Научная статья на тему 'Из опыта пропаганды и популяризации научных знаний в Кольском филиале АН СССР'

Из опыта пропаганды и популяризации научных знаний в Кольском филиале АН СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
699
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропаганда / популяризация / первичная организация / лекционная деятельность / народный университет / people’s universities / propagation / popularization / primary organization / lecturing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саморукова Антонина Григорьевна

Статья посвящена общественной деятельности ученых Кольского филиала АН СССР по пропаганде и популяризации научных знаний в 1947-1985 годах. Ученые – лекторы общесоюзного общества «Знание» способствовали как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов. Обширная лекционная деятельность играла исключительно важную роль в научном просвещении населения. Помимо лекций привлекательными являлись и другие формы пропаганды среди населения: конференции, вечера отдыха, вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, встречи со знатными людьми, лекции-концерты, устные журналы, творческие отчеты ученых в производственных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Саморукова Антонина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROPAGANDA AND POPULARIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE KOLA BRANCH OF THE USSR ACADEMY OF SCIENCES

The article is concerned with a social activity of the Kola Branch of the USSR Academy of Sciences to propagate and popularize knowledge in the period 1947-1985. The scientist-lecturers of the All-Union «Knowledge» Society helped to increase the general culture and education of the public, as well as the professional development of the specialists. Extensive lecturing was of primary importance in educating the public about science. In addition to lectures, other forms were used to scientifically educate general public: conferences, recreational gatherings, including those with discussion periods, meetings with famous people, lecture-concerts, oral journals, scientific repots in factories and other production collectives.

Текст научной работы на тему «Из опыта пропаганды и популяризации научных знаний в Кольском филиале АН СССР»

Осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение теоретического уровня и эффективности проводимых исследований, на организацию работ по ряду актуальных для региона новых научных направлений.

Рост численность научного персонала Кольского филиала АН СССР определялся директивными органами страны: Советом Министров СССР, Президиумом АН СССР. В задачу Президиума Кольского филиала входила организация работ по качественным показателям и заключалась в приглашении видных специалистов из институтов Москвы и Ленинграда для оказания консультаций и научно-методической помощи, а также в налаживании работы аспирантуры. Контроль над подбором и распределением кадров, прежде всего руководителей академического учреждения, директоров институтов и лабораторий осуществлялся со стороны местных органов власти Мурманского обкома КПСС и Кировского горкома КПСС.

Архивные материалы

ГАМО. Ф. П-1. Оп. 3 - Мурманский отдел КПСС. Промышленный отдел.

ГАМО. Ф. П-112. - Кировский городской комитет КП РСФСР.

НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6 - Научно-документальные материалы канцелярии Президиума Кольского филиала им. С.М. Кирова АН СССР за 1930-1976 гг.

НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 40 - Научно-документальные материалы канцелярии Президиума Кольского филиала им. С.М. Кирова АН СССР за 1976-1985 гг.

Список литературы

Горбунов Г.И. Экономическое и социальное развитие Кольского филиала АН СССР в свете задач, поставленных XXVI съездом КПСС и последующими пленумами ЦК КПСС. Апатиты: Изд-во КФ АН СССР, 1984.

Ученые Кольского научного центра 1930-2010. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2010.

Сведения об авторах

Саморукова Антонина Григорьевна,

научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного цетра РАН

Петров Валентин Петрович,

доктор геолого-минералогических наук, профессор, заместитель председателя Кольского научного центра РАН

Samorukova Antonina Grigoryevna,

Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science, RAS Petrov Valentin Petrovich,

Dr. Sc. (Geology-Mineralogy), Professor, Deputy Chairman of the Kola Science, RAS

УДК 001.92(470.21)

А.Г. Саморукова

ИЗ ОПЫТА ПРОПАГАНДЫ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В КОЛЬСКОМ ФИЛИАЛЕ АН СССР

17

Аннотация

Статья посвящена общественной деятельности ученых Кольского филиала АН СССР по пропаганде и популяризации научных знаний в 1947-1985 годах. Ученые - лекторы общесоюзного общества «Знание» способствовали как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов. Обширная лекционная деятельность играла исключительно важную роль в научном просвещении населения. Помимо лекций привлекательными являлись и другие формы пропаганды среди населения: конференции, вечера отдыха, вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, встречи со знатными людьми, лекции-концерты, устные журналы, творческие отчеты ученых в производственных коллективах.

