Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя'

Оценка эффективности государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / AGRICULTURAL GOODS PRODUCERS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ / FINANCING OF THE AGRICULTURAL SECTOR / ОСНОВНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ / BASIC CROPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перова А.Е.

На сегодняшний день сельское хозяйство представляет собой важнейшую сферу развития российской экономики, которое эквивалентно продовольственной безопасности страны, что, приоритетно для любого государства. Этот вопрос особенно стал актуален с возникновением мировых угроз для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с чем, основой решения данной проблемы является предоставление государственной помощи для создания конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции и проведения эффективной политики импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STATE SUPPORT EFFICIENCY OF A DOMESTIC AGRICULTURAL MANUFACTURER

As of today, agriculture is the most important sphere of the Russian economy development, which is an equivalent to the country's food security – a priority for any state. This issue has become particularly relevant with the emergence of global threats to agricultural producers. In this connection, the basis for solving this problem is state support in the creation of competitive domestic agricultural products and an effective policy of import substitution.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.059 Перова А.Е.

ORCID: 0000-0002-1180-259X, Кандидат экономических наук Кубанский государственный университет ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Аннотация

На сегодняшний день сельское хозяйство представляет собой важнейшую сферу развития российской экономики, которое эквивалентно продовольственной безопасности страны, что, приоритетно для любого государства. Этот вопрос особенно стал актуален с возникновением мировых угроз для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с чем, основой решения данной проблемы является предоставление государственной помощи для создания конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции и проведения эффективной политики импортозамещения

Ключевые слова: сельскохозяйственные товаропроизводители, государственная поддержка, финансирование сельскохозяйственной отрасли, основные сельскохозяйственные культуры.

Perova A.E.

ORCID: 0000-0002-1180-259X, PhD in Economics, Kuban State University

EVALUATION OF STATE SUPPORT EFFICIENCY OF A DOMESTIC AGRICULTURAL MANUFACTURER

Abstract

As of today, agriculture is the most important sphere of the Russian economy development, which is an equivalent to the country's food security - a priority for any state. This issue has become particularly relevant with the emergence of global threats to agricultural producers. In this connection, the basis for solving this problem is state support in the creation of competitive domestic agricultural products and an effective policy of import substitution.

Keywords: agricultural goods producers, state support, financing of the agricultural sector, basic crops.

Государственная поддержка сельского хозяйства является важнейшим показателем осуществления грамотного планирования и развития экономики в стране, в связи с тем, что любому созданному фермерскому или крестьянскому хозяйству необходимо усиление позиций на рынке, поэтому ему требуется прочные организационная, экономическая и материальная базы.

На сегодняшний день сельскохозяйственной отрасли необходима государственная поддержка, так как сокращаются показатели развития сельских территорий, снижается престиж труда в сельском хозяйстве, а получение прибыли в данном секторе экономики является все более сложным явлением. В связи с чем, государство стремится создать благоприятные условия для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Их реализация осуществляться посредством предоставления им грантов, субсидий.

В связи со вступлением России в ВТО, актуализировались вопросы оценки эффективности и поиска новых подходов к обоснованию мер государственной поддержки аграрного сектора.

Грамотная поддержка сельскохозяйственных производителей должна привести к формированию устойчивого делового климата в стране. В основе мер государственной поддержки лежат нормативно-правовая база Российской Федерации и международные соглашения. Российское законодательство детально определяет меры поддержки, показывает общие бюджетные средства для каждого сегмента сельского хозяйства, и описывает показатели для оценки успешности каждого сегмента [6, С. 11].

В соответствии с правовой базой РФ за 2013-2020 гг. федеральный бюджет выделит и направит на развитие животноводства - 33,1% средств; на производство зерна - 30,9%; оказания помощи начинающим фермерам - 5,5% (83,7 млрд. руб.). С момента вступления России в ВТО, можно наблюдать постепенное снижение импортных пошлин на некоторые продукты и освобождения от импортных пошлин некоторого количества сельскохозяйственной продукции.

