УДК 378.02:37.016 (14.35.09)
З. М. Тимофеева
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается проблема использования современных педагогических технологий в практике профессионально-методической подготовки педагогических кадров в области географического образования. Анализируются результаты экспертизы степени эффективности педагогических технологий, направленных на формирование основных компонентов методической компетентности и методического мышления преподавателя географии, составляющих основу его методической системы и обеспечивающих готовность к творческой педагогической деятельности.
Ключевые слова: методическая подготовка преподавателя географии, оценка эффективности педагогических технологий, анализ экспертных оценок.
Важным методологическим требованием, предъявляемым к педагогическим технологиям, является их эффективность, предполагающая высокую результативность обучения и оптимальность затрат. Поиск совокупности технологий, обеспечивающих успешную подготовку педагогических кадров в соответствии с потребностями отечественного образования, постоянно ведется и учеными, и преподавателями, участвующими в реализации образовательных программ. Так, различные аспекты применения педагогических технологий в системе методической подготовки учителя (преподавателя) географии рассматривались в исследованиях И. В. Душиной,
Н. В. Верещагиной, С. В. Милициной, В. В. Нико-линой, С. Н. Поздняк, В. Д. Сухорукова, Е. А. Таможней, З. М. Тимофеевой, Т. К. Щербаковой и др.
Одной из современных форм университетской подготовки педагогических кадров является дополнительное образование, реализуемое в рамках освоения программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». В соответствии с новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 г. подготовка педагогических кадров в форме дополнительного профессионального образования будет осуществляться по программам профессиональной переподготовки, направленным на приобретение новой квалификации. В нашем исследовании рассматривается проблема выбора педагогических технологий, наиболее эффективных при освоении студентами российских университетов программы методической подготовки в рамках дополнительного педагогического образования [1]. С целью выявления технологий, обеспечивающих результативное формирование основных компонентов методической компетентности (МК) и методического мышления (ММ) преподавателя географии (рисунок), его подготовку к творческой деятельности в области общего географического образования, была проведена экспертная оценка эффективности применяемых педагогических технологий.
Основные компоненты методической системы преподавателя географии
В качестве экспертов привлекались педагоги с многолетним опытом реализации образовательнопрофессиональной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» студентами, обучающимися по направлению подготовки (специальности) «География». Репрезентативность выборки экспертов обеспечена участием в опросе преподавателей из университетов разных категорий, действующих в различных регионах страны. Всего в оценках педагогических технологий приняли участие 17 преподавателей из 11 российских университетов (Балтийский им. И. Канта, Северо-Восточный им. М. К. Аммосова, СевероКавказский и Южный федеральные университеты, Курский, Новгородский им. Ярослава Мудрого, Национальный исследовательский Саратовский им. Н. Г. Чернышевского и другие государственные университеты).
В содержание разработанной анкеты были включены 23 педагогические технологии, как традиционно применяемые в вузовской практике профессиональной подготовки, так и инновационные, широко представленные в современной педагогической литературе и внедряемые в последние годы в учебный процесс высшей школы. Основными
критериями отбора педагогических технологий явились их гуманитарный потенциал [2] и опыт применения с целью повышения уровня мотивации студентов, их ответственности за качество освоения программы дополнительного профессионального образования. При этом мы исходили из того, что технологии, используемые в университетской подготовке преподавателя географии, формируют методическую компетентность, развивают методическое мышление, опыт творческой педагогической деятельности и становятся для студентов инструментом их будущей практической деятельности в области общего географического образования [3].
В ходе анкетирования экспертам предлагалось проранжировать педагогические технологии в порядке убывания эффективности при формировании каждого компонента МК и ММ преподавателя географии. Эксперты имели возможность дополнять предложенный перечень технологий, а также оценивать одинаковыми рангами технологии с равной, по их мнению, эффективностью.
Сопоставление полученных результатов показало разнообразие мнений экспертов, что обусловило применение статистических методов анализа. В качестве сравниваемых характеристик использовались медианы совокупностей оценок (M) и их стандартные (среднеквадратичные) отклонения (S). Как интегральный показатель степени согласованности мнений экспертов использован дисперсионный коэффициент конкордации (коэффициент согласия) Кендалла (W). Для выявления взаимосвязей между проранжированными оценками эффективности технологий применен коэффициент линейной корреляции Спирмена (г) [4, 5]. Анализ статистических данных и выявление скрытых закономерностей были проведены с использованием программного комплекса SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).
