Научная статья на тему 'Оценка эффективности госзакупок у единственного поставщика'

Оценка эффективности госзакупок у единственного поставщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСЗАКУПКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 44-ФЗ / КОНКУРЕНТНЫЕ И НЕКОНКУРЕНТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК / ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабетова Т.В., Кремер К.И.

В статье представлен анализ использования государством неконкурентного способа проведения госзакупок закупки у единственного поставщика, рассмотрены основные случаи его применения согласно действующему законодательству. В результате анализа статистических данных выявлена существенная доля контрактов по госзакупкам, заключенных с единственным поставщиком, как в количественном, так и в ценовом выражении. Однако на основании анализа сезонных колебаний количества заключаемых контрактов и процента расторжения контрактов сделан общий вывод о том, что эффективность закупок у единственного поставщика может быть признана достаточно высокой в не противоречащих законодательству случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности госзакупок у единственного поставщика»

200

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ской и правоприменительной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Саранск, 2014. - С. 17-20.

2. Рухтин С.А. Мировое соглашение: проблемы заключения и исполнения при банкротстве // Журнал российского права. - 2007. - № 9. - С. 100-110.

3. Эпштейн С.М. К вопросу об условиях заключения мирового соглашения в деле о несостоятельности (банкротстве) // Бизнес в законе. Экономика -юридический журнал. - 2011. - № 5. - С. 57-60.

4. Черкасский П.А. Мировое соглашение как реабилитационная процедура банкротства // Власть и управление на Востоке России. - 2008. - № 2. -С. 158-164.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

© Сабетова Т.В.*, Кремер К.И.*

Воронежский государственный аграрный университет, г. Воронеж Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

В статье представлен анализ использования государством неконкурентного способа проведения госзакупок - закупки у единственного поставщика, рассмотрены основные случаи его применения согласно действующему законодательству. В результате анализа статистических данных выявлена существенная доля контрактов по госзакупкам, заключенных с единственным поставщиком, как в количественном, так и в ценовом выражении. Однако на основании анализа сезонных колебаний количества заключаемых контрактов и процента расторжения контрактов сделан общий вывод о том, что эффективность закупок у единственного поставщика может быть признана достаточно высокой в не противоречащих законодательству случаях.

Ключевые слова госзакупки, Федеральный закон N 44-ФЗ, конкурентные и неконкурентные способы проведения госзакупок, закупки у единственного поставщика.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения,

* Доцент кафедры Управления и маркетинга в АПК Воронежского ГАУ, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры «Управление материально-техническим обеспечением ВВС» ВУНЦ ВВС ВВА.

Правовое регулирование социально-экономических отношений

201

связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом [1].

Среди существенных нововведений данного Закона по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обычно отмечается расширение перечня способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). К существующим конкурентным способам проведения госзакупок отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Также предусмотрен и неконкурентный способ проведения госзакупок - закупки у единственного поставщика. Данный способ применим в случаях, если:

- закупаемый товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) определен указом или распоряжением Президента РФ либо постановлением или распоряжением Правительства РФ;

- выполняется работа по мобилизационной подготовке в РФ;

- осуществляются закупки малого объема (менее 100 тыс.рублей);

- закупки осуществляются для целей сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на сумму, не превышающую 400 тыс.рублей;

- необходимо выполнение или оказание работы, услуги может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП;

- требуется заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем;

- заказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.п.;

- потребность в заказе вызвана ЧС, аварией, необходимостью срочного медицинского вмешательства; а также выполняется ряд других, достаточно редких условий (всего ФЗ-44 предусматривает 45 пунктов для осуществления закупок у единственного поставщика).

Несмотря на то, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положения-

202

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ми главы 3 указанного закона, в ней же указано, что он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Можно было бы ожидать, что, несмотря на солидный список случаев, когда возможны госзакупки у единственного поставщика, доля подобных контрактов будет незначительной. Однако данные таблицы 1 [3] опровергают такое предположение.

Таблица 1

Доля госзакупок у единственного поставщика, 2014 г.

Проведено всего Заключено контрактов, шт. Заключено контрактов, % к итогу Начальная цена, тыс. рублей Начальная цена, % к итогу

Закупки всего 6691999 100,000 6964790416 100,000

в т.ч. закупки у единственного поставщика, в т.ч.: 5321219 79,516 2593482867 37,237

- без проведения конкурентных способов определения поставщиков 945050 14,122 2465232767 35,396

- закупки малого объема 4376169 65,394 128250100 1,841

На долю контрактов, заключенных с единственным поставщиком, в 2014 году приходилось почти 80 % от общего числа заключенных контрактов госзакупок, хотя в ценовом выражении эта доля составила лишь 37 %, что, тем не менее, нельзя признать незначительной долей. Важно указать и на то, что из этих 37 % лишь менее 2 % приходилось на закупки малого объема, хотя общее число таких контрактов, естественно, оказалось большим. Средняя сумма контракта при закупках сверхмалых объемов составила всего 29,3 тыс.рублей (обычно сюда относятся оплаченные магазинные чеки, например, на канцелярские товары для госслужащих). С другой стороны, по закупкам у единственного поставщика без проведения конкурентных способов определения поставщиков средняя цена контракта составила 2 576,8 тыс. рублей, что не так уж мало.

