Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 6 (38)
УДК 94(470)19
DOI 10.17223/19988613/38/7
Д.А. Пинаева, Р.Р. Юнусова
РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПЕРЕДОВОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОПЫТА В 1940-1980 гг. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ»)
Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан
в рамках научного проекта № 15-11-16004 а(р).
Статья посвящена изучению деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание» по развитию лекционной пропаганды научно-технических достижений и передового опыта. Показана эволюция форм и методов лекционной работы, изучены влияние государственной политики на лекционную пропаганду, особенности взаимодействия с организациями, занимающимися разработкой и внедрением технических новшеств и передового опыта, выявлены проблемы лекционной деятельности. На основе анализа архивных материалов показано влияние деятельности Общества на экономическое развитие республики.
Ключевые слова: пропаганда научно-технических знаний; пропаганда передового опыта; лекционная пропаганда; распространение знаний; общество «Знание»; Татарская АССР.
После окончания Второй мировой войны в СССР начинается новый этап модернизации промышленности, вызвавший необходимость мобилизации научнопроизводственного потенциала страны для решения задач ускоренного развития в условиях нового витка противостояния капиталистической и социалистической систем развития. Новые производственнотехнические условия требовали от широких слоев населения овладения техническими знаниями, передовыми разработками, достижениями науки и техники. Важнейшей задачей стало формирование у населения, особенно молодежи, интереса к техническому творчеству и производственному труду. Одним из способов решения поставленных задач была пропаганда научнотехнических знаний среди широких слоев населения.
Термин «пропаганда» применим к объекту исследования, поскольку подразумевает не только распространение знаний, но и активное восприятие этих знаний населением [1. С. 250-251].
Понятие «научно-технические знания», применяемое в статье, подразумевает технические решения, в которых реализуются достижения науки. Пропаганда передового производственного опыта подразумевает распространение знаний об изобретениях и рационализаторских предложениях, технологиях их применения на конкретных производствах, а также знаний о деятельности новаторов и передовиков производства.
В данной работе рассматриваются особенности организации пропаганды научно-технических знаний и передового производственного опыта преимущественно в городах Татарской АССР, поскольку в городах имелся кадровый потенциал для организации мероприятий, выше была потребность в ускоренном внедрении достижений науки и техники в производство.
Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, созданное в 1947 г. (с 1949 г. - Татарское отделение
Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, с 1964 г. - Татарская республиканская организация общества «Знание») (далее - Общество), являлось мощной, институционально развитой пропагандистской организацией [2]. Архивные материалы позволяют изучить особенности организации, формы, методы и другие аспекты лекционной пропаганды.
Следует отметить, что пропаганда научнотехнических знаний являлась одним из самых сложных участков деятельности Общества, поскольку далеко не каждый может доступно изложить сложные технические вопросы, заинтересовать публику, грамотно ответить на вопросы. С одной стороны, пропаганда научно-технических знаний и передового опыта требует наличия высококвалифицированных лекторов, ученых-специалистов в узких областях знания, с другой стороны, необходима тесная связь с предприятиями, на которых реализуются научно-технические знания в виде изобретений, рационализаторских предложений, новаций.
В первые же месяцы своего существования Казанское отделение Общества начало налаживать связь с заводами республики: авиационным заводом
им. С.П. Горбунова (г. Казань), машиностроительным заводом им. С.М. Кирова (г. Казань), Казанским механическим комбинатом, ремонтно-механическим заводом (г. Свияжск) и др., по заказу которых в 1947 г. было организовано несколько лекций на научнотехнические темы. Так, по заказу Свияжского завода были прочитаны лекции на темы «Новейшие течения в теории сопротивления материалов», «Новейшие данные по механической обработке металлов» и др. О востребованности просветительской работы говорит тот факт, что руководители предприятий обращались в Казанское отделение Общества для организации повторных лекций [3. Л. 20, 88].
Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта
41
Динамика лекционной работы по пропаганде научно-технических знаний и передового производственного опыта*
Год Всего прочитано лекций Прочитано лекций на научно-технические темы и об опыте передовиков производства 3/2 (%)
1949 4 582 32 0,7
1955 10 631 362 3,4
1962 130 727 5 536 4,2
1965 154 263 8 394 5,4
1970 193 598 8 990 4,6
1976 254 183 13 068 5,1
1980 286 669 16 538 5,8
1985 282 170 17 014 6,0
*См.: [4. Л. 10, 11; 5. Л. 3; 6. Л. 1; 7. Л. 1; 8. Л. 1; 9. Л. 3; 10. Л. 1; 11. Л. 1].
Несмотря на некоторые успехи, в конце 1940-х гг. пропаганда научно-технических знаний и передового опыта в республике оставалась на низком уровне. Как видно из таблицы, из прочитанных в 1949 г. 4 582 лекций пропаганде технических знаний были посвящены всего 32 (0,7%). Основная проблема заключалась в отсутствии лекторов подходящей квалификации, имеющих производственный опыт. Крайне плохо обстояло дело с привлечением в ряды Общества инженернотехнических работников (ИТР). О неудовлетворительном состоянии пропаганды научно-технических знаний говорит и тот факт, что к 1949 г. в республике было открыто всего три лектория: на заводе им. Горбунова, заводе им. Ленина и заводе им. С.М. Кирова (все в г. Казань) [4. Л. 12].
