Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олефиренко Т.В.

В статье определена эффективность составляющих экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства в обобщенной характеристике факторов аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE MAIN FACTORS AFFECTING THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION

The article outlines the components of the economic efficiency of the mechanism of regulation of agricultural production in the generalized characteristic factors of agricultural policy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Таким образом, процесс модернизации финансового рынка затратный и длительный, перестройка механизма регулирования и изменения в структуре работы финансового института могут занять продолжительное время. Однако этот процесс необходим для укрепления экономики страны в целом и для выхода России на международные финансовые рынки.

Использованные источники:

1. Казначевская Г. Б. Финансы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - С.42.

2. Куртов Д. О. Эффективность функционирования финансового рынка // Экономика и бизнес. - 2016. - №4.- С. 57

3. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов // Вестник Банка России №27 от 17 июня 2016 года. [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.cbr.ru/publ/?Prtid=vestnik

4. Староверов О. И. Современный подход к управлению финансами // Экономист. - 2016. - № 7.- C. 55

5. Теория финансовой деятельности. / Под ред. В. Г. Игнатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - С. 117

6. Финансовые рынки и финансово - кредитные институты. / Под ред. Г.Белоглазовой, Л. Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2013. - 384с. - с.8.

УДК: 338.432

Олефиренко Т.В., к. э.н.

доцент

кафедра глобального управления Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Аннотация.

В статье определена эффективность составляющих экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства в обобщенной характеристике факторов аграрной политики.

Ключевые слова: аграрная политика, сельскохозяйственное производство, факторы, инструменты, эффективность.

Olefirenko T., Ph.D., Associate Professor of global economy, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE MAIN FACTORS AFFECTING THE ECONOMIC MECHANISM OF REGULATION OF

AGRICULTURAL PRODUCTION.

Summary.

The article outlines the components of the economic efficiency of the mechanism of regulation of agricultural production in the generalized

characteristic factors of agricultural policy.

Keywords: agricultural policy, agricultural production factors, tools, efficiency.

Актуальность темы. В основе формирования организационно-экономических условий должен быть положен курс на интеграцию производства и кооперации. Неотъемлемым аспектом совершенствования существующей системы является развитие инфраструктуры, формирования земельных отношений, переход к качественному информационному обслуживанию. В свою очередь, эффективность экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства зависит от системного построения экономических факторов, в том числе обеспечение соответствующих условий для свободного выбора форм хозяйствования. Ведение сельскохозяйственного производства обусловлено необходимостью организации структурных элементов, среди которых необходимо выделить ценовое регулирование, налогообложение, страхование

сельскохозяйственных рисков, систему государственной поддержки, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, кредитную политику и предоставления банковских услуг, инвестиционно-кредитный развитие, материально-техническое обеспечение.

В современных условиях, обеспечение конкурентоспособного развития сельскохозяйственного производства, требует адекватных подходов к системе оценивания, а также определение эффективности экономического механизма на основе анализа соответствующих составляющих и инструментов воздействия, которые в ходе развития современных событий могут испытывать определенные изменения. В основе взаимодействия факторов воздействия должна быть положены достижения синергетического эффекта. Необходимо отметить существование определенных противоречий, присущих национальному правовом среде, что требует практического решения, с применением опыта зарубежных стран.

Вопросами разработки теоретико-методологического инструментария формирования экономического механизма регулирования

сельскохозяйственного производство посвящены работы таких ученых: А.Андрийчука, А.Дибровы, М.Гладия, Ю.Лупенко, Ю.Лузана, С.Кваши, П.Саблука, О.Шпичака.

Оценки экономических составляющих механизма обеспечения развития агропромышленного производства проведенное Ю. Лузаном, экспертным путем по десятибалльной шкале с учетом наличия и результативности инструментов и определением комплексной оценки их эффективности. Показателями оценки компонентов механизма обеспечения развития агропромышленного производства определены такие критерии как: в основном созданы условия (7 - 10 баллов), недостаточный уровень обеспеченности (4 - 6 баллов), условия в основном не создано (1 - 3 балла). Результаты углубленного анализа нерешенных проблем, снижающих

действенность соответствующих факторов влияния и оценку уровня эффективности функциональных элементов, как понижающих факторов максимальной отметки в 10 баллов, отражены в табл. 1.

Таблица 1.

Оценка эффективности экономического механизма

агропромышленного производства

Основные экономические составляющие Инструменты

Налогообложения (в основном условия созданы - 8 баллов) Льготные условия, упрощенные режимы, администрирование и др.

