Научная статья на тему 'Оценка эффективности национального проекта «Производительность труда»'

Оценка эффективности национального проекта «Производительность труда» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / производительность труда / национальный проект / efficiency / labor productivity / national project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова И. В.

В статье исследуется проблема оценки эффективности использования бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Производительность труда», связь производительности труда с такими показателями состояния экономической безопасности Российской Федерации как индекс производительности труда; доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, доля высокопроизводительных рабочих мест в экономике. Подчеркивается низкая заинтересованность государства в оценке эффективности мероприятий по национальному проекту «Производительность труда», что подтверждается исключением таких показателей как «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики» и «Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики» в показателях для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятие высокопроизводительного рабочего места в соответствии с методикой Росстата как рабочее место, на котором среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленную величину, не отражает продуктивность труда, т.е. экономический смысл производительности труда. Объективную характеристику производительности труда дает общий объем продукции, измеряемый в единицах валового внутреннего продукта, произведенный на единицу рабочей силы, измеряемый в единицах числа занятых или отработанных часов за период. Такой метод измерения показателя позволяет судить об эффективности и качестве человеческого капитала, включая ресурсы и инновации, используемые в производстве, однако, приведенные статистические данные свидетельствуют о низких темпах роста производительность труда или даже его снижении. Таким образом, необходимо совершенствовать законодательство о национальной проектной деятельности в Российской Федерации по оценке эффективности национальных проектов, прежде всего в части предоставления и использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of the national project «Labor productivity»

The article examines the problem of assessing the effectiveness of the use of budget funds allocated within the framework of the national project «Labor Productivity», the relationship between labor productivity and such indicators of the state of economic security of the Russian Federation as the labor productivity index; share of investments in machinery and equipment in the total volume of investments in fixed assets; the share of innovative goods, works, services in the total volume of shipped goods, works, services, the share of high-performance jobs in the economy. The low interest of the state in assessing the effectiveness of measures under the national project "Labor Productivity" is emphasized, which is confirmed by the exclusion of such indicators as "Number of highly productive jobs in the non-budgetary sector of the economy" and "Labor productivity in the basic non-resource sectors of the economy" in the indicators for assessing the effectiveness of the activities of senior officials and executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation. The concept of a high-performance workplace in accordance with the Rosstat methodology as a workplace where the average monthly wage of employees is equal to or exceeds the established value, does not reflect labor productivity, i.e. the economic meaning of labor productivity. An objective characterization of labour productivity is given by the total volume of output, measured in units of gross domestic product, produced per unit of labour force, measured in terms of the number of hours employed or worked per period. This method of measuring the indicator makes it possible to judge the efficiency and quality of human capital, including resources and innovations used in production, however, the cited statistics indicate low growth rates of labor productivity or even its decline. Thus, it is necessary to improve the legislation on national project activities in the Russian Federation to assess the effectiveness of national projects, primarily in terms of the provision and use of federal budget funds allocated for their implementation.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности национального проекта «Производительность труда»»

УДК 338.2

DOI: 10.17586/2310-1172-2024-18-2-117-126 Научная статья

Оценка эффективности национального проекта «Производительность труда»

Д-р. экон. наук Смирнова И.В. [email protected] Санкт-Петербургский'университет Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149

В статье исследуется проблема оценки эффективности использования бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Производительность труда», связь производительности труда с такими показателями состояния экономической безопасности Российской Федерации как индекс производительности труда; доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, доля высокопроизводительных рабочих мест в экономике. Подчеркивается низкая заинтересованность государства в оценке эффективности мероприятий по национальному проекту «Производительность труда», что подтверждается исключением таких показателей как «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики» и «Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики» в показателях для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Понятие высокопроизводительного рабочего места в соответствии с методикой Росстата как рабочее место, на котором среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленную величину, не отражает продуктивность труда, т.е. экономический смысл производительности труда. Объективную характеристику производительности труда дает общий объем продукции, измеряемый в единицах валового внутреннего продукта, произведенный на единицу рабочей силы, измеряемый в единицах числа занятых или отработанных часов за период. Такой метод измерения показателя позволяет судить об эффективности и качестве человеческого капитала, включая ресурсы и инновации, используемые в производстве, однако, приведенные статистические данные свидетельствуют о низких темпах роста производительность труда или даже его снижении. Таким образом, необходимо совершенствовать законодательство о национальной проектной деятельности в Российской Федерации по оценке эффективности национальных проектов, прежде всего в части предоставления и использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию.

