Научная статья на тему 'Оценка эффективности и результативности государственного бюджетного контроля'

Оценка эффективности и результативности государственного бюджетного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА / КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипникова Е.Г.

В статье раскрывается вопрос организации бюджетного контроля в России, его эффективности и результативности. Бюджетный контроль в системе управления государственными финансами исполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее усовершенствование государственного бюджетного контроля позволит повысить эффективность и результативность потребления финансовых ресурсов государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и результативности государственного бюджетного контроля»

темы размещения государственного и муниципального заказа будет повышаться, что обеспечит в конечном итоге воспроизводство требуемых материальных ресурсов для государственных и муниципальных нужд.

Список использованной литературы

1. Анчишкина О.В. Национальные контрактные системы: российское перепутье / О.В. Анчишкина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 2. - С. 20.

2. Афанасьев М.В. Государственные закупки в рыночной экономике / М.В. Афанасьев, Н.В. Афанасьева, В.А. Кныш. - СПб.: СПбГУЭФ, 2014. -91 с.

3. Белокрылова О.С. Место и роль государственных расходов в рыночной экономике / О.С. Белокрылова // Управление государственными и муниципальными заказами. - Ростов н/Д: Содействие-ХХ1 век, 2013. - 102 с.

4. Колесникова, Т.Г. К вопросу об управлении затратами на производство и реализацию продукции / Т.Г. Колесникова // Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе. Межвузовский региональный сборник статей. - Йошкар-Ола, 2013. - С. 53-58.

5. Рябова Е.В. Функционально-ориентированное управление как технология менеджмента в современных условиях // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Сер. Экономика. Вып. 24. - Тольятти, 2011.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

© Скрипникова Е.Г.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье раскрывается вопрос организации бюджетного контроля в России, его эффективности и результативности. Бюджетный контроль в системе управления государственными финансами исполняет функцию достижения управленческого результата. Дальнейшее усовершенствование государственного бюджетного контроля позволит повысить эффективность и результативность потребления финансовых ресурсов государства.

Ключевые слова бюджет государства, контроль, финансовый контроль, управление, бюджетирование, финансовый контроль государства.

Бюджетный контроль считается стоимостным контролем, поэтому в отличие от иных видов контроля (административного, санитарного, экологи-

1 Магистрант кафедры Экономического анализа и аудита.

ческого) во всех сферах общественного воспроизводства он имеет место и сопровождает полностью весь процесс движения денежных фондов, в том числе и стадию осмысления финансовых результатов. Областью бюджетного контроля выступают все операции не только денежного оборота, но и различные формы взаимозачетов, а также бартерные сделки.

Государственным финансовым контролем считается регулируемая правовыми нормами деятельность органов местного самоуправления и государственных органов по контролю за распределением, формированием, эффективным и целевым расходованием финансовых ресурсов, а также рациональности и законности потребления муниципальной и государственной собственности, которая своей целью имеет не только обнаружение, но и предупреждение нарушения в работе подконтрольных объектов.

Государственным финансовым контролем является функциональный элемент управления муниципальными и государственными финансами. Государственный финансовый контроль - инструмент финансовой политики, направленный на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства России и других нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджет-но-правовые отношения. Государственный финансовый контроль считается формой реализации контрольной функции финансов [4].

Государственный финансовый контроль с позиции практики определяется как «совокупность операций и действий исполнительных и законодательных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов в лице государства по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов, учреждений, предприятий, организаций» [10].

Государственный финансовый контроль обеспечивает права и интересы как государства и его учреждений, так и всех субъектов экономики, предназначен для создания условий для финансовой стабилизации, реализации финансовой политики государства. В первую очередь, это разработка, исполнение и утверждение внебюджетных фондов и бюджетов всех уровней, а также контроль за финансовой деятельностью государственных учреждений и предприятий, финансовых корпораций и государственных банков.

Очень важно уточнение, которое дано в определении касающегося местного самоуправления государственного финансового контроля.

Осуществляют в бюджетном учреждении внешний государственный финансовый контроль Счетная палата России, муниципальные образования и контрольно-счетные органы субъекта Федерации, органы Росфиннадзора, финансовые органы субъектов Федерации, органы Роспотребнадзора, исполнительные органы власти региона, а также Министерство финансов России - вышестоящий распорядитель бюджетных средств.

