Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN217.pdf Статья опубликована 13.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Зиганшина Н.И., Гапсаламов А.Р. Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 377
Зиганшина Назиля Ильфаковна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Филиал в г. Елабуга, Россия, Елабуга
Студент
E-mail: [email protected]
Гапсаламов Алмаз Рафисович
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Филиал в г. Елабуга, Россия, Елабуга Зав. кафедрой «Экономики и менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=567041
Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука
Аннотация. Важной задачей современного среднего профессионального образования является эффективная реализация практико-ориентированного обучения. При применении практико-ориентированных форм организации занятий образовательная организация сталкивается с различными проблемами. В связи с этим авторы приходят к выводу о необходимости усовершенствования системы применения практико-ориентированного обучения, путем разработок новых форм организации занятий.
В статье, на примере Камского строительного колледжа (г. Набережные Челны), анализируется степень практико-ориентированной направленности процесса обучения, проводится анализ применений практико-ориентированных форм организации занятий. В результате проведенного исследования было установлено, что преподаватели больше всего применяют традиционные формы обучения. В тоже время для освоения профессиональных компетенций обучающимися, необходимо использовать новые практико-ориентированные формы организации занятий. Именно практико-ориентированная форма обучения будет способствовать приобретению практического опыта.
В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, дедукция. Для достоверности результатов исследования был проведен социологический опрос среди студентов.
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; практико-ориентированные формы организации занятий; профессиональные компетенции; общие компетенции; учебный процесс; среднее профессиональное образование; профессиональная среда
Мир Науки
Экономическое развитие государства невозможно без участия науки и образования, выступающих основными генераторами инновационных идей [6]. Так как от качества персонала непосредственно зависит производительная способность хозяйственного звена [2]. Современное общество формирует потребность в компетентных выпускниках, способных ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире бизнеса. В таком обществе решающее значение имеет переход от фундаментальных знаний к инновациям и обеспечение подготовки специалиста к конкретной работе. Система образования должна быть построена таким образом, чтобы она полностью обеспечивала потребности общества и государства высококвалифицированными специалистами [4]. Исходя из этого, перед средним профессиональным образованием (СПО) стоят следующие задачи: формирование у выпускников профессиональных, интеллектуальных, личностных компетенций, которые необходимы в реальной профессиональной среде.
Данная цель отражается в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. Цели формирования компетенций также отображены в Федеральном государственном образовательном стандарте СПО 3+ (ФГОС СПО нового поколения).
В этой связи необходимым элементом системы образования сегодня становятся практико-ориентированные формы организации занятий.
Над проблемой практико-ориентированного обучения трудились отечественные ученые В.В. Сериков [5], Ф.Г. Ялалов [8], Б.С. Гершунский [3]. Анализируя их труды, нам удалось определить практико-ориентированное обучение, как процесс освоения обучающимися образовательной программы с целью получения практических знаний, умений и навыков, необходимые в профессиональной среде. Или, другими словами, практико-ориентированное обучение - это вид обучения, в процессе которого происходит развитие и формирование профессиональных компетенций обучающихся.
Целью практико-ориентированного обучения является помочь студенту добыть и применить полученные теоретические знания, научиться самостоятельно решать проблемы, адаптироваться в современных условиях.
В рамках практико-ориентированного обучения абсолютным приоритетом пользуется именно та деятельность, которая организована и осуществлена с замыслом получить определенный результат. Исходя из этого, необходимым считается, обучение, построенное нетрадиционным образом [1].
Практико-ориентированное обучение способствует формированию следующих качеств у студентов: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, позитивное отношение к своей будущей профессии, творческий, неординарный подход к решению профессиональных задач, активная жизненная позиция. Сформированные качества в стенах образовательной организации не только помогут адаптироваться к профессии, но и свободно находиться в трудовом коллективе, ощущая свою значимость и компетентность [7].
Для того чтобы исследовать степень практико-ориентированной направленности Камского строительного колледжа, нами был проведен социологический опрос. Объектом нашего исследования явились студенты старших курсов (18-20 лет). Общий объем выборки составил 100 человек.
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
По результатам опроса были получены следующие результаты:
1. На вопрос о применении практико-ориентированного обучения в колледже 55% студентов, ответили положительно.
