Научная статья на тему 'Оценка эффективности физического воспитания детей и подростков в системе «Семья-школа»'

Оценка эффективности физического воспитания детей и подростков в системе «Семья-школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / СЕМЬЯ / FAMILY / ШКОЛА / SCHOOL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОЦЕНКА / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Т. К.

Многоуровневый подход к оценке качества работы образовательного учреждения с семьей создает возможность анализа процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи как многомерной системы, основанной на действенном контроле каждого уровня управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE EFFICIENCY OF CHILDREN AND TEENAGERS PHYSICAL EDUCATION WITHIN THE FAMILY-SCHOOL SYSTEM

Multi-level approach to assessing the quality of how well the educational establishment works with families allows to analyze the quality control of pedagogical interaction between the school and the family as a multidimentional system based on the effective control on every management level in this process.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности физического воспитания детей и подростков в системе «Семья-школа»»

кописи. Быстрота, неутомимость и легкость в беге коней - вот те качества, которыми дорожили монгольские скотоводы.

Прежде чем выпустить лошадей на скачки, их тренируют по специальным правилам. Выпасают скакунов на лучших пастбищах с тщательно подобранным травостоем и регулируют количество потребляемой ими воды. Ежедневно в полдень лошадей, иногда даже предварительно укутанных в бараньи шкуры, заставляют карьером подниматься в гору. Дней через десять такой тренировки лошадь почти перестает потеть и сбрасывает лишний жир. Тогда скакун готов к соревнованиям.

Наездниками бывают только дети в возрасте от 5 до 12 лет. Поэтому их приучают к верховой езде в самом раннем возрасте, с 3-4 лет. На скачках они, с отличительными знаками наездников, не тяжелы для скакунов на далекие расстояния, подстегивают, когда надо, коня, покрикивая «гуу-гу!». В каждом выезде впереди всадников скачет наездник со знаменем в руках. На финише победителя встречают песней победы - «Первый из десяти тысяч» [4].

Перечисленные монгольские национальные игры связаны с особенностями быта монгольского народа, используются как средства его умственного, нравственного и физического воспитания.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

2. Сухбат Ш. Монголчуудын сурган хумуужуу-лэх ов уламжлал [Традиции воспитания детей у монголов]. - Улаанбаатар, 2009. - 300 с.

3. Дарамбазар Х. Монгол ардын тоглоом [Монгольские народные игры] // XX. - № 4. - Улаанбаатар, 1978.

4. Лхагвасурэн Г. Национальная спортивная традиция // Теория и практика физической культуры. - М., 1981. - № 4.

5. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. - М., 2002.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - 2-е изд., дораб. - М.: Владос, 1995. - 224 с.

7. Жуковкая Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. - М.: Восточная литература, 2002. - 248 с.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА»

ASSESSING THE EFFICIENCY OF CHILDREN AND TEENAGERS' PHYSICAL EDUCATION WITHIN THE «FAMILY-SCHOOL» SYSTEM

Т. К. Ким

Многоуровневый подход к оценке качества работы образовательного учреждения с семьей создает возможность анализа процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи как многомерной системы, основанной на действенном контроле каждого уровня управления этим процессом.

Ключевые слова: система, семья, школа, взаимодействие, качество, оценка.

T. K. Kim

Multi-level approach to assessing the quality of how well the educational establishment works with families allows to analyze the quality control of pedagogical interaction between the school and the family as a multi-dimentional system based on the effective control on every management level in this process.

Keywords: system, school, family, interaction, quality, assessment.

Говоря об оценке эффективности деятельности системы «семья-школа», в том числе и в направлении физического воспитания подрастающего поколения, прежде всего необходимо выявить методологические подходы к определению и оценке качества педагогического взаимодействия школы и семьи как ключевого системообразующего фактора. Интегративные качества системы, как неоднократно подчеркивалось нами в предыдущих работах [1; 2], приобретаются в процессе функционирования всех составляющих ее частей. При этом компоненты и элементы си-

стемы приобретают качества, не свойственные каждому из них, взятому в отдельности, вне поля их взаимодействия.

Еще раз напомним, что под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия [1].

