Питание здорового и больного человека. Лечебное и профилактическое питание
лекарственных препаратов). Через 12 мес у 35,6% отмечен регресс кальцифицированных бляшек (коранарных сосудов, брюшной части аорты и сонных артериях) на 10-26% от исходных значений. При УЗИ почек - отрицательной динамики не выявлено.
Особенности ведения пациентов с СО: наличие коморбидных патологий, в частности атеросклероз сосудов, ИБС и др., а также возраст. В связи с этим возникают сложности с назначением препаратов кальция - опасность каль-цификации, что можно предотвратить при применении витамина K2. А также высокий риск переломов, связанных с множеством факторов. Только комбинированное назначении антирезорбтивной терапии и комбинации с холе-кальциферолом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк способно снизить риск переломов.
Заключение. Комбинированное назначении антирезорбтивной терапии и комбинации с холекальциферолом, витамином K2 и комплексом кальций-магний-цинк безопасным и эффективным при лечении пациентов с сениль-ным остеопорозом.
Дубцова Г.Н., Кусова И.У., Куницына И.К.
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОДУКТОВ ИЗ ШИПОВНИКА
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
Важными источниками биологически активных соединений для обогащения пищи являются плоды, ягоды культивируемых и дикорастущих растений. Несмотря на то что исследования растительных ресурсов дикорастущих растений в настоящее время ведутся достаточно интенсивно, плоды и ягоды не находят широкого применения из-за недостаточной изученности особенностей их химического состава, технологических свойств и отсутствия обоснованных рекомендаций их рационального использования. В качестве источника биологически активных веществ значительный интерес представляет дикорастущий шиповник.
Плоды шиповника - высокотехнологичное сырье, из которого можно получить широкий спектр пищевого сырья, в том числе растительные порошки и сухие экстракты, применение которых позволит расширить ассортимент, повысить пищевую ценность, получить продукцию с высокими органолептическими свойствами и увеличенным сроком годности.
В работе использовали сухой экстракт шиповника, выделенный экстрагированием 50% спиртом из измельченных плодов шиповника Rosa cinnamomea (шиповник коричный) при соотношении экстрагента и массы сырья 10:1, а также порошки из плодов дикорастущего шиповника Rosa canina L. (шиповник собачий), которые получали путем высушивания плодов конвективным способом при температуре 70 °С и относительной влажности 5%.Следующим этапом плоды подвергали дроблению, разделяли на сепараторе на мякоть с кожицей и семена, а затем окончательно измельчали. В итоге получали порошки из целых плодов и из мякоти с кожицей.
Определение химического состава показало, что порошки из плодов и мякоти шиповника содержат значительное количество пищевых волокон, углеводов, а в сухом экстракте преобладают полифенольные соединения. Сухой экстракт шиповника содержит значительно больше зольных элементов, что свидетельствует о значительном количестве в нем минеральных веществ. Продукты из шиповника содержат значительное количество калия, магния и кальция. Наибольшее количество витамина С содержит порошок из мякоти шиповника (10 450 мг/кг), порошок из плодов (7950 мг/кг), сухой экстракт шиповника (6402 мг/кг). Содержание витамина Е наибольшее в сухом экстракте (406 мг/кг), в порошке из плодов шиповника - 48,8 мг/кг. Высокое содержание аскорбиновой кислоты, витамина Е в продуктах из шиповника позволяет считать их хорошими источниками антиоксидантов.
Липиды исследуемых образцов из шиповника представлены разными группами, основными фракциями являлись триацилглицерины и стерины, которые в порошке из мякоти с кожицей составили 7,4%, в сухом экстракте - 27,8%. Исследованиями фракционного состава стеринов установлено наличие в липидах порошков 6 фракций стеринов: кампестерин, стигмастерин, p-ситостерин, 24-этил-капростанол, циклоартенол, холестерин. Преобладающей является фракция р-ситостерина.
В жирнокислотном составе липидов исследуемых образцов преобладали пальмитиновая кислота, олеиновая и эссенциальные жирные кислоты, которые составили в порошке из плодов шиповника линолевая кислота - 41,07%, линоленовая - 23,31%; в порошке из мякоти ю-6 линолевая - 19,76%, ю-3 линоленовая - 33,93%; в сухом экстракте ю-6 - 24,59%, ю-3 -10,29%.
Содержание флавоноидов (в пересчете нарутин, мг/100 г) в сухом экстракте шиповника составило 1916, в порошке из плодов и мякоти с кожицей - 380 и 520 соответственно. Флавоноиды в порошках из шиповника представлены агликонами флавонолов в виде кверцетина (6,5-11,5 мг/100 г) и кемпферола (0,3-4,1 мг/100 г), гликозидами флаво-нолов - рутином (2,3-4,9 мг/100 г) и гиперозидом (0,1 мг/100 г), катехинами (58-78 мг/100 г), такими как эпигаллока-техин, катехин, эпикатехин, эпигаллокатехингаллат, галлокатехингаллат, эпикатехингаллат. Определение феноло-кислот показало, что основными гидроксикоричными кислотами являются хлорогеновая и феруловая кислоты. Для всех исследуемых продуктов из шиповника установлено преобладание катехинов от общей суммы флавоноидов. В составе катехиновых соединений присутствуют эпикатехингаллат, эпигаллокатехингаллат, которые в большей степени среди катехиновых соединений обладают антирадикальной активностью.
