УДК 94(470)19
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ
МЕТОДАМИ СОЦИОЛОГИИ
(НА МАТЕРИАЛАХ ТАТАРСКОЙ АССР)
Д.А. Пинаева1
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Республики Татарстан проекта № 15-11-16004 а(р)
Аннотация. Статья посвящена изучению опыта применения социологических методов для оценки эффективности мероприятий по распространению научных и политических знаний. Показана методика проведения и результаты социологических опросов лекторов, слушателей и организаторов лекционной пропаганды. На основе анализа архивных источников показаны успехи лекционной пропаганды, выявлены недостатки, указаны пути решения проблем.
Ключевые слова: лекционная пропаганда, распространение знаний, общество «Знание», социологический анализ лекционной работы, Татарская АССР.
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF LECTURE PROPAGANDA
BY THE METHODS OF SOCIOLOGY
(ON THE EXAMPLE OF THE TATAR ASSR)
D.A. Pinaeva1
Abstract. The article reviews the results of the experience of the application of sociological methods in evaluation of effectiveness of the various methods and forms of dissemination of scientific and political knowledge. The methodology and results of sociological surveys of lecturers, visitors, and organizers of the lecture propaganda are shown. The research is based on the study of archival sources and shows the achievements of lecture propaganda, reveals deficiencies and shows the ways to solve problems.
Keywords: lecture propaganda, dissemination of knowledge, organization «Knowledge» («Znanie»), sociological analysis of lecture work, Tatar ASSR.
Современное российское общество характеризуется широкомасштабной реформой в сфере науки, образования и просвещения. Наука является непосредственной производительной силой и важнейшим социальным фактором развития общества, что в свою очередь остро ставит вопрос об оперативном распространении научных знаний. Постоянное и быстрое обновление знаний каждого гражданина является условием инновационного развития. Не стоит забывать и о том, что успех реформ в любых сферах жизни общества во многом зависит от состояния общественного мнения, от степени информированности граждан, их компетентности в тех или иных вопросах. В этой связи интерес представляет исследование системы распространения знаний в СССР, позволившей мобилизовать усилия научных, партийных, государственных и общественных структур, что способствовало появлению выдающихся достижений в различных областях науки и техники.
Одним из главных звеньев системы распространения политических и научных знаний в СССР было общество «Знание», созданное в
1947 г. по инициативе крупнейших ученых и общественных деятелей страны [10, с. 32]. Благодаря деятельности Общества лекционные формы распространения знаний прочно вошли в жизнь советских людей. Вместе с тем, общество «Знание» уделяло внимание не только наращиванию количества лекций и других форм распространения знаний, но и проводило оценку их эффективности.
В научной литературе немного работ, анализирующих лекционную пропаганду как сложный процесс распространения знаний и формирования общественного мнения, что не дает в полной мере оценить возможности и эффективно использовать лекционные формы распространения научных знаний на современном этапе. Ряд работ посвящен изучению влияния лекционной пропаганды на формирование общественного мнения [3, 12]. Данные исследования раскрывают значение лекционной пропаганды в формировании социальной активности трудящихся, указывают на недостатки в организации, предлагают рекомендации по повышению эффективности лекционной работы. Вместе с тем, лейтмоти-
вом данных работ является мысль о пользе марксизма-ленинизма для развития личности, о необходимости расширения пропаганды решений Пленумов и Съездов партии. Отдельные недостатки в лекционной работе связывались с недостаточным вниманием отделений общества «Знание» и отдельных лекторов к рекомендациям Партии и Правительства. В 1980-х гг. появляются работы, затрагивающие вопросы организации социологических исследований лекционной пропаганды [1, 2, 5, 6, 8]. Такое внимание к оценке эффективности лекционной пропаганды можно объяснить тем, что с середины 1980-х гг. отделения общества «Знание» стали переводиться на хозрасчет и самоокупаемость. К началу 1990-х гг. исследователями был накоплен определенный эмпирический материал, но события начала 1990-х гг., снижение исследовательского интереса, а зачастую и пренебрежение к данной проблематике, не позволили сделать обобщающих выводов.