Оценим структуру вложений в развитие сельского хозяйства (табл. 1).

В 2020 г. финансирование сельского хозяйства составит 126,3%, в 2019 - 123,6% (в % от показателя 2016 г.).

Анализ структуры внутренних затрат на развитие сельского хозяйства позволяет сделать вывод о том, что они растут по всем позициям. Однако современный этап развития экономики России требует более значительного увеличения расходов в стране на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таблица 1 - Финансирование основных сегментов сельского хозяйства из федерального бюджета (составлено _автором по данным [2])_

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Расходы федерального 185027,4 212061,0 220317,4 228976,2 234686,5

бюджета, млн. руб.

в том числе:

на развитие растениеводства 61678,5 75239,7 81801,5 87274,4 90802,9

на развитие животноводства 40033,9 39785,1 37931,9 35157,5 33066,8

на развитие мясного 9348,0 10787,5 11649,8 12566,6 13606,6

скотоводства

на развитие овощеводства 7041,0 7715,1 7779,8 7718,9 7784,8

на развитие молочного 34316,9 42275,1 45425,5 49333,3 51826,3

скотоводства

на развитие семеноводства 12706,7 14189,4 14211,9 14436,5 14600,0

на поддержку малых форм 15795,9 17911,6 17239,4 18155,2 18609,2

хозяйствования

на модернизацию производства 4106,5 4157,5 4277,6 4333,8 4389,9

Таким образом, политика государства в сфере сельского хозяйства должна базироваться на определенных принципах: целенаправленность, гарантированность, приемлемость, выполнение обязательств по международным соглашениям (табл. 2).

Таблица 2 - Принципы проведения государственной политики в области сельского хозяйства (составлено автором

по данным [1])

Название Характеристика

Целенаправленность Государственная помощь оказывается на прямую сельскохозяйственным товаропроизводителям

Гарантированность Государство, в соответствии с программами поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, должно выполнять свои обязательства

Приемлемость Все формы сельского хозяйства имеют право на оказание им государственной поддержки

Выполнение обязательств по международным соглашениям Государственная поддержка сельскохозяйственным производителям оказывается с учетом обязательств России по международным соглашениям

Важнейшей целью проведения политики РФ по оказанию поддержки сельскохозяйственной отрасли должно стать создание благоприятных условий для производства продукции и оказание содействия в ее продвижении на рынок.

Для этого необходимо решение следующих задач:

1. Снятие административных барьеров в сельском хозяйстве:

- контролировать реализацию указаний Президента РФ в сфере сельского хозяйства;

- создать систему защиты прав и интересов сельскохозяйственных производителей, предоставление условий безопасности производимой ими продукции;

- совершенствовать систему информационной, консультационной поддержки в данном секторе экономики;

- содействовать интеграции национального сельскохозяйственного продукта на мировой рынок.

2. Планирование показателей развития сельского хозяйства:

- разработать и выполнять программы по развитию сельского хозяйства с учетом экономических, культурных, экологических особенностей местности;

- обеспечить политическую и социальную стабильность, способность смягчения последствий структурных изменений для быстрой адаптации к меняющимся потребностям рынка;

- модернизировать действующее производство, внедрение высокотехнологичных производств с целью повышения эффективности производительности сельскохозяйственной деятельности;

- обеспечить активизацию потребительского спроса, так как низкий уровень спроса приводит к тому, что фермерские хозяйства не имеют средства для

расширения мощностей и освоения новых технологий;

В связи, с чем главными направлениями государственной политики в сфере поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей являются:

1. Создание инфраструктуры развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Формирование благоприятных условий использования государственных ресурсов и технологий в производственных целях.

3. Создание упрощенного порядка регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также сертификации их продукции.

4. Содействие внешнеэкономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Осуществление обучения и повышения квалификации кадров для сельского хозяйства.

На рис. 1 представлена система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Соответствие критериям

1. Доля участия юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса не более 25%.

