УДК 331.101.6 JEL J24 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-2-31-39
Получено: 08.04.2024 Статья доработана после рецензирования: 29.05.2024 Принято: 03.06.2024
Производительность труда в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»
Зотиков Николай Зотикович
Канд. экон. наук, доц. каф. финансов, кредита и экономической безопасности ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: [email protected]
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 428015, Московский пр-т, 15, г. Чебоксары, Россия
Аннотация
По макроэкономическим оценкам российская экономика характеризуется относительно низким уровнем производительности труда, в два-три раза уступая экономикам ряда индустриально развитых стран. Более низкий уровень производительности труда в Российской Федерации по сравнению с ведущими экономиками мира проявляется особенно на микроуровне. Повышение производительности труда является одной из важнейших задач отечественной экономики в части обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках. Значение этого процесса усиливается в нынешних условиях, характеризующихся западными санкциями, направленными на ослабление российской экономики. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования. Цель статьи - проанализировать состояние производительности труда в процессе реализации проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Предмет исследования - производительность труда на микро-и макроуровнях, в отдельных отраслях, регионах. В исследовании использованы данные паспорта национального проекта, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, применялись методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный и др. Установлено наличие значительной межотраслевой, внутриотраслевой дифференциации российских компаний по уровню производительности труда, различных методик расчета производительности труда, чем затрудняется выбор наиболее эффективных хозяйствующих субъектов. Одной из причин отставания от других стран по уровню производительности труда является технологическое отставание отечественных компаний. В то же время регионы недостаточно используют возможности налогового стимулирования инвестиций путем установления налогового вычета, ослаблена мотивация труда. В ранжировании регионов по уровню социально-экономического развития, а также для целей оценки эффективности руководителей регионов не применяется показатель производительности труда.
Ключевые слова: производительность труда, методики расчета производительности труда, факторы роста производительности труда, инвестиции в основной капитал, инвестиционный налоговый вычет, мотивация труда, добавленная стоимость, уровень заработной платы
Для цитирования: Зотиков Н.З. Производительность труда в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»//Управление. 2024. Т. 12. № 2. С. 31-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-2-31-39
© Зотиков Н.З., 2024.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Received: 08.04.2024 Revised: 29.05.2024 Accepted: 03.06.2024
Labor productivity within the framework of the Labor Productivity and Employment Support national project
Nikolay Z. Zotikov
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance, Credit and Economic Security Department ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: [email protected]
Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, 15, Moskovsky prospekt, Cheboksary 428015, Russia
Abstract
According to macroeconomic estimates, the Russian economy is characterized by a relatively low level of labor productivity, two to three times inferior to the economies of a number of industrialized countries. The lower level of labor productivity in Russia in comparison with the leading global economies is manifested especially at the microlevel. Increasing labor productivity is one of the most important tasks of the domestic economy in terms of ensuring competitiveness in the world markets. The importance of this process is intensified in the current conditions characterized by Western sanctions aimed at weakening the Russian economy. This determines the relevance of the present study. The purpose of the study is to analyze the labor productivity state in the process of implementing the Labor Productivity and Employment Support project. The subject of the study is labor productivity at the micro- and macrolevels, in individual industries and regions. The study used data from the national project passport, official data from the Federal State Statistics Service and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, and methods such as analysis and synthesis, generalization, grouping, tabular, etc. The presence of significant inter-industry and intra-industry differentiation of Russian companies by the labor productivity level and different methods of calculating labor productivity, which makes it difficult to choose the most effective economic entities, has been revealed. One of the reasons for lagging behind other countries in terms of labor productivity is, among other things, the technological lag of domestic companies. At the same time, the regions do not sufficiently use the possibilities of tax incentives for investment by establishing a tax deduction, and labor motivation is weakened. The labor productivity indicator is not used in ranking regions by the socio-economic development level, as well as for the purposes of assessing regional managers effectiveness.