Новое направление в деятельности общества «Знание» - исследование лекционной пропаганды методами социологии - появилось в 1960-х гг. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. при Правлениях республиканских и областных отделений были созданы соответствующие научнометодические советы (НМС). Целью работы НМС была оценка эффективности лекционных форм работы и выработка предложений по их совершенствованию. Основными направлениями социологических исследований были: анализ состояния лекционной пропаганды, который позволял определить ее место в системе источников информации; изучение потребностей и интересов слушателей; выявление степени удовлетворенности организацией лекционной работы в целом и отельными мероприятиями. Анализ данных должен был лечь в основу научного управления лекционной работой.
Использование различных методов социологии (анализ документов лекторских объединений, анкетирование лекторов, слушателей, организаторов, опросы экспертов, экспресс-опросы и др.) позволяло объективно оценить состояние лекционной работы [11, с. 15-18].
Для более глубокого исследования основных вопросов лекционной деятельности Правление Всесоюзного общества «Знание» рассылало по республиканским и областным отделениям специально разработанные анкеты и методики опроса лекторов, слушателей и организаторов лекционной пропаганды [5, с. 8-13].
Анкета лектора, как правило, содержала следующие блоки информации: тематика читаемых лекций, частота чтения лекций, специализация лектора, применяемые формы лекционной рабо-
ты, использование средств наглядной агитации, работа по повышению лекторской квалификации, недостатки в организации лекционной пропаганды.
Анкета слушателя включала вопросы о степени удовлетворенности прослушанными лекциями, о полезности полученных знаний, о сильных и слабых сторонах организации мероприятий, о потребностях слушателей.
Анкета организаторов содержала следующие вопросы: стаж работы, мотивы участия в лекционной деятельности, принципы составления плана лекций, оценка качества лекций, помощь со стороны общества «Знание», самооценка подготовки организатора [6, с. 90].
В 1980 г. при Правлении Татарской республиканской организации общества «Знание» был создан научно-методический совет по изучению эффективности лекционной пропаганды методами социологии, в том же году была составлена комплексная программа исследований на 1980 -1985 гг., которая предусматривала проведение ежегодных опросов слушателей и лекторов районных и первичных организаций общества «Знание». Руководителем НМС был избран видный ученый Республики Татарстан, профессор, доктор философских наук М.А. Нугаев. Под его руководством только с 1980 по 1983 г. было проведено шесть социологических исследований [7, д. 826, л. 39]. Так, в январе-марте 1983 г. было проведено широкомасштабное исследование лекторов и слушателей первичных организаций общества «Знание» г. Казани. Репрезентативность выборки обеспечивалась применением научных методов социологии. Всего было опрошено 1400 слушателей во всех семи районах Казани: Бауманском, Вахитовском, Кировском, Ленинском, Московском, Приволжском и Советском (названия районов даны на 1983 г.). Такой объем выборки предполагает достаточно высокую точность результатов исследования [4, с. 84]. Возрастные характеристики опрошенных соответствовали возрасту слушателей мероприятий, организуемых обществом «Знание» в 1982
г.: около 60% опрошенных имели возраст 40 лет и более, примерно 37% - возраст от 22 до 40 лет [7, д. 826, л. 18-19]. Среди лекторов было опрошено 486 человек, отдельно были проанкетированы слушатели зонального университета лекторского мастерства [7, д. 826, л. 20, 33-34].
Собранные в ходе опросов данные показали довольно обширную тематику лекций (лекторы отметили 13 направлений). При этом выяснилось, что многие из опрошенных лекторов выступали сразу по нескольким темам. К примеру, один лектор выступал с темами «Критика буржуазного образа жизни» и «Проблемы сближе-
ния городского и сельского образа жизни» [7, д. 826, л. 16]. Данные темы довольно слабо связаны между собой, но каждая лекция требует глубокой разработки, научной аргументации положений, поэтому очевидно, что один и тот же лектор не может выступать с лекциями по различным тематикам на одинаково высоком теоретикометодологическом уровне. Кроме того, читаемые пропагандистом лекции должны отражать его научные интересы, так как это позволяет привлекать обширный фактический материал, расширять и углублять содержание лекции. Вместе с тем, опрос показал, что читали лекции по темам, соответствующим научным интересам, всего 19% лекторов. Большая часть (46%) выступала с лекциями, подготовленными по поручению общества «Знание», а 35% разработали лекции по своей инициативе, имея совершенно иную профессиональную подготовку [7, д. 826, л. 17]. Поверхностное владение материалом некоторых лекторов вынуждало их сознательно уходить от острых вопросов, не позволяло приводить примеры из жизни, делало лекции слишком абстрактными, а зачастую и непонятными для слушателей. На нежелание лекторов отвечать на злободневные вопросы указали около 20% слушателей [7, д. 826, л. 18].