2. При анализе частоты применения практико-ориентированных форм организации занятий, полученные результаты показали, что лишь иногда (51%) применяют практико-ориентированные формы организации занятий, а 28% студентов ответили на редкое применение практико-ориентированного обучения. 21% опрошенных студентов ответили, что преподаватели часто применяют такую форму проведения занятий.
3. По вопросу о необходимости применения практико-ориентированных форм в процессе образования, 99% опрошенных респондентов дали положительный ответ, 1% (1 студент) не увидел необходимость в применении практико-ориентированного обучения.
Опрос также содержал вопросы, которые требовали развернутые ответы. Так, студентами были предложены различные формы занятий, которые не проводятся так часто в колледже: дебаты, деловые игры. Студенты указали, что преподаватели больше ориентируются на традиционные формы обучения. Основными причинами построения учебного процесса без использования инновационных, активных методов обучения могут быть:
• консервативный характер мышления преподавателей;
• недостаточная методическая разработанность практико-ориентированного обучения;
• незнание информационных технологий;
• отсутствие принципа связи теории с практикой и т.п.
На основе выводов, можно сказать, что в Камском строительном колледже идет процесс внедрения практико-ориентированного обучения, но существует ряд значительных проблем, которые негативно влияют на его эффективную реализацию. В связи с этим, нами было решено, рассмотреть данную проблему со стороны внедрения новых форм занятий, которые непосредственно будут ориентированы на получение студентами практического опыта.
При традиционной форме обучения учебный процесс носит шаблонный, единообразный характер. Аудиторные занятия обеспечивают лишь первоначальное освоение материала. Отсутствие возможности индивидуального обучения, обратной связи, пассивность студентов -недостатки традиционной формы обучения. Принимая во внимание определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, мы считаем необходимым внедрять в учебный процесс СПО новые формы обучения, которые отвечают современным требованиям экономического, социального и политического развития РФ и её регионов.
Так, мы разработали новые практико-ориентированные формы организации занятий:
1. «Фабрика-специалистов» - состязательная игра, проводимая на последнем курсе, целью которой является получение практических навыков в бухгалтерской и экономической сфере, и получение реальной работы по специальности. В игре моделируются процессы ведения бухгалтерской и экономической деятельности, на данном примере у участников будут сформированы навыки ведения бухгалтерской отчетности, бухгалтерских проводок, управленческие навыки и т.п.
Сюжет игры основан на том, что после каждого лекционного занятия, где преподавателем объясняется теоретический материал, на практических и семинарских
Мир Науки
занятиях, преподаватель проверяет студентов заранее подготовленными заданиями пройденную тему. В этой игре нет командной работы и поэтому каждый студент отвечает самостоятельно. После проверки, преподаватель раздает всем одинаковые задания (написать проводку, написать счета бухгалтерского баланса, дать развернутый ответ по какому-либо экономическому вопросу, найти наиболее эффективный способ решения конкретной ситуации и т.п.). Подводя итоги в конце занятия, преподаватель отмечает студентов, которые справились на данный момент времени лучше всех и отмечает у себя в журнале, ставит баллы.
Итак, проводя все семинарские и практические занятия в такой игровой форме, В конце семестра на второй этап игры приглашаются гости (это могут быть действительные сотрудники бухгалтерских служб, руководители и др.), которые проводят мини-опрос, собеседование, на предмет определения, полученных учащимися необходимых компетенций.
Последним этапов данной игры является презентация собственного проекта по конкретной проблематике. Приглашенные гости, а также преподаватель путем совещания выносят решение по поводу назначения победителя. Победитель награждается дипломом, главным подарком для выпускника - возможность пройти стажировку в одной из договоренных организаций.
2. Занятие - «Обзор прессы». Данная форма может применяться как на лекционных, так и на семинарских занятиях.
«Обзор прессы» подразумевает ознакомление с последними новостями из мира экономики, бизнес-процессов, что обусловлено слабой вовлеченностью студентов в новинки бухгалтерского законодательства и других вопросов. Занятие «Обзор прессы» также предполагает дискуссионную работу, за счет чего у студентов также повышается творческий и научный интерес.
