Научная статья на тему 'Оценка эффективности модели подготовки единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности'

Оценка эффективности модели подготовки единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая модель / готовность единоборцев / уровень тревожности / оценка эффективности / подготовка к соревнованиям / pedagogical model / readiness of martial artists / uneasiness level / efficiency assessment / preparation for competitions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргопольцев Алексей Васильевич, Дзюба Александр Святославович, Болотин Александр Эдуардович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности и оценки её эффективности. В основу построения данной модели тренировки легли следующие теоретические положения: – тренировка единоборцев проводилась с учётом их психолого-физиологических и индивидуальных особенностей; – обогащение тренировочного процесса осуществлялось за счёт новых форм и способов деятельности в ходе поединка. Разработанная педагогическая модель обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности предусматривает широкое использование средств, методов и форм как обучения, так и воспитания. Её проверка показала высокую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргопольцев Алексей Васильевич, Дзюба Александр Святославович, Болотин Александр Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of efficiency of model of training of martial artists for competitions taking into account the level of their uneasiness

In article results of researches of authors on justification of pedagogical model of ensuring readiness of martial artists for competitions taking into account the level of their uneasiness and assessment of its efficiency are presented in article. The basis of creation of this model of a training was formed by the following theoretical provisions: – the training of martial artists was held, taking into account their psycho-physiological and specific features; – enrichment of training process was carried out at the expense of new forms and modalities of action during a duel. The developed pedagogical model of ensuring readiness of martial artists for competitions taking into account the level of their uneasiness provides wide use of means, methods and forms, both training, and education. Her check has shown high efficiency.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности модели подготовки единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности»

Каргопольцев А. В., Дзюба А. С., Болотин А. Э. Оценка эффек

- добросовестную и качественно выполненную работу необходимо отмечать;

- ошибки и неверные шаги подчинённых следует признавать решительно и быстро;

- точку зрения оппонента не следует сразу отвергать, необходимо её понять;

- в целях выявления причин недостатков в работе, устранение которых возможно без участия других работников, и чтобы не задеть самолюбие работника, первое замечание следует делать наедине.

Чёткая регламентация прав и обязанностей персонала означает, что для каждого сотрудника исправительного учреждения целесообразно разработать точные регламенты деятельности, максимально сузить возможность «игры без правил» и неразберихи. Следует чётко и грамотно формулировать права и обязанности работников во внутренних нормативных актах.

Немаловажное значение в эффективной регламентации прав и обязанностей персонала играет также грамотная организация контроля за деятельностью сотрудников. Любой сотрудник должен знать те требования, которые предъявляются к объёму и качеству его работы, а также сроки и виды контроля. При этом, как отмечено выше, добросовестную и качественно выполненную работу необходимо отмечать.

3. Необходимо повысить эффективность работы по комплектованию вакантных должностей квалифицированными кадрами и степень личной ответственности начальников отделов и служб исправительных учреждений за качественное комплектование.

ивности модели подготовки единоборцев к соревнованиям...

4. Эффективным методом стабилизации кадров учреждения может стать внедрение комплексной системы адаптации вновь принятых работников. Необходимо проводить планомерную и последовательную работу по обеспечению оптимальных условий для адаптации и закрепления на службе молодых сотрудников, принимать действенные меры к сокращению оттока кадров, особенно выпускников образовательных организаций ФСИН России, активизируя институт наставничества.

5. Необходимо активизировать работу психологической лаборатории исправительного учреждения в части регулярного мониторинга конфликтных ситуаций и обучения персонала навыкам бесконфликтного служебного поведения и общения.

Для устранения организационных конфликтов можно порекомендовать создание системы оказания психологической помощи в форме бесед, тренингов, консультаций по вопросам адаптации, обучения и проблем, возникающих в ходе повседневной служебной деятельности, а также в форме проведения узкоспециализированных тренингов и т.п.

Применение предложенных мер по развитию профессионально значимых качеств руководителей будет способствовать повышению эффективности функционирования системы управления персоналом исправительного учреждения и в конечном счете позволит обеспечить его успешную работу. Безусловно, сложность и многоплановость затронутой проблемы потребует дальнейших исследований и последующей практической апробации.

Список литературы

1. Жуков, И. А. Психология аттестации руководящих кадров органов внутренних дел МВД России: концепция, принципы, технологии : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Жуков Игорь Александрович. - М., 2004. - 365 с.

2. Характеристика личности руководителя органа, учреждения уголовно-исполнительной системы (социально-психологический портрет) : учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.Г. Ковалева. - М.: НИИ ФСИН России, 2005. - 56 с.