В итоге необходимость сокращения тем лекций, читаемых одним лектором, была признана очевидной, что и было высказано на XV отчетно-выборной конференции Татарской республиканской организации общества «Знание» 23 января 1983 г. [7, д. 860, л. 86].
Интересным представляется сопоставление ответов слушателей и лекторов по различным блокам вопросов. Согласно данным опроса лекторов 30% из них читали лекции по проблемам социалистического образа жизни и идеологической борьбы, около 26% - по вопросам развития советской экономики, около 20% лекторов выступали по проблемам международного положения, 13% - по вопросам научно-технического прогресса и распространения передового опыта [7, д. 826, л. 17]. При этом, анализ анкет слушателей показал, что наиболее интересной для них была тема международных отношений (около 40% опрошенных), проблемы семьи и брака (около 27%). Отметим, что международная тематика больше интересовала мужчин, проблемы семьи и брака - женскую аудиторию [7, д. 826, л. 19].
Анкетирование выявило несоответствие запросов слушателей и предлагаемой им лекционной тематики. Такое положение дел, естественно, вело к снижению интереса населения к лекционным мероприятиям. Так, 74% отпрошенных работников Казанского вертолетного завода
(Кировский район) выразили заинтересованность международной тематикой, в то же время смогли посетить лекции по данной теме лишь 13% респондентов. Только 21% слушателей завода полностью удовлетворили свои интересы проводимыми мероприятиями, 41% слушателей не смогли удовлетворить свои интересы на проводимых мероприятиях [7, д. 826, л. 23]. Такие результаты в какой-то мере объясняются тем, что большая часть слушателей предприятия мужчины. В целом по Кировскому району ситуация выглядит несколько лучше: были полностью удовлетворены тематикой лекций 28% проанкетированных слушателей, удовлетворены в какой-то мере 55% , 17% слушателей не были удовлетворены совершенно [7, д. 826, л. 25].
Несмотря на то, что самыми популярными среди слушателей были темы о международной жизни, и очень мало лекций читалось по естественнонаучной и технической тематике, научнометодический совет рекомендовал расширить тематику, посвященную пропаганде социалистического образа жизни и решений XXVI съезда КПСС [7, д. 826, л. 17].
Эффективность лекторской работы напрямую зависит от ее системности, поэтому одним из вопросов анкетирования был вопрос о частоте проводимых мероприятий. Анализ анкет слушателей показал, что в ряде организаций различные просветительские мероприятия проводились в 1982 г. едва ли не каждую неделю, но при этом сами слушатели посещали лекционные мероприятия один-два раза в квартал [7, д. 826, л. 18]. Слишком большая насыщенность мероприятий далеко не всегда говорит об их эффективности. Зачастую в погоне за количеством страдает качество. Показательно, что только 9% опрошенных слушателей смогли вспомнить название прослушанных и понравившихся им лекций [7,
д. 826, л. 21]. Отсутствие системности проводимых мероприятий отмечалось практически повсеместно. Так, на Казанском вертолетном заводе 41% слушателей отметили, что лекции и другие подобные мероприятия проводились от случая к случаю [7, д. 826, л. 22]. Оптимальным слушатели сочли проведение одного мероприятия в месяц [7, д. 826, л. 27]. Посещаемость просветительских мероприятий также заставляет задуматься об их эффективности. Так, на вертолетном заводе около 24% работников посещали просветительские мероприятия реже одного раза в год [7, д. 826, л. 22]. Отсутствие четко составленного и донесенного до слушателей перспективного плана мероприятий не давало возможности слушателям планировать посещение интересующих лекций, не способствовало глубоко-
му, систематичному изучению вопросов, поднимаемых на лекциях.
