Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / кредитование / механизм / аграрный сектор / state regulation / lending / mechanism / agrarian sector
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА»

Носова О.В.

д.э.н., профессор, Харьковский национальный университет

olgano59@gmail.com

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Ключевые слова: государственное регулирование, кредитование, механизм, аграрный сектор.

Keywords: state regulation, lending, mechanism, agrarian sector.

Государству отводится важная роль в модернизации кредитных отношений в аграрном секторе экономики. Кредит используется в качестве одного из основных рычагов регулирования аграрного сектора и способов распределения государственной поддержки предприятиями этого сектора. Определение роли государства в развитии кредитных отношений и путей повышения эффективности аграрного производства относятся к важному направлению совершенствования системы государственного регулирования экономики. В современных условиях государство и, прежде всего, органы исполнительной власти должны стремиться к активной регулирующей деятельности в агропромышленной сфере, опираясь на механизмы ее рыночной саморегуляции, на экономические методы осуществления этой деятельности с использованием рычагов прямого вмешательства в регулирование процесса воспроизводства в сельском хозяйстве.

Денежно-кредитная политика включает денежную поддержку, государственные гарантии по предоставлению кредита, субсидирование части процентной ставки, а также государственные заказы, субсидирование, гарантирование уровня продажных цен, дотации, централизованные капиталовложения, ценовую политику, плату за землю и природные ресурсы, государственное страхование, ускоренную амортизацию основных фондов, имеющих ресурсосберегающее значение.

В большинстве работ, посвященных анализу роли государства, указывается на отсутствие эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей нормальное функционирование аграрного производства. Ю.Н. Квасова предлагает изменить механизм дотаций сельскохозяйственным предприятиям. Он должен основываться на системе прогрессивно возрастающих ставок и учитывать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий год по объему реализации, показателям продуктивности скота, птицы и урожайности культур1. При выплате дотаций, считает автор, следует применять авансирование 50% суммы планируемых дотаций и компенсаций в весенне-летний период. Л.Н. Коваль исследовала предпосылки и факторы развития системы ипотечного кредитования и предложила пути совершенствования организационного обеспечения кредитования под залог земельных участков сельскохозяйственного назначения2. Большое значение в активизации процессов привлечения финансовых ресурсов в аграрный сектор отводится кооперативным кредитным учреждениям и финансовому лизингу.

Применение многообразия экономических рычагов (прямые платежи из бюджета, компенсация издержек производства, ценовая поддержка, субсидии, разработка и осуществление региональных программ и реализация макроэкономической политики) создает благоприятную конъюнктуру для роста производства сельскохозяйственной продукции и формирование эффективной инфраструктуры на селе.

Рассмотрим опыт Евросоюза в организации, проведении сельскохозяйственной политики и поддержании высокой конкурентоспособности европейских производителей. Государственная поддержка аграрного сектора рассматривается ЕС в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики. Евросоюз поддерживает локальный аграрный сектор через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП, Common Agricultural Policy) - принятую еще в 1957 г. систему развития сельского хозяйства в Европе. Основные инструменты ЕСХП - это импортные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство и налоги за неиспользование земель.

Прямые субсидии фермерам, привязанные к площади возделываемой земли, являются основным инструментом европейской аграрной политики. Фермер самостоятельно определяет перечень культур для выращивания, а также цены, учитывая рыночную конъюнктуру и сложившиеся цены. В 2009 году Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд. евро, что составляет 41% от величины бюджета стран ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе государственная поддержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов, что составляет 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 году была равна 405 евро на 1 га угодий.

1 См.: Квасова Ю.Н. Особенности функционирования финансово-кредитного механизма в сельском хозяйстве // Российское предпринимательство. - М., 2007. - № 10, вып. 2 (100). - С. 145.

2 См.: Коваль Л.Н. Инвестиционное кредитование предприятий аграрного сектора // Экономика АПК. 2015. - № 1. - С. 40.

