Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ.: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ.: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЗДАНИЕ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрейченко А.

Рассмотрены методологические принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем. Раскрыты современные тенденции развития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ. Выявлены проблемы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем и описаны возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECTS OF CREATION OF THE GAS-TRANSPORT SYSTEMS: PROBLEMS AND WAYS OF DECISION

The methodological principles of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are considered. Current trends of development of methodology of an assessment of efficiency of innovative and investment projects and programs are opened. Problems of an assessment of efficiency of innovative and investment projects of creation of gas transmission systems are revealed and possible ways of their decision are described.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ.: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

>блемы уставу ответ-нтам н

ШЬНЫМ

>слеву-датель-датель-акциях эаннцы заведе-ческим остава, ия прс-педаго-ь учеб-аучных .-вобода зотреб-а собой словий распро-

гго сту-I акаде-Ответ-олучен-

г ответ-нитель-том на-йствия.

инанси-;ключе-мест и гью, что I делает

1СХ0ДИТ,

г к тому.

НТОСПО-заведе-юванмя

ге. Слом I данная 'имер. в

13ИИКЛО,

омикой, нок тру-

да. отвергнув западный опыт. Тогда был установлен самый минимальный МРОТ. ослаблена власть профсоюзов, которая в ряде отраслей стала призрачной. История знает ограниченный круг примеров построения свободного рынка труда, среди них — Англия и Франция в XIX в.. опыт, надо сказать, неудачный.

В итоге, на рынке труда молодых специалистов сложилась та же самая примерно ситуация, что и в советское время, даже в некоторых случаях хуже. - слишком стандартизированная модель оплаты труда и продвижения по карьерной лестнице, не зависящие от уровней образования и способностей индивида. Как бы студент не старался, его будущая зарплата будет регулироваться, с одной стороны. бездушной машиной рынка, а, с другой, волей начальства.

В большинстве ВУЗов, как мы указали в наших шести пунктах, сотрудникам не платят за написание научных и учебно-мето-днческих работ. По замыслу министерства, еще в советские времена этот труд был заложен в нагрузку и оплачивался, половина нагрузки преподавателя приходилась на учебные часы, а остальное время он должен был заниматься наукой и методической работой. Однако данный принцип возник в нерыночный экономике, где не было даже понятия рыночной стоимости труда и его результатов. Написание учебника — это сложное дело, для которого требуется многолетняя подготовка, то есть, научная работа. В советское время это как-то учитывалось, но в постсоветской высшей школе России стал работать принцип чем больше часов в аудитории, тем выше зарплата.

Средняя заработная плата доцента по Москве составляет примерно 23 тыс. руб. (полная ставка). Средняя норма оплаты часа доцента и кандидата наук в гос. ВУЗе составляет примерно 250 рублен. Отсюда нетрудно заметить, что при средней аудиторной нагрузке доцента в 750 часов его заработная плата относительно жестко привязана к часам. Надбавка за научную и учебно-методическую работу является столь малой, что может рассматриваться просто как компенсация за низкую оплату часа аудиторной работы. Это н есть источник низкого качества учебной и научной литературы, что наблюдается в течение всего постсоветского периода.

Результатом такой модели оплаты труда ППС стало в прошлом десятилетии почти полное устранение ВУЗов страны из науки, при том. что НИН и частные предприятия тоже не обладают достаточным для развития НИР потенциалом (рис. I).

Обратимся теперь к шестому нашему пункту. Ситуация с финансированием диссертационных советов такова, что они должны финансироваться из средств университетов. Стандартно руководство кандидатской диссертацией оценивается как 72 часа аудиторной работы в год. грубо говоря, это — ведение 3-4 дипломных проектов. Работа рецензентов, оппонетов. членов диссертационного совета, выдвигаемых кафедрой экспертов четко не регламентирована. Таким образом, внутренние, или кафедральные, рецензенты работают на общественных началах, фактически то же самое можно сказать и о членах диссертационных советов.

Рецензирование диссертации — серьезное дело, которое должно оплачиваться соответствующим образом, в противном случае оценка работы начинает носить поверхностный характер. Отсюда происходит снижение качества диссертационных исследований.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы: нельзя говорить о прорыве в сфере высоких технологий и инновации в целом, пока сфера науки и образования не будет включена в рынок, в первую очередь это касается оплаты труда, которая остается нерыночной. Слишком большая свобода ректорского состава усугубляет такую проблему в образовании, как «собственник без собственности».

Литература:

1. Домчева Е. ВУЗы оказались вне закона. http://www.rg.rW2012/ 12/28/vuzi-site.html.