3. Занятие - «Большая пресс-конференция» или «Актуальное интервью» с участием специалиста из реальной профессиональной среды.
Студенты всегда с интересом и азартом задают вопросы реальным специалистам из профессиональной среды, но по факту не так часто это происходит. В связи с этим, предлагаем новую практико-ориентированную форму организации занятий с участием студентов и профессионального специалиста. Данная форма может проводиться как на лекции, так и на практике. Преподавателем приглашается профессионал из рабочей среды, для того чтобы он ответил на актуальные вопросы студентов, связанные с профессиональной деятельностью интервьюера.
Важным, предполагается учесть все тонкости пресс-конференции. Студенты должны заранее подготовить свои вопросы. Для того чтобы все было организовано, студенты могут задать свой вопрос лишь по поднятию таблички со своим именем, тогда приглашенный гость может сам выбрать и обраться к студенту. Вопросы должны быть правильно, грамотно и четко сформулированы, чтобы приглашенному гостю не пришлось переспрашивать вопрос.
Во время такой формы проведения занятия студент может узнать достаточное количество тонкостей в своей будущей профессии. Данную форму занятия можно проводить 1-2 раза в год. Этого достаточно, для того чтобы актуализировать роль выбранной профессии.
Предлагаемые мероприятия должны привести к следующим результатам:
1. Сформировать универсальные профессионально важные качества и умения: рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, презентационные, умения и навыки работы в сотрудничестве.
2. Повысить учебную мотивацию.
3. Повысить успеваемость.
4. Сформировать практические знания, умения и навыки, необходимых в реальной профессиональной среде.
Таким образом, следует отметить, для того чтобы удовлетворить потребность общества в компетентных специалистах необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы студенты получили те знания, которые им в действительности будут нужны в реальной профессиональной среде. Важно отметить, что, несмотря на существенные недостатки традиционной формы обучения, получение глубоких теоретических знаний также важны, главное не применять ту или иную форму занятий постоянно. Необходимо помнить, только при грамотном чередовании разнообразных форм, методов, технологий процесса образования, реализация практико-ориентированного обучения даст эффективный результат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6.
2. Буньковский Д.В. Поняние потенциала производственного предпринимательства / Д.В. Буньковский // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - №7. - С. 318-323.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. -608 с.
4. ЕРМОЛАЕВА С.С Практические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении // European social science journal. - 2013. - №12-2 (39). - С. 94-102.
5. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
6. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. - 2015. - №5 (17). - С. 47-52.
7. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Профессиональное воспитание в системе подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. - С. 166-170.
8. Ялалов Ф.Г., Многомерные педагогические компетенции // Научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2012. - №4 - С. 45-53.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Ziganshina Nazilya Ilfakovna
Kazan (Volga region) federal university Elabuga institute branch, Russia, Elabuga E-mail: [email protected]
Gapsalamov Almaz Rafisovich
Kazan (Volga region) federal university Elabuga institute branch, Russia, Elabuga E-mail: [email protected]
Practice-oriented forms of organization of classes in secondary vocational education (SVE) in the example of the Kama construction College named after E.N. Batenchuk
Abstract. Important task of modern secondary professional education is effective implementation of the praktiko-oriented training. In case of application of the praktiko-oriented forms of the organization of occupations the educational organization faces various problems. With respect thereto authors come to a conclusion about need of enhancement of system of application of the praktiko-oriented training, by developments of new forms of the organization of occupations.
In article, on the example of the Kama construction college (Naberezhnye Chelny), degree of the praktiko-oriented training process orientation is analyzed, the analysis of applications of the praktiko-oriented forms of the organization of occupations is carried out. As a result of the conducted research it was established that teachers most of all apply traditional forms of education. In too time for mastering of professional competences by students, it is necessary to use the new praktiko-oriented forms of the organization of occupations. Praktiko-oriented form of education will promote acquisition of practical experience.
In a work progress methods of the analysis and synthesis, deduction were used. For reliability of results of a research sociological survey among students was conducted.
Keywords: practice-based learning; practice-oriented forms of organization of work; professional competence; shared competence; educational process; vocational education; professional milieu
Мир Науки 2017, Том 5, №2
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265