Ключевые слова:

пропаганда, популяризация, первичная организация, лекционная деятельность, народный университет.

A.G. Samorukova

THE PROPAGANDA AND POPULARIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN THE KOLA BRANCH OF THE USSR ACADEMY OF SCIENCES

Abstract

The article is concerned with a social activity of the Kola Branch of the USSR Academy of Sciences to propagate and popularize knowledge in the period 1947-1985. The scientist-lecturers of the All-Union «Knowledge» Society helped to increase the general culture and education of the public, as well as the professional development of the specialists. Extensive lecturing was of primary importance in educating the public about science. In addition to lectures, other forms were used to scientifically educate general public: conferences, recreational gatherings, including those with discussion periods, meetings with famous people, lecture-concerts, oral journals, scientific repots in factories and other production collectives.

Key words:

propagation, popularization, primary organization, lecturing, people’s universities.

История развития науки в нашей стране с самого начала была тесно связана с ее популяризацией. Еще в XVIII в. каждый профессор Российской Академии наук в соответствии с проектом устава Академии наук, утверждённым Петром I в 1724 г., обязан был не только заниматься научной работой, но и читать лекции в Университете при Академии.

Однако подлинным основоположником просветительской традиции российской науки можно считать М. В. Ломоносова, который первым обратил внимание на систематическую пропаганду естествознания в России, рассматривая ее как необходимое условие прогресса общества и используя для этого все доступные средства: публичные лекции, статьи, переводы и даже стихи.

Традицию научной пропаганды продолжили такие известные русские ученые и просветители, как А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников.

В XX в. по мере становления и развития советского общества условия пропаганды знаний коренным образом менялись. Это было связано с тем, что небывалыми в истории темпами поднимался культурный уровень населения, и росла потребность в знаниях. Все

18

это привело к тому, что традиционные методы пропаганды науки, основанные главным образом на энтузиазме отдельных ученых, перестали удовлетворять запросам общества.

Потребность в необходимости массового образования существенно возросла в послевоенные годы. Главными объективными причинами необходимости массового образования взрослого населения в послевоенные годы был значительный ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной всей системе советского образования, а также вызванная войной депрофессионализация значительной части населения. Популяризация науки выступала в этот и последующие периоды и как инструмент привлечения молодых, талантливых, энергичных кадров.

Популярный в то время лозунг «наука принадлежит народу» подразумевал не только практическое применение научных достижений в народном хозяйстве. В понятие долга советского ученого перед народом входила необходимость регулярных публичных выступлений в массовых аудиториях. Огромное общественное значение таких выступлений обусловлено многими факторами. Прогресс в любой области неразрывно связан с ростом культурно-технического уровня народа, с развитием его социального самосознания, с распространением в широких слоях населения передового мировоззрения. С этим не могла справиться одна только школьная система просвещения, и в обществе оставалась неудовлетворённой потребность в получении научных знаний. Публичные выступления ученых лучше всего отвечали такой потребности, а непосредственное общение с представителями науки, возможность задавать вопросы нельзя заменить никакой другой формой получения знаний.

По мнению академика И.И. Артоболевского, одного из инициаторов создания общества «Знание»: «... такие выступления ученых являются своеобразной формой отчета науки перед народом. Известно, что на научные изыскания идет заметная часть государственного бюджета. Поэтому естественно и справедливо желание широких масс узнать, каков общественный смысл предоставления ученым самых льготных условий для их исследований, на какие конкретные цели идут научные ассигнования, какую они дают отдачу, как понимают ученые свою ответственность перед обществом, что обещает принести людям наука в обозримом будущем. Ответить со знанием дела на эти вопросы никто лучше ученого не может» [Артоболевский, 1967: 34].

Получили широкое развитие разнообразные общественные формы участия интеллигенции в распространении политических и научных знаний. 29 апреля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, которому предшествовала деятельность Всесоюзного лекционного бюро при Министерстве высшего образования СССР и Союза воинствующих безбожников, занимавшегося распространением научных и материалистических знаний.

