Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Дата публикации: 30.08.2021 УДК 378.14; 519.24
О. А. ЧиковА, И. С. Шдхнович, И. А. Попп
Оценка эффективности конкурсных воспитательных мероприятий: анализ опыта использования методологии моделирования структурными уравнениями
Введение. Научно-методическое исследование вопросов гражданско-патриотического воспитания молодежи определяются недостаточностью используемых описательных оценок результатов воспитательной работы и необходимостью определения возможностей квантитативных подходов в измерении результативности воспитательного процесса.
Материалы и методы. Метод моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling) использовался для исследования данных, полученных в результате контент-анализа эссе, представленных на конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Указанные эссе понимались как нарратив, т.е. художественный текст, сочетающий описание и объяснение событий, поступков в жизни человека. Метод контент-анализа и SEM-модели нарративов, которые использовались для обработки и представления информации, оригинальны и являются объектом интеллектуальной собственности авторов.
Результаты. Представлена объективная оценка результата воспитательной работы с молодежью в контексте педагогической профессии. Обнаружена статистически значимая связь воспитательных результатов «Патриотизм» и «Гражданская идентичность», идентифицирован наиболее значимый воспитательный результат - «Гражданская идентичность» и наименее значимый - «Субъективная оценка», выявлена связь воспитательных результатов «Профессиональная деятельность» и «Гражданская идентичность». Доказана высокая эффективность использования конкурса для формирования гражданской идентичности участников и недостаточная - для формирования умения формулировать собственную (субъективную) оценку; воспитательная работа по формированию патриотических чувств одновременно позволяет формировать гражданскую идентичность учащихся и наоборот; необходимо вести целенаправленную воспитательную работу по формированию гражданской идентичности в профессиональная деятельности педагога.
Заключение. Конкурсное мероприятие «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» явилось эффективным инструментом сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, подвиг учителя, Великая Отечественная война, коммеморативные практики, гражданская идентичность, персонализация исторических знаний, контент-анализ, структура нарратива, моделирование структурными уравнениями
Ссылка для цитирования:
Чикова О. А., Шахнович И. С., Попп И. А. Оценка эффективности конкурсных воспитательных мероприятий: анализ опыта использования методологии моделирования структурными уравнениями // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 448-460. doi: 10.32744/ pse.2021.430
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-04/ Accepted: 20 April 2021 Published: 30 August 2021
O. A. Chikova, I. S. Shakhnovich, I. A. Popp
Evaluation of the effectiveness of competitive educational activities: analysis of the experience of using the methodology of structural equations modeling
Introduction. The problem and the objective of scientific and methodological research of the issues of civil-patriotic education of young people are determined by the insufficiency of the used descriptive assessments of the results of educational work and the need to determine the possibilities of quantitative approaches in measuring the effectiveness of the educational process.
Materials and methods. The SEM (Structural Equation Modeling) was used to study the data obtained as a result of the content analysis of essays submitted to the competition "The feat of a teacher during the Great Patriotic War", dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War and 90th anniversary of the Federal State Budgetary Educational Institution "Ural State Pedagogical University". These essays were understood as a narrative, i.e., a literary text combining a description and explanation of events, actions in a person's life. The method of content analysis and SEM models of narratives that were used to process and present information are original and are subject to the intellectual property of the authors.
The Results. An objective assessment of the result of educational work with young people in the context of the teaching profession is presented. A statistically significant relationship between educational results "Patriotism" and "Civic identity" is found, and the most significant educational result is identified - "Civic identity" and the least significant - "Subjective assessment", and the relationship between educational results "Professional activity" and "Civic identity" is identified. The high efficiency of the use of the competition for forming the civil identity of the participants was proved, as well as the insufficient one -for forming the ability to formulate their own (subjective) assessment; educational work on the formation of patriotic feelings at the same time allows the formation of the civic identity of students and vice versa); it is required to conduct purposeful educational work on the formation of civic identity in the professional activity of a teacher.
Conclusion. It was concluded that the competitive event "The feat of a teacher during the Great Patriotic War" was an effective tool for preserving the historical memory and patriotic education of young people.