Продукты из шиповника содержат широкий спектр природных антиоксидантов, что обусловливает проявление ими высоких антиоксидантных свойств. Суммарную антиоксидантную активность определяли по отношению к тро-
Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)
локсовому эквиваленту, и она составила в сухом экстракте шиповника 3761 мг/100 г, а с использованием катион радикала ABTS, мкмоль тролокс/г, в порошке из мякоти -1543, в порошке из плодов -1146. Эти данные показывают, что чем больше содержится флавоноидов в продукте, тем выше антиоксидантная активность.
Таким образом, проведенные сравнительные исследования химического состава продуктов из шиповника показали: несмотря на то что они содержат в неодинаковом количестве разнообразный набор биологически активных веществ и других важных для здоровья человека микроингредиентов, природных антиоксидантов, обладают высокой, но различной антиоксидантной активностью, целесообразно рекомендовать их для обогащения продуктов питания биологически активными веществами. Это позволит расширить ассортимент и повысить их пищевую ценность, что является важным при создании продуктов здорового питания.
Дядикова И.Г., Дударева В.А., Кушнарева О.Э., Федорова К.Ю., Вовк В.О., Бурлачко Я.О., Амелина С.С.
ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНА ПИТАНИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И СОПУТСТВУЮЩЕМ ОЖИРЕНИИ
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону
Актуальность. Артериальная гипертензия (АГ) относится к хроническим неинфекционным заболеваниям, бремя которых увеличивается год от года, а вклад нерационального питания и низкой физической активности значительны. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения на 2014 г., распространенность АГ в мире составляла 22%. В России этот показатель оказался намного выше (43,4%), причем осведомленность больных, длительно страдающих АГ, о факторах риска, включая нерациональное питание, очень низкая [исследование «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и их факторов риска в Российской Федерации» (ЭССЕ-РФ), 2014]. При этом коррекция рациона питания является одним из эффективных и относительно недорогих методов профилактики развития и прогрессирования АГ.
Цель исследования - провести анализ фактического питания пациентов, длительно страдающих АГ (т.е. ранее неоднократно получавших надлежащие рекомендации) и сопутствующим ожирением, выявить основные нарушения, включая эпигенетические факторы, и составить алгоритмы коррекции.
Материал и методы. В исследовании были включены 35 пациентов кардиологического отделения, страдающих более 10 лет первичной (эссенциальной) АГ II-III стадии. Рацион питания оценивали методом анализа частоты потребления пищи по опроснику, разработанному коллективом кафедры здорового образа жизни и диетологии Ростовского медицинского университета, а также с помощью Программы анализа состояния питания человека» версия 1.2.4., зарегистрированная Российским агентством по патентам и товарным знакам 09.02.04 №2004610397 ГУ НИИ питания РАМН. Анализ полученных данных осуществляли с помощью программы Statistica 6.0.
Результаты. Средний возраст пациентов составил 64,5±8,4 года, систолическое артериальное давление 179,3 мм рт.ст., диастолическое артериальное давление 98,4 мм рт.ст. Данные антропометрического исследования: индекс массы тела 33,6±6,4 кг/м2, объем талии - 104,6±12,2 см, обхват бедер - 112,7±14,4 см. Результаты биохимического анализа крови: холестерин 5,4±1,4 ммоль/л (при норме 3,1-5,2 ммоль/л), триацилглицериды 2,4±0,8 ммоль/л (при норме 0,14-1,82 ммоль/л), липопротеины высокой плотности 1,6±0,6 ммоль/л (при норме 1,5 ммоль/л), липопротеины низкой плотности 4,2±1,8 ммоль/л (при норме меньше 3,9 ммоль/л), коэффициент атерогенности составил 2,4±1,2 (при норме менее 3).
Анкетирование показало низкую частоту потребления следующих групп продуктов: молочные и кисломолочные продукты (58%), мясо кролика (14%), субпродукты (33%), оливковое масло (36%), орехи (62%). При этом в рационе ежедневно присутствуют в количествах более рекомендуемых: выпечка и сладости (50%), сливочное и подсолнечное масла (50% и 79% соответственно), свинина (40%), фрукты и овощи (68%). Отмечается низкая частота потребления творога (50%), рыбы (79%), яиц (57%), птицы и нежирных сортов мяса (50%).
Анализ фактического питания показал в группе женщин/мужчин (среднее): энергетическая ценность превалирует над рекомендуемой (2864 ккал) за счет избыточного потребления общих жиров (134,62 г/сут), холестерина (362,61 мг/сут), добавленного сахара (64,4 г/сут); поступление белков снижено (54,12 г/сут), потребление общих углеводов значительно увеличено (344,6 г/сут). Наблюдается избыточное потребление натрия (4,6 г/сут), калия (3820 мг/сут), фосфора (1240 мг/сут), витамина А (1263 мк ток.экв./сут) и витамина С (326,43 мг/сут), при недостаточном потреблении кальция (864,06 мг/сут), магния (386,2 мг/сут), железа (14,04 мг/сут), витамина В1 (1,1 мг/сут), В2 (1,4 мг/сут), РР (17,4 мг/сут).
Обсуждение. При длительной АГ рационы пациентов остаются разбалансированными, что требует поиска других факторов, способных значимо повлиять на состояние здоровья данной группы. Среди таковых предполагаемых эпигенетических факторов в питании можно выделить следующие: дефицит витаминов группы В, участвующих в адекватном метилированиии дезоксирибонуклеиновых кислот, а также высокое содержание натрия (поваренной соли), оказывающей обратный эффект.
Вывод. Рационы больных, длительно страдающих АГ и сопутствующим ожирением, имеют следующие особенности: повышенная калорийность, избыточное содержание насыщенных жиров и добавленного сахара, разбалан-сированность по микронутриентам. Несоблюдение рекомендаций подтверждается антропометрическими измере-