Научная статья на тему 'Оценка динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта регионов Арктики'

Оценка динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта регионов Арктики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильный транспорт / транспортная обеспеченность / инфраструктура / мо-бильность населения / регионы Арктики / road transport / transport provision / infrastructure / population mobility / Arctic regions

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Наталья Александровна Серова, Валентина Анатольевна Серова

В настоящей статье представлены результаты апробации авторской методики ком-плексной оценки развития региональной транспортной инфраструктуры, позволяющей определить уровень обеспеченности территорий по двум самостоятельным ее структурным блокам: социальной и производ-ственной составляющим. Объектом исследования была выбрана инфраструктура автотранспортного ком-плекса регионов, чьи территории полностью относятся к Арктической зоне Российской Федерации – Мур-манской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. В качестве оценочных параметров по социальной составляющей использовались: показатель плотности транспортной сети на 10 тыс. человек населения, комплексный показатель транспортной обеспеченности территорий (коэффици-ент Энгеля), коэффициент транспортной подвижности (мобильности) населения; в качестве оценочных па-раметров по производственной составляющей учитывались показатели плотности транспортной сети отно-сительно хозяйствующих субъектов региона и комплексные значения транспортной обеспеченности произ-водства, учитывающие произведенный и отправленный суммарный объем товаров собственного производ-ства региона (коэффициенты Успенского и Василевского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Dynamics of Development of Road Transportation Infrastructure in the Arctic Regions

This article presents the results of approbation of the author’s methodology of complex assessment of regional transport infrastructure development, which allows to determine the level of transport provision of territories in two independent structural blocks: social and production components of transport infrastructure development. The object of the study was chosen as the infrastructure of the motor transport complex of the regions whose territories are fully belonging to the Arctic zone of the Russian Federation – the Murmansk Oblast, the Nenets, Yamalo-Nenets and Chukotka Autonomous Okrugs. As estimation parameters on the social component were used the index of transport network density per 10 thousand people, complex index of transport provision of territories (Engel’s coefficient), coeffi-cient of transport mobility of the population; as estimation parameters on the production component were used the indexes of transport network density relative to economic entities of the region and complex indexes of transport provi-sion of production, taking into account the production of the region.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта регионов Арктики»

Научная статья

УДК 332.1(985):629.331

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.36

Оценка динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта регионов Арктики

Наталья Александровна Серова1, Валентина Анатольевна Серова2

1,2Институт экономических проблем имени Г.П. Лузина - обособленное подразделение Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия 1n.serova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0001-8064-1251 2v.serova@ksc.ru

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты апробации авторской методики комплексной оценки развития региональной транспортной инфраструктуры, позволяющей определить уровень обеспеченности территорий по двум самостоятельным ее структурным блокам: социальной и производственной составляющим. Объектом исследования была выбрана инфраструктура автотранспортного комплекса регионов, чьи территории полностью относятся к Арктической зоне Российской Федерации - Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. В качестве оценочных параметров по социальной составляющей использовались: показатель плотности транспортной сети на 10 тыс. человек населения, комплексный показатель транспортной обеспеченности территорий (коэффициент Энгеля), коэффициент транспортной подвижности (мобильности) населения; в качестве оценочных параметров по производственной составляющей учитывались показатели плотности транспортной сети относительно хозяйствующих субъектов региона и комплексные значения транспортной обеспеченности производства, учитывающие произведенный и отправленный суммарный объем товаров собственного производства региона (коэффициенты Успенского и Василевского).

Ключевые слова: автомобильный транспорт, транспортная обеспеченность, инфраструктура, мобильность населения, регионы Арктики

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания по теме FMEZ-2023-0006 «Трансформация социально-экономического пространства российского Севера и Арктики: фундаментальные закономерности, новые вызовы, обеспечение развития».

Для цитирования: Серова Н.А., Серова В.А. Оценка динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта регионов Арктики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 288-294. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.36.

