Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 16.05.2018; опубликована 07.07.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гапсаламов А.Р., Атаманова А.В., Волкоморова В.В., Казаков А.В. Оценка эффективности кейс-метода в практико-ориентированной системе обучения // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/xnmbrMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gapsalamov A.R., Atamanova A.V., Volkomorova V.V., Kazakov A.V. (2018). Assessment of the effectiveness of the case-method in a practice-oriented system of training. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/xnmbrMN318.pdf (in Russian)
УДК 37.02 ГРНТИ 14.33.09
Гапсаламов Алмаз Рафисович
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт (филиал), Россия Зав. кафедрой «Экономики и менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8045-623X РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=567041 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55858630900
Атаманова Анастасия Викторовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт (филиал), Россия Студент факультета «Экономики и управления» E-mail: [email protected]
Волкоморова Валерия Владиславовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт (филиал), Россия Студент факультета «Экономики и управления» E-mail: [email protected]
Казаков Александр Васильевич
ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Северо-Западный институт управления (филиал), Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Менеджмента» Кандидат исторических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=812432 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200041635
Оценка эффективности кейс-метода в практико-ориентированной системе обучения
Аннотация. В статье рассмотрена эффективность и превосходство кейс метода по отношению к традиционным методам обучения в практико-ориентированной системе обучения. В систему практико-ориентированного обучения входит множество различных
методов и средств, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Ученые, при проведении экспериментов, уже давно выяснили, что новый поток информации с применением практических средств обучения, легче и быстрее усваивается учениками, нежели монотонное прочитывание лекций преподавателями. Одним из основных методов практико-ориентированного обучения является метод кейсов. Его суть заключается в использовании описания реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций с целью анализа ситуации, разбор существующих задач и предложении возможных решений. Для того чтобы определить какой из методов обучения является наиболее эффективным в процессе обучения, традиционный или же кейсовый метод, нами было проведено исследование, состоящее из трёх этапов, в котором приняли участие студенты колледжа Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета в количестве 30 человек. Рассмотрев полученные в ходе эксперимента результаты, авторы обнаружили, что показатели успеваемости студентов увеличились. Границы уровня знаний после проведения традиционной лекции варьируются от 33,3 % до 73,3 % - средний процент составляет 58 %; после проведения занятий с помощью интерактивного метода обучения - от 63,3 % до 93,3 % - средний процент составляет 80,2 %. Общий средний процент - 69,1 %. Следовательно, уровень знаний по финансовой грамотности в ходе исследования увеличился на 16,1 %. Кроме того, в рамках данного исследования было проведено анкетирование, в котором 20 студентов ответили, что занятия с использованием кейс-метода им понравились и что они хотели бы чаще посещать такие занятия. После применения кейс-метода повысились не только умственные способности обучающихся, но и активизация самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: практико-ориентированная система обучения; среднее профессиональное образование; учебный процесс; набор компетенций; метод обучения; кейс-метод; кейсовые задания; структура кейса
Развитие современной экономики невозможно представить без высококвалифицированных, молодых специалистов [14; 17]. Государство ставит перед образовательными организациями новые задачи, тем самым ожидая приход новых специалистов на рабочие места [7]. Подготовка таких выпускников должна быть на высоком уровне для удовлетворения возрастающих потребностей сферы услуг и бизнеса [11; 22].
Исходя из этого, перед организациями среднего профессионального образования стоит цель - формирование профессиональных, интеллектуальных и личностных компетенций у выпускников, необходимых для дальнейшей работы в профессиональной среде [6; 12].
Образовательные организации берут новый курс на подготовку специалистов -практико-ориентированная система обучения [18]. Цель данной системы заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы учащийся мог получать необходимые знания, умения и навыки непосредственно выполняя реальные практические задачи на занятиях. Современное образование предполагает создать активного студента из пассивного, повысить мотивацию учащихся, развить в них весь творческий потенциал и инициативу, пробудить интерес к учебе [9; 10; 21].
Задачи практико-ориентированного обучения [3]:
1. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся.
2. Способность применять в практической сфере полученные знания и умения.
3. Развитие интеллектуальных способностей, инициативы и творческого мышления у обучающихся.
4. Помощь выпускникам СПО при устройстве на работу. Страница 2 из 9
К сожалению, Россия только делает первые шаги на встречу такому обучению, причин к этому множество:
• цель многих образовательных организаций проявляется в количестве учащихся, а не в качестве учебного процесса;
• непонимание и непринятие данной системы обучения некоторыми преподавателями;
• постановка не конкретных задач перед преподавательским составом и учащимися.