Ключевые слова: эффективность, производительность труда, национальный проект. Scientific article

Evaluation of the effectiveness of the national project «Labor productivity»

D.Sc. Smirnova I.V. [email protected] Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia 196105 St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

The article examines the problem of assessing the effectiveness of the use of budget funds allocated within the framework of the national project «Labor Productivity», the relationship between labor productivity and such indicators of the state of economic security of the Russian Federation as the labor productivity index; share of investments in machinery and equipment in the total volume of investments in fixed assets; the share of innovative goods, works, services in the total volume of shipped goods, works, services, the share of high-performance jobs in the economy. The low interest of the state in assessing the effectiveness of measures under the national project "Labor Productivity" is emphasized, which is confirmed by the exclusion of such indicators as "Number of highly productive jobs in the non-budgetary sector of the economy" and "Labor productivity in the basic non-resource sectors of the economy" in the indicators for assessing the effectiveness of the activities of senior officials and executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation. The concept of a high-performance workplace in accordance with

the Rosstat methodology as a workplace where the average monthly wage of employees is equal to or exceeds the established value, does not reflect labor productivity, i.e. the economic meaning of labor productivity. An objective characterization of labour productivity is given by the total volume of output, measured in units of gross domestic product, produced per unit of labour force, measured in terms of the number of hours employed or worked per period. This method of measuring the indicator makes it possible to judge the efficiency and quality of human capital, including resources and innovations used in production, however, the cited statistics indicate low growth rates of labor productivity or even its decline. Thus, it is necessary to improve the legislation on national project activities in the Russian Federation to assess the effectiveness of national projects, primarily in terms of the provision and use of federal budget funds allocated for their implementation. Keywords: efficiency, labor productivity, national project.

В послания к федеральному собранию Президент России призвал кардинально повысить производительность труда для преодоления кадрового дефицита, повышения эффективности отечественной промышленности и социальной сферы. К 2030 году не менее 40% средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, все учреждения социальной сферы необходимо охватить проектами по повышению производительности труда [3].

Министерство экономического развития Российской Федерации, реализуя задачи национального проекта «Производительность труда», создало инфраструктуру проекта: Федеральный центр компетенций и региональные центры компетенций в 60 регионах, которые, как указано на сайте министерства, помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции. Задача нацпроекта «Производительность труда» — создать современную производственную культуру и без инвестиций повысить производительность труда и выработку продукции [3].

В стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" в перечне основных вызовов и угроз экономической безопасности названа слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов [1]. В информации для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации Росстат закрепил ряд показателей, отражающих значимость этой угрозы: индекс производительности труда; доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг [2]. Инновационная активность в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий - это основа роста производительности труда в экономике, т.е. показателя, который, в конечном счете, определяет как рост ВВП, так и рост благосостояния граждан.

На странице Министерства экономического развития Российской Федерации говорится, что участие в национальном проекте «Производительность труда» помогает бизнесу вслед за производительностью труда увеличить доходы. С 2019 по 2021 год более 2300 предприятий - участников нарастили добавленную стоимость на 383 млрд. рублей, показав 24% рост производительности труда (что на 5% выше показателя предприятий, не участвующих в нацпроекте). В среднем реализация проекта на предприятии позволяет перестроить внутрипроизводственную логистику, загрузить оборудование, сократить простои на предприятиях и сократить время производства продукта на 35%, что позволило повысить выработку на 45% и сократить запасы незавершенного производства на 36%. Утверждается, что национальный проект «Производительность труда» становится все более макроэкономически значимым, показал себя эффективной бюджетной инвестицией. Благодаря его поддержке более 4 тысяч предприятий увеличили прибыль на 318 млрд рублей. Это почти в 10 раз больше, чем бюджет нацпроекта. Всего в нацпроекте участвует более 5,8 тысяч предприятий [3]. В соответствии с нацпроектом «Производительность труда», на конец 2024 г., т.е. к окончанию его действия запланировано:

- количество предприятий - участников, вовлеченных в национальный проект через получение адресной поддержки - 6057;

- доля предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным региональным управлением в течение трех лет участия в проекте - 50%.