Материально-техническое обеспечение (уровень обеспечения недостаточен -6 баллов) Техника, ТЭР, химизация, услуги, альтернативная энергетика и др.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (уровень обеспечения недостаточен - 5 баллов) Режимы свободной торговли, требования ВТО, ЕС, СНГ

Инвестиционно-инновационное развитие (уровень обеспечения недостаточен -5 баллов) Защита инвестиций, разрешения на реализацию проектов, выделение земельных участков под строительство, инновации, налоги.

Система государственной поддержки (уровень обеспечения недостаточен -4 балла) Регулирование рынка, поддержка убыточных производств, инвестиционно-инновационные проекты, социальная сфера, наука и образование

Кредитование и банковские услуги (уровень обеспечения недостаточен -4 балла)' Удешевление кредитов, кредитная кооперация, ипотека, микрокредитования, лизинг, государственные гарантии

Страхование сельскохозяйственных рисков (в основном условия не созданы -3 балла) Специальный закон, инфраструктура, агентство, взаимное страхование, создание пулов

Ценовое регулирование (в основном условия не созданы - 3 балла) Интервенции, дотации, минимальные цены, диспаритет, мониторинг

Ринок цшних паперiв ( в основному умови не створеш - 3 бали) Реестращя, лшвщшсть, ринок

Разработан автором на основе [4, С.73 - 76 ]

В свою очередь, Ю. Лузан, отмечает, что экономические составляющие и инструменты исследуемого механизма, обеспечили благоприятные условия для развития АПК в системе налогообложения сельскохозяйственных товаро-производителей (8 баллов). В то же время, не созданы условия взаимовыгодного хозяйствования на землях разного качества, существует значительная дифференциация доходов товаропроизводителей и других участников аграрного рынка, нестабильность уровня налогообложения. Другие компоненты обеспечения эффективного функционирования экономического механизма развития АПВ способствовали незначительным положительным сдвигом, и оценены от 2 до 6 баллов. Поэтому, общий уровень обеспечения развития агропромышленного производства составляет 50% [4, С.74 -76].

Необходимо отметить, что залогом рационального использования существующего агропромышленного производства является гармоничное сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов влияния, с целью обеспечения устойчивого развития. В основе которого должен быть положен достижения синергетического эффекта, при условии стимулирования эмерджентности.

Соглашаясь в целом с вышеуказанной комплексной оценке эффективности деятельности основных составляющих механизма обеспечения развития АПК, можем отметить превалирующий влияние финансово-кредитного, ценообразующего и налогового факторов, и определить влияние других компонент как недостаточно весомый, по сути, привел к незначительным положительных сдвигов.

Автором осуществлена оценка результативности факторов аграрной политики и применения отдельных инструментов регулирования, и их комплексное воздействие на развитие отрасли. Критериями уровня оценки результативности составляющих экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства определены (стимулирующий влияние 7-10 баллов), достаточное влияние (4-6 баллов), недостаточное влияние (1-3 балла). Установлено, что применение инструментов регулирования основных факторов аграрной политики положительно влияет на развитие сельскохозяйственного производства как на уровне субъектов хозяйствования, так и на развитие отрасли в целом (табл. 2).

Таблица 2.

Оценка эффективности основных факторов влияния экономического механизма регулирования сельскохозяйственного

Основные факторы Инструменты

Финансово-кредитный (6 баллов) - Трансферты - Субсидии, доплаты - Учетная, кредитная ставка - Норма амортизации - Пошлина

Ценообразующий (9 баллов) - Финансовые интервенции - Товарные интервенции - Залоговые закупки

Налоговый (8 баллов) - Ставка единого налога 4 группы, налог на деятельность физических лиц - Пенсионный фонд - Местные сборы, налоги

Разработано автором

Эффективность финансово-кредитного фактора оценен в 6 баллов. Специфика финансово-кредитной политики аграрной сферы, определяется прежде всего особенностями функционирования сельского хозяйства, и должна быть направлена на решение соответствующих задач за счет обеспечения финансовыми ресурсами, с объективным учетом возможностей их возвращения. Как часть аграрной политики, кредитная должна предусматривать систему мер по достижению желаемых результатов. Опыт экономически развитых стран убеждает, что кредитная политика должна быть направлена на формирование системы кредитного обеспечения [9, с.212].

Такая система должна обеспечивать потребности села в кредитных ресурсах текущего и долгосрочного характера для функционирования производственной и социальной сфер на селе.

В современных условиях кризисных явлений, характерных не только для экономики Украины, проблемы банковского кредитования субъектов сельскохозяйственного производства не удалось решить и сейчас. Несмотря на принятые государством меры, негативные тенденции кредитования аграрной сферы можно охарактеризовать низким уровнем кредитование, не контролируемостью роста процентных ставок, в комплексной оценке свидетельствует об ослаблении влияния данного фактора.

