Научная статья на тему 'Возможность влияния экологической маркировки на конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках'

Возможность влияния экологической маркировки на конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОМАРКИРОВКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усова М.В.

В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики, при этом в современном мире оно становиться еще и фактором влияющим на конкурентоспособность продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность влияния экологической маркировки на конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках»

постоянное поддержание, тестирование и обновление. Создание и поддержание плана позволит минимизировать риски и предупредить негативные последствия самой внештатной ситуации. Более того, это поможет расставить правильные акценты критичности жизненно важных бизнес процессов для компании, а затраты на создание и поддержание плана можно рассматривать, как одну из необходимых форм страхования бизнеса.

В качестве инструмента разработки плана управления непрерывностью бизнеса можно применить методику комплексной оценки эффективности деятельности электронного предприятия, которая позволяет количественно оценить эффективность деятельности по множеству параметров. При этом количественная комплексная оценка отражает все многообразие функционирования электронного предприятия. Результаты применения методики могут служить информационной поддержкой принятия решений по планированию непрерывности бизнеса.

Список литературы:

1. Калейчик М.М. Квалиметрия: учеб. пособие / М.М. Калейчик. - 5 изд., стереотипное. - М.: МГИУ, 2007. - 200 с.

2. Махмутова М.В. Разработка проектных решений по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами VTIGER CRM / М.В. Махмутова, Р.Р. Махмутов // Сб. науч. тр. 4-ой Междунар. науч.-практ. конф. «Современные инновации в науке и технике». - Курск, 2014. - Том 3. - С. 94-98.

3. Развитие системы образования - обеспечение будущего: моногр. В 3-х кн. Кн. 2 / А.И. Адошев, С.В. Аникуев, В.Г. Жданов, А.В. Ивашина, В.А. Кобозев, Е.А. Логачева, Е.Е. Привалов, И.К. Шарипов [и др.]. - Одесса: Купри-енко С.В., 2013. - 175 с.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКИРОВКИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ

© Усова М.В.*

Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики, при этом в современном мире оно становиться еще и фактором влияющим на конкурентоспособность продукции.

Ключевые слова экомаркировка, конкурентоспособность.

* Магистрант направления подготовки «Товароведение».

В современной экономической ситуации одним из важных аспектов конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынке является соответствие экологическим требованиям. Данная ситуация сложилась прежде всего потому, что все страны заинтересованы в здоровье своих граждан, а также состоянии окружающей среды. Не секрет, что одним из крупных источников загрязнений является различная продукция на отдельных этапах своего жизненного цикла. Поэтому в ряде стран активно внедряются различные законодательные и природоохранные акты, препятствующие появлению на внутреннем рынке продукции потенциально загрязняющей среду обитания. При этом продукция может быть необязательно некачественной, но может нанести вред экологии.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция к повышению качества потребительской продукции. Усиливается государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. В то же время и сам производитель начинает все больше акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции и ее безопасности, ведь именно на это потребитель смотрит в первую очередь.

В стремительно меняющихся экономических условиях производство товаров в России становиться все более дешевым, а качество продукции постепенно улучшается. Эти факторы оказывают влияние на привлекательность российских товаров для зарубежных покупателей. Тем не менее этих факторов не достаточно, чтобы удовлетворить потенциальных зарубежных потребителей, так как при выборе товара они уделяют особое внимание безопасности и экологичности, как самой продукции, так и процессам производства. В связи с этим вопрос экомаркировки становиться все более актуальным для российских производителей, желающих осваивать зарубежные рынки, так как нанесение такой маркировки может позволить повысить конкурентоспособность товара.

Экомаркировка - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Может быть в форме заявления, знака или графического изображения. Экомаркировка может быть расположена на этикетке продукции или упаковке, техническом описании, приводимое в сопроводительной документации, рекламном проспекте и т.д. [3].

В мировой практике экологическое маркирование выступает в качестве инструмента экологической политики, ориентированного на развитие рынка и направленного на поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами.

Основные принципы создания и применения экомаркировки содержатся в международных стандартах ИСО серии 14000, которые получили довольно широкое признание в мире [1].

Все международные программы экомаркировки основаны на том, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта «от сырья до упаковки» может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду.