- финансовое обеспечение национального проекта с 2019 по 2024 г. - 32046919,80 тыс. руб. в том числе: федеральный бюджет - 31 499 911,40 тыс. руб.; консолидироанные бюджеты субъектов Российской Федерации - 13 278 531 тыс. руб.; внебюджетные источники - 200 000 тыс. руб. [4].

Введение

Результаты исследования

Задача оценки эффективности использования выделяемых бюджетных средств на финансирование национальных проектов государства представляется нам чрезвычайно актуальной в условиях бюджетного дефицита. Если же речь идет о национальном проекте «Производительность труда», призванном нейтрализовать одну из угроз экономической безопасности, то эффективности использования выделенных 32 млрд руб на ее финансирование необходимо уделить особое внимание.

Необходимо отметить, что законодательство о национальной проектной деятельности в Российской Федерации уделяет недостаточное внимание требованиям к оценке эффективности национальных проектов, прежде всего в части предоставления и использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию. В частности, некоторые авторы отмечают отсутствие методической или нормативной базы для проведения оценки эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы при реализации национальных проектов, а также иных предусмотренных оценок (эффективности предлагаемых мероприятий, эффективности механизмов реализации, эффективности деятельности участников и руководителей) [5, 11-15].

Незаинтересованность государства в оценке эффективности мероприятий по национальному проекту «Производительность труда» подтверждается исключением таких показателей как «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики» и «Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики» в показателях для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных в 2021 г. (в предыдущем перечне показателей 2019 г. они были) (табл. 1).

Таблица 1

Показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [7]

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 542 Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915 (АРХИВ)

1. Численность населения субъекта Российской Федерации 1. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики

2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 2. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

3. Уровень бедности 3. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики

4. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом 4. Уровень реальной среднемесячной заработной платы

5. Уровень образования 5. Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета

6. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи 6. Уровень бедности

7. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью 7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

8. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности 8. Естественный прирост населения

9. Число посещений культурных мероприятий 9. Количество семей, улучшивших жилищные условия

10. Количество семей, улучшивших жилищные условия 10. Уровень доступности жилья

11. Объем жилищного строительства 11. Доля городов с благоприятной городской средой

12. Качество городской среды 12. Качество окружающей среды

13. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам 13. Уровень образования

Окончание табл. 1

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 542 Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915 (АРХИВ)

14. Качество окружающей среды 14. Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности

15. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы

16. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения

17. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета

18. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых

19. "Цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений

Однако, данные Росстата для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации, позволяют косвенно оценить результативность национального проекта «Производительность труда» [2]. Масштаб национального проекта, т.е. количество предприятий - участников, вовлеченных в национальный проект через получение адресной поддержки - 6057. Количество коммерческих компаний, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре, на 1 января 2024 года составляло 2,61 млн [6]. Таким образом, охват нацпроекта - 0,2% компаний, что не влияет на рост производительности труда в целом по экономике. В 2022 г. индекс производительности труда составил 96,4% к предыдущему году (табл. 2).

Таблица 2

Индексы производительности труда, в % к предыдущему году [7]

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

В целом по экономике 102,1 100,8 98,7 100,1 102,1 103,1 102,4 99,6 102,8 96,4

Сельское, лесное хозяйство 106,5 105,4 104,0 102,2 105,3 103,6 106,7 99,5 100,3 107,8

Добыча полезных ископаемых 100,4 103,3 100,3 101,4 100,8 100,3 101,3 95,4 100,7 96,6

Водоснабжение; водоотведение 99,6 97,9 89,0 108,7 97,6 101,8 106,0 104,6 109,2 93

Строительство 98,3 97,1 100,0 101,4 97,3 100,1 96,8 101,0 99,8 101,8

Торговля оптовая и розничная; 99,1 100,0 93,0 96,6 100,4 101,8 101,7 102,3 105,7 87,1

Транспортировка и хранение 100,0 99,6 100,6 102,4 99,9 100,5 101,1 90,7 102,7 95,5

Деятельность гостиниц и общепита 101,5 98,7 97,6 94,2 102,7 103,2 100,2 82,8 116,3 101,3

