>блемы уставу ответ-нтам н
ШЬНЫМ
>слеву-датель-датель-акциях эаннцы заведе-ческим остава, ия прс-педаго-ь учеб-аучных .-вобода зотреб-а собой словий распро-
гго сту-I акаде-Ответ-олучен-
г ответ-нитель-том на-йствия.
инанси-;ключе-мест и гью, что I делает
1СХ0ДИТ,
г к тому.
НТОСПО-заведе-юванмя
ге. Слом I данная 'имер. в
13ИИКЛО,
омикой, нок тру-
да. отвергнув западный опыт. Тогда был установлен самый минимальный МРОТ. ослаблена власть профсоюзов, которая в ряде отраслей стала призрачной. История знает ограниченный круг примеров построения свободного рынка труда, среди них — Англия и Франция в XIX в.. опыт, надо сказать, неудачный.
В итоге, на рынке труда молодых специалистов сложилась та же самая примерно ситуация, что и в советское время, даже в некоторых случаях хуже. - слишком стандартизированная модель оплаты труда и продвижения по карьерной лестнице, не зависящие от уровней образования и способностей индивида. Как бы студент не старался, его будущая зарплата будет регулироваться, с одной стороны. бездушной машиной рынка, а, с другой, волей начальства.
В большинстве ВУЗов, как мы указали в наших шести пунктах, сотрудникам не платят за написание научных и учебно-мето-днческих работ. По замыслу министерства, еще в советские времена этот труд был заложен в нагрузку и оплачивался, половина нагрузки преподавателя приходилась на учебные часы, а остальное время он должен был заниматься наукой и методической работой. Однако данный принцип возник в нерыночный экономике, где не было даже понятия рыночной стоимости труда и его результатов. Написание учебника — это сложное дело, для которого требуется многолетняя подготовка, то есть, научная работа. В советское время это как-то учитывалось, но в постсоветской высшей школе России стал работать принцип чем больше часов в аудитории, тем выше зарплата.
Средняя заработная плата доцента по Москве составляет примерно 23 тыс. руб. (полная ставка). Средняя норма оплаты часа доцента и кандидата наук в гос. ВУЗе составляет примерно 250 рублен. Отсюда нетрудно заметить, что при средней аудиторной нагрузке доцента в 750 часов его заработная плата относительно жестко привязана к часам. Надбавка за научную и учебно-методическую работу является столь малой, что может рассматриваться просто как компенсация за низкую оплату часа аудиторной работы. Это н есть источник низкого качества учебной и научной литературы, что наблюдается в течение всего постсоветского периода.
Результатом такой модели оплаты труда ППС стало в прошлом десятилетии почти полное устранение ВУЗов страны из науки, при том. что НИН и частные предприятия тоже не обладают достаточным для развития НИР потенциалом (рис. I).
Обратимся теперь к шестому нашему пункту. Ситуация с финансированием диссертационных советов такова, что они должны финансироваться из средств университетов. Стандартно руководство кандидатской диссертацией оценивается как 72 часа аудиторной работы в год. грубо говоря, это — ведение 3-4 дипломных проектов. Работа рецензентов, оппонетов. членов диссертационного совета, выдвигаемых кафедрой экспертов четко не регламентирована. Таким образом, внутренние, или кафедральные, рецензенты работают на общественных началах, фактически то же самое можно сказать и о членах диссертационных советов.
Рецензирование диссертации — серьезное дело, которое должно оплачиваться соответствующим образом, в противном случае оценка работы начинает носить поверхностный характер. Отсюда происходит снижение качества диссертационных исследований.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы: нельзя говорить о прорыве в сфере высоких технологий и инновации в целом, пока сфера науки и образования не будет включена в рынок, в первую очередь это касается оплаты труда, которая остается нерыночной. Слишком большая свобода ректорского состава усугубляет такую проблему в образовании, как «собственник без собственности».
Литература:
1. Домчева Е. ВУЗы оказались вне закона. http://www.rg.rW2012/ 12/28/vuzi-site.html.
2. Тпмчишин Д. Д. Теоретические аспекты инновационного процесса в национальной экономике: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01.- М.. 2010.
3. Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М.. 2007.