Франция не только кредитует своих производителей (общий объем кредитов, выданный государственным сельхозбанком Франции, превысил 42 млрд. евро), но и помогает своим фермерам организовывать сбыт продукции. Комитет по вопросам экспорта в Азию занимается урегулированием вопросов экспорта, согласования фитосанитарных требований и соблюдения прав интеллектуальной собственности. Европейские фермеры имеют также льготы по кредитам. Они привлекают средства на закупку новой сельхозтехники под 3-4% годовых, на покупку земли - под 7% годовых. В бюджете Евросоюза 2012 года на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий было потрачено 58,58 млрд. евро, в том числе 40 млрд. евро - на прямые выплаты фермерам и 14 млрд. евро - на развитие сельских территорий. Причем на развитие транспорта Евросоюз потратил 1,6 млрд. евро, на поддержку научных исследований -5,4 млрд. евро, на культуру и образование - 2,69 млрд. евро. Сопоставимыми с сельским хозяйством расходы Евросоюза являются на региональное развитие (42 млрд. евро в 2012 году). Программа региональной политики включает государственные инвестиции для создания новых рабочих мест, сокращения отставания менее развитых регионов, развития инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. В течение 2007-2013 годов расходы стран Евросоюза на эти цели составили около 347 млрд. евро. Расходы Евросоюза на сельское хозяйство продолжают снижаться. В 2013 году их доля в бюджете составила 33,1%. В рамках изменения условий получения прямых субсидий с 2013 года фермеры, внедряющие новые, экологические технологии производства, получают дополнительные субсидии. Кредиты в европейских банках на цели пополнения оборотных средств и закупку техники выдаются на 20-25 лет, а ставки по ним колеблются в пределах 3,5-5,5%.

По данным «Oxfam International», США и ЕС расходовали на прямые субсидии сельскому хозяйству на 910 млрд. долл. больше в 2010 году, чем в предыдущие 10 лет. Субсидии составляют около 40% от стоимости сельскохозяйственной продукции ЕС. Для США этот показатель равен 25%. Согласно сельскохозяйственному закону от 2002 г. (Farm Bill), на субсидии фермерам в течение последующих 10 лет будет выделено 190 млрд. долл.1 Ученые отмечают преобладание тенденции усиления роли государства в регулировании аграрных отношений2. Развитие аграрного сектора осуществляется на основе государственных программ, которые учитывают не только существующую конъюнктуру на рынке агропродовольственной продукции, но и экономическое положение предприятий национального аграрного сектора. Государство в разных формах, прежде всего, путем субсидирования и льготного кредитования, поддерживает и «лоббирует» аграрный сектор как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Эти меры способствуют сохранению социальной стабильности в обществе, позволяют регулировать паритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, поддерживать национальную продовольственную безопасность.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. Так, в 2015 году в ЕС государственные субсидии составили в ФРГ - 428 евро на га, во Франции -357 евро на га, в Нидерландах - 529 евро на га, в Бельгии - 504 евро на га, в Дании - 434 евро на га, в Финляндии -375 евро на га и т.д. Доля прямых государственных субсидий наиболее высока в Норвегии - 58%, в США - 24%, в Канаде - 21%, в Финляндии - 19%3.

На Украине по разным оценкам общая потребность отрасли в кредитовании составляет от 90 до 250 млрд. грн., из них ежегодная потребность в оборотных средствах - 7-8 млрд. грн., остальные - на обновление основных фондов. По объему субсидий на гектар Украина значительно отстает от стран ЕС, несмотря на то, что доля агробизнеса в ВВП страны составляет 17,5%. Субсидии украинских аграриев составляют в среднем 25 евро на га. Для сравнения: в Румынии и Болгарии - 191 и 320 евро на га. В Греции этот показатель достигает 709 евро на га. За последние 5 лет главными льготами для украинских аграриев были дотации с НДС. Размер бюджетных субсидий постоянно сокращался. Представляется целесообразным использование опыта стран ЕС и США в применение прямых субсидий фермерами в сельском хозяйстве Украины, привязанных к площади возделываемой земли в качестве основного инструмента аграрной политики.

С целью изучения роли государства в развитии кредитных отношений в аграрном секторе экономик рассмотрим нормативно-правовые основы регулирования политики в аграрной сфере и механизмы ее реализации на практике. Основной задачей государства в аграрной сфере является ускорение развития сельского хозяйства регионов, увеличение производства продукции и повышение экономической эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий посредством создания эффективного финансово-кредитного механизма. В Законе Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» определены основы государственной политики в бюджетной, кредитной, ценовой, страховой, регуляторной и других сферах государственного управления. Нормативно-правовые документы Хозяйственный и Налоговый кодексы Украины и другие имеют целью стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, развитие аграрного рынка и обеспечение продовольственной безопасности населения. Общей характерной чертой является их направленность на активизацию государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В «Стратегии развития аграрного сектора экономики на период до 2020» предложено применение дифференцированных подходов к созданию условий для государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в зависимости от установленных законодательством критериев их деятельности и т.п. Создание эффективных предприятий, основанных на использовании новейшей сельскохозяйственной техники и использующих прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, требует значительных средств в основной и оборотный

1 Базанова Е. Меры ЕЦБ могут создать проблемы другим европейским странам // Ведомости. 2015. - 6 декабря.