Деятельность в области информации и связи 103,3 99,6 100,4 93,3 101,3 104,1 105,8 101,4 102,6 97,2

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 105,3 100,4 98,9 97,4 103,3 105,9 102,4 96,0 97,5 98,6

Деятельность административная 113,6 99,2 111,6 102,4 100,3 97,8 96,3 94,3 96,0 98,3

Рост производительности труда обусловлен развитием производственного потенциала экономики, т.е. объемом инвестиций в основной капитал компаний (табл. 3), который должен сопровождаться ростом удельного веса инновационных товаров, работ, услуг (табл. 4) и приростом высокопроизводительных рабочих мест в экономике (табл. 5) [8, 9].

Таблица 3

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП (в текущих ценах; в процентах к итогу) [7]

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

20,7 21,0 21,4 20,8 20,0 21,3 21,4 20,0 20,4 21,5 19,3 19,7

Таблица 4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров,

выполненных работ, услуг по РФ, % [7]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

4,8 6,3 8,0 9,2 8,7 8,4 8,5 7,2 6,5 5,3 5,7 5,5 - 5,5

Таблица 5

Прирост высокопроизводительных рабочих мест в РФ [7]

201 2 2013 2014 2015 2016 2017

тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц %

1849,1 12,7 1122,8 6,9 788,1 4,5 -1671,9 -9,1 -799,1 -4,8 1129,8 7,1

201 8 2019 2020 2021 2022 2023

тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц % тыс. единиц %

2524,3 14,7 1094,4 5,6 1213,8 5,9 664,2 3,0 251,6 1,1 1289.0 5,6

Приведенные в табл. 3, 4, 5 данные свидетельствуют о падении доли инвестиций в основной капитал компаний по сравнению с 2020 г., снижении удельного веса инновационных товаров, работ, услуг с 2016 г. и сокращении высокопроизводительных рабочих мест в экономике с 2018 г. по 2022г.

В соответствии с методикой Росстата к высокопроизводительным рабочим местам относятся все рабочие места предприятия, на котором среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленную величину. В качестве критерия для отбора предприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации [9]. С нашей точки зрения, этот показатель не отражает продуктивность труда, т.е. экономический смысл производительности труда, о чем свидетельствует его резкий скачок в 2023 г., который обусловлен значительным ростом среднемесячной заработной платы преимущественно по двум видам экономической деятельности (табл. 6).

Таблица 6

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности (фрагмент) [7]

2021 2022 2023 Прирост к 2021, %

Всего: 57244 65338 73709 28,7

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 39437 46777 52868 34,1

добыча полезных ископаемых 103474 118376 130826 26,2

обрабатывающие производства 52410 60439 71273 36,5

из них:

производство пищевых продуктов 42605 48467 56503 33,3

производство табачных изделий 108430 126446 140518 29,6

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 79568 87532 98162 24,1

производство металлургическое 63232 74948 85283 34,9

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 48425 56481 69928 43,8

производство компьютеров, электронных и оптических изделий 64614 74835 91219 42,2

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 53236 58518 70376 32,1

строительство 51944 60850 68944 33,0

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 50389 57806 63572 26,0

деятельность в области информации и связи 97434 121262 130326 34,0

деятельность финансовая и страховая 130223 146637 169106 30,0

деятельность профессиональная, научная и техническая 87329 100843 107052 23,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 58620 63505 73861 25,9

образование 43391 48400 54263 26,6

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 50690 55420 61486 22,0

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 53340 57491 64929 22,6

Объективную характеристику производительности труда дает общий объем продукции, измеряемый в единицах валового внутреннего продукта, произведенный на единицу рабочей силы, измеряемый в единицах числа занятых или отработанных часов за период. Такой метод измерения показателя позволяет судить об эффективности и качестве человеческого капитала, включая ресурсы и инновации, используемые в производстве, в сопоставлении как с другими странами, так и в динамике внутри страны. Так, по данным Международной организации труда, Россия занимает 57 место по ВВП на рабочий час (табл. 7).