4. Собрание законодательства Российской Федерации, 1946. № 35, ст. 4135.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
РЕШЕНИЯ
Андрейченко А., аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ
Рассмотрены методологические принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем. Раскрыты >временные тенденции ра ¡вития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ. Выявлены проблемы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем и описаны возможные nvmu их решения.
Ключевые слова: проблемы, оценки эффективности, инновационно-инвестиционные проекты, создание газотранспортных систем, потенциальные пути решения.
ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECTS OF
CREATION OF THE GAS-TRANSPORT SYSTEMS : PROBLEMS AND WAYS OF
DECISION
Andreichenkii A„ the post-graduate student. Institute for Continuing Professional Education GASIS NIU VSHE
The methodological principles of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are considered. Current trends of development ■ methodologyy of an assessment of efficiency of innovative and investment projects and programs are opened. Problems of an assessment of efficiency • innovative and investment projects of creation of gas transmission systems are revealed and possible ways of their decision are described.
Keywords: problems, efficiency estimates, innovative and investment projects, creation of gas transmission systems, potential solutions.
В современных условиях цели государственной политики в ефтегазовом комплексе во многом связаны с развитием сырьевой транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей, а также с увеличением доли продукции с высокой добавлен-- ОЙ стоимостью.
При этом среди приоритетных направлений развития нефте-нового комплекса выделяется реализация перспективных инновационно-инвестиционных проектов строительства трубопроводов ■■ стимулирование инвестиций в разработку месторождений и размене транспортной инфраструктуры.
В условиях инновационного развития российской экономики внимание к проблемам газотранспоршых систем объясняется, во-первых, тем, что они позволяют реализовать конкурентные преимущества отечественной экономики в традиционных отраслях хозяйствования.
Учитывая масштабность инвестиций, сопровождающих стро-1ттельство магистральных г азопроводов н возможные риски инновационных решений, сопровождающих подобные проекты, возникает необходимость в развитии инструментов комплексной оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов.
Под инновационной деятельностью в общем случае будем понимать комплекс научных, технологических, организационных и финансовых мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. При этом в качестве результатов инновационной деятельности традиционно рассматриваются новые товары, работы, услуги или известные товары, работы, услуги, обладающие новыми качествами.
Инновационная деятельность, реализуемая в рамках проектов и программ, направлена на поиск инновационных решений определенных проектом (программой) конкретных проблем (расширение ассортимента, повышение качества продукции, совершенство-ванне технологий производства, транспортировки, улучшение организации производства и т.д.) посредством синтеза и плановой реализации инновационных процессов.
Результаты систематизации принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем приведены в табл. I.
Таким образом, принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем можно представить в виде цепочки взаимосвязанных принципов: «основополагающий принцип - диалектические принципы - принципы государственной политики осуществления инновационной деятельности - принципы. характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов. - принципы оценки результатов инновационной деятельности».
С учетом выделенных принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем были выявлены современные тенденции развития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ.
В качестве ключевых тенденций развития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ выделены следующие.
Во-первых, выделяется тенденция увеличения числа учитываемых характеристик (экономических, экологических, социальных
и др.), отражающих как непосредственные результаты инновган онно-инвестиционных проектов и программ, так и опосрел. ьак ные последствий их реализации, включая индуцирующее атн.-* результатов реализации проектов и программ на решение .жг. _ ных проблем социально-экономического развития местности гни пюна. страны.
Во-вторых, выделяется тенденция, отражающая рост значпш стн оценки степени достижения основной цели инновационть -вестиционного проекта или программы.
В-третьих, все больше внимания уделяется обеспечению „-V ки степени согласованности стратегии реализации инноващк -инвестнцнонного проекта пли программы интересам их участи ков.
В-четвертых, при оценке эффективности инновацнонн стнционных проектов и программ в качестве самостоятел объекта оценки все чаще выступаю механизмы их реализу на базе имеющегося ресурсного потенциала.
В-пятых, при оценке эффективности ннновационно-ин ционных проектов и программ возрастает роль оценки рисков ловленных стратегией реализации в условиях быстро меня характеристик внешней среды.
В-шестых, в условиях роста конкуренции при оценке тивностн инновационно-инвестиционных проектов н п возрастает роль составляющей, связанной с оценкой уровня но-технических достижений и ожидаемых масштабов их зии.