Такое положение дел было признано неудовлетворительным. В 1949 г. Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний было преобразовано в Татарское, что подчеркивало необходимость усиления пропаганды знаний на территории всей республики. В городах создавались городские и районные отделения общества, на предприятиях и организациях - первичные [2]. Реформа принесла некоторые положительные результаты. В 1950 г. в республике насчитывалось уже 18 заводских и фабричных лекториев, на 9 промышленных предприятиях Казани были созданы первичные организации [4. Л. 109, 119]. В 1955 г. в республике были прочитаны 362 лекции на научно-технические темы и об опыте передовиков производства, что в 10 раз больше, чем в 1949 г. (см. таблицу). Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря реформе значительно увеличилось общее количество лекций по международной тематике, истории КПСС, праву и педагогике, доля же лекций по научно-технической тематике оставалась незначительной (всего 3,4% в 1955 г.). Наиболее отстающим участком в пропаганде было распространение передового опыта. Основная проблема заключалась в том, что среди новаторов производства, рационализаторов и изобретателей немногие были готовы рассказывать о своих достижениях широкой аудитории, поскольку не имели соответствующего опыта лекторской работы.
Для решения проблемы привлечения инженернотехнических работников, рационализаторов, новаторов производства к распространению передового опыта, а
также увеличения числа мероприятий, посвященных пропаганде научно-технических достижений советской и мировой науки, были предприняты следующие меры. На всех крупных предприятиях республики были созданы первичные организации Общества и молодежные лектории. Это позволило значительно усилить лекционную пропаганду и организовать методическую помощь начинающим лекторам, усилить контроль за качеством читаемых лекций.
Одним из ярких положительных примеров можно считать работу первичной организации Общества при Казанском химико-технологическом институте им. С.М. Кирова (КХТИ), которая была создана в 1960 г. и объединила 86 научных работников, профессоров, доцентов, ассистентов из различных областей науки и техники. Тематика читаемых лекций отличалась разнообразием: из 130 тем большинство было посвящено задачам семилетнего плана и путям его выполнения, ускоренному развитию технического прогресса в стране, большой химии, новой технике [12. Л. 45, 46]. Тематика лекций была доведена до сведения крупнейших предприятий города, которые отправляли в первичную организацию Общества заявки на интересующие их темы и согласовывали даты проведения мероприятий. Большинство лекций, прочитанных в 1960-1962 гг., читались именно по заявкам предприятий. По наиболее перспективным темам организовывались циклы лекций. Так, в 1960 г. группой лекторов были проведены циклы лекций на темы: «Современное представление о теории химического строения», «Достижения советских ученых в области фосфороорганических соединений», «Большая химия и современная промышленность», «Комплексная автоматизация основных процессов в производстве синтетического каучука и спирта» и др. [13. Л. 47].
Группой Общества при КХТИ была создана выставка, отражающая 7-летний план развития химической промышленности, в ходе проведения которой организовывались экскурсии, беседы, консультации. Всего за время работы выставки ее посетили 1 700 человек, была проведена 81 экскурсия.
Члены Общества проводили консультации на предприятиях, по научно-техническим вопросам на кафедре неорганической химии проводились семинары гальва-ностегов с участием представителей промышленных предприятий города и республики, читали лекции в
42
Д.А. Пинаева, Р.Р. Юнусова
Университете молодого химика, на семинарах учителей в общежитиях, производственных мастерских и школах [12. Л. 48].
Важнейшим направлением деятельности Татарского отделения Общества стало тесное сотрудничество с организациями, занимающимися разработкой и внедрением в производство научно-технических новшеств: инженерно-техническими обществами (с 1954 г. -научно-технические общества (НТО)), службами технической информации предприятий (НТИ), Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и др. Благодаря более тесной интеграции исключался параллелизм в работе, ряды Общества пополнялись высококвалифицированными инженерами. С другой стороны, Общество оказывало методическую и организационную поддержку указанным организациям при проведении конференций, выставок, семинаров. Так, совместно с первичными организациями ВОИР и НТО на заводе им. Горбунова были организованы институт передового опыта и заводской университет технической культуры, слушатели которых выступали с ценными инициативами. Например, инженер-конструктор завода В.П. Олимпиев взял шефство над цеховой бригадой в целях изыскания внутренних резервов для повышения производительности труда и культурно-технического уровня членов бригады. Еженедельно В.П. Олимпиев проводил в бригаде беседы на научно-технические темы, организовывал обсуждение вопросов улучшения организации труда, что привело к внесению на рассмотрение бригады ряда рационализаторских предложений [Там же. Л. 5].
