И 11 I М | М N | N I I 11 N 111
1 2 3
I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I
Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История»
Артасов
Игорь Анатольевич
Мельникова Ольга Николаевна
старший научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, [email protected]
научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», член комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории, [email protected]
Ключевые слова: читательская грамотность, оценка читательских умений, сплошные и несплошные тексты.
Задача формирования функционально грамотного человека, как и задача разработки полномасштабного инструментария оценки функциональной грамотности, не может быть решена в рамках одного предмета. Эти задачи должны решаться в рамках всей системы школьного обучения, а основным направлением должно быть создание условий, приближенных к разнообразным жизненным ситуациям, в которых школьники смогут использовать функциональную грамотность для решения практических задач. В рамках же одного предмета возможно формирование отдельных элементов, составляющих структуру функциональной грамотности. Поэтому целью данной статьи является анализ возможностей формирования и оценки сформированности элементов функциональной грамотности в рамках предмета «История».
Основной составляющей функциональной грамотности, которая может быть сформирована в процессе изучения истории, является читательская грамотность. Под читательской грамотностью понимается способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Следует также отметить, что в соответствии с современными требованиями структура читательской грамотности детализируется, в частности, в неё включают умения оценивать качество и надёжность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач1. При изучении истории обучающиеся работают с текстами, созданными современными историками (в том числе текстами учебников), письменными историческими источниками различных видов, а также несплошными текстами, которые являются составными частями исторических карт (схем), таблиц, диаграмм, графиков или дополнениями к изображениям. В последнем из перечисленных случаев в качестве изображений могут выступать исторические карты, плакаты, карикатуры, изображение монет, денежных купюр, почтовых марок и др.
1 Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы / Мониторинг
формирования и оценки функциональной грамотности. ИСРО РАО. — С. 2. http://skiv.instrao.ru/ support/ demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
43
Использование сплошных текстов при изучении истории имеет целью помочь школьникам понять изучаемую эпоху, позволяет почувствовать себя свидетелем событий, явлений, процессов, происходивших в далёком прошлом. В наибольшей степени указанная цель относится к работе с историческими источниками. В школе обучающиеся работают с актовыми источниками, публицистическими и литературными памятниками, документами личного происхождения (мемуарами, дневниками, эпистолярными источниками), материалами из периодической печати, документами экономического и географического содержания, статистическими материалами и др.). Каждый из перечисленных видов письменных исторических источников обладает своей спецификой, проявляющейся не только в стиле, но и в особенностях оформления текста. Эта специфика накладывается на определённую историческую эпоху, в рамках которой был создан исторический источник, что создаёт серьёзные сложности для понимания содержания источников школьниками. Как правило, понимание содержания исторического источника, позиции его автора, тем более интерпретация и использование полученной из него информации неотделимы от знания исторической ситуации, в которой данный источник был создан или которой он посвящён. Обучение школьников работе с историческими источниками подробно описано в методических пособиях для учителя2. Основные этапы этого процесса сводятся к движению от образца разбора документа учителем на уроке к самостоятельному изучению и анализу исторического источника обучающимися в классе и дома. При этом усложняются как сами тексты, так и способы работы с извлеченной из источника и контекстной информацией.
Текст учебника, в отличие от исторических источников, написан специально для школьников и адаптирован к их возрасту, что призвано сделать этот текст понятным для них. Для учителя важно добиться полного понимания школьни-
44
2 См., например: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М., 2000.
ками основного текста учебника, который включает теоретический и фактический материал. Именно понимание основного текста учебника ведёт к усвоению исторического материала, используемого при анализе исторических источников в качестве контекстных знаний. Кроме основного в учебнике содержится дополнительный текст, который включает отрывки из исторических источников, сочинений историков и т.п., а также пояснительный текст, состоящий из подписей, определений понятий, примечаний, комментариев. Текстовую основу имеет и методический аппарат учебника. Сложность основного текста учебника для успешного понимания может быть предметной, логической и языковой3. Предметная сложность возрастает, когда исторический текст насыщен детальной информацией, теоретическими положениями, историческими понятиями. Логическая сложность проявляется в особенностях построения частей текста, содержащих выводы, обобщения, сравнения, сделанные на основе анализа исторических фактов, аргументацию и т.п. Отрывки текста, содержащие какие-либо логические конструкции, должны быть доступны для понимания школьниками, но в то же время основываться на научном подходе к анализу исторической информации. Непонимание смысла таких отрывков, как правило, связано с недостаточной сформированностью умения производить логические операции именно в контексте учебного материала по истории. Другими словами, школьник может успешно сравнивать движение двух физических тел, но не понимать различия двух исторических процессов. Языковая сложность состоит в возможной нехватке словарного запаса школьников для понимания текста. Существует риск, что сложный основной текст учебника может быть плохо понят слабомотивированными учениками. Но, с другой стороны, сложный текст более информативен, стимулирует размышления читателя на теоретическом уровне, поэтому сильный ученик сможет извлечь из него не только информацию по истории, но и мотивацию для самостоятельного размышления и исследования.