Таблица 7

Разные страны по производительности труда на один рабочий час в 2017 г. в международном долларовом эквиваленте по данным Международной организации труда [10]

ВВП на рабочий час

Страна (2017 г. долл США

по ППС)

1. Люксембург 146,1

Ирландия 142,5

Норвегия 92,6

Нидерланды 79,8

Дания 78,2

Швейцария 75,6

Бельгия 75,5

Австрия 74,2

Сингапур 73,8

Швеция 70,0

Гайана 69,9

США 69,7

Финляндия 68,6

Германия 68,1

Франция 67,9

Италия 61,7

Казахстан 30,1

Ливия 29,7

Уругвай 29,6

57. Россия 29,5

Чили 28,9

Болгария 28,6

Тринидад и Тобаго 27,8

Аргентина 27,5

Малайзия 25,9

Черногория 25,8

Мозамбик 2,0

Демократическая 1,9

Республика Конго

Мадагаскар 1,8

Нигер 1,7

Северная Корея 1,3

Либерия 1,3

Центральноафриканская 1,1

Республика

181. Бурунди 0,8

Динамика ВВП на единицу рабочей силы говорит нам о низких темпах роста этого показателя или даже его снижении, что обусловлено влиянием пандемии коронавируса в 2020 г. и экономических санкций - в 2023 г. (табл. 8).

Таблица 8

Динамика ВВП на единицу рабочей силы, руб. на чел.

2017 2018 К предыдущему году, % 2019 К предыдущему году, % 2020 К предыдущему году, % 2021 К предыдущему году, % 2022 К предыдущему году, % 2023 К предыдущему году, %

ВВП ( в ценах 2021г., млрд. руб.) 125 249,7 128 764,6 131 595,0 128 102,9 135 773,8 134 142,8 138 951,3

Численность

рабочей силы, тыс. чел. 72438 72411 72267 70655 72913 72687 74153

ВВП на

единицу рабочей силы, руб. на чел. 1729,0 1778,2 00 2, 1820,9 2, 1813,1 о" i 1862,1 г-, 2, 1845,5 CT, с0 - 1873,8 V5

Источник: расчеты автора по данным Росстата

Выводы

Целесообразность выделения и эффективность использования бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Производительность труда», вызывают сомнения, поскольку такие показатели состояния экономической безопасности Российской Федерации как индекс производительности труда; доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, доля высокопроизводительных рабочих мест в экономике в последние годы снижаются. Таким образом, необходимо совершенствовать законодательство о национальной проектной деятельности в Российской Федерации по оценке эффективности национальных проектов, прежде всего в части предоставления и использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию.

Для повышения производительности труда недостаточно внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции, создавая современную производственную культуру, как это предусмотрено задачами национального проекта «Производительность труда». Важнейшие меры по повышению производительности труда приведены в основных направлениях государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности [1], в частности, создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития. Чтобы этого добиться необходимо:

- преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники;

- расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

На осуществление этих целей направлен Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», в соответствии с которым с 1 января 2025 г. органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры [16].

Реализация поставленных целей зависит от объемов финансирования, заложенных в федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов [17]. Однако финансирование государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" предусматривает снижение расходов на предстоящие годы почти в два раза: в 2024 году - 216 205,0 тыс. руб., в 2025 и 2026 годах - по 109 400,0 тыс. руб., что может затормозить решение задачи повышения производительности труда.

Литература

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. URL: "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/3c3b268a426c0b297b24bd920a10070b63de85ee/

2. Информация для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pok-bezopasn.htm

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/nacproekt_proizvoditelnost_truda_mozhet_ohvatit_poryadka_12_tysyac h_predpriyatiy_pri_prodlenii.html

4. Паспорт национального проекта Национальный проект "Производительность труда". URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdfD29f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf?yscl id=lu4337u8km822220996

5. Куделич М.И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы // Финансовый журнал. 2019. № 4. С. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-4-36-49.

6. Число действующих в России компаний в 2023 году увеличилось впервые с 2015 года. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6452636?ysclid=lu4299sls3561966596

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/

8. "Методика выбора оптимальных форм нормирования и организации труда" (утв. ФСИН России). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188494/da2b6c7f3d3a8190a53156fb2ec8ef1a03ae1bd6/?yscli d=lu49tt1dqi262398446

9. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 9 октября 2017 г. № 665 "Об утверждении методики расчёта показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» https: //www .garant.ru/products/ipo/prime/doc/71683010/

10. ИЛОСТАТ (статистика Международной организации труда) https://ilostat.ilo.org/topics/labour-productivity/

11. Куделич М.И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы // Финансовый журнал. 2019 № 4 С. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-4-36-49

12. Маршова Т.Н., Кириченко И.А. Совершенствование качества разработки государственных проектов и программ // Вопросы государственного и муниципального управления. № 4. C. 61-96. DOI: 10.17323/19995431-2022-0-4-61-96

13. Борисов С.А., Соменкова Н.С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. 2023. Том 6. № 2. С. 611-626.

