®
DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014A6
УДК 332.02 ББК 65.9
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Крюкова Екатерина Викторовна
Старший преподаватель кафедры менеджмента, Астраханский государственный университет [email protected]
ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация
Аннотация. Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей и модернизации экономики в целом. В целях повышения эффективности государственного регулирования ОЭЗ и принятия управленческих решений по изменению условий их функционирования необходима комплексная оценка деятельности ОЭЗ посредством единого интегрального критерия. Целью настоящего исследования является оценка эффективности функционирования особых экономических зон в регионах Российской Федерации.
В исследовании установлено, что утвержденный Правительством РФ Порядок оценки эффективности функционирования ОЭЗ содержит ряд недостатков, не позволяющих формализовать методику определения интегрального показателя эффективности для отдельно взятой зоны. Используется авторская модель интегральной оценки эффективности ОЭЗ на основе сведения взвешенных расчетных значений 27 базовых и 4-6 индивидуальных (в зависимости от типовой принадлежности ОЭЗ) параметров, которая позволяет оценить результативность функционирования и провести компаративный анализ территорий, имеющих особый режим хозяйствования, с учетом совокупной деятельности как предприятий, имеющих статус резидента, так и управляющих компаний.
Проведенные расчеты показали, что в целом функционирование ОЭЗ в регионах России приводит к положительному продуктивному результату, выражающемуся в росте валового регионального продукта, инвестиций и новых рабочих мест. Тем не менее к эффективно функционирующим можно отнести только четыре зоны промышленного производственного и технико-внедренческого типа. У остальных зон выявлены признаки неэффективности. 3 Полученные результаты оценки необходимы для разработки комплекса направле-
^ ний региональной экономической политики по повышению эффективности функционирования ОЭЗ, а также для обоснования необходимости и возможности создания новых § территорий с особым экономическим статусом в регионах РФ.
^ Ключевые слова: особые экономические зоны, экономика региона, оценка эф-
Ф фективности, интегральный показатель, экономическая политика.
Россия, обладая высоким инновационным потенциалом, характеризуется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал в высокие технологии. Устанавливая специальные преференциальные условия на отдельных территориях, возможно обеспечить более интенсивный приток внешних инвестиций и создать необходимые условия для технологической модернизации производства. Многообразие административных, налоговых и таможенных инструментов регулирования хозяйственной деятельности обусловливает дифференциацию форм организации и существования особых экономических зон (ОЭЗ), что актуализирует исследования в области оценки эффективности их работы.
На сегодняшний день в России из 22 ОЭЗ практически функционируют только 13, при этом результативность их деятельности не во всем является удовлетворительной: объем фактических инвестиций, численность резидентов, количество созданных рабочих мест не соответствует плановым значениям, наблюдается общий низкий уровень деловой активности со стороны предприятий-резидентов [4]. Это актуализирует потребность в переосмыслении опыта реализации концепции развития ОЭЗ и эффективного функционирования территорий с особым режимом хозяйствования в рамках экономической системы региона и государства в целом.
Определение эффективности системы, достоверность и корректность сравнения полученных результатов во многом зависят от того, каковы цели и инструментарий, а также в рамках какой системы оценки ведется мониторинг эффективности ее функционирования. В настоящее время с учетом новых задач территориального развития РФ и кризисных явлений результаты оценки эффективности функционирования территорий с особым экономическим статусом должны ответить на ряд вопросов, связанных:
- с целесообразностью предоставления налоговых и таможенных льгот коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим статус резидента ОЭЗ;
- с правильностью выбора приоритетных направлений развития отраслей в опре-
деленных территориальных образованиях Российской Федерации;
- с точечной направленностью вложения финансовых средств бюджетов различных уровней;
- с возможностями по привлечению дополнительных инвестиций из внебюджетных источников на создание объектов инфраструктуры конкретной ОЭЗ.
Согласно законодательству РФ на территории России могут создаваться такие виды особых экономических зон, как технико-внедренческие, промышленно-производ-ственные, туристско-рекреационные и портовые [3]. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ указанных типов ведется в соответствии с методикой, закрепленной в утвержденном Правительством РФ порядке оценки эффективности функционирования особой экономической зоны [2]. Анализ практики применения [1] и алгоритма расчета итогового результата официальной методики позволил выявить ряд конструктивных недостатков, не позволяющих формализовать порядок определения соответствующего рейтинга отдельно взятой зоны.
1. Данный порядок предполагает разбиение всех количественных показателей, на основе которых дается оценка эффективности, на 5 групп. При этом итоговый рейтинг той или иной зоны строится лишь на средневзвешенной по абсолютным показателям, представленным одной группой. Относительные же показатели призваны только усилить и более полно обосновать уже полученные результаты анализа.
2. Рейтинг эффективности отдельно взятой зоны большей частью базируется на прогнозно-плановых показателях, которые составляют лишь незначительную часть всего оглашенного списка параметров.
