ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ
(СТ. 304 УК РФ) Глухов Д.В.
Глухов Денис Владимирович - магистрант, кафедра уголовного правав, уголовного процесса и криминалистики, Российский университет транспорта по специальности «Юриспруденция», г. Москва
Аннотация: в данной статье будет рассматриваться статья 304 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Будет изучено теоретический аспект статьи и ее пунктов.
Для статьи были подобраны самые актуальные данные. Последняя редакция статьи была проведена 23 апреля 2018 года.
Ключевые слова: Уголовный Кодекс Российской Федерации, провокация, взятки, подкуп, доказательства, штрафы.
Процесс, в ходе которого провоцируется взятка, происходит коммерческий подкуп или подкуп затрагивает сферу, в которой осуществляется закупка товара, работ или услуг с целью обеспечить государственные или муниципальные нужды, то есть попытка осуществить передачу каким-либо должностным лицам, иностранным должностным лицам, должностным лицам публичной международной организации, лицам, выполняющим функции управления в коммерческой или иной организации, либо лицам, которые указаны в первой части статьи Кодекса, без их согласия разнообразных материальных ценностей (деньги, ценные бумаги, иное имущество), либо при оказании услуг, имеющих имущественный характер, предоставления иных имущественных прав с целью искусственным образом создать доказательства по совершению преступления или шантажа, предусматривает наказание: штраф до двухсот тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определённый период (до 18 месяцев), либо принудительные работы (до 5 лет), при этом человек лишается права занимания определённых должностей или занятия определенной деятельностью (до 3 лет), либо лишение свободы (до 5 лет), при этом человек лишается права занимания определённых должностей или занятия определенной деятельностью (до 3 лет). [2]
Более подробно остановимся на рассмотрении основных аспектов, представленных в статье 304 УК РФ:
1. потерпевший - должностное лицо, либо лицо, которое выполняет функции управления в коммерческой или другой организации, понятия об особенностях, которых описаны в примечаниях к статьям 285 и 201 УК.
2. Выражением объективной стороны преступления является провокация взятки или коммерческий подкуп, т.е. в попытка передать должностному лицу или лицу, которое выполняет функции управления в коммерческой или иной организации, при отсутствии его согласия материальных ценностей (день ги, ценные бумаги, иное имущество и управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества либо при оказании услуг, имеющих имущественный характер, предоставления иных имущественных прав с целью искусственным образом создать доказательства по совершению преступления или шантажа.
Понятие провокации подробно представляется в законе, представляет собой попытку, в ходе которой осуществляется передача взятки без согласия лица, которому данная взятка предназначена (сам потерпевший, его родные или близкие, сослуживцы с целью дальнейшей передачи адресату). Отсутствие согласия значит, что должностные лица, либо лица, которые выполняют функцию управления, ни в открытой, ни в завуалированной форме не требуют передачи взятки или
осуществления коммерческого подкупа и не выражают готовность принятия незаконного вознаграждения.
3. Преступление будет считаться оконченным в момент, когда совершаются указанные в законе действия.
4. Субъективной стороной преступления является прямой умысел. Обязательным признаком в законе рассматривается цель: создание искусственным образом доказательств при совершении преступления или во время шантажа.
5. Субъектом преступления является лицо, которое достигло 16-летнего возраста.
Отметим, что в некоторых случаях доказано осуществление провокационных
действий сотрудниками правоохранительных органов. В этих случаях существует отличие от оперативного эксперимента в соответствии со следующими основаниями: [1]
1) при осуществлении провокации отсутствуют основания для проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, которые предусмотрены в статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
2) при осуществлении провокации инициатива при получении предметов взятки или подкупа субъектом исходит от сотрудников, а в случаях оперативного эксперимента она исходит от должностного лица, либо лица, которое выполняет функции управления в коммерческих организациях, то есть лица, которое может являться субъектом преступления в соответствии со статьями 204 и 290 УК РФ;
3) основная цель провокации взятки или коммерческого подкупа заключается в искусственном создании доказательств, либо шантаж, в ходе оперативного эксперимента цель - подтверждение и документирование сведений о вымогательстве взятки, либо коммерческого подкупа (либо иных приготовлений к указанным преступлениям), привлечение виновного к уголовной ответственности.
В п. 25 в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорится о необходимости разъяснения судам, что в качестве субъекта провокации взятки либо при коммерческом подкупе (ст. 304 УК РФ) может выступать любое лицо, которое совершает действие с прямым умыслом с целью искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление представляется оконченным в момент совершения попытки передачи материальных ценностей, либо при попытке оказания услуг, имеющих имущественный характер. Решение судом вопроса о наличии состава преступления опирается на проверку, была ли предварительная договорённость с должностным лицом, либо лицом, которое выполняет функции управления в коммерческой или иной организации, согласия о принятии предмета взятки или коммерческого подкупа.
Отсутствие такой договоренности и отказ о принятии предмета взятки или подкупа лицо, которое пыталось передать предмет с целью искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, привлекается к ответственности (статья 304 УК РФ). [2]
К провокации взятки или коммерческого подкупа не относится проведение предусмотренных в соответствии с законодательством оперативно-розыскных мероприятий в связи с осуществлением проверки заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при осуществлении коммерческого подкупа.
При совершении провокации взятки или при коммерческом подкупе должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное дополнительным образом квалифицируется по статье 285 УК РФ.
В заключение считаем необходимым отметить, что статистические данные о судебной практике свидетельствуют о предпочтении следственными органами замалчивания фактов провокации на судебных процессах, а судами не даётся должной квалификации действиям оперативных работников, часто осуществляется игнорирование их неправомочности.
При этом необходимо учитывать, что обе стороны данных экономических преступлений в редких случаях идут на контакт со следствием, что представляет собой причину совершения провокационных действий сотрудниками правоохранительных органов.
При все большей популярности антикоррупционных действий в нашей стране варианты применения провокаций при даче взятки будут только увеличиваться, как это ни печально. Особенно сложно суду будет определить это действо, если субъектом передачи взятки выступал не оперативный работник, а его доверенное лицо. Поэтому суды должны обязательно учитывать этот факт при рассмотрении данного вида уголовных дел и давать соответствующую оценку, вплоть до вынесения оправдательного приговора.
Список литературы
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. от 22 мая 2012 г.) // Бюллетень Верховного Совета РФ. 2000. N 4.
2. Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд / (в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 99-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/5523b7bcad372269fef269af с83е9а0Ше9еЖ/ (дата обращения: 03.09.2018).
НЕОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БОЛЬНОМУ (СТАТЬЯ 124 УК РФ)
Глухова Д.Д.
Глухова Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Российский университет транспорта по специальности «Юриспруденция», г. Москва
Аннотация: статья посвящена изучению вопросов квалификации преступления, предусмотренного статьей 124 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за неоказание помощи больному. Анализируются объективные и субъективные признаки состава преступления.
Ключевые слова: неоказание помощи больному, уголовная ответственность, медицинский работник, квалификация преступлений в сфере профессиональной деятельности, состав преступления, своевременность оказания медицинской помощи.
Принцип недопустимости отказа в оказании медицинской помощи представляет собой базовый принцип здравоохранения, нормативно закрепленный законодателем в статье 11 Федерального Закона РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственного оказания медицинской помощи, а также взимание платы за оказание медицинской помощи медицинской организацией, принимающей участие в программе государственного оказания медицинской помощи, либо работниками такой организации не допускаются.[3]
Уголовная ответственность, представляющая собой разновидность юридической ответственности медицинских работников, применяется только при совершении ими преступления и представляет собой наиболее строгую