Keywords: labor productivity, methods for calculating labor productivity, labor productivity growth factors, investment in fixed capital, investment tax deduction, labor motivation, added value, wage level
For citation: Zotikov N.Z. (2024) "Labor productivity within the framework of the Labor Productivity and Employment Support national project". Upravlenie/Management (Russia), 12 (2), pp. 31-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-2-31-39
© Zotikov N.Z., 2024.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Введение / Introduction
Улучшение жизни населения невозможно без успешного развития реального сектора экономики и внедрения передовых методов в управление производством. На достижение этих целей направлены национальные проекты, реализуемые в Российской Федерации (далее - РФ, Россия) в настоящее время, действие которых заканчивается 2024 г. Одним из важнейших среди них является национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Необходимость его принятия обусловлена значительным отставанием России от передовых стран по уровню производительности труда. Значение необходимости повышения производительности труда усиливается в нынешних условиях, когда России предъявлены санкции Западом, направленные на уничтожение экономики.
Производительность труда является важнейшим показателем, характеризующим конкурентоспособность национальной экономики. На величину производительности труда влияют такие факторы, как инвестиции в основные фонды (что приведет к повышению фондовооруженности, фондоотдаче), выход на новые рынки, проведение научных исследований и разработок, технологические инновации, инвестиции в цифровые технологии, инвестиции в человеческий капитал, мотивация труда (усиление стимулов к труду).
России присущи высокий уровень дифференциации регионов по величине производительности труда и существенная внутриотраслевая дифференциация компаний. Ориентация государственной поддержки на более эффективные компании приводит к еще большему увеличению разрыва между передовиками и отстающими.
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» со сроком реализации до 31 декабря 2024 г. направлен на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»1:
• обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта (далее — ВВП) страны выше среднемирового уровня;
• обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения.
1 Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319210/ (дата обращения: 03.04.2024).
Цель исследования — проанализировать состояние производительности труда в процессе реализации проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Предмет исследования — производительность труда на микро-и макроуровнях, в отдельных отраслях, регионах.
Информационной базой исследования стали данные паспорта национального проекта, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ (далее — МЭР), применялись методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, табличный и др.
Обзор литературы / Literature review
В подтверждение актуальности выбранной темы приведем краткий обзор литературы по исследуемому вопросу.
Т.А. Федорова и ее соавторы отмечают, что основным звеном экономики является предприятие, в то же время «увеличение производительности труда на отдельных предприятиях не приволит к увеличению производительности труда в регионе, отрасли и стране в целом» [Федорова, Ломовцев, По-товоров, 2021, с. 401].
По мнению М.И. Маликова и М.С. Никольского, «своевременный запуск нацпроектов позволил стране сохранить устойчивость в сложный период 2020—2022 гг.» [Маликов, Никольский, 2023, с. 73].
Н.В. Говорова отмечает, что «задача обеспечить рост производительности труда не ниже 5% в год — это одно из основных условий вхождения России в число крупнейших передовых экономик мира» [Говорова, 2019, с. 32].
К причинам низкой производительности труда в России Е.А. Войкина относит «износ оборудования, применение устаревших технологий, недостаток средств для внедрения новых производственных мощностей, неэффективное использование трудовых ресурсов и рабочего времени, низкую квалификацию работников» [Войкина, 2018, с. 120—121].
По мнению Б.Л. Лавровского и его соавторов, Россия имеет возможность выйти на темпы прироста производительности в 4—5 % при значительных масштабах инновации [Лавровский, Хайруллина, Волосская, Чуваев, 2020].
В качестве одной из причин низкого уровня производительности труда авторы видят низкий уровень мотивации труда: «за время рыночных реформ с 1991 г. существенно, до 100 раз, увеличился разрыв между уровнями доходов самых обеспеченных и самых бедных слоев населения, заработная плата на текущий момент не выполняет ни производственной,
ни стимулирующей функции» [Федорова, Ломовцев, Потоворов, 2021, с. 400].
Отмечая ослабление мотивации труда, государственного регулирования оплаты труда, отставание России от других государств по показателям производительности труда и заработной платы, автор отмечает, что «без реального повышения заработной платы независимо от роста производительности труда снизить долю лиц с доходами ниже прожиточного минимума невозможно» [Зотиков, 2022, с. 43].