3. Огородников, В. И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология : монография. - М: Пэр сэ, 2006. - 160 с.

4. Лебедев, Г. П. Роль руководителя учреждения, органа УИС в организации воспитательной работы с личным составом : учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 2007. - 36 с.

© Долинин А. Ю., Чудакова С. Н., 2018

УДК 37.037

А. В. Каргопольцев, А. С. Дзюба, А. Э. Болотин

КАРГОПОЛЬЦЕВ, Алексей Васильевич, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. Тел.: 8 (812) 775-05-30. E-mail: SpbSTU@mail.ru.

KARGOPOLTSEV, Alexey Vasilievich, post-graduate student, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great. Address: Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29. Telephone: 8 (812) 775-05-30. E-mail: SpbSTU@ mail.ru.

ДЗЮБА, Александр Святославович, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России. Адрес: Россия, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128. Тел.: 8-918-014-11-72. E-mail: sasha.akeks-dzy@ yandex.ru.

22 DZYUBA, Alexander Svyatoslavovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Krasnodar

® University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. Phone: P 8-918-014-11-72. E-mail: sasha.akeks-dzy@yandex.ru.

БОЛОТИН, Александр Эдуардович доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29.

g Тел.: 8-911-130-25-28. E-mail: a_bolotin@inbox.ru. о о

^ BOLOTIN, Alexander Eduardovich, doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Polytechnic

p? University of Peter the Great. Address: Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya str., 29. Telephone: 8-911-130-25-28.

§ E-mail: a_bolotin@inbox.ru. л

H

g Оценка эффективности модели подготовки единоборцев к соревнованиям

с учётом уровня их тревожности

(D «

§ Assessment of efficiency of model of training of martial artists for competitions taking

^ into account the level of their uneasiness

s s

о u

a

а ности. В основу построения данной модели тренировки легли следующие теоретические положения: н - тренировка единоборцев проводилась с учётом их психолого-физиологических и индивидуальных

С особенностей; £

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности и оценки её эффектив-

- обогащение тренировочного процесса осуществлялось за счёт новых форм и способов деятельно-<3 сти в ходе поединка.

^ Разработанная педагогическая модель обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом

§ уровня их тревожности предусматривает широкое использование средств, методов и форм как обучения, так о и воспитания. Её проверка показала высокую эффективность.

pq Ключевые слова: педагогическая модель, готовность единоборцев, уровень тревожности, оценка эффек-

тивности, подготовка к соревнованиям.

In article results of researches of authors on justification of pedagogical model of ensuring readiness of martial artists for competitions taking into account the level of their uneasiness and assessment of its efficiency are presented in article. The basis of creation of this model of a training was formed by the following theoretical provisions:

- the training of martial artists was held, taking into account their psycho-physiological and specific features;

- enrichment of training process was carried out at the expense of new forms and modalities of action during a duel.

The developed pedagogical model of ensuring readiness of martial artists for competitions taking into account

the level of their uneasiness provides wide use of means, methods and forms, both training, and education. Her check has shown high efficiency.

Keywords: pedagogical model; readiness of martial artists; uneasiness level; efficiency assessment; preparation for competitions.

Обострение конкурентной борьбы в мире раз- Данное обстоятельство обусловлено низким

личных видов единоборств требует разработки новых уровнем проводимых мероприятий по снижению

подходов к снижению высокого уровня тревожности чрезмерного уровня тревожности у единоборцев в

у спортсменов. Обеспечение готовности единоборцев ходе тренировочного процесса, особенно перед ответ-

к соревнованиям с учётом уровня их тревожности яв- ственными соревнованиями. Кроме того, многие тре-

ляется важнейшей задачей правильной организации неры не владеют специальными знаниями и навыками

тренировочного процесса [4, с. 331]. по снижению чрезмерного уровня тревожности у еди-

Состояние тревожности у спортсменов сопро- ноборцев. Система тренировочного процесса едино-

вождается рядом негативных явлений. Оно ведёт к борцев требует модернизации с учётом объективной

ухудшению эмоционального состояния спортсменов, оценки уровня их тревожности. Требуется разработка

что отрицательно сказывается на их результатах в ходе системы мер, направленных на улучшение психологи-

соревновательной борьбы. Практика показывает, что ческого состояния единоборцев, их физической и мо-

уровень эмоционального состояния людей во многом рально-волевой подготовки. Всё это будет способство-

зависит от степени тревожности. [1, с. 7; 2, с. 25]. вать повышению качества тренировочного процесса

В настоящий момент проблема снижения чрез- для обеспечения готовности единоборцев к соревно-

мерного уровня тревожности у спортсменов-еди- вательной борьбе.