Организационный вывод о необходимости интеграции деятельности всех учреждений, занимающихся распространением научно-технических знаний, лег в основу решения о создании в 1960 г. Республиканского научно-методического совета по координации пропаганды технических знаний, который должен был объединить усилия всех пропагандистских организаций технического профиля. В Совет входили представители научно-методического совета по пропаганде научнотехнических знаний и передового опыта Татарского республиканского отделения общества по распространению политических и научных знаний, представители НТО, ВОИР, Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров ТАССР, представители Дома научно-технической пропаганды, ЦБТИ (Центральное бюро технической информации), книжного издательства. Данный совет регулярно рассматривал планы пропаганды научно-технических знаний и передового опыта почти всех предприятий Татарской АССР. Эти планы координировались, наиболее крупные мероприятия объединялись в сводные годовые планы [14. Л. 12].
Совершенствовались формы пропаганды технических знаний. Новой формой в работе Татарского республиканского отделения Общества явилось проведение недель или декад технического прогресса. Так, в
1960 г. была проведена «Неделя технического прогресса» одновременно в четырех нефтяных районах Татарстана: Альметьевском, Азнакаевском, Лениногорском, Бавлинском. Для организации мероприятия во все эти районы в начале февраля 1960 г. из Казани были направлены бригады по 5-6 человек. План проведения «Недели» в каждом из четырех районов обсуждался в райкомах КПСС с участием партработников, руководителей организаций Общества, первичных организаций НТО и ВОИР, специалистов-производственников. Это позволило наиболее полно учесть местные запросы и возможности.
В рамках «Недели» на предприятиях, стройках, в рабочих клубах, красных уголках и общежитиях было проведено более 250 лекций по вопросам технического прогресса. Для сравнения, Альметьевским отделением Общества за весь 1959 г. на эти темы было прочитано всего 88 лекций. Кроме традиционных лекций было организовано 8 совещаний-семинаров по обмену опытом бригад и ударников коммунистического труда, 9 вечеров ответов на вопросы, 4 тематических вечера о перспективах развития экономики региона, 11 встреч с передовиками производства, 5 экономических и технических конференций, 8 коллективных выездов лекторов на предприятия, 2 технические консультации и ежедневный показ технических кинофильмов, подготовлены технические странички в районные газеты. В ходе подготовки и проведения «Недели» были организованы два университета технической культуры и передового опыта в Азнакаеве и рабочем поселке Актюбинском. На первом занятии этих университетов (2425 февраля 1960 г.) присутствовали более 300 нефтяников [13. Л. 4, 5].
В ходе «Недели» были приняты в члены Общества 60 ИТР и новаторов производства, организованы четыре новые группы Общества. Были вскрыты также и недостатки в организации и содержании научнотехнической пропаганды, вносились предложения по их устранению [Там же. Л. 6].
Проведение подобных мероприятий в республике позволяло широко использовать в одном комплексе разнообразные средства устной и печатной пропаганды, активизировать распространение передового опыта. Участие в проведении «Недели» различных организаций служило укреплению и развитию контактов между отделениями Общества, организациями НТО, ВОИР и учреждениями культуры.
За 9 месяцев 1960 г. было проведено 6 «Недель» технического прогресса в нефтяных районах Татарстана, 3 «Недели» пропаганды технических знаний и передового опыта: в Зеленодольском районе, Приволжском и Бауманском районах Казани [12. Л. 11, 12].
Эффективным мероприятием признавались так называемые «Дни лекции», когда на предприятиях в определенный день проводились лекционные мероприятия по различным темам и слушатели сами выбирали, какое мероприятие им посетить. В 1959-1960 гг. на
Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта
43
предприятиях Приволжского, Советского районов Казани, в Аэропорту было проведено свыше 60 «Дней лекции» [12. Л. 46].
С 1960-х гг. популярность приобрела новая форма повышения культурного и технического уровня трудящихся - двухгодичные институты передового опыта [Там же. Л. 20, 47].
Данные мероприятия привели к некоторым положительным результатам. Так, в 1962 г. только по линии Татарского республиканского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний было прочитано 3 602 лекции на научнотехнические темы и еще 1 934 лекции об опыте передовиков и новаторов промышленности, транспорта и строительства, что в 15 раз больше, чем в 1955 г. Однако в общем количестве читаемых Обществом лекций научно-техническая тематика составила чуть больше 4% (см. таблицу).
Одной из проблем, с которыми сталкивались пропагандисты науки, ученые, практические работники, была проблема поиска и систематизации научнотехнической информации: о том, какие открытия, изобретения и рационализаторские предложения были сделаны, где и кем. Данному вопросу уделялось серьезное государственное внимание. 29 ноября 1966 г. вышло в свет Постановление Совета министров СССР № 916 «Об общегосударственной системе научнотехнической информации» [15], направленное на укрепление и активизацию работы по отбору и внедрению технических новшеств, по распространению передового производственного опыта. В соответствии с Постановлением на предприятиях должны были быть созданы службы технической информации. Одной из мер совершенствования информационной доступности было создание информационных карт на внедрение новшеств. На предприятиях стали составляться координационные планы научно-технической пропаганды.
Татарское республиканское отделение общества «Знание» также совершенствовало свою работу. Начиная с 1967 г. Общество приступило к составлению сводных планов научно-технической пропаганды на всех предприятиях республики; к чтению лекций привлекались специалисты, ИТР, новаторы (среди членов Общества в 1967 г. насчитывалось 2 618 - 12% инженеров и техников); создавалась общая база лекторов с темами выступлений [14. Л. 11].
