в настоящее время достаточно эффективно. При этом существенным недостатком системы информационного обеспечения энергосбережения является отсутствие инфраструктуры и целостных организационно-экономических моделей распространения инноваций в области энергосбережения, а также системы контроля энергосбережения на этапах разработки и реализации соответствующих мероприятий [2]. Энергосбережение, в свою очередь, невозможно без системы контроля потребления энергоресурсов. Необходимость инноваций в данной области обусловлена тем, что потенциал энергосбережения в стране достаточно велик и составляет 40-45% от суммарного объема потребления энергии. Реализация такого потенциала представляется возможной только на основе внедрения инноваций и перехода энергетики и промышленности на новые энергосберегающие технологии и оборудование. Инновации в области энергосбережения могут затрагивать также процессы организации обслуживания
Одними из важнейших направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии. В результате реформирования электроэнергетики из состава энергокомпаний были выделены энергосбытовые компании, которые начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, ставшие правопреемниками АО-энерго в отношении договоров энергоснабжения и поставки электрической энергии потребителям. В настоящее время основными функциями энергосбытовых компаний являются заключение договоров энергоснабжения с промышленными, бюджетными и бытовыми потребителями электроэнергии; проведение энергетических обследований (энергоаудита) предприятий и отдельных объектов, направленных на повышение их энергоэффективности и энергосбережение; реализация проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов, разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий. Также к числу основных направлений деятельности энергосбытовых компаний относятся диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической энергии; оказание услуг по организации коммерческого учета электрической энергии, контроль снятия показаний, в том числе контроль за безучетным и бездоговорным потреблением электроэнергии.
Энергосбытовые компании можно рассматривать как важнейшие составляющие системы информационного обеспечения энергосбережения, т.к. они в силу специфики своей деятельности располагают наиболее детализированной информацией о производи-
потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями. В этой связи энергосбытовые компании могут осуществлять специализированные функции информационной поддержки деятельности региональных органов власти по формированию информационной инфраструктуры реализации процессов энергосбережения и построению организационных структур распространения инноваций в области энергосбережения в регионе.
Представляется, что энергосбытовые компании должны стать важнейшим звеном системы контроллинга, выполняющей функции поддержки управления энергосбережением на региональном уровне [2]. Энергосбытовые компании могут выполнять в процессе контроллинга информационную и аналитическую функции. Это показано на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, энергосбытовые компании получают от потребителей электроэнергии, генерирующих компаний и электросетевых компаний информацию об объемах выработки, потребления и потерь электроэнергии, качестве энергоснабжения и т.д. В целях формализации процедур сбора и предоставления данной информации энергосбытовым компаниям целесообразно осуществлять энергетические обследования предприятий - потребителей электроэнергии, генерирующих объектов, осуществлять организацию коммерческого учета электроэнергии. При этом результаты энергоаудита предлагается оформлять в виде энергетических паспортов предприятий и других объектов, в стандартные формы которых могут быть внесены дополнения, характеризующие в частности инновационный потенциал исследуемых объектов в области энергосбережения и другие данные, которые могут быть использованы на этапе анализа процедуры контроллинга энергосбережения.
Представляется, что осуществлять процедуру контроллинга энергосбережения на уровне региона должны региональные органы власти - департаменты по энергетике и энергосбережению при поддержке различных инновационных центров и других объектов инновационной инфраструктуры региона. Таким образом, энергосбытовые компании в описываемой процедуре контроллинга выполняют функции сбора и систематизации информации, а также ее предварительного анализа. На основе этих данных региональные органы власти проводят более полный анализ потенциала энергосбережения и инновационного потенциала в регионе, в результате которого выявляются те участки в цепи «производство-потребление электроэнергии», где возможно и необходимо внедрение инно-
ваций. Эта информация передается потребителям электроэнергии, генерирующим и электросетевым компаниям. Далее с учетом возможностей указанных субъектов осуществляется формирование альтернатив и выбор инновационных решений. С данным этапом связано составление прогнозного топливно-энергетического баланса региона, который можно рассматривать как инструмент контроллинга энергосбережения. В структуру прогнозного топливно-энергетического баланса региона в таком случае должны быть внесены изменения с учетом принятых к реализации инновационных проектов в области энергосбережения.
Региональные органы власти осуществляют управление реализацией выбранных инновационных проектов при непосредственном участии инновационных центров и других элементов региональной инновационной инфраструктуры. Необходимо отметить, что энергосбытовые компании также могут участвовать в процессе реализации инноваций наряду с потребителями электроэнергии, генерирующими и сетевыми компаниями, т.к. инновации в области энергосбережения могут затрагивать процессы организации обслуживания потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями. Контроль реализации инновационных проектов позволяет выявить отклонения фактических целевых показателей проектов от плановых. На этой основе осуществляется анализ причин возникновения отклонений и принятие корректирующих решений. При этом информационную поддержку данного этапа процедуры контроллинга также могут осуществлять энергосбытовые компании.
Таким образом, деятельность энергосбытовых компаний в рамках контроллинга энергосбережения на уровне регионов позволяет формализовать процедуры составления отчетности о производстве и потреблении электроэнергии и систематизировать содержащуюся в ней информацию. Это значительно повышает объективность принимаемых на уровне регионального управления решений по энергосбережению и в том числе реализации инновационного потенциала региона в данной области.
Литература:
1. Михайлов С.А. Стратегическое управление энергосбережением в промышленности. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 288 с.
2. Дли М.И., Михайлов С.А., Балябина А.А. Контроллинг процессов энергосбережения на региональном уровне // Контроллинг - 2010. - № 2(35). - С. 74 - 79.
Промышленные
потребители
электроэнергии
Население и ЖКХ
Прочие
потребители
/
I
\
I I
\И f
Анализ потенциала энергосбережения и инновационного потенциала в регионе
Анализ отклонений и внесение корректировок
\
\
Выявление мест в цепи «производство-потребление электроэнергии», где необходимы инновации
Департамент по энергетике и энергосбережению, инновационные центры
і
Контроль реализации решений
\
Формирование альтернатив и выбор инновационных решений
Реализация
инновационных
решений
'1 > I
I
I
I
I
Энергосбытовые Электросетевые Г енерирующие
компании компании компании
т
_L
| Ри. 1 Модель I процедуры
| контроллинга
^ энергосбережения