Формирование практико-ориентированной системы обучения является довольно существенной на современном этапе развития общества [13]. Много российских и зарубежных ученых посвятили свои работы изучению практико-ориентированного обучения [3]. К примеру, П.С. Хейфец писал о том, что «современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях» [15]. Е.Я. Бутко и А.М. Новиков писали о том, что практико-ориентированная система обучения представляет собой процесс освоения практических знаний, умений и навыков, применяемых в будущей профессиональной среде [1; 4; 5; 16]. Только после того, как учащийся сможет применять свои полученные знания на практике, мы сможем сказать, что практико-ориентированное обучение принесло свои результаты.
В систему практико-ориентированного обучения входит множество различных методов и средств, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Сюда относятся графики, рисунки, видеофильмы, аудиозаписи, презентации, таблицы сравнения и схемы, символы и знаки, опорные конспекты, проблемное обучение и метод кейс-стади [2; 19]. Ученые, при проведении экспериментов, уже давно выяснили, что новый поток информации с применением практических средств обучения, легче и быстрее усваивается учениками, нежели монотонное прочитывание лекций преподавателями [8]. Применение таких методов и средств организации учебного процесса также способствует преодолению коммуникационных барьеров в образовательной среде [20].
Одним из основных методов практико-ориентированного обучения является метод кейсов. Его суть заключается в использовании описания реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций с целью анализа ситуации, разбор существующих задач и предложении возможных решений. Такой метод базируется на реальных фактических ситуациях или же приближенных к реальности.
Существует 3 типа кейсов:
1. Структурированные кейсы. Предполагают короткое и точное изложение ситуации с конкретными числами и формулами для решения задач. Здесь существует определенное количество ответов. Данные кейсы предназначены для проверки знаний и умений применять ранее изученные формулы или методику.
2. Неструктурированные кейсы. Здесь существует большой поток материала и данных. Предназначены для определения скорости мышления учащихся, способность определить главное от второстепенного.
3. Первооткрывательские кейсы. Могут быть короткими и большими, наблюдают за возможностью решения задач нестандартными способами с большим количеством креативных идей.
Для того чтобы определить какой из методов обучения является наиболее эффективным в процессе обучения, традиционный или же кейсовый метод, нами было проведено исследование, состоящее из трёх этапов, в котором приняли участие студенты колледжа Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета (ИЭУП) в количестве 30 человек.
Первым этапом мы провели контроль остаточных знаний. Контроль знаний на начальном этапе поможет сделать выводы по проделанному исследованию. Студентам был предоставлен разработанный нами по экономике тест с 30 вопросами, в каждом из которых было 4 варианта ответов.
Полученные данные тестирования отражены на рисунке 1.
о
- 25 4 5 u я о
В § 20 sa -£ * SB ® W И 1 ^
1 S 15 ^ S3 о sa ® g
H 8 10 о ea 35 H !? о s I
о 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Номер вопроса
Рисунок 1. Результаты тестирования 1 (разработано авторами)
Проанализировав полученные данные диаграммы, можно сделать такой вывод, что у студентов низкий уровень знания дисциплины «Финансовая грамотность», так как он находится в границах от 23 % до 70 %. Средний процент знания составляет 53 %. По результатам анкетирования 15 человек не удовлетворены качеством образования в колледже, а остальные считают, что скорее довольны обучением. Также 17 % опрошенных (5 студентов) считают, что в колледже преподают с помощью новых методов обучения, а 83 % - с помощью старых методов. По этой причине возникает необходимость повышения качества учебной деятельности в группе.
Второй этап заключался в проведении одного традиционного занятия и одного занятия с применением кейсовых заданий. Обучающиеся впервые столкнулись с данным интерактивным методом обучения.
Занятия длятся один час и двадцать минут. Первое занятие проходило в традиционной форме, то есть проходила лекция. Студенты записывали основные понятия и краткое содержание лекций. На лекции были изучены такие темы как «Банки: чем они могут быть вам полезны» и «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов».
Перед тем как приступить к проведению занятия с кейсовыми заданиями авторы:
1. Изучили классификацию кейс-методов;
2. Выбрали самый подходящий метод кейсовых заданий;
3. Рассмотрели структуру кейсов, этапы разработки кейса и этапы организации занятий с применением данного метода обучения.