Keywords: patriotic education, teacher's feat, the Great Patriotic War, commemorative practices, civic identity, personalization of historical knowledge, narrative, content analysis, narrative structure, modeling of structural equations
For Reference:
Chikova, O. A., Shakhnovich, I. S., & Popp, I. A. (2021). Evaluation of the effectiveness of competitive educational activities: analysis of the experience of using the methodology of structural equations modeling. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 52 (4), 448-460. doi: 10.32744/pse.2021.4.30
_Введение
е современной России активно проходят обсуждения основных стратегических направлений воспитательной деятельности в образовательных организациях, эффективных подходов к воспитательному процессу и способов решения актуальных задач воспитания детей и молодежи в условиях системной трансформации современного общества в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; федерального закона от 31.07.2020 №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», а также достижения стратегических целей национальных проектов «Образование» и «Наука». Авторы отмечают значительные достижения в разработке теории и практики воспитания подрастающего поколения, накопленные за многие годы развития отечественного образования [1].
Одна из проблем педагогической деятельности заключается в том, что воспитательной работе, в основном, даются оценки описательного характера, допускающие расплывчатые формулировки, неоднозначные выводы и двоякие толкования, вызывающие затруднения при сопоставлении результатов деятельности. Недостаточно используются квантитативные методы оценки эффективности воспитательной работы, развития ценностного подхода, выявления наиболее объективных средств оценки результатов патриотического воспитания подрастающего поколения.
Представленная в настоящей статье методика позволяет обратить внимание на возможности квантитативных подходов в измерении результативности воспитательного процесса, построить математические модели, которые в количественной форме смогут наиболее точно показать основные результаты и характеристики воспитательной деятельности, их соотношения между собой.
В настоящее время в России заметен дефицит нравственных ценностей и ориентиров, связанный с изменением социально-экономического положения многих групп населения. В этих условиях повышается значимость патриотического воспитания детей и молодёжи как направления в формировании гражданской идентичности молодых людей, так как именно патриотические чувства становятся основой для единения людей и консолидации российского общества.
Также повышается актуальность подготовки будущих учителей к осуществлению патриотического воспитания подрастающего поколения, что требует создания системы подготовки будущих учителей к реализации патриотического воспитания школьников [2], обеспечения педагогов инновационными методиками патриотического воспитания, т.к. патриотические чувства и гражданские качества -одни из основных составляющих нравственных основ жизни, они позволяет человеку наиболее полно включаться в жизнь общества (социума), осознанно принимать на себя ответственность, вести деятельность, направленную на позитивные социальные преобразования окружающего мира [3].
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» имеет большой опыт использования проектной и творческой деятельности в патриотическом
воспитании молодёжи и детей, осуществляемого как самостоятельно, так и на основе социального партнёрства «...различных структур, действующих на основе единых целей, но с использованием собственных форм деятельности, способствует увеличению количества и совершенствованию средств и способов воспитания молодых людей, для которых патриотизм становится естественным и осознанным качеством личности, вызывающим потребность действовать для пользы своей страны и ее народа» [4]. Становление личности молодого человека как гражданина своей страны невозможно без многообразного и систематического патриотического воспитания со стороны государства, осуществляемого, прежде всего, педагогическими работниками. Следовательно, действующим и будущим педагогам необходимы инструменты для объективной оценки качества патриотического воспитания, на основе которой можно будет придать целенаправленный характер воспитательной деятельности работе, спрогнозировать социальное поведение молодых людей, разработать практические меры для осуществления коррекции и развития воспитательной работы в зависимости от результатов оценки.
Авторы настоящей статьи уже обосновывали эффективность использования творческих и конкурсных мероприятий, подобных конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Уральского государственного педагогического университета [5], в целях сохранения исторической памяти и приобщения российской молодёжи и детей к истории своей страны: «.школьники и студенты окунулись в историю нашей страны, узнали много нового о героических представителях педагогической профессии, сопереживали им, восхищались их подвигами и трудом, пытались вжиться в описываемые ситуации. Описываемые люди уже не воспринимались авторами работ как абстрактные герои, они становились ближе и понятнее. Авторы эссе, осмысливая описываемые события, воссоздавали для себя образы учителей-героев, их мыслей и эмоций, пытались прочувствовать историческую атмосферу Великой Отечественной войны и осознать причины действий конкретных людей. Таким образом, конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» продемонстрировал эффективность использования творческих конкурсов как инструмента коммеморативных практик, т.е. способа сохранения исторической памяти и формирования исторической эмпатии как способности «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху [6]. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными» [7]. Это позволяет сформировать (и/ или конкретизировать) у молодых людей личное отношение к явлениям и событиям патриотического характера и отечественной истории.