Н.С. Сергиенко указывает на необходимость проведения мониторинга реализации федеральных проектов, который направлен на «формирование фактических данных о достижении фактических параметров проекта и выявления отклонений фактических параметров от плановых, складывающихся на конкретную отчетную дату» [Сергиенко, 2020, с. 25].
По мнению Н.Л. Красюковой, «органы власти обязаны участвовать в реализации национальных проектов в пределах своих полномочий, и их вовлеченность обеспечивается соответствующими нормативными актами» [Красюкова, 2019, с. 7].
Результаты исследования / Research results
В состав национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» входят следующие федеральные проекты:
• системные меры по повышению производительности труда: создание условий для повышения производительности труда;
• адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях;
• поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда.
Рассмотрим основные индикаторы проекта (табл. 1).
Проект ставит задачу по предприятиям базовых несырьевых отраслей к 2024 г. достичь следующих показателей:
• количество предприятий, получивших поддержку от федеральных центров компетенций и региональных центров компетенций (далее — РЦК), — 6,535 тыс.;
• количество предприятий, воспользовавшихся сервисом цифровой экосистемы, — 4 тыс.;
• количество предприятий, получивших акселера-ционную поддержку по развитию экспортного потенциала, — 2,277 тыс.;
• процент завершенных проектов, по результатам которых предприятия достигли развития производственных систем, — 80 %;
• процент предприятий-участников, достигших ежегодного 5 % прироста производительности труда, - 50 %;
• количество созданных РЦК — 60;
• количество внедренных сервисов в цифровой экономике — 8 тыс.;
• количество руководителей предприятий, обученных по программе «Лидеры производительности», — 9,84 тыс.
В национальном проекте могут принять участие предприятия, занятые в базовых несырьевых отраслях, с выручкой от 400 млн руб. за предыдущий год (без налога на добавленную стоимость).
2 Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319210/ (дата обращения: 03.04.2024).
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Количество предприятий-участников, вовлеченных в проект, ед. 1 003,0 1 967,0 2 590,00 3 694,00 4 736,0 6 057,00
Количество сотрудников предприятий, прошедших обучение инструментам повышения производительности труда, чел. (нарастающим итогом) 10 060,0 21 821,0 31 234,00 57 625,00 74 395,0 93 475,00
Количество работников предприятий, вовлеченных в движение рационализаторов, чел. (нарастающим итогом) - - 10 000,00 20 000,00 45 000,0 90 000,00
Количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, тыс. чел. (нарастающим итогом) 3,2 4,4 6,49 8,64 9,9 9,66
Финансовое обеспечение проекта, млн руб. 5 524,3 5 030,9 4 876,40 5 489,10 5 124,1 6 001,90
Источник2 / Source2
Таблица 1
Основные индикаторы национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»
Table 1. The main indicators of the Labor Productivity and Employment Support national project
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), производительность труда в России в 2017 г. составила 26,5 долл. США в час3. Этот показатель отражает объем ВВП, вырабатываемый каждым трудящимся россиянином за один час работы (в текущих ценах, по паритету покупательной способности). По показателю производительности труда Россия уступает многим странам. Средний для ОЭСР показатель составляет 54,8 долл. США, а у лидеров — Ирландии и Люксембурга — находится на уровне 99 долл. США в час.
3 ОЭСР: Производительность труда в России по-прежнему в разы
ниже, чем у развитых стран. Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/406134
(дата обращения: 03.04.2024).
Как и по всем другим показателям, субъекты РФ различаются также по индексу производительности труда (табл. 2).
Как следует из приведенных в таблице 2 данных, индекс производительности труда по РФ составил 103,7 %, в том числе в Московской области — 109,3 %, в Красноярском крае - 97,6 %.
4 Федеральная служба государственной статистики. Индекс производительности труда по РФ, по субъектам РФ в 2008-2021 гг. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ipt2008-2021(14062023). хкх (дата обращения: 03.04.2024).
