Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования коммунальной собственности (на примере коммунальных предприятий Харьковской городской агломерации)'

Оценка эффективности использования коммунальной собственности (на примере коммунальных предприятий Харьковской городской агломерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММУНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалевская А. В., Быченко Л. А.

В статье показана значимость эффективной работы коммунальных предприятий для обеспечения социального и экономического развития городских агломераций. Проведен анализ эффективности функционирования коммунальних предприятий, в том числе эффективности использования коммунальной собственности Харьковской городской агломерации. Полученные результаты указывают на низкую эффективность использования основных средств и на высокую значимость дотаций из бюджета для функционирования этих предприятий, на отстутствии возможности данных субъектов предоставлять социальные услуги населению высокого качества. Это снижает уровень социального развития агломераций, бытовую привлекательность городов и населенных пунктов, уровень и качество жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования коммунальной собственности (на примере коммунальных предприятий Харьковской городской агломерации)»

Новый университет. 2013. № 6-7 (28-29)

ISSN 2221-7347

УДК 332.1:658.115.31

А.В. Ковалевская, Л.А. Быченко

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)

В статье показана значимость эффективной работы коммунальных предприятий для обеспечения социального и экономического развития городских агломераций. Проведен анализ эффективности функционирования коммунальних предприятий, в том числе эффективности использования коммунальной собственности Харьковской городской агломерации. Полученные результаты указывают на низкую эффективность использования основных средств и на высокую значимость дотаций из бюджета для функционирования этих предприятий, на отстутствии возможности данных субъектов предоставлять социальные услуги населению высокого качества. Это снижает уровень социального развития агломераций, бытовую привлекательность городов и населенных пунктов, уровень и качество жизни населения.

Ключевые слова: коммунальная собственность, коммунальные предприятия, финансовые показатели, основные средства.

Вопросы развития городских агломераций и управления ими становятся все более актуальными на сегодняшний день. Согласно проведенных научных исследований на 2012 г. в мире сформировалось 459 агломераций с населением более 1 млн. человек в каждой, в которых проживает 40% населения городов и 20% всего населения планеты. В первой десятке агломераций мира создается одна десятая мирового ВВП [1].

Анализ жизнедеятельности агломераций указывает на отдельные тенденции к снижению темпов развития региональной экономики, несмотря на высокий потенциал и концентрацию продуктивных сил. Основной причиной такого состояния может быть нерациональное использование ресурсов и низкая эффективность управления ими.

Важным составным элементом обеспечения высокого уровня социально-экономического развития городских агломераций является эффективная и рациональная деятельность всех субъектов хозяйствования, не зависимо от формы собственности, размера и организационной структуры управления. Предварительные исследования авторов позволяют утверждать, что непосредственное влияние на уровень социального развития городских агломераций оказывает состояние использования коммунальной собственности, которая представлена работой коммунальных предприятий. Деятельность данных субъектов направлена на удовлетворение первичных потребностей населения, создание необходимых условий для функционирования всех отраслей хозяйства, является неотъемлемой частью сферы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.

Целью деятельности каждого отдельного коммунального предприятия следует признать обеспечение рационального функционирования и достижения высокого уровня эффективности хозяйственной деятельности путем предоставления населелению и другим субъектам конкретных услуг соответствующего уровня качества в соответствии с установленными стандартами, при реализации мероприятий направленных на обеспечение экологической безопасности.

Общеизвестно, что результативность и прибыльность предприятий зависит от эффективности использования экономических ресурсов, находящихся в собственности или в хозяйственном распоряжении, от основного и оборотного капитала, от его структуры и источников формирования. При этом стоит сделать акцент на том, что собственность предприятия должна

© Ковалевская А.В., Быченко Л.А., 2013.

42

ISSN 2221-7347

Экономика и право

рассматриваться как относительно участия в производстве (в процессе предоставления услуг, выполнения работ), так и относительно его ликвидности (быстрого превращения в наличность). От того, насколько оптимально соотношение основного и оборотного капитала, сколько средств вложено в запасы материалов, и сколько их в денежной форме, в значительной степени зависят результаты производственной и финансовой деятельности, а, следовательно, и финансовое состояние и финансовый результат деятельности предприятия. Состояние и эффективность использования основных средств непосредственно влияет на возможность получения прибыли предприятием.

