Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
Материал и методы. Исследование проведено в клинике ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Оценивали эффективность низкокалорийной диеты (НКД; энергетическая ценность - 1605 ккал/сут, содержание белка - 81,5 г/сут, жиров - 63,7 г/сут, углеводов - 176,6 г/сут) при лечении больных ожирением I-II степени и ХСН, и основной вариант диеты (ОВД; энергетическая ценность - 2400 ккал/сут, содержание белка - 87,5 г/сут, углеводов - 87,5 г/сут, жиров - 340 г/сут) при лечении больных ожирением III степени и ХСН, разделенных на 2 группы по 40 человек в каждой: 1-я группа - пациенты с ожирением I-II степени и ХСН (в течение 14 дней получающих рацион НКД) и 2-я группа - пациенты с ожирением III степени и ХСН (в течение 14 дней получающих рацион ОВД). Анализировали показатели метаболического статуса: антропометрии, композиционного состава тела и основного обмена.
Результаты. Показали, что стандартные диеты оказывают неоднозначное влияние на показатели метаболо-метрии больных ожирением и ХСН. Так, применение в течение 14 дней диеты ОВД сопровождалось выраженной потерей безжировой (на 7,2%, р=0,00008) и мышечной массы тела (на 16,6%, р=0,00004). На фоне редукции общей массы тела всего на 2,3% (р=0,053), жировой массы тела - на 8,5% (р=0,000017), а общей жидкости организма -на 7,3% (р=0,0018).
Исследование энергетического обмена выявило достоверное увеличение скорости окисления белка - в группе больных ожирением I-II степени на +13,8 (4,4; 10,7) г/сут (р=0,02), а в группе больных ожирением III степени на +14,0 (10,3; 22,9) г/сут (р<0,00001) в результате проведенного курса диетотерапии.
Заключение. Для достижения максимальной клинической эффективности диетотерапии ожирения осложненного ХСН целесообразна модификация химического состава стандартных диет с целью их оптимизации и максимально возможной адаптация к метаболическим потребностям пациентов.
Доскина Е.В.1, Кочергина И.И.1, Ильина Е.С.1, Саркисова А.А.2
КОМБИНИРОВАНАЯ ТЕРАПИЯ ПАЦИЕНТОВ С СЕНИЛЬНЫМ ОСТЕОПОРОЗОМ
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва
2 Медицинский центр «Оримед», Москва
Актуальность. Увеличение продолжительности жизни неизбежно сопряжено с ростом распространенности воз-раст-ассоциированных заболеваний. К этой категории относится сенильный остеопороз (СО). СО - одно из наиболее распространенных заболеваний. По эпидемиологическим данным в настоящее время остеопороз выявлен у более чем 75 млн человек.
Цель исследования - оценить эффективность и безопасность комплексного подхода в лечении пациентов с сенильным остеопорозом.
Материал и методы. Скринированы 196 пациентов, из них в дальнейшем исключено 137 человек в связи с наличием признаков вторичного остеопороза, противопоказаний для проведения патогенетической антирезорбтивной терапии (золендроновая кислота или моноклональное антитело к RANKL) или к препаратам кальция, витаминам D, K2 или несогласие пациента. Рандомизировано 59 пациентов с впервые выявленным сенильным остеопорозом (М81.8) - в возрасте от 70 до 97 лет (79±6), 25 мужчин и 34 женщины. В качестве антирезорбтивной терапии применялись золендроновая кислота или моноклональное антитело ^ANKL (АТХ-М05ВХ04), в комбинации с холекальци-феролом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк (Солгар, США). Инструментальные методы - оценка минеральной плотности костной ткани (МПКТ) - Lunar Prodigy, УЗИ почек, ЭхоКГ, ЭКГ Лабораторный контроль -25ОНD, общий и ионизированный кальций, липидограмма, гомоцистеин, P1NPBeta-Crosslaps, общий анализ мочи. Длительность наблюдения - 15 мес. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 10.1 c использованием параметрических и непараметрических методов. Статистически значимыми признаны результаты при р<0,05.
Результаты. При обследовании у 94,9% пациентов обнаружено снижение уровня 25OHD: у 37,5% - тяжелый дефицит (<10 нг/мл); у 28,57% - дефицит (от 10 до 20 нг/мл) и у 33,9% - недостаточность (21-29 нг/мл). Ни у кого не выявлено гипокальциемии. Таким образом, первым этапом терапии была индивидуализированная коррекция уровня витамина D (доза холекальциферола составляла от 6000 до 18000 с контролем 25OHD каждые 3 нед). После достижения уровня 25OHD>29 нг/мл пациенты были разделены 2 группы: 129 пациентов получали золендроновую кислоту, 5 мг 1 раз в год, 230 человек - деносумаб, 60 мг/мл - каждые 6 мес. Все пациенты получали нутрицев-тивную терапию с холекальциферолом 600 мг/сут, витамином K2 - 100 мкг и комплексом кальций-магний-цинк -1 таблетка 2 раза в день.
Через 3 мес отмечена положительная динамика маркеров костного ремоделирования у всех пациентов. Не выявлено гиперкальциемии или гиперкальциурии. У 5,08% отмечено снижение уровня 25OHD, что корректировалось увеличением дозы холекальциферола до 1800-3000 мг/сут. При исследовании МПКТ у пациентов 1-й и 2-й групп не зафиксировано отрицательной динамики. У 72,4% пациентов 1-й группы отмечена положительная динамика (от 1-3%) и 27,6% - стабилизация. В группе 2-й у 86,6% - положительная динамика (от 1 до 2,5%) и 13,3% стабилизация. Ни у одного пациента не отмечено атравматического перелома. Однако у 3 человек был перелом лучевой кости (2 - правой и 1 - левой) - падения в гололед. Отрицательной динамики при ЭКГ исследовании через 3, 6, 9, 12 мес не выявлено у 84,7%, у 15,25 - отмечено 2-3 эпизода нестабильной стенокардии (не связано с приемом
Питание здорового и больного человека. Лечебное и профилактическое питание
лекарственных препаратов). Через 12 мес у 35,6% отмечен регресс кальцифицированных бляшек (коранарных сосудов, брюшной части аорты и сонных артериях) на 10-26% от исходных значений. При УЗИ почек - отрицательной динамики не выявлено.
