Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОВОЩЕВОДСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тоцкойнова А.Ф.

В современных условиях не менее актуальной проблемой становится достижение продовольственной безопасности, так как она выступает основой социально-экономической и политической стабильности любого государства. В начале XXI века Россия столкнулась с тем, что экономика не обладала продовольственным авторитетом, поскольку сокращались производственные объёмы отечественных продуктов одновременно с увеличением импорта продовольственных товаров, что разрушало существовавший производственный потенциал в агропромышленном секторе. В статье изложены современные концепции, применяемые в РФ для осуществления политики импортозамещения, проанализированы ключевые показатели развития сельскохозяйственной отрасли в целом и овощеводства в частности, автором предложен алгоритм оценки эффективности существующих программ импортозамещения, по результатам исследования сформированы выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тоцкойнова А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY OF OLERICULTURAL PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

At the present development stage current problem is the achievement of food security, as it’s the basis of socio-economic and political stability of any government. At the beginning of the 21st century, Russia was confronted with the lack of food authority: production volumes of domestic products were reduced simultaneously with the increase in imports of food products, which destroyed the existing production potential in the agro-industrial sector. The article describes the modern concepts for the implementation of import substitution policy, analyzes the indicators of the agricultural and olericultural sector, the author proposes an algorithm for assessing the effectiveness of existing import substitution programs, the results of the study formed conclusions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Оценка эффективности политики импортозамещения овощеводства в Российской Федерации

Тоцкойнова Аида Фрунзеевна

аспирант кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности Кубанского Государственного Аграрного Университета имени И.Т. Трублина, vitam-2014@yandex.ru

В современных условиях не менее актуальной проблемой становится достижение продовольственной безопасности, так как она выступает основой социально-экономической и политической стабильности любого государства. В начале XXI века Россия столкнулась с тем, что экономика не обладала продовольственным авторитетом, поскольку сокращались производственные объёмы отечественных продуктов одновременно с увеличением импорта продовольственных товаров, что разрушало существовавший производственный потенциал в агропромышленном секторе. В статье изложены современные концепции, применяемые в РФ для осуществления политики им-портозамещения, проанализированы ключевые показатели развития сельскохозяйственной отрасли в целом и овощеводства в частности, автором предложен алгоритм оценки эффективности существующих программ импортозамещения, по результатам исследования сформированы выводы. Ключевые слова: импортозамещение, сельскохозяйственная продукция, овощеводство, Российская Федерация, оценка эффективности.

Импортозамещение применяется в развитых и развивающихся экономиках для достижения экономической безопасности, сбалансированного развития, гармоничной интеграции в мировое сообщество. Как отмечает А.М. Семёнов, политика импортозамещения реализуется множеством мировых держав в различных периодах. Для США и западноевропейских стран стратегия импортозамещения приводилась в действие на рубеже 1850-1860 гг. с целью поддержания собственного производства в условиях Британской гегемонии [9].

Следовательно, политика импортозамещения приобрела свой истинный смысл ещё во II половине XIX века.

Несомненно, политика импортозамещения минимизирует существующие риски в ведении хозяйственного комплекса и позволяет достигнуть положительного результата:

- уменьшить удельный вес импортных операций стратегически важных товаров;

- сократить стоимость импортозамещающей продукции при условии организации собственного производства путём распределения национальных ресурсов;

- повысить экспорт за счёт представленных импортозамещающих товаров при поддержании требуемого уровня качества в международном сообществе;

- возникнут новые рабочие места;

- может произойти инновационное обновление производственных процессов при рациональной локализации продуктов;

- усовершенствовать внутринациональную кооперацию и специализацию;

- не допустить разрушение технологической цепочки по созданию добавленной стоимости;

- улучшить условия финансово-экономической деятельности контрагентов на рынке;

- обеспечить устойчивость в развитии кластеров, организаций и предпринимательства в целом;

- укрепить политическую независимость и экономическую безопасность [6, с. 151-152].

Необходимость политики импортозамещения кроется в том, что её разработка происходит под воздействием макро- и микроэкономических факторов, которые дестабилизируют экономическую среду государства, заставляя его находится в зависимости от импорта, и проявляется в недоступности либо ограничениях импортирования стратегических ассортиментных групп продукции, важных с целью осуществления экономического потенциала и минимизирующих темп развития производительных сил.

Существует множество классификаций факторов, но в данном исследовании рассмотрим объективные и субъективные факторы импортозависимости, которая не позволяет рыночным агентам достигнуть высокой конкурентоспособности. К объективным можно отнести следующие:

1. Наличие полезных ископаемых;

2. Природный климат;

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

3.Территориальное расположение, подходящее для развития промышленных зон;

4. Позиция государства в разделении труда на международном уровне.

