игиена и санитария 2/2008
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:614.7
М. С. Авдеева, О. В. Туликова, О. А. Юрчук, В. И. Циркин
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
Известна важная роль двигательной активности в формировании двигательных систем мозга, гармоничности физического развития и сохранении здоровья ребенка [11]. Двигательные качества и навыки — это фундаментальные понятия возрастной физиологии, физиологии спорта и физиологии образовательной деятельности [1].
В отличие от проблем, касающихся высших психических функций, вопрос об уровне развития двигательных качеств младших школьников, не занимающихся активно спортом, изучен недостаточно [12].
Весьма чувствительный индикатор экологического неблагополучия — состояние детского организма [16]. Вопрос о влиянии экологически неблагоприятных факторов на развитие ребенка особенно актуален в условиях современного образования [14]. Ряд исследований посвящен влиянию данных факторов на психическое, физическое и половое развитие младших школьников, однако в литературе не встречаются работы, касающиеся изучения двигательных качеств и навыков школьников в зависимости от загрязнения среды обитания.
Так, при наличии загрязнений в атмосферном воздухе замедляется скорость биологического созревания школьников, наблюдается дисгармоничность физического развития [9], причем чаще она регистрируется у девочек [2].
Многие авторы считают, что наибольший вклад в загрязнение городской атмосферы вносит работа автотранспорта [8, 10].
Например, при исследовании первоклассников Кирова установлено, что длительное проживание в районе с интенсивным загрязнением атмосферы выхлопными газами автотранспорта снижает массу тела, окружность грудной клетки, массоростовой индекс, индекс Кеттеле и индекс Рорера [15].
В исследовании девочек 8—17 лет Кирова установлено, что проживание в экологически неблагоприятном районе снижает скорость роста окружности грудной клетки и костей таза, но ускоряет рост ног и туловища в длину и замедляет скорость развития молочной железы, лобкового оволосения и становление менструальной функции, т. е. тормозит процесс полового созревания [17].
Все вышесказанное послужило основой для постановки цели исследования — изучения уровня развития основных двигательных качеств и навыков первоклассников в зависимости от наличия неблагоприятных экологических факторов в месте проживания.
С октября 2001 г. по май 2002 г. оценивали физическую подготовленность и физическую работоспособность и определяли уровень развития двигательных навыков у 875 детей (470 мальчиков и 405 девочек), поступивших в 1-й класс в 2001 г. и обучающихся в 11 школах Кирова, из которых 4 находились в экологически неблагоприятном районе города, а 7 — в экологически благоприятном районе. Основными загрязнителями среды в экологически неблагоприятном районе являлись выхлоп-
Таблица 1
Показатели, характеризующие развитие двигательных качеств первоклассников, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах Кирова (М ± т)
Показатель Все дети Дети из экологически благопри- Дети из экологически неблаго-
ятного района приятного района
Мальчики
Количество детей 480 312 158
Бег 30 м, с 7,00 ± 0,03 6,91 ±0,03 7,16 ±0,06*
Челночный бег 3 • 10 м, с 10,31 ± 0,18 10,40 ± 0,28 10,21 ± 0,04
Наклон вперед, см 2,96 ± 0,16 2,82 ± 0,20 3,21 ± 0,26
Подтягивание, раз 1,72 ± 0,07 1,63 ± 0,08 1,88 ±0,13
Прыжок в длину с места, см 128,28 ± 0,80 127,74 ± 0,96 129,2 ± 1,43
Проба Ромберга, с 19,46 ± 0,12 19,47 ± 0,13 19,45 ± 0,22
Проба Воячека, раз 7,37 ± 0,05 7,38 ± 0,06 7,35 ± 0,08
МПК, мл/мин/кг 53,34 ± 0,13 Девочки 53,21 ± 0,19 53,58 ±0,14
Количество детей 405 257 148
Бег 30 м,с 7,41 ± 0,02 7,39 ± 0,04 7,62 ± 0,02*
Челночный бег 3 • 10 м, с 10,23 ± 0,02 10,19 ± 0,02 10,36 ± 0,05*
Наклон вперед, см 6,85 ± 0,20 7,25 ± 0,23 6,26 ± 0,36*
Подтягивание, раз 7,01 ± 0,18 6,97 ± 0,23 7,07 ± 0,27
Прыжок в длину с места, см 116,6 ± 0,78 117,0 ± 0,99 116,0 ± 1,21
Проба Ромберга, с 19,71 ± 0,12 19,81 ± 0,12 19,57 ± 0,25
Проба Воячека, раз 7,47 ± 0,03 7,52 ± 0,04 7,40 ± 0,07
МПК, мл/мин/кг 39,97 ±0,11 40,10 ± 0,15 39,66 ±0,15*
Примечание. Здесь и в табл. 2: * — различия с детьми из экологически благоприятного района достоверны (р < 0,05).