2. Тпмчишин Д. Д. Теоретические аспекты инновационного процесса в национальной экономике: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01.- М.. 2010.

3. Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М.. 2007.

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 1946. № 35, ст. 4135.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

РЕШЕНИЯ

Андрейченко А., аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

Рассмотрены методологические принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем. Раскрыты >временные тенденции ра ¡вития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ. Выявлены проблемы оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем и описаны возможные nvmu их решения.

Ключевые слова: проблемы, оценки эффективности, инновационно-инвестиционные проекты, создание газотранспортных систем, потенциальные пути решения.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROJECTS OF

CREATION OF THE GAS-TRANSPORT SYSTEMS : PROBLEMS AND WAYS OF

DECISION

Andreichenkii A„ the post-graduate student. Institute for Continuing Professional Education GASIS NIU VSHE

The methodological principles of an assessment of efficiency of innovative activity of economic systems are considered. Current trends of development ■ methodologyy of an assessment of efficiency of innovative and investment projects and programs are opened. Problems of an assessment of efficiency • innovative and investment projects of creation of gas transmission systems are revealed and possible ways of their decision are described.

Keywords: problems, efficiency estimates, innovative and investment projects, creation of gas transmission systems, potential solutions.

В современных условиях цели государственной политики в ефтегазовом комплексе во многом связаны с развитием сырьевой транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей, а также с увеличением доли продукции с высокой добавлен-- ОЙ стоимостью.

При этом среди приоритетных направлений развития нефте-нового комплекса выделяется реализация перспективных инновационно-инвестиционных проектов строительства трубопроводов ■■ стимулирование инвестиций в разработку месторождений и размене транспортной инфраструктуры.

В условиях инновационного развития российской экономики внимание к проблемам газотранспоршых систем объясняется, во-первых, тем, что они позволяют реализовать конкурентные преимущества отечественной экономики в традиционных отраслях хозяйствования.

Учитывая масштабность инвестиций, сопровождающих стро-1ттельство магистральных г азопроводов н возможные риски инновационных решений, сопровождающих подобные проекты, возникает необходимость в развитии инструментов комплексной оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов.

Под инновационной деятельностью в общем случае будем понимать комплекс научных, технологических, организационных и финансовых мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. При этом в качестве результатов инновационной деятельности традиционно рассматриваются новые товары, работы, услуги или известные товары, работы, услуги, обладающие новыми качествами.

Инновационная деятельность, реализуемая в рамках проектов и программ, направлена на поиск инновационных решений определенных проектом (программой) конкретных проблем (расширение ассортимента, повышение качества продукции, совершенство-ванне технологий производства, транспортировки, улучшение организации производства и т.д.) посредством синтеза и плановой реализации инновационных процессов.

Результаты систематизации принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем приведены в табл. I.

Таким образом, принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем можно представить в виде цепочки взаимосвязанных принципов: «основополагающий принцип - диалектические принципы - принципы государственной политики осуществления инновационной деятельности - принципы. характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов. - принципы оценки результатов инновационной деятельности».

С учетом выделенных принципов оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем были выявлены современные тенденции развития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ.

В качестве ключевых тенденций развития методологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и программ выделены следующие.

Во-первых, выделяется тенденция увеличения числа учитываемых характеристик (экономических, экологических, социальных

и др.), отражающих как непосредственные результаты инновган онно-инвестиционных проектов и программ, так и опосрел. ьак ные последствий их реализации, включая индуцирующее атн.-* результатов реализации проектов и программ на решение .жг. _ ных проблем социально-экономического развития местности гни пюна. страны.

Во-вторых, выделяется тенденция, отражающая рост значпш стн оценки степени достижения основной цели инновационть -вестиционного проекта или программы.

В-третьих, все больше внимания уделяется обеспечению „-V ки степени согласованности стратегии реализации инноващк -инвестнцнонного проекта пли программы интересам их участи ков.

В-четвертых, при оценке эффективности инновацнонн стнционных проектов и программ в качестве самостоятел объекта оценки все чаще выступаю механизмы их реализу на базе имеющегося ресурсного потенциала.

В-пятых, при оценке эффективности ннновационно-ин ционных проектов и программ возрастает роль оценки рисков ловленных стратегией реализации в условиях быстро меня характеристик внешней среды.

В-шестых, в условиях роста конкуренции при оценке тивностн инновационно-инвестиционных проектов н п возрастает роль составляющей, связанной с оценкой уровня но-технических достижений и ожидаемых масштабов их зии.