Original article

Assessment of the Dynamics of Development of Road Transportation Infrastructure in the Arctic Regions

Natalia A. Serova1, Valentina A. Serova2

12Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia

1n.serova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0001-8064-1251 2v.serova@ksc.ru

Abstract. This article presents the results of approbation of the author's methodology of complex assessment of regional transport infrastructure development, which allows to determine the level of transport provision of territories in two independent structural blocks: social and production components of transport infrastructure development. The object of the study was chosen as the infrastructure of the motor transport complex of the regions whose territories are fully belonging to the Arctic zone of the Russian Federation - the Murmansk Oblast, the Nenets, Yamalo-Nenets and Chukotka Autonomous Okrugs. As estimation parameters on the social component were used the index of transport network density per 10 thousand people, complex index of transport provision of territories (Engel's coefficient), coefficient of transport mobility of the population; as estimation parameters on the production component were used the indexes of transport network density relative to economic entities of the region and complex indexes of transport provision of production, taking into account the production of the region.

Keywords: road transport, transport provision, infrastructure, population mobility, Arctic regions

Funding: The research was carried out within the framework of the state assignment on the theme FMEZ-2023-0006 "Transformation of socio-economic space of the Russian North and the Arctic: fundamental regularities, new challenges, ensuring development".

© Серова Н.А., Серова В.А., 2023

For citation: Serova, N.A. & Serova, V.A. (2023) Assessment of the Dynamics of Development of Road Transportation Infrastructure in the Arctic Regions. Theory and Practice of Social Development. (12), 288-294. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.12.36 (In Russian).

Эффективное функционирование транспорта является одним из условий развития любой социально-экономической системы, поскольку от его уровня развития напрямую зависит наличие конкурентных преимуществ той или иной территории, качество жизни местного населения, его мобильность, безопасность передвижения и т.д. (Пьянкова, Заколюкина, 2023; Тиньков, 2023).

Для нашей страны транспорт выступает в качестве важнейшей системообразующей отрасли, обеспечивающей территориальную целостность и единство национального экономического пространства. Однако, несмотря на то, что российская транспортная сеть является крупнейшей в мире, она характеризуется крайне неравномерным развитием. Наиболее существенные различия наблюдаются между регионами центральной и южной части страны и регионами Крайнего Севера и Дальнего Востока, в разы отстающими от среднероссийского уровня транспортной обеспеченности (Серова, Серова, 2021; Филина, 2021).

Основными факторами неразвитости транспортной сети как в целом Севера и Дальнего Востока, так и их наиболее сложной и проблемной части - Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) являются экстремальный климат и огромные пространства, определившие очаговый характер хозяйственного освоения этих территорий, в том числе и сооружения объектов транспортной инфраструктуры, «создание и поддержание которых в работоспособном состоянии сопряжено с большими затратами» (Замятина, Пилясов, 2018: 33). Все это обуславливает объективную необходимость исследования динамики и особенностей развития транспортной инфраструктуры, ее соответствия конкретным потребностям регионов АЗРФ.

Целью настоящей статьи является апробация авторской методики комплексной оценки развития региональной транспортной инфраструктуры, учитывающей социальную и производственную направленность последней.

Методологическую базу исследования составили: авторская методика комплексной оценки развития региональной транспортной инфраструктуры (Серова, 2022); труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённые изучению и совершенствованию методических основ оценки развития транспортного комплекса территорий; электронная база данных «Показатели обеспеченности регионов Арктической зоны Российской Федерации наземными путями сообщения за 2000-2019 гг.»1; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в ежегодном электронном издании «Регионы России. Социально-экономические показатели»2.

Авторская методика комплексной оценки развития региональной транспортной инфраструктуры предполагает расчет интегральных показателей по двум самостоятельным структурным блокам: социальному и производственному (табл. 1). Он проводится на основании многомерной средней: из отношений индивидуальных значений оценочных параметров для каждого региона к среднероссийскому значению или среднему значению совокупности этих параметров с последующим делением суммы полученных значений на количество принятых в расчет показателей.