2 Щетинина Т. Правовое регулирование государственной аграрной политики в Украине: теоретический аспект // Национальный юридический журнал. 2015. - № 2. - С. 27.

См.: Гриньова В.М., Новикова М.М. Державне регулювання економжи: Навч. поиб. - Х.: Вид. дш «1НЖЕК», 2004. - 356 с.

капитал. Срок окупаемости позволяет осуществлять соответствующие капиталовложения за счет высокой нормы прибыли и ведения эффективной финансово-кредитной политики в аграрном секторе экономике.

Государственная программа финансовой поддержки предусматривает удешевление кредитов с объемом финансирования 300 млн. грн. В отрасли животноводства государственная поддержка составит 250 млн. грн. Предпочтение имеют малые и средние сельхозпроизводители - юридические лица, годовой доход которых от реализации составляет до 10 млн. грн., а также субъекты хозяйствования, которые выращивают крупный рогатый скот. Проблема погашения кредиторской задолженности в размере 400 млн. грн. является важнейшим вопросом, требующим решения на государственном уровне.

Рассмотрим банковское кредитование аграрного сектора на Украине (табл. 1). Банки активно привлекают к сотрудничеству и финансируют средний сегмент агропромышленного сектора Украины. Формами кредитования являются кредитование на текущую деятельность компании (закупка минеральных удобрений, ГСМ, выплата паев, запчастей), авалирование векселей, выпущенных сельскохозяйственными компаниями (закупка средств защиты растений, семян и пр.), предоставление лизинга на покупку сельхозтехники, транспорта и оборудования. Основными требованиями являются наличие твердого обеспечения, надежной платежеспособности, положительной кредитной истории, хорошей репутации, которые бы удовлетворяли потенциальных заемщиков.

Кредит на пополнение оборотных средств выдается банками в форме возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий на 1-2 года. В случае применения возобновляемой кредитной линии, что сопровождается погашением кредита, субъекты хозяйствования могут получать следующие займы. Преимущество использования данного кредита по сравнению с овердрафтом, где оплата производится в 30-дневный или 60-дневный период, состоит в том, что он позволяет аграриям осуществлять возмещение займа в течение длительного периода. При предоставлении овердрафта во внимание принимается среднемесячный оборот за последние три или шесть месяцев, причем сумма кредита составляет 30-50% от этого оборота. Авалированные векселя - долговые бумаги, которые выпускаются банком под контракт агрария с поставщиком. Поставщик получает от банка всю сумму. Аграрий рассчитывается с банком в течение 3, 6, 9 или 12 месяцев.

Преимуществом использования авалированных векселей является относительная дешевизна по сравнению с другими видами кредитов. Данные инструменты, независимо от размеров предприятия, покрытые или непокрытые аккредитивы, выгодно применять в связи со снижением суммы предоплаты по торговым контрактам. Следовательно, свободные средства банка можно направлять на развитие бизнеса.

Таблица 1

Банковское кредитование аграрного сектора на Украине

№ Условия предоставления кредита Овердрафт Кредит на пополнение оборотных средств Авалирование векселей

1. Срок 30 (80) дней 1-2 года 1-2 года

2. Ставка 28-30% 23-29% 3-5% годовых от суммы векселя

3. Разовая комиссия 1% 0,5-1% 0,5-1%

4. Требования к заемщику Срок работы - от 1 года, положительная кредитная история, срок обслуживания в банке - кредиторе - не менее 8 мес. Срок работы - от 1 года, положительная кредитная история, срок обслуживания в банке -кредиторе - не менее 12 мес. В банке предъявляются требования, связанные с видом экономической деятельности. Срок работы - от 1 года, положительная кредитная история, срок обслуживания в банке - кредиторе -не менее 12 мес. Обязательно наличие контракта с поставщиком (дистрибьютером), под который выпускают векселя.

5. Залог Транспорт, недвижимость, имущественные права на полученные по контрактам средства, права на депозит. Транспорт, оборудование, права на депозит. Недвижимость, транспорт, техника, права на депозит, банковская гарантия возврата кредита, финансовое поручительство (корпоративная гарантия) компании.