Анализ литературных и иных информационных источников показал, что качество взаимодействия может рассматриваться как философская, социальная, политическая, экономическая, педагогическая категория [3; 4; 5]. Для поиска методологических подходов к определению и анализу качества взаимодействия школы и семьи в целом и оценке эффективности физического воспитания в системе «семья-школа» в частности необходимо рассматривать данное понятие не как атрибут конкретной образовательной услуги, а как существенную характеристику самого образовательного процесса, которая отражает его специфичность и общественное предназначение. Несмотря на явно выраженный социальный смысл данного понятия, его многомерность вызывает определенные сложности при использовании в теории и практике образования.

Определение и оценка качества взаимодействия направлены прежде всего на поиск и анализ прогрессивных изменений в развитии социальных процессов и систем. При организации поиска определяются характер происходящих изменений, желаемые цели и нормы социальной деятельности, ценностные показатели прогнозируемых ориентиров развития общества, планируемые модели управления достижения намечаемых целей.

В конечном итоге качество взаимодействия определяется прежде всего степенью реализации целевых установок деятельности системы «семья-школа» и конечным образовательным эффектом [5].

Для лучшего понимания категории «качество взаимодействия школы и семьи» все аналитические данные по проблемам качества взаимодействия мы разделили на три группы: относящиеся к качеству структуры, качеству процесса, качеству результата. Это становится возможным на основе сформулированного представления об образовании (в широком смысле слова) как процессе и результате взаимодействий в педагогическом пространстве. Тогда качество структуры будет связано с условиями организации процессов взаимодействия школы и семьи, а качество процесса - с деятельностью по повышению его эффективности, поиску тех факторов, которые позволят наиболее оптимально ставить цели взаимодействия с семьей и достигать результатов, обеспечивающих развитие личностного потенциала объектов и субъектов взаимодействия (учащихся, их родителей и - непременно - профессионального потенциала педагогов). Качество результатов описывает и анализирует изменения в развитии личности субъектов и объектов [3; 4].

Из этих трех составляющих (качество структуры, качество процесса и качество результатов) и интегрируется целостное понятие качества взаимодействия школы и семьи и оценка эффективности их деятельности. Безусловно, этот процесс должен быть действенным, то есть обеспечивать достижение максимального результата при минимальных затратах. Результатом является, как было сказано выше, формирование личности учащегося. Под затратами понимаются не только и не столько материальные затраты, сколько время, силы, психическое и физическое здоровье, профессиональные умения и навыки, ко-

торые расходуют субъекты и объекты взаимодействия для достижения результата.

Также можно отметить те свойства процесса взаимодействия школы и семьи, которые достаточно полно определяют его качество с точки зрения основных его потребителей и участников.

В части результатов процесса взаимодействия это прежде всего уровень развития личности ребенка.

Психологические условия процесса взаимодействия школы и семьи характеризуются субъективной оценкой условий взаимодействия между основными его субъектами. При этом оцениваются: усилия, затраченные обеими сторонами (педагогами и родителями) на получение результатов, мотивы получения результатов, степень удовлетворенности ими, потребности, ожидания, настроения.

Уровень развития педагогической культуры является одним из условий процесса взаимодействия, отражающих сформированные педагогические знания, умения, навыки. Этот уровень можно назвать образовательным потенциалом семьи, так как он определяет способность родителей к обучению и воспитанию детей и к самообразованию. Если школа играет достаточную роль в развитии педагогической культуры родителей учащихся, изменение этого уровня может быть отнесено к результатам педагогического взаимодействия.

То же относится и к мотивации сотрудничества, отражающей развитие личности родителей школьников в процессе взаимодействия. С одной стороны, мотивация относится к условиям процесса взаимодействия и существенно влияет на его ход, а с другой - ее характер и изменение отражают развитие личности родителей школьников в результате этого процесса также, если школа играет достаточную роль в развитии педагогической культуры семьи. В этой части составляющих качества процесса взаимодействия необходимо рассмотреть его психологическую комфортность, в первую очередь - для родителей школьников. В результате пребывания в школе у родителей формируются отношения с учителями и администрацией школы. Низкая комфортность психологического климата школы отражается прежде всего на эмоциональной включенности родителей в образовательный процесс и их психологической защищенности. У родителей проявляется нежелание сотрудничать с учителями, наблюдается формальный стиль общения, недоверие к профессиональной компетентности педагогов и т. п. Психологический климат в педагогическом коллективе также оказывает заметное влияние на ход образовательного процесса в целом и процесс взаимодействия с семьей в частности.

