Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий в последипломном образовании'

Оценка эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий в последипломном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прибылова Надежда Николаевна, Барбашина Татьяна Анатольевна, Прусакова Олеся Юрьевна

В данной статье представлены результаты анализа эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на кафедре внутренних болезней факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и преподавателя, помогают реализовать главные человеческие потребности общение, образование, самореализацию. Рассматриваются возможности и необходимости использования информационно-коммуникационных технологий, Web-технологий для интенсификации и придания дополнительной динамики образовательному процессу. В связи с этим определяются новые формы и методы организации учебной деятельности для развития и совершенствования этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прибылова Надежда Николаевна, Барбашина Татьяна Анатольевна, Прусакова Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий в последипломном образовании»

УДК: 378.147:004

Прибылова Надежда Николаевна

Доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета, vbFpo@mail.ru, Курск

Барбашина Татьяна Анатольевна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета, vbFpo@mail.ru, Курск

Прусакова Олеся Юрьевна

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета, vbFpo@mail.ru, Курск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛьЗОВАНИя СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на кафедре внутренних болезней факультета последипломного образования Курского государственного медицинского университета. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и преподавателя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Рассматриваются возможности и необходимости использования информационно-коммуникационных технологий, Web-технологий для интенсификации и придания дополнительной динамики образовательному процессу. В связи с этим определяются новые формы и методы организации учебной деятельности для развития и совершенствования этой деятельности.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, учебный процесс, активные методы обучения.

Pribylova Nadezhda Nikolaevna

Candidate of Medical Science, Associate Professor at the Department of Internal Medicine of Postgraduate Education of the Kursk State Medical University

Barbashina Tatiana Anatolievna

Candidate of Medical Science, Associate Professor at the Department of Internal Medicine of Postgraduate Education of the Kursk State Medical University

Prusakova Olesya Yurievna

Candidate of Medical Science, Assistant at the Department of Internal Medicine of Postgraduate Education of the Kursk State Medical University

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN POSTGRADUATE EDUCATION

Abstract. This article presents the results of the analysis of the effective use of information and communication technologies in educational process at the Department of Internal Medicine of Postgraduate Education of the Kursk State Medical University. Information and communication technologies contributes to the development of creative personality not only for the student, but for the teacher and help realize the main human needs - communication, education, self-realization. Possibilities and necessities of use of information-communication technologies, Web-technologies for an intensification and giving of additional dynamics to educational process are considered. In this connection new forms and methods of the organization of educational activity for development and perfection of this activity are de-fined.

Keywords: information and communication technology, educational process, active learning methods.

Перед образовательными учреждениями стоит задача удовлетворять потребность специалистов в непрерывном медицинском образовании на протяжении всей профессиональной деятельности [1].

В настоящее время обязательный сертификационный цикл для подтверждения профессиональной компетентности проводят один раз в 5 лет. Более частое отвлечение практикующих врачей от работы приводит к сбоям лечебно-диагностической деятельности лечебно-профилактических учреждений. Только применение дистанционного образования, при котором врач повышает свою квалификацию непосредственно на рабочем месте или по месту жительства без отрыва от основной работы, может сделать последипломное образование действительно непрерывным. Применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют передавать информацию от преподавателя обучаемому в виде звука, графики, изображения, видео и текста, способствуют эффективному внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс кафедры внутренних болезней факультета последипломного образования (ФПО).

Современное качество образования -главный смысл его модернизации, суть которого заключается в достижении образовательных результатов, соответствующих образовательным потребностям личности, запросам общества и требованиям государства. Достижение этих образовательных результатов непосредственно связано с реализацией учебной деятельности, определяемой использованием инновационных образовательных технологий, методов, организационных форм и средств обучения. Одним из важнейших условий этого является переход к информационной образовательной среде на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ служат мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития, одним из существенных факторов, определяющих конкурентоспособность страны, региона, отдельной организации определяют новый стиль жизни общества, используемый и в преподавании и для управления обучением. Повышение компьютерной грамотности преподавателей, врачей и освоение

ими информационных и web-технологий является выполнением социального заказа на реализацию государственной Стратегии развития информационного общества [2; 3; 4].