Второе занятие в группе проходило с помощью кейс метода, а именно методом ситуационного анализа по следующим темам: «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» и «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления». В методе ситуационного анализа студенту предоставляется текст с полным описанием ситуации и ставится вопрос, который нужно решить. А также перед началом занятий обучающимся были даны задания на дом - рассмотреть и записать основное содержание тем будущих кейсов.
Существует очень много вариантов организации работы с кейсом. Нами был составлен план урока с использованием кейсовых заданий.
Этапы организации занятия:
1. Этап погружения в совместную деятельность. Обучающиеся должны были рассмотреть тему кейсового задания перед лекцией, поэтому в начале занятия проявлялось знание студентами материала кейс-ситуации и заинтересованность в обсуждении.
2. Этап организации совместной деятельности. Группа делится на 4 подгруппы по 4 человек. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и происходит обсуждение вопросов в подгруппах. Время обсуждения - 30 минут.
В каждой подгруппе идет обсуждение, высказывание мнений, приход к единому ответу для презентации своего выступления. Каждая команда выбирает себе «лидера», который в последствии принимает решение, представляет его и дает ответы на вопросы. Далее мы всей группой обсуждали ситуацию кейса.
3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. На данном завершающем этапе происходит разбор организации занятия, обсуждение возникших в течение него проблем, а также ставятся задачи, требующие решения. Авторы подвели итоги занятия, метода кейс-стади, обсудили работу каждой из подгрупп.
Таким образом, занятия с применением кейсовых заданий позволяют учащимся не только получать готовые знания, но в большей степени помогают выработать знания самим учащимся.
Третий этап - анализ исследования. Снова было проведено тестирование, в которое входило 30 вопросов по изученным темам с 3-4 вариантами ответов.
Так как первое занятие проходило в традиционной форме обучения, а второе с помощью кейс-метода, тест был разделен на 2 части - первые 15 вопросов были по темам первого занятия, а остальные 15 по остальным темам. Результаты тестирования отражены на рисунке 2.
О
-a 25 I« а и ТП
В § 20 sa - S " = 2
5 в 15 H § о ea ® E Й ^ in
- « iu С P5 щ H !? О В
О 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Номер вопроса
Рисунок 2. Результаты тестирования 2 (разработано авторами)
Рассмотрев полученные результаты обнаружили, что показатели увеличились. Границы уровня знаний после проведения традиционной лекции варьируются от 33,3 % до 73,3 % -средний процент составляет 58 %; после проведения занятий с помощью интерактивного метода обучения - от 63,3 % до 93,3 % - средний процент составляет 80,2 %. Общий средний процент - 69,1 %. Следовательно, уровень знаний по финансовой грамотности в ходе исследования увеличился на 16,1 %.
Также было проведено анкетирование, в котором 20 студентов ответили, что занятия с использованием кейс-метода им понравились и что хотели бы почаще посещать такие занятия.
Кейсовый метод включает в себя масштабные образовательные возможности. Все полученные результаты данного метода можно разделить на две большие группы - учебные и образовательные результаты. Учебные результаты связаны с освоением знаний и умений, в то время как образовательные результаты - это прежде всего результаты самих участников взаимодействия, реализованные личные цели обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что после применения кейс-метода повысились не только умственные способности обучающихся, но и активизация самостоятельной деятельности. Метод кейсов позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательную самостоятельность к изучаемому материалу, а также развивает мыслительные творческие способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 26-28.
2. Ахметшин Э.М. Организация самостоятельной работы учеников посредством цифрового образовательного ресурса по обработке звука "Sound Forge" // Молодежный научный форум сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина,
2016. С. 64-66.
3. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 325 с.
4. Буньковский Д.В. Методический подход к проведению семинарских занятий по экономическим дисциплинам / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. 2016. С. 342-346.
5. Бутко Е.Я. Современные вызовы и профессиональное образование. 2010. С. 195210.
6. Васильев В.Л., Ахметшин Э.М., Устюжина О.Н. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики // Педагогическое образование в изменяющемся мире. Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию. Казань: Отечество,
2017. С. 106-115.
7. Васильев В.Л., Устюжина О.Н., Ахметшин Э.М., Шарипов Р.Р. Модернизация системы высшего образования: уровни развития инновационной деятельности // Инновации. 2017. № 6 (224). С. 79-88.
8. Гапсаламов А.Р. Уроки прошлого в решении современных проблем российской науки // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1008-1011.