Анализ литературных и документальных источников, собственные исследования позволили определить, что на текущий момент качество взаимодействия школы и семьи включает в себя, в первую очередь, такие компоненты:

- уровень образованности и воспитанности учащихся;

- уровень педагогической культуры родителей;

- уровень профессиональной готовности педагогов к работе с семьей;

- мотивация субъектов взаимодействия;

- психологическая комфортность процесса взаимодействия;

- качество содержания используемых программ работы с семьей;

- качество реализации программ работы с семьей.

Рассматривая качество педагогического взаимодействия школы и семьи как способ повышения эффективности образовательного процесса, мы определяем его как совокупность педагогических характеристик субъектов взаимодействия, обусловливающих их способность удовлетворять образовательные потребности развивающейся личности ребенка и социальный заказ общества на подготовку выпускника общеобразовательного учреждения.

Основной целью повышения качества взаимодействия школы и семьи является создание условий и перспектив для полноценного гармоничного развития личности ребенка, а также обеспечение эффективности образовательного процесса. Поэтому важнейшей функцией контроля качества взаимодействия остается обеспечение этих условий в процессе сотрудничества школы и семьи.

Для повышения качества взаимодействия школы и семьи руководству образовательного учреждения необходимо:

- создать систему профессиональной подготовки педагогических кадров к работе с семьей, используя при этом статистические методы регулирования технологического процесса;

- разработать систему эффективного управления процессом взаимодействия;

- усовершенствовать научно-методическую работу структурных подразделений школы и обеспечить их взаимодействие;

- стимулировать самообразование и творческие инициативы педагогов в работе с семьей.

В данном исследовании мы выявили основные сферы педагогического взаимодействия в современном образовательном пространстве, в соответствии с которыми можно выделить три уровня решения проблем повышения качества взаимодействия школы и семьи: макроуровень (государственный), мезоуровень (конкретного образовательного учреждения), микроуровень (уровень межличностного контакта педагога и родителя).

На макроуровне качество взаимодействия определяется:

- организацией процесса взаимодействия;

- подготовкой педагогических кадров к руководству этим процессом;

- финансовым, научно-методическим, информационным, материально-техническим обеспечением образовательных учреждений;

- определением содержательных норм, необходимых для достижения требуемого качества взаимодействия, зафиксированного в нормативных образовательных документах.

На мезоуровне качество взаимодействия определяется:

- эффективной системой управления образовательным учреждением с участием родительской общественности;

- уровнем профессиональной квалификации руководящих и педагогических кадров;

- характером научно-методической работы общеобразовательного учреждения;

- методами стимулирования совершенствования профессионального мастерства педагогов в работе с семьей.

На микроуровне качество взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе определяется:

- уровнем педагогической культуры родителей учащихся;

- уровнем профессиональной компетентности педагогов в работе с семьей;

- уровнем образованности и воспитанности учащихся.

Многоуровневый подход к оценке качества работы

образовательного учреждения с семьей создает возможность анализа процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи как многомерной системы, основанной на действенном контроле каждого уровня управления этим процессом.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами с 2006 по 2009 г. в различных регионах РФ (Москва, Московская область, Кабардино-Балкарская республика) позволила констатировать, что реализация основных положений концепции и программы взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью оптимизации физического воспитания детей и подростков в системе «семья-школа» выразилось в следующих социальных эффектах:

- снижении остроты проявлений кризиса семьи в муниципалитетах и регионах, укреплении института семьи, возрождении и сохранении лучших отечественных традиций семейного воспитания;

- активизации педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей;

- создании активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания;

- увеличении количества семей, вовлеченных в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в образовательных учреждениях, спортивных клубах по месту жительства (то есть в увеличении удельного веса граждан, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом);

- увеличении количества спортивных секций и групп общефизической подготовки с учетом интересов и потребностей современной семьи в муниципальных и других образовательных учреждениях;

- увеличении количества проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с привлечением семей;

- улучшении организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, и с другими категориями «проблемных» семей;

- повышении качества информационного и научно-методического обеспечения физического воспитания подрастающего поколения и различных контингентов взрослого населения;

- приросте обеспеченности населения различными категориями спортивных сооружений;

- снижении общей заболеваемости населения, и прежде всего детей и подростков.

