Научная статья на тему 'Зарубежный опыт финансовой поддержки аграрного сектора экономики'

Зарубежный опыт финансовой поддержки аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт финансовой поддержки аграрного сектора экономики»

3. Меркушкин Н. И. Региональная программа развития ЛПХ населения / Н. И. Меркушкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 10. С. 23 — 25.

4. Михалев А. Развитию кооперации постоянную поддержку / А. Михалев // Экономика сельского хозяйства России. 2003. № 5. С. 12.

Поступила 18.10.04.

зарубежный опыт финансовом поддержки

аграрного сектора экономики

Н. Н. СЕМЕНОВА, аспирант

Российское сельское хозяйство все социально-экономическому преобразова-

болыпе и больше входит в сферу свобод-

ных рыночных отношении, что во многом связано с нехваткой финансовых ресурсов для государственного регулирования аграрного производства в РФ. До сих пор не сложился механизм стимулирования последнего, предполагающий построение системы цен, налогов и финансово-кредитных отношений на единой методологической основе. Все это определяет целесообразность изучения опыта зарубежных стран. Безусловно, невозможно полное перенесение его в нашу практику. Но принципы и формы государственного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой должны быть учтены при разработке новой концепции поддержки сельскохозяйственных отраслей. Они оказывают аграрному сектору всестороннюю финансовую помощь.

Для развитых стран характерны общие закономерности в данной области. Речь идет, прежде всего, о механизме со-

о

хранения устойчивости доходов товаропроизводителей через систему государственных цен, а также прямое субсидирование. Политика регулирования рынков и доходов товаропроизводителей заключается: во-первых, в поддержке цен; во-вторых, в установлении гарантийных ка-

О

налов и условии реализации сельхозпродукции внутри страны и за рубежом. Кроме того, важную роль играют кредитная, залоговая, инфраструктурная, научно-техническая политика и мероприятия по

нию аграрных структур и социальному обеспечению товаропроизводителей.

Направления финансирования сельского хозяйства в странах ЕС. Практическое начало образованию единого рынка государств ЕС и системы поддержки и регулирования цен было положено в декабре 1964 г. утверждением решения Совета Министров ЕС о создании рынка зерна и введении единых цен на него во всех странах сообщества. С 1968 г. начали функционировать единые рынки говядины и молочных продуктов. В 1973 г. система регулирования охватывала 90 % сельскохозяйственной продукции, более 20 рынков отдельных продуктов (каждый со своей системой воздействия на цены).

Осуществление общей аграрной политики ЕС, экономическое управление производством агропродукции и продовольствия, выравнивание экономического и социального развития сельского хозяйства требуют мощного финансового воз-

и

действия государства, реализуемого через ценовую политику, предоставление различных дотаций и субсидий, налогообложение, кредит.

Под бюджетным финансированием

сельского хозяйства и аграрной политики в ЕС понимается система затрат из бюджетов наднациональных и местных административных органов власти и управления в пользу сельского хозяйства. В нее входят: 1) затраты по бюджетам ЕС, министерств сельского хозяйства и прочих

© Н. Н. Семенова, 2004

министерств, а также регионов, провинций, земель, муниципальных органов управления; 2) налоговые льготы; 3) бюджетные расходы на финансирование систем социального обеспечения фермеров. В основе механизма финансирования лежит принцип перераспределения доходов. Прямое бюджетное перераспределение средств находится в компетенции национальных правительств.

Регулирование рынков и поддержка цен на внутренних рынках стран включают обязательное финансирование затрат на все закупки сельскохозяйственных продуктов органами вмешательства (закупочными конторами) по минимальным гарантийным ценам. Ценовые поддержки в ЕС имеют много форм. Самые важные среди цен — целевая (контрольная) и ориентировочная (вмешательства). Целевая, или контрольная, — желательная оптовая цена для рынков наибольшего дефицита данной продукции в ЕС. Устанавливая ее, в ЕС определяют желательный уровень рыночных цен. В ряде случаев вместо целевой вводят ориентировочную, базисную или нормативную цену. Они рассчитываются почти для всех видов продукции и предназначены для ориентировки производителей и потребителей продукции, а также используются в качестве основы при установлении прочих гарантийных цен. Если действующая рыночная цена ниже ориентировочной, то вступают интервенционные цены, которые приблизительно на 15 — 25 % меньше ориентировочной. Они выполняют функции минимальной внутренней цены, гарантированной системой обязательных закупок. Интервенционная цена — это мииималь-иая гарантийная цена, по которой закупочные организации ЕС обязаны покупать любое количество предлагаемой им фермерской продукции.