В практике распространения знаний важно использовать те формы, которые вызывают наибольший интерес у слушателей. По вопросу об эффективных методах пропаганды мнения слушателей и лекторов также оказались различны. Анкетирование слушателей показало, что наиболее предпочтительной формой распространения знаний для них являются отдельные лекции, вечера вопросов и ответов, а также беседы (58%) [7, д. 826, л. 18]. Интерес к отдельным лекциям можно объяснить наличием большого разнообразия тем, слушатель имеет возможность выбрать именно ту лекцию, тема которой вызывает у него наибольший интерес. Далее по степени привлекательности форм пропаганды для слушателей следуют циклы лекций - 23% и встречи с группой лекторов - 19,8% респондентов [7, д. 826, л. 18]. Циклы лекций позволяют последовательно расширять комплекс знаний по одной проблеме. Вечера вопросов и ответов привлекают демократичной формой организации, предоставляют возможность живого общения слушателей с лектором. Народные университеты также являлись популярной формой распространения знаний. Например, в Кировском районе после лекций и бесед слушатели указали народный университет - 35% ответов [7, д. 826, л. 23]. В Казани в 1980-е гг. народные университеты получили широкое распространение [9].
Для сравнения, сами лекторы считали более предпочтительной формой работы вечера вопросов и ответов - 50%, циклы лекций - 42%, диспуты - 7% [7, д. 826, л. 19]. Эти же формы считались наиболее эффективными в работе с молодежной аудиторией. Данные формы распространения знаний требуют высокой квалификации, эрудиции, глубоких знаний, позволяющих ответить на любой вопрос слушателя в русле рассматриваемой проблемы.
В целом активные формы распространения знаний получили одобрение как слушателей так и лекторов. Вместе с тем, далеко не всегда активные методы реально использовались на практике. Так, в первичной организации общества «Знание» завода резино-технических изделий г. Казани 34% слушателей отметили как одну из наиболее предпочтительных форм пропаганды вечера вопросов и ответов, а 28% - встречи с группой лекторов за круглым столом [7, д. 826, л. 77]. Вместе с тем, по результатам анкетирования выяснилось, что эти формы просветительской работы на предприятии практически не использовались [7, д. 826, л. 27]. На это стоит обратить особое внимание, поскольку при несоответствии предлагаемых лекционных мероприятий
интересам слушателей переход на полную самоокупаемость представляется преждевременным.
Эффективности лекционной пропаганды способствует высокая наглядно-техническая оснащенность мероприятия. Далеко не все лекторы использовали средства наглядной агитации. 36% лекторов, опрошенных в 1983 г. указали, что при организации мероприятий не пользовались средствами наглядной агитации [7, д. 826, л. 20]. Вместе с тем, одним из главных отрицательных моментов при проведении лекций являлось плохое использование наглядного материала (49% опрошенных слушателей) [7, д. 826, л. 26].
Среди других негативных моментов слушатели указывали на констатацию общеизвестных истин (32%); уход от острых вопросов (25%); слабую эрудицию лекторов, поверхностный анализ (29%); унылый тон, низкую речевую культура (16%) [7, д. 826, л. 20]. Невысокая эффективность лекционных мероприятий проявилась и в том, что лишь около трети слушателей отметили, что лекционные мероприятия способствуют формированию активной жизненной позиции. На Казанском вертолетном заводе только 12% слушателей ответили, что стремятся занять активную жизненную позицию под воздействием полученных на лекциях знаний [7, л. 826, л. 23].
В решении многих из перечисленных проблем могло бы помочь обязательное предварительное рецензирование лекций пропагандистов с небольшим лекторским стажем лекторской работы. Опрос показал, что число лекторов со стажем работы от 1 года до 3 лет в 1983 г. составило 59% (имеется в виду чтение лекций данной тематики) [7, д. 826, л. 20].