2. Средняя численность работников на малых предприятиях не превышает 100 человек включительно и на микропредприятиях - 15 человек; выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство (К(Ф)Х) работает на рынке не менее 3-х лет и реализует продукцию не менее 30 тыс. руб. в год.

4. Глава К(Ф)Х является гражданином РФ, проживающий в сельской местности данного региона не менее года.

Создание предприятия

1. Выделение грантов на создание К(Ф)Х.

Цель - создание, расширение и модернизация производственной сферы фермерских хозяйств.

Гранты используются на приобретение земли, разработку проектов, подключение к инженерным сетям, а также и для строительства сельскохозяйственных объектов.

2. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам.

Цель - обеспечение доступа начинающих сельскохозяйственных производителей к инвестиционным кредитным ресурсам.

Инвестиционные кредиты используются на приобретение сельскохозяйственного оборудования и техники, оборотных средств, животных.

Сумма кредитов для начинающих сельскохозяйственных производителей - до 5 млн. руб. Срок кредитования - 15 лет, льготный период - 5 лет.

3. Выделение грантов на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Цель - оказание единовременной помощи на строительство жилья и бытовое обустройство, при условии, что начинающий фермер сам осуществляет строительство или приобретает новостройку.

4. Предоставление субсидий на внесение первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

Цель — обеспечить доступность лизинга для начинающих сельскохозяйственных производителей. По данным условиям из федерального бюджета предоставляется компенсация части первоначального взноса лизинга, который не должен превышать 1/15 от стоимости предмета лизинга.

5. Проведение конкурса РФ «Лучший начинающий фермер».

Цель — освещение положительного опыта создания новых

фермерских хозяйств и достигнутых ими успехов.

6. Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х.

Цель — стимулирование развития животноводства на базе

фермерских хозяйств. Для фермерских хозяйств, которые находятся в стадии строительства или реконструкции молочных и иные животноводческих ферм, компенсируются затраты - 60% затрат. Остальные 40% затрат фермер должен покрыть самостоятельно. При этом до 30% затрат фермер может покрывать за счет кредитов, а 10% должен заплатить из собственных средств.

Рис. 1 - Схема государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (составлено автором по данным [1], [2])

(окончание на стр. 153)

Расширение бизнеса

1. Субсидии на возмещение части затрат по кредитам

Субсидии на возмещение части затрат по кредитам

предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Поддержка предоставляется на различные сроки и цели. Максимальный размер кредита - 40 млн. руб. на срок до восьми лет. Однако все зависит от целей кредита и юридической формы предприятия.

2. Предоставление поручительств залогового фонда

В случае недостаточности залогового обеспечения при оформлении кредита в коммерческих банках можно обратиться в специальные гарантийные фонды, которые сегодня функционируют почти во всех субъектах Российской Федерации при Департаментах по поддержке малого и среднего бизнеса.

3. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных

Такая поддержка предусмотрена с целью увеличения объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных кооперативов, обеспечения доступа к рынкам сбыта и кредита, повышение уровня занятости и доходов сельского населения.

4. Помощь в оформлении земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Предусматривается компенсация расходов на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Из федерального бюджета предоставляется компенсация порядка 500 руб. на 1 га, что составляет порядка 50 % от общей стоимости, остальные средства, необходимые для проведения кадастровых работ предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Окончание рис. 1 - Схема государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

(составлено автором по данным [1], [2])

По итогам 2015 г. сельское хозяйство стало лидирующим сектором экономики по темпам прироста объемов производства - показатель вырос на 3,5 % (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на закупки продовольствия за рубежом снизились почти в 2 раза и составили 23 млрд. долл.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. производство животноводства и птицеводства на убой возросло на 539 тыс. тонн или 4,2 % и составило 13,4 млн. тонн. Государство увеличило финансовую помощь на развитие сектора растениеводства в размере 29,2 млрд. руб. В рамках действующей нормативной базы данную поддержку получили 79 субъектов хозяйствования РФ [3].