Таблица 2
Индекс производительности труда по субъектам РФ
Table 2. Labor productivity index by constituent entities of the Russian Federation
Субъекты 2019 г., % 2020 г. % 2021 г., % Субъекты 2019 г., % 2020 г., % 2021 г., %
Всего по РФ 102,4 99,6 103,7 Саратовская область 100,2 104,8 97,4
Белгородская область 102,2 101,1 101,8 Республика Марий Эл 102,5 101,4 98,2
Брянская область 105,0 104,2 101,1 Республика Мордовия 12,0 105,0 100,7
Владимирская область 104,0 104,8 115,0 Республика Татарстан 102,4 96,8 101,2
Воронежская область 102,0 98,2 101,4 Республика Удмуртия 101,0 97,9 99,7
Ивановская область 102,5 105,7 98,3 Республика Чувашия 105,4 102,2 100,7
Московская область 104,1 99,3 109,3 Пензенская область 106,3 108,7 98,4
Орловская область 108,0 101,7 100,0 Самарская область 103,6 95,0 103,9
Смоленская область 103,9 101,6 101,7 Республика Башкортостан 104,9 98,1 98,9
Тамбовская область 98,1 100,0 97,8 ЯНАО 104,7 98,1 106,5
Тульская область 101,5 103,8 104,6 Свердловская область 101,0 99,5 100,1
Ярославская область 101,8 103,4 101,9 Тюменская область 101,3 96,1 106,3
Москва 100,9 102,5 109,6 ХМАО - Югра 99,6 93,7 106,4
Республика Коми 102,7 97,5 102,9 Челябинская область 98,5 103,9 104,4
Ленинградская область 102,6 99,7 105,0 Красноярский край 99,9 97,6 97,6
Мурманская область 106,1 114,5 104,3 Иркутская область 104,0 100,5 102,6
Новгородская область 104,3 104,8 102,6 Кемеровская область 102,1 98,5 107,4
Санкт-Петербург 101,4 98,7 120,3 Омская область 102,3 100,1 101,1
Республика Адыгея 104,6 105,9 103,0 Республика Бурятия 109,2 104,9 101,6
Республика Калмыкия 101,6 97,3 98,2 Республика Саха - Якутия 102,3 92,4 115,6
Краснодарский край 98,9 98,2 104,4 Камчатский край 100,7 99,7 104,7
Астраханская область 105,7 107,4 93,5 Приморский край 108,2 103,5 106,2
Волгоградская область 102,3 100,7 93,1 Хабаровский край 102,9 103,1 102,6
Севастополь 106,3 99,6 103,2 Магаданская область 105,9 106,7 105,1
Республика Дагестан 101,5 106,9 96,1 Еврейская АО 99,8 102,4 108,0
Республика Ингушетия 99,2 95,5 99,4 Чукотская область 102,8 100,5 99,9
Примечание: ЯНАО - Ямало-Ненецкий автономный округ, ХМАО - Югра - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Еврейская АО -Еврейская автономная область Источник4 / Source4
Таблица 3
Индекс производительности труда в экономике РФ по отраслям
Table 3. Labor productivity index in the Russian economy by industry
Отрасли 2017 г., % 2018 г., % 2019 г., % 2020 г., % 2021 г., %
В целом по экономике 102,1 103,1 102,4 99,6 103,7
Сельское, лесное хозяйство, охота 105,8 101,6 106,0 100,2 100,0
Рыболовство, рыбоводство 89,2 108,3 102,0 95,0 100,7
Добыча полезных ископаемых 100,9 101,4 101,6 95,2 100,7
Обрабатывающие производства 104,3 105,1 103,6 104,2 102,6
Строительство 97,2 100,8 96,8 100,3 99,7
Транспортировка и хранение 100,1 101,5 101,0 89,8 102,8
Торговля оптовая и розничная, ремонт транспортных средств 100,4 101,8 101,6 104,0 103,8
Транспортировка и хранение 100,1 101,5 101,0 89,8 102,8
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 103,0 104,4 100,6 78,7 116,3
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 105,1 106,4 107,9 104,7 105,8
Источник5 / Source5
Значения индекса производительности труда по основным отраслям экономики приведены в табл. 3.