Таблица 1 - Показатели оценки развития региональной транспортной инфраструктуры3

Table 1 - Regional Transport Infrastructure Development Assessment Indicators

Показатели Значение Формула

1 2 3

Блок I. Социальная составляющая развития транспортной инфраструктуры

1.1. Плотность транспортной сети на 10 тыс. чел. Показатель, характеризующий обеспеченность территорий и населения транспортными путями L X 10000 РЬ" N

1.2. Коэффициент Энгеля Обобщающий показатель транспортной обеспеченности территорий с учетом их масштаба и численности населения L VS XN

1.3. Транспортная подвижность населения Показатель, характеризующий интенсивность перемещений на общественном транспорте (среднедушевое количество поездок в год) v vpass

1 Показатели обеспеченности регионов Арктической зоны Российской Федерации наземными путями сообщения за 2000-2019 гг. : свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622063, № 2021621255 : заявл. 16.06.2021 : опубл. 01.10.2021 / Н.А. Серова ; заявитель - Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук».

2 Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 10.12.2023).

3 Составлено авторами по: Кудрявцев, Тарасенко, 2014; Тохиров, 2018; Радченко, Пономарев, 2019.

Продолжение таблицы 1

1 2 1 3

Блок II. Производ ственная составляющая развития транспортной инфрастру ^ктуры

2.1. Плотность транспортной сети на 1 000 хозяйствующих субъектов Показатель, характеризующий обеспеченность хозяйствующих субъектов региона транспортными путями L х 10000 Р°- о

2.2. Коэффициент Успенского Обобщающий показатель транспортной обеспеченности территорий с учетом объемов перевозок L У у S XN х VGr

2.3. Коэффициент Василевского Обобщающий показатель транспортной обеспеченности с учетом объемов валовой продукции промышленных предприятий региона L v у S X N X Q

Примечание: L - протяженность путей сообщения, км; S - площадь территории, км2; N - численность населения, чел.; O - количество хозяйствующих субъектов, ед.; VGr - объем перевезенных грузов, т; Vpass -объем перевезенных пассажиров, чел.; Q - объем валовой продукции производственных предприятий, млн руб.

В качестве объекта исследования был выбран автотранспортный комплекс регионов, чьи территории в соответствии с российским законодательством полностью относятся к Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ)1: Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа.

Временной диапазон исследования составил 2000-2022 гг. Статистическая обработка данных выполнялась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel 97/2000/EP.

Расчеты по первому, то есть социальному, структурному блоку продемонстрировали рост уровня обеспеченности территорий автомобильными дорогами с твердым покрытием и снижение подвижности на общественном транспорте в трех регионах АЗРФ - Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах (табл- 2)-

Таблица 2 - Социальные показатели динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта арктических регионов России

Table 2 - Social Indicators of the Dynamics of Road Transport Infrastructure

Development in the Arctic Regions of Russia

Плотность автодорожной сети (с твердым покрытием) на 10 тыс. человек Фп) Транспортная обеспеченность (коэффициент Энгеля) (ke) Автотранспортная подвижность населения (qp)