В-седьмых, самостоятельным предметом оценки эффек сти инновационно-инвестиционных проектов и программ в днее время становится соотнесение имеющегося инновацн потенциала и качества реализации в рамках проектов и п инновационных процессов.
Исследования вопросов оценки эффективности иннова инвестиционных проектов создания газотранспортных систе* казали. что им присущи следующие проблемы.
Таблица I. Принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем
№ Группа принципов Состав принципов
1 Основополагающий принцип Сопоставление эффекта (результата) и затрат
2 Диалектические принципы Системный подход, комплексный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип "отрицание отрицания", принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования, принцип обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности и др.
3 Прнпципы государственной политики в научной и инновационной деятельности Свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.
4 Принципы, характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов Принципы оценки инновационных процессов с позиций: целей организации, ее стратегия, политика и ценности; маркетинга; НИОКР; финансов; производства.
5 Принципы оценки результатов инновационной деятельности - принципы научно-технических оценок, - принципы экономических оценок, - принципы социальных оценок - принципы экологических оценок
Анализ состояния газотранспортных систем РФ
Анализ динамики развития мировых и региональных центров социально-экономического развития как программная основа создания газотранспортных систем
M
Анализ программ
развития газотранспортных систем РФ
Предварительный анализ адекватности программ развития газотранспортных систем РФ сформировавшимся рыночным требованиям и латентным
Анализ внешних
факторов, определяющих эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем
Анализ особенностей
оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем
Анализ влияния внутренних факторов на эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем
Формирование критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания магистральных газопроводов
ze:
Определение рациональной технологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов
TT"
Апробация технологии оценки ¡ффективносги инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов
8.
о.
о
Рис. I. Алгоритм решения проблем оценки )ффсктивностн инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных
систем.
Во-первых, на фоне значительных затрат ресурсов (в том числе ресурсов времени) на создания газотранспортных систем относительно низкий уровень рентабельности транспортировки по удельным переменным издержкам приводит к длительному сроку окупаемости инвестиций.
Во-вторых, оценка рисков инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем, как правило, сводится к анализу чувствительности основных экономических показателей.
В-третьих, сохраняются проблемы оценки, обусловленные инновационными подходами к проектированию, использованию новых технологий, инновационных решений по транспортировке углеводородов и т.д.
В-четвертых, существенной проблемой оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем является оценка эффективности организационно-управленческих решений, обусловленных характером и исходом решения технических проблем.
В-пятых, учитывая долгосрочный характер использования созываемых газотранспортных систем, сохраняется проблема оценки социальной составляющей эффективности проектов.
В-шестых, сохраняется проблема оценки эффективности динамики загрузки персонала по мере реализации ннновационно-ин-вестиционного проекта создания газотранспортной системы.
В-седьмых, при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем принципиальное значение приобретает не только учет схем развития и реконструкции газотранспортной системы единой системы газоснабжения (ГТС ЕСГ) страны, но и увязка развития ГТС ЕСГ с общей энергетической стратегией России.
В-восьмых, с учетом сохранения негативных экологических тенденций в среде обитания человека на качественно новый уровень должны выйти проблемы оценки экологической составляю-
щей инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.
В-девятых, при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем необходимо учитывать индуцирующее влияние нефтегазового комплекса па развитие национальной экономики, поскольку в ближайшие годы нефтегазовый комплекс сохранит за собой статус основы формирования валового внутреннего продукта страны, а. значит, будет являться основным источником инвестирования инновационного развития отечественной экономики.
С учетом выявленных проблем оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем был сформирован алгоритм их решения, представленный на рис. I.
Предложенный алгоритм решения проблем оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем позволяет решить задачу формирования системного подхода к оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.
Литература:
1. Тебекнн A.B. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.
2. Бурцев Ю. А. Методология разработки стратегии повышения эффективности деятельности предпринимательских структур. М.. 2011.
3. Тумина Т.А. Методология оценки эффективности инновационной деятельности. Транспортное дело России №1 (2009).
4. Асаул Д. Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса. или сохраняется ли строительный комплекс страны в рыночной экономике. М„ 2001.
5. Сербул A.C. Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. // Транспортное дело России, №10. 2010.