6. Цель Покрывает краткосрочные кассовые разрывы, позволяет рассчитываться по текущим платежам до очередного поступления средств от контрагента. Овердрафт гасится автоматически. По окончании срока банк списывает сумму с процентами со счета клиента. Позволяет привлечь возобновляемую или невозобновляемую кредитную линию для финансирования полевых и уборочных работ, закупки семян, средства защиты растений, минеральных удобрений, а также создания товарных запасов. Позволяет одномоментно рассчитаться с поставщиком удобрений или семян банковскими средствами (контрагенту платит всю сумму контракта банк), а затем в течение года ежеквартально выплачивать задолженность равными частями (плюс комиссия) банку.

Программа кредитования с целью пополнения оборотных средств направлена на финансирование оборотного капитала, а, именно, приобретение удобрений и скота, ремонт техники и выплату заработной платы. Программой кредитования внедрения инвестиционных проектов предусматривается финансирование инвестиционных проектов на создание основных фондов, включая элеваторы, склады и прочее, а также закупку оборудования для обустройства данной недвижимости. Лизинговые кредиты или кредиты на покупку сельскохозяйственной техники - программа кредитования на приобретение техники иностранного, отечественного производства и стран СНГ. Все указанные кредитные программы выдаются под 25-30% годовых.

Девальвация гривны и ухудшение качества кредитного портфеля привели к убыткам и резко уменьшили регулятивный капитал банка. В 2014 году возрастание официального курса доллара негативно повлияло на возврат и получение новых кредитов аграриями.

Уровень проблемных кредитов в банковской системе превысил 50%. Банки столкнулись с курсовой проблемой -они вынуждены возвращать срочные валютные депозиты, в то время как платежеспособность клиентов по валютным кредитам стремительно снижается. В итоге банки вынуждены поднимать ставки по валютным кредитам, идти на межбанковский рынок или привлекать средства у материнских структур. В случае уменьшения показателя кредитования увеличивается часть «плохих кредитов» в банковском портфеле, и ухудшается его структура. Наращивание кредитного портфеля банка и увеличение доли «хороших кредитов» будет направлено на создание банковских резервов, повышение уровня капитализации банка.

Ориентация малых и средних сельхозпроизводителей на внутренний потребительский рынок в условиях сокращения покупательной способности привела к сужению внутреннего рынка сбыта. Крупные сельхозпроизводители (агрохолдинги), ориентированные на экспорт своей продукции за рубеж, столкнулись с проблемой поиска рынков сбыта.

Для достижения стабилизации в банковском секторе Национальному Банку Украины следует проводить политику, направленную на достижение курсовой стабильности.

В концепции Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года определены направления развития аграрного сектора экономики на основе оптимизации его производственной и социальной инфраструктуры. К основным относятся следующие:

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства;

- совершенствование системы кредитного обеспечения, а также развитие страхования аграрных рисков с государственной поддержкой;

- создание Центра рыночной информационной поддержки;

- развитие биржевого рынка, введение финансовых и других инструментов на рынках сельскохозяйственной продукции (аграрные расписки, фьючерсные и форвардные контракты и т.п.);

- улучшение инвестиционного климата, содействие привлечению инвестиций международных финансовых учреждений и стран - стратегических партнеров Украины для реализации проектов в агропромышленном комплексе с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и возможности использования института государственно-частного партнерства;

- государственная поддержка фермерских хозяйств, малых и средних производителей сельскохозяйственной продукции и созданных ими сельскохозяйственных кооперативов;

- микрокредитование и финансовая поддержка малых производителей сельскохозяйственной продукции из числа личных крестьянских хозяйств и физических лиц с целью стимулирования их экономической активности и развития малого предпринимательства на селе1.

Кредитная поддержка на льготных условиях представляет эффективный способ государственного стимулирования аграрных отношений, формирующихся объединений на принципах интеграции и кооперации агропромышленных предприятий. Вертикально интегрированные формирования холдингового типа выступают в качестве наиболее развитой и результативной формы взаимоотношений (в том числе и кредитных) между предприятиями внутри одной производственной цепочки и в целом в аграрном секторе экономики. Кредитная поддержка на льготных условиях направлена на поддержку и увеличение экономического потенциала эффективно работающих интегрированных предприятий, она ускоряет процессы интеграции и кооперации между этими предприятиями и способствует рациональному расходованию государством бюджетных средств.