Закупки у единственного поставщика являются неконкурентным способом проведения государственных закупок, однако это не всегда означает низкую эффективность такого варианта обеспечения государственных нужд. Естественным образом, об эффективности часто судят по такому показателю, как экономия бюджетных средств за счет проведения конкурентных форм выбора поставщика, а такая экономия в случае с закупками у единственного поставщика невозможна. Однако этот показатель не является окончательным и должен сопоставляться с затратами на само проведение конкурсов, аукционов и иных конкурентных форм определения поставщика.

К тому же, даже получаемый в результате относительный показатель не может быть признан единственным, характеризующим эффективность за-

Правовое регулирование социально-экономических отношений

203

купонной деятельности государства. В качестве примера следует привести такую характерную черту закупок, как сезонность. Общеизвестно, что существенная доля закупок традиционно приходится на последний квартал года, когда многими распорядителями соответствующей деятельности спешно осваиваются выделенные на различные цели средства. Поквартальная динамика объемов закупок, представленная на рис. 1, подтверждает это.

Рис. 1. Динамика объема закупок по кварталам, млн. рублей

С другой стороны, динамика закупок у единственного поставщика, хотя и повторяет общие колебания, обладает, как мы видим, гораздо меньшим размахом колебаний, из чего можно сделать вывод о гораздо более равномерном осуществлении таких закупок в течение года.

Еще одним параметром следует признать долю расторгаемых по различным причинам государственных контрактов (табл. 2 [3]).

Таблица 2

Расторгнуто государственных контрактов за 2014 год, тыс. руб.

Общая сумма заключенных контрактов Общая сумма расторгнутых контрактов % расторжения контрактов от общей суммы заключенных

Закупки всего 6328064843 202019508 3,192

в т.ч. закупки у единственного поставщика, в т.ч.: 2593482867 52530881 2,025

- без проведения конкурентных способов определения поставщиков 2465232767 51630783 2,094

- закупки малого объема 128250100 900098 0,702

Если в среднем по госзакупкам в 2014 г. были расторгнуты заключенные контракты на 3,2 % от общей суммы контрактов, то по закупкам у единственного поставщика - лишь 2,0 %, т.е. контракты расторгались на треть реже, если говорить о закупках малого объема, то доля расторжений составила существенно менее 1 %.

204

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

В единой информационной системе размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта за исключением случаев, когда предмет закупки составляет государственную тайну, а также случаев закупок малых объемов. Извещение содержит информацию о заказчике, краткое изложение условий контракта, ограничение участия в определении поставщика, а также размер и порядок обеспечении контракта.

В условиях снижения инвестиционных возможностей, доступности кредитных ресурсов и государственного финансирования государственные закупки могут стать эффективным инструментом поддержки российских производителей. При этом должен быть обеспечен равный доступ участников к государственным закупкам [4]. С другой стороны, в существующих кризисных условиях сокращаются и финансовые возможности государства, а само проведение конкурентных процедур выбора поставщика требует определенных затрат. Немаловажен и фактор времени, особенно в условиях ускорения инфляционных процессов в экономике. Конкурентные процедуры требуют от нескольких недель до нескольких месяцев на их организацию и проведение, за это время могут устареть предложения участников (что в худшем случае приведет к отказу от заключения контракта и дальнейшему затягиванию процедуры выбора или к расторжению уже заключенного контракта) или измениться их оценка степени выгодности данного контракта для их бизнеса.

Инвесторы и производители ждут предсказуемого, прозрачного и понятного механизма работы рынка, в том числе и с участием государства. Однако это не значит, что не могут быть установлены четкие требования к компаниям, претендующим на получение статуса единственного поставщика, правила государственного контроля и надзора за деятельностью единственного поставщика, а также утверждены критерии отбора продукции, закупаемой для государственных нужд через единственного поставщика, при этом допускающие достаточно широкое использование данного механизма закупок. Напротив, в некоторых случаях его применение может повышать прозрачность и стабильность рыночных условий.

Таким образом, проведение закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) следует считать не только неконкурентным, но и упрощенным способом осуществления закупок. Как видим из анализа статистики первого года действия Федерального Закона N 44-ФЗ, данный способ пока-

Правовое регулирование социально-экономических отношений

205

зывает себя не как худший, но, напротив, как эффективный по ряду параметров способ осуществления закупок для обеспечения государственных нужд.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 3.01.2016).

2. Князева И.Ю. Контрактная система РФ: проблемы кадрового обеспечения деятельности заказчиков / И.Ю.Князева // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений. - Воронеж, 2015. - С. 84-88.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

4. http://test.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii (дата обращения 4.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.