Состояние основных средств коммунальных предприятий является непосредственным показателем оценки эффективности управления коммунальными ресурсами территориальной громады. Любое предприятие не может осуществлять хозяйственную деятельность не имея соответствующей базы - производственных ресурсов, земли и недвижимости. Эта материальная база (часть коммунальной собственности териториальной громады) является основой функционирования коммунального предприятия. Необходимо понимать специфику деятельности каждого отдельного коммунального предприятия, прежде чем делать выводы о состоянии и эффективности использования его основных средств.

Важным заданием является проведение ретроспективного анализа эффективности деятельности коммунальных предприятий, в том числе эффективности использования коммунального имущества, предоставленного им для осуществления деятельности на правах оперативного управления или хозяйственного распоряжения. Такой анализ проводиться с целью разработки практических рекомендаций и мероприятий, направленнях на выявление и сокращение непроизводственных расходов, обусловленных недостатками организации управления.

На сегодняшний день в городе Харькове (ядро Харьковской агломерации) зарегистрировано 72 унитарных коммунальных предприятия (20% от общего количества всех коммунальных предприятий по городу). Руководствуясь Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», решением Харьковского городского совета, были определены основные субъекты управления коммунальными предприятиями (соответствующие исполнительные органы Харьковского городского совета - департаменты). В данный момент функционирует 15 департаментов, которые выполняют функции управления разным количеством коммунальных предприятий. Именно эти департаменты являются основными субъектами управления коммунальным имуществом территориальной громады города Харькова. Одним из самых влиятельных департаментов (по колличеству объектов управления) является Департамент жилищного хозяйства (в его управлении находится 19,4% коммунальных предприятий от их общего колличества), Департамент транспорта и связи (19,4%), Департамент коммунального хозяйства (15,3%).

Следует отметить, что с каждым годом количество субъектов коммунальной собственности в Харьковской области и в самом г. Харькове постоянно уменьшается. Коммунальные предприятия, расположенные в г. Харькове, представляют более 56% всех субъектов данной формы собственности по Харьковской области. Это обусловлено тем, что г. Харьков является ядром моноцентрической городской агломерации с населением более 1млн. 700 тыс. человек [2].

На основании данных, полученных от государственных органов статистической службы Украины в Харьковской области и данных, которые были непосредственно собраны авторами в процессе исследования (финансовых отчетов коммунальных предприятий города Харькова), проведем ретроспективный анализ эффективности использования коммунального имущества и эффективности распоряжения коммунальной собственностью территориальной громады города Харькова и Харьковской области.

На рисунке 1 представлено динамику изменения валюты баланса коммунальных предприятий Харьковской области за 2006-2010 гг. Можно утверждать, что стоимость ресурсов коммунальных предприятий области на протяжении 2006-2009 гг. Увеличивалась (не смотря на уменьшение количества субъектов). Так, в 2007 г. стоимость экономических ресурсов увеличилась в сравнении со значеним 2006 г. на 58,14%. Соответственно в 2008 г. сумма валюты баланса коммунальных предприятий увеличилась на 4119417 тыс.грн. (на 24,8%) в сравнении со зна-ченим в 2007 г. В целом, по состоянию на 2009 г. сумма экономических ресурсов коммуналь-

43

Новый университет. 2013. № 6-7 (28-29)

ISSN 2221-7347

ных предприятий Харьковской области составила 26227331 тыс.грн., что больше данных 2006 г. на 15716797 тыс.грн. (на 149,5%).

Год

Рис. 1. Динамика стоимости валюты баланса коммунальных предприятий Харьковской области за 2006-2010 гг.

По состоянию на 2010 г. сумма валюты баланса уменьшается на 1875 тыс.грн. (рис. 1). В первую очередь, такие тенденции обусловлены уменьшением суммы необоротных активов коммунальных предприятий Харьковской области (основных средств на 2,28% и долгосрочных финансовых инвестиций на 11,24% в сравнении с 2009 г.).

В таблице 1 представлена динамика изменения суммы валюты баланса коммунальных предприятий ядра агломерации - города Харькова. На всех предприятиях наблюдается рост общей суммы валюты баланса (суммы активов), что отражает экстенсивный процесс развития данных предприятий.