1 мая 1947 г. в газете «Правда» было опубликовано обращение инициативной группы видных советских ученых, общественных деятелей и работников искусства страны ко всем деятелям советской науки, литературы и искусства, а также к научным, общественным и другим организациям и учреждениям Советского Союза с призывом организовать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний и создать, тем самым, новый рычаг для культурного роста и идейно-политического воспитания советского народа.

Среди подписавших обращение были академики С. И. Вавилов, И. Э. Грабарь, Б. Д. Греков, Е. В. Тарле. Призыв нашел активный отклик у общественности: 7 июля того же года в Большом театре состоялось Учредительное собрание, а 10 июля был сформирован Президиум общества, первым президентом которого стал академик С. И. Вавилов, бывший в то время президентом Академии наук СССР. В своей речи на Учредительном собрании общества он сказал, что «эта организация должна стать проводником передовых научных знаний от специалистов к народу» [Комков, 1974: 392].

19

Возникла новая форма передачи знаний народу, массовая добровольная организация, переименованная в 1963 г. во Всесоюзное общество «Знание». Ранее, 12 мая 1947 г., на своем первом заседании оргкомитет Общества принял решение о создании отделений Общества в союзных республиках, а также в крупнейших краевых и областных центрах России.

Научные сотрудники Кольской исследовательской базы им. С.М. Кирова АН СССР обратились ко всей интеллигенции Мурманской области с предложением организовать отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний Мурманской области. С января 1950 г. отделение Общества «Знание» развернуло свою деятельность в Кировске при районном комитете ВКП (б). Пропагандистами были учителя, инженеры, врачи, журналисты. Лицо Общества в городе представляли ученые Кольского филиала АН СССР, которые по сути дела являлись его научной и методической опорой.

Несмотря на то что Мурманское отделение Общества к тому времени не было ещё организационно оформлено, в апреле 1950 г. в Кольском филиале АН СССР была образована первичная организация, которая тесно сотрудничала с районным обществом по распространению научных и политических знаний [НА КНЦ РАН. Ф.1. Оп. 6. Д. 175. Л. 16].

Следует отметить, что большая культурно-просветительная работа сотрудников Кольской базы началась значительно раньше, ещё в 1930-х гг. Ежегодно в летнее время через Базу и Ботанический сад проходили группы туристов со всего Советского Союза, которых знакомили с географией и историей Кольского полуострова, его природными богатствами и их использованием. Особенно многочисленными были группы учителей географии и школьников.

Активизировалась работа лекторов в 1947 г. в связи с созданием общества «Знание». Лекции на такие темы, как «Полезные ископаемые Кольского полуострова», «Апатитонефелиновая руда», «Биография Дарвина», научные сотрудники читали перед широкой аудиторией в рабочих клубах Кировска и посёлков, а также выступали с докладами для партийного и профсоюзного актива. На Базе также регулярно проводились заседания совета по научно-технической пропаганде.

Так, летом 1947 г. коллектив научных сотрудников Полярно-Альпийского ботанического сада и геохимической лаборатории Кольской базы АН принял туристов, приехавших знакомиться с Кольским краем и с его изученностью. За лето 1947 г. было проведено 38 экскурсий. К чтению лекций на естественнонаучные темы привлекались научные сотрудники Базы Б.М. Куплетский, Б.Н. Мелентьев, Т.В. Аристовская, С.М. Курбатов, Н.А. Аврорин, И.К. Тихомиров, П.К. Семенов, П.М. Медведев и другие.

В те же годы недостаточная географическая изученность Кольского полуострова побудила Кольскую базу АН СССР взять на себя инициативу по организации живой научной связи между работниками учреждений, изучающих природные богатства Мурманской области, и местными работниками краеведения. С этой целью Кольская база возбудила ходатайство перед Географическим Обществом СССР об организации Мурманского отдела. Ходатайство это было удовлетворено, и в августе 1947 г. отдел Всесоюзного Географического Общества начал работу, образовав свое ядро из научных сотрудников Кольской базы с широким привлечением в свои ряды жителей Кировска. Председателем Мурманского отдела Географического Общества избран заместитель директора Кольской базы АН СССР доцент Ф.М. Терновский, ученым секретарем - к.г.н. И.К. Тихомиров, состоящий членом этого общества с 1916 г. В конце августа 1947 г. Мурманский отдел Географического Общества организовал в Кировске конференцию мурманских краеведов.