Вместе с тем необходимо определить методики, позволяющие дать оценку используемым средствам патриотического воспитания. Наряду с традиционными методами исследования - теоретическими (системный подход, теоретический анализ, индукция и дедукция, моделирование) и эмпирическими (изучение архивных и нормативных документов по проблеме, изучение и обобщение данных педагогического эксперимента в форме беседы, анкетирования, опроса и наблюдения) широко применяются методы математической статистики. Также активно методы математической статистики применяются при оценке результативности мероприятий гражданско-патриотической направленности как формы патриотического воспитания.
_Материалы и методы
В настоящей статье авторы описывают анализ опыта использования методологии моделирования структурными уравнениями (SEM) для подтверждения объективности оценки эффективности творческих и конкурсных воспитательных мероприятий на примере цифрового анализа данных контент-анализа эссе, представленные на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». В конкурсе принимали участие обучающиеся образовательных организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего образования Свердловской области и других регионов России. Анализируемые эссе понимались как нарратив, т.е. художественный текст, сочетающий описание и объяснение событий, поступков в жизни человека
[8]. Контент-анализ проводился по оригинальной методике, в основе которой лежат представления В. Лабова и Дж. Валецки о шестиэлементной структуре нарратива
[9]. Каждому элементу структуры нарратива авторы поставили в соответствие отражающие цели исследования коды: патриотизм, сохранение исторической памяти, профессиональная деятельность, гражданская идентичность, предназначение, субъективная оценка. Контент-анализ предполагал определение численныхзначений частоты и актуальности каждого кода нарративов, что позволило численно фиксировать эмпирически данные, обличенные в показатели (патриотизм, сохранение исторической памяти и др.). Совокупная выборка составила 25 эссе.
В основе развиваемого авторами подхода к измерению результатов патриотического воспитания молодежи лежит нарративный метод. Изучая нарративы как рефлексии молодых людей над действительностью, авторы решают задачу измерения социального производства исторической эмпатии и сохранения исторической памяти. Авторы рассматривают нарративное мышление как способ человеческого познания, лежащий в основе таких ключевых человеческих способностей, как создание смысла и социально-психологическое понимание [10]. Создание повествовательных текстов (эссе, нарративов) помогает людям развить своё понимание окружающего мира и своего места в этом мире; оценивая повествовательное произведение необходимо учитывать эту более широкую конструкцию. Цель контент-анализа нарративов состоит в том, чтобы выявить основные различия в компонентах сюжета (что рассказывается в нарративе, где, когда, почему, как и кем). Сюжетные компоненты рассказа отражаются в структурном контексте повествования. В авторских нарративах прошлые события пересказываются и оцениваются с точки зрения повествующего, структурируются в хронологические и причинно-следственные последовательности подсобытий и воспроизводятся с помощью лингвистических и мультимодальных ресурсов. Для этой цели авторам эссе необходимо было представить мир и эпоху, в которых происходят описываемые события, позволяя им рассказывать о людях, перемещенных из конкретных «здесь» (пространства) и «сейчас» (время), упаковывая эти концепции, доступные их слушателям [11]. При этом они создают ситуацию «совместного воображения», представляя себя в роли описываемых персонажей своих эссе [12], в которой слушатель также является ключевым участником процесса повествования [13], а создание повествования является средством для управления вниманием, аффектом и моралью во взаимодействии воспитателя и воспитанника [14]. Структура является передаваемым аспектом нарративов, и, хотя она имеет решающее значение
для создания повествований, уникальность истории и сюжетного содержания также предоставляется в рамках структурных элементов. Таким образом, повествовательная разработка включает в себя интеграцию структуры и содержания в процессе рассказывания истории и эффективного сообщения ее событий. Лингвистические исследования показали, что в нарративах присутствуют компоненты, которые систематически и в определенном порядке формируются в процессе повествования.
К ним относятся:
а) ориентация, дающая «релевантную информацию об обстановке, о ситуации и вовлеченных людях, таким образом, локализируя событие, о котором рассказывается в пространстве и времени;
б) действие-осложнение;
в) оценка, которая может включать личные, эмоциональные и оценочные комментарии;
г) код возвращения обстановки в настоящее [15].