Согласно данным таблицы 3, в 2021 г. индекс производительности труда в целом по экономике составил 103,7 %, в том числе в строительстве -99,7 %, по деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 116,3 %.
Методы расчета производительности труда / Methods for calculating labor productivity
Фактический уровень производительности труда зависит от применяемых методов его расчета. «Для оценки производительности труда в зарубежной статистике есть два показателя: ВВП на количество отработанных часов и ВВП на количество занятых» [Войкина, 2018, с. 115].
Т.М. Токмурзин и Ю.Н. Шедько приводят универсальный способ определения производительности труда, в соответствии с которым показатель определяется как отношение объема продукции в стоимостном выражении к численности работников [Токмурзин, Шедько, 2021]:
• Пт = V / Ч, где V - объем продукции, Ч - количество работников организации, основной, вспомогательный персонал, аппарат управления;
• по национальному проекту - Пт = ДС / КЗ, где ДС - добавленная стоимость (это часть стоимости, создаваемая на предприятиях и служащая источником для налогов и накопления), КЗ - количество занятых.
5 Федеральная служба государственной статистики. Эффективность экономики России. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11186 (дата обращения: 03.04.2024).
По мнению Т.В. Александровой и В.Л. Попова, «к проблемам федерального уровня относится проблема обеспечения достоверной оценки вклада регионов в достижение целевых показателей национального проекта» [Александрова, Попов, 2021, с. 75]. Это затрудняется различиями в существующих методиках расчета показателя.
По методике МЭР индекс производительности труда определяется6:
• по экономике в целом как соотношение индекса физического объема ВВП и индекса совокупных затрат труда;
• по отраслям экономики как отношение индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли к индексу совокупных затрат труда по отрасли;
• по субъекту РФ как отношение индекса физического объема валового национального продукта к индексу совокупных затрат труда по региону.
Оценка затрат труда осуществляется по таким показателям, как количество рабочих мест и количество отработанного времени в расчете на год.
Для расчета показателей производительности труда в целях национального проекта под предприятием для целей методики понимаются коммерческие организации, относящиеся к предприятиям базовых несырьевых отраслей экономики с объемом годовой выручки от 400 млн руб. до 30 млрд руб.,
6 Приказ Министерства экономического развития Российской
Федерации и Федеральной службы государственной статистики
от 28 апреля 2018 г. № 274 «Об утверждении Методики расчета показателя «Индекс производительности труда». Режим доступа: Ы^:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pr274-280418[3].pdf (дата обращения: 03.04.2024).
применяющих общую систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог7. Под базовыми несырьевыми отраслями экономики РФ согласно ОКВЭД-2 понимаются обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
В целях применения Методики производительность труда в общем виде измеряется как добавленная стоимость (ДС на единицу затрат труда (ЗТ). ДС предприятия = прибыль + ОТ + СВ + Нал. и сборы, где ОТ - оплата труда, СВ - страховые взносы, Нал. и сборы — сумма налогов, включаемых в себестоимость, а прибыль = выручка - прямые расходы (из декларации по налогу на прибыль).
Помимо СВ, в себестоимость включается налог на имущество организаций.
Затраты труда (ЗТ) определяются как среднемесячное количество застрахованных лиц по данным отчета по СВ: Пт для предприятий = ДС / ЗТ.
Расчет производительности труда отрасли, субъекта РФ производится как простая сумма показателя по предприятиям.
Индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики является отношением индекса физического объема выпуска товаров и услуг в году t относительно года t-1 к индексу отработанного времени в году t относительно года М8.
Показатель «Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики» был включен в перечень из 15 показателей, используемых при оценке эффективности деятельности руководителей
субъектов РФ9. Однако впоследствии он был исключен из перечня утвержденных 20 показателей10.