Крупные политические, социальные и экономические перемены, происходившие в обществе в 1950-60 годы, глубоко влияли на всю жизнь общества, в том числе и на образование и просвещение. Именно в этой обстановке закрепились те формы работы,

20

которые получили развитие в деятельности общества «Знание» Кольского филиала АН СССР, организовавшего работу по всем отраслям знания. Работа по пропаганде научных знаний всегда оставалась приоритетной. Здесь обсуждались самые актуальные вопросы, связанные с научно-техническим прогрессом и развитием региона.

Успех пропаганды научно-технических знаний и передового производственного опыта во многом зависел от координации и объединения усилий лекторов общества «Знание» с деятельностью научно-технических обществ, обществ изобретателей и рационализаторов, бюро технической информации. Важная роль в этом отводилась научно-технической секции городской организации общества «Знание», председатель которой являлся сотрудник КФАН СССР к.т.н. С.П. Алёхичев.

В конце 1950-х гг. активизировалась пропаганда химических знаний. Это было связано с тем, что Майский (1958 г.) Пленум ЦК КПСС обязал партийные, советские, профсоюзные и хозяйственные организации широко развернуть научно-политическую пропаганду химических знаний, организовать распространение передового опыта производства. В работу активно включился коллектив Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья КФАН СССР, сотрудники которого читали лекции в клубах, красных уголках и цехах промышленных предприятий города и поселках пригородной зоны, рассказывая слушателям о природных богатствах страны, в частности Кольского полуострова, об их народнохозяйственном значении.

Большую аудиторию в Кировске и посёлках пригородной зоны собирали лекции о роли химии в природе и промышленности. Коллектив сотрудников Института химии разработал специальный цикл лекций о полимерах, о пластических массах и их применении в технике, о том, что может дать народному хозяйству и населению страны использование отходов угля и нефти, о новых видах синтетических волокон и других изделиях химической промышленности.

Пропаганда химических знаний не ограничилась только проведением бесед и лекций. Стараясь разнообразить формы распространения химических знаний, сделать их популярными, увлекательными, учёные проводили на предприятиях, школах, общежитиях и клубах вечера занимательной химии. На этих вечерах демонстрировались химические опыты, выполненные в эффектной, занимательной форме, проводились химические викторины. Подобные вечера привлекали к себе большое внимание молодежи.

Другой пользующейся успехом формой популяризации научных знаний, в том числе и химических, являлись вечера науки и техники. Их устраивали для самой разнообразной аудитории в лекционном зале Дворца культуры горняков в поселке Кукисвумчорр и Апатитах. Везде они получили хорошие отзывы. Программа вечеров содержала сообщения о крупных современных научных достижениях в области химии, но основное внимание в ней уделялось демонстрации в доходчивой форме химических опытов.

Не менее интересной формой популяризации научных знаний являлись также экскурсии молодежи, особенно учащихся, в химические лаборатории научного учреждения. Экскурсии сопровождались беседами, связанными с темой исследований и демонстраций научной аппаратуры в действии.

В 1950 -х г. формы пропаганды расширялись и совершенствовались. Так, наряду с лекционной деятельностью, популярными становились тематические вечера «У карты мира», на которых сотрудники КФАН делились своими впечатлениями о поездках в Чехословакию, Мексику, о путешествии вокруг Европы. На одной из встреч выступила с докладом участница второй советской морской антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Обь» научный сотрудник филиала Л.М. Николаева, которая сделала сообщение о морской антарктической экспедиции1956-1957 гг.