Подробное описание функциональных элементов нарратива и подробный разбор примера нарративного анализа на основе этих функциональных элементов представлен в работе Н.В. Евстигнеевой и О.А. Оберемко «Модели анализа нарратива» [16]. Контент-анализ текстов разных типов включает подсчет количественных показателей и использование цифровых инструментов математической обработки полученных данных (например, программа SPSS) [17].
_Результаты исследования
Авторами проведен эксплораторный (разведочный) и конфирматорный (подтверждающий) анализ с предположением о наличии шести независимых оценок, составляющих один итоговый показатель. Статистическая обработка данных, SEM-анализ структурной модели нарративов выполнены с помощью SPSS и AMOS. В отчетах по SEM для каждой модели сообщены ее показатели качества: хи-квадрат (CMIN), число степеней свободы (df), сравнительный индекс согласия (CFI), уровень значимости (р) [17]. Хи-квадрат показывает значимость расхождения эмпирических (наблюдаемых) и теоретических (ожидаемых) частот, число степеней свободы - это количество направлений возможных изменений ситуации, сравнительный индекс согласия - мера соответствия между гипотетической моделью и наблюдаемой, уровень значимости показывает степень расхождения между ожидаемыми (желаемыми) и наблюдаемыми результатами (чем меньше расхождение, тем ближе наблюдаемый результат к желаемому). Применение структурного моделирования в научных исследованиях по теории воспитания является оригинальным научным результатом фундаментального характера, полученным авторами настоящей статьи. Для проведения первичного анализа полученных данных контент-анализа нарративов использовалась описательная статистика с корреляционным анализом по Пирсону. Спецификация переменных структурной модели нарративов представлена в Таблице 1, описательная статистика по отдельным показателям структурной модели нарративов - в Таблице 2. Проверка отдельных показателей на нормальность распределения показала, что, согласно критерию Колмогорова-Смирнова, все 6 независимых показателей, подчиняются нормальному закону распределения. Обращают на себя внимание высокая дисперсия (превышение в три раза) частоты кода «Профессиональная деятельность» и превышение на порядок значений дисперсии переменной «актуальность кода» по отношению к переменной «частота кода».
Таблица 1
Спецификация переменных структурной модели нарративов
№ п/п Элемент нарратива Код Частота кода Актуальность кода
1. Тезис Патриотизм эн_1_ч эн_1_а
2. Ориентация Сохранение исторической памяти эн_2_ч эн_2_а
3. Последовательность событий Профессиональная деятельность эн_3_ч эн_3_а
4. Оценка Гражданская идентичность эн_4_ч эн_4_а
5. Резолюция Предназначение эн_5_ч эн_5_а
6. Код (возврат респондента в настоящее время) Субъективная оценка эн_6_ч эн_6_а
Таблица 2
Описательная статистика структурной модели нарративов по 6 независимым показателям
Частота кода
Размах Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение Дисперсия
эн_1_ч 8,00 0,00 8,00 3,2000 2,36291 5,583
эн_2_ч 10,00 0,00 10,00 2,2000 2,76887 7,667
эн_3_ч 18,00 0,00 18,00 5,3600 5, 01564 25,157
эн_4_ч 5,00 0,00 5,00 1,2400 1,66533 2,773
эн_5_ч 11,00 0,00 11,00 3,3600 2,69072 7,240
эн_6_ч 9,00 1,00 10,00 3,1200 2,31517 5,360
Актуальность кода
Размах Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение Дисперсия
эн_1_а 31,00 0,00 31,00 14,2400 7,86490 61,857
эн_2_а 27,00 0,00 27,00 9,8000 8,83176 78,000
эн_3_а 33,00 0,00 33,00 13,6000 6,77618 45,917
эн_4_а 31,00 0,00 31,00 7,7200 9,73191 94,710
эн_5_а 33,00 0,00 33,00 15,1600 7,89346 62,307
эн_6_а 20,00 8,00 28,00 16,0400 5,76252 33,207
Таблица 3
Коэффициенты корреляции (по Пирсону) структурной модели нарративов между 6
независимыми показателями
Частота кода
эн_1_ч эн_2_ч эн_3_ч эн_4_ч эн_5_ч эн_6_ч
эн_1_ч 1 -0,019 0,001 0,474* 0,250 -0,302
эн_2_ч -0,019 1 0,058 0,378 0,197 0,035
эн_3_ч 0,001 0,058 1 0,164 0,391 -0,072
эн_4_ч 0,474* 0,378 0,164 1 0,333 -0,170
эн_5_ч 0,250 0,197 0,391 0,333 1 0,394
эн_6_ч -0,302 0,035 -0,072 -0,170 0,394 1
Актуальность кода
эн_1_а эн_2_а эн_3_а эн_4_а эн_5_а эн_6_а
эн_1_а 1 0,010 0,061 0,491* 0,151 0,165
эн_2_а 0,010 1 -0,147 0,111 -0,088 0,285
эн_3_а 0,061 -0,147 1 -0,292 0,002 0,109
эн_4_а 0,491* 0,Ш -0,292 1 0,199 0,080
эн_5_а 0,151 -0,088 0,002 0,199 1 0,363
эн_6_а 0,165 0,285 0,109 0,080 0,363 1
* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.).