В условиях избытка продуктов действуют квоты, объявляемые ежегодно. Так, Швеция каждый год получает квоту па то количество молока, которое разрешается произвести, например, в 1996 г. 3,3 млн т при жирности 4,33 %. За превышение ее она должна платить ЕС штрафы, которые взимаются с фермеров, пе соблюдающих свою индивидуальную квоту. На следующий год все регу-

лирующие рынок цены понижаются в зависимости от уровня возрастания квоты [1].

Самой незначительной по размеру группой затрат фонда поддержки сельского хозяйства ЕС является прямое субсидирование фермерских доходов, при котором применяется преимущественно компенсационно-долевая форма выдачи пособий. С помощью государства финансируются программы: развития и совершенствования систем переработки и сбыта сельхозпродукции; сохранения и развития сельскохозяйственной деятельности в горных и других неблагоприятных районах. Центральное место занимает финансирование мероприятий, направленных на концентрацию земли и капитала и интенсификацию аграрного производства. Субсидии получают также фермеры, участвующие в экологических сельскохозяйственных программах. Им официально предоставляется приоритетное право на покупку или аренду земли, льготный кредит, прямые субсидии из бюджета. Основная часть затрат идет на прямое субсидирование капиталовложений в проекты улучшения структуры сельского хозяйства и в сферу переработки продукции. Программы по сохранению и развитию сельскохозяйственной деятельности в отдельных регионах предполагают выплату субсидий фермерам горных районов, островов, областей, покидаемых населением. Цель таких программ — сохранение хозяйственной деятельности и населения там, где не может быть достигнута продуктивность, получаемая в большинстве районов.

Осуществляется также финансирование программ модернизации сельского хозяйства, охватывающее три направления: 1) субсидирование отдельных ферм по индивидуальным планам развития; 2) социальную политику; 3) предоставление средств на содержание в странах ЕС специальных консультантов для фермеров.

Своеобразной формой бюджетного финансирования являются налоговые льготы. Система их в каждой стране имеет свои особенности. Как правило, налогообложение фермеров ведется исходя из общих оценок их доходов, но в Велико-

британии, Дании, Нидерландах базой стала бухгалтерская отчетность ферм. Согласно оценке доходов платят налоги все фермы в Италии и Ирландии, 99 % — во Франции, 95 % — в Бельгии. Общие оценки занижают действительные доходы, в результате налогообложению подлежит только 50 % доходов фермеров Бельгии, 30 — 35 % — Франции, 29 % — Ирландии, 11 % — Италии [2]. Почти во всех странах существует система целевых дифференцированных льгот. Система налоговых льгот остается полностью в компетенции национальных правительств. Затраты на структурные мероприятия, социальное обеспечение, льготы поддерживают в основном доход сельскохозяйственных предприятий.

В значительной мере поддержка аграрного сектора реализуется с использованием системы кредитов. Важнейший рычаг государственного регулирования аграрной экономики — льготное кредитование. Его главный принцип — частичная компенсация действующей процентной ставки из бюджетных средств. Льготы часто предоставляются в рамках целевых программ, отражающих приоритеты государственной политики. Однако механизм льготного кредитования в странах меняется в зависимости от конкретных условий. Так, в Австрии размеры льготной ставки кредита и бюджетной компенсации находятся в прямой зависимости от процентной ставки банка. Во Франции льготная ставка фиксирована, и ставка банка влияет лишь на объем бюджетной компенсации.

