Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных'

Оценка эффективности деятельности уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM PERFORMANCE EVALUATION / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / EXPERT JUDGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин И.В., Кирпичников А.П., Талипов Н.Г.

В статье рассмотрены вопросы по совершенствованию системы управления и поддержания решения Роскомнадзором (его территориальными органами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных»

ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 004.056.57

И. В. Аникин, А. П. Кирпичников, Н. Г. Талипов ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Ключевые слова: система оценки эффективности деятельности, экспертные оценки.

В статье рассмотрены вопросы по совершенствованию системы управления и поддержания решения Роском-надзором (его территориальными органами).

Keywords: system performance evaluation, expert judgment.

We consider the question of improving the management and decision making process in Roscomnadzor (its territorial bodies).

Решение задачи оценки эффективности деятельности различных региональных органов (в том числе органов по защите прав субъектов персональных данных) представляет собой актуальную задачу [1,2,3,4].

Для повышения оперативности и эффективности реализуемых функций, возложенных на государственные и муниципальные органы, осуществляющих обработку персональных данных физических лиц (субъектов персональных данных) в различных сферах деятельности, в их повседневную деятельность активно внедряются современные информационные технологии, различные технологии сбора, хранения и обработки информации, которые формируют облик автоматизированной информационной системы (АИС).

В России разработка и внедрение систем по оценке эффективности деятельности органов государственной власти только начинается. Для многих сфер государственного управления разрабатывается методология мониторинга, создаются индикаторные системы оценки. Однако многие из предлагаемых систем являются адаптацией западного опыта, что накладывает существенные ограничения на их применение [1].

В этой связи имеется потребность в создании методического инструментария создании индикаторной системы оценки эффективности и бюджетных расходов, учитывающего комплексность показателей, с учетом действующих в РФ специфических факторов и условий хозяйствования.

Создание и дальнейшее совершенствование подобной методики позволит повысить ответственность исполнителей за принимаемые решения, сократит избыточные расходы на содержание учреждений, увеличит гибкость системы предоставления социальных услуг и ее реагирование на приоритеты государственной политики и спрос целевых групп населения, а также стимулирует развитие малого бизнеса и институтов гражданского общества как потенциальных поставщиков социальных услуг [1].

Качество выполнения задач Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Рос-

комнадзором) в целом, Центральным аппаратом и ее Территориальными органами по направлениям деятельности зависит от уровня подготовленности (квалификации) сотрудников, от качества ежегодного планирования деятельности, от качества осуществления контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, от эффективности рассмотрения обращений и жалоб граждан и юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, и принятия решений по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений в пределах своих полномочий. Для оценки эффективности деятельности Роскомнадзора используются различные показатели, которые подразделяются на первичные, обобщающие и оценочные.

Первичные показатели формируются в Единой информационной системе (ЕИС Роскомнад-зора) по мере исполнения процедур ответственными сотрудниками. Обобщающие показатели формируются в ЕИС как отчеты, без участия сотрудников в обработке данных. На основе оценочных показателей может определяться качественная и количест связь между оценкой эффективности деятельности с точки зрения непосредственного результата и социально-экономического эффекта.

В основе построения сводной оценки деятельности Службы во всех разрезах лежат показатели, описанные в технологических картах процедур и паспортах показателей. Анализ динамики совокупности показателей дает наиболее полный и информативный ответ на вопрос об изменениях в эффективности работы Службы или ее структурных подразделений.

Систему оценки эффективности деятельности Службы можно представить схематично на рис. 1.

Сравнительная оценка результатов деятельности территориальных органов Службы может быть осуществлена как по отдельным государственным функциям, исполняемым территориальным органами в соответствии с их полномочиями, определенными нормативными документами, так и по всему комплексу осуществляемых ими государст-

венных функций (общая оценка). Общая оценка позволяет получить обобщенное представление об относительных результатах деятельности территориальных органов в рассматриваемом периоде или в динамике. Общая оценка важна для формирования принципиального понимания ситуации, но не достаточна для принятия управленческих решений по результатам деятельности территориальных органов. Напротив, более пространная оценка результатов деятельности по отдельным полномочиям позволяет выявлять «болевые точки» и концентрировать усилия на решении конкретных проблем.

Рис. 1 - Система оценки эффективности деятельности Службы

Существуют два подхода к оценке результативности деятельности территориальных органов на основе общей оценки - статический и динамический. В качестве статической оценки для сопоставления территориальных органов между собой может применяться рейтингование на основе результатов оценки, с целью выявления лидирующих и отстающих ведомств. На основе значений общих оценок может осуществляться группировка территориальных органов с выделением групп, демонстрирующих наилучшие, средние и наихудшие результаты. Количество групп, критерии их выделения могут изменяться в зависимости от решаемых с помощью рейтинга управленческих задач. Рейтингование и группировка территориальных органов в зависимости от результатов деятельности - легко визуализируемый с помощью ГИС-технологий инструмент, позволяющий анализировать деятельность и прини-

мать решения по отношению к группам одинаковых с точки зрения результативности территориальных органов.В качестве инструментов для анализа процессов, характеризующих результативность работы территориальных органов (ТО), могут быть использованы показатели базовой статистики - размах вариации, среднее и относительное линейные отклонения и др. Например, изменения значений среднего линейного отклонения можно рассчитать по следующей формуле d = (||Est_svod_toit -Est_svod_tot|)/n, где Est _ svod _ toit - сводная оценка результативности работы i-того управления; Est _ svod _ to, - средняя

сводная оценка результативности работы ТО; n - количество территориальных органов.