Кредитование сельского хозяйства в современных условиях является важным компонентом финансового обеспечения его стабильного развития. Введение испытуемых мировым опытом прогрессивных моделей

банковского обслуживания должна стать одним из основных приоритетов государственной аграрной политики. Как отмечает Ю. Лузан, система кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей должна сочетать государственную поддержку, специфические механизмы защиты банковских займов, обслуживание различными финансовыми посредниками, прежде всего кооперативными и частными банками, которые существенно отличаются по функциям, условиям предоставления кредитов, механизмами их распределения, принципами управления [3 , С. 19].

Существует прямая зависимость между экономическим развитием сельскохозяйственных хозяйственных предприятий и обеспеченностью финансовыми ресурсами, в том числе наличием собственных, условий доступа к внешним источникам их формирования. Как отмечает В. Ковалев, независимо от организационно-правовой формы основу экономики рыночного типа формирует пьятиелементна система финансирования, система-образующими компонентами которой являются

самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов [9, С. 270].

Оценка эффективности ценообразующий фактора составляет - 9 баллов.

Ценовая политика оказывает определяющее влияние на воспроизводство потенциала сельскохозяйственных производств через концепции установления цен на продукцию, а цена формирует потенциал воспроизводства, объемы накоплений. В свою очередь, система цен и ценообразования определяет перспективы отрасли, ее конкурентоспособность и возможности обеспечить потребителей качественной продукцией.

Особенностью отечественной ценовой политики в аграрной сфере в том, что она базируется на рыночном ценообразовании в сочетании с элементами государственного регулирования - через механизм установления минимальных закупочных цен на объекты государственного ценового регулирования, определены законодательно. В частности, Законом Украины от 24 июня 2004 года № 1877 «О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине», предусмотрена регулировка оптовых цен отдельных видов продукции путем установления минимальных и максимальных закупочных цен и осуществления Аграрным фондом интервенций в объемах, которые позволяют установить цену равновесия (фиксинг ) на уровне не ниже минимальной и не выше максимальной закупочной цены.

Ценообразующий фактор, на сегодняшний день, производит стимулирующее влияние на аграрное производство, как на макро-, так и на микривни. Необходимость увеличения объемов производства сельского хозяйственной продукции обусловлено высоким спросом на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках. Обострение проблемы обеспечения населения продовольствием, стимулирует рост

мировых цен на аграрную продукцию. В свою очередь, на уровне нашего государства, благоприятную среду для сельскохозяйственного производства, обеспечивается государственной поддержкой уровня цен (минимальные цены, закупочные цены, цены себестоимости и др.)

Эффективность налогового фактора оценен нами в 8 баллов.

Система налогообложения является одним из действенных инструментов государственного вмешательства в развитие сельскохозяйственного производства, и в свою очередь должна отражать уровень конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках. В современных рыночных условиях, одной из прерогатив существующей системы налогообложения является обеспечение компромисса между государственными интересами и интересами предпринимательских структур, в том числе и тех, которые функционируют в сельском хозяйстве.

В результате налоговых реформ 2015-2016 годов началось постепенное избавление сельхозпредприятий налоговых преференций, в том числе в части применения стимулирующих налоговых режимов, перевод их на общие условия налогообложения. Практическим воплощением соответствующих преференций безусловно было функционирования спец режима налогообложения доходов сельскохозяйственных предприятий в форме фиксированного сельскохозяйственного налога, а также взимания НДС (непосредственно из сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий). При этом представители мелкого аграрного бизнеса освобождались от налогообложения доходов от сельхоздеятельности и пользовались рядом льгот при взимании земельного налога.

Как отмечает Л. Тулуш, в 2011-2015 годах значение налогового коэффициента было самым низким - по причине того, что доходы сельхозпредприятий росли более высокими темпами, чем начисленные им суммы налогов (при этом прибыли не облагался). При этом следует отметить, что к 2016 году более 82% налогов, уплачиваемых, направлялись в местные бюджеты. С 2016 с реформированием механизма взимания НДС и изменением порядка распределения поступлений налога на доходы физических лиц, доля поступлений в местные бюджеты в уплаченных суммах налогов существенно снизилась до 62 процентов [5. С.64].

Кроме вышеупомянутых задач, необходимо отметить необходимость совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных угодий. Налогообложение земли в нашей стране, на сегодняшний день, не отмечается системным сочетанием установления базы и эффективным администрированием земельных платежей. На данный момент, результативной реформой действующей системы уплаты земельного налога, можно достичь положительного эффекта в формировании финансовой базы местного самоуправления, в свою очередь уменьшит зависимость местных бюджетов от финансовых поступлений из высших уровней бюджетной системы.

