A.B. ЛИТВИНЦЕВ
фективное использование для глобальной специализации на высокотехнологичных рынках;
- структурная диверсификация экономики в направлении повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «отраслей знаний»;
- развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание социально-экономических условий для реализации творческого потенциала человека.
В Иркутской области имеются все необходимые ресурсы для успешного осуществления данных стратегий.
Только воплотив в повседневную жизнь общества формулу «демократия-человек-технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.
Примечания
' Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / М-во экон. развития и торговли РФ.
2 Там же.
3 Там же.
A.B. ЛИТВИНЦЕВ
старший преподаватель Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО ГОРОДА
Особенностью функционирования имущественного комплекса крупного города является наличие внутреннего противоречия: во-первых, муниципальное образование должно стремиться к самодостаточности, одно из условий достижения которой — экономическая эффективность использования муниципального имущества; во-вторых, использование муниципального имущества ограничено законодательно; в-третьих, муниципальное имущество — это имущество, основное назначение которого заключается в выполнении общественно полезных функций при решении задач местного самоуправления. Ключевой проблемой является постоянное повышение эффективности функционирования муниципалитета, однако количественное выражение эффекта непосредственно не связано с максимизацией прибыли (дохода) в силу принципиальной разнородности целевых приоритетов деятельности органов местного самоуправления. Отсутствие же адекватной системы оценки влечет за собой пробелы в поиске и разработке целевых ориентиров использования имущества и, соответственно, снижение эффективности всего процесса управления социально-экономическим развитием города. Современная практика муниципального управления,
отождествляя понятия эффекта и дохода, ориентируется, к сожалению, только на доходные частные показатели. Главным показателем в этом случае считается не столько качество жизни населения муниципального образования, сколько удельный вес доходов от использования имущества в доходах бюджета. Критерием эффективности выступает рост доходов с одновременным снижением расходов на поддержание функционирования и развитие имущественных объектов.
С целью анализа информации, поступающей от объекта управления (имущественного комплекса муниципального образования) по каналам обратной связи, необходимо сформировать четкую систему показателей, характеризующих состояние объекта. Главным требованием к данной системе должно стать наличие двух взаимосвязанных параметров: критериев оценки экономической эффективности и критериев удовлетворения социальных потребностей местного сообщества. Среди достаточно разработанных в настоящее время методик определения социальной и экономической эффективности государственных и местных институтов власти можно выделить появившуюся в США методику, основанную на применении сбалансированной системы показателей
© А.В. Литвинцев, 2007
(Balanced Scorecard). Исходя из существующих подходов предлагается следующая система показателей, характеризующих состав, структуру и эффективность использования земельных ресурсов как одного из элементов имущественного комплекса крупного города (рис. 1).
Оценка эффективности использования других элементов имущественного комплекса может быть проведена по аналогичным показателям. Особенностью предлагаемой методики является возможность изменения в перспективе состава показателей при возникновении как новых форм использования существующих объектов имущественного комплекса, так и новых объектов. Приведение же всех разноуровневых частных показателей к одному виду может быть осуществлено при применении так называемого целеориентированного подхода, при котором эффективность определяется отно-
шением фактически полученных результатов к целевым (плановым) значениям показателей. По отдельным показателям, заключающим в себе отрицательную характеристику (например, доля земель, не вовлеченных в оборот), эффективность определяется обратным отношением: целевых результатов к фактически полученным. Целевые значения показателей должны отражать принятые стратегические ориентиры управления имущественным комплексом и устанавливаться при планировании бюджета следующего за отчетным финансового года. Ключевая роль в этом процессе должна принадлежать соответствующим органам местного самоуправления, осуществляющим управление имущественным комплексом.
Общую эффективность управления отдельной составляющей имущественного комплекса предлагается определять как среднюю геометрическую от частных пока-
Рис. 1. Сбалансированная система показателей оценки эффективности использования земельных ресурсов крупного города
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
А.В. ЛИТВИНЦЕВ
зателей. Достаточным значением данного показателя является единица, т.е. свидетельством высокой эффективности служит соответствие фактических значений показателей целевым по всем составляющим имущественного комплекса крупного города: земля, нежилые помещения, здания, сооружения, пакеты акций хозяйствующих субъектов. Высокую эффективность может характеризовать и значение указанного показателя, превышающее единицу.