9. Гапсаламов А.Р., Габитова Р.Р., Идиятуллина И.И. Возможность активизации научно-исследовательской деятельности студентов вуза на основе использования аудиовизуальных средств обучения: из опыта Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета // Мир науки. 2017. Т. 5. № 1. С. 15.
10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. С. 608615.
11. Ибатова А.З. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 12 (42). С. 25-27.
12. Ибатова А.З. Пути формирования готовности студентов к профессионально-ориентированному общению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 81-89.
13. Клименко А.Н., Ахметшин Э.М. Анализ формирования практико-ориентированного обучения учащихся в системе среднего профессионального образования // Экономические аспекты регионального развития: история и современность. Материалы VI Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. Елабуга: Елабужский институт КФУ, 2015. С. 190-191.
14. Миронов Д.С. Реализация социальной и политической коммуникации средствами молодежного портала "Мы выбираем будущее!" // Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи "Диалог цивилизаций" - "Путь навстречу". Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2012. С. 87-89.
15. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.
16. Новиков А.М. Я - педагог. М.: Эгвес, 2011. С. 136-150.
17. Павлюк А.В. Опыт реализации молодежной политики в акционерных обществах // Российское государство в переходный период (проблемы и перспективы). Международная научно-практическая конференция: доклады и материалы круглого стола "Государство и молодежь: молодежная политика в государстве переходного периода". Москва: Московский гуманитарный университет. 2012. С. 140-146.
18. Романов П.Ю. Практико-ориентированное образование как основа эффективной подготовки специалиста // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 76-ой международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 118.
19. Романов П.Ю., Романова Т.Е. Роль графической интерпретации результатов решения задач с параметрами в организации исследовательской деятельности учащихся // Современные проблемы обучения математике в школе Под редакцией Е.И. Жилиной. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2000. С. 84-90.
20. Akhmetshin E.M., Makulov S.I., Talysheva I.A., Fedorova S.Y., Gubarkov S. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment // Man in India. 2017. Т. 97. № 15. С. 281-288.
21. Bochkareva T.N., Akhmetshin E.M., Korotkova A.L., Lyitkina N.L., Nasipov I.S., Khaliullina A.G. Research of students' cognitive activity // Espacios. 2017. Т. 38. № 60. С. 32.
22. Osadchy E.A., Akhmetshin E.M. Integration of industrial and educational sphere in modernization of economic relations // Journal of Applied Economic Sciences. 2015. Т. 10. № 5.
https://mir-nauki.com
Gapsalamov Almaz Rafisovich
Kazan federal university Elabuga institute (branch), Russia E-mail: [email protected]
Atamanova Anastasia Viktorovna
Kazan federal university Elabuga institute (branch), Russia E-mail: [email protected]
Volkomorova Valeriya Vladislavovna
Kazan federal university Elabuga institute (branch), Russia E-mail: [email protected]
Kazakov Alexander Vasilevich
Russian presidential academy of national economy and public administration North-West institute of management (branch), Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Assessment of the effectiveness of the case-method in a practice-oriented system of training
Abstract. In the article, we examined the effectiveness of the method case in relation to traditional methods of teaching in a practice-oriented learning system. The system of practice-oriented learning includes many different methods and means by which the educational process is carried out. Scientists, during the experiments, have long found out that a new flow of information using practical teaching aids is easier and more quickly absorbed by students than monotonous lecturing by lecturers. One of the main methods of practice-oriented learning is the method of case studies. Its essence lies in using the description of real economic, social and business situations with the purpose of analyzing the situation, analyzing existing problems and proposing possible solutions. In order to determine which of the training methods is the most effective in the learning process, a traditional or a case method, we conducted a study consisting of three stages, in which students from the Nizhnekamsk branch of the Kazan Innovation University took part in the number of 30 people. After reviewing the results, we found that the indicators have increased. The boundaries of the level of knowledge after the traditional lecture range from 33.3 % to 73.3 % - the average percentage is 58 %; after conducting classes using an interactive method of training - from 63.3 % to 93.3 % - the average percentage is 80.2 %. The overall average percentage is 69.1 %. Consequently, the level of knowledge on financial literacy increased by 16.1 %. A questionnaire was also conducted, in which 20 students answered that they liked the exercises using the case method and that they would like to visit such classes more often. Thus, it can be concluded that after the application of the case method, not only the mental abilities of the students have increased, but also the activation of independent activity.
Keywords: practical-oriented system of education; secondary vocational education; educational process; training method; case method; case studies; case structure
29PDMN318