Бюджетный контроль выделяют внутри государственного финансового контроля. Бюджетным контролем является контроль над потреблением бюджетных средств. Учитывая, что формирование, расходование и распределе-

ние большей части финансовых ресурсов государства происходит во время реализации бюджетного процесса и свое отражение находит в бюджетах различного уровня, в финансовом контроле государства бюджетный контроль занимает главное место.

Как виду государственного финансового контроля бюджетному контролю характерны те же цели, функции, задачи и те же проблемы - отсутствие единых критериев оценки рациональности, эффективности, единой концепции контрольной деятельности, целесообразности использования и расходования бюджетных средств.

Главная задача бюджетного контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства при помощи обеспечения соблюдения финансовой дисциплины, финансового законодательства, предотвращение нецелевого использования бюджетных средств. Бюджетный контроль помогает в разработке и реализации оптимальной бюджетной и финансовой политики, обеспечивает в государственный бюджет максимальный рост поступлений и совершенствование экономики.

Объект бюджетного контроля - распределительные процессы при использовании и формировании финансовых ресурсов, которые отражаются в бюджетах всех уровней, т.е., по сущности, бюджетный процесс.

Предмет бюджетного контроля - такие финансовые показатели, как размеры субсидий, бюджетных ссуд, налоговых платежей, расходы и доходы бюджетов различных уровней и т.д. [1].

Бюджетный контроль может рассматриваться как отрасль науки, контрольное действие, сфера деятельности.

Реализация бюджетного контроля в целом, его задачи, цели, методы, формы, органы регулируются нормами бюджетного права, которые содержатся в бюджетном законодательстве. Как характерную часть финансового контроля бюджетный контроль также можно отнести к особенной части финансового права.

Бюджетный контроль, как сфера деятельности, представляет деятельность по оценке достоверности проверяемой отчетности, степени соблюдения требований нормативно-правовых актов и оказание определенных сопутствующих услуг, к которым достаточно хорошо органы бюджетного контроля подготовлены (экспертные, консультативные и др.).

Бюджетный контроль как контрольное действие проявляется в проведении в определенной ситуации определенной проверки.

Из-за ежегодного повышения расходной части госбюджета актуальной становится проблема разработки путей оптимизации действующей системы бюджетного контроля. Действенный и эффективный контроль - важный фактор государственной стабильности и необходимое условие существования сильного государства. В экономической сфере регулирующая функция государства заключается не только в выявлении, пресечении и предупреж-

дении финансовых нарушений, как на муниципальном, так и на федеральном уровнях, но и в организации эффективной системы бюджетного контроля для увеличения эффективности потребления бюджетных средств.

Эффективность системы бюджетного контроля - унификация стандартов и регламентов деятельности контрольных органов, т.е. необходимость установления единых правил и подходов проведения контрольных мероприятий.

Принцип эффективности государственного бюджетного контроля для оценки эффективности предполагает наличие количественных показателей. Данные показатели используют при оценке эффективности и результативности деятельности контролирующих органов, способствуют определению достижений запланированных результатов и могут группироваться. К примеру, устанавливается число выявленных в ходе проверки нарушений законодательства. Данный показатель можно использовать как с точки зрения оценки эффективности и результативности деятельности контролирующих органов, так и для оценки эффективности и результативности бюджетно-финансовой деятельности проверяемых служб, к примеру, Счетной палаты. Так, показатели эффективности и результативности могут разрабатываться и устанавливаться, согласно особенностям целей проверки, работы объекта контроля и с учетом особенности деятельности контрольных служб [2].

При оценке эффективности потребления бюджетных средств могут оцениваться такие показатели, как межбюджетные отношения, правоприменительные функции, регулятивные функции, государственные услуги, бюджетные инвестиции. Совокупность оценки таких показателей может говорить об эффективности и результативности деятельности проверяемого субъекта.

Основные проблемы организации бюджетного контроля в России: отсутствие полной и четкой нормативно-правовой базы и в законодательстве самого понятия бюджетного контроля, отсутствие о системе бюджетного контроля единого федерального закона; недостаточно четко организационная структура органов государственного бюджетного контроля показывает особенности государственного устройства России; не определены законодательно статус органов бюджетного контроля России и ее регионов, в целостности роль и место каждого субъекта бюджетного контроля; отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает перекладывание ответственности и многочисленные коллизии; органы контроля между собой слабо взаимодействуют; к процессу осуществления бюджетного контроля отсутствует единый методологический подход, единая информационная база [5].

