Научная статья на тему 'Оценка эффективности обучения высококвалифицированных айкидоистов на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо'

Оценка эффективности обучения высококвалифицированных айкидоистов на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / БУКИ-ВАДЗА / АЙКИДО / МОДЕЛИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕХНИК КЕНДО / ДЗЁДО И ИАЙДО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучин Николай Иванович

Выявлена проблема недостаточности использования базовой техники айкидо против атакующих действий вооруженного противника. Айкидоист, не имея навыков атакующих действий оружием, не зная и не понимая принципов ударной техники танто (ножом), боккеном (мечом) и дзё (шестом), не может эффективно проводить защитные действия против данного оружия. Разработаны интегрированная программа многолетней подготовки, включающая средства кендо, дзёдо и иайдо, и методика технико-тактической и психологической подготовки высококвалифицированных айкидоистов для сдачи аттестационных экзаменов на 1-4 даны. В результате проведенного эксперимента установлено повышение эффективности технико-тактической и психологической подготовки высококвалифицированных айкидоистов, занимающихся по методике на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бучин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of effectiveness of qualified aikidokas training based on modeling the basic techniques of kendo, jodo and iaido

The problem of insufficient use of the basic technique against the attacking actions of the armed enemy has been revealed. Aikidoka who does not have the skills of attacking actions with a weapon, without knowing and understanding the principles of the tanto strike technique (knife), bokken (sword) and jo (sixth), cannot effectively carry out defensive actions against this weapon. The integrated program of long-term training, including means of Kendo, Jodo and Iaido, and technique of technical, tactical and psychological preparation of the qualified Aikidokas for passing certification examinations for 1-4 Danes are developed. The efficiency of technical, tactical and psychological training of the qualified Aikidokas engaged in the technique based on the modeling of basic techniques of Kendo, Jodo and Iaido was increased.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности обучения высококвалифицированных айкидоистов на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо»

УДК 796.853

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АЙКИДОИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ТЕХНИК КЕНДО,

ДЗЁДО И ИАЙДО

Николай Иванович Бучин, 3 дан Айкидо Айкикай, 1 тренерская категория по Айкидо, 2

судейская категория по Айкидо; 2 дан Дзёдо; 2 дан Кендо, Президент, Региональная Общественная Организация «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской

Области», г. Екатеринбург

Аннотация

Выявлена проблема недостаточности использования базовой техники айкидо против атакующих действий вооруженного противника. Айкидоист, не имея навыков атакующих действий оружием, не зная и не понимая принципов ударной техники танто (ножом), боккеном (мечом) и дзё (шестом), не может эффективно проводить защитные действия против данного оружия. Разработаны интегрированная программа многолетней подготовки, включающая средства кендо, дзёдо и иайдо, и методика технико-тактической и психологической подготовки высококвалифицированных айкидоистов для сдачи аттестационных экзаменов на 1-4 даны. В результате проведенного эксперимента установлено повышение эффективности технико-тактической и психологической подготовки высококвалифицированных айкидоистов, занимающихся по методике на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо.

Ключевые слова: методика технико-тактической и психологической подготовки, Буки-вадза, айкидо, моделирование базовых техник кендо, дзёдо и иайдо.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF QUALIFIED AIKIDOKAS TRAINING BASED ON MODELING THE BASIC TECHNIQUES OF KENDO, JODO AND IAIDO

Nikolay Ivanovich Buchin, 3 dan Aikido Aikikai, 1 coaching category in Aikido, 2 referee categories in Aikido; 2 Dan Jodo; 2 dan Kendo, President, Regional Public Organization "Association of Aikido Aikikai of the Sverdlovsk Region",

Yekaterinburg

Annotation

The problem of insufficient use of the basic technique against the attacking actions of the armed enemy has been revealed. Aikidoka who does not have the skills of attacking actions with a weapon, without knowing and understanding the principles of the tanto strike technique (knife), bokken (sword) and jo (sixth), cannot effectively carry out defensive actions against this weapon. The integrated program of long-term training, including means of Kendo, Jodo and Iaido, and technique of technical, tactical and psychological preparation of the qualified Aikidokas for passing certification examinations for 1-4 Danes are developed. The efficiency of technical, tactical and psychological training of the qualified Aikidokas engaged in the technique based on the modeling of basic techniques of Kendo, Jodo and Iaido was increased.

Keywords: technique of technical-tactical and psychological preparation, Buki-waza, Aikido, modeling of basic techniques of Kendo, Jodo and Iaido.