Для французских фермеров предусмотрено шесть видов льготных кредитов с процентной ставкой (в соответствии с видом кредита) от 3,75 до 8,25 % годовых (для молодых фермеров 2,75 — 4,00 %) и сроком погашения 7 — 12 лет в неблагоприятных природно-экономиче-ских зонах и 5 — 9 лет — в прочих районах. Размер их — более 300 — 850 тыс. франков. Объем бюджетной компенсации устанавливается по разнице между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Договорные ставки определяются по результатам конкурса банков.

Льготные кредиты даются при соблю-

дении установленной государством регламентации. Чтобы их получить, необходимо отвечать критериям по размеру хозяйств, их стоимости, уровню доходности, возрасту претендентов, их профессиональной подготовке и другим факторам. Например, во Франции обязательно, чтобы фермерство было основным занятием претендента, фермер должен быть занят в сельском хозяйстве не менее 50 % рабочего времени и доход от этой деятельности должен составлять половину общего дохода фермы. Для молодых фермеров минимальный возраст — не ниже 21 года, максимальный — не более 35 лет [3].

Особое место занимают кредиты под залог земли, т. е. ипотечные. Они способствует ускорению оборота капитала и получению дополнительной прибыли. Ипотечные банки развитых стран мобилизуют средства за счет продажи коммунальных облигаций и закладных листов. Из вырученных средств выдаются ссуды. В проведении этих операций они пользуются поддержкой государства. Так, в Дании около 75 % обязательств сельского хозяйства состоит из долгосрочных, обеспеченных ипотекой и финансируемых через закладные листы ссуд кредитных учреждений. Ипотечный кредит регулируется специальным законом, причем для аграриев действуют отдельные правила. Датский сельскохозяйственный фонд ипотечного кредитования находится под надзором Министерства сельского хозяйства и работает исключительно на нужды этой сферы. Сельскохозяйственный ипотечный кредит в фонде составляет более 50 %, он имеет право акцептовать 70 % предельной величины ссуды.

Ипотечные кредиты в сельском хозяйстве обычно остаются в пределе 2/3 стоимости недвижимости. В Германии согласно закону об ипотечном деле он не может быть выше 60 % стоимости земельного участка. Размер ипотечных ссуд в Великобритании зависит от способности фермеров платить проценты и нередко равен половине (и меньше) стоимости имущества. Срок погашения ипотечных кредитов — от 5 до 40 лет [3].

Предоставляют кредиты в странах ЕС прежде всего государственные и кооперативные учреждения, и лишь в отдель-

ных странах первенство принадлежит коммерческим байкам. В Англии доля государства и кооперации в кредитовании сельского хозяйства традиционно мала (10— 12% от общей задолженности фермеров). Во Франции, напротив, государственный и кооперативный кредит преобладает. Значительные ассигнования выделяются из фонда социального и экономического развития при Государственном казначействе. Кредитование сельского хозяйства обеспечивают 3 банка, среди которых ведущий — «Кредиагриголь». На долю его приходится 75 % средств, поступающих в аграрный сектор Франции. Это обычные ссуды, предусматривающие те же условия, что и у кредитных учреждений для мелких и средних сельскохозяйственных предприятий. Но есть и льготные — сельскому хозяйству для приобретения основных средств.

Для Великобритании, в отличие от большинства стран ЕС, характерен низкий уровень регулирования этой сферы. В последнее время аграрный сектор рассматривается как вполне способный к воспроизводству и функционированию па рыночных принципах без какого-либо вмешательства извне. Исключение — неблагоприятные районы, для которых разработаны и проводятся специальные мероприятия. Государственное регулирование в рамках единой аграрной политики направлено на поддержку закупочных цен, субсидирование экспортных поставок, ограничение производства некоторых продуктов.

Опыт стран ЕС на этапе перехода к рыночным отношениям приобрел важное значение для российской практики и интересен тем, что ЕС являет собой единое рыночное пространство и ряд функций регулирования и поддержки сельского хозяйства осуществляется иадгосудар-ствеппыми органами.