Апробация предлагаемой автором методики проведена на примере оценки эффективности использования земельных ресурсов городского округа «Город Чита» в 20052006 гг. В целом показатели эффективности использования земель г. Читы в этот период демонстрируют положительную динамику: общий показатель эффективности использования земельных ресурсов вырос с 0,999 в 2005 г. до 1,258 в 2006 г. (чего нельзя сказать о социальных показателях). Тем не менее, почти одна пятая земель города не использовалась, процесс их приватизации в указанный период осуществлялся медленно, значительного скачка в развитии арендных отношений также не наблюдалось. Об этом
свидетельствуют и значения групповых показателей (рис. 2).
Определенный рост показателей удельной доходности в 2006 г. вызван значительным повышением доходов от продажи прав аренды земельных участков в городе, предназначенных для целей жилищного строительства. Остальные показатели не претерпели существенных изменений. В то же время показатели социальной значимости как в 2005, так и в 2006 г. не превышали 0,6.
Таким образом, на основе произведенных в ходе исследования расчетов можно сделать вывод о необходимости первоочередного развития земельных отношений и вовлечения земель в хозяйственный оборот. Принципиальная позиция автора состоит в том, что должна быть осуществлена ускоренная приватизация земельных участков в г. Чите. Для этого местной администрации требуется провести значительную работу с органами государственной власти Читинской области, направленную на снижение ставок выкупной цены земли вплоть, возможно, до минимальной, трехкратной, ставки земельного налога (на данный момент установлена максимальная ставка, десятикратная).
Показатели бюджетной эффективности
—♦— 2005 г. —■— 2006 г.
Рис. 2. Средние групповые показатели эффективности использования земельных ресурсов г. Читы в 2005-2006 гг.
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
Необходимость ускоренной приватизации вызвана особенностями современного российского законодательства. Так, доходы от аренды земли до завершения процесса разграничения государственной собственности на землю подлежат зачислению в бюджет городского округа только в размере 50%, в то время как земельный налог — полностью. После завершения процесса разграничения арендная плата будет зачисляться полностью в соответствующий бюджет. Основная проблема состоит в том, что, в связи со спецификой городских земель, большая часть земельных ресурсов г. Читы отойдет в федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Вследствие этого потери местного бюджета от снижения арендных платежей в перспективе окажутся значительными. Единственной возможностью компенсировать указанные потери является увеличение доходов за счет поступлений от земельного налога. Для этого как раз и необходима
приватизация земельных участков до завершения процесса разграничения.
Следует подчеркнуть, что процесс приватизации земельных участков не может рассматриваться только в контексте достижения прямого бюджетного эффекта, а требует рассмотрения в общеэкономическом контексте достижения и с учетом долгосрочных последствий его осуществления, поскольку передача земли в частную собственность и развитие активно функционирующего рынка земли составляют один из ключевых элементов всех рыночных экономических преобразований и важнейший фактор структурной перестройки экономики как на общегосударственном, так и на муниципальном уровнях.
Практическое использование предложенной методики позволит обеспечивать прозрачность процесса управления имуществом муниципального образования и даст возможность доводить до собственника информацию о реальном состоянии и перспективах развития города.
Е.В. ГОРОХОВА
ассистент
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Естественные монополии чаще всего ассоциируются с государственной собственностью, государственным регулированием, государственной тарифной политикой, а также со значительностью размеров и значимостью для экономики. Правда, в скором времени большая часть этих ассоциаций может потерять свою актуальность в связи с осуществляющимся реформированием естественных монополий. После завершения реформирования роль государства в регулировании деятельности естественных монополий значительно снизится и естественномонопольные отрасли перейдут постепенно из разряда отраслей с сильной ролью государства в разряд отраслей, локально, частично и функционально рыночно регулируемых.
Структура российского естественномо-нопольного сектора экономики во многом обусловлена историей развития народного хозяйства Советского Союза, централизаци-
ей и концентрацией производства и управления в условиях тотального планирования и преобладания государственной формы собственности. К тому же данному сектору внутренне присущи особенности, предопределяющие монопольную структуру рынка. Несмотря на то что процесс реформирования естественных монополий по плану уже должен подходить к своему логическому завершению, экономисты не однозначно трактуют изменения, происходящие в естес-твенномонопольном сегменте экономики.
При разработке планов проведения структурных реформ в России, пересмотре общепринятых базовых принципов структурного построения и функционирования рассматриваемых отраслей опирались на успешные результаты реструктуризации и развития конкурентных рынков электрической энергии, газа и железнодорожных перевозок в других странах мира. Подобного рода преобразо-
© Е.В. Горохова, 2007