3 Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. — М.: ВЛАДОС, 1999. — С. 70.
Работа с несплошными текстами в ходе изучения истории является необходимым элементом учебного процесса. На уроках школьники постоянно работают с историческими картами и изобразительной наглядностью. В ходе этой работы важно научить школьников соотносить текст с деталями изображения. Обучение начинается с работы с исторической картой, что обусловлено и логикой изучения материала по истории (отсутствие в истории Древнего мира плакатов, карикатур и т.п. в современном понимании), и относительной лёгкостью понимания значения текстовых элементов на карте по сравнению с пониманием, например, содержащей текст карикатуры. Для понимания карикатуры, как правило, необходимо детально знать историческую ситуацию, когда она была создана, а также узнавать и уметь анализировать отдельные элементы изображения. Таблица также характеризуется наличием несплошного текста, но в отличие от плакатов и карикатур текст является основой таблицы, передаёт её основное содержание.
В жизни каждый человек сталкивается с необходимостью понимания исторических текстов. Понимание этого текста невозможно без определённых базовых «фоновых» знаний, которые помогают «вписать» новую информацию, заложенную в читаемом тексте, в известный читателю контекст. Например, во введении к одному из учебников истории для 6-го класса можно встретить строки: «История России уходит корнями в глубокую древность. Она более близка нам, потому что её героями являются наши предки. Знакомясь с историей родной страны, мы находим в ней примеры деятельности людей, достойные восхищения и подражания, в то же время в нашей истории были тяжёлые, даже трагические времена, оставившие свой след в памяти народа. Поколения людей, жившие в прошедшие столетия, незримо связаны и с нашим временем»4. Для полного понимания смысла этих строк мало знать значение всех используемых в нём слов. Предполагается, что
4 История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович и др.; под ред. А.В. Торкунова. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. — С. 6.
шестиклассник, читающий эти строки, имеет представление и о героических страницах истории нашей Родины, и о тяжёлых и трагических временах из истории России, а также может понять положение о связи времён. Без этого смысл данного фрагмента текста будет непонятен школьнику. Согласно одному из определений, культурная грамотность — это «свод фоновых знаний, с которым должен быть знаком читающий, чтобы адекватно понять смысл высказывания»5. Несомненно, что определённые компоненты общей культуры закладываются именно на уроках истории. Это именно те важнейшие знания об истории России и зарубежных стран, которые позволят человеку в будущем усваивать историческую информацию, понимать тексты по истории.
Оценка сформированности читательской грамотности может осуществляться на историческом материале, но при подведении итогов необходимо учитывать изложенную выше специфику такой проверки, особенно когда для проверки читательской грамотности используются исторические источники. Первым этапом проверки сформированности основ читательской грамотности на историческом материале, на наш взгляд, являются задания, цель которых — проверка понимания содержания текста. Такие задания должны быть нацелены на осмысление небольшого отрывка текста, написанного современным языком (сочинение современного историка или адаптированный исторический источник), и отбор информации из этого отрывка по заданным критериям (пример 1).
При выполнении заданий, приведённых в примере 1, обучающийся работает исключительно с текстом документа, без привлечения дополнительной информации или имеющегося запаса знаний. Для их выполнения необходим содержательный анализ текста, т.к. оба задания предполагают отбор информации по заданным смысловым критериям.
Усложнённым вариантом приведённого задания, но относящимся к тому же уровню с точки зрения необходимых для
5 Ужова О.А. Лингвострановедение, концепция «культурной грамотности» и словарь // ВЕСТНИК ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2006. — № 1. — С. 64.
Пример 16
Прочитайте отрывок из труда историка А.А. Корнилова и выполните задания.
«Реформа, освободив крестьян от зависимости их от помещиков в личном и правовом отношении, в то же время отнюдь не уравняла их с помещиками в их гражданских правах, не сделала их равноправными гражданами той страны, в которой они вместе с помещиками продолжали жить: реформа перевела их из разряда крепостных крестьян не в разряд полноправных граждан, а в разряд так называемых податных сословий... Сущность правового положения этих податных сословий заключалась в том, что государство облагало людей подушным окладом, налагая прямые налоги не на имущество, а на лица, облагая их личный труд, и так как обеспечить поступление таких податей, взыскать подати, обеспеченные личным трудом, с каждого отдельного человека было очень трудно, то, чтобы достичь этого, установлялась круговая порука и люди эти ограничивались в свободе передвижения при помощи особой паспортной системы и прикреплялись каждый к той группе, к которой он был приписан».