Сегодня экономика РФ развивается в трудных, противоречивых условиях: повсеместно наблюдается спад производства, резко ограничены инвестиционные возможности и вследствие этого ухудшился жизненный уровеиьнаселеиия. Нарушены создававшиеся десятилетиями специализация производства и кооперационные связи. Именно сейчас назрела потреб-

ность восстановления взаимовыгодных связей, образования единого аграрного рынка стран — членов СНГ. Многие программы сельского хозяйства в странах ЕС вызывают практический интерес. Однако переносить их следует с учетом специфики нашего экономического развития. Например, если в ЕС платят товаропроизводителю за невозделывание земель сельскохозяйственного назначения, то в России, на наш взгляд, целесообразна противоположная мера — за неудовлетворительно используемые земли или заброшенные угодья землепользователи должны платить штраф собственнику земли.

Экономическое регулирование сельского хозяйства в США. Важной составной частью государственного регулирования США стала финансово-кредитная поддержка аграрного сектора экономики. Для текущей организационной работы в разное время были созданы несколько организаций, центральными из которых являются:

1) Администрация сельскохозяйственного кредита, главным направлением деятельности которой считаются предоставление средне- и долгосрочных кредитов на внедрение достижений НТП, организация сбыта сельскохозяйственной продукции с наименьшими потерями;

2) Администрация по делам фермеров, основная функция которой — кредитование мелких фермерских хозяйств на льготных условиях;

3) Товарно-кредитная корпорация (ТКК), образованная еще в 1933 г. и занимающаяся правительственными программами поддержания цен, субсидированием экспорта, выделением кредита фермерам под залог продукции.

В федеральном бюджете США средства по статье «Сельское хозяйство» составляют только часть финансов, предназначенных для осуществления аграрной политики. Значительные ассигнования направляются по другим статьям (окружающая среда, коммерческий и семейный кредит, коммунальное и региональное развитие и др.), в которые входит под-статья «Сельское хозяйство». Министерство сельского хозяйства распоряжается приблизительно 80 % средств федераль-

ного бюджета, идущих на развитие сельского хозяйства.

Масштабы субсидирования зависят от экономической ситуации. Следует отметить, что размеры его в конце 90-х гг. возросли в 3 раза. Прямые чрезвычайные выплаты равнялись в 2000 г. 8,5 млрд дол., тогда как в 1998 г. — 2,8 млрд дол., а в 1997 г. вообще отсутствовали [3].

Финансирование фермерских хозяйств осуществляется путем выделения из госбюджета ассигнований строго на целевые программы. Главными из них являются программы стабилизации доходов и сельскохозяйственных исследований и обслуживания науки, а также поддержки цен. В целом бюджетным финансированием по программе поддержки цен и доходов в 80-е гг. была охвачена 1/3 американских ферм, которые давали большую часть товарной продукции. К началу 90-х гг. в бюджетных расходах по статье «Сельское хозяйство» около 60 % приходилось на реализацию программы стабилизации и поддержки доходов фермеров.

Нынешняя система предусматривает меры по ограничению производства, займы и прямые выплаты для поддержки доходов фермеров. Так, если рыночная цена на одну из основных культур, включая пшеницу, кукурузу, хлопчатник и рис, будет меньше установленной правительством, то фермеру будет выплачена компенсация, покрывающая разницу между сложившейся рыночной ценой, по которой фермер реализовал продукцию, и определенной правительством нижней границей. Платой за такие льготы стало ограничение размеров посевных площадей тех культур, производство которых фермером включено в государственные программы.

Принято новое законодательство — «Программа перехода к рынку в сельском хозяйстве». Оно устанавливает ежегодные фиксированные (независимо от конъюнктуры рынка) выплаты сельскохозяйственным производителям, постепенно сокращающиеся в течение семилетнего периода. При этом сохраняется принцип регулирования цен. Ведущая идея программы — поддержка не производства, а доходов фермеров. Правительство будет делать «выплаты переходного периода»

46

фермеру. Их размер рассчитывается на базе суммы выплат, полученных им от правительства в рамках существующих программ за последние несколько лет. На эти цели с 1996 по 2002 г. отводилось 35,5 млрд дол.: первые пять лет ежегодно в среднем 5,5 млрд дол., в 2001 г. — 4,1 млрд дол., в 2002 г. — 4,0 млрд дол. Новый механизм позволил сократить расходную часть сельскохозяйственного бюджета за семь лет на 8,6 млрд дол. [4].