3. Априорно учитываются показатели, заведомо имеющие знак «минус» в общей совокупности, хотя они и зафиксированы в представленном документе. (К примеру, «количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, вышедших из участия в работе ОЭЗ».)
4. Отсутствует единый критерий, позволяющий обосновать эффективность функционирования особой экономической зоны.
5. Отсутствует интегральный показатель, учитывающий полученные значения в совокупности по абсолютным и относительным показателям.
6. В перечне показателей отсутствуют те, что призваны оценить обоснованность предоставленных налоговых льгот для особых зон того или иного типа.
Таким образом, установленный Правительством РФ Порядок оценки эффективности ОЭЗ содержит обширный набор не в полной мере несогласованных между собой параметров, а потому не может быть использован в качестве методики для установления соответствующего рейтинга (интегрального индекса). Целесообразно введение единого критерия, формализованного в виде интегрального показателя, учитывающего значения всех представленных в документе абсолютных и относительных показателей, в том числе и их весовые доли в общем объеме.
Для оценки эффективности функционирования ОЭЗ предлагается введение интегрального показателя Эоэз, определение которого возможно на основе аддитивной схемы интеграции параметров оценки:
5 ( \
э = у k. * У pO
оэз / . I / In I
i=1
V
/
где k . - весовой коэффициент i-й группы показателей в общем их объеме (. = 1 ... 5); р.. - весовой коэффициент .-го показателя .-й группы (для каждой группы количество показателей различно); О.. -оценочный параметр, соответствующий значению .-го показателя .-й группы.
Группы показателей, включенные в оценку эффективности ОЭЗ:
1 - абсолютные количественные показатели функционирования ОЭЗ (13 показателей);
2 - относительные количественные показатели, отражающие эффективность деятельности резидентов (от 4 до 6 показателей, состав зависит от типа ОЭЗ);
3 - относительные показатели, отражающие эффективность вложения бюджетных средств (3 показателя);
4 - показатели влияния ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона (3 показателя);
5 - показатели деятельности управляющих компаний (6 показателей).
Предлагаемая комплексная оценка эффективности функционирования ОЭЗ сводится к определению и сравнительному анализу единого интегрального показателя Эоэз, основанного на расчетных аналитических значениях всех групп параметров.
Представленная методика не противоречит Порядку оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденному Правительством РФ. Ее реализация возможна при наличии информации за последние два года по указанному перечню позиций, объем и сроки поступления которой регламентированы соответствующими документами.
По результатам оценки эффективности 8-ми особых экономических зон построен их рейтинг, учитывающий совокупную деятельность как предприятий, имеющих статус резидента ОЭЗ, так и управляющих компаний. Полученный рейтинг представлен на рисунке 1.
По результатам оценки эффективности к наиболее эффективно функционирующим ОЭЗ в РФ следует отнести: ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» (Республика Татарстан), а также ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» и «Томск».
Проанализировав показатели на графике, представленном на рисунке 2, следует отметить, что среди действующих промышленных экономических зон более стремительными темпами развиваются особая экономическая зона в Республике Татарстан и Липецкой области. В данных зонах более чем в два раза объем привлеченных инвестиций резидентов превышает бюджетные источники финансирования, на региональных рынках труда зоны имеют 5 %-ю долю рабочих. Тем не менее вклад предприятий указанных зон в региональные валовые продукты и налоговую базу региональных и местных бюджетов не столь значителен. Возможно, это связано с тем, что потенциал этих промышленно-производствен-ных зон еще не использован в полном объеме [об этом свидетельствует низкая доля (менее 20 %) занятых земельных участков на территориях зон]. Очевидно, что рассмотренные четыре промышленно-производственные зоны находятся на разных этапах жизненного цикла.
Рис. 1. Распределение ОЭЗ по интегральному показателю эффективности их функционирования Примечание. Составлено на основании авторских расчетов.
2012 г.
индекс функционирования индекс эффективности оценка влияния ОЭЗ на
ОЭЗ вложения бюджетных средств социально-экономическое
развитие региона
■ ОЭЗ в Республике Татарстан □ ОЭЗ в Липецкой области ОЭЗ в Самарской области Н ОЭЗ в Свердловской обл.
Рис. 2. Частные индексы эффективности особых экономических зон промышленно-производственного типа, 2012 г.
Примечание. Составлено на основании авторских расчетов.
Анализируя данные зон технико-внедренческого типа, представленные на графиках рисунка 3, видно, что по показателям результативности следует выделить технико-внедренческие зоны в г. Санкт-Петербурге и г. Томске. Однако относительно указанных выше про-мышленно-производственных зон вклад зон данного типа в экономику соответствующих регионов не является значительным. Несмотря на предоставляемые налоговые и таможенные льготы производственная деятельность предприятий-резидентов минимальна.
Для туристских зон в настоящий момент отдельный анализ в полном объеме невозможен, так как не достаточно данных для комплексной оценки. Установлено, что данный тип зон по показателям результативности является наименее значимым в экономике регионов. Несмотря на то что с момента создания ряда зон туристско-рек-реационного типа прошло более 6 лет, доля арендованных земельных участков менее 10 %, а вклад частных инвестиций не превышает 2,5 %.