Что, с точки зрения автора, было достигнуто в ходе реформы и чего достичь не удалось?
На основе отрывка выделите три черты правового положения податных сословий.
школьника умений, будет задание, где вместо сочинения историка представлен исторический источник. Усложнение в данном случае произойдёт в результате повышения трудности в понимании текста, созданного в определённый исторический период и написанного не вполне современным языком.
Оценка читательской грамотности на более высоком уровне может состоять в том, что задания предполагают не только отбор информации в документе, но и достаточно сложные логические операции с ней, например обобщение или сравнение (пример 2).
При выполнении заданий, приведённых в примере 2, обучающийся, как и при выполнении задания из примера 1, работает исключительно с текстом, без привлечения дополнительной информации, но он, во-первых, анализирует не один, а два документа, во-вторых, выполняет более сложные логические операции.
Оба приведённых выше задания проверяют уровень читательской грамотности «в чистом виде», но при оценке их выполнения следует учитывать их исторический контекст. Выполнение этих заданий требует достижения определённой культурно-исторической грамотности, без которого школьник не сможет понять содержание документов.
Если целью разработки измерительных материалов является исключительно
6 История. Россия в XIX веке. Тетрадь-тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся образоват. учреждений / А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов. — М.: Просвещение, 2010. — С. 67.
проверка читательской грамотности при использовании текстов по истории, то эти измерительные материалы не должны включать задания, которые невозможно выполнить без использования дополнительной информации или запаса имеющихся знаний (пример 3).
В примере 3 оба задания могут быть выполнены только на основе использования знаний по истории. Для ответов на вопросы, данные в задании 2, знания не требуются (достаточно найти и выписать информацию, представленную в явном виде, что соответствует проверке читательской грамотности на минимальном уровне), но объяснить смысл названия традиции без использования знаний по истории невозможно. Статистика выполнения данных заданий покажет умение работать с текстом по истории на основе контекстных знаний, но не покажет уровень читательской грамотности. Поэтому при разработке комбинированного теста, который нацелен как на проверку знаний по истории, так и читательской грамотности, рекомендуется располагать задания, нацеленные на оценку читательской грамотности, на отдельных позициях. Это позволит отдельно проанализировать статистику их выполнения.
При проверке уровня читательской грамотности при работе с несплошными текстами, как правило, используются задания, включающие исторические карты (схемы), таблицы и изображения. При составлении таких заданий необходимо руководствоваться уже названным выше правилом: задания должны выполняться без привлечения знаний по истории.
Пример 27
Историк В.О. Ключевский описал два проекта отмены крепостного права, составленные по поручению Александра I в 1818 г. Первый из них составлен адмиралом Н.С. Мордвиновым, а второй — А.А. Аракчеевым. Прочитайте описания этих проектов и сравните проекты Н.С. Мордвинова и А.А. Аракчеева. Заполните таблицы.
1. Адмирал Мордвинов находил справедливым и возможным выкуп личной свободы, об освобождении с земельным наделом не было и речи, земля должна была вся остаться во владении помещиков; но крестьяне получали право выкупить личную свободу, для этого автор проекта составил таксу — сумма выкупа соответствует возрасту выкупающегося, т.е. его рабочей способности. Например, дети от 9-10 лет платят по 100 руб.; чем старше возраст, тем выше плата; работник 30-40 лет — 2 тыс.; работник 40-50 лет платит меньше и т.п. по мере рабочей силы.
2. Аракчеев предполагал освобождение крестьян провести под руководством правительства — оно покупает постепенно крестьян с землёю у помещиков по соглашению с ними по ценам данной местности. Для этого оно назначает капитал ежегодно; капитал этот образуется или посредством отчисления известной суммы из питейного дохода, или посредством выпуска соответственного количества 5-процентных облигаций государственного казначейства. Крестьяне выпускаются с землёю в размере двух десятин на душу.
Общее
Линии сравнения Общие черты
Различие
Линии сравнения Проект Н.С. Мордвинова Проект А.А. Аракчеева Результаты сравнения
Задания с использованием исторической сти/неверности каждого из суждений.