Но не только слушатели отмечали слабую подготовку некоторых лекторов. 41% лекторов заявили, что ощущают трудности в сборе фактического и наглядного материала при подготовке лекций [7, д. 826, л. 20]. В данном случае целесообразно обратить внимание на формы помощи лекторам. Из разнообразных вариантов ответов о формах помощи лекторам, оказываемой обществом «Знание» (методические семинары, консультации, занятия по методике лекторского мастерства, проведение аттестации, наставничество и др.) превалировала аттестация (более 30% ответов) [7, д. 826, л. 20]. По опросу лекторов первичной организации общества «Знание» КамАЗа эта цифра составила 50% [7, д. 872, л. 17]. Эта форма помощи не всегда самая эффективная, сами же лекторы отметили ее формальную сущность.
Учитывая факт, что больше половины лекторов имели стаж лекторской работы менее трех лет, то решением проблемы могло бы стать наставничество. Однако данной формой помощи
воспользовались лишь 2% опрошенных лекторов [7, д. 826, л. 21], а в некоторых первичных организациях наставничество отсутствовало вовсе [7, д. 872, л. 17]. При этом в организациях общества «Знание» была возможность продумать данную форму работы, поскольку большое число лекторов имело значительный стаж пропагандисткой деятельности.
Подспорьем при подготовке лекций могло стать посещение университетов лекторского мастерства, однако данной формой обучения из 110 опрошенных в 1985 г. лекторов воспользовался только 1 человек [7, д. 872, л. 17].
Обратимся к анализу результатов анкетирования слушателей зонального университета лекторского мастерства. Анкетирование было проведено в 1983 г., объем выборки составил 70 человек [7, д. 826, л. 33]. Большинство слушателей отметили, что учеба в университете привела к повышению их знаний [7, д. 826, л. 34]. Курсы методики лекционной пропаганды высоко оценили 68 человек из 70. Вместе с тем, в целом были удовлетворены курсом лекций на своем факультете лишь 39 человек (56%) [7, д. 826, л. 33]. Проведенное исследование показало, что необходимо больше внимания уделять укомплектованию университетов лекторского мастерства профессионалами высокого уровня по всем читаемым в университете курсам.
Одним из выводов, который можно сделать на основе анализа собранной в ходе опросов информации, - вывод о необходимости учитывать при планировании просветительских мероприятий не только пол и возраст, но и другие характеристики аудитории, такие как уровень образования, членство в партии, общественных организациях и т.д. Однако данным характеристикам не уделялось должного внимания. Так, среди опрошенных слушателей по Московскому району г. Казани 89% имели высшее образование, 42% занимались в сети политпросвещения [7, д. 826, л. 25]. Это объясняет высокую требовательность слушателей района к проводимым мероприятиям (более 70% опрошенных не были удовлетворены проведенными в 1982 г. лекционными мероприятиями в полной мере) [7, д. 826, л. 25].
Для опрошенной аудитории Бауманского района показательна довольно большая группа членов ВЛКСМ (около 25% - больше, чем во всех других районах) [7, д. 826, л. 26]. В этом районе отмечался повышенный интерес к таким формам пропагандистских мероприятий, как вечера вопросов и ответов, что, как уже отмечалось выше, характерно для молодежной аудитории.
В 1985 г. было организовано социологическое исследование состояния лекционной пропа-
ганды в Зеленодольской городской организации общества «Знание». Всего было опрошено 529 слушателей в 6 первичных организациях. Анализ ответов респондентов подтвердил вывод о необходимости учета различных параметров аудитории при планировании лекционной работы. Так, респонденты Зеленодольского проектноконструкторского бюро (ЗПКБ), имеющие наибольший процент слушателей с высшим образованием (87%) и предъявляющие более высокие требования к качеству лекций, отметили, что наибольший интерес у них вызывают лекции лекторов из Москвы, Ленинграда, АН СССР, тогда как для работников швейной фабрики наибольший интерес представляли лекции пропагандистов городского и районного масштабов [7, д. 872, л. 6]. Респонденты ЗПКБ, средний возраст которых составил чуть более 40 лет, наиболее важным качеством лектора считали умение убедительно ответить на вопросы (64%), а студенты Зеленодольского судостроительного техникума (ЗСТ) - доходчивость и эмоциональность (32%) [7, д. 872, л. 7]. Главными отрицательными качествами лекторов слушатели ЗПКБ сочли «сообщение общеизвестных истин» (64%) и отсутствие связи с жизнью (19%), в то время как студенты ЗСТ - отсутствие речевой культуры [7, д. 872, л. 7].