В порядке обмена опытом научно-методический совет по пропаганде научно-технических знаний Татарского республиканского отделения общества «Знание» приглашал из Москвы, Ленинграда и Свердловска новаторов производства. Например, из Ленинграда был приглашен инженер Ю.К. Беловинский, из Москвы -токарь-новатор тов. Ильин. На чертежи их изобретений и рационализаций был целый ряд заявок [Там же. Л. 11-12].
Большие усилия прикладывались к расширению сети народных университетов технического прогресса и пе-
редового опыта, которые были признаны эффективным способом повышения квалификации и творческой активности работников промышленных предприятий [16].
Показателен в этом отношении опыт народного университета технического прогресса Казанского электротехнического завода. Этот университет имел три факультета: конструкторский, технологический и факультет качества и надежности. Председателем Совета университета являлся главный инженер завода Р.С. Гильфанов.
В программе университета были отражены конкретные проблемы развития предприятия и совершенствования производства на ближайшее время, большое внимание уделялось обмену опытом на своем предприятии и с другими предприятиями Казани и страны, для чего ежегодно организовывались командировки слушателей [17. Л. 1].
Слушатели, побывавшие в командировках, выступали с отчетами перед товарищами, докладывали о новшествах, внедряемых на других заводах. В результате только в 1973-1974 гг. было внедрено в производство 114 рационализаторских предложений по улучшению конструкции и технологичности изделий, качества и надежности, сделанных слушателями университета.
В целях оперативного распространения научнотехнической информации слушатели университета назначались референтами и техническими информаторами, которые дважды в месяц изучали, обобщали и отбирали поступающую на предприятие техническую литературу. По материалам, представляющим ценность для предприятия, проводились «часы» технической информации.
Общим итогом работы университета стало значительное уменьшение брака и увеличение экономии материалов во всех цехах по механической обработке деталей и сборке изделий завода [Там же. Л. 2].
Усиление внимания к пропаганде научно-технических знаний дало положительные результаты. Только по линии общества «Знание» в 1967 г. было прочитано 4 137 лекций на научно-технические темы и 2 368 лекций об опыте работы передовиков производства (около 6% всех лекций). Экономический эффект от внедрения технических новшеств, заимствованных из различных информационных источников, в целом по республике составил в 1967 г. около 25 млн руб. [18. Л. 4].
К концу 1960-х гг. были систематизированы основные формы и методы пропаганды научно-технических знаний и передового опыта, которые включали следующие мероприятия:
- лекции, доклады, беседы на научно-технические темы. Все лекции организовывались и проводились только через общество «Знание». Роль организаций НТО, служб технической информации состояла в том, чтобы правильно определять тематику лекций с учетом задач производства;
- научно-технические конференции, совещания, семинары. Между обществом «Знание», организациями
44
Д.А. Пинаева, Р.Р. Юнусова
НТО и службами технической информации распределялись обязанности по проведению подготовительных мероприятий;
- школы передового опыта (заводские и межзаводские). Школы были организованы непосредственно в цехах. Содержание работы школ было разным: показ приемов работы новатора, когда сам новатор практически показывал и рассказывал о своих достижениях, занятия специалистов и др. Главное - участники школы должны были усвоить прогрессивные способы работы на отдельных производственных операциях, освоить новую технологию, технические усовершенствования. Например, межзаводская школа, проведенная в январе 1968 г. на заводе «Сантехприбор» по теме «Фрезерование резьбы на автоматах», собрала технологов по механической обработке, конструкторов инструментальных цехов, токарей, фрезеровщиков, автоматчиков 13 предприятий Казани, всего 72 человека [Там же. Л. 14];
- университеты технического прогресса. На 1968 г. в республике насчитывалось 17 университетов технического профиля (на заводе «Теплоконтроль», Казанском мотостроительном, авиационном и др.). Организации НТО, «Знание», службы технической информации принимали активное участие в разработке учебных планов и программ, подборе лекторов и т.д. Университеты технического прогресса признавались высшей формой технической учебы;
- творческие командировки комплексных бригад, производственные экскурсии играли большую роль в деле заимствования технических новшеств и передового опыта. Роль организаций НТО, «Знание», служб информации состояла в том, чтобы уточнить, на каком предприятии можно изучить опыт по данному вопросу, укомплектовать бригаду;
- демонстрация научно-технических фильмов, журналов, оперативной информации, прослушивание радиовестников. На предприятиях практиковались обсуждения просмотренных фильмов, на которых рабочие и ИТР высказывали предложения по использованию новшеств и передового опыта на своем предприятии;
- тематические выставки, радио, телевидение, наглядная агитация. Центральное бюро технической информации (ЦБТИ) в 1968 г. располагало десятью тематическими выставками, изготовленными на планшетах. Совместно с обществом «Знание» были налажены регулярные радио- и телепередачи в виде вестников технической информации.