14. Аникина И.Д., Буханцев Ю.А., Кузьмина Э.В. Анализ направлений развития контроля и оценки эффективности реализации госпрограмм и нацпроектов // Фундаментальные исследования. 2022. № 10-1. С. 7-13.

15. Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-166-30032022/?ysclid=lv0mcg0z7q489648485

16. Федеральный закон от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" https: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_462891/fc331fe700e24bff9ae74b57f8c4657715d651fc/

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 N 208 "O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda. URL: "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/3c3b268a426c0b297b24bd920a10070b63de85ee/

2. Informatsiya dlya analiza pokazatelei sostoyaniya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pok-bezopasn.htm

3. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/nacproekt_proizvoditelnost_truda_mozhet_ohvatit_poryadka_12_tysyac h_predpriyatiy_pri_prodlenii.html

4. Pasport natsional'nogo proekta Natsional'nyi proekt "Proizvoditel'nost' truda". URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdf029f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf7yscl id=lu4337u8km822220996

5. Kudelich M.I. Sistema normativnykh trebovanii k otsenke effektivnosti natsional'nykh proektov: aktual'nye problemy // Finansovyi zhurnal. 2019. № 4. S. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-4-36-49.

6. Chislo deistvuyushchikh v Rossii kompanii v 2023 godu uvelichilos' vpervye s 2015 goda. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6452636?ysclid=lu4299sls3561966596

7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/

8. "Metodika vybora optimal'nykh form normirovaniya i organizatsii truda" (utv. FSIN Rossii). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188494/da2b6c7f3d3a8190a53156fb2ec8ef1a03ae1bd6/7yscli d=lu49tt1dqi262398446

9. Prikaz Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki ot 9 oktyabrya 2017 g. № 665 "Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelya «Prirost vysokoproizvoditel'nykh rabochikh mest, v protsentakh k predydushchemu godu» https: //www .garant.ru/products/ipo/prime/doc/71683010/

10. ILOSTAT (statistika Mezhdunarodnoi organizatsii truda) https://ilostat.ilo.org/topics/labour-productivity/

11. Kudelich M.I. Sistema normativnykh trebovanii k otsenke effektivnosti natsional'nykh proektov: aktual'nye problemy // Finansovyi zhurnal. 2019 № 4 S. 36-49. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-4-36-49

12. Marshova T.N., Kirichenko I.A. Sovershenstvovanie kachestva razrabotki gosudarstvennykh proektov i programm // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. № 4. C. 61-96. D0I:10.17323/1999-5431-2022-0-4-61-96

13. Borisov S.A., Somenkova N.S. Povyshenie effektivnosti realizatsii prioritetnykh natsional'nykh proektov na osnove monitoringa kak instrument ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva // Ekonomicheskaya bezopasnost'. 2023. Tom 6. № 2. S. 611-626.

14. Anikina I.D., Bukhantsev Yu.A., Kuz'mina E.V. Analiz napravlenii razvitiya kontrolya i otsenki effektivnosti realizatsii gosprogramm i natsproektov // Fundamental'nye issledovaniya. 2022. № 10-1. S. 7-13.

15. Ukaz Prezidenta RF ot 30.03.2022 № 166 "O merakh po obespecheniyu tekhnologicheskoi nezavisimosti i bezopasnosti kriticheskoi informatsionnoi infrastruktury RF" https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-166-30032022/?ysclid=lv0mcg0z7q489648485

16. Federal'nyi zakon ot 27.11.2023 N 540-FZ "O federal'nom byudzhete na 2024 god i na planovyi period 2025 i 2026 godov" https: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_462891/fc331fe700e24bff9ae74b57f8c4657715d651fc/

Статья поступила в редакцию 21.04.2024 Received 21.04.2024

Принята к публикации 2 7.05.2024 Accepted for publication 2 7.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.