С целью определения допустимости использования в исследовании всех предоставленных ответов проведен их предварительный анализ. Было установлено, что два эксперта ранжировали не все технологии, еще один эксперт сгруппировал технологии по принципу равнозначности в четыре группы. Последующее сравнение результатов анкетирования выявило значительные отличия оценок некоторых экспертов от усредненных рангов и медиан совокупностей оценок по каждой технологии. Затем с помощью коэффициента конкордации были сопоставлены варианты согласованности мнений при последовательном исключении оценок каждого эксперта из общей совокупности оценок опрошенных. Это позволило выделить несколько экспертов, изъятие оценок которых значительно (до 15 %) повышало коэффициент согласия мнений в группе опрошенных. В целом совокупный анализ полученных результатов послужил основанием для исключения оценок трех экспертов из дальнейшего рассмотрения.
На следующем этапе исследования с целью корректного соотнесения технологий, оцененных отдельными экспертами равнозначно, таким технологиям, как связанным элементам оценки, были присвоены условные ранги, равные среднему арифметическому значению последовательных порядковых номеров, которые имели бы данные элементы связки, если бы они были различными.
Сводные сведения о педагогических технологиях, эффективность которых оценена экспертами выше среднего уровня (первые 7 рангов медиан оценок), приведены в таблице.
Как показали итоги опроса, в целом наиболее эффективными в методической подготовке преподавателя географии признаны технологии проблемного обучения, организации творческой деятельности, организации управляемой СРС, организации имитационных и деловых игр, развития кри-
Сводные оценки наиболее эффективных педагогических технологий, применяемых в практике методической подготовки преподавателя географии (опрос - осенний семестр 2012-2013 учебного года)
Вид педагогической технологии Компоненты МК и ММ
Когнитивный Операционнодеятельно стный Творческий и исследовательский Мотивационный
Рейтинг по медианам оценок
Проблемного обучения 1 3 2 2
Организации проектной деятельности 1 3
Организации творческой деятельности 1 1
Организации управляемой СРС 2 5
Организации имитационных и деловых игр 2 6
Организации учебно-исследовательской деятельности 4 4
Развития критического мышления 3 6
Модульно-рейтингового обучения 4 3
Анализа конкретных ситуаций; кейс-метод 4 7
Организации дискуссии 5
Организации научно-исследовательской деятельности 5 7
Самообразовательной деятельности 6
Контекстного обучения 6
Рефлексивного обучения 7 5
Алгоритмического обучения 7
тического мышления и организации учебно-исследовательской деятельности. Полученные результаты сопоставимы с данными опроса преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена, проведенного с целью определения готовности профессорско-преподавательского корпуса к реализации инновационных программ [6].
Далее на основе порядковых (ранговых) шкал педагогические технологии, используемые при формировании каждого компонента МК и ММ, были объединены в пять групп по величине медиан оценок эффективности применения каждой технологии (наивысшая, высокая, средняя, ниже средней, низкая). Проведенная группировка позволила установить следующие приоритеты в покомпонентном анализе экспертных оценок эффективности технологий.
При формировании когнитивных компонентов МК и ММ преподавателя географии наивысшую степень эффективности эксперты вполне ожидаемо присвоили технологии проблемного обучения. Достаточно высоко было оценено применение технологии развития критического мышления и управляемой самостоятельной работы студентов (СРС). На среднем уровне дана оценка возможностям использования технологий организации дискуссии, модульно-рейтингового обучения, самообразовательной деятельности, рефлексивного обучения, самоконтроля и оценки достижений. Ниже среднего уровня при формировании когнитивных компонентов МК и ММ оценено применение информационных технологий и контекстного обучения. При этом, как установлено исходя из оценки полученных показателей стандартного отклонения, наиболее близкими были мнения экспертов при ранжировании технологий проблемного обучения, самоконтроля и оценки достижений, кредитной системы. Максимальный разброс мнений выявлен в оценках модульно-рейтингового обучения, дискуссии и информационных технологий.
