Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности электронного предприятия как инструмент управления непрерывностью бизнес-процессов'

Оценка эффективности деятельности электронного предприятия как инструмент управления непрерывностью бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / КВАЛИМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старков А.Н.

В статье рассматривается проблема применения методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия в качестве инструмента управления непрерывностью бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности электронного предприятия как инструмент управления непрерывностью бизнес-процессов»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

© Старков А.Н.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье рассматривается проблема применения методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия в качестве инструмента управления непрерывностью бизнеса.

Ключевые слова: оценка эффективности; управление непрерывностью бизнеса; квалиметрия.

Широкое использование современных информационных и коммуникационных технологий качественно преобразовало современную экономику. Нынешние реалии требуют пересмотреть всю стратегию бизнеса, приспособить его к глобальной экономике, изменить мышление и мировоззрение. И здесь важным фактором оптимальности сочетания «новой» и «старой» экономики является включение традиционного бизнеса в технологическую цепочку Интернета.

Заметного повышения эффективности управления предприятием можно добиться за счет внедрения корпоративных систем электронного бизнеса. Такие системы динамически объединяют разнородные информационные и управленческие системы компании и ее партнеров, а безопасные технологии электронных платежей дают возможность осуществлять расчеты в момент совершения сделки.

К проблемам, ограничивающим темпы эффективного развития электронного бизнеса, следует отнести:

- неодинаковый уровень развития информационного пространства регионов, от которого напрямую зависят результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий и стоимость информационных услуг;

- отставание в области разработок и использования информационных технологий, вычислительной техники;

- большое число дотационных регионов, использующих морально устаревшее оборудование и методы управления;

- несоответствие системы подготовки кадров в сфере ИКТ современным мировым стандартам;

* Доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

- отсутствие в законодательстве ряда положений о защите интеллектуальной собственности.

Основными сдерживающими факторами инновационного развития предприятий остаются, прежде всего, недостаток собственных финансовых ресурсов и высокая стоимость нововведений, связанных с приобретением программных продуктов и аппаратного обеспечения. Кроме того, отечественные предпринимательские бизнес-структуры неактивны в кооперационных связях, в поисках источников финансирования для инноваций. Многие из них замкнуты на собственный потенциал и не повышают интенсивность процессов технологического обмена новациями. Наряду с этим надо выделить: отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг; недостаточный уровень подготовки предприятий к принятию управленческих решений на основе автоматизации использования информации и информационно-коммутационных технологий.

Необходимо отметить, что современный бизнес отличают динамичность и стремительность, поэтому нарушение нормального ритма работы даже на несколько часов, которое может возникать по различным причинам, недопустимо, и может иметь катастрофические последствия для прибыльности и репутации пострадавшей компании. Негативные последствия могут подорвать жизнеспособность организации и в долгосрочной перспективе. Именно поэтому управление непрерывностью бизнеса является важной стратегической задачей для руководства компаний.

Управление непрерывностью бизнеса обеспечивает эффективную «профилактику» внезапных нарушений рабочего режима, кризисных и чрезвычайных ситуаций и позволяет организациям оперативно восстановить обычный деловой ритм в случае наступления таких событий.

Процедура планирования непрерывности бизнеса подразумевает оценку рисков разнообразных организационных процессов, создание политик, планов и процедур для минимизации этих рисков. Главная цель планирования непрерывности бизнеса - поддержание основных бизнес-функций компании.

По нашему мнению, одним из действенных инструментов выявления «проблемных» бизнес-процессов, который может помочь руководству предприятия в подготовке плана по непрерывности бизнеса, может стать методика комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия. Тенденции развития электронной коммерции в международной экономической системе дают возможность заключить, что задача оценки эффективности электронного бизнеса, а также определение оптимальной модели электронной коммерции является важной и актуальной в настоящее время.

Оценка эффективности деятельности электронных предприятий, по нашему мнению, должна использовать инструментарий квалиметрии - систему методов об измерении и количественной оценке качества всевозможных предметов и процессов (объектов реального мира как материальных, так и нематериальных).