В айкидо защитные действия против атак оружием - Буки-вадза подразделяются на три подгруппы:

Первая, танто-дори - защита против атак танто (ножом).

Вторая, тачи-дори - защита против атак боккеном (мечом).

Третья, дзё-дори - защита против атак дзё (шестом).

При анализе защитных действий квалифицированных айкидоистов при сдаче ими аттестационных экзаменов на 1-4 даны автором была выявлена проблема недостаточности использования базовой техники против атакующих действий вооруженного противника. Айкидоист, не имея навыков атакующих действий оружием, не зная и не понимая принципов ударной техники танто, боккеном и дзё, не может эффективно проводить защитные действия против данного оружия.

Для решения этой проблемы была разработана методика технико-тактической и психологической подготовки квалифицированных айкидоистов для приобретения ими навыков применения эффективных техник Айкидо в разделах аттестационной программы Айкидо Айкикай танто-дори, тачи-дори и дзё-дори [1]. Был разработан оригинальный комплекс упражнений из смежных боевых искусств и единоборств под общим названием многоборье «Бусидо», куда были включены средства и методы десяти видов боевых искусств: айкидо, дзёдо (владение шестом), дзюдо, иайдо (искусство молниеносного обнажения меча с последующим ударом), кендо (фехтование на мечах), кюдо (стрельба из лука), карате, сумо, верховой езды и плавания [2]. Также впервые были разработаны интегрированные программы многолетней подготовки айкидоистов, в которых используются средства и методы дзёдо, иайдо и кендо, начиная с этапа начальной подготовки (возраст занимающихся - 6-10 лет) до этапа совершенствования спортивного мастерства (возраст занимающихся -16-17 лет). Была выдвинута гипотеза, что моделирование атакующих действий оружием, на примере базовых техник фундаментальных боевых искусств - дзёдо, иайдо и кендо, способствует улучшению защиты в айкидо. Тем самым обеспечивается функциональное соединение атаки и защиты, используемое в практической деятельности или выполнении упражнений, повышается уровень технико-тактической и психологической подготовленности айкидоистов, появляется чувство гармонии, которые являются сутью искусства айкидо.

Следует отметить, что собранный, изученный и систематизированный автором материал позволил сформировать теоретическую основу научно-исследовательской работы, обосновывающую необходимость разработки методики обучения защитным действиям против вооруженного противника с помощью моделирования атакующих действий оружием на основе базовых техник дзёдо, иайдо, кендо, с помощью которой будет повышена эффективность тренировочного процесса в Айкидо. Необходимо сказать о том, что в настоящее время интерес к данной теме актуален, так как практически нет исследований, посвященных специфике технико-тактической и психологической подготовки квалифицированных айкидоистов на этапе высшего спортивного мастерства, на котором в подготовке активно начинает использоваться оружие [1].

При разработке методики автором были глубоко изучены тактико-технические особенности ударов оружием - танто, боккен, дзё, а также теория атаки и защиты в айкидо, что позволило смоделировать безопасный и эффективный тренировочный процесс Буки-вадза [3].

Для оценки эффективности разработанных интегрированной программы многолетней подготовки айкидоистов и методики подготовки высококвалифицированных айкидоистов запланировано проведение нескольких педагогических экспериментов с различными по возрасту и квалификации спортсменами.

В первом исследовании приняло участие 15 высококвалифицированных айкидоистов: мужчины и женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие мастерский уровень 2-3 дан. Они были разделены на контрольную (7 спортсменов) и экспериментальную (8 спортсменов) группы. Исследование проводилось на базе Региональной Общественной Организации «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской области» с октября 2018 г. по февраль 2019 г. (включительно). В процессе исследования спортсмены контрольной группы занимались по традиционной методике подготовки к аттестационным экзаменам, а спортсмены экспериментальной группы - по разработанной методике. В начале октября 2018 г. проводился входной контроль эффективности двигательных действий айкидоистов.

Для оценки уровня технико-тактической и психологической подготовленности использовалась следующие тесты:

- выполнение 10 защитных технических действий от нападения противника, вооруженного ножом на время;

- выполнение 10 защитных технических действий от нападения противника, вооруженного мечом на время;

- выполнение 10 защитных технических действий от нападения противника, вооруженного шестом на время;

- количество бросков танто-дори за 1 минуту;

- количество бросков тачи-дори за 1 минуту;

- количество бросков дзё-дори за 1 минуту;

- шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности спортсменов.

Достоверность различий в результатах, показанных спортсменами контрольной и экспериментальной групп, оценивалась с помощью ^критерия Стьюдента, стабильность достижений спортсменов экспериментальной и контрольных групп по формуле Брейда.