2000 2022 % 2000 2021 % 2000 2021 %

Арктическая зона РФ 31,3 59,2 +88,9 0,091 0,156 +72,3 202,3 50,5 -75,1

Ненецкий АО 36,7 75,7 +84,7 0,056 0,116 +107,8 185,3 62,0 -66,5

Мурманская область 27,1 51,9 +91,4 0,216 0,352 +62,5 274,3 58,7 -78,6

Ямало-Ненецкий АО 16,7 54,8 +228,9 0,043 0,141 +229,0 92,9 41,7 -55,1

Чукотский АО 222,4 193,4 -13,0 0,196 0,158 -19,7 7,2 19,0 +162,3

Справочно: РФ 36,4 75,7 106,5 0,337 0,703 +108,6 157,2 57,6 -63,4

Основными факторами, определяющими данную тенденцию, стали рост протяженности автодорог с твердым покрытием и значительное повышение уровня автомобилизации в этих регионах (Серова, 2021). Так, в Ямало-Ненецком автономном округе протяженность дорог с твердым покрытием за 2000-2022 гг. увеличилась в 3,4 раза (с 830,0 до 2 800,8 км), а количество собственных автотранспортных средств у граждан возросло в 2,3 раза (с 150,1 до 352,4 собственных легковых автомобилей на 1 000 жителей региона). В Ненецком автономном округе протяженность автодорог с твердым покрытием за аналогичный период выросла в 2,1 раза (с 150,0 до 313,8 км), а уровень автомобилизации повысился почти в 4 раза (с 59,4 до 229,0 собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения округа). Протяженность автодорог с твердым покрытием Мурманской области за 2000-2022 гг. увеличилась в 1,4 раза (с 2 503,0 до 3 452,9 км), а количество собственных автотранспортных средств у населения возросло в 2,9 раза (с 143,8 до 410,0 собственных легковых автомобилей на 1 000 жителей региона). Однако отметим, что снижение интенсивности поездок на общественном транспорте в Мурманской области в большей мере было обусловлено не повышением уровня автомобилизации, а значительным сокращением численности населения, прежде всего за счет масштабного миграционного оттока - с 2000 г. людские потери региона составили почти 30 % (Ког^ак, 2020; Skufina et а1., 2022).

В Чукотском автономном округе наблюдалась обратная тенденция - из-за сокращения протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием (с 1 279,0 км в 2000 г. до 926,9 км в 2022 г.)

1 О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента РФ № 296 от 02.05.2014 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

уровень автотранспортной обеспеченности региона за рассматриваемый период несколько снизился. В то же время, несмотря на почти шестикратный рост уровня автомобилизации (с 19,8 до 117,3 собственных автотранспортных средств на 1 000 жителей региона), количество поездок в год на автобусах общего пользования, особенно в последние годы, значительно возросло. Это можно объяснить началом реализации в регионе крупных инвестиционных проектов (в частности, в 2021 г. было инициировано строительство Баимского горно-обогатительного комбината, введено в эксплуатацию золоторудное месторождение «Клен» и пр.), что обеспечило рост перемещений на общественном транспорте, в том числе и вахтовых работников.

Результаты расчетов по второму, то есть производственному, блоку продемонстрировали схожую тенденцию: за исключением Чукотского автономного округа рост значений всех анализируемых показателей наблюдался в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах (табл. 3).

Таблица 3 - Производственные показатели динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта арктических регионов России

Table 3 - Production Indicators of the Dynamics of Road Transport Infrastructure Development in the Arctic Regions of Russia__

Плотность автодорожной сети (с твердым покрытием) на 1 тыс. хозяйствующих субъектов (ро) Транспортная обеспеченность (коэффициент Успенского) (ky) Транспортная обеспеченность (коэффициент Василевского) (kv)

2000 2021 % 2000 2021 % 2000 2021 %

Арктическая зона РФ 171,3 311,2 +81,7 0,087 0,207 +137,1 0,067 0,086 +29,6

Ненецкий АО 239,6 329,9 +37,7 0,084 0,199 +137,6 0,041 0,050 +21,0

Мурманская область 151,9 250,6 +65,0 0,230 0,625 +171,4 0,134 0,184 +37,4

Ямало-Ненецкий АО 90,9 339,4 +273,5 0,032 0,146 +361,5 0,027 0,069 +154,8

Чукотский АО 817,8 842,4 +3,0 0,395 0,332 -16,0 0,277 0,110 -60,2

Справочно: РФ 159,1 333,3 +109,5 0,217 0,446 +105,1 0,233 0,392 +68,2

Дальнейшим шагом в настоящем исследовании стали расчеты интегральных показателей развития автотранспортной инфраструктуры регионов АЗРФ по каждому структурному блоку. В соответствии с авторской методикой расчеты осуществлялись из отношений значений для каждого региона к среднероссийскому значению этих показателей (табл. 4) и к среднему значению по АЗРФ (табл. 5) с последующим делением совокупности полученных значений в каждом структурном блоке на количество принятых в расчет показателей (по три в каждом блоке).