Главное направление усовершенствования государственного бюджетного контроля реализации государственных программ заключается в принятии единой концепции как главнейшей составляющей бюджетного контроля, которая в себя должна включать установленные единые методологические и

правовые основы реализации государственного бюджетного контроля за осуществлением государственных программ, определить систему органов и их между собой порядок взаимодействия. Притом требуется разработать систему, позволяющую оценивать эффективность и результативность деятельности контролирующих органов и их сотрудников.

Одним из направлений совершенствования, во-первых, должно быть исключение дублирования действий органов государственного бюджетного контроля.

Во-вторых, фактором для повышения эффективности и результативности бюджетного контроля государства должно стать обширное применение современных информационных технологий.

Государственный бюджетный контроль нуждается в усилении и усовершенствовании, поиск путей разрешения вопросов реализации и организации бюджетного контроля является трудоемким и достаточно длительным процессом, который уже в настоящее время требуется начать, т.к. несовершенство системы бюджетного контроля, как государственного, так и муниципального, приводит автоматически к потере большей части доходов государственного бюджета. Отсутствие такой системы также значит над своей собственностью полную потерю контроля.

Одним из главных элементов управления и оценки государственными финансами с точки зрения эффективности и результативности должен стать аудит эффективности и результативности. Он представляет собой разновидность бюджетного контроля со стороны органов государственной власти за экономическими и социальными результатами. Последующее совершенствование аудита эффективности и результативности требуется для повышения результативности, эффективности бюджетного контроля государства, улучшения деятельности распорядителей бюджетных средств - органов государственной власти, усиление в части расходования средств прозрачности деятельности данных органов [7].

Аудит эффективности и результативности представляет собой инструмент контроля и оценки потребления бюджетных средств с точки зрения поставленных задач и целей, их соответствия стратегии совершенствования государства.

Так, оценка эффективности и государственный бюджетный контроль предполагают такой подход к потреблению бюджетных средств, выделение, планирование и расходование бюджетных средств при котором осуществляются согласно целям и задачам государственной политики.

Оценка эффективности и результативности потребления бюджетных средств обеспечиваться должна через применение динамических показателей, качественных и количественных показателей и показателей (темпы падения и роста за конкретный период времени), которые характеризуют соблюдение законности потребления средств (нанесение из-за нарушения

бюджетного законодательства ущерба, нецелевое потребление бюджетных средств).

В будущем при внедрении системы показателей оценки результативности и эффективности потребления бюджетных средств необходимо в бюджетном секторе экономики продолжить последовательное проведение реформ.

Список литературы:

1. Абросимов А.А. Система критериев оценки эффективности бюджетного контроля: научная статья / А.А. Абросимов. - СПб.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2011. - Выпуск № 4.

2. Геймур О.Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе: научная статья / О.Г. Геймур. -Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета, 2014. - Выпуск № 11.

3. Горшечина Д.А. Совершенствование инструментария оценки и контроля эффективности использования бюджетных средств в современных условиях: научная статья / Д.А. Горшечина. - М.: МИР, 2015. - Выпуск № 2-1.

4. Кузнецова А.А. Проблемы и перспективы финансового контроля в России: научная статья / А.А. Кузнецова, Д.М. Мельник. - Омск: Финансовый университет при Правительстве России, 2014. - Выпуск № 7.

5. Куприянец И.М. Понятие бюджетного контроля в дисциплине «государственные и муниципальные финансы»: научная статья / И.М. Куприя-нец. - Томск: Вестник Томского государственного университета, 2010. -Выпуск № 1 (9).

6. Курмаева Л.В. Совершенствование системы финансового контроля: научная статья / Л.В. Курмаева. - М.: МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2012. - Выпуск № 8.

7. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования: научная статья / А.В. Пенчук. - М.: Концепт, 2014. - Выпуск № 7.

8. Подшивалов Ю.И. Понятие государственного финансового контроля: научная статья / Ю.И. Подшивалов. - Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2011. - Выпуск № 2.

9. Цыренова И.Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: научная статья / И.Ц. Цыренова. - М.: Бизнес в законе, 2011. - Выпуск № 5.

10. Четвертикова Г.В. Финансовый бюджетный контроль: научная статья / Г.В. Четвертикова, Ю.А. Марченко, Н.В. Бородина. - Горно-Алтайск: Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2015. - Выпуск № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.