Положительный опыт стран Центральной Восточной Европы в реформировании аграрного сектора экономики свидетельствует об эффективности использования специализированных агентств и фондов для государственной поддержки сельского хозяйства. В Польше был создан Государственный фонд ликвидации задолженности и реструктуризации сельского хозяйства, который выкупал долги фермеров и переоформлял их возврат на 7 лет с отсрочкой на 1 год под 5% годовых2. В Чехии Государственный гарантийный фонд сельского и лесного хозяйства оплачивал за фермеров определенную часть процентов за кредиты и предоставлял гарантии по возврату основной суммы кредита в размере до 50% (при сроке его погашения 2 года), 70% (5 лет) и до 85% (свыше 5 лет)3. В Словакии большую роль в поддержке агропредприятий получили внебюджетные фонды - Государственный фонд поддержки сельского хозяйства и продовольствия, Государственный фонд рыночного регулирования в сельском хозяйстве и Государственный фонд охраны и улучшения сельскохозяйственных земель. В Румынии в качестве подобного института выступал Государственный фонд сельского хозяйства, в Венгрии - Фонд развития сельского хозяйства4. Основными формами финансово-кредитной поддержки доходов сельхозпроизводителей использовались льготное кредитование и обслуживание бюджетных субсидий.

1 Концепщя Державно! цшьово! программ розвитку аграрного сектору економши на перюд до 2020 року / Мшстерство аграрно! полижи та продовольства Украши. - М1р://тг^го^оу.иа//рпп1/арк?т11=16822

2 Коваленко Ю. Особенности аграрных реформ в государствах ЦВЕ и в Украине // Экономика Украины. 2003. - № 9. -

С. 77.

3 Там же, с. 77.

4 Чеплянский А.В. Государственная поддержка аграрного сектора в условиях переходной экономики // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2014. - № 9. - С. 95.

Применение гарантийной схемы кредитования в аграрном секторе экономики Украины позволит обеспечить доступность финансовых (инвестиционных) ресурсов сельскохозяйственным производителям. Государство посредством государственного гарантийного агентства будет иметь возможность контролировать рынок земельных ресурсов. Предоставляя гарантии по кредитам, государство получит возможность резервировать денежные средства в специализированном фонде в определенной доле от объема предоставленных коммерческими банками кредитов. В случае неплатежеспособности сельскохозяйственных организаций государство будет компенсировать банку часть потерь. Гарантийные фонды могут выступать также в качестве страховщиков, предоставляя гарантии кредиторам лизинговых компаний по возврату им лизинговых платежей, а также гарантии по возврату кредитов, предоставленных для финансирования инвестиционных проектов.

В связи с этим представляется целесообразным привлечение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов и формирования гарантийных фондов, позволяющих стимулировать значительные потоки финансовых средств в аграрный сектор экономики. Необходимо создавать фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийных фондов) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства при недостаточном объеме залогового обеспечения.

Представляется целесообразным создание механизма частичных гарантий возврата кредитов кредитным (банковским и небанковским) организациям, работающим с аграрным сектором экономики. Реализация данной меры будет способствовать увеличению кредитования предприятий аграрного сектора и уменьшению риска невозврата кредита.

Государство проводит политику поддержки банков в расширении кредитования аграрного сектора. Например, Национальный банк Украины (НБУ) расширил возможности банков по привлечению рефинансирования для кредитования аграрного сектора. В частности, НБУ разрешил использовать этот механизм для кредитования аграрного сектора, что закреплено в постановлении НБУ № 194. В частности, ранее банковские учреждения, получившие рефинансирование от НБУ для того, чтобы сохранить ликвидность, не имели возможности повышать объемы кредитования. Постановление содержит исключение в указанном предписании. Указанные требования не распространяются на кредиты и финансовые обязательства, которые предоставляются банком аграриям, не связанным с банком. Рефинансирование банков под 10% годовых производится для нужд кредитования аграрного сектора экономики. Срок рефинансирования -180 дней.

Большое распространение в ряде стран Центральной Восточной Европы получила прямая дотационная поддержка. Причем необходимым условием получения дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителями является предоставление бизнес-плана. Основными направлениями стабилизации ценовой политики являются: дотирование сельскохозяйственной продукции; кооперация с перерабатывающими предприятиями; внешнеторговое регулирование в форме централизованного импорта; повышение доли участия государства в процессе ценообразования на сельскохозяйственную продукцию путем увеличения объемов обязательных закупок в государственный и региональный фонды с изменением их сезонности.