К субъективным факторам импортозависимости страны можно отнести следующие:

1. Степень внутренней кооперации и специализации;

2. Производительность труда;

3. Уровень производственной концентрации вблизи энергоресурсов и сырьевых источников;

4. Наличие транспортных цепочек и узлов;

5. Развитие инновационной сферы, системы по управлению знаниями;

6. Подготовка промышленности к внедрению инновационных технологий;

7. Качество и торговый бренд изготавливаемого товара.

В России вопрос введения политики импортозаме-щения имел место быть ещё в начале XXI века, когда в социально-экономическом развитии прослеживалось увеличение импорта с одновременным сокращением производственного потенциала (рисунок 1).

Должный вклад в политику импортозамещения обеспечат различные условия для компаний, институциональных инвесторов, в частности налоговые льготы [2].

По состоянию на 2018 год в структуре российского импорта значатся следующие группы товаров:

- машины, транспортные средства, оборудование -44,6 %;

- товары химической промышленности - 18,3 %;

- продовольственные товары и сельхозпродукция -12,4 %;

- металлы и изделия из них - 7,2 %;

- текстиль и обувь - 6,2 %;

- минеральные продукты - 2,1 %;

- древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 1,6 % (рисунок 2) [11].

Рисунок 1 - Динамика импорта России на период 2000-2014 гг., млрд. долл. США [3,4]

В 2014 году на Украине начался экономический и политический кризис, что спровоцировало введение санкций против РФ со стороны США и ЕС. Ответной мерой со стороны России последовало введение санкций, запрещавших ввоз отдельных категорий товаров, импортируемых из Америки и Европы [7,8]. В силу произошедших изменений во внешнеторговом сотрудничестве началась активизация политики импортозамещения, предпосылки для разработки которой существовали ещё в 2005 году, когда импорт возрос за последние 5 лет на 191,2 %.

Теперь ключевой задачей российской экономики стало повышение производимого ассортимента продукции, перенаправление сбытовых каналов, исследование передовых технологий для поддержания промышленной эффективности, что непосредственно взаимосвязано с импортозамещением. Несмотря на это, меры по выработке органичной политики по импортозамеще-нию были предприняты только на рубеже 2014-2015 гг. В Ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2015 года было сказано, что поддержка высокой эффективности хозяйственного комплекса напрямую зависит от сосредоточения нужных ресурсов, мировой рынок ориентируется на высококачественную продукцию, на которую имеется спрос; РФ на сегодняшний момент необходимы предприятия, которые смогут производить товары высокого качества и выводить их не только на внутренний, но и на международный рынок.

Рисунок 2 - Структура импорта товаров России за 2018 год, % [11]

Таблица 1

Производство импортозамещающих сельскохозяйственных

Товар 2015 2016 2017 2018

Мясо крупного ро- 203 195 205 226

гатого скота

Свинина парная, 1655 1947 2158 2427

охлаждённая

Мясо и субпро- 4340 4464 4839 4795

дукты пищевые

домашней птицы

Изделия колбас- 2445 2436 2255 2276

ные

Рыба живая, све- 1175 1341 855 817

жая, охлаждённая

Ракообразные, 67,9 63,6 45,9 47,3

устрицы

Филе рыбное, 18,8 20,7 18,1 17,8

мясо рыбы

Рыба (кроме 2502 2606 3057 2994

сельди)

Плодоовощная 55,4 71,7 62,6 66,1

продукция заморо-

женная

Фрукты, ягоды, 12,2 11,0 15,6 17,6

орехи сушёные

Молоко жидкое 5447 5569 5390 5568

обработанное

Творог 416 410 486 499

Масло сливочное 256 251 270 258

Сыры 589 605 464 473

С 2014 года в РФ был запрещён ввоз таких пищевых товаров, как молочная продукция, ракообразные, мясо,

рыба, фрукты, овощи, орехи [5]. Введённое эмбарго позволило заполнить рыночную нишу российскими компаниями-производителями (таблица 1).

Анализируя статистические данные, представленные в таблице 1, можно говорить о том, что наибольший удельный вес импортозамещения приходится на молочную продукцию, которой было произведено в 2018 году 5568 тыс. тонн, что на 3,3 % выше, нежели в предыдущем периоде. Наименьшая доля импортозамещающей продукции приходится на фрукты, ягоды и сушёные орехи, которых было произведено в 2018 году 17,6 тыс. тонн, что на 12,8 % выше, чем в 2017 году.

Отдельно остановимся на производстве овощей в регионах РФ на современном этапе.

Доля российских субъектов в производстве овощной продукции в Южном федеральном округе не превышает и 10 %, о чём свидетельствует рисунок 3.

портозамещения в России на период до 2020 года, которая устанавливает конкретные положения для деятельности всех контрагентов на рынке.