ноборцев перед ответственными соревнованиями Между тем, в настоящее время не определены

остаётся нерешённой, поэтому данному аспекту тре- объективные показатели оценки эмоционального со-

нировочного процесса должно уделяться первосте- стояния спортсменов, определяющие их готовность

пенное внимание. Многие сильные единоборцы не к соревновательной борьбе. Не выявлены факторы,

могут реализовать свой потенциал из-за чрезмерно- определяющие высокий уровень тревожности еди-

го уровня тревожности [4, с. 332]. ноборцев в период подготовки к соревнованиям. Все

Каргопольцев А. В., Дзюба А. С., Болотин А. Э. Оценка эффек

это негативно сказывается на качестве подготовки единоборцев к соревновательной борьбе.

В современных условиях очевидна неотложность решения данных проблем для повышения качества тренировочного процесса единоборцев. Это обусловлено следующими причинами:

- обострением конкурентной борьбы в различных видах единоборств;

- необходимостью улучшения деятельности тренеров по снижению чрезмерного уровня тревожности у единоборцев.

Создание современной среды тренировочного процесса единоборцев с использованием средств физической подготовки для снижения у них чрезмерного уровня тревожности должно стать приоритетной задачей специалистов и тренеров, готовящих спортсменов к соревнованиям. [5, с. 6].

Таким образом, существует противоречие между потребностью повышения качества тренировочного процесса единоборцев к соревновательной борьбе и отсутствием научно обоснованной педагогической модели подготовки для снижения у них чрезмерного уровня тревожности перед ответственными соревнованиями. Практика показывает, что взаимное влияние тренера и спортсменов ведёт к оптимизации состояния тревожности у единоборцев. При этом значительное место занимают моральная, психологическая, тактическая, техническая и физическая подготовка единоборцев [4, с. 332].

Установлено, что целенаправленное использование средств физической тренировки позитивно влияет на разные стороны подготовки единоборцев к соревнованиям, в т.ч. и на снижение у них чрезмерного уровня тревожности. Специфика соревновательной борьбы единоборцев вызывает необходимость проведения мероприятий по снижению чрезмерного уровня тревожности у единоборцев.

Главными задачами снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев являются:

- ф ормир ов ание у едино борцев увер енно сти в своих силах;

- формирование физической и волевой готовности единоборцев к соревновательной борьбе;

- развитие у единоборцев интереса к овладению навыками регуляции своего состояния.

Совершенствование тренировочного процесса единоборцев по снижению у них чрезмерного уровня тревожности требует определить оценку эффективности этого процесса. Для этого необходимо всестороннее рассмотрение содержания и структуры тренировочного процесса единоборцев на основе использования средств для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев. Решение этой задачи позволит оптимизировать тренировочный процесс единоборцев с использованием средств для снижения чрезмерного уровня тревожности.

Под эффективностью использования средств для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев мы понимаем достижение цели путём решения соответствующих тренировочных задач.

ивности модели подготовки единоборцев к соревнованиям... Это должно положительно отразиться на результатах по подготовке единоборцев к соревнованиям и выступлениях на них. Практика показала, что эффективность тренировочного процесса единоборцев по снижению чрезмерного уровня тревожности зависит от некоторых условий, от состояния объективных и субъективных факторов, необходимых для снижения чрезмерного уровня тревожности, а также от содержания, форм, методов и средств физической тренировки единоборцев в процессе подготовки к соревнованиям.

Следует отметить, что состояние тревожности единоборцев имеет качественные характеристики и количественную оценку. Качество снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев проявляется через приобретаемые новые свойства противостояния чрезмерному уровню тревожности. Главным свойством единоборцев, по которому оценивается эффективность тренировочного процесса, является уровень физической и морально-волевой готовности к соревновательной борьбе. Определение эффективности тренировочного процесса единоборцев должно осуществляться с помощью конкретных критериев. Они выражают оптимальный уровень использования средств для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев. В теории общими требованиями к критериям в области использования средств физической подготовки для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев являются:

- во-первых, объективность, которая выражается в биохимических показателях крови единоборцев;

- во-вторых, надёжность, которая выражается в уровне физической и психологической готовности единоборцев к соревновательной борьбе.

Важно знать критерии для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев. По нашему мнению, таким критерием может быть признано поведение единоборцев во время соревнований. Для характеристики поведения могут быть выбраны физическая и психологическая готовность. Кроме того, должны учитываться уровень развития физических качеств и навыков эффективного ведения поединка.