Улучшение координации деятельности организаций, занимающихся распространением научнотехнических знаний и передового опыта, дало положительные результаты. Количество рационализаторских предложений в республике в 1967 г. увеличилось, по сравнению с 1966 г., почти на 20%. Внедрение новшеств имело значительный экономический эффект. Однако в 1967 г. организации НТО не смогли обеспе-
чить выполнение плана по новой технике, который был выполнен на 85,7% [Там же. Л. 9]. Кроме прочих причин невыполнения плана, называлась и недостаточная пропаганда научно-технических знаний и несоответствие некоторых лекций современному состоянию развития науки и техники. Отмечалось также, что крайне мало проводилось публичных лекций на научнотехнические темы, несмотря на явную заинтересованность в них трудящихся (за 1966-1967 гг. публичных лекций на технические темы было прочитано всего 30). О том, что научно-технический прогресс интересует слушателей, свидетельствует популярность лекций многих членов Общества, например, много положительных отзывов было сделано слушателями на лекцию канд. физ.-мат. наук В.В. Скворцова «Кибернетика и жизнь» [14. Л. 14].
Если говорить о территориальной распространенности лекционной работы, то лучше других обстояло дело с научно-технической пропагандой в г. Зеленодоль-ске, где за 1967 г. было прочитано 303 лекции на научно-технические темы и 54 лекции об опыте передовиков и новаторов. Хорошо обстояло дело в г. Набережные Челны, где были прочитаны 237 и 71 лекция соответственно. Хуже всего с лекционной пропагандой обстояли дела в Бугульме и Елабуге. В первом городе было прочитано всего 89 лекций на научнотехнические темы и 24 об опыте передовиков и новаторов. Во втором - 92 и 27 лекций соответственно. Для организации помощи в научно-технической пропаганде в указанных городах были организованы выездные заседания Общества [Там же. Л. 8, 9].
Среди сельских районных организаций Общества хорошо обстояло дело с пропагандой в Агрызе и Азна-каеве. В первом районе было прочитано 115 лекций на научно-технические темы и 33 об опыте передовиков и новаторов. Во втором - 109 и 50 лекций соответственно. Особенно плохо обстояли дела в Куйбышевском, Сабинском, Дрожжановском, Черемшанском, Сарма-новском, Пестречинском и Высокогорском районах. В Куйбышевском и Сабинском районах, например, за 1967 г. не было прочитано ни одной лекции на научнотехнические темы и ни одной об опыте передовиков и новаторов [Там же. Л. 9].
Новый этап развития лекционной пропаганды научно-технических знаний и передового опыта связан с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. «О мерах по ускорению научнотехнического прогресса в народном хозяйстве», в котором отмечалась необходимость «...широкого и ускоренного внедрения в практику достижений науки, техники, и передового опыта». Пропагандистским организациям предписывалось «.уделить главное внимание пропаганде научных открытий и высокоэффективных изобретений, опыта внедрения результатов научных исследований и разработок в производство, работы по повышению технического уровня и качества продукции, деятельности передовых научно-исследова-
Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта
45
тельских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, высших учебных заведений, объединений и предприятий...» [19].
В начале 1980-х гг. научно-методический совет (НМС) по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта при Правлении Татарского республиканского общества «Знание» особое внимание уделял оказанию методической помощи лекторам, выступающим по научно-технической тематике, поскольку в отчетных документах Общества указывалось на снижение качества читаемых лекций, несоответствие их содержания современному состоянию науки. Только за период с 1982 по 1984 г. был проведен один республиканский и 6 зональных методических семинаров для лекторов в Казани, Бугульме, Брежневе (ныне - Набережные Челны), Нижнекамске. В Нижнекамске на методическом семинаре для лекторов, состоявшемся в 1982 г., были прочитаны лекции «О единой технической политике КПСС», «О научнотехническом прогрессе в строительстве», «Методика подготовки и чтения лекций по научно-технической тематике» и др. [20. Л. 57].
В 1983 г. на семинаре в г. Казани были прочитаны лекции по темам «Основные направления научнотехнического прогресса на современном этапе», «Промышленные роботы и их применение для автоматизации производственных процессов», «Лазеры и их применение в технике». Члены НМС принимали участие в проведении семинаров для лекторов на крупных предприятиях республики: КамАЗе, Казанском авиационном производственном объединении (КАПО), Казанском моторостроительном производственном объединении (КМПО), «Оргсинтезе» и др. В 1984 г. было издано 6 методических пособий в помощь лекторам, выступающим по научнотехнической тематике, таких как «Основные направления научно-технического прогресса на современном этапе», «Пути рационального использования и экономии материальных и трудовых ресурсов», «Научнотехнический прогресс и интенсификация общественного производства» и др. [Там же. Л. 58].
Определенного успеха добились городские организации общества «Знание». Так, в 1985 г. по проблемам научно-технического прогресса и распространения передового производственного опыта в г. Зеленодольске было прочитано 1 022 лекции, организовано 22 цикла лекций. Пропаганду научно-технических знаний вели 155 лекторов, среди которых были 2 кандидата технических наук, лауреат Ленинской премии, лауреат Г осу-дарственной премии, Заслуженный изобретатель СССР.
Наиболее популярными темами были: «Научнотехнический прогресс как средство повышения производительности труда», «Передовая мысль - производству», «Развитие и совершенствование бригадной формы организации и стимулирования труда рабочих на современном этапе».