карты (схемы) должны составляться таким Во втором задании необходимо соотнести
образом, чтобы для их выполнения было информацию, представленную в разных
достаточно проанализировать текстовую знаковых системах — текст и схему. Обра-
и графическую информацию, данную на тим внимание, что оба задания выполняют-
карте (схеме) и в её легенде (пример 4). ся исключительно на основе анализа пред-
В первом из представленных заданий ставленной информации. В частности, для
на основе информации из исторической выполнения второго из приведённых зада-
схемы необходимо сделать выводы о верно- ний нужно внимательно прочитать текст,
Пример 3
Прочитайте отрывок из труда историка М.Н. Покровского и выполните задания.
«Торжество заговорщической тактики в самом деле было наиболее наглядным признаком совершившейся перемены. "Совершение переворота путём заговора — вот цель партии "Народной воли", определяемая программою Исполнительного комитета... Строго централистический тип организации, на весь период борьбы, до первой прочной победы революции, мы считаем за наилучший, единственно ведущий к цели". Это было торжество каракозовско-нечаевской традиции над традицией чайковцев и всех других социалистов-народников 70-х годов — "бунтарей" или "пропагандистов", лавристов или бакунистов...»
1) К какому году окончательно оформилась перемена, о которой идёт речь в данном отрывке?
2) Какая народническая организация названа в тексте? Как автор называет революционную традицию, которой придерживались члены этой организации? Объясните смысл названия указанной вами традиции.
7 История. Россия в XIX веке. Тетрадь-тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся образоват. учреждений / А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов. — М.: Просвещение, 2010. — С. 30.
47
48
Пример 4
Рассмотрите схему и выполните задания 1 и 2.
1. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе событий, обозначенных на схеме, вражеские войска захватили Ржев.
2) Вражеские войска вторглись в Россию с территории герцогства Варшавского и Восточной Пруссии.
3) В ходе событий, обозначенных на схеме, вражеские войска захватили Несвиж.
4) Согласно данной схеме, вражеские войска вышли к Волге.
5) В ходе событий, обозначенных на схеме, вражеские войска переправились через Днепр.
2. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме населённый пункт, название которого дважды пропущено в тексте.
«Укреплённый лагерь был устроен перед началом войны на левом берегу в излучине Западной Двины, между местечком_и деревней Шатрово. 1-я армия в ходе отступления вошла в лагерь 27 июня. 1 июля в_прибыл император. На военном совете в тот же день, всего лишь
через 5 дней после занятия лагеря, было принято решение лагерь оставить и на следующий день войска 1-й армии стали отходить к Витебску и далее, чтобы успеть соединиться со 2-й армией»8.
отметить в нем маркеры, по которым можно определить цифру, являющуюся правильным ответом (этими маркерами будут нахождение населённого пункта на Западной Двине и отход от него армии к Витебску), проанализировать расположение каждой из обозначенных на схеме цифр относительно указанных маркеров. В результате школьник безошибочно определит, что цифра, являющаяся правильным ответом, — «1». Отметим, что задания на проверку читательской грамотности, аналогичные заданию 2 из примера 4, с 2020 г. используются в экзаменационной модели ОГЭ по истории.
Специфика заданий на оценку читательской грамотности при работе со статистической таблицей, как уже было отмечено, состоит в том, что, хотя в таблице используется несплошной текст, текстовая составляющая играет в ней основную роль (в отличие, например, от исторической карты (схемы), где крайне важна роль нетекстовых условных обозначений). Кроме того, работа со статистической таблицей
8 Артасов И.А., Крицкая Н.Ф., Мельникова О.Н. ОГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.А. Артасова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — С. 40.
предполагает сформированность у школьников (на определённом уровне) математической грамотности. Приведём пример задания на работу со статистической таблицей (пример 5).
При выполнении данного задания школьник на основе анализа информации, представленной в таблице, должен соотнести начала суждений и варианты их завершения. Для этого необходимо понять суть статистической таблицы и смысл суждений, а также произвести несложные математические вычисления. Так, для того чтобы выбрать вариант завершения для начала суждения «А», необходимо по таблице определить губернию, в которой цена одной десятины земли по выкупу более чем в 2 раза превышала цену одной десятины земли при покупке. Несложные вычисления приведут к правильному ответу — вариант завершения суждения № 5. Получившееся полное суждение должно быть корректно с точки зрения правил русского языка (с этой точки зрения к началу суждения «А» могут подойти только три варианта завершения суждения). Проверяем получившееся суждение: «Цена одной десятины земли
Пример 59
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Цена одной десятины земли в конце XIX в. (средние цены в руб.)
При покупке По выкупу (по условиям крестьянской реформы 1861 г.)