150 104,3

100

50 12,7 2,6 111 37,6 33,6 16,1

0

■ Зерновые и зернобобовые культуры ■ Кукуруза

■ Соя ■Рис

■ Сахарная свекла ■ Картофель

■ Овощи

Рис. 2 - Показатели урожайности основных сельскохозяйственных культур за 2015 г. (млн. тонн) (составлено

автором по данным [4])

В России большое внимание уделяется развитию малых форм хозяйствования. До 2020 г. более 84 млрд. руб. планируется выделить и направить на поддержку семейным животноводческим хозяйствам и начинающим фермерам. Более 25% предоставляемой всей финансовой помощи на развитие мясомолочной отрасли сельского хозяйства, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, направляемые также и на перерабатывающую отрасль [5, С. 9].

Впервые список получателей государственной поддержки был пополнен предприятиями, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. Такие меры позволят выйти на хорошие положительные результаты снижения импорта по ряду продовольственных показателей, а также производить конкурентоспособную отечественную сельскохозяйственную продукцию.

Несмотря на положительную прогнозную динамику экономических показателей в области государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли, нельзя не отметить следующие негативные факторы, которые оказывают давление на сельское хозяйство:

1. Административные барьеры, которые проявляются во множестве проводимых и не регламентированных проверок сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые различными ведомствами, что приводит к применению государственных регулирующих механизмов.

2. Проблема организации сельскохозяйственной деятельности, что снижает качество управления процесса продвижения и использования продукции.

3. Слабое развитие инфраструктуры предоставления интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи сельскохозяйственным предприятиям, что ограничивает их доступ к новым видам деятельности, уменьшает их долю на мировом рынке товаров и услуг, увеличивает издержки производства, что в свою очередь снижает конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для повышения эффективности развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования их деятельности автор считает целесообразным руководствоваться следующими рекомендациями:

- обеспечить оптимальные условия для привлекательности сельскохозяйственной отрасли РФ путем создания инфраструктуры, реализующей институциональную, финансовую, кредитную, налоговую и тарифную политики;

- расширить масштабы финансовой поддержки на первых этапах введение деятельности сельскохозяйственного производителя в рамках программ поддержки сельского хозяйства;

- создавать новые и совершенствовать уже существующие правовые, экономические и управленческие механизмы стимулирования вывода конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на внутренние и внешние рынки;

- обеспечить баланс интересов государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повысить спрос на сельскохозяйственную продукцию и привлечь частных инвесторов к финансированию высокотехнологичных проектов;

- совершенствовать практику налогового администрирования действующих налоговых льгот, которые направлены на стимулирование активности сельскохозяйственных предприятий в рамках снижения налоговой нагрузки;

- подготовить и информационно сопровождать сельскохозяйственных товаропроизводителей, как в текущей деятельности, так и в сфере их внешнеэкономической деятельности в целях повышения использования экспортно -импортного потенциала страны.

Список литературы / References

1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: федер. закон (ред. от 12.02.2015): [принят Гос. Думой 26 декабря 2006 г.: одобр. Советом Федерации 27 декабря 2006 г.] [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения: 18.03.2017).

2. Российская Федерация. Постановления. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление

Правительства РФ (ред. от 13.01.2017): [утверждена Постановлением Правительства РФ 14.07.2012 г.] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/ (дата обращения: 18.03.2017).

3. Компания Deloitte - исследовательский проект развития аграрного бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.investinrussia.com/data/files/current-issues-of-agribusiness-in-russia-2015.pdf. (дата обращения: 18.03.2017).

4. Перспективы развития сельского хозяйства в России в 2016-2018 годы. [Электронный ресурс]. - URL: https://agrovesti.net/novosti_apk/perspektivi_razvitiya_selskogo_chozyaystva_v_rossii_v_2016%E2%80%932018_godi.htmI. (дата обращения 19.03.2017).

5. Country report: Russian Federation / D. Rylko, D. Khotko, S. Abuzarova, N. Yunosheva, I. Glazunova. - June 2015. - P 50.