Главные проблемы, препятствующие росту производительности труда, Высшая школа экономики видит «в недостаточности у предприятий необходимых для этого ресурсов: кадровых и финансовых (отсутствие у предприятия необходимых средств, сложность привлечения внешнего финансирования)» [Симачев, Кузык, Федюнина, 2020, с. 7].
Налоговый кодекс РФ (ст. 286.1) предоставляет предприятиям большие возможности для проведения реконструкции и модернизации. Речь идет об инвестиционном налоговом вычете - это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17 % в 2017—2024 гг.) на стоимость приобретенных основных средств, затраты на их модернизацию: до 90 % расходов на приобретение основных средств можно учитывать в расходах и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций11. Максимальный размер вычета (90 %) установлен в Москве, Санкт-Петербурге, Республиках Алтай, Дагестан, Удмуртской и Чеченской, 50 % — в Республиках Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Чувашской, 20 % — в Республиках Адыгея, Ингушетия и др. В некоторых регионах соответствующее решение до сих пор не принято.
По данным Федеральной налоговой службы РФ, в 2022 г. лишь 349 организаций применили инвестиционный налоговый вычет на сумму 55,1 млрд. руб., что составляет 1 % от суммы исчисленного налога
7 Министерство экономического развития. Приказ от 28 декабря
2018 г. № 748 «Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта Производительность труда и поддержка занятости». Режим доступа: consultant.ru>document/cons_doc_LAW_315668/ (дата обращения: 03.04.2024).
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля
2019 г. № 915 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельностьи высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_330451/ (дата обращения: 03.04.2024).
9 Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиыц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323451/ (дата обращения: 03.04.2024).
10 Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375984/ (дата обращения: 03.04.2024).
11 Информационная система 1С:ИТС. Инвестиционный налоговый вычет по регионам. Режим доступа: https://its.1c.ru/db/content/taxprib/ src/3400001_т_инв_нал_вычет_по_регионам.htm (дата обращения: 03.04.2024).
на прибыль (5 583,0 млрд руб.) в консолидированный бюджет РФ12.
Заключение / Conclusion
Исследование подтвердило отставание России по показателю производительности труда от передовых стран мира, высокий уровень дифференциации регионов и отраслей. Частично эти различия обусловлены несовершенством расчета показателя в отдельных отраслях (в торговле, гостиничном хозяйстве, в непроизводственной сфере).
Значение необходимости повышения производительности труда усиливается из-за низкого уровня заработной платы и доходов населения страны (вследствие ослабления государственного регулирования оплаты труда, ослабления мотивации труда, стимулов к труду).
Данные табл. 2 свидетельствуют о низком уровне производительности труда по субъектам РФ, снижении темпов роста производительности труда
12 Федеральная налоговая служба. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 1 января 2023 г. Режим доступа: https://www.nalog.gov. ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/12536915/ (дата обращения: 03.04.2024).
по отдельным регионам и незначительных темпах роста показателя по другим регионам. В национальный проект вовлечено небольшое количество предприятий, даже при выполнении показателей проекта оценка производительности труда по узкой прослойке компаний не обеспечит рост показателя по экономике.
К числу основных причин отставания России по производительности труда относятся технологическое отставание и старение парка оборудования. В условиях отсутствия инвестиций большие возможности предоставляются предприятиям в вопросах обновления основных средств в регионах, принявших закон об инвестиционном налоговом вычете. По мнению автора, действие вычета целесообразно продлить.
Показатели валового регионального продукта, валового регионального продукта на душу населения, производительности труда считаем необходимым включить в перечень критериев, учитываемых при ранжировании регионов по уровню социально-экономического положения, а также при оценке эффективности деятельности руководителей регионов и округов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова Т.В., Попов В.Л. Реализация национального ппроекта «Производительность труда и поддержка занятости» в Пермском крае: факты, проблемы, перспективы. Управленческое консультирование. 2021;11(155):61—80. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-11-61-80
Войкина Е.А. Производительность труда в России и за рубежом: сравнительный анализ и перспективы роста. Экономическое возрождение России. 2018;4(58):114—122.