Таблица 4 - Интегральные показатели динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта арктических регионов по отношению к Российской Федерации 1

Table 4 - Integral Indicators of the Dynamics of Road Transport Infrastructure Development in the Arctic Regions in Relation to the Russian Federation

Социальный блок П роизводственный блок

IpnPO Ikepo Iqpp<t> 11РФ IpoPO Ikypo Iqvpo I2PO

Ненецкий АО 0,982 0,992 1,049 1,008 0,344 1,309 0,308 0,653

Мурманская область 0,842 0,575 1,240 0,886 0,593 1,630 0,549 0,924

Ямало-Ненецкий АО 2,110 2,108 0,869 1,696 2,497 3,439 2,269 2,735

Чукотский АО -0,120 -0,182 -2,560 -0,954 0,027 -0,153 -0,882 -0,336

Таблица 5 - Интегральные показатели динамики развития инфраструктуры автомобильного транспорта арктических регионов по отношению к Арктической зоне РФ

Table 5 - Integral Indicators of the Dynamics of Road Transport Infrastructure Development in the Arctic Regions in Relation to the Arctic Zone of the Russian Federation_

Социальный блок П роизводственный блок

^пАЗРФ IkeA3PO IqpA3Po 11АЗРФ IpoA3PO IkyA3PO IqvA3Po Ьазрф

Ненецкий АО 1,198 1,491 0,886 1,192 0,462 1,003 0,710 0,725

Мурманская область 1,028 0,864 1,047 0,980 0,795 1,250 1,267 1,104

Ямало-Ненецкий АО 2,574 3,168 0,734 2,159 3,349 2,637 5,238 3,742

Чукотский АО -0,147 -0,273 -2,163 -0,861 0,037 -0,117 -2,036 -0,705

Результаты расчетов интегральных показателей динамики развития автотранспортной инфраструктуры регионов АЗРФ показали, что реальный рост уровня развития как социальной, так и производственной составляющих инфраструктуры автомобильного транспорта относительно среднероссийских значений произошел только в регионах нового хозяйственного освоения -Ямало-Ненецком (11РФ = 1,696 > 1; 11АЗРФ = 2,159 > 1; 12РФ = 2,735 > 1; 12АЗРФ = 3,742 > 1) и

1 Подготовлено на основе расчетов авторов.

Ненецком автономных округах (I1 РФ = 1,008 > 1; 11АЗРФ = 1,192 > 1), где за последние двадцать лет было реализовано более десятка крупнейших проектов по освоению ресурсов Арктики. Среди них (Пилясов, Замятина, 2019; Котов, 2022; Вопиловский, 2021):

- проект «Ямал-СПГ», предполагающий строительство крупнотоннажного завода по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения (строительство осуществлялось тремя очередями с запуском в 2017-2018 гг.), а также создание сопутствующей транспортной инфраструктуры - морского порта Саббета и одноименного международного аэропорта (введены в эксплуатацию в 2013-2015 гг.);

- проект «Арктик СПГ 2», предусматривающий строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения Ямала (ожидается, что первая очередь завода будет запущена в декабре 2023 г., запуск второй и третьей - в 2024 и 2026 гг.) и строительство аэропорта местных воздушных линий «Утренний» (введен в эксплуатацию в 2021 г.);

- строительство круглогодичного стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала «Ворота Арктики» для беспричальной отгрузки нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения Ямала (введен в эксплуатацию в 2016 г.);

- строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», предназначенной для разработки Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря (добыча нефти начата в 2013 г.); строительство Варандейского круглогодичного стационарного отгрузочного терминала, предназначенного для перевозки нефти Северным морским путём (введен в эксплуатацию в 2008 г.) и др.