чески благоприятного района (см. табл. 1, 2), больше время бега на 30 м (7,62 с против 7,39 с), челночного бега 3 • 10 м (10,36 с против 10,19 с), ниже результат при выполнении наклона в положении сидя на полу (6,26 см против 7,25 см), а также уровень развития навыка правильной осанки (4,86 баллов против 4,98 баллов), навыка в ходьбе (4,83 баллов против 5 баллов) и беге (4,82 баллов против 4,99 баллов), навыка прыжка через скакалку (4,45 баллов против 4,67 баллов) и выполнения мячом "восьмерки" вокруг ног (4,32 баллов против 4,51 баллов). У них также ниже МПК (39,66 мл/мин/кг против 40,1 мл/мин/кг).
Следовательно, у девочек наличие экологически неблагоприятных факторов в месте проживания проявилось в снижении быстроты (анаэробной производительности), координационных способностей, гибкости, физической работоспособности (аэробной производительности), а также в снижении уровня развития ряда двигательных навыков, требующих координации движений. Это указывает на то, что экологически неблагоприятные факторы тормозят (особенно у девочек) развитие двигательных систем мозга.
Все это позволяет заключить, что экологически неблагоприятные факторы (выхлопные газы автотранспорта) негативно влияют на организм ребенка (особенно девочек) и скорее всего тормозят развитие двигательных систем мозга, ответственных за выработку навыков, при реализации которых требуются координационные способности, а также тормозят биохимические процессы, лежащие в основе аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ.
Мы разделяет мнение исследователей [6, 7, 17], что экологически неблагоприятные факторы изменяют продукцию гормонов, в том числе надпочечниками, половыми железами и щитовидной железой, что в конечном итоге приводит к торможению процессов роста и развития ребенка.
Таблица 2
Показатели (Л/ ± т), характеризующие развитие двигательных навыков первоклассников, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах Кирова
ные газы автотранспорта, интенсивность движения которого в экологически неблагоприятном районе была выше, чем в благоприятном [13, 15].
Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возрастно-половых нормативов школьной программы [12]. Пробу Воячека, характеризующую статокинетическую устойчивость и адаптированную пробу Ромберга, характеризующую статокинетическую координацию, проводили по А. П. Дембо [4]. Двигательные навыки с учетом возрастного развития детей, выделенные на основании требований учебной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ [12], оценивали по специально разработанной нами 5-балльной шкале. Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК по мощности работы и частоте сердечных сокращений при выполнении степ-теста [3, 5].
Установлено (табл. 1, 2), что мальчики из экологически неблагоприятного района отличаются от сверстников из экологически благоприятного тем, что у них достоверно (р < 0,05; здесь и далее различия достоверны) больше время бега на 30 м (7,16 с против 6,91 с), ниже уровень развития навыка правильной осанки (4,56 баллов против 4,9 баллов), навыка в ходьбе (4,81 баллов против 4,98 баллов), в беге (4,76 баллов против 4,97 баллов) и выполнения мячом "восьмерки" вокруг ног (4,43 баллов против 4,5 баллов).
Это означает, что наличие экологически неблагоприятных факторов у мальчиков проявилось в снижении быстроты, в основе которой лежит анаэробная производительность, а также в снижении способности к выработке ряда двигательных навыков, требующих координации движений.
У девочек из экологически неблагоприятного района в сравнении со сверстницами из экологи-
Показатель (в баллах) Все дети Дети из экологически благоприятного района Дети из экологически неблагоприятного района
Мальчики
Количество детей 480 312 158
Навык правильной осанки 4,77 ± 0,02 4,90 ± 0,02 4,56 ± 0,05*
Навык в ходьбе 4,92 ± 0,02 4,98 ± 0,01 4,81 ± 0,03*
Навык в беге 4,89 ± 0,01 4,97 ± 0,01 4,76 ± 0,04*
Навык прыжка в длину с места 4,60 ± 0,03 4,59 ± 0,04 4,61 ± 0,05
Навык прыжка через скакалку 4,09 ± 0,03 4,13 ± 0,04 4,01 ± 0,06
Навык выполнения "восьмерки" мячом 4,53 ± 0,03 4,56 ± 0,03 4,43 ± 0,05*
Навык в ходьбе на лыжах 4,15 ±0,03 4,14 ± 0,04 4,15 ± 0,04
Навык метания малого мяча 4,72 ± 0,02 4,69 ± 0,03 4,78 ± 0,03*
Девочки
Количество детей 405 257 148
Навык правильной осанки 4,93 ± 0,02 4,98 ± 0,01 4,86 ± 0,03*
Навык в ходьбе 4,93 ± 0,02 5,00 ± 0,00 4,83 ± 0,04*
Навык в беге 4,92 ± 0,02 4,99 ± 0,01 4,82 ± 0,04*
Навык прыжка в длину с места 4,69 ± 0,03 4,70 ± 0,03 4,68 ± 0,05
Навык прыжка через скакалку 4,58 ± 0,03 4,67 ± 0,04 4,45 ± 0,06*
Навык выполнения "восьмерки" мячом 4,46 ± 0,03 4,51 ± 0,03 4,32 ± 0,05*
Навык в ходьбе на лыжах 4,20 ± 0,02 4,20 ± 0,03 4,21 ±0,04
Навык метания малого мяча 4,59 ± 0,03 4,54 ± 0,03 4,66 ± 0,04*
гиена и санитария 2/2008
Вероятно, гормональная система девочек особенно чувствительна к этим изменениям в системе гуморальной регуляции деятельности мозга и внутренних органов.