Координировала работу пропаганды научнотехнических знаний научно-методическая секция, которой руководил профессор, преподаватель Казанского авиационного института (КАИ) С.В. Златоустов [Там же. Л. 27].
Эффективность лекционной пропаганды в г. Зеле-нодольске связывалась с успехами промышленных предприятий. Так, в 1985 г. по производственному объединению «Завод им. Серго» от внедрения рационализаторских предложений была получена 531 тыс. руб. экономии, бригадной формой организации труда было охвачено 77% рабочих [Там же. Л. 28].
Инициатором новой формы пропаганды технических знаний явилась первичная организация завода им. А.М. Горького, где в чтении лекции принимали участие два человека: рационализатор-рабочий, рассказывающий о своем рационализаторском предложении, и инженер, дающий этому техническое обоснование. Такая форма проведения лекций вызвала интерес у слушателей. Научно-методическая секция рекомендовала распространить данный опыт среди других организаций, однако в источниках нет упоминаний о том, что данная практика была использована на других предприятиях [Там же].
Другим положительным примером можно считать деятельность Бауманской районной организации общества «Знание» (г. Казань). В 1985 г. вопросам пропаганды научно-технического прогресса была посвящена 1 751 лекция, опыту передовиков и новаторов производства - 37, в целом - 16% от общего числа лекций, прочитанных в 1985 г. Для сравнения, по Татарской АССР - 6% (см. таблицу). Всего по району лекции на научно-технические темы читали 229 лекторов [Там же. Л. 42].
Результатом работы явились конкретные предложения слушателей по совершенствованию производства, повышению качества продукции, увеличению производительности труда. Так, взятые на себя обязательства по сокращению брака на производстве слушателя школы передового производственного опыта фабрики по пошиву верхней одежды, инженера по сырью М.Е. Семеновой привели к сокращению процента внутренних выпадов на 10 фасонов на 1,5% с выпуском 37 700 единиц, повысилась рентабельность на 0,2%, было сэкономлено ткани 1 696,5 кв. м, подано 2 рационализаторских предложения с экономической эффективностью 2,3 тыс. руб. [Там же. Л. 43].
Большую работу по пропаганде вопросов НТП выполняли лекторы первичной организации общества «Знание» КАИ (председатель - доцент, канд. техн. наук В.А. Назарычев), в которой состояли более 300 человек, из них докторов наук и профессоров - 43 человека, кандидатов наук, доцентов - 193.
В соответствии с фундаментальными исследованиями ученых института, лекционная работа велась по следующим направлениям: проблемы управления, динамики и прочности летательных аппаратов; физико-
46
Д.А. Пинаева, Р.Р. Юнусова
химические проблемы двигателей и энергетических установок летательных аппаратов; разработка прогрессивных средств и методов производства деталей, узлов и изделий; исследование проблем радиоэлектроники; исследования по математическим методам оптимизации, автоматизированным системам управления и использованию ЭВМ в производстве.
Как видно из перечня, исследования ученых охватывали широкий круг проблем, связанных с развитием авиационной, космической, информационно -измерительной и вычислительной техники, что могло быть интересно не только специалистам, но и широкому кругу слушателей.
В целях интеграции пропагандистских организаций с вузами, производственными коллективами, исследовательскими институтами ежегодно проводились республиканские смотры-конкурсы творческого содружества по лекционной пропаганде между вузами, НИИ и трудовыми коллективами. В 1985 г. первичная организация общества «Знание» КАИ заняла в таком конкурсе первое место, заключив пять договоров с различными предприятиями республики [20. Л. 43, 44].
Как отмечалось ранее, хорошие результаты давало участие в лекционной пропаганде рационализаторов и изобретателей, т.е. совместная работа организаций общества «Знание», НТО и ВОИР. В таких организациях, как НПО «Мединструмент», ТПО «Радиоприбор», НПО «Вакууммаш», составлялись совместные планы работы. Общими усилиями проводились научнопрактические конференции, «Дни специалистов», «Дни новаторов», организовывалась работа школ передового опыта и университетов научно-технического прогресса [Там же. Л. 49].
Высокую эффективность лекционной работы показывали народные университеты технического прогресса. Например, народный университет технического прогресса Казанского завода «Полимерфото» был образован в 1964 г. Многие слушатели университета стали инициаторами соревнования за достижение высоких результатов труда. Об активности слушателей говорит их участие в рационализации и изобретательстве.
Так, в течение 1985/86 учебного года слушателями технологического факультета производства желатина было подано 17 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 48,7 тыс. руб. Слушателями технологического факультета производства магнитофонных кассет было подано 8 рацпредложений с общим экономическим эффектом 20 тыс. руб. Слушателями технологического факультета товаров народного потребления подано 18 рационализаторских предложений, из которых внедрено в практику 13 с общим экономическим эффектом 90,9 тыс. руб. На механическом факультете 20 из 33 слушателей являлись активными рационализаторами, причем каждый из них подал два и более рационализаторских предложения [21. Л. 3-4, 31].
Результаты деятельности предприятия показали, что учеба в народном университете непосредственным об-
разом способствовала повышению производительности труда, экономии сырья и материалов, лучшему использованию основных производственных фондов, повышению качества выпускаемой продукции.