Прежде всего обратим внимание на то, что в КП «Жилкомсервис» сумма ресурсов значительно больше, чем у остальных коммунальных предприятиях. Это связано с размерами предприятия, с заданиями, которые поставлены для этого предприятия местной властью и территориальной громадой.

Следует отметить существование общих тенденций в изменении суммы валюты баланса всех коммунальных предприятий Харьковской области и семи коммунальных предприятий г. Харькова. Стоимость коммунальных ресурсов постепенно растет, что отражает экстенсивный путь развития коммунальной собственности - рост экономических ресурсов путем их количественного увеличения и переоценки по рыночной стоимости.

Проведенный анализ показал, что наибольшую долю в сумме экономических ресурсов коммунальных предприятий имеют необоротные активы (более 90%). При этом на протяжении пяти лет доля необоротных активов постоянно растет. Такой рост обусловлен ростом стоимости всех элементов необоротных активов коммунальных предприятий. Однако наибольшими темпами растет сумма незавершенного строительства.

Анализ оборотных ресурсов коммунальных предприятий показал, что большая их часть находится в сфере обращения, т.е. представлена дебиторской задолженностью, денежными средствами и их эквивалентами, текущими финансовыми инвестициями. Коммунальные предприятия не имеют существенных производственных запасов, что отражает специфику бизнеса в сфере предоставления услуг.

44

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Динамика стоимости валюты баланса коммунальных предприятий г. Харькова за 2008-2012 гг.

Таблица 1

Предприятие Значение

2008 2009 2010 2011 2012

КСП «Харьковгорлифт» 13588 13594 21960 31053 31228

КП «Жилкомсервис» 10122526 13060996 14175489 15749697 15834426

КП «Харьковблагоустройство» 24697 24424 28195 38031 30225

КП «КВБО»* 13373 18261 20555 37145 58364

КП «Благоустройство» Московського р-на г. Харькова 1642,4 1001 2334,6 7848,9 15378,4

КВРПОЖФ Киевского района г. Харькова** 167 302 316 433,8 813,6

КППОЧДиЗН Киевского района г. Харькова*** 106,7 93,6 207,6 274,3 306,6

* КВБО - Коммунальное предприятие «Комплекс по вывозу бытовых отходов»;

** КППОЧДиЗНКиевского района - Коммунальное производственное ремонтное предприятие по обслуживанию частных домовладений и зеленых насаждений Киевского района г. Харькова;

*** КВРПОЖФ Киевского района - Коммунальное производственное ремонтное предприятие по обслуживанию жилищного фонда Киевского района г. Харькова.

Важным направленим исследования является определение уровня пригодности основных средств предприятий к эксплуатации - исследование их технического состояния. На рис. 2 представлены результаты оценки технического состояния коммунальных предприятий Харьковской области за 2006-2010 гг.

Значение i оо> 0,90' 0,800t 0,70' 0,600t 0,50' 0,40' 0,300t 0,20' 0,10' 0,00

0,528

0 О-47* ' 0,45^ ' 0,44]

рЦ-У-J^U

0,542

0,559

0,608

__0,39Я_0,37Ш_

bLkLb

0,622

2006 2007 2008 2009 2010

Года

П Коэффициент годности П Коэффициент изношенности

Рис. 2. Анализ технического состояния основных средств коммунальных предприятий

Харьковской области за 2006-2010 гг.

45

Новый университет. 2013. № 6-7 (28-29)