Динамика данного показателя отражает изменение характеристик всей выборки. В случае увеличения среднего линейного отклонения в отчетном периоде по сравнению с предыдущими показателями можно говорить о том, что значения результативности отдельных территориальных органов в отчетном периоде отличаются сильнее от средних, что может свидетельствовать о нарастающей неоднородности выборки.

Результаты общей оценки могут быть использованы и для анализа деятельности территориального органа в динамике. Если сравнительный анализ территориальных органов с помощью рейтинга позволит позиционировать ведомства по отношению друг к другу, то анализ общих оценок в динамике позволит сделать выводы о векторе развития данного территориального органа. Существенное положительное изменение в значении оценки территориального органа в отчетном периоде по сравнению с предыдущим может свидетельствовать о качественном скачке в развитии территориального органа, несмотря на то, что его позиция в общем рейтинге может не измениться или измениться незначительно. Анализ положения территориальных органов в рейтинге является моментальным снимком текущей ситуации (процессов, происходивших в отчетный период), в то же время только анализ динамики результатов общей оценки может своевременно продемонстрировать ухудшение ситуации и предотвратить перемещение территориального органа с позиции лидера в группу средних или отстающих.

Для анализа динамики общей оценки для конкретного территориального управления также могут использоваться вторичные переменные рядов динамики - темпы и коэффициенты роста и прироста значений оценок результатов деятельности.

Следует отметить, что анализ общей оценки, как в статике, так и в динамике, не дает ответа на вопрос о причинах относительно менее эффективной работы данного территориального органа по сравнению с другими территориальными органами или о факторах, повлиявших на ухудшение работы в отчетном по отношению к предыдущему периоду. Для анализа причин изменения в результативности работы территориальных органов может быть использована оценка деятельности территориальных

органов в разрезе отдельных полномочий (государственных функций).

Общая оценка деятельности территориальных органов складывается из оценки результатов в рамках разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных, других полномочий. Изменение оценки может быть обусловлено динамикой результатов по каждой из входящих в общую оценку государственных функций, при этом изменения эффективности выполнения различных функций могут носить как однонаправленный, так и разнонаправленный характер. Отсутствие информации о динамике эффективности деятельности по отдельным полномочиям может привести к принятию ошибочных управленческих решений.

Для построения общей оценки значения оценок деятельности территориальных органов по каждому из полномочий суммируются с заданными весами, которые определяются в зависимости от того, какую роль играет выполнение данной функции в общем объеме деятельности управления. При возникновении сложностей определения веса функции в общей деятельности все оценки могут быть учтены с одинаковыми весами, что может быть обусловлено относительно схожей структурой деятельности ТО.

Общая оценка деятельности территориального органа может быть представлена следующим образом:

Est_svod_tot=Y¡ *Est_X1_tot+...+Yn *Est_Xn_tot, где Est_svod_tot - общая оценка территориального органа в период £

Х1п - идентификатор полномочий, выполняемых территориальным органом;

Est_X¡_tot... Est_Xn_tot - оценка реализации каждого из полномочий, выполняемых территориальным органом в период ^

Y¡...n - вес оценки реализации каждого из полномочий, выполняемых территориальным органом, в общей оценке деятельности территориального органа.

Оценки деятельности по каждому из полномочий формируются на основе показателей, определенных в соответствующих технологических картах и паспортах показателей. Веса, с которыми учитываются отдельные показатели в оценке деятельности по конкретной функции, определяются экспертным путем с учетом соответствия данного показателя критериям качества показателей (искажающий потенциал и прочее).

Таким образом, общая оценка результатов деятельности территориальных органов вместе с оценкой деятельности по отдельным полномочиям -визуализируемый аналитический инструмент, который может быть использован для принятия управленческих решений. Важно отметить, оценка может проводиться, как по показателям, отражающим результаты деятельности (в том числе конечные результаты, выражающиеся, например, в удовлетворенности подведомственных организаций), так и по показателям, отражающим соответствие процедурам, закрепленным в регламентирующих документах, что позволяет не только сопоставлять масштабы и объемы деятельности территориальных органов, но и оценивать эффективность их работы.

Литература

1. Никишин А.И. Разработка комплексной системы оценки эффективности деятельности региональных органов муниципального управления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. М.: 2007.

2. Берездивина Е.В. Оценка деятельности контрольно-надзорных органов исполнительной власти // Вопросы государственного и муниципального управления, 2011, № 3. - с. 23-37.

3. Колдоба А.А. Выбор критериев оценки эффективности деятельности управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства в регионе // Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т.17, № 19. - С. 456-458.

4. Рычков С.Ю., Рычкова Н.В. Анализ качества услуг органов государственного и муниципального управления // Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т.17, № 16. - С. 330-332.

© И. В. Аникин - канд. техн. наук, зав. каф. систем информационной безопасности КНИТУ-КАИ, anikinigor777@mail.ru; А. П. Кирпичников - док. физ.-мат. наук, зав. каф. интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами КНИТУ, kirpichnikov@kstu.ru; Н. Г. Талипов - начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан, nafis.talipov@mail.ru.

© 1 V. Anikin - PhD, Head of the Information security systems department, KNRTU-KAI, anikinigor777@mail.ru; A. P. Kirpichnikov- Dr. Sci, Head of the Intelligent systems and information assets management department, KNRTU, kirpichnikov@kstu.ru; N. G. Talipov - Head of the Department in ROSCOMNADZOR RT, e-mail: nafis.talipov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.