Коэффициенты корреляции, подсчитанные для определения связей между независимыми переменными структурной модели эссе (Таблица 3), показали: большинство показателей положительно средне и умеренно коррелируют друг с другом (0,491 - 0,147), что показывает целостность мировоззрения респондентов по всем структурным элементам эссе. Часть показателей коррелируют друг с другом иначе (0,491 - 0,151), т.е. имеется разница в стиле письменной речи респондентов по структурным элементам эссе. Коэффициенты корреляции кодов «Патриотизм» и «Гражданская идентичность» (по частоте - 0,474; по актуальности - 0,491) оказались наибольшими и статистически значимыми на уровне р = 0,05.
Сцельювалидизацииразработаннойавторамиметодикипроведенконфирматорный факторный анализ структурной модели (см. табл. 1.). Отношения между 6 внешними независимыми переменными модели, представляющими структуру одной зависимой переменной «частота кода» (фактор F1) или «актуальность кода» (фактор F2), представлены с помощью инструментов модуля AMOS на рис. 1 и 2, соответственно.
Все внешние независимые переменные однонаправленно связаны с одной зависимой переменной F1. В структурной модели нарратива (по частотности кодов) коэффициент регрессии имеет отрицательное значение r = -0,13 для переменной «эн_6_ч - Субъективная оценка», а наибольшее значение регрессии r = 8,62 имеет для переменной «эн_4_ч - Гражданская идентичность» (см. рис. 1).
"" мЭ"'
мЗ'"
s—^14,82
*-ег
МЗ"
CMIN = 27,307; df = 9; p = 0,001; CFI = 0,627 Рисунок 1 Результаты оценки стандартизированных весовых коэффициентов для структурной модели нарратива (по частотности кодов)
В структурной модели нарратива (по актуальности кодов) коэффициент регрессии имеет отрицательное значение г = -0,69 для переменной «эн_2_а - Сохранение исторической памяти» и г = -1,14 для переменной «эн_3_а - Последовательность событий». Наибольшее значение коэффициент регрессии г = 3,74 имеет для переменной «эн_4_а - Гражданская идентичность» (см. рис. 2).
CMIN = 16,949; df = 9;p = 0,050; CFI = 0,754 Рисунок 2 Результаты оценки стандартизированных весовых коэффициентов для структурной модели нарративов (по актуальности кодов)
_Обсуждение результатов
С целью обсуждения результатов контент-анализа нарративов с помощью моделирования структурными уравнениями проведен эксплораторный факторный анализ структурной модели (см. табл. 1). Отношения между независимыми эндогенными переменными модели («частота кода» или «актуальность кода») изображены с помощью инструментов модуля AMOS на рис. 3 и 4, соответственно. Все внешние независимые переменные двунаправленно связаны между собой. В структурной модели нарратива (по частотности кодов) ковариация (мера линейной зависимости двух случайных величин) имеет отрицательное значение -0,21 только для переменных «эн_3_ч - Профессиональная деятельность» и «эн_4_ч -Гражданская идентичность», а наибольшее значение ковариации 1,71 имеет место для для переменных «эн_1_ч - Патриотизм» и «эн_4_ч - Гражданская идентичность» (рис. 3). В структурной модели нарратива (по актуальности кодов) ковариация имеет наибольшее значение 37,07 также для переменных «эн_1_ч -Патриотизм» и «эн_4_ч - Гражданская идентичность» (см. рис. 4).
