Питание здорового и больного человека. Лечебное и профилактическое питание
Денисова Е.Л., Королев А.А., Ковалева М.Ю., Юртова Е.В., Никитенко Е.И., Кирпиченкова Е.В., Фетисов Р.Н.
ОЦЕНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИТОСТЕРИНОВ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)
Актуальность. Фитостерины (ß-ситостерин, стигмастерин, кампестерин), являясь естественными компонентами многих растительных продуктов, за счет структурной схожести с холестерином, конкурентно снижают его абсорбцию в желудочно-кишечном тракте, оказывая гипохолестеринемическое действие, а также корректируют дислипо-протеинемию, особенно у людей с определенным генотипом.
В последние годы активно изучается уровень потребления фитостеринов, особенно в группах риска развития атеросклероза, метаболического синдрома - главным образом у людей старшего возраста. При этом вопрос
0 структуре источников фитостеринов в рационе лиц молодого возраста остается недостаточно изученным.
Цель исследования - провести гигиеническую оценку структуры потребления пищевых источников фитостеринов на примере рационов людей молодого возраста, проживающих в Московском регионе.
Материал и методы. В исследовании принимали участие 208 студентов медицинского университета (53 мужчины и 155 женщин) в возрасте от 19 до 26 лет. Данные о потреблении пищевых источников фитостеринов были получены с помощью анкеты-опросника, разработанной на основе метода 24-часового воспроизведения. Для включения в анкету-опросник были выбраны продукты со значительным содержанием фитостеринов (по базам данных химического состава пищевых продуктов USDA), характерные для продовольственного рынка московского региона. При анализе анкет-опросников оценивали структуру потребления источников фитостеринов, рассчитывали их количество в суточном рационе и определяли степень обеспечения рекомендуемого уровня их поступления. Полученные результаты подвергали стандартной статистической обработке.
Результаты. Установлено, что 95,2% опрошенных включает в рацион не менее 2 различных источников растительных стеринов. Основной вклад в поступление фитостеринов вносят растительные масла: их включали в рацион 92% респондентов, а также огурцы свежие - 86%, бананы - 75% и салат-латук - 66%. Овощи - источники фитостеринов представлены в рационе у менее половины опрошенных, в том числе: перец сладкий - у 45% респондентов, огурцы соленые - у 34%, капуста цветная - у 31%, спаржа - у 9%. Менее 1/3 студентов включают в рационфрукты, ягоды и орехи, содержащие фитостерины: персики - 27%, миндаль жареный - 25%, смесь сухофруктов - 24%, фундук - 20%, кешью жареный - 14%, грейпфруты - 14%, абрикосы - 12%, клубнику - 11%, вишню - 5%. Существенное количество респондентов использует в питании также продукты промышленного производства, содержащие фитостерины за счет отдельных ингредиентов: майонез (растительное масло) - 49%, бисквитное печенье (маргарин) - 36%, картофельные чипсы (растительное масло) - 32%, вафли с кремовой начинкой (маргарин) - 27%. Частота включения источников фитостеринов в рацион мужчинами и женщинами не имела достоверных различий.
Несмотря на то что в рационе большинства респондентов были представлены разнообразные пищевые источники растительных стеринов, только 9,6% студентов получают с рационом рекомендуемое количество фитостеринов (>300 мг/сут). В то же время у 90,4% опрошенных отмечен дефицит поступления фитостеринов: 10,6% студентов получают 75-99,9% от рекомендуемого количества; 21,6% - 50-74,9%; 29,8% - 25-49,9% и 23,6% - 0,1-25%. В рационе у 4,8% респондентов регистрируемые источники фитостеринов отсутствовали.
Обсуждение. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об отсутствии прямой зависимости между наличием в рационе источников фитостеринов и обеспечением рекомендуемого уровня их потребления. В первую очередь это связано с относительно низким их содержанием в пищевых продуктах: 90-250 мг в 100 г растительных масел, орехов, картофельных чипсов, маргарина и майонеза, и <38 мг в овощах, фруктах, ягодах. Таким образом, даже при включении рекомендуемых количеств этих продуктов в рацион: растительного масла на уровне <30 г/сут (по сумме масел во всех пищевых источниках, включая орехи, майонез, маргарин, чипсы); овощей, фруктов, ягод -в количестве >500 г, - не удастся достичь оптимального уровня поступления фитостеринов. У студентов с потреблением фитостеринов на рекомендуемом уровне в рационе была зарегистрирована комбинация двух и более высококалорийных жировых продуктов (масел, майонеза, орехов), представленных в значительном количестве.
Заключение. Очевидно, решение задачи по обеспечению оптимального поступления с рационом фитостеринов связано с разработкой и использованием в питании наряду с традиционными пищевыми источниками также функциональных продуктов, обогащенных фитостеринами (в первую очередь ß-ситостерином). При этом эффективность обогащения должна оцениваться не столько в количественном плане (по содержанию фитостеринов в единице продукции), сколько по маркерам биоэффективности (показатели липидного обмена) с учетом генетического профиля (полиморфизма генов).
Дербенева С.А.1, Богданов А.Р.1, 2, Залетова Т.С.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИЕТОТЕРАПИИ ОЖИРЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННОГО ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва
2 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва
Цель исследования - изучение эффективности воздействия стандартных диет на метаболический статус больных ожирением с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).
Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
Материал и методы. Исследование проведено в клинике ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Оценивали эффективность низкокалорийной диеты (НКД; энергетическая ценность - 1605 ккал/сут, содержание белка - 81,5 г/сут, жиров - 63,7 г/сут, углеводов - 176,6 г/сут) при лечении больных ожирением I-II степени и ХСН, и основной вариант диеты (ОВД; энергетическая ценность - 2400 ккал/сут, содержание белка - 87,5 г/сут, углеводов - 87,5 г/сут, жиров - 340 г/сут) при лечении больных ожирением III степени и ХСН, разделенных на 2 группы по 40 человек в каждой: 1-я группа - пациенты с ожирением I-II степени и ХСН (в течение 14 дней получающих рацион НКД) и 2-я группа - пациенты с ожирением III степени и ХСН (в течение 14 дней получающих рацион ОВД). Анализировали показатели метаболического статуса: антропометрии, композиционного состава тела и основного обмена.
Результаты. Показали, что стандартные диеты оказывают неоднозначное влияние на показатели метаболо-метрии больных ожирением и ХСН. Так, применение в течение 14 дней диеты ОВД сопровождалось выраженной потерей безжировой (на 7,2%, р=0,00008) и мышечной массы тела (на 16,6%, р=0,00004). На фоне редукции общей массы тела всего на 2,3% (р=0,053), жировой массы тела - на 8,5% (р=0,000017), а общей жидкости организма -на 7,3% (р=0,0018).
Исследование энергетического обмена выявило достоверное увеличение скорости окисления белка - в группе больных ожирением I-II степени на +13,8 (4,4; 10,7) г/сут (р=0,02), а в группе больных ожирением III степени на +14,0 (10,3; 22,9) г/сут (р<0,00001) в результате проведенного курса диетотерапии.
Заключение. Для достижения максимальной клинической эффективности диетотерапии ожирения осложненного ХСН целесообразна модификация химического состава стандартных диет с целью их оптимизации и максимально возможной адаптация к метаболическим потребностям пациентов.
Доскина Е.В.1, Кочергина И.И.1, Ильина Е.С.1, Саркисова А.А.2
КОМБИНИРОВАНАЯ ТЕРАПИЯ ПАЦИЕНТОВ С СЕНИЛЬНЫМ ОСТЕОПОРОЗОМ
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва
2 Медицинский центр «Оримед», Москва
Актуальность. Увеличение продолжительности жизни неизбежно сопряжено с ростом распространенности воз-раст-ассоциированных заболеваний. К этой категории относится сенильный остеопороз (СО). СО - одно из наиболее распространенных заболеваний. По эпидемиологическим данным в настоящее время остеопороз выявлен у более чем 75 млн человек.
Цель исследования - оценить эффективность и безопасность комплексного подхода в лечении пациентов с сенильным остеопорозом.
Материал и методы. Скринированы 196 пациентов, из них в дальнейшем исключено 137 человек в связи с наличием признаков вторичного остеопороза, противопоказаний для проведения патогенетической антирезорбтивной терапии (золендроновая кислота или моноклональное антитело к RANKL) или к препаратам кальция, витаминам D, K2 или несогласие пациента. Рандомизировано 59 пациентов с впервые выявленным сенильным остеопорозом (М81.8) - в возрасте от 70 до 97 лет (79±6), 25 мужчин и 34 женщины. В качестве антирезорбтивной терапии применялись золендроновая кислота или моноклональное антитело ^ANKL (АТХ-М05ВХ04), в комбинации с холекальци-феролом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк (Солгар, США). Инструментальные методы - оценка минеральной плотности костной ткани (МПКТ) - Lunar Prodigy, УЗИ почек, ЭхоКГ, ЭКГ Лабораторный контроль -25ОНD, общий и ионизированный кальций, липидограмма, гомоцистеин, P1NPBeta-Crosslaps, общий анализ мочи. Длительность наблюдения - 15 мес. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 10.1 c использованием параметрических и непараметрических методов. Статистически значимыми признаны результаты при р<0,05.
Результаты. При обследовании у 94,9% пациентов обнаружено снижение уровня 25OHD: у 37,5% - тяжелый дефицит (<10 нг/мл); у 28,57% - дефицит (от 10 до 20 нг/мл) и у 33,9% - недостаточность (21-29 нг/мл). Ни у кого не выявлено гипокальциемии. Таким образом, первым этапом терапии была индивидуализированная коррекция уровня витамина D (доза холекальциферола составляла от 6000 до 18000 с контролем 25OHD каждые 3 нед). После достижения уровня 25OHD>29 нг/мл пациенты были разделены 2 группы: 129 пациентов получали золендроновую кислоту, 5 мг 1 раз в год, 230 человек - деносумаб, 60 мг/мл - каждые 6 мес. Все пациенты получали нутрицев-тивную терапию с холекальциферолом 600 мг/сут, витамином K2 - 100 мкг и комплексом кальций-магний-цинк -1 таблетка 2 раза в день.
Через 3 мес отмечена положительная динамика маркеров костного ремоделирования у всех пациентов. Не выявлено гиперкальциемии или гиперкальциурии. У 5,08% отмечено снижение уровня 25OHD, что корректировалось увеличением дозы холекальциферола до 1800-3000 мг/сут. При исследовании МПКТ у пациентов 1-й и 2-й групп не зафиксировано отрицательной динамики. У 72,4% пациентов 1-й группы отмечена положительная динамика (от 1-3%) и 27,6% - стабилизация. В группе 2-й у 86,6% - положительная динамика (от 1 до 2,5%) и 13,3% стабилизация. Ни у одного пациента не отмечено атравматического перелома. Однако у 3 человек был перелом лучевой кости (2 - правой и 1 - левой) - падения в гололед. Отрицательной динамики при ЭКГ исследовании через 3, 6, 9, 12 мес не выявлено у 84,7%, у 15,25 - отмечено 2-3 эпизода нестабильной стенокардии (не связано с приемом