В-седьмых, самостоятельным предметом оценки эффек сти инновационно-инвестиционных проектов и программ в днее время становится соотнесение имеющегося инновацн потенциала и качества реализации в рамках проектов и п инновационных процессов.

Исследования вопросов оценки эффективности иннова инвестиционных проектов создания газотранспортных систе* казали. что им присущи следующие проблемы.

Таблица I. Принципы оценки эффективности инновационной деятельности экономических систем

№ Группа принципов Состав принципов

1 Основополагающий принцип Сопоставление эффекта (результата) и затрат

2 Диалектические принципы Системный подход, комплексный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип "отрицание отрицания", принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования, принцип обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности и др.

3 Прнпципы государственной политики в научной и инновационной деятельности Свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.

4 Принципы, характеризующие эффективность осуществления инновационных процессов Принципы оценки инновационных процессов с позиций: целей организации, ее стратегия, политика и ценности; маркетинга; НИОКР; финансов; производства.

5 Принципы оценки результатов инновационной деятельности - принципы научно-технических оценок, - принципы экономических оценок, - принципы социальных оценок - принципы экологических оценок

Анализ состояния газотранспортных систем РФ

Анализ динамики развития мировых и региональных центров социально-экономического развития как программная основа создания газотранспортных систем

M

Анализ программ

развития газотранспортных систем РФ

Предварительный анализ адекватности программ развития газотранспортных систем РФ сформировавшимся рыночным требованиям и латентным

Анализ внешних

факторов, определяющих эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем

Анализ особенностей

оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем

Анализ влияния внутренних факторов на эффективность инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем

Формирование критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания магистральных газопроводов

ze:

Определение рациональной технологии оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов

TT"

Апробация технологии оценки ¡ффективносги инновационно-инвестиционных проектов строительства магистральных газопроводов

8.

о.

о

Рис. I. Алгоритм решения проблем оценки )ффсктивностн инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных

систем.

Во-первых, на фоне значительных затрат ресурсов (в том числе ресурсов времени) на создания газотранспортных систем относительно низкий уровень рентабельности транспортировки по удельным переменным издержкам приводит к длительному сроку окупаемости инвестиций.

Во-вторых, оценка рисков инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем, как правило, сводится к анализу чувствительности основных экономических показателей.

В-третьих, сохраняются проблемы оценки, обусловленные инновационными подходами к проектированию, использованию новых технологий, инновационных решений по транспортировке углеводородов и т.д.

В-четвертых, существенной проблемой оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем является оценка эффективности организационно-управленческих решений, обусловленных характером и исходом решения технических проблем.

В-пятых, учитывая долгосрочный характер использования созываемых газотранспортных систем, сохраняется проблема оценки социальной составляющей эффективности проектов.

В-шестых, сохраняется проблема оценки эффективности динамики загрузки персонала по мере реализации ннновационно-ин-вестиционного проекта создания газотранспортной системы.

В-седьмых, при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем принципиальное значение приобретает не только учет схем развития и реконструкции газотранспортной системы единой системы газоснабжения (ГТС ЕСГ) страны, но и увязка развития ГТС ЕСГ с общей энергетической стратегией России.

В-восьмых, с учетом сохранения негативных экологических тенденций в среде обитания человека на качественно новый уровень должны выйти проблемы оценки экологической составляю-

щей инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.

В-девятых, при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем необходимо учитывать индуцирующее влияние нефтегазового комплекса па развитие национальной экономики, поскольку в ближайшие годы нефтегазовый комплекс сохранит за собой статус основы формирования валового внутреннего продукта страны, а. значит, будет являться основным источником инвестирования инновационного развития отечественной экономики.

С учетом выявленных проблем оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем был сформирован алгоритм их решения, представленный на рис. I.

Предложенный алгоритм решения проблем оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем позволяет решить задачу формирования системного подхода к оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов создания газотранспортных систем.

Литература:

1. Тебекнн A.B. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2012.

2. Бурцев Ю. А. Методология разработки стратегии повышения эффективности деятельности предпринимательских структур. М.. 2011.

3. Тумина Т.А. Методология оценки эффективности инновационной деятельности. Транспортное дело России №1 (2009).

4. Асаул Д. Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса. или сохраняется ли строительный комплекс страны в рыночной экономике. М„ 2001.

5. Сербул A.C. Управление развитием инновационной инфраструктуры газотранспортных систем. // Транспортное дело России, №10. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.