Рис. 3. Частные индексы эффективности особых экономических зон технико-внедренческого типа, 2012 г. Примечание. Составлено на основании авторских расчетов.
Таким образом, по результатам проведенного анализа оценки эффективности следует признать систему управления ОЭЗ условно-эффективной с необходимостью дальнейшего совершенствования по отдельным направлениям, в частности, доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и расходованием средств, направленных в качестве взносов в их уставные капиталы, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности ОЭЗ.
На статистическом материале показано, что функционирование особых экономических зон в регионах России в целом приводит к положительному продуктивному результату, выражающемуся в росте валового регионального продукта, инвестиций и количества новых рабочих мест. Наиболее результативным функционированием отличаются промышленно-производственные зоны. Наименее продуктивный тип ОЭЗ в России -туристическо-рекреационный. По зонам портового типа отсутствует достоверная официальная статистическая информация. Также установлено, что результативность функционирования ОЭЗ зависит от фазы жизненного цикла, проявляются различные признаки неэффективности. Это обусловливает дифференцированный подход к выработке направлений регулирования в целях повышения эффективности их функционирования.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/ activities/bulleten/755/16710/. - Загл. с экрана.
2. Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491) // Система ГАРАНТ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70396466/ #ixzz3PMb0MH34. - Загл. с экрана.
3. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в частности поправки, внесенные в данный закон в 2011-2013 годах.
4. Щур, О. О. Классификация факторов и условий функционирования особых экономических зон: критический анализ / О. О. Щур // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2012. - № 2. - С. 79-86.
REFERENCES
1. Otchet o rezultatakh kontrolnogo meropriyatiya "Audit effektivnosti ispolzovaniya gosudarstvennykh sredstv, napravlennykh na sozdanie i razvitie osobykh ekonomicheskikh zon " [Report on the Results of "Audit of the Efficiency of Using Public Funds Aimed at the Creation and Development of Special Economic Zones"]. Available at: http://audit.gov.ru/ activities/bulleten/755/16710.
2. Pravila otsenki effektivnosti funktsionirovamya osobykh ekonomicheskikh zon (utv. postanovleniem Pravitelstva RF ot 10 iyunya 2013 g. №» 491) [The Rules for Evaluating the Efficiency of Special Economic Zones (app. by the Resolution of RF Government of June 10, 2013 no. 491)]. Sistema GARANT [GARANT System]. Available at: http://base.garant.ru/70396466/#ixzz 3PMb0MH34.
3. Federalnyy zakon № 116-FZ "Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii", v chastnosti popravki, vnesennye v dannyy zakon v
2011-2013 godakh [The Federal Law no. 116-FZ "On Special Economic Zones in the Russian Federation", in Particular, the Amendments to the Law Made in 2011-2013].
4. Shchur O.O. Klassifikatsiya faktorov i usloviy iunktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon: kriticheskiy analiz [Classification of Factors and Conditions of SEZ functioning: Critical Analysis].
Izvestiya Dalnevostochnogo federalnogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 2, pp. 79-86.
EVALUATING THE EFFICIENCY OF ZONES WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS IN RUSSIAN REGIONS
Kryukova Ekaterina Viktorovna
Assistant Professor, Department of Management, Astrakhan State University [email protected]
Tatishcheva St., 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation
Abstract. Special Economic Zones (SEZ) represent one of the tools of attracting foreign capital, diversifying the economy, shifting the industry to the path of innovative development, supporting the priority sectors, and modernizing the economy as a whole. In order to improve the efficiency of state regulation of SEZ and to make management decisions on amendment of the terms of their operation, the comprehensive assessment of the SEZ by a single integral criterion is necessary. The purpose of this study is to evaluate the efficiency of the special economic zones in the regions of the Russian Federation.
The study found that the procedure for evaluating the efficiency of the SEZ approved by the Russian Government, contains a number of shortcomings that do not allow to formalize the method of determining the integral index of efficiency for a separate zone. The article describes the author's model of integral evaluation of SEZ effectiveness on the basis of calculated values of 27 basic and 4-6 individual (depending on the types of SEZ) parameters. They allow evaluating the efficiency level and conducting the comparative analysis of territories with a special regime of management, taking into account the total activity of resident enterprises as well as management companies.
The calculations showed that in general the functioning of SEZ in the Russian regions as a whole, leads to the positive productive results, reflected in the growth of gross regional product, investment and new jobs. However, only four areas of industrial production and technology development can be attributed to effectively functioning SEZ. The other areas revealed the features of inefficiency.
The obtained results of the evaluation are necessary for the developing the set of directions of regional economic policy on improving the functioning of the SEZ, as well as justifying the necessity and possibility of creating new areas with special economic status in the Russian regions.
Key words: special economic zones, regional economy, evaluation of efficiency, integrated indicator, economic policy.