Особенности ведения пациентов с СО: наличие коморбидных патологий, в частности атеросклероз сосудов, ИБС и др., а также возраст. В связи с этим возникают сложности с назначением препаратов кальция - опасность каль-цификации, что можно предотвратить при применении витамина K2. А также высокий риск переломов, связанных с множеством факторов. Только комбинированное назначении антирезорбтивной терапии и комбинации с холе-кальциферолом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк способно снизить риск переломов.
Заключение. Комбинированное назначении антирезорбтивной терапии и комбинации с холекальциферолом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк безопасным и эффективным при лечении пациентов с сениль-ным остеопорозом.
Дубцова Г.Н., Кусова И.У., Куницына И.К.
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКТОВ ИЗ ШИПОВНИКА
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
Важными источниками биологически активных соединений для обогащения пищи являются плоды, ягоды культивируемых и дикорастущих растений. Несмотря на то что исследования растительных ресурсов дикорастущих растений в настоящее время ведутся достаточно интенсивно, плоды и ягоды не находят широкого применения из-за недостаточной изученности особенностей их химического состава, технологических свойств и отсутствия обоснованных рекомендаций их рационального использования. В качестве источника биологически активных веществ значительный интерес представляет дикорастущий шиповник.
Плоды шиповника - высокотехнологичное сырье, из которого можно получить широкий спектр пищевого сырья, в том числе растительные порошки и сухие экстракты, применение которых позволит расширить ассортимент, повысить пищевую ценность, получить продукцию с высокими органолептическими свойствами и увеличенным сроком годности.
В работе использовали сухой экстракт шиповника, выделенный экстрагированием 50% спиртом из измельченных плодов шиповника Rosa cinnamomea (шиповник коричный) при соотношении экстрагента и массы сырья 10:1, а также порошки из плодов дикорастущего шиповника Rosa canina L. (шиповник собачий), которые получали путем высушивания плодов конвективным способом при температуре 70 °С и относительной влажности 5%.Следующим этапом плоды подвергали дроблению, разделяли на сепараторе на мякоть с кожицей и семена, а затем окончательно измельчали. В итоге получали порошки из целых плодов и из мякоти с кожицей.
Определение химического состава показало, что порошки из плодов и мякоти шиповника содержат значительное количество пищевых волокон, углеводов, а в сухом экстракте преобладают полифенольные соединения. Сухой экстракт шиповника содержит значительно больше зольных элементов, что свидетельствует о значительном количестве в нем минеральных веществ. Продукты из шиповника содержат значительное количество калия, магния и кальция. Наибольшее количество витамина С содержит порошок из мякоти шиповника (10 450 мг/кг), порошок из плодов (7950 мг/кг), сухой экстракт шиповника (6402 мг/кг). Содержание витамина Е наибольшее в сухом экстракте (406 мг/кг), в порошке из плодов шиповника - 48,8 мг/кг. Высокое содержание аскорбиновой кислоты, витамина Е в продуктах из шиповника позволяет считать их хорошими источниками антиоксидантов.
Липиды исследуемых образцов из шиповника представлены разными группами, основными фракциями являлись триацилглицерины и стерины, которые в порошке из мякоти с кожицей составили 7,4%, в сухом экстракте - 27,8%. Исследованиями фракционного состава стеринов установлено наличие в липидах порошков 6 фракций стеринов: кампестерин, стигмастерин, p-ситостерин, 24-этил-капростанол, циклоартенол, холестерин. Преобладающей является фракция р-ситостерина.
В жирнокислотном составе липидов исследуемых образцов преобладали пальмитиновая кислота, олеиновая и эссенциальные жирные кислоты, которые составили в порошке из плодов шиповника линолевая кислота - 41,07%, линоленовая - 23,31%; в порошке из мякоти ю-6 линолевая - 19,76%, ю-3 линоленовая - 33,93%; в сухом экстракте ю-6 - 24,59%, ю-3 -10,29%.
Содержание флавоноидов (в пересчете нарутин, мг/100 г) в сухом экстракте шиповника составило 1916, в порошке из плодов и мякоти с кожицей - 380 и 520 соответственно. Флавоноиды в порошках из шиповника представлены агликонами флавонолов в виде кверцетина (6,5-11,5 мг/100 г) и кемпферола (0,3-4,1 мг/100 г), гликозидами флаво-нолов - рутином (2,3-4,9 мг/100 г) и гиперозидом (0,1 мг/100 г), катехинами (58-78 мг/100 г), такими как эпигаллока-техин, катехин, эпикатехин, эпигаллокатехингаллат, галлокатехингаллат, эпикатехингаллат. Определение феноло-кислот показало, что основными гидроксикоричными кислотами являются хлорогеновая и феруловая кислоты. Для всех исследуемых продуктов из шиповника установлено преобладание катехинов от общей суммы флавоноидов. В составе катехиновых соединений присутствуют эпикатехингаллат, эпигаллокатехингаллат, которые в большей степени среди катехиновых соединений обладают антирадикальной активностью.
Продукты из шиповника содержат широкий спектр природных антиоксидантов, что обусловливает проявление ими высоких антиоксидантных свойств. Суммарную антиоксидантную активность определяли по отношению к тро-