Несомненными достоинствами квалиметрии являются возможность интегрирования оценок разнородных объектов (материальных и нематериальных), возможность любой нематериальный объект оценить количественно, прозрачность математического аппарата и большой опыт для оценивания объектов.

Как известно, математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных предметов или процессов и рассматривает только их идеальные математические модели и взаимосвязи между этими моделями. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой для самых различных объектов.

В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для объекта, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества вообще к определенной модели качества реально существующего объекта [1].

Методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия на основе квалиметрии позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности организации, и, соответственно, оценивать и сравнивать предприятия в целом по множеству показателей, а не по разрозненным критериям, а также получить единую комплексную оценку эффективности. Это позволит повысить достоверность оценки, избавившись от одного из главных недостатков экспертного метода оценивания - субъективизма при принятии соответствующих управленческих решений.

Методика комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия базируется на следующих этапах:

1. Определение целей оценивания, главное в котором определение субъекта и объекта оценивания (для нашей методики руководство предприятия и электронное предприятие соответственно).

2. Разработка номенклатуры показателей эффективности объекта и ее структуры в соответствии с ценностными установками субъекта оценивания, включающей в себя определение статистических характеристик каждого показателя, входящего в номенклатуру (статус показателя - доминирующий или компенсируемый, и значимость показателя внутри своей группы показателей через весовые коэффициенты).

3. Организация процесса измерения свойств эффективности объекта по номенклатуре показателей.

4. Организация процесса оценивания измеренных свойств объекта с неким эталоном, реализующим ценностные представления субъекта об объекте оценивания.

5. Свертка полученных оценок показателей, входящих в номенклатуру, в единую числовую комплексную оценку в соответствии с теорией свертывания (агрегированием) показателей качества, оценок и шкал.

Таким образом, методика комплексной оценки эффективности электронного предприятия позволяет количественно оценить эффективность деятельности по множеству параметров. При этом количественная комплексная оценка отражает все многообразие функционирования электронного предприятия.

Эффективность деятельности электронного предприятия будет оцениваться единым числовым комплексным показателем, который, при необходимости, может быть развернут, для отслеживания вклада конкретных показателей в общую оценку. Это может быть использовано для выявления «проблемных» бизнес-процессов и подготовки плана по обеспечению непрерывности бизнеса.

При использовании методики комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия контроль эффективности должен приобрести характер мониторинга, постоянного отслеживания результатов деятельности, необходимого для постоянной корректировки целей предприятия и путей их реализации.

В качестве инструментария для автоматизации оценки эффективности деятельности электронного предприятия может быть внедрена автоматизированная информационная система (АИС), с помощью которой можно осуществлять сбор, хранение, обработку и предоставление информации; расчет комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия; представление динамики; систематизацию и накопление информации; формирование отчетов, которые могут служить информационной поддержкой принятия решений по планированию непрерывности бизнеса.

Выделяют следующие моменты, которые обязательно должны быть определены при внедрении новой АИС [2]:

1. Бизнес цели: оценка эффективности деятельности электронного предприятия; автоматизация анализа данных и получение статистики: для принятия правильных стратегических решений программное обеспечение, используемое организацией, должно формировать исчерпывающее количество статистических отчетов, которые покажут рентабельность работы организации за несколько промежутков времени, среднюю доходность сделок и многое другое, что позволит организации разрабатывать нужные направления деятельности, в нужное время давать нужную информацию и оценивать, как она «работает», отслеживать динамику развития предприятия.

2. Критерии успеха: все сотрудники организации должны постепенно переходить к ИС, проходя курс обучения, что позволит быстрее начать работать с новой системой.

3. Факторы риска: не все сотрудники подразделения готовы к работе с новой ИС, предприятию потребуются финансовые и временные затраты на обучение персонала; из-за аппаратных сбоев может произойти потеря данных.