В свою очередь в Мурманской области и Чукотском автономном округе, дорожная сеть которого представлена в основном автозимниками, темпы развития транспортной инфраструктуры не превышали среднероссийское значение.

Таким образом, по итогам проведенного исследования выявлено, что за рассматриваемый период в арктических регионах России имели место различные тенденции развития инфраструктуры автомобильного транспорта. В силу арктической специфики наиболее вероятным сценарием в долгосрочном периоде представляется тот, который связан с реализацией глобальных сырьевых проектов. На наш взгляд, повысить транспортную обеспеченность в арктических регионах также может строительство дорог с привлечением частных инвестиций - с последующим использованием их на платной основе.

Список источников:

Вопиловский С.С. Симонович Инфраструктурные проекты - генеральный ресурс повышения экономического потенциала Арктики // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 19-31. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2021.43.19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории. 2018. № 4 (96). С. 26-41. https://doi.org/10.15838/ptd.2018.4.96.2.

Котов А.В. Перспективы развития ключевых арктических проектов РФ в условиях санкций // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 5 (29). С 113-123. https://doi.org/10.15211/vestnikieran52022113123.

Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-4. С. 789-793.

Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. Освоение Севера 2.0: вызовы формирования новой теории // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 57-76. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2019.34.57.

Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Совершенствование методических основ оценки транспортного комплекса региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 240, № 2. С. 369-391. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-240-2-369-391.

Радченко Д.М., Пономарев Ю.Ю. О способах измерения степени развития транспортной инфраструктуры // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 2. С. 37-74. https://doi.org/10.14530/se.2019.2.037-074.

Серова Н.А. Методический подход к оценке развития региональной транспортной инфраструктуры // Фундаментальные исследования. 2022. № 10-2. С. 229-232. https://doi.org/10.17513/fr.43371.

Серова Н.А. Особенности развития рынка транспортных услуг в Российской Арктике // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 2 (32). С. 51-57. https://doi.org/10.34822/2312-3419-2021-2-51-57.

Серова Н.А., Серова В.А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: специфика функционирования и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 2021. № 2 (185). С. 142-151. https://doi.org/10.47711/0868-6351-185-142-151.

Тиньков С.А. Учет транспортных аспектов в методиках оценки качества жизни // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 4. С. 1023-1040. https://doi.org/10.18334/epp.13.4 117483.

Тохиров Т.И. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона // Вопросы управления. 2018. № 2 (51). С. 79-83.

Филина В.Н. Транспортное обеспечение арктических территорий // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25, № 2. С. 24-43. https://doi.org/10.15838/ptd.2021.2.112.2.

Korchak E.A. Long-Term Dynamics of the Social Space in the Russian Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 539. P. 012006. https://doi.org/10.1088/1755-1315/539/1/012006.

Skufina T.P., Baranov S.V., Samarina V.P., Samarin A.V. The Impact of the National Arctic Policy on the Socio-Economic Transformations of Russia's Polar Regions // The North and the Market: Forming the Economic Order. 2022. Vol. 25, iss. 2 (76). P. 69-81. https://doi.org/10.37614/2220-802X.2.2022.76.006.

References:

Filina, V. N. (2021) Transport Support of the Arctic Territories. Problems of Territory's Development. 25 (2), 24-43. Available from: doi:10.15838/ptd.2021.2.112.2. (In Russian).

Korchak, E. A. (2020) Long-Term Dynamics of the Social Space in the Russian Arctic. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. (539), 012006. Available from: doi:10.1088/1755-1315/539/1/012006.

Kotov, A. V. (2022) Prospects for the Development of the Key Arctic Projects of the Russian Federation Under the Conditions of Sanctions. Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. (5 (29)), 113-123. Available from: doi:10.15211/vestnikieran52022113123. (In Russian).