В конце февраля 2019 г. проводилось повторное тестирование. Были обработаны и проанализированы полученные данные.

Сравнительные результаты входного контроля спортсменов контрольной и экспериментальной групп приведены в таблице 1, а результаты повторного тестирования - в таблице 2.

Таблица 1 - Сравнительные результаты контроля эффективности двигательных действий айкидоистов спортсменов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп до начала эксперимента_

Исследуемый показатель Группы М±т Р

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с ножом (танто-дори) на время, сек. Э 55,4±4,6

К 56,4±3,6

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с мечом (тачи-дори) на время, сек. Э 56,0±0,5 -

К 55,9±1,2

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с шестом (дзё-дори) на время, сек. Э 56,1±4,1 -

К 55,7±3,4

Количество бросков танто-дори за 1 минуту, броски Э 10,5±1,0 -

К 9,85±1,05

Количество бросков тачи-дори за 1 минуту, броски Э 9,0±1,15

К 8,85±1,65

Количество бросков дзё-дори за 1 минуту, броски Э 9,75±1,4

К 9,6±1,05

Ситуативная тревожность, баллы Э 40,0±4,05 -

К 38,0±4,0

Личностная тревожность, баллы Э 41,5±3,2 -

К 43,15±3,0

Таблица 2 - Сравнительные результаты контроля эффективности двигательных действий айкидоистов спортсменов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп в конце эксперимента

Исследуемый показатель Группы М±т Р

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с ножом (танто-дори) на время, сек. Э 47,4±2,6 р<0,05

К 52,3±1,5

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с мечом (тачи-дори) на время, сек. Э 46,6±2,0 р<0,05

К 52,7±3,1

Выполнение 10 защитных технических действий от нападения с шестом (дзё-дори) на время, сек. Э 48,85±1,3 р<0,05

К 53,1±1,4

Количество бросков танто-дори за 1 минуту, броски Э 13,6±1,05 р<0,05

К 11,4±0,5

Количество бросков тачи-дори за 1 минуту, броски Э 13,0±1,15 р<0,05

К 10,4±0,95

Количество бросков дзё-дори за 1 минуту, броски Э 12,6±0,5 р<0,05

К 11,0±0,5

Ситуативная тревожность, баллы Э 37,0±3,5 р<0,05

К 44,6±3,4

Личностная тревожность, баллы Э 36,0±3,2 р<0,05

К 41,14±1,2

В результате эксперимента установлено повышение эффективности технико-тактической и психологической подготовки высококвалифицированных айкидоистов, занимающихся по методике на основе моделирования базовых техник кендо, дзёдо и иайдо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бучин, Н.И. Специфика технико-тактической и психологической подготовки айкидоистов на этапе высшего спортивного мастерства / Н.И. Бучин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 40-44.

2. Бучин, Н.И. Использование многоборья «Бусидо» для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо / Н.И. Бучин // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология : сборник научных трудов. - Ялта, 2018. - Вып. 60, ч. 3. - С. 72-76.

3. Бучин, Н.И. Программа Буки-вадза / Н.И. Бучин. - Режим доступа : http://www.aikido-aikikai.ru/files/document/buki-vadza.docx (дата обращения: 18.03.2019).

REFERENCES

1. Buchin, N.I. (2018), "Specifics of technical-tactical and psychological training of aikidokas at the stage of higher sportsmanship", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 40-44.

2. Buchin, N.I. (2018), "Using all-around "Bushido" for the integrated training of students involved in aikido", Problems of modern pedagogical education, Series Pedagogy and psychology, collection of scientific papers, Yalta, Vol. 60, Part 3, pp. 72-76.

3. Buchin, N.I. (2017), "The program Buki-waza", available at: http: http://www.aikido-aiki-kai.ru/files/document/buki-vadza.docx.

Контактная информация: buchinn@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2019

УДК 796.011.3

«ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ» В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Тамара Васильевна Састамойнен, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Александр Сергеевич Терещенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ)

Аннотация

В статье проводится анализ учебного предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов в высшем учебном заведении творческого профиля - Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено практическому разделу дисциплины, тестированию физических способностей студентов и балльно-рейтинговой системе контроля на кафедре физического воспитания.

Ключевые слова: высшее учебное заведение творческого профиля, учебный предмет «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», кафедра физического воспитания, студенты, физические способности, балльно-рейтинговая система контроля.

"ELECTIVE DISCIPLINES ON PHYSICAL EDUCATION AND SPORT" COURSES IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CREATIVE PROFILE

Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical science, professor, department chairman, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.