Петербургская 24 61,50
Московская 26 51,33
Тульская 32 50,00
НАЧАЛА СУЖДЕНИИ
A) Цена одной десятины земли по выкупу более чем в 2 раза превышала цену одной десятины земли при покупке
Б) Из информации, представленной в данной таблице
B) Меньше чем в других губерниях цена одной десятины земли по выкупу превышала цену одной десятины земли при покупке
по выкупу более чем в 2 раза превышала цену одной десятины земли при покупке в Петербургской губернии». Суждение корректно. Задания, аналогичные приведённому, также используются в модели ОГЭ по истории.
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИИ
1) в Тульской губернии
2) можно сделать вывод о среднем количестве земли, находящейся в собственности крестьянской семьи
3) в Московской губернии
4) нельзя сделать вывод о среднем количестве земли, находящейся в собственности крестьянской семьи
5) в Петербургской губернии
Задания на проверку читательской грамотности с использованием статистической таблицы могут предполагать развёрнутый ответ, а также соотнесение информации, представленной в различных знаковых системах (пример 6).
Пример 610
Проанализируйте данные о количестве предприятий, численности и изменении состава рабочих в обрабатывающей промышленности России за 1825-1860 гг. и выполните задания.
Годы Предприятий Рабочих (тыс. чел.) В процентах
Крепостных Наёмных Всего Крепостных Наёмных
1825 5261 96,1 114,5 210,6 45,6 54,4
1860 15 338 103,0 462,0 565,0 18,2 81,8
1) Какой вывод можно сделать об изменении количества предприятий в обрабатывающей промышленности?
2) Какой вывод можно сделать об изменении состава рабочих в обрабатывающей промышленности?
3) Перед вами диаграмма, составленная на основе данной таблицы. Укажите годы, которые обозначены соответствующими цветами на диаграмме.
100 80 60 40 20 0
. год
год
Крепостные рабочие
Наёмные рабочие
9 Артасов И.А., Крицкая Н.Ф., Мельникова О.Н. ОГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.А. Артасова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2020. — С. 39-40.
10 История. Россия в XIX веке. Тетрадь-тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся образоват. учреждений / А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов. — М.: Просвещение, 2010. — С. 50.
Пример 7
Заполните пропуск в схеме.
Ханства, с которыми вела войны Россия в период правления Ивана IV
Крымское
Казанское
Астраханское
Все три задания, представленные в примере 6, выполняются без привлечения внетекстовых знаний, на основе анализа таблицы и диаграммы, и позволяют эффективно проверить умение школьников работать с таблицей и диаграммой, которое является составной частью читательской грамотности.
Кроме заданий на работу с информацией, представленной в виде таблицы, существуют задания, предполагающие работу с логической схемой. Особенностью такой схемы, как и особенностью таблицы, является информативно основная роль несплошного текста (пример 7).
Для выполнения данного задания необходимо, во-первых, уметь читать логическую схему, во-вторых, знать учебный материал. Необходимость знания материала сводит к минимуму возможность использования данного задания для оценки читательской грамотности. Подобные задания для этой цели могут быть использованы только в том случае, если точно известно, что с точки зрения предметного содержания они не будут трудны для школьников, которые будут их выполнять.
Задания, предполагающие анализ изображения в сочетании с текстом, также могут быть использованы при оценке читательской грамотности, когда их выполнение не требует дополнительных знаний, которых школьник мог не усвоить. Приведём пример такого задания (пример 8).
Приведённое в примере 8 задание не требует знания истории и проверяет только умение делать выводы на основе анализа изображения и текста (элемент читательской грамотности). Но к данному изображению могут быть составлены и другие задания, которые будут проверять не только умение анализировать изображение, но знание истории, напри-
мер: «Укажите событие, юбилею которого посвящена данная марка». Результаты выполнения этого задания не позволят сделать выводы о сформированности читательской грамотности, так причиной ошибки школьника может стать не только неумение анализировать изображения, но и незнание предметного материала — события, являющегося правильным ответом (первое упоминание Москвы в летописи).
Примере Г™~"--------—}
I «" ПОЧТА СССР 5
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка.
В рамках оценочных процедур по истории различных уровней рекомендуется использовать различные типы заданий на проверку читательской грамотности: на работу с текстом (сочинения историков или исторические источники), таблицей, исторической картой (схемой), изображением. Уровень таких заданий, определяемый сложностью логических операций, которые необходимо осуществить для выполнения задания, а также необходимым для их выполнения уровнем культурно-исторической грамотности, должен соответствовать предполагаемому уровню овладения читательской грамотностью обучающимися. Задания на проверку читательской грамотности, которые, как было показано выше, выполняются без привлечения знаний по предмету, должны стоять на отдельных позициях.