Наивысший приоритет при формировании операционно-деятельностного компонента МК и деятельностного компонента ММ преподавателя географии эксперты однозначно не определили ни для одной технологии. Вместе с тем довольно высоко было оценено применение организации проектной деятельности, имитационных и деловых игр, технологий проблемного обучения и анализа конкретных ситуаций. На среднем уровне эксперты определили возможности организации управляемой СРС, технологий контекстного, алгоритмического, модульно-рейтингового и рефлексивного обучения. Ниже среднего уровня, но достаточно равномерно оценена эффективность использования технологий поэтапного формирования умственных действий, организации групповой работы и инфор-
мационных технологий, самоконтроля и оценки достижений, обучения на основе социального взаимодействия. При оценке технологий, используемых при формировании операционно-деятельностного компонента, достаточно похожие мнения были высказаны в отношении информационных технологий, организации имитационных и деловых игр, организации управляемой СРС, самоконтроля и оценки достижений, анализа конкретных ситуаций, кейс-метода и организации проектной деятельности. Наибольший разброс мнений выявлен в оценках использования технологий поэтапного формирования умственных действий, контекстного и модульно-рейтингового обучения.
В развитии творческого и исследовательского компонентов МК и ММ преподавателя географии безусловный приоритет эксперты отдали технологиям организации творческой деятельности, проблемного обучения, а также организации учебноисследовательской деятельности. Несколько ниже, но достаточно высоко оценивается эффективность организации научно-исследовательской деятельности, применения технологий развития критического мышления и анализа конкретных ситуаций. На среднем уровне оценены возможности применения технологий контекстного и интерактивного обучения. Ниже среднего уровня была оценена эффективность применения информационных технологий, технологий рефлексивного обучения, самоконтроля и оценки достижений, организации групповой работы. Оценивая технологии, используемые при формировании творческого и исследовательского компонентов, практически полное единодушие эксперты проявили в отношении технологии проблемного обучения, информационных технологий, организации проектной и творческой деятельности. В то же время значительный разброс мнений был отмечен в оценках большинства других технологий: интерактивного обучения, кредитной системы, анализа конкретных ситуаций, рефлексивного обучения, организации учебно-исследовательской деятельности, портфолио, контекстного обучения, развития критического мышления, самоконтроля и оценки достижений.
Среди технологий, наиболее эффективно используемых при формировании у студентов мотивационно-ценностного компонента МК и мотивационно-целевого компонента ММ, явный приоритет не был отдан ни одной технологии. При этом достаточно высоко оценена эффективность использования технологий организации творческой деятельности, проблемного и модульно-рейтингового обучения. На среднем уровне даны оценки возможностям применения организации учебноисследовательской деятельности и рефлексивного обучения, организации имитационных и деловых
игр, научно-исследовательской деятельности, технологий самоконтроля и оценки достижений, анализа конкретных ситуаций. Ниже среднего уровня были оценены возможности использования технологий интерактивного обучения. Еще ниже оценена эффективность использования технологии обучения на основе социального взаимодействия и информационных технологий. Рассматривая технологии с точки зрения формирования мотивационного компонента, существенное единодушие эксперты выразили в оценке информационных технологий, технологий интерактивного обучения и анализа конкретных ситуаций. Наибольший разброс мнений выявлен в оценках использования технологий модульно-рейтингового обучения и обучения на основе социального взаимодействия.
При формировании всех компонентов МК и ММ самые низкие оценки эффективности технологий, с заметным отставанием от других технологий, были даны портфолио и кредитной системе обучения. Низкую оценку эффективности кредитной системы обучения можно объяснить тем, что, несмотря на внедрение модульного принципа организации учебного материала, расчет трудоемкости программ дополнительного педагогического образования в зачетных единицах (кредитах) в системе российского высшего образования широкого распространения еще не получил.
С целью установления скрытых взаимосвязей между технологиями, успешно применяемыми в практике методической подготовки студентов-геог-рафов, был проведен анализ корреляции экспертных оценок эффективности технологий, используемых при формировании каждого компонента МК и ММ преподавателя географии. В качестве уровня статистической значимости результатов корреляционного анализа был принят 95 %-ный доверительный интервал (р < 0.05), обычно применяемый в педагогических исследованиях.