Вместе с тем необходимо отметить, что в 1980-е гг. радикального повышения количества лекционных мероприятий по научно-технической тематике не произошло. В 1980 г. удельный вес лекций по общественно-политической тематике составил 66,8%, по научно-технической тематике, экономике промышленности, транспорта, строительства, об опыте передовиков и новаторов производства этих отраслей народного хозяйства - 7,6% [22. Л. 9]. Качественных пропагандистов технических инноваций было крайне мало. Так, например, объединение «Вакууммаш» Приволжского района г. Казани единственное в городе (в числе 26 предприятий) создало в 1984 г. образцово-показательный цех с гибким автоматизированным производством. Перед обществом «Знание» встала задача по организации широкой пропаганды эффективности этого внедрения. Но оказалось, что в районе всего 8 лекторов специализировались на чтении лекций о новой технике, и ни один из них не был готов читать лекции на тему преимуществ гибкого автоматизированного производства [20. Л. 50]. Потребности в качественных пропагандистах технических знаний и инноваций значительно превышали возможности Общества.
Анализ архивных данных позволяет сделать вывод о том, что в пропаганде научно-технических знаний в 1980-е гг. наметился крен в пользу чтения лекций на довольно отвлеченные от конкретного производства темы, связанные с особенностями реализации пятилетних планов, с перспективами тех или иных отраслей промышленности, о единой технической политике партии, органичном соединении НТР с преимуществами социализма. Количество лекций по распространению передового производственного опыта в 1984 г. сократилось на тысячу по сравнению с 1980 г. (3 603 лекции в 1984 г., 4 626 - в 1980 г.) [10. Л. 1; 23. Л. 2]. Пропаганда научнотехнических знаний стала все больше походить на абстрактное просветительство. Так, в отчетном докладе НМС по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта за 1984 г. отмечалось, что «в лекциях не находят должного отражения вопросы контрпропаганды» [20. Л. 60].
К пропаганде научно-технических достижений слабо были привлечены ведущие специалисты НИИ и КБ, инженерно-технические работники предприятий, передовики и новаторы производства (в 1984 г. среди членов общества «Знание» менее 8% составляли инженерно-технические работники). О неудовлетворительном состоянии пропаганды научнотехнических знаний говорит хотя бы тот факт, что в 1984 г. Татарским республиканским отделением общества «Знание» не было организовано ни одной
Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта
47
публичной лекции по научно-технической тематике [20. Л. 61].
Негативно сказался на деятельности Общества и перевод его на хозрасчет и самоокупаемость. Следуя за постановлениями партии и правительства, Общество наращивало количество пропагандистских мероприятий, направленных на демонстрацию преимуществ социалистического уклада, разъяснение решений съездов партии, пленумов и т.д. Появились новые формы распространения знаний, например экспрессуниверситеты, которые, по существу, представляли платные курсы повышения квалификации. Все это имело весьма слабое отношение к распространению конкретно научных и технических знаний, утрачивалась связь Общества с производством, организациями НТО, конструкторскими бюро, вузами.
Однако при всех вышеуказанных негативных моментах необходимо признать, что общество «Знание» сыграло существенную роль в общем повышении научно-технического уровня работников, увеличении объемов производства, в росте количества инноваций, рационализаторских предложений. Неоспорим тот факт, что повышение образовательного и культурного уровня населения прямо влияет на отношение к труду, на выполнение производственных планов, на желание участвовать в социалистическом соревновании, добиваться результатов на своем рабочем месте, что в конечном итоге приводит к получению экономического эффекта (экономии сырья, снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда), новым изобретениям и рационализациям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ярмолич Ф.К. Лекционная пропаганда естественно-научных и научно-технических достижений в конце 1940-х - начале 1950-х гг. (на мате-
риалах Ленинграда) // Новейшая история России. 2013. № 2. С. 250-256.
2. Пинаева Д.А. Совершенствование организационной структуры Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний
в конце 1940-х - 1950-е гг. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-2. С. 25-28.
3. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. Р-7240. Оп. 1. Д. 4.
4. НА РТ Ф. Р-7240. Оп. 1. Д. 28.
5. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 61.
6. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 230.
7. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 366.
8. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 513.
9. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 657.
10. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 756.
11. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 866.
12. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 150.
13. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 178.
14. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 446.
15. Постановление Совмина СССР от 29.11.1966. № 916 «Об общегосударственной системе научно-технической информации». URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=21424;div=LAW;dst=100004;md=0.16967503470368683, свободный (дата обращения: 02.06.2015).
16. Пинаева Д.А. Народные университеты в системе непрерывного образования советских граждан в 1970-1980 гг. (на примере Татарской
АССР) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-2 (39). С. 164-169.
17. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 857.
18. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 441.
19. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.08.1983 № 814 «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяй-
стве» «Свод законов СССР». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=629, свободный (дата обращения: 04.06.2015).
20. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 871.
21. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 915.
22. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 754.
23. НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 840.