Студенты техникума повышенный интерес проявили к военно-патриотической и физкультурно-спортивной тематике, а работники завода им. А.М. Горького (г. Зеленодольск), где основную группу респондентов составили люди в возрасте от 30 до 50 лет (62%), предпочтение отдали естественнонаучной тематике, лекциям по международной проблематике. Зеленодольским городским правлением общества «Знание» в 1984 г. было организовано в ЗСТ всего 24 лекции на тему «Физкультура и спорт» (9,5% от общего количества лекций), по военнопатриотической тематике - 60 лекций (24%). В итоге, Правление сделало вывод о достаточности мероприятий указанной тематики [7, д. 872, л. 6].
Еще один аспект, на который необходимо обратить внимание, - параллелизм в работе организаций, выполняющих просветительские функции. Например, зачастую с похожими темами выступали агитаторы от ВЛКСМ и лекторы общества «Знание» [7, д. 826, л. 26].
Вместе с тем, даже при наличии определенных недостатков, нельзя недооценивать значение проводимой лекционной работы. Знания, полученные на лекциях, способствовали развитию творческого мышления, расширению научно-теоретического кругозора (45% ответов); способствовали более глубокому убеждению в преимуществе социалистического образа жизни
(31%); повышали интерес к политике партии, формировали стремление занять активную жизненную позицию (31%) [7, д. 826, л. 21]. Среди положительных сторон слушатели отмечали умение лекторов говорить о сложных, научных категориях простым, доходчивым языком, богатство информационного материала, высокую эрудицию многих лекторов.
Важным является отношение слушателей и лекторов к организации лекционной пропаганды. Исследования выявили высокую требовательность слушателей к содержанию лекций, к формам просветительских мероприятий, к внешней стороне подачи излагаемых проблем, что можно считать положительным фактом. Среди недостатков в организации мероприятий лекторы указывали на плохую оснащенность аудиторий (57% опрошенных) [7, д. 872, л. 17]. Зачастую в аудиториях не только отсутствовали технические средства для показа кинофильмов, диапроекторы, но даже не хватало мест всем пришедшим слушателям. Далее по значимости лекторы отмечали недостаточную рекламу проводимых мероприятий (31%), несвоевременное извещение лектора и слушателей о планируемом мероприятии (11%), незнание специфики аудитории (7%) [7, д. 872, л. 17]. В ходе исследования выяснилось, что организаторы практически ни-
Литература:
1. Афонин Н.С. Эффективность лекционной пропаганды / Н.С. Афонин. - М.: Знание, 1975 -127 с.
2. Бокарев Н.Н. Социологические исследования эффективности лекционной пропаганды / Н.Н. Бокарев. - М.: Знание, 1980. - 111 с.
3. Возьмитель А.А. Формирование и изучение общественного мнения / А.А. Возьмитель. - М.: Знание, 1987. - 61 с.
4. Давыдов А.Л. Объем выборки / А.Л. Давыдов // Социологические исследования. - 1988. - №
6. - С. 83-90.
5. Иванова Ж.Е. Социологические исследования и совершенствование лекционной пропаганды / Ж.Е. Иванова. - М.: Знание, 1987. - 62 с.
6. Иванова Ж.Е., Чиликиди А.Г. Некоторые методы социологического анализа лекционной работы / Ж.Е. Иванова, А.Г. Чиликиди // Социологические исследования. - 1990. - № 6. - С. 88-92.
7. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-7240. Оп. 2.
8. Оссовский В.Л. Методы социологических исследований лекционной пропаганды / В.Л. Ос-совский. - Киев: Знание, 1980. - 17 с.
9. Пинаева Д.А. Народные университеты в системе непрерывного образования советских граждан в 1970-1980-е гг. (на примере Татарской АССР) / Д.А. Пинаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культу-
когда не знакомили лекторов с информацией о деятельности предприятия, где планируется мероприятие, не информировали лекторов о составе аудитории. Подобный формализм организаторов нивелировал существенные положительные результаты лекционной работы.