Законом отменяются программы государственных резервных запасов на фермах для поддержки животноводства кормами в чрезвычайных ситуациях. Однако предусматривается ежегодное выделение 100 млн дол. для частичного покрытия затрат на защиту водных, почвенных и других природных ресурсов от деградации, вызванной производством продукции животноводства.

Важным элементом системы государственного регулирования экономики США является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе и льготного. Значительное развитие сельскохозяйственного кредита в США связано преимущественно с широким распространением в аграрном секторе фермерского уклада. Сельскохозяйственные предприятия финансируют с помощью кредита от 35 до 70 % всех совокупных расходов. Доля кредита существенно колеблется в зависимости от отдельных категорий затрат. При покупке недвижимости он достигает 70 % суммы сделки, при приобретении машин и оборудования — 40 — 70 %, скота — около 50 %, различных элементов оборотных средств — вплоть

до 100 % [5].

Сдача фермерами продукции под залог государству (в лице ТКК) по гарантированным залоговым ставкам — ведущий метод системы поддержки цен. Фермер имеет право выкупить из залога свою продукцию и продать ее на рынке, если рыночные цены окажутся выше залоговых ставок. Если он не воспользуется этой возможностью до установленного срока, заложенная продукция становится собственностью Товарно-кредитной корпорации. Таким образом, кредитные формы успешно используются для решения за-

дач, имеющих иное, некредитиое содержание.

Опыт США в области государственной поддержки сельского хозяйства ценен принципами финансирования: бюджетные субсидии выдаются только под целевые программы, при соблюдении определенных требований.

Следует отметить, что политика США в области регулирования деятельности аграрных товаропроизводителей более «рыночная», фермер менее защищен государством, чем в ЕС. В европейских странах принципы аграрной политики «гуманнее», государственная поддержка товаропроизводителей шире.

По результатам анализа отечественного и зарубежного опыта кредитования можно выделить следующие условия, необходимые для организации эффективного кредитного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации:

1) создание сети альтернативных и специализированных банков для устранения монополии кредитных учреждений, усиления конкуренции и снижения бла-

годаря этому стоимости кредитных ресурсов;

2) предоставление кооперативными банками кредитов, как правило, под залог имущества или (при его недостатке) под поручительство государства;

3) осуществление банковской системой всего спектра услуг, приемлемых для аграрных предприятий (лизинг, факторинг, страхование, инвестиционные и др.);

4) выдача кредитов под залог сельскохозяйственной продукции, посредством которых государство гарантирует товаропроизводителям доходы;

5) обеспечение льготного кредитования со стороны государства, осуществляемое тремя способами: через компенсацию разницы в процентах непосредственно производителям, через предоставление льготного кредита банкам и через введение налоговых льгот инвесторам;

6) льготное кредитование, стимулирующее приоритетные структуры аграрного производства с точки зрения как экологии, так и развития других областей народного хозяйства. Оно должно учитывать природно-климатические факторы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гетман А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений / А. Гетман // АПК: экономика, управление. 1998. N° 8. С. 41 — 47.

2. Карпенко В. И. Финансово-кредитная политика и практика в сельском хозяйстве восточно-евро-пейских и развитых капиталистических стран / В. И. Карпенко. М.: РАСХН: ВНИЭСХЛ, 1992. 180 с.

3. Коробейников М. М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса / М. М. Коробейников. М.: ТЕИС: МАКСПресс, 2000. 252 с.

4. Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США / О. Г. Овчинников.

М.: ООО «ДеЛи», 1999. 663 с.

5. Сагайдак А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США / А. Сагайдак // АПК: экономика, управление. 2002. М? 8. С. 22 — 29.

Поступила 18.09.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.