К началу 1960-х гг. у научных сотрудников Кольского филиала АН СССР сложилась традиция регулярно выступать перед трудящимися с лекциями, докладами,

21

беседами по вопросам экономики, науки и техники. Регулярно читались лекции на предприятиях и в учреждениях Кировска и пригородной зоны, на строительстве АНОФ-2, Кировской ГРЭС, на станции Апатиты. Каждый месяц выезжают лекторы на лесоучастки, в леспромхозы, в отдаленные поселки.

В октябре 1960 г. партийный и профсоюзный комитеты комбината «Апатит» от имени коллективов предприятий комбината обратились к ученым КФАН СССР с призывом чаще выступать перед рабочими, служащими, инженерно-техническими работниками рудников, обогатительной фабрики, служб и отделов комбината с лекциями и докладами, освещающими научную деятельность Кольского филиала, достижения науки и техники в Советском Союз и за рубежом. Научные сотрудники Кольского филиала откликнулись на этот призыв общественных организаций комбината. Большая группа ученых начала выступать с докладами и лекциями на рудниках, в цехах обогатительной фабрики, перед работниками вспомогательных служб. Актуальное значение имел доклад председателя президиума КФАН СССР, член-корреспондента АН СССР А.В. Сидоренко «Основные направления научных исследований на Кольском полуострове и последовавших за ними открытиях» перед работниками научно-исследовательской лаборатории и управления комбината «Апатит».

С большим интересом восприняли горняки Расвумчорского рудника, работники электромеханического и дробильного цехов обогатительной фабрики доклад «Проблемы комплексного использования минерального сырья Кольского полуострова», с которым выступали научные сотрудники М.А. Усков, Е.А. Писцова, А.В. Истомин. Перед рабочими и инженерно-техническим работниками мельничного цеха обогатительной фабрики с докладом «Проблемы обогащения минерального сырья» выступил научный сотрудник В.К. Задорожный. О работе Международного конгресса горняков и обогатителей и обсуждавшихся на нем проблемах доложил горнякам рудника имени С.М. Кирова заведующий лабораторией обогащения полезных ископаемых А.Г. Ефремов. О металле будущего - титане и его применении в народном хозяйстве рассказал в своей лекции работникам мастерских рудника имени С.М. Кирова к.т.н. В.Т. Мусиенко. С лекциями о природных богатствах Кольского полуострова выступали также кандидаты наук Г.И. Горбунов, Е. К. Козлов и научный сотрудник Л.Л. Гарифулин.

Лекции и беседы о достижениях науки и техники в области освоения космоса с помощью искусственных спутников и ракет были прочитаны научным сотрудником Е.И. Куклиным - в поселках Уполокша, Ава-губа, на 64 км. Ю.М. Кирнарский выступил с лекциями об алмазах и о полезных ископаемых Кольского полуострова в Мурманске - в управлении тралового флот, в Мурманском арктическом пароходстве, на комбинате подсобных предприятий «Ковдорстроя» и на Ковдорской теплоэлектростанции.. Научный сотрудник М.И. Лутовинова выезжала с лекцией о минеральных богатствах Мурманской области и перспективах их использования в Ламбинский леспромхоз. С лекциями «Жить и работать по-коммунистически» и «О роли биологической науки в создании продовольственной и сырьевой базы страны» побывала на предприятиях и лесоучастках Зашейковского леспромхоза научный сотрудник В.М. Ананьина.

В 1960-е гг. традиционно большую работу проводила небольшая по численности первичная организация общества «Знание» Полярно-альпийского ботанического сада. Неоценимой была помощь сотрудников Ботанического сада учителям биологии города. Ученые принимали активное участие в совещаниях учителей на секции биологов, где выступали с лекциями на темы естествознания, а также подготовили цикл лекций для учителей Мурманской области по наглядным методам преподавания ботаники в школах и методики проведения школьных и внешкольных занятий.

В Полярно-альпийский ботанический сад поступало много писем от любителей-цветоводов и организаций города с вопросами по озеленению территорий и выращиванию комнатных растений. В помощь всем интересующимся вопросами озеленения Ботанический сад устраивал дни консультаций по озеленению и комнатному

22

цветоводству, а совместно с Кировским горисполкомом организовывал выставки комнатных цветов, где можно было поделиться опытом разведения цветов и ухода за ними.