6. Russian Federation: Analysis of the Agribusiness Sector in Southern Russia // Report series - №. 13 - January 2009. - P

111.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Rossijskaja Federacija. Zakoni. O razvitii selskogo xozyaistva [Russian Federation. Laws. On the development of agriculture: Feder. the law (ed 12.02.2015): [adopted by State. Duma on December 26, 2006: approve. The Federation Council on December 27, 2006] [Electronic resource]. - URL:http://www.consultant.EN/document/cons_doc_LAW_64930/ (accessed: 18.03.2017). [in Russian]

2. Rossijskaja Federacija. Postanovleniya. Gosydarstvennaya programma razvitiya selskogo xozyaistva i regylirovaniya rinkov selskoxozyaisnvennoi prodyksii, sirya i prodovolstviya na 2013-2020 godi [Russian Federation. Regulations. The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 20132020: RF Government Decree (as amended on 13.01.2017): [approved by the Decree of the Government of the Russian Federation 14.07.2012,] [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/ (accessed: 18.03.2017). [in Russian]

3. Kompaniya Deloitte - issledovatelskii proekt razvitiya agrarnogo biznessa [Deloitte - research project: development of agrarian business [Electronic resource]. - URL: http://ru.investinrussia.com/data/files/current-issues-of-agribusiness-in-russia-2015.pdf. (accessed: 18.03.2017). [in Russian]

4. Perspektivi razvitiya selskogo xozyaistva v Rossii [Prospects for the development of agriculture in Russia in the years 2016-2018. [Electronic resource]. - URL: https://agrovesti.net/novosti_apk/perspektivi_razvitiya_selskogo_chozyaystva_v_rossii_v_2016%E2%80%932018_godi.html. (accessed: 19.03.2017). [in Russian]

5. Country report: Russian Federation / D. Rylko, D. Khotko, S. Abuzarova, N. Yunosheva, I. Glazunova. - June 2015. - P

50.

6. Russian Federation: Analysis of the Agribusiness Sector in Southern Russia // Report series - №. 13 - January 2009. - P

111.

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.159 Полковникова В.И.1, Першина Н.С.2

:ORCID: 0000-0002-4252-4326, Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Пермская государственная сельскохозяйственная академия 2ORCID: 0000-0003-1822-6596, Кандидат сельскохозяйственных наук, Пермская государственная сельскохозяйственная академия ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОСЕМЕНЕНИЯ ПЧЕЛИНЫХ

МАТОК

Аннотация

Проанализирована методика племенной работы на пасеке: бонитировка пчелиных семей, отбор трутней и подбор их пчелиным маткам. Приведены процессы взятия спермы у трутней и искусственного осеменения пчелиных маток. Представлена организационно-экономическая характеристика предприятия. Эффективность метода инструментального осеменения доказана путем расчета затрат на использование этого метода и прибыли от его применения. Выявлено повышение продуктивности пчелиных семей. Результаты исследования инструментального осеменения маток показали, что он является весьма эффективным методом разведения пчел.

Ключевые слова: пчеловодство, матка, трутень, инструментальное осеменение, пчелиная семья.

Polkovnikova V.I.1, Pershina N.S.2

:ORCID: 0000-0002-4252-4326, PhD in Agriculture, associate Professor, Perm State Agricultural Academy,

2ORCID: 0000-0003-1822-6596, PhD in Agriculture, Perm State Agricultural Academy EFFICIENCY OF INSTRUMENTAL INSEMINATION USE OF BEE QUEENS

Abstract

The article describes the technique of breeding work at an apiary, and namely valuation of bee colonies, selection of male-bees and queens. The process of sperm extraction from male-bees and artificial insemination of bee queens is presented in the paper. Organizational and economic characteristics of the enterprise are provided. The effectiveness of the method of instrumental insemination is proved by calculating the costs of the method and the profit obtained from its use. We indicated an increase in the productivity of bee colonies. The results of the study of instrumental insemination of queens have shown that it is a very effective method of breeding bees.

Keywords: beekeeping, queen, male-bee, instrumental insemination, bee family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.