Большинство программ экомаркировки объединены в GEN (Глобальную сеть экомаркировки), ассоциацию, созданную для продвижения идей экологического маркирования в мире на межправительственном уровне. В 2007 году Россия вступила в мировую сеть GEN [2].

В России существует несколько российских систем сертификации. Согласно этим системам, производитель может доказать экологическую безопасность своего товара и поставить на него экознак. Перед тем как экомар-кировка будет нанесена на товар, товар должен пройти этапы сертификации для получения разрешения нанесения экомаркировки. Вначале осуществляется подача заявки на сертификацию, по заявке предприятия проводится предварительная экспертиза, затем производиться необходимые проверки (анализ документов, испытания готовой продукции, проверка производства, системы менеджмента качества и т.п.). После этого анализируются полученные результаты, и выноситься решение о возможности выдачи сертификата соответствия на Общественно-Консультативном совете. Если первые три этапа проходят успешно, то выдается сертификат соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

Экознак может быть присужден только продуктам, оказывающим меньшее экологическое воздействие по сравнению с другими продуктами, выполняющими те же функции.

Экознак присваивается на три года (ГОСТ Р ИСО 14021-2000), после чего критерии пересматриваются с учетом развития новых технологий или появлением нового продукта с подобными функциями, но с меньшим воздействием на окружающую среду.

Товар может быть лишен экологического знака в следующих случаях: если производитель предоставил неверные сведения об экологических параметрах своего товара, производитель злоупотребил какими-либо полномочиями, связанными с присуждением экознака и впоследствии экологическое качество продукта перестало соответствовать критериям, появилась новая информация, ранее неизвестная, о пагубном воздействии этого товара на окружающую среду [4].

Для того чтобы определить влияние на потенциально иностранных покупателей, мною было проведено исследование потребительских предпочтений 122 иностранных граждан постоянно проживающих на территории

Китая в г. Гуанчжоу. Гуанчжоу является одним из крупных мировых торгово-промышленных центров, в нем постоянно проживает большое количество иностранных граждан со всего мира. Исследование, проведенное в таком месте, позволяет получить информацию о потребительских предпочтениях граждан из разных регионов мира.

Из 100 % опрошенных 24 % являлись американцами, 26 % являлись представителями стран еврозоны (французы 5 %, немцы 5 %, итальянцы 7 %, испанцы 8 %), 21 % являлись представителями стран Латинской Америки (аргентинцы 6 %, бразильцы 8 %, перуанцы 6 %, эквадорцы 5 %), 29 % являлись представителями стран азиатско-тихоокеанского региона (китайцы 13 %, 7 % тайцы, 5 % корейцы, 4 % японцы).

Из всех опрошенных респондентов 80 % указали, что готовы покупать качественные товары Российского производства. Из них 65 % указали, что наличие экомаркировки является важным фактором при выборе товара. В этой группе доля жителей Еврозоны составила 35 %, доля американцев 25 %, доля жителей Латинской Америки 20 %, и жителей стран АТР 15 %.

Полученные данные свидетельствуют, что иностранные граждане готовы приобретать качественные товары Российского производства, но при этом для большей части из них наличие экологической маркировки является важным фактором. Стоит отметить, что для представителей стран Еврозоны и американцев наличие экомаркировки является более важным, чем для жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, количество представителей азиатско-тихоокеанского региона, для которых важна эко-маркировка, достаточно велико, что свидетельствует о повышении требовании к безопасности и среди жителей данного региона, для которых раннее подобные факторы были не сильно важны.

Проведенное мною исследование позволяет сделать вывод, что размещение законно присвоенных экологических знаков на упаковке может значительно повысить конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках, в том числе и в странах Латинской Америки и АТР. Это являться особенно актуальным в сложившейся экономической ситуации.

Список литературы:

1. Дайман С.Ю. Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 225 с.

2. Грачева Ю. Экологическая маркировка товаров в России и за рубежом / Ю. Грачева // Надежда планеты. - 2008. - № 3. - С. 55-57.

3. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом / О.В. Литвинов. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 388 с.

4. Гордышевский С.М. Экологическая маркировка продукции / С.М. Гор-дышевский // Методы оценки соответствия. - 2006. - № 12. - С. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.