ISSN 2221-7347

Следует отметить, что динамика коэффициента годности основных средств является отрицательной - данный коэффициент из года в год уменьшается. Это говорит о растущем уровне изношенности основных средств, об ухудшении их технического состояния, о том, что большая часть стоимости основных средств перенесена на социальный продукт/услугу, которую оказывают коммунальные предприятия своим пользователям. Изношенными на 2010 г. - более 60% основных средств коммунальных предприятий Харьковской области, что подтверждает точку зрения многих экспертов, которые определяют неудовлетворительное имущественное состояние коммунальной собственности. Так, из слов ученого М.Т. Беца, сегодня наблюдается тенденция к старению жилищного фонда, который находится в неудовлетворительном техническом состоянии. К категории аварийных жилых зданий определено 60,7 тыс. жилых зданий, то есть, 0,6% жилого фонда [3]. Также угрожающая ситуация сложилась в лифтовом хозяйстве. Колличество лифтов, которые эксплуаируются более 25 лет, составляет 77,7%. Не улучшается ситуация и в городском электрическом транспорте, о чем свидетельствует уменьшение объемов пассажироперевозок и работа городского електротранспорта. Такая ситуация обусловлена сокращением парка трамвайних вагонов и троллейбусов, изношенность которых составляет 86%. Не лучше ситуация в водном хозяйстве, где из общей протяженности водопроводных сетей в аварийном состоянии находится 37%, канализационных сетей - 34,8%. Как следствие, нерациональные расходы и потери питьевой воды, отпущенной всем потребителям. Этот показатель превышается в Чернивецкой - 78,9%, Житомирской - 78,8%, Львовской - 67,2%, Харьковской - 60,0%, Закарпатской - 59,5%, Луганской - 57,7%, Одесской - 48,4% областях и АР Крым - 56,6%, что обуславливает избыточное и неэффективное использование материальных и энергетических ресурсов. Объемы нерациональных расходов и потерь питьевой воды постоян-ко растут.

В свою очередь Т.М. Глазюк акцентрует внимание на том, что [4]:

-физическая изношенность инженерных систем составляет 50%;

-большая часть водопроводных систем находится в аварийном состоянии;

-болем 20% канализационных сетей требует замены;

-более 17% воды, которую подают потребителям, не соответсвует требованиям действующим стандартам;

-в тепловом хозяйства эксплуатируется около 10 тыс. низкоэффективных котлов и болем 2 тыс., которые превысили срок эксплуатации или сняты с производства;

-500 км. теплових сетей находится в аврийном состоянии;

-около 40% очистных сооружений требую обновления или усовершенствования.

В работе Градобоева Е.С. [5] отмечено, что жилищно-коммунальные услуги характери-зуються низким уровнем экономической и социальной эффективности, что обусловлено основными причинами: тяжелым финансовым состоянием, убыточностью предприятий ЖКХ и низким качеством услуг, которые ими предоставляются.

Проведем оценку технического состояния основных средств 7-ми коммунальных предприятий г. Харькова. Рассчитанные показатели изношенности и годности в динамике представлены в табл. 2. Анализ данных коэффициентов показывает, что на протяжении 2008-2010 гг. практически на всех предприятиях наблюдается тенденция уменьшения коэффициента годности основных средств, тоесть уменьшается часть стоимости средств, которые не перенесены на созданный продукт, а уровень технического состояния основных средств ухудшается. В 20112012 гг. ситуация изменилась на 3-х предприятиях, где наблюдается рост коэффициента годности - КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов», КП «Благоустройство» Московского р-на г. Харькова, Коммунальное производственное ремонтное предприятие по обслуживанию жилищного фонда Киевского района г. Харькова. В тоже время, даже рост коэффициента годности существенно не оказывает позитивного влияния на техническое состояние основных средств коммунальных предприятий.

46

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Анализ изменения технического состояния основных средств коммунальных предприятий г. Харькова

Таблица 2

Предприятие 2008 2009 2010 2011 2012

Кг Киз Кг Киз Кг Киз Кг Киз Кг Киз

КСП«Харьковгорлифт» 0,61 0,39 0,49 0,51 0,42 0,58 0,44 0,56 0,41 0,59

КП «Жилкомсервис» 0,46 0,54 0,43 0,57 0,41 0,59 0,41 0,59 0,41 0,59

КП«Харьковблагоустройство» 0,89 0,11 0,71 0,29 0,57 0,43 0,53 0,47 0,56 0,44

КП «КП «КВБО» 0,53 0,47 0,40 0,60 0,41 0,59 0,51 0,49 0,57 0,43

КП «Благоустройство» Московського р-на г.Харькова 0,72 0,28 0,65 0,35 0,47 0,53 0,66 0,34 0,78 0,22

КВРПОЖФ Киевского района г. Харькова 0,24 0,76 0,22 0,78 0,21 0,79 0,17 0,83 0,35 0,65

КППОЧДиЗН Киевского района г. Харькова. 0,42 0,58 0,38 0,63 0,66 0,34 0,67 0,33 0,67 0,33

За исключением КП «Благоустройство» Московського р-на г. Харькова и Коммунального производственного ремонтного предприятия по обслуживанию частных домовладений и зеленых насаждений Киевского района г. Харькова (на 2012 г. уровень годности основных средств составляет 78% и 67% соответственно), на других предприятиях техническое состояние основных средств остается неудовлетворительным.

