Научная статья на тему 'Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью'

Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1696
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РОССИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРОР / СЛЕДСТВИЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ЗАКОН / СЛЕДОВАТЕЛЬ / КОРРУПЦИЯ / ВЛАСТЬ / СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Хамисат Минкаиловна

Как и другие виды (направления) деятельности прокуратуры, результаты координации действий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в сфере противодействия коррупции, подлежат оценке и измерению. Исходя из различия понятий «результативность» и «эффективность» и предложенных в теории прокурорско-надзор-ной деятельности критериев и показателей оценки эффективности работы органов прокуратуры следует, на наш взгляд, именно на основе такого подхода исследовать механизм оценки вклада координационной деятельности прокуратуры в достижение положительных результатов по противодействию преступности и коррупции и, в конечном счете, в укрепление законности и правопорядка в государстве в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Омарова Хамисат Минкаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью»

УДК 349.6

Омарова Хамисат Минкаиловна

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства khamkal [email protected]

Оценка эффективности координационной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Khamisat M. Omarova

lecturer, Department of civil law, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]

Assessment of

the EFFECTIVENESS OF COORDINATION ACTIVITY OF PROSECUTOR OFFICE TO COMBAT CRIME

Аннотация. Как и другие виды (направления) деятельности прокуратуры, результаты координации действий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в сфере противодействия коррупции, подлежат оценке и измерению. Исходя из различия понятий «результативность» и «эффективность» и предложенных в теории прокурорско-надзорной деятельности критериев и показателей оценки эффективности работы органов прокуратуры следует, на наш взгляд, именно на основе такого подхода исследовать механизм оценки вклада координационной деятельности прокуратуры в достижение положительных результатов по противодействию преступности и коррупции и, в конечном счете, в укрепление законности и правопорядка в государстве в целом.

Ключевые слова: прокуратура России, правоохранительные органы, прокурор, следствие, подозреваемый, закон, следователь, коррупция, власть, суд, судебная система, закон.

Annotation. Like other types (direction) of the Prosecutor Office’s activities, the results of coordination of law enforcement agencies’ actions to combat crime, including in the field of corruption, are to be assessed and measured. Proceeding from the difference of the concepts «productivity» and «efficiency», criteria proposed in the theory of prosecutors and supervisory activitiy and indicators for assessing the effectiveness of prosecutors we should investigate the mechanism of evaluating the contribution of the Prosecutor Office’s coordination activities to achieving positive results in combating crime and corruption and, ultimately, to the strengthening of law and order in the country overall.

Keywords: Russian Prosecutor Office, police, prosecutor, investigation, suspect, law, investigator, corruption, government, court, judicial system, law.

Становится общепринятым, что эффективность координационной деятельности прокуратуры необходимо, в первую очередь, рассматривать с позиции отражения степени достижения цели этой деятельности и результата, который получен при осуществлении конкретных действий по достижению этой цели. Соответственно, уровень эффективности в этом случае и определяется результатом достижения поставленной цели.

Как известно, критерий - это мерило оценки, своеобразный эталон, к которому необходимо стремиться, а показатель - средство, имеющее количественное выражение и свидетельствующее о результатах развития или о ходе чего-нибудь. В качестве критериев оценки эффективности координационной деятельности можно рассматривать, к примеру, полноту использования всех форм координации, достоверность отражения результатов координационной деятельности в соответствующих документах, реальное

снижение преступности и др. Показатели эффективности координации - это результаты координационной деятельности, прежде всего отраженные в формах статистической отчетности. Кроме подобных количественных показателей, при определении эффективности деятельности органов прокуратуры используются качественные показатели, в большинстве основанные на экспертном подходе к оценке, а также на общественной оценке.

Качественные показатели должны определять качество подготовки и выполнения планов координации, координационных решений и мероприятий, их обоснованность, полноту, своевременность, а главное - реальное влияние координационной деятельности на криминогенную ситуацию на соответствующей территории, соответствие ее потребностям практики, установленным нормативным требованиям. Вместе с тем, можно сделать вывод, что частично такой подход к оценке эффективности, особенно в том, что ка-

127

сается внутрисистемной экспертной оценки, фактически реализуется на практике в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 7 февраля 2013 г. № 58 «Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур». В нем определен Перечень основных вопросов, подлежащих изучению и оценке при проведении комплексной проверки организации деятельности прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. Содержание этих вопросов во многом совпадает с перечнем критериев и показателей, позволяющих измерить и оценить эффективность прокурорского надзора и иных видов деятельности, в том числе, в координационной деятельности проверяемых прокуратур, по борьбе с преступностью посредством внутрисистемной экспертной оценки со стороны вышестоящего органа. Выставленные по результатам комплексных проверок оценки от «отличных» до «неудовлетворительных» позволяют судить в определенной степени и об уровне эффективности деятельности той или иной прокуратуры. Другое дело, что подобная оценка преследует несколько иные цели и дается, как правило, один раз в пять лет, что не позволяет в более ранние сроки внести необходимые коррективы в развитие функциональной деятельности прокуратуры [3, с. 45].

Однако при определенной конкретизации вопросов методики проведения как комплексной, так и отраслевой (по изучению и оценке координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью) проверок, эти оценки, полагаем, можно было бы использовать и для оценки эффективности рассматриваемой деятельности.

Литература:

1. Амирбеков К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 2 (40). С. 45.

Так, желательно расширить содержание п. 1.5 Перечня вопросов, подлежащих изучению и оценке при проведении комплексной проверки организации деятельности прокуратуры субъекта Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры, утвержденного Приказом № 58. В частности, указать в нем на необходимость изучения и оценки в первую очередь, как уже упоминалось, вопросов организации и управления координационной деятельности, в том числе уровня подготовки проведения заседаний координационного совещания, контроля исполнения координационных решений и других вопросов, связанных с организационным обеспечением рассматриваемой деятельности.

Подводя итог изложенному, следует иметь в виду, что наиболее трудным в оценке эффективности координации является установление конечного результата.

Для успешного решения этих задач при оценке, во-первых, необходимо обеспечить правильное сочетание количественных и качественных показателей, их достоверность, сопоставимость, достаточность. Во-вторых, установить реальность влияния координационных мероприятий, координационной деятельности на состояние преступности, правонарушаемости, деятельности правоохранительных органов, в целом на состояние законности и правопорядка. При этом, надо иметь в виду, что эффективность координационной деятельности прокуратуры - это оценочная категория, которой присущи элементы субъективизма, так как, к примеру, даже статистическая отчетность не всегда в полной мере отражает реальное положение вещей, особенно в сфере противодействия коррупции, где уровень латентности коррупционных проявлений весьма высок.

Literature:

1. Amirbekov K.I. Expert evaluation of intraprosecutorial activities: conceptual approach // Bulletin of the Academy of General Prosecutor Office of the Russian Federation. 2014. № 2 (40). P. 45.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.