Kudryavtsev, A. M. & Tarasenko, A. A. (2014) Methodical Approach to an Estimation of Development of the Transport Infrastructure of the Region. Fundamental Research. (6-4), С. 789-793. (In Russian).

Pilyasov, A. N. & Zamyatina, N. Yu. (2019) Osvoenie Severa 2.0: vyzovy formirovaniya novoi teorii [Development of the North 2.0: Challenges of forming a New Theory]. Arctic and North. (34), 57-76. Available from: doi:10.17238/issn2221-2698.2019.34.57. (In Russian).

Pyankova, S. G. & Zakolyukina, E. С. (2023) Improving the Methodological Foundations for Assessing the Transport Complex of the Region. Scientific Proceedings of the Free Economic Society of Russia. 240 (2), 369-391. Available from: doi:10.38197/2072-2060-2023-240-2-369-391. (In Russian).

Radchenko, D. M. & Ponomarev, Y. Yu. (2019) About the Measurement of Transport Infrastructure Development. Spatial Economics. 15 (2), 37-74. Available from: doi:10.14530/se.2019.2.037-074. (In Russian).

Serova, N. A. & Serova, V. A. (2021) Transport Infrastructure of the Russian Arctic: Specifics Features and Development Prospects. Studies on Russian Economic Development. 32 (2), 214-220.

Serova, N. A. (2021) Features of Development of Transport Service Market in the Russian Arctic. Surgut State University Journal. (2 (32)), 51-57. Available from: doi:10.34822/2312-3419-2021-2-51-57. (In Russian).

Serova, N. A. (2022) Methodical Approach to Assessing the Development of Regional Transport Infrastructure. Fundamental Research. (10-2), 229-232. Available from: doi:10.17513/fr.43371. (In Russian).

Skufina, T. P., Baranov, S. V., Samarina, V. P. & Samarin, A. V. (2022) The Impact of the National Arctic Policy on the SocioEconomic Transformations of Russia's Polar Regions. The North and the Market: Forming the Economic Order. 25 (2 (76)), 6981. Available from: doi:10.37614/2220-802X.2.2022.76.006.

Tinkov, S. A. (2023) Transport Considerations in Quality of Life Assessment. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (4), 1023-1040. Available from: doi:10.18334/epp.13.4.117483. (In Russian).

Tokhirov, T. I. (2018) Assessment of the Transport Infrastructure of the Region. Management Issues. (2 (51)), 79-83 (In Russian).

Vopilovskiy, S. S. (2021) Infrastructure Projects - General Resource for Increasing the Economic Potential of the Arctic. Arctic and North. (43), 19-31. Available from: doi:10.37482/issn2221-2698.2021.43.19. (In Russian).

Zamyatina, N. Y. & Pilyasov, A. N. (2018) Novyi podkhod k osvoeniyu severnykh i arkticheskikh territorii Rossii: lokal'naya transportnaya sistema [A new approach to the development of Northern and Arctic territories of Russia: local transportation system]. Problems of Territory's Development. (4 (96)), 26-41. Available from: doi:10.15838/ptd.2018.4.96.2. (In Russian).

Информация об авторах Н.А. Серова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П. Лузина - обособленного подразделения Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=180177

В.А. Серова - научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П. Лузина -обособленного подразделения Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=614327

Вклад авторов:

Н.А. Серова - разработка концепции исследования и методологии анализа данных, разработка инструментария исследования, написание исходного текста, итоговые выводы.

В.А. Серова - сбор эмпирических данных, обработка полученных результатов, доработка итоговых выводов.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.A. Serova - PhD in Economics, Senior Research Fellow, Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=180177

V.A. Serova - Researcher, Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=614327

Contribution of the authors: N.A. Serova - development of the research concept and data analysis methodology, development of research tools; source text writing, final conclusions.

V.A. Serova - collection of empirical data, processing of obtained results, finalization of final conclusions.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.