В целом можно отметить наличие равнонаправленных тенденций в сфере изменения технического состояния основных средств коммунальных предприятий - он ухудшается. Попытка улучшить ситуацию с уровнем пригодности основных средств наблюдается на отдельных предприятиях, где реализуются конкретные инновационные проекты (например, КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» реализует проект строительства и введения в эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса твердых бытовых отходов).

Финансово-экономические результаты деятельности предприятий (в том числе и коммунальных) непосредственно зависят от производственной деятельности и имеющего производственного потенциала, к составляющим которых относят основные средства, производственные запасы, незавершенное строительство и расходы будущих периодов. Анализ производственного потенциала коммунальных предприятий г. Харькова показал, что ни одно из анализируемых предприятий не имеет незавершеного производства, также низкое значение затрат будущих периодов (практически на всех предприятиях этот показатель равен нулю). Самое важное значение в общем размере производственного потенциала имеют основные средства.

Определение размера и структуры дохода предприятия является важным шагом в процессе проведения оценки эффективности использования коммунальной собственности и, в первую очередь, оценки эффективности использования основных средств. В табл.3 и табл. 4 представлены рассчитанные основные показатели оценки эффективности использования основных средств коммунальных предприятий.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка эффективности использования основных средств коммунальных предприятий Харьковской области за 2007-2010 гг.

Показатели 2007 2008 2009 2010

Фондоотдача по чистому доходу 0,15 0,13 0,14 0,17

Фондоотдача по совокупным доходам 0,22 0,23 0,20 0,23

Рентабельность основных средств по чистой прибыли -0,09 -0,04 -0,05 -0,05

Рентабельность основных средств по финансовому результату -0,92 0,16 -0,79 -4,29

47

Новый университет. 2013. № 6-7 (28-29)

ISSN 2221-7347

Таблица 4

Оценка эффективности использования основных средств коммунальных предприятий г. Харькова за 2008-2012 гг.

Предприятие |_____________Показатели______________| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012

КСП «Харьковгорлифт»

фондоотдача 6,50 7,27 3,90 2,00 2,65

рентабельность основных средств -19,40 66,25 43,54 -18,68 1,30

фондоотдача по совокупным операционным доходам 7,02 8,52 4,58 2,32 2,75

КП «Жилкомсервис»

фондоотдача 0,01 0,02 0,02 0,01 0,02

рентабельность основных средств -0,02 -0,03 -0,27 -0,34 -0,02

фондоотдача по совокупным операционным доходам 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02

КП «Харьковблагоустройство»

фондоотдача 5,96 8,53 11,31 10,80 21,06

рентабельность основных средств -28,90 12,78 1,19 -15,35 125,02

фондоотдача по совокупным операционным доходам 6,31 9,89 12,02 12,14 24,26

КП «КВБО»

фондоотдача 4,45 8,03 6,45 3,93 3,00

рентабельность основных фондов -50,93 57,05 -23,27 4,79 31,49

фондоотдача по совокупным операционным доходам 5,31 9,01 6,92 4,50 3,08

КП «Благоустройство» Московского р-на

фондоотдача 1,49 0,62 0,74 0,29 0,14

рентабельность основных средств -25,33 -37,04 7,80 0,12 -4,64

фондоотдача по совокупным операционным доходам 1,51 1,64 3,27 0,61 0,31

КВРПОЖФ Киевского р-на

фондоотдача 9,81 9,64 9,93 14,03 10,60

рентабельность основных средств -37,5 40,91 82,93 88,74 396,68

фондоотдача по совокупным операционным доходам 9,81 9,70 9,93 17,61 12,00

К1II ЮЧДиЗН Киевского р-на

фондоотдача 0,01 0,00 0,00 0,49 0,20

рентабельность основных средств -3,99 -63,49 0,00 -28,56 -20,22

фондоотдача по совокупным операционным доходам 4,08 8,88 2,79 3,52 1,88

Рассчитанные показатели указывают на неудовлетворительный уровень эффективности использования основных средств коммунальных предприятий Харьковской области. Следует отметить, что показатель фондоотдачи является низким, следовательно, инвестированные в основные средства финансовые ресурсы не приводят к созданию доходов коммунальных предприятий.