Таким образом, благодаря социологическим исследованиям были собраны объективные данные о состоянии лекционной работы. НМС по изучению эффективности лекционной работы методами социологии должен был стать неотъемлемой частью общества «Знание» и активно способствовать обновлению стиля его работы, внедрению новых методов, повышению эффективности традиционных форм лекционной работы. Вместе с тем аналитическая деятельность с использованием методов социологии в 1980-е гг. еще не стала полноправным элементом управления лекционной работой: многие важные выводы игнорировались, изменения происходили медленно. Использование методов социологии для оценки эффективности лекционной работы показало необходимость перехода от формального просветительства к оперативной передаче конкретных, достоверных знаний, отвечающих требованиям современного общества.
рология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 1 (39). - Ч. II. - C. 164-169.
10. Постановление Совета Министров СССР «О Всесоюзном обществе по распространению политических и научных знаний» // Наша власть: дела и лица. - 2008. - Спецвыпуск «60 лет обществу «Знание». - С. 32.
11. Социологические исследования лекционной пропаганды: вопросы и ответы. // Новое в жизни науки и техники. Методика и организация лекционной пропаганды. - № 10. - М.: Знание. - 1988. - 64 с.
12. Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения: Опыт социологического анализа. / Ж.Т. Тощенко. -М.: Мысль, 1988. - 286 с.
References:
1. Afonin N.S. Jeffektivnost' lekcionnoj propagandy / N.S. Afonin. - M.: Znanie, 1975 - 127 s.
2. Bokarev N.N. Sociologicheskie issledovanija jeffektivnosti lekcionnoj propagandy / N.N. Bokarev. -M.: Znanie, 1980. - 111 s.
3. Voz'mitel' A.A. Formirovanie i izuchenie obshhestvennogo mnenija / A.A. Voz'mitel'. - M.: Znanie, 1987. - 61 s.
4. Davydov A.L. Ob#em vyborki / A.L. Davydov // Sociologicheskie issledovanija. - 1988. -№ 6. - S. 83-90.
5. Ivanova Zh.E. Sociologicheskie issledovanija i sovershenstvovanie lekcionnoj propagandy / Zh.E. Ivanova. - M.: Znanie, 1987. - 62 s.
6. Ivanova Zh.E., Chilikidi A.G. Nekotorye metody sociologicheskogo analiza lekcionnoj raboty / Zh.E. Ivanova, A.G. Chilikidi // Sociologicheskie issledovanija. - 1990. - № 6. - S. 88-92.
7. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (NA RT). F. R-7240. Op. 2.
8. Ossovskij V.L. Metody sociologicheskih issledovanij lekcionnoj propagandy / V.L. Ossovskij. -Kiev: Znanie, 1980. - 17 s.
9. Pinaeva D.A. Narodnye universitety v sisteme nepreryvnogo obrazovanija sovetskih grazhdan v 1970-1980-e gg. (na primere Tatarskoj ASSR) / D.A. Pinaeva // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie.
Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2014. -№ 1 (39). - Ch. II. - C. 164-169.
10. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR «O Vsesojuznom obshhestve po rasprostraneniju politicheskih i nauchnyh znanij» // Nasha vlast': dela i lica. - 2008. - Specvypusk «60 let obshhestvu «Znanie». - S. 32.
11. Sociologicheskie issledovanija lekcionnoj
propagandy: voprosy i otvety. // Novoe v zhizni nauki i tehniki. Metodika i organizacija lekcionnoj
propagandy. - № 10. - M.: Znanie. - 1988. - 64 s.
12. Toshhenko Zh.T. Ideologicheskie otnoshenija: Opyt sociologicheskogo analiza. / Zh.T. Toshhenko. -M.: Mysl', 1988. - 286 s.
Сведения об авторе:
Пинаева Дарья Алексеевна (г.Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Pinaeva D.A. (Kazan, Russia), candidate of historical science, associate professor, Kazan National Research Technical University-KAI, e-mail: [email protected]