Успешная деятельность аграрного сектора экономики Украины основывается на отлаженной системе налогообложения сельскохозяйственных производителей. В развитых странах льготный характер налогообложения дифференцирован. Мелкий производитель пользуется льготным режимом, крупный производитель - нормальным. В развитых странах используются налоговые льготы в сельском хозяйстве в форме уменьшения налогооблагаемого дохода фермеров через ускоренную амортизацию машин и оборудования; льготы, освобождающие от налогообложения или снижающие налоговые суммы (налоговые кредиты, налоговые скидки на прибыль мелкого бизнеса и убыточных предприятий); система налоговых льгот рынка новой техники и новых технологий; налоговые льготы на инвестиционные средства в сельское хозяйство по другим направлениям; налоговые льготы на резервные и другие фонды. Многие авторы считаю целесообразным применение дифференцированного подхода, позволяющего обеспечить плавный переход к новой системе налогообложения, выявлять и своевременно устранять отдельные ее недостатки1.

В законопроекте Украины № 2173а предусмотрено изменение в электронном администрировании НДС и ликвидация льготного режима для аграрного сектора. Предложение о сохранении льгот для компаний, площадь земель которых не превышает 3 тыс. гектаров при годовой выручке менее 50 млн. грн., причем такие компании составляют 98% всех зарегистрированных в стране аграрных предприятий, дискутируется.

После формального упразднения фиксированного сельхозналога и замены его на единый налог фермеры переместились в 4 группу, имеющую упрощенную систему уплаты НДС. Сельхозпредприятие этой группы не уплачивает в бюджет сумму начисленного НДС. Она зачисляется на специализированный счет, открытый в банке или в Госказначействе, и может быть использована для возмещения уже уплаченной суммы налога или на производственные цели. Представляется целесообразным восстановить льготный режим налогообложения для аграрных предприятий с оборотом свыше 100 млн. гривен в год и с площадью земель от 3 тыс. га, а также сохранить индексацию ставок земельного налога, постоянный рост сумм, которых взимается с используемых земель.

Важной проблемой является создание системы страховой защиты сельскохозяйственного производства от погодных неурядиц. Доля сельскохозяйственных предприятий в страховании составляет 3,2%, что свидетельствует о низком уровне охвата страховой защитой частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

1 См.: Ефимова Е.А. Мировой опыт социального регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. - Вып. 74. -http://cyberleninka.rU/article/n/mirovoy-opyt-sotsialnogo-regulirovaniya-v-sisteme-nalogooblozheniya-agrarnogo-sektora-ekonomiki

Выводы

Представляется правомерным разработать на государственном уровне комплекс мер, регулирующих отношения страхования. Предусмотреть финансовые средства государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции в государственном бюджете на будущий год. Подготовить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность страхования сельскохозяйственной продукции в Украине. Разработать механизм предоставления поддержки страхования сельскохозяйственной продукции путем определения общих объемов и конкретных размеров выплат страховых субсидий.

Изучение роли государства в развитии кредитных отношений в аграрном секторе экономики позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, следует учесть опыт стран Евросоюза по эффективному использованию прямых субсидий фермерам, привязанных к площади возделываемой земли, и использовать прямые субсидии в качестве основного инструмента аграрной политики на Украине в целях укрепления сельскохозяйственных предприятий и развития аграрного сектора.

Во-вторых, следует рассмотреть следующие направления государственной поддержки аграрного сектора:

- совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства путем установление строго целевого назначения кредита;

- пополнение за счет средств бюджета уставных фондов банков, участвующих в кредитовании сельского хозяйства;

- компенсация части процентной ставки по кредитам для сельскохозяйственных организаций.

В-третьих, создать специализированные агентства и фонды для государственной поддержки сельского хозяйства. Использовать бюджетные средства для финансирования инвестиционных проектов и формирования гарантийных фондов, позволяющих привлекать значительные потоки финансовых средств в аграрный сектор экономики.

В-четвертых, создать фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийных фондов) для обеспечения доступности кредитных ресурсов.

В-пятых, разработать механизм частичных гарантий возврата кредитов кредитным (банковским и небанковским) организациям, работающим с аграрным сектором экономики, путем создания системы государственного регулирования кредитных отношений.

В-шестых, применять прямые государственные дотации для эффективно хозяйствующих субъектов с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и повышения объемов внутреннего производства.

В-седьмых, разработать на государственном уровне комплекс мер, регулирующих отношения страхования, включая: финансовые средства государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции в государственном бюджете на будущий год, подготовку нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность страхования сельскохозяйственной продукции в Украине, разработку механизма предоставления поддержки страхования сельскохозяйственной продукции; расширить государственную поддержку, направленную на укрепление и развитие производственно-сбытовой структуры сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.