Анализ моделей (рис. 1 - 4), показал, что модели являются приемлемыми: отношение хи-квадрат (CMIN) к числу степеней свободы df более (или сравнимо) 2, уровень значимости (р) не превышал 0,074; сравнительный индекс согласия (CFI) оказался менее 0,9, что указывает на приемлемое согласие модели. Отметим, что критический коэффициент многомерного эксцесса (характеризует частоту появления значений, которые удалены от среднего, т.е. «размытость» распределения) для переменных моделей, представленных на рис. 1 и 2, оказался больше пяти, следовательно, предположение о многомерной нормальности переменных нарушено,
поэтому авторы выбрали метод оценки Asymptotically distribution-free вместо метода, рекомендованного по умолчанию Maximum likelihood, с целью обеспечения корректности анализа.
1,71
0,66
эн_1_ч эн_2_ч эн_3_ч эн_4_ч эн_5_ч эн_6_ч
1,53
CMIN = 22,908; С/ = 10; р = 0,011; CFI = 0,737 Рисунок 3 Результаты оценки ковариаций для структурной модели нарратива
(по частотности кодов)
23,55
СМ^ = 18,339; df = 11; р = 0,074; CFI = 0,773 Рисунок 4 Результаты оценки ковариаций для структурной модели нарративов
(по актуальности кодов)
Отметим малость выборки, обусловленную характеристиками эмпирических данных ^ = 25 эссе-нарративов). Например, для модели изображенной на рис. 1, количество оцениваемых параметров Т = 18. Это значение можно получить исходя из количества явных переменных в модели Р = 7 и числа степеней свободы df = 9. Общее число доступных моментов выборки (ковариаций и дисперсий) Р(Р + 1)/2 = 27, следовательно, Т= Р (Р + 1)/2 - df = 18. Объем выборки N = 25 значительно меньше предельно малой численности выборки 5Т = 90. А. Наследов отмечает, что объем выборки заметно влияет на критерии качества модели (отношение хи-квадрат (СМ^) к числу степеней свободы df, сравнительный индекс согласия ^1)): чем больше объем выборки, тем хуже показатели согласия. В случае больших или малых выборок для принятия решения о согласии модели с данными могут применяться менее строгие пределы их значений [17].
_Выводы
1.Представлены результаты исследования структурной модели контент-анализа нарративов методом моделирования структурными уравнениями (SEM), который в настоящее время находит все более широкое применение в научных педагогических исследованиях. Анализ данных научных педагогических измерений, методом моделирования структурными уравнениями (SEM) в части теории и методики воспитания, предложенный авторами настоящей статьи, является оригинальным.
Использование методологии моделирования структурными уравнениями (SEM) для цифрового анализа данных в воспитательной работе с молодежью позволило дать объективную оценку педагогической деятельности и конкретизировать результаты этой работы получив их точные статистические характеристики. Полученные результаты согласуются с мнением А.Н. Валеевой и О.Р. Абдуллиной о возможности дать характеристику и оценку нравственности и гражданственности современного поколения с помощью SPSS [19] и подтверждают мнение А.Г. Даниловой о возможности эффективного применения понятий и методов трансактного анализа при анализе описаний поведения, ценностных ориентаций или характеристик личностной репрезентации, представленных в исторических нарративах [20] и об объективности анализа культурных текстов с помощью статистических методов [21].
2.В результате анализа эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» методом SEM установлено:
◦ высокая дисперсия (превышение на порядок) переменной «актуальность кода» по отношению к переменной «частота кода» показывает, что при анализе результатов предпочтительны данные по переменной «частота кода», что подтверждает валидность метода конфирматорного факторного анализа структурной модели нарратива. Изучение структурной модели нарратива методом эксплораторного факторного анализа, показало, что творческие конкурсные мероприятия, подобные конкурсу «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», являются эффективным инструментом сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи;
◦ подтверждена статистически значимая связь воспитательных результатов «Патриотизм» и «Гражданская идентичность» (расхождение на уровне р = 0,05, т.е. очень мало). Подобная связь гражданственности и патриотизма коррелирует с многочисленными опросами населения России, которое воспринимает эти дефиниции в качестве синонимов;
◦ наиболее значимый воспитательный результат конкурса творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» - «Гражданская идентичность», наименее значимый - «Субъективная оценка», т.е. высока эффективность использования конкурса для формирования гражданской идентичности участников и недостаточна -для формирования умения формулировать собственную (субъективную) оценку;
◦ наиболее сильно положительно связаны воспитательные результаты «Патриотизм» и «Гражданская идентичность» (т.е. воспитательная работа по формированию патриотических чувств одновременно позволяет формировать гражданскую идентичность учащихся и наоборот); отрицательно связаны «Профессиональная деятельность» и «Гражданская идентичность» (следовательно, в этих направлениях необходимо вести самостоятельную целенаправленную воспитательную работу).
_Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-011-31560) «Образ войны в коллективной памяти молодежи России и Европы: коммеморативные практики и механизмы формирования гражданской идентичности»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 1 / Уральский государственный педагогический университет / под ред. Б. М. Игошева. Екатеринбург : [б. и.], 2021. 366 с.
2. Kuzmin N. V., Kuzmin, V. K., Krylov D. A., Toktarova V. I. Ideological Aspect of Training Future Teachers for Patriotic Education of the Youth // Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 214-220. DOI: 10.5539/ res.v7n8p214.
3. Дейч Б.А., Чельцов М.В. Мероприятия гражданско-патриотической направленности как форма патриотического воспитания: оценка результативности. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 22-32. DOI: 10.15293/1813-4718.1906.02.
4. Попп И.А., Попп И.С., Шахнович И.С. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история» // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 105-111.
5. Конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Уральского государственного педагогического университета // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». URL: http:// живаяистория-россии.рф/podvig-90.html (дата обращения: 12.04.2021).
6. Чикова О.А., Шахнович И.С., Попп И.А. «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» как инструмент коммеморативных практик // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 34-44. D0I:10.12345/2079-8717_2021_02_04.
7. Ерохина М.С. Формирование эмпатии на школьных уроках // Преподавание истории школе. 2004. № 5. С. 61-64.
8. Попова Т. И. Нарратив и повествование: соотношение понятий // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 46-50.
9. Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience // Helm J. (Ed.) Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society. Seattle: University of Washington Press, 1966, pp. 12-44.
10. Genereux R., McKeough A. Developing narrative interpretation: Structural and content analyses. British Journal of Educational Psychology. 2007, vol. 77, no. 4, p. 849-872.
11. Burdelski M., Evaldsson, A. C. Young children's multimodal and collaborative tellings in family and preschool interaction. Res. Child. Soc. Int., 2019, vol. 3, pp. 1-5.
12. Heller V. Embodied displacements in young German children's storytelling. Res. Child. Soc. Int. 2019, vol. 3, p. 168-195.
13. Takagi T. Referring to past actions in caregiver-child interaction in Japanese. Res. Child. Soc. Int. 2019, vol. 3, pp. 92-118.
14. Takada A., Kawashima M. Caregivers' strategies for eliciting storytelling from toddlers in Japanese caregiver-child picture-book reading activities. Res. Child. Soc. Int. 2019, vol. 3, p. 196-223.
15. Crawshaw C. E., Kern F., Mertens U., Rohlfing K. J. Children's Narrative Elaboration After Reading a Storybook Versus Viewing a Video. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11, no. art. 569891.
16. Евстигнеева Н.В., Оберемко О.А. Модели анализа нарратива // Человек. Сообщество. Управление. 2007. № 4. С. 95-107.
17. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
18. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 3 (73). С. 22-39.
19. Валеева А.Н., Абдуллина О.Р. Оценка нравственных ценностей студента. // Управление устойчивым развитием. 2016. № 2 (03). С. 103-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26510562.
20. Данилова А.Г. Методы историко-психологических исследований // Человек и мир. 2018. Т. 2. № 1. С. 132166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35728837.
21. Данилова А.Г. Математическое моделирование культурно-исторических процессов по данным анализа нарративных источников // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 91-104. DOI: 10.7868/ S0205959218020095.
REFERENCES
1. Education as a strategic national priority: an international scientific and educational forum. Part 1 / Ural State Pedagogical University / ed. B. M. Igosheva. Yekaterinburg, 2021. 366 p.
2. Kuzmin N. V., Kuzmin, V. K., Krylov D. A., Toktarova V. I. Ideological Aspect of Training Future Teachers for Patriotic Education of the Youth. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 214-220. DOI: 10.5539/res.v7n8p214.