Деятельность лекторов Ботанического сада особенно усиливалась летом в связи с увеличивающимся потоком туристов. Туристы и экскурсанты знакомились с особенностями растительности Мурманской области и работами по переселению на Крайний Север растений из многих районов земного шара. Лекции об интродукции и акклиматизации декоративных растений, о вопросах озеленения населенных пунктов полярного Севера сопровождаем демонстрацией растений на питомниках и оранжереях сада на различных высотах горы Вудьяврчорр. В лекциях раскрывался механизм приспособления акклиматизированных растений к несвойственным для них условиям Крайнего Севера. Деятельное участие в проведение лекций и экскурсий принимали комсомольцы И. Поварова, Г. Тэмп, Л. Тарасова, Т. Усачева, Э. Головко. В помощь молодым лекторам был организован методический кабинет, где были собраны тексты лекций, отзывы и рецензии на эти лекции, рекомендованная тематика лекций, литература для подготовки и иллюстративные материалы (фотоснимки, гербарии, диафильмы). Здесь же проводились инструктивные семинары, на которых с методическими докладами выступали к.б.н. Б.Н. Головкин, к.с.-х.н. Т.А. Козупеева, Н.М. Александрова.

Большой известностью пользовались клубы по интересам. Так, при Кольском филиале был организован Клуб путешественников, целью которого стала популяризация краеведческих и исторических знаний, изучение и охрана памятников старины. Комсомольцы Филиала организовали дискуссионный клуб «Любителей поспорить».

Традицию Академии наук СССР - широко пропагандировать научные знания -ученые Кольского филиала воплощали своей деятельностью в работе народного университета при КФАН СССР, образованном на общественных началах. Народные университеты были созданы в 1964 г. по решению IV съезда Общества «Знание» и положили начало переходу от разрозненных лекций к систематическому специальному образованию. Образование взрослых становилось новой самостоятельной отраслью. В составе университета естественнонаучных знаний работали четыре факультета: физический, химический, географо-экономический и горно-обогатительный.

Программы занятий обсуждались на научно-технической методической секции правления Апатитской городской организации общества «Знание». При активном участии и помощи учёных Кольского филиала народные университеты подготовили программы, методические рекомендации и учебные планы по различным направлениям работы университета.

Много энергии в подготовку занятий вложили деканы факультетов к. ф-м. н. В.С. Смирнов, к.т.н. Г.И. Рехколайнен, к.г.н. Р.М. Лебедева. Занятия проводили сами исследователи, которые непосредственно могли рассказать о результатах своей научной работы широкой аудитории слушателей. Лекторами университета были ведущие ученые филиала: профессор, д. ф-м. н. Б.Е. Брюнелли, д.г.-м. С.А. Стрелков, доктор б.н. М.Л. Раменская, к. х.н. В.И. Белокосков, к.ф. -м. н. Л.А. Лазутин.

На физическом факультете занятия, посвященные одному из интереснейших явлений природы - полярным сияниям, провел к.ф.-м. н. Г.В. Старков. Были прослушаны лекции по физике микрочастиц и теории относительности. В программе по химии было уделено внимание вопросам химических анализов (к.х.н. М.И. Риттер) и технике лабораторных работ (м.н.с. В.И. Петрова). Как на физическом, так и на химическом факультетах были прочитаны лекции о математических методах в научных исследованиях.

Занятия географо-экономического факультета проводились по весьма широкой программе. Слушатели факультета прослушали цикл лекций к.г.н. А.Д. Арманда «Модели в географии и прогнозирование процессов». Занятия на первых трех факультетах посещали учителя и учащиеся старших классов г. Апатиты. Программа горно-

23

обогатительного факультета была рассчитана на инженерно-технический состав работников горных предприятий и преподавателей профессионально-технических училищ. Обучение на горно-обогатительном факультете проводилось совместно с университетом технических знаний комбината «Апатит». Таким образом, предприятия не только повышали в народных университетах квалификацию своих кадров, но и привлекали учёных КФАН СССР к решению прикладных проблем, где участие учёных было более чем необходимо.