На наш взгляд, основными критериями эффективного использования средств для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев являются:

1) практический критерий, определяющий действенность влияния средств на снижение чрезмерного уровня тревожности у единоборцев;

2) оптимальный критерий, определяющий соответствие задач, содержания и средств физической подготовки оптимизации состояния тревожности;

3) реализационный критерий, определяющий готовность единоборцев к целенаправленному использованию средств для снижения чрезмерного уровня тревожности.

Важно знать и показатели эффективности использования средств для снижения чрезмерного уровня тревожности у единоборцев [3, с. 38].

Такими показателями являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень знаний, необходимых для снижения чрезмерного уровня тревожности у тренеров и спортсменов;

22 - уровень развития силы, ловкости, быстро-

го ты, выносливости у единоборцев;

- эффективность тренировочного процесса ^ единоборцев и их выступлений на соревнованиях. ^ Для снижения чрезмерной тревожности у еди-

к ноборцев должна быть разработана соответствую-о щая модель тренировки. В основе построения этой Рч модели тренировки для оптимизации состояния тре-ЧД вожности у единоборцев должна быть определена § цель. Главной целью является улучшение показате-

¡2 лей, необходимых для соревновательной борьбы. В <и

^ ходе достижения этой цели следует применять: ¡а, - структурный поход, выявляющий внутрен-

¡ч нюю организацию учебно-тренировочного процесса ^ единоборцев;

2 - функциональный подход, раскрывающий ме-

§ ханизм взаимодействия разных элементов учебно-¡1 тренировочного процесса единоборцев. ^ Важными характеристиками, определяющими

н готовность единоборцев к соревновательной борь-С бе, являются приспособление к соревновательному ¡2 режиму, физическим, психологическим нагрузкам. ^ Физическая готовность является одним из факторов, и определяющих адаптацию единоборцев к соревнова-« тельной борьбе.

и Занятия специальными физическими упраж-

И

нениями в ходе учебно-тренировочного процесса единоборцев позволяют более качественно регулировать у них состояние тревожности. Регулирование состояния тревожности у единоборцев к соревнованиям предполагает обеспечение готовности тренера эффективно влиять на этот процесс.

Специфика соревновательной деятельности единоборцев заключается в индивидуальном характере борьбы. В соревновательной борьбе единоборцы действует в одиночку. Их действия определяются начальными условиями и выполняются во

взаимодействии с тренером в ходе поединка. От согласованности этих действий и точного выполнения тактического задания тренера зависит успех выступлений единоборцев.

Практика свидетельствует, что это позволяет преодолевать состояние чрезмерной тревожности. Учебно-тренировочный процесс имеет в данном случае целостный вид. Упражнения должны быть направлены не только на снижение чрезмерной тревожности, но и на обеспечение готовности единоборцев к соревнованиям. При этом каждое упражнение оказывает положительное влияние на обеспечение готовности единоборцев к соревнованиям. Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о наличии комплексного воздействия таких тренировочных занятий на единоборцев.

В результате проведённого исследования была разработана педагогическая модель обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности. Данная модель включает основные компоненты, обеспечивающие снижение уровня тревожности у единоборцев; необходимые способности, определяющие высокий уровень готовности единоборцев к соревновательной деятельности; методические приемы обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности. Все вышеперечисленные компоненты должны обеспечивать оптимальный уровень готовности единоборцев к соревнованиям [7, с. 117; 8, с. 33].

Вывод. Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности. Анализ развития уверенности в своих силах показал, что у испытуемых экспериментальной группы возросла уверенность в своих силах.

Список литературы

1. Бакаев, В. В., Болотин, А. Э., Аганов, С. С. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 6-8.

2. Болотин, А. Э., Токарева, А. В., Паульс А. А. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 13 (104). - С. 23-27.

3. Болотин, А. Э., Караван, А. В. Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9 - С. 36-38.

4. Каргапольцев, А. В., Бочкарев, И. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для преодоления высокого уровня тревожности единоборцев к соревнованиям // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 330-333.

5. Караван, А. В., Болотин, А. Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9 - С. 5-7.

6. Каргапольцев, А. В., Бочкарев, И. В., Аганов, С. С. Факторы, определяющие высокий уровень тревожности единоборцев к соревнованиям // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 39-43.

7. Каргапольцев, А. В., Бочкарев, И. В., Аганов, С. С. Педагогическая модель обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учётом уровня их тревожности // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 114-118.

8. Панченко, И. А. Волков, А. В., Болотин, А. Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.

© Каргопольцев А. В., Дзюба А. С., Болотин А. Э., 2018 - 168 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.