Рисунок 3 - Доля российских субъектов в производстве овощной продукции на 2018 год, % [10]

Наибольший удельный вес производства овощной продукции из представленных регионов России принадлежит Астраханской области (9,5 %), второе место занимает Волгоградская область (7,2 %), третье место отведено Краснодарскому краю (5,5 %). Наименьший удельный вес в производстве по выращиванию овощей наблюдается у Республики Адыгея (0,4 %), у Республики Калмыкия (0,1 %), у г. Севастополь (0,03 %). Таким образом, можно отметить, что тенденция в развитии овощеводства - региональная диспропорция по географическим, территориальным и социально-экономическим критериям.

Обобщая данные по валовому сбору овощей среди регионов Южного федерального округа РФ (рисунок 4), можно говорить о том, что в большинстве регионов федерального округа в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло сокращение показателя: г. Севастополь - на 8,2 %, Ростовская область - на 12,6 %, Волгоградская область - на 9 %, Краснодарский край - на 0,3 %, Республика Крым - на 9,2 %, Республика Калмыкия - на 15,6 %. Вместе с тем следует отметить тот факт, что величина валового сбора овощей 2018 года у многих из представленных регионов выше среднего значения показателя за 2013-2017 гг. либо приближена к нему, что обуславливает наличие экономического потенциала в развитии сельскохозяйственных овощных культур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой результат производства овощей в условиях санкций достигнут за счёт внедрения Стратегии им-

Рисунок 4 - Валовой сбор овощей в регионах ЮФО РФ, тыс. тонн [10]

Цель действующей программы импортозамещения состоит в регламентации отечественного производства с учётом введения импортозамещающих механизмов. Задачами для достижения поставленной цели выступают следующие:

1. Рост конкурентоспособности промышленности РФ на международных рынках;

2. Внедрение передовых технологий в производственную сферу;

3. Освоение инновационного поля для дальнейшего использования практико-ориентированных разработок.

Осуществление Стратегии импортозамещения направлено на получение таких результатов, как формирование развитой инфраструктуры в промышленных зонах, сбалансированного спроса на отечественные товары, высококвалифицированных рабочих мест, рост операционной эффективности компаний-производителей, модернизация технологической структуры в государстве, стандартизация стратегических отраслей, повышение количества патентов, внедрение передовых технологий и составляющих в предпринимательскую практику [12].

Обобщая характеристики данного документа, следует отметить, что в существующей Стратегии отсутствует конкретный механизм предложенных мероприятий по импортозамещению, только обозначены задачи для достижения цели, критерии, с помощью которых можно получить конечный результат, организационная схема документа. Следовательно, можно видеть лишь установление правовых основ импортозамещения, экономическое же их обоснование требует дальнейших исследований рассматриваемой проблемы.

Поскольку стратегическое планирование не представляется целесообразным вне государственных программ и подпрограмм, то существует необходимость оценить степень их эффективности в соотношении с планом, а также в сравнении с произведённым финансированием в соотношении с плановыми величинами.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

= 0,5 (1)

степень реализации государственной про-

ем

0 см

со

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Определяющий показатель эффективности для государственной программы следует рассчитывать по формуле (1):

Эг„

где М граммы;

Э - степень реализации подпрограмм при наличии;

Z - количество подпрограмм при наличии.

Степень эффективности подпрограмм рассчитывается по формуле (2):

Э= К2 *М (2)

где К2 - эффективность использования средств на реализацию подпрограмм.

Идентификация степени эффективности государственной программы производится по ранжированию показателя:

1. Эгп > 10 - степень эффективности высокая (от 90 % до 100 %).

2. 8 < Эгп < 10 - степень эффективности выше среднего значения

(от 75 % до 89 %).

3. 6 < Эгп < 8 - степень эффективности средняя (от 65 % до 74 %).

4. 4 < Эгп < 6 - степень эффективности удовлетворительная (от 40 % до 64 %).

5. Эгп < 4 - степень эффективности низкая (от 0 % до 39 %).

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» имеет 9 подпрограмм, поэтому эффективность реализации политики импортозамещения будет оцениваться по каждой из них (таблица 2).

Таблица 2

Эффективность реализации подпрограмм Стратегии им-

Программа Показатель эффективности Доля эффективности, %

Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности, в том числе: 9,601 87,08

Развитие транспортного и специального машиностроения 9,059 80,63

Развитие производства средств производства 8,940 79,57

Развитие лёгкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрия детских товаров 9,437 83,99

Развитие производства традиционных и новых материалов 10,000 90,0

Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности 9,734 86,63

Содействие проведению НИОКР в гражданских отраслях промышленности 8,330 74,14

Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности 9,325 82,99

Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений 9,784 87,08

Уничтожение запасов химического оружия в РФ 4,860 51,84

Примечание. Составлено автором на основе [12]

Как можно увидеть, эффективность политики импортозамещения в отраслях промышленности РФ оценивается как выше среднего (на 87,1 %). Рассматривая структуру государственной программы по подпрограммам, которые, в свою очередь, распределены по мероприятиям, следует отметить, что удовлетворительной эффективностью обладает 1 подпрограмма, высокой эффективностью - 1 подпрограмма, эффективностью выше среднего - 7 подпрограмм.