В 1970-е годы особое место в лекционной деятельности заняла экологическая тематика. Это было связано с тем, что в 1972 г. было принято решение о совершенствовании системы охраны природы в стране. Совместно с Апатитским советом общества охраны природы сотрудники Кольского филиала разработали и прочитали на крупнейших предприятиях города цикл лекций на тему «Охрана природы - дело всего народа». Наиболее обстоятельными, вызвавшими большой интерес, были сообщения, посвященные рациональному использованию природных ресурсов.

Апатитская городская организация общества «Знание», председателям правления которой являлся д. г.-м.н И.В. Бельков, тесно взаимодействовала с первичной организацией общества Кольского филиала АН СССР. В 1972 г. Президиум КФАН СССР принял постановление провести в течение года встречи ученых Филиала с трудящимися предприятий, учреждений городов и рабочих поселков Мурманской области. Эти встречи были посвящены 50-летию образования СССР. Показателен состав лекторов, открывших цикл лекций в Ловозерском районе. Перед активом районного центра, трудящимися поселка Ревда выступили председатель Президиума Г.И. Горбунов, директор Геологического института С.И. Исаев, директор Полярно-альпийского ботанического сада-института Т.А. Козупеева, заместитель директора Института химии В.И. Бородин, заведующий лабораторией Горно-металлургического института В.М. Бусырев, ученый секретарь Отдела экономических исследований Н.Г. Пешев, заведующий лабораторией сейсмологии Полярного геофизического института Г.Д. Панасенко.

Одним из важных направлений популяризации науки являлось вовлечение молодежи в научную деятельность. В начале января 1974 г. Президиум АН СССР принял постановление «Об участии АН СССР в реализации мероприятий по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общетеоретической школы». Работу с апатитскими школьниками учёные проводили в виде бесед и экскурсий в лаборатории институтов Филиала, в подшефной школе № 2 регулярно проходили Дни науки, техники и производства. Лекторы в своей работе уделяли большое внимание вопросам профориентации молодежи, что, в свою очередь, служило делу подготовки квалифицированных кадров. Не ограничившись только этой работой, учёные-ботаники изготовили и передали в Дом пионеров и в биологические кабинеты школ 180 гербарных листов, а геологи пополнили учебные пособия школ, передав 62 учебные коллекции минералов.

Научно-просветительскую деятельность учёные проводили под девизом «В работе Общества «Знание» каникул нет!». Работу на предприятиях, стройках, по месту жительства населения Общество проводило постоянно, без перерыва. Члены Общества, прежде всего это касалось геологов и ботаников, уезжая на летние полевые работы и в командировки в различные пункты области, использовали для лекционной пропаганды каждое пребывание в любом населенном пункте, геологоразведочной партии и т.п. Лекторы первичной организации Ботанического сада обращали серьезное внимание на работу среди сельского населения, в бригадах, на фермах, на полевых станах [НА КНЦ РАН. Ф.1. Оп. 6. Д. 473. 180].

С путевкой общества «Знание» лекторы выезжали к воинам Краснознаменного Северного флота и морским пограничникам. В 1978 г. за активную работу по культурному шефству над Вооруженными силами СССР ЦК профсоюза работников культуры наградил первичную организацию Филиала Почетной грамотой.

24

Иное положение складывалось в отдаленных мелких населенных пунктах, где приезд лектора являлся праздником. В связи с этим лекторская группа комитета ВЛКСМ КФАН СССР и созданная на ее базе такая же группа при Кировском городском комитете ВЛКСМ избрали в качестве основного, главного своего направления деятельности поездки по разным населенным пунктам района и области. В молодёжную лекторскую группу КФАН входило 30-35 человек. Это были комсомольцы и молодые коммунисты, аспиранты, инженеры, младшие научные сотрудники, кандидаты наук. Лучшими из них называли М. Костоломова, В. Морозову, В. Маслобоева, В. Тимофеева, П. Громова, Н. Даясову, В. Иваненко, Н. Максимова. Активной формой работы молодых лекторов были агитпоходы по отдаленным поселкам района.

Творческое содружество связывало ученых Кольского филиала АН СССР с работниками областного и городского радио. Ученые филиала использовали предоставленную им возможность выступать по радио, чтобы привлечь внимание широкой общественности к новым научно-техническим разработкам, которые могли быть использованы в народном хозяйстве области. Этому способствовали систематические циклы передач «Наука - производству», «В лабораториях ученых» и другие.