Реформирование существующего порядка взимания земельного налога предусматривает, прежде всего, уточнения методики нормативной оценки сельскохозяйственных хозяйственных земель и внедрения в практику массовой оценки подходов, которые обеспечили бы сопоставимость ее результатов с результатами индивидуальной оценки для формирования объективной базы земельного налогообложения. Учитывая современную проблему функционирования рынка земель, актуальным является решение вопросов, связанных с регулированием земельных отношений, введением рациональной системы земельных платежей, в свою очередь будет способствовать рациональному использованию и охране сельскохозяйственных угодий.

Учитывая это, главным условием эффективности поддержки за счет бюджетных средств является направление их целевого использования в рамках программно-целевого метода бюджетного финансирования. В сложившейся ситуации в мясо-молочной отрасли, отсутствие соответствующей целевой государственной программы развития, дотации направлены на поддержку сырьевой базы перерабатывающих предприятий.

Выводы.

Следовательно, с учетом изложенного, мы рассматриваем экономический механизм регулирования сельскохозяйственного производства, как совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой финансово-кредитного, налогового и ценообразующих факторов аграрной политики, направляемых на обеспечение благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства в аграрной сфере. Системный анализ взаимосвязанных составляющих и инструментов влияния экономического механизма сельскохозяйственного производства обеспечивают благоприятные условия для развития АПК. Комплексная оценка экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства дает возможность определить, как единичный так и комплексный влияние основных факторов на развитие отрасли.

Гармоничное сочетание взвешенной государственной аграрной политики и эффективной системы управления сельскохозяйственным производством способствовать решению ключевых проблем определенных стратегией социально-экономического развития Украины.

Использованные источники:

1. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалёв - М.: Велби, Проспект, 2006. - 352 с.

2. Лузан Ю.Я. Инвестиционное обеспечение развития аграрного производства / Ю.Я. Лузан // Вестник Луганского НАУ: экономические науки. - Луганск: Эльтон-2, 2009. - Вып.6. - С. 18 -30.

3. Лузан Ю.Я. Организационно-экономический механизм обеспечения развития агропромышленного производства Украины: монография / Ю.Я. Лузан. - М.: ННЦ ИАЭ, 2010. - 472 с.

4. Тулуш Л. / Концептуальные основы формирования и развития системы

налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Л Тулуш .// Экономика АПК. - 2017.- №7. - С.62 - 75]

5. Научные основы развития агропромышленного производства в современных условиях: материалы сессии Общего собрания Национальной академии аграрных наук Украины (24 ноября 2010, г.. Киев). - М .: Аграрная наука, 2010. - 224 с.

6. Сельское хозяйство Украины по 2016: статистический сборник / Под ред. Н.С. Власенко. - М.: Государственная служба статистики Украины, 2017 -386 с.

7. Новый курс: реформы в Украине. 2010 -2015. Национальный доклад / за заг.ред. В.М. Гейца [и др.]. - К.: НПЦ ББК, 2010. - 232 с.

8. Организационно-экономическая модернизация аграрной сферы: научный доклад / Под. ред. акад. НААН П.Т. Саблука. - М.: нНц ИАЭ, 2011. - 342 с.

УДК 355

Ольшевский В. Г., доцент, почетный педагог Военная академия Республики Беларусь профессор, почетный доктор Российская академия естествознания

Беларусь, г. Минск ВОЙНА И МИР В РАННЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБОСОБЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье в контексте общей теории гражданско-военных отношений обобщаются исследования специалистов по проблемам военной деятельности на ранних этапах истории человечества, ее роли в возникновении классового общества и государства, процессов обособления «гражданской» и «военной» деятельности как основных критериев разграничения соответствующих сфер общественной жизни.

Ключевые слова: гражданско-военные отношения; война и мир в истории; гражданская и военная сферы общественной жизни.

Olshevskiy V.G., candidate of economic sciences, assistant professor The Honorary teacher of Military academy of Belarus Republic Professor, Doctor of Science, Honoris Causa of Russian Academy

of Natural History, Belarus, Minsk WAR AND PEACE IN THE EARLY HISTORY OF MANKIND AND SETTING APART OF CIVIL AND MILITARY ACTIVITY In article in a context of the common theory of civil-military relations researches of experts in problems of military activity at early stages of a history of mankind, its role in occurrence of a class society and the state, processes of setting apart of "civil" and "military" activity as basic criteria of differentiation of the appropriate spheres ofpublic life are generalized.

Key words: civil-military relations; war and the peace in a history; civil and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.