4. Образ решения: для управленцев компании система позволит формировать и корректировать базу данных по показателям эффективности, строить отчеты, прослеживать динамику развития предприятия, проводить аналитические исследования.

5. Задачи внедряемой системы: должна поддерживать все операции по сбору и хранению информации для расчета показателей эффективности предприятия, расчету оценок показателей, свертке полученных оценок показателей, входящих в номенклатуру, в единую числовую комплексную оценку; составление отчетов; должна позволять модернизировать имеющиеся модули при изменении бизнес-процессов компании; должна быть возможность модернизации информационной системы.

6. Функции внедряемой системы: сбор, хранение, обработка и предоставление информации; расчет комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия за отчетный период; представление динамики; систематизация и накопление информации.

7. Критерии внедряемой системы: система должна обеспечить поддержку для адекватного и объективного оценивания эффективности деятельности электронного предприятия; должна быть легкой для понимания и обучения; должна содержать простой и понятный интерфейс; должна подлежать модернизации, то есть при изменении бизнес-процессов организации не должно сложиться такой ситуации, при которой придется внедрять новую систему; должна содержать хотя бы элементарные средства защиты (пароли); проектирование и внедрение не должны превысить временных интервалов и денежных средств, которые были выделены для данной цели.

8. Ограничения и исключения: доступ к системе осуществляется через web-интерфейс в браузере, для входа в систему необходимо иметь логин и пароль.

9. Требования пользователей: к пользователям системы относятся: руководитель предприятия, менеджер, начальники подразделений и администратор системы. Информация, формируемая в системе, является закрытой для других подразделений, но по мере обучения сотрудников организации, работающих с клиентами, им будет предоставляться доступ к системе в соответствии с их полномочиями.

10. Требования к защите информации: в АИС должно быть реализовано разграничение доступа пользователей к информации; каждый пользователь имеет собственную учётную запись на уровне системы; длина пароля каждого пользователя должна быть не менее четырёх символов.

Руководителям компаний для успешного функционирования бизнеса необходимо предусмотреть создание плана обеспечения непрерывности бизнеса, а в тех компаниях, где он существует, необходимо обеспечить его

постоянное поддержание, тестирование и обновление. Создание и поддержание плана позволит минимизировать риски и предупредить негативные последствия самой внештатной ситуации. Более того, это поможет расставить правильные акценты критичности жизненно важных бизнес процессов для компании, а затраты на создание и поддержание плана можно рассматривать, как одну из необходимых форм страхования бизнеса.

В качестве инструмента разработки плана управления непрерывностью бизнеса можно применить методику комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия, которая позволяет количественно оценить эффективность деятельности по множеству параметров. При этом количественная комплексная оценка отражает все многообразие функционирования электронного предприятия. Результаты применения методики могут служить информационной поддержкой принятия решений по планированию непрерывности бизнеса.

Список литературы:

1. Калейчик М.М. Квалиметрия: учеб. пособие / М.М. Калейчик. - 5 изд., стереотипное. - М.: МГИУ, 2007. - 200 с.

2. Махмутова М.В. Разработка проектных решений по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами VTIGER CRM / М.В. Махмутова, Р.Р. Махмутов // Сб. науч. тр. 4-ой Междунар. науч.-практ. конф. «Современные инновации в науке и технике». - Курск, 2014. - Том 3. - С. 94-98.

3. Развитие системы образования - обеспечение будущего: моногр. В 3-х кн. Кн. 2 / А.И. Адошев, С.В. Аникуев, В.Г. Жданов, А.В. Ивашина, В.А. Кобозев, Е.А. Логачева, Е.Е. Привалов, И.К. Шарипов [и др.]. - Одесса: Купри-енко С.В., 2013. - 175 с.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ

© Усова М.В.*

Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики, при этом в современном мире оно становиться еще и фактором влияющим на конкурентоспособность продукции.

Ключевые слова экомаркировка, конкурентоспособность.

* Магистрант направления подготовки «Товароведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.