С середины 1980-х гг. Общество «Знание» взяло за основу лекционную пропаганду основ информатики и вычислительной техники, направленной на обучение трудящихся, и в первую очередь, учащихся школ, техникумов и профессионально-технических училищ. Задачу по пропаганде современных методов автоматической обработки решала первичная организация Полярного геофизического института, а также лекторы и общественники Горного и Геологического институтов КФАН СССР.

Тематический план лекторской группы Кольского филиала АН СССР в 1985 г. был дополнен новыми разработками по вопросам развития минерально-сырьевой базы как основы экономики промышленности, усиления полноты комплексного использования недр, изыскания новых, нетрадиционных видов минерального сырья, технического прогресса в горнодобывающей промышленности, химизации народного хозяйства, развития ядерной энергетики.

Общество «Знание» в СССР было замечательным культурным феноменом, уникальным по масштабу и смыслу деятельности общесоюзной общественной организацией. Оно реально способствовало как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов. Обширная лекционная деятельность, огромные тиражи научно-популярных изданий играли исключительно важную роль в научном просвещении населения. Привлекательными являлись и другие формы пропаганды среди населения - конференции, вечера отдыха, вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, встречи со знатными людьми, лекции-концерты, устные журналы, творческие отчеты ученых в производственных коллективах.

В 1978 г., оценивая деятельность общества «Знание», председатель правления академик Н.Г. Басов отмечал: «Всесоюзное общество «Знание» работает в тесном сотрудничестве с Академией наук СССР. Активное участие ученых Академии наук в лекционной пропаганде и в издании научно-популярной литературы в значительной мере способствовало тому, что деятельность общества приобрела такой крупный размах» [Басов, 1978: 25].

С 1991г. правопреемником Всесоюзного общества «Знание» на территории России стало общество «Знание» Российской Федерации. Задача популяризации и пропаганды научных достижений остаётся по-прежнему актуальной. Очевидна необходимость возродить активную масштабную деятельность первичных организаций применительно к современным условиям. Её цели остаются прежними. Это и интеллектуализация общества, и своеобразный отчёт науки перед обществом, и привлечение молодёжи к научной деятельности.

25

Источники

Архивные материалы

НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6 - Научно-документальные материалы канцелярии Президиума Кольского филиала им. С.М. Кирова АН СССР за 1930-1976 гг.

НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 40 - Научно-документальные материалы канцелярии Президиума Кольского филиала им. С.М. Кирова АН СССР за 1976-1985 гг.

Периодическая печать

«Полярная правда» за 1947, 1958, 1960, 1961, 1962, 1979 годы «Кировский рабочий» за 1954-1986 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Артоболевский И.И. Пропаганда достижений науки - первоочередной долг ученых // Вестник АН СССР. 1967, № 6. С. 33 - 38.

Басов Н.Г. О дальнейшем укреплении сотрудничества Академии наук СССР и Всесоюзного общества «Знание» // Вестник АН СССР. 1978. № 12. С. 23-30.

Комков Г.Д., Левшин Б.В., Семёнов Л.К. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1974.

Сведения об авторах

Саморукова Антонина Григорьевна,

научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Samorukova Antonina Grigoryevna,

Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science, RAS

УДК 061.62:94(470.21)

А.Д. Токарев, В.П. Петров

К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА АН СССР -КОЛЬСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН В 1971-1998 ГОДЫ

Аннотация

Рассмотрен завершающий этап строительства Кольского филиала АН СССР в 19711998 годах. Благодаря тесному взаимодействию президиума АН СССР и президиума Кольского филиала АН СССР в этот период создана материальнотехническая база Кольского научного центра РАН, одного из крупнейших научных центров академической науки в Заполярье. Отражены основные моменты завершающей стадии строительства объектов научно-произвоственной и социальной сферы КНЦ РАН.

Ключевые слова:

Кольский филиал АН СССР, Кольский научный центр, материально-техническая база, завершающий этап строительства.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.