Говорова Н.В. Производительность труда и стабильная занятость как инструменты устойчивого развития. Стандарты и качество. 2019;11:30—34.
Зотиков Н.З. Рост производительности труда как условие повышения заработной платы. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022;6(212):36—45. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2022-6-212-36-45
Красюкова Н.Л. Совершенствование системы ранжирования федеральных проектов. Финансовая жизнь. 2019;3:7-9.
Лавровский Б.Л., Хайруллина М.В., Волосская К.Н, Чуваев А.В. О производительности труда в одноименном национальном проекте. ЭКО. 2020;6(552):111—130. https://doi. org/10.30680/EC00131-7652-2020-6-111-130
МаликовМ.И., Никольский М.С. Национальные проекты как драйвер социально — экономического развития регионов России. Первый экономический журнал. 2023;2(332):67—74. https://doi.org/10.58551/20728115_2023_2_67
REFERENCES
Alexandrova T.V., Popov V.L. Implementation of the national project "Labor Productivity and Employment Support" in the Perm Region: Facts, Problems, Prospects. Administrative Consulting. 2021; 11 (155):61—80. (In Russian). https://doi. org/10.22394/1726-1139-2021-11-61-80
Fedorova T.A., Lomovtsev D.A., Potvorov A.I. Analyzing the efficiency of the national project "Labor Productivity and Support to Employment" implementation. Economic Analysis: Theory and Practice. 2021;3(20):396-415. (In Russian). https://doi. org/10.24891/ea.20.3.396
Govorova N.V. Labor productivity and stable employment as tools for sustainable development. Standards and Quality. 2019;11:30-34. (In Russian).
Krasyukova N.L. Improving the ranking system of federal projects. Financial Life. 2019;3:7-9. (In Russian).
LavrovskyB.L., KhairullinaM.V., VolosskayaK.N., ChuvaevA.V. On Labor Productivity and the Homonymous National Project. 2020;6(552):111—130. (In Russian). https://doi.org/10.30680/ ECO0131-7652-2020-6-111-130
Malikov M.I., Nikolsky M.S. National projects as a driver of socio-economic development of Russian regions. First Economic Journal. 2023;2(332):67—74. (In Russian). https://doi. org/10.58551/20728115_2023_2_67
Sergienko N.S. Analysis of the monitoring of the system of reports on federal projects in the system "electronic budget". Financial Life. 2020;3:25-27. (In Russian).
Сергиенко Н.С. Анализ мониторинга системы отчетов по федеральным проектам в системе «Электронный бюджет». Финансовая жизнь. 2020;3:25—27.
Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А. и др. Факторы роста производительности труда на предприятиях несырьевых секторов российской экономики: доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2020. 60 с.
Токмурзин Т.М., Шедько Ю.Н. Управление производительностью труда как инструмент государственного воздействия на развитие реального сектора экономики (на примере Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости населения»). Финансовая жизнь. 2021;1:54-57.
Федорова Т.А., Ломовцев Д.А., Потворов А.И. Анализ эффективности реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Экономический анализ: теория и практика. 2021;3(20):396—415. https://doi.org/10.24891/ea.20.3.396
Simachev Y.V., KuzykM.G., Fedyunina A.A. et al. Factors of labor productivity growth at the enterprises of non-resource sectors of the Russian economy: Report to the XXI April International Scientific Conference on the issues of economy and society development, Moscow, 2020. Moscow: Higher School of Economics Publ. House; 2020. 60 p. (In Russian).
Tokmurzin T.M., Shedko Yu.N. Labor productivity management as a tool of state influence on the development of the real sector of the economy (on the example of a national project "Labor productivity and employment support"). Financial Life. 2021;1:54-57. (In Russian).
Voikina E.A. Labor efficiency in Russia and abroad: comparative analysis and growth prospects. The Economic Revival of Russia. 2018;4(58):114—122. (In Russian).
Zotikov N.Z. Increase in the labor productivity as a condition for raising wages. Vestnik of Samara State University of Economics. 2022;6(212):36—45. (In Russian). https://doi. org/10.46554/1993-0453-2022-6-212-36-45