Pinaeva Daria A. Kazan National Research Technical University Named after A.N. Tupolev-KAI (Kazan, Russian Federation). E-mail: [email protected]; Iunusova Rimma R. Kazan National Research Technical University Named after A.N. Tupolev-KAI (Kazan, Russian Federation). E-mail: [email protected]
DISSEMINATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL KNOWLEDGE AND ADVANCED PRODUCTION EXPERIENCE IN 1940-1980 YEARS (ON THE EXAMPLE OF THE TATAR REPUBLIC BRANCH OF ALL-USSR PUBLIC ORGANIZATION «KNOWLEDGE» («ZNANIE»)).
Keywords: dissemination of Scientific and Technological knowledge; propaganda of Advanced Production Experience; lecture propaganda; dissemination of knowledge; organization «Knowledge» («Znanie»); Tatar ASSR.
After the end of The World War II a new phase of modernization of industry began in the Soviet Union. New conditions of production and technical achievements demanded from the Soviet people high level of technical knowledge, knowledge of advanced industrial experience, new data in science and technology. One of the ways to achieve the objective of increasing interest of Soviet people in technical creativity and engineering, to make people more productive, was the active popularization of scientific and technological knowledge among the Soviet people. One of the biggest propaganda organizations in the second half of XX century was the Society «Knowledge» («Znanie»), created in 1947. The article reviews the results of activities of Tatar Republic branch of the All-USSA Public Society «Knowledge» in the field of development of lecture propaganda of scientific and technical achievements and advanced production experience. The evolution of forms and methods of propaganda, the impact of public policy, interaction with the organizations involved in the development and implementation of technical innovations and best practices, problems of lecture activities have been stud-
48
Д.А. Пинаева, Р.Р. Юнусова
ied in article. The research is based on the analysis of archival material and investigates the impact of the Society «Knowledge» on the economic development of the Republic. The detailed investigation of archival sources has shown that the Society «Knowledge» had been conducting an extensive work in popularization scientific and technical knowledge and best industrial practices among the population: the number of lecture events were constantly increased, methodical assistance to lecturers was provided, publishing activities was carried out. The Society "Knowledge" established close contact with the institutions dealt with engineering design and new technology, made contacts with the largest enterprises and universities of the Tatar Republic. Organization «Knowledge» has constantly improved the forms and methods of propaganda of scientific and technical knowledge and advanced industrial experience. The most widespread forms were single lectures, series of lectures, scientific and technical conferences, schools of excellence, public universities of technical progress, exhibitions. However, it is shown that despite the constant increase of the number of lectures and other forms of popularization of knowledge (in 1985 there was read almost in 50 times more lectures than in 1955), the proportion of lectures on scientific and technical topics and about innovations in the total number of lectures was insignificant (not more than 6.0%). The situation with involvement of technical workers, innovators and inventors in the ranks of lecturers was unsatisfactory. Nevertheless, the Society «Knowledge» has played a significant role in raising the general level of knowledge of technical workers, in broaden the people's scope of knowledge, in the increase in product volume and a number of innovations. Improving the educational and cultural level of the population directly affected the attitude to the work, the implementation of production plans, the willingness to participate in socialist competition. All this eventually led to the different economic effects: saving raw materials, reducing the cost of production, increasing productivity.
REFERENCES
1. Yarmolich, F.K. (2013) Propagation of knowledge on natural science and technical achievements in the late 1940s and early 1950s (Leningrad data).
Noveyshaya istoriya Rossii — Modern History of Russia. 2. pp. 250-256.
2. Pinaeva, D.A. (2014) Development of the organizational structure of the All-Union Society on Dissemination of Political and Scientific Knowledge in
the late 1940th - 1950s. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 8(2). pp. 25-28.
3. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 1. File 4.
4. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 1. File 28.
5. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 61.
6. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 230.
7. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 366.
8. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 513.
9. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 657.
10. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT rT). Fund R-7240. List 2. File 756.
11. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 866.
12. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 150.
13. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 178.
14. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 446.
15. The USSR. (1966) Postanovlenie Sovmina SSSR ot 29.11.1966. № 916 "Ob obshchegosudarstvennoy sisteme nauchno-tekhnicheskoy informatsii"
[Resolution № 916 of the USSR Council of Ministers on November 29, 1966 “On the national system of scientific and technical information”]. [Online] Available from:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=21424;div=LAW;dst=100004;rnd=0.16967503470368683. (Accessed: 2nd June 2015).
16. Pinaeva, D.A. (2014) People’s universities in system of Soviet citizens’ continuing education in the 1970-1980s (a case study of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 1-2 (39). pp. 164-169.
17. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 857.
18. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 441.
19. The CPSU USSR. (1983) Postanovlenie TsK KPsS, Sovmina SSSR ot 18.08.1983 № 814 "O merakh po uskoreniyu nauchno-tekhnicheskogo pro-gressa v narodnom khozyaystve" “SvodzakonovSSSR" [Resolution N° 814 of the CPSU Central Committee and USSR Council of Ministers of August 18, 1983 “On measures to accelerate scientific and technological progress in the economy”, “ The USSR Code of Laws”]. [Online] Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=629. (Accessed: 4th June 2015).
20. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 871.
21. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 915.
22. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 754.
23. The National Archives of the Republic of Tatarstan (AT RT). Fund R-7240. List 2. File 840.