3. Deich B.A., Cheltsov M.V. Activities of a civil-patriotic orientation as a form of patriotic education: performance evaluation. Siberian pedagogical journal. 2019, no. 6, pp. 22-32. DOI: 10.15293/1813-4718.1906.02.
4. Popp I.A., Popp I.S., Shakhnovich I.S. Social partnership in the implementation of student patriotic projects (on the example of the All-Russian patriotic project "Living History". Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 4, pp. 105-111.
5. Competition of creative works "The feat of a teacher during the Great Patriotic War" dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War and the 90th anniversary of the Ural State Pedagogical University. All-Russian student patriotic project "Living history". Available at: http://livinghistory-russia.rf/podvig-90.html (accessed 12 April 2021).
6. Chikova O.A., Shakhnovich I.S., Popp I.A. "The feat of a teacher during the Great Patriotic War" as a tool of commemorative practices. Pedagogical education in Russia, 2021, no. 2, pp. 34-44. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_02_04.
7. Erokhina M.S. Formation of empathy in school lessons. Teaching history at school, 2004, no. 5, pp. 61-64.
8. Popova T.I. Narrative and narration: the relationship of concepts. Bulletin of the Buryat State University. Language. Literature. Culture, 2019, no. 2, pp. 46-50.
9. Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience / Helm J. (Ed.) Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society. Seattle, University of Washington Press, 1966, pp. 12-44.
10. Genereux R., McKeough A. Developing narrative interpretation: Structural and content analyzes. British Journal of Educational Psychology, 2007, vol. 77, no. 4, pp. 849-872.
11. Burdelski M., Evaldsson, A. C. Young children's multimodal and collaborative tellings in family and preschool interaction. Res. Child. Soc. Int., 2019, vol. 3, pp. 1-5.
12. Heller V. Embodied displacements in young German children's storytelling. Res. Child. Soc. Int., 2019, vol. 3, p. 168-195.
13. Takagi T. Referring to past actions in caregiver - child interaction in Japanese. Res. Child. Soc. Int., 2019, vol. 3, pp. 92-118.
14. Takada A., Kawashima M. Caregivers' strategies for eliciting storytelling from toddlers in Japanese caregiver-child picture-book reading activities. Res. Child. Soc. Int., 2019, vol. 3, pp. 196-223.
15. Crawshaw C. E., Kern F., Mertens U., Rohlfing K. J. Children's Narrative Elaboration After Reading a Storybook Versus Viewing a Video. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11, no. art. 569891.
16. Evstigneeva N.V., Oberemko O.A. Narrative Analysis Models. Man. Community. Control, 2007, no. 4., pp. 95-107.
17. A. Heritage. IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: Professional Statistical Data Analysis. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2013.416 p.
18. Chikova O.A. Digital transformation of the content of pedagogical education. Domestic and foreign pedagogy, 2020, vol. 2, no. 3 (73), pp. 22-39.
19. Valeeva A.N., Abdullina O.R. Assessment of the student's moral values. Sustainable Development Management, 2016, no. 2 (03), pp. 103-108. Availalble at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26510562. (accessed 12 April 2021).
20. Danilova A.G. Methods of historical and psychological research. Man and the world, 2018, vol. 2, no. 1, pp. 132166. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35728837. (accessed 12 April 2021).
21. Danilova A.G. Mathematical modeling of cultural and historical processes according to the analysis of narrative sources. Psychological journal, 2018, vol. 39, no. 2, pp. 91-104. DOI: 10.7868/S0205959218020095..
Информация об авторах Чикова Ольга Анатольевна
(Россия, Екатеринбург) Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности Уральский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Шахнович Илья Семёнович
Аналитик 1 категории центра культурно-образовательных проектов Уральский государственный педагогический университет E-mail: [email protected].
Попп Иван Александрович
Доцент, кандидат исторических наук, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности Уральский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the authors Olga A. Chikova
(Russia, Yekaterinburg) Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Chief Researcher of the Scientific and Educational Center for Innovation Activity Ural State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Ilya S. Shakhnovich
(Russia, Yekaterinburg) Analyst of the 1st category of the center for cultural and educational projects Ural State Pedagogical University E-mail: [email protected].
Ivan A. Popp
(Russia, Yekaterinburg) Associate Professor, PhD in Historical Sciences, Head of the Department of Scientific, Educational and Project Activities Ural State Pedagogical University E-mail: [email protected]