Результаты проведенного анализа показали, что применение технологии проблемного обучения, наиболее эффективной, по оценкам экспертов, при формировании когнитивных компонентов МК и ММ, практически не коррелирует с использованием других педагогических технологий, т. е. прямые и однозначные взаимозависимости и взаимообусловленности этой технологии в оценках явно не просматриваются. Средний положительный уровень корреляции (г = 0.50-0.69) отмечен между технологиями контекстного и рефлексивного обучения, а также у технологии самообразовательной деятельности с технологией самоконтроля и оценки достижений.
При формировании операционно-деятельностного компонента МК и деятельностного компонента ММ сильная корреляция (г = 0.70-0.89) проявля-
ется между оценками использования технологий проблемного и модульно-рейтингового обучения, а также между применением информационных технологий и портфолио. Средний уровень корреляции выявлен в парах технологий: организация имитационных и деловых игр - обучение на основе социального взаимодействия; организация управляемой СРС - организация проектной деятельности; анализ конкретных ситуаций - организация групповой работы.
Исходя из корреляционного анализа оценок экспертов при формировании творческого и исследовательского компонентов МК и креативного компонента ММ технология проблемного обучения проявляет сильную взаимосвязь с рефлексивным обучением. На среднем уровне организация учебно-исследовательской деятельности коррелирует с организацией творческой деятельности и использованием информационных технологий, которое в свою очередь коррелируют с применением портфолио. Кроме того, средний уровень корреляции выявлен между применением таких пар технологий, как организация проектной деятельности -организация групповой работы, технология развития критического мышления - рефлексивное обучение.
Анализ корреляции педагогических технологий, направленных на формирование мотивационно-ценностного компонента МК, выявляет однозначные взаимосвязи ряда применяемых технологий. В частности, значительная корреляция (г =
0.50-0.69) проявляется между оценками применения технологии проблемного обучения, использования технологий рефлексивного обучения и организации учебно-исследовательской деятельности. Применение последней, в свою очередь, коррелирует с технологией организации творческой деятельности. Оценки применения технологии анализа конкретных ситуаций наиболее сильно коррелируют (г = 0.79) с организацией имитационных и деловых игр, а на среднем уровне - с технологиями интерактивного обучения и обучения на основе социального взаимодействия.
Степень согласованности мнений экспертов при оценке эффективности технологий, применяемых в методической подготовке студентов-географов, определена нами с использованием коэффициента конкордации [4, 7]. В целом данный показатель составил W = 0.392. Наибольшую согласованность мнений эксперты проявили при оценке технологий, применяемых при формировании творческого и исследовательского компонентов ^ = 0.517). Исходя из того, что коэффициент конкордации может принимать значения от 0 до 1, полученное значение коэффициента свидетельствует о средней степени согласованности мнений экспертов. Наи-
меньшая согласованность мнений была отмечена при оценке технологий, применяемых при формировании операционно-деятельностного ^ = 0.251) и мотивационного ^ = 0.285) компонентов. Несколько более высокая, но не достигающая среднего уровня, степень согласованности оценок отмечена при ранжировании технологий, используемых в формировании когнитивного компонента ^ = 0.398).
Для оценки уровня статистической значимости полученных коэффициентов конкордации был определен критерий х2 = 249.164. Критическое значение данного критерия для 14 экспертов (у = 14) и уровня значимости р < 0.01 равно х2табл = 29.141 [8]. Поскольку х2 > х2табл., была принята гипотеза о согласованности оценок экспертов при ранжировании технологий. Кроме того, полученная нами крайне незначительная величина статистически значимого показателя вероятности ошибок (г < 0.001) свидетельствует о существенной закономерности полученных результатов.
Результаты анализа экспертных оценок педагогических технологий, обеспечивающих успешную методическую подготовку преподавателя географии к творческой педагогической деятельности, позволяют сделать ряд выводов.
Безусловно, в современной практике методической подготовки преподавателя географии достаточно эффективно применяется целый спектр педагогических технологий.
Развитие когнитивных компонентов МК и ММ наиболее эффективно осуществляется при использовании технологий проблемного обучения, развития критического мышления, организации дискуссии, управляемой СРС, модульно-рейтингового обучения.