Целесообразно вести речь не о дистанционном образовании, а об использовании ИКТ в последипломном повышении квалификации медицинских кадров.

В 2009 году факультет последипломного образования КГМУ начал внедрять информационно-коммуникационные технологии в обучение врачей Курской области на основе законодательства, регулирующего применение дистанционных технологий в образовании.

В образовательном процессе на кафедре внутренних болезней ФПО широко применяются информационно-коммуникационные технологии, которые открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, создают эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации, усиливают интерес к получению знаний, делают более доступным и информативным учебный материал.

В данной статье, мы делаем акцент на умение преподавателя применять современные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; раскрываем различные аспекты процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности.

Работа проводилась на кафедре внутренних болезней ФПО Курского государственного медицинского университета в ноябре 2013 года. Для достижения поставленной цели мы проанализировали современную литературу по проблеме использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании. В соответствии с задачами исследования нами была разработана анкета для преподавателей кафедры внутренних болезней ФПО. Разработанная анкета содержала вопросы, которые направлены на выявление особенностей пользования ИКТ на разных этапах реализации педагогического процесса: при подготовке к занятиям, непосредственно в ходе обучения, на этапе контроля эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков. Особое внимание в анкете для педагогов было уделено вопросам о возможности использования ИКТ в дистанционном обучении и в ходе освоения педагогических

инноваций. Ряд вопросов анкеты направлен на выявление уровня компетентности преподавателя в пользовании ИКТ и использование им компьютера в своей профессиональной деятельности.

В ходе опроса мы просили преподавателей кафедры уточнить, для решения каких задач они используют компьютер в процессе обучения. Как показали полученные данные, наиболее популярным способом использования компьютера являлись либо «распечатка текстов на принтере» - 83,3%, либо использование его для распечатки «иллюстративного материала» - 33,3%. Заметим, что эти способы использования компьютера являются лишь вспомогательными по отношению к основному содержанию деятельности педагога. Что же касается непосредственного использования компьютера на занятии, то здесь отмечались следующие формы работ: 91,7% преподавателей указали, что они применяют «презентации типа Power Point»; пользуются «специальными обучающимися компьютерными программами» - 33,3%; используют «программы контроля знаний (электронные тесты)» - 100%.

Таким образом, большинство респондентов указали, что используют ИКТ для презентации учебного материала и контроля знаний обучающихся.

С целью уточнения той роли, которую играет компьютер в деятельности педагога, мы выясняли содержательные целевые установки, обусловливающие использование компьютера непосредственно на занятии. Анализ ответов преподавателей показал, что основными целями использования компьютера на занятии выступают: «представление учебного материала» - 91,7 %, а также «контроль знаний» - 100%. Эти два момента, на наш взгляд, весьма характерны. Во-первых, использование компьютера не просто повышает иллюстративность при изложении учебного материала, а принципиально изменяет, на наш взгляд, саму информационную среду образовательного процесса. Именно расширение информационной среды образовательного процесса можно рассматривать, как один из центральных содержательных моментов включения ИКТ в образование. Во-вторых, использование компьютера содержательно изменяет контролирующую фазу образовательного про-

цесса. Это не только «оптимизация» этапа проверки знаний, но и ориентация на объективность оценки, активизация возможности самоконтроля учащихся [6].

Рассмотрим теперь ту роль, которую играет компьютер в оптимизации организационных аспектов профессиональной деятельности преподавателя. В ходе исследования мы акцентировали внимание на двух аспектах: первый связан с использованием компьютера при подготовке к занятиям; второй затрагивает более широкий контекст применения ИКТ при организации преподавателем своей профессиональной деятельности.

Как свидетельствуют полученные результаты, при подготовке к занятиям педагоги чаще всего используют компьютер «для создания тестовых заданий» - 75%, а также «для ознакомления с дополнительной информацией по теме занятия» - 66,7%. Помимо этого, при подготовке к занятию преподаватели используют компьютер для решения таких задач как «просмотр методических рекомендаций» (33,3%); «составление плана занятия» (16,7%).