Комплекс показателей результативности системы «семья-школа» на уровне отдельного образовательного учреждения выразился в:

1) качестве образовательных услуг; показатели: соответствие государственному стандарту по физической культуре; сопоставительные данные тестирования физической подготовленности, физического развития, показателей здоровья субъектов воспитательного процесса;

2) удовлетворенности детей и родителей физкуль-турно-спортивными услугами; показатели: положительные результаты опроса детей и родителей, тренеров, учителей и т. д.; высокая востребованность физкультурно-спортивных услуг среди населения;

3) тенденции в развитии всех компонентов физического воспитания; показатели: наличие положительной динамики в развитии физической культуры личности детей, подростков и взрослого контингента на основе объективных данных; удовлетворенность развитием физической культуры и спорта всех субъектов воспитательного процесса и тех, кто имеет к ним отношение; четкость и осознанность перспектив развития физической культуры на уровне каждого образовательного учреждения;

4) тенденции к росту личных достижений детей и подростков, учителей физической культуры, тренеров, других специалистов и родителей; показатели: выполнение тестовых заданий детьми, повышение разрядов ETC педагогами, уровень педагогической культуры родителей, показатели здоровья всех субъектов воспитательного процесса и др.

На личностном уровне интегративное влияние системы и ее структурных компонентов на субъект процесса физического воспитания проявился в результирующем ее воздействии на них, характеризуемом совершенствованием адаптационных возможностей организма занимающихся и приобретением ими способности совершать работу, непосильную ранее.

Оценка эффективности указанной деятельности определялась нами динамикой соотношения показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, степенью сформированно-сти физической культуры личности в начале и по окончании этапа занятий физическими упражнениями и спортом в семье и образовательном учреждении.

При этом к оценке физической культуры личности занимающихся в каждом отдельном случае мы подходили как к динамическому состоянию, которое постоянно изменяется в зависимости от половозрастной структуры личности субъектов воспитательного процесса, уровня организации физической культуры в образовательном учреждении, медико-гигиенического воспитания, условий экологии, социально-бытовых условий и т. д., то есть с учетом специфики отдельно взятой семьи и индивидуальных особенностей ее членов.

Оценку деятельности по достижению стратегических целей и тактических задач физического воспитания в системе «семья-школа» мы производили по степени выполнения плановых количественных показателей. Так, например:

- оценка реализации тактической задачи «Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения» осуществляется по степени выполнения показателя «Удельный вес населения (количество детей и подростков, семей), систематически занимающегося физическими упражнениями и спортом»;

- оценка реализации тактической задачи «Обеспечение содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов и семей, имеющих детей с отклонениями в развитии», осуществляется по показателю «Удельный вес инвалидов и семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом»;

- оценка реализации тактической задачи «Обеспечение вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями и спортом детей, подростков и учащейся молодежи в спортивных школах и других учреждениях физкультурно-спортивной направленности» осуществляется по показателю «Удельный вес детей, подростков и учащейся молодежи, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом».

Конкретный фактологический материал, полученный нами в ходе опытно-эксперимиентальной проверки основных положений концепции физического воспитания подрастающего поколения в системе «семья-школа» будет представлен нами в последующих публикациях.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи: Монография. - М., 2008. - 208 с.

2. Ким Т. К. Концептуальные основы физического воспитания в системе «семья-школа» // Материалы Международной научно-практической конференции «Физическое воспитание и спорт как факторы физического и духовного оздоровления нации (научно-практическая школа профессора В.Н. Кряжа)» (9-10 апреля 2009). -Минск: БГУФК, 2009. - С. 109-113.

3. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. -СПб.; М.: ИЦ КПС МО РФ, 1997.

4. Панасюк В. П., Салова P. T., Белова Н. И. Системная диагностика и оценивание качества обучения и обучаемости в общеобразовательной школе // Квалиметрия человека и образования: методология и практика (материалы III симпозиума). - М: Лана, 1994.

5. Субетто Л. И. Квалитология образования: (Основания, синтез). - СПб.; М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.