При формировании операционно-деятельностного компонента МК и деятельностного компонента ММ наиболее эффективными, с точки зрения экспертов, являются такие педагогические технологии, как организация проектной деятельности, имитационных и деловых игр, проблемного обучения, анализа конкретных ситуаций и контекстного обучения.
Наиболее эффективным в развитии творческого и исследовательского компонентов МК, а также креативного компонента ММ эксперты полагают применение совокупности технологий проблемного обучения, организации творческой и проектной деятельности, учебно-исследовательской и научноисследовательской деятельности.
Мотивационно-личностный компонент МК и мотивационный компонент ММ, по мнению экспертов, с наибольшей эффективностью может форми-
роваться с использованием совокупности технологий организации творческой и учебно-исследовательской деятельности, проблемного обучения, модульно-рейтингового и рефлексивного обучения.
Значительный разброс мнений в оценках эффективности использования отдельных технологий отражает разную степень их освоения вузовскими преподавателями и свидетельствует о том, что ряд инновационных технологий широкого распространения в методической подготовке студентов-геог-рафов еще не получил. В частности, исходя из экспертных оценок, в университетской практике еще недостаточно активно используются технологии интерактивного обучения, организации групповой работы и обучения на основе социального взаимодействия, информационные технологии, технология самоконтроля и оценки достижений, портфолио, кредитная система.
Эффективность формирования конкретных компонентов МК и ММ обусловлена применением целесообразной совокупности педагогических технологий. При определении оптимальной совокупности технологий следует учитывать степень направленности каждой из них на достижение главной цели, в нашем случае - на подготовку преподавателя к творческой педагогической деятельности в области общего географического образования. Кроме того, в условиях освоения программы дополнительного (к высшему) педагогического образования на выбор педагогических технологий оказывает влияние фактор дефицита аудиторного и внеаудиторного времени, в том числе времени на самостоятельную работу и самообразовательную деятельность студентов.
Корреляционный анализ экспертных оценок эффективности применения различных педагогических технологий выявляет наличие значительных взаимозависимостей между отдельными технологиями. Успешность реализации одной технологии в определенной степени обусловливается успешностью применения другой. Практический учет данного обстоятельства при проектировании учебного процесса позволяет повысить эффективность процесса методической подготовки.
Полученные экспертные оценки в целом подтверждаются опытно-поисковой работой, направленной на установление оптимальной совокупности технологий, обеспечивающих успешное формирование у студентов-географов основных компонентов методической компетентности и методического мышления, прежде всего развитие опыта творческой деятельности и аксиологического потенциала будущего преподавателя географии.
Список литературы
1. Тимофеева З. М. Модель творчески ориентированной системы методической подготовки преподавателя географии в условиях дополнительного образования // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2012. Т. 71. № 7. С. 54-58.
2. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 124-127
3. Тимофеева З. М. Подготовка преподавателя географии в федеральном университете: методический аспект: моногр. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. 250 с.
4. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 568 с.
5. Прохоров Ю. К., Фролов В. В. Управленческие решения: учеб. пос. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. 138 с.
6. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с.
7. Ромашкина Г. Ф., Татарова Г. Г. Коэффициент конкордации в анализе социологических данных // Социология. 2005. № 20. С. 131-158.
8. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. Библиотека психолога. 2-е изд., испр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. 336 с.
Тимофеева З. М., кандидат педагогических наук, доцент.
Южный федеральный университет.
Ул. Большая Садовая, 105/42, Ростов-на-Дону, Россия, 344006.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.04.2013.
Z. M. Timofeeva
EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USED IN THE METHODICAL TRAINING OF GEOGRAPHY TEACHERS IN THE CONTEXT OF ADDITIONAL EDUCATION
The article is dedicated to the use of the modern technologies in the practice of the professional and methodical training of pedagogic personnel in geographical education. The results of the effectiveness degree expertise of pedagogical technologies, directed on the formation of the basic components of methodical competence and methodical thinking of the geography teacher, forming the basis of his methodical system and providing the readiness for pedagogic activity, are under analysis.
Key words: methodical preparation of teachers of geography, assessment of the efficiency of pedagogical technologies, analysis of expert assessments.
Southern Federal University.
Ul. Bolshaya Sadovaya, 105/42, Rostov-on-Don, Russia, 344006.
E-mail: [email protected]