Обратимся теперь к данным об использовании преподавателем компьютера при организации своей профессиональной деятельности. Использование компьютера оказалось значимым при решении таких организационных задач как: «создание банка данных по своему предмету», «создание банка данных по методикам контроля знаний», а также при «сборе материалов для педагогического эксперимента». «Создание банка данных по своему предмету» - это одно из условий компетентности и креативности преподавателя, особенно в медицинском вузе, когда необходима демонстрация истории болезни, различных вариантов и фенотипов нозологических форм, с использованием своего банка пролеченных больных с редкими, орфанными заболеваниями и коморбидной патологией, сочетанной патологией. Очень важным и практически значимым для практики будущих врачей является факт использования ИКТ для создания регистра по наиболее распространенной патологии в своем регионе, области, крае.

В целом важно отметить, что довольно большой процент преподавателей использует компьютер при организации своей педагогической деятельности для создания различ-

ного рода индивидуальных банков данных. Это не только облегчает для педагога выполнение широкого круга организационных задач, но и существенно изменяет саму педагогическую деятельность, позволяя по-новому отнестись к собственному опыту [10].

Особой интерес в данном контексте представляет рассмотрение роли Интернета в профессиональной деятельности педагога. С этой целью, в рамках исследования мы задавали сотрудникам кафедры следующий вопрос: «Оцените роль Интернета в Вашей преподавательской деятельности».

Полученные данные показывают, что три четверти (75%) указывают на информационный потенциал ресурсов Интернета, отмечая, что он «помогает получать им необходимую профессиональную информацию». Гораздо менее значимыми для преподавателей оказались другие функции Интернета: «возможность профессионального общения» - 16,7%, а также «возможность участия в совместных образовательных проектах» - 8,3%.

Результаты анкетирования преподавателей показали, что информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей жизненного уклада преподавателя: как в структуре досуга преподавателя (41,9%), так и в структуре его информационного пространства (34,7%); однако по-прежнему, книга останется источником информации (74,1%) и предпочтительным видом деятельности в свободное время (69,4%).

Таким образом, внедрение в сферу образования новых информационных технологий позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, создать дополнительные возможности, а именно: доступ к большому объему учебной информации; образная наглядная форма представления изучаемого материала; поддержка активных методов обучения; позволяет тиражировать отдельные составные части информационной технологии; поддержка информационной технологии соответствующим научно-методическим материалом [9].

Использование современных информационных и коммуникационных технологий существенно повышает эффективность и ин-

тенсификацию образовательного процесса, решает стоящие перед образовательным учреждением задачи обучения и воспитания активно и творчески мыслящего обучающегося.

Библиографический список

1. Антохина Ю. А. Инновационное обеспечение качества образования в условиях международной интеграции: монография. - СПб.: Изд-во ГУАП, 2012. - 282 с.

2. Бадарч Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕИС, 2007. - 190 с.

3. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности // Вестник российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. - 2004. - С. 56-71.

4. Муравьева А. А. Формирование современной парадигмы профессионального образования в Российской Федерации в свете интеграционных процессов //Вестник Тверского государственного университета. - 2010. - № 23. - С. 102-115.

5. Олейникова О. Н. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации и программа Tempus// Вестник Тверского государственного университета. - 2001. - № 26. -C. 8-14.

6. Прусакова О. Ю. Формы организации обучения с использованием активных методов на кафедре внутренних болезней ФПО /О.Ю. Прусакова [и др.] // Материалы межрегиональной научно-методиченской конференции «От декларативного знания к практике. Дидактические основы проведения тренингов и консалтингов». -КГМУ - 2013. - С. 135-141

7. Христофорова И. В., Колгушкина А. В., Раздымаха Ю. Ю. Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. -2011. - №2. - С. 36-43.

8. Чернобай Е.В. Григорьева Н.А. Развитие системы дополнительного профессионального педагогического образования в России: монография. - Изд-во: ГОУ Педагогическая академия. Москва.- 2010 - 204 с.

9. Шихваргер Ю. Г. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 4. - С. 132-136.

10. Prusakova O. Y. Information and communication technologies in éducation // European Science and Technology: materials of the VII International research and practice conference, Vol. II, Munich 2014. p.105-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.