Таким образом, политика импортозамещения РФ на сегодняшний момент считается целостным инструментом развития промышленных зон государства с целью обеспечения экономической безопасности. Несмотря на то, что Стратегию импортозамещения утвердили лишь в 2014 году, она показывает эффективность выше среднего. Это значит, что она действенна, но в стратегическом планировании, касаемо вопроса импортозамещения, ещё есть стимул к продвижению вперёд, совершенствованию производства, укреплению инновационного потенциала.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 02.04.2019).

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40542 (дата обращения: 02.04.2019).

3. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2015. 543 с.

4. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.

5. Алтухов А.И. Импортозамещение в агропродо-вольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №3. С. 2-6.

6. Волкодавова Е.В., Жабин А.П. Формирование политики импортозамещения в промышленности Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №5. С. 151-156.

7. Мухетдинова Н.М. Об инвестиционной составляющей импортозамещения в России // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: мат. II Международной научной конференции. М.: Финансовый университет, 2015. С. 2111-2120.

8. Рябухин С.Н. Необходимо стимулировать государственные корпорации, участвовать в финансировании ускоренного развития импортозамещающих производств [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/51913/ (дата обращения: 02.04.2019).

9. Семёнов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. М., 2014. 142 с.

10. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/publications/catalog/doc_1265196018516 (дата обращения: 02.04.2019).

11. Внешняя торговля России в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения: 02.04.2019).

12. Исполнение бюджета по госпрограммам РФ на 1 января 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.rU/minec/about/structure/depStrategy/2 01817017 (дата обращения: 02.04.2019).

13. Показатели, характеризующие импортозамеще-ние в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/importexchange/# (дата обращения: 02.04.2019).

Evaluation of the effectiveness of import substitution policy of

olericultural products in the Russian Federation Totskoinova A.F.

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

At the present development stage current problem is the achievement of food security, as it's the basis of socio-economic and political stability of any government. At the beginning of the 21st century, Russia was confronted with the lack of food authority: production volumes of domestic products were reduced simultaneously with the increase in imports of food products, which destroyed the existing production potential in the agro-industrial sector. The article describes the modern concepts for the implementation of import substitution policy, analyzes the indicators of the agricultural and olericultural sector, the author proposes an algorithm for assessing the effectiveness of existing import substitution programs, the results of the study formed conclusions. Keywords: import substitution, agricultural products, olericulture, the Russian Federation, evaluation of effectiveness.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No.

328 "On approval of the State program of the Russian Federation" Development of Industry and improvement of its competitiveness " [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/70643464

2. Address of the President of the Russian Federation to the Federal

Assembly of the Russian Federation dated 03.12.2015. (On the situation in the country and the main directions of domestic and foreign policy of the state) [Electronic resource]. URL:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/40542 (accessed: 02.04.2019).

3. Russia in numbers: krat. stat. sb. / Rosstat. M., 2015. 543 p.

4. Russian statistical yearbook: stat. sb. / Rosstat. M., 2012. 786 p

5. Altukhov A. I. Import substitution in the agri-food complex of the country:

problems and ways to solve them // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2015. No. 3. pp. 2-6.

6. Volkodavova E. V., Zhabin A. P. Formation of import substitution policy in

the industry of the Russian Federation / / Humanities, socio-economic and social sciences. 2016. No. 5. pp. 151-156.

7. Mukhetdinova N. M. On the investment component of import substitution in

Russia // Development of modern Russia: problems of reproduction and creation: Mat. II International Scientific Conference. Moscow: Financial University, 2015. pp. 2111-2120.

8. Ryabukhin S. N. It is necessary to stimulate state corporations, to

participate in financing the accelerated development of import-substituting industries [Electronic resource]. URL: http://council.gov.ru/events/news/51913/ (accessed: 02.04.2019).

9. Semenov A.M. Import substitution policy in the development of the

pharmaceutical industry in Russia: diss. for the degree of Candidate of Economic Sciences, Moscow, 2014. 142 p.

10.Bulletins on the state of agriculture [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/p ublications/catalog/doc_1265196018516 (accessed: 02.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Foreign trade of Russia in 2018 [Electronic resource]. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2018-godu/ (accessed: 02.04.2019).

12. Execution of the budget for state programs of the Russian Federation as of January 1, 2018 [Electronic resource]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201817017 (accessed: 02.04.2019).

13. Indicators that characterize import substitution in Russia [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/im portexchange/# (accessed: 02.04.2019).

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.