Аналогичные выводы можно сделать в процессе анализа данных табл. 4, где практически на всех предприятиях (за исключением КП «Благоустройство») наблюдается уменьшение показателя фондоотдачи, который рассчитан по показателю чистого дохода от реализации продукции. Это свидетельствует об уменьшении уровня эффективности использования основных средств предприятий. Каждая гривна основных средств с каждым годом приносит меньшую сумму дохода. Следовательно, расходы на создание, содержание, эксплуатацию основных средств коммунальных предприятий являются неэффективными.

Показатели рентабельности основных средств, которые рассчитаны по показателю чистой прибыли, показывают аналогичные тенденции. Там, где этот показатель имеет отрицательное значение, предприятие несет убытки. Таким образом, использование коммунального иму-

48

ISSN 2221-7347

Экономика и право

щества не приводит к созданию прибыли, которая может быть направлена на развитие коммунальной собственности территориальной громады.

Проведенный анализ деятельности коммунальных предприятий указывает на низкую эффективность использования основных средств, а также указывает на высокую значимость дотаций из бюджета для функционирования этих предприятий.

На сегодня нельзя утверждать о том, что коммунальная собственность используется эффективно и способна обеспечивать социальное развитие как ядра агломерации, так и городской агломерации в целом. Проведенный анализ свидетельствует о том, что и процесс функционирования коммунальных предприятий достаточно проблематичен - они не способны за счет имеющихся ресурсов предоставлять качественные социальные услуги населелнию, формировать высокие доходы от реализации, обеспечивать окупаемость затрат.

Выявленные тенденции показывают, что вопросам управления коммунальной собственностью городских агломераций следует уделять больше внимания. Необходим механизм обоснования выбора наиболее приемлемого метода улучшения ситуации в сфере управления коммунальной собственностью в зависимости от специфики предоставляемых услуг, в зависимости от специфики основной операционной деятельности каждого предприятия, в зависимости от объема наличных бюджетних ресурсов, которые когут бать направлены на реформирование данной сферы. Нецелесообразно для различных коммунальных предприятий предлагать единственный (или единый) метод решения проблемы. Сегодня в научной и практической литературе можно встретить самое разнообразные рекомендации относительно усовершенствования процесса управления коммунальным имуществом и повышения экономической эффективности его использования, это: лизинг (операционный и финансовый), концессия, аренда, усовершенствование процедуры расчета тарифов на услуги, создание объединений совладельцев многоэтажных домов и т.д. Мы считаем, что выбор конкретного инструментария должен бать основан результатами проведенного комплексного анализа коммунального имущества, выявленнными специфическими чертами услуг (товаров), а также существующим уровнем развития городской агломерации. Создание такого механизма является дальнейшей сферой научных поисков авторов, задачей, которая будет решаться.

Библиографический список

1. Государственная служба статистики Украины / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/

2. Харьковский городской совет / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.city.kharkov.

ua/uk/

3. Бец Т.М. Управление рыночной активностью жилищно-коммунальных предприятий региона / Т.М. Бец, М.И. Лисовская // Научный весник НЛТУ Украины. Вып. 21.11.2011. С. 180-189.

4. Глазюк Н.М. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства Украины и основные направления их устранения / Н.М. Глазюк, С.С. Иваночко, А.А. Кипершайн// Научный весник НЛТУ Украины. Вып. 20.06.2010. С. 157-163.

5. Градобоева Е.С. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы хозяйствования // Экономика строительства и городского хозяйства. 2012. № 1. Т. 8. С. 43-50.

Статья поступила в редакцию 24.06.2013.

КОВАЛЕВСКАЯ Алла Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова.

БЫЧЕНКО Людмила Анатольевна - ассистент кафедры управления проектами в городском хозяйстве и строительстве, Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.