Выводы. 1. Экологически неблагоприятные факторы, связанные с интенсивным движением автотранспорта, снижают у мальчиков быстроту, а у девочек быстроту, гибкость, координационные способности и аэробную производительность (МПК, мл/мин/кг).
2. Экологически неблагоприятные факторы снижают уровень формирования двигательных навыков, в том числе навыка правильной осанки, навыков в ходьбе и беге, выполнения "восьмерки" мячом вокруг ног. Кроме того, у девочек снижается уровень формирования навыка прыжка через скакалку.
Л итература
1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
2. Грицинская В. Л. // Гиг. и сан. — 2002. — № 3. — С. 48-49.
3. Гуминский А. А., Леонтьева И. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие. — М., 1990.
4. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю. — М., 1976. — С. 72.
5. Дубровский В. А. Валеология. Здоровый образ жизни.
- М„ 1999.
6. Измеров Н. Ф., Волкова 3. А. // Вестн. АМН СССР.
- 1990. - № 7. - С. 26-28.
7. Кайсина И. Т. Половое и физическое развитие девочек и его зависимость от сезона года и техногенных факторов: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Киров, 2003.
8. Карелин А. О., Кузнецов А. А., Масычев В. Н. // Всероссийская научная конф. с международным участием. - СПб., 1999. - С. 179.
9. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 51-53.
10. Лебедева К. Л. Физическое и половое развитие девочек в зависимости от социальных и экологических факторов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Архангельск, 2003.
11. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. — Минск, 2004.
12. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов. — М., 1996. — С. 106-205.
13. Окружающая природная среда Кировской области / Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. — Киров, 1996.
14. Толе тогу зов С. Н., Лепунова О. Л., Ковязина М. В., Плотникова С. В. // Экологические образования: актуальные проблемы. — 1999. — № 1. — С. 258— 259.
15. Туликова О. В. Развитие детей и успешность их образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии мозга и других факторов: Аворсф. дис.... канд. биол. наук. - Киров, 2004. - С. 160.
16. Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студе-никина. - М., 1998.
17. Jurchuk О. A., Tuljakova О. V., Tsirkin V. /., Trukhina S. I. Ц Eur. J. Natural History. - 2006. - N 3. -P. 81-82.
Поступила 26.12.06
Summary. Physical fitness, physical capacity, motor skill development were studied in 875 first-form pupils (470 boys and 405 girls) living in the ecologically poor and good districts of the town of Kirov.
The ecologically poor factors associated with heavy traffic were found to be associated with reduced rapidity in boys and rapidity, flexibility, coordination capacities, and aerobic performance in girls. These factors also lowered the formation of motor skills, including the skills of light steps, walking, running, and ball figure-of-eight performance around the legs. In addition, the formation of skipping skills was decreased in girls.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008
УДК 613.96:615.825.1.03:616-057.875].015.4
М. А. Карапетян, С. А. Абраамян, Н. С. Акопян, М. В. Надирян, Н. Ю. Адамян
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОИЗВОЛЬНОГО УМЕНЬШЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗКУЛЬТУРЫ
Ереванский государственный университет; Армянский государственный педагогический университет им. X. Абовяна, Ереван
Способность человека произвольно управлять дыханием выражается в умении сознательно менять частоту и глубину дыхательных движений. Произвольное оптимальное уменьшение частоты дыхания (ПОУЧД), т. е. произвольное уменьшение минутного объема дыхания (МОД) приводит к эко-номизации внешнего дыхания и способствует образованию защитных механизмов организма.
Применение этого метода приводит к повышению умственной способности и уровня внимания школьников младшего возраста [11] и взрослых людей [13], улучшает электрическую активность миокарда людей пожилого возраста [5], повышает уровень экономичности сердечной деятельности при выполнении физической работы высокой и предельной мощности [6, 7].
Метод произвольной регуляции дыхания применяется также в терапевтических целях при различных функциональных нарушениях организма с целью предотвращения глубокой патологии и активации защитно-приспособительных реакций.
Насыщенные учебные нагрузки и экзаменационные стрессы в высшей школе предъявляют повышенные требования к здоровью учащихся, что может сильно отразиться на здоровье студентов с определенным фоном патологии различных физиологических функций. Мы ставили целью проведение исследования эффективности произвольной оптимизации дыхания у студентов, имеющих кардиореспираторные нарушения, различные хронические заболевания, аллергии, травмы, включенных в лечебные группы физкультуры по рекомендации врача.