Научная статья на тему 'Оценка буферных свойств кожи полового члена у детей, угрожаемых по развитию рубцового фимоза'

Оценка буферных свойств кожи полового члена у детей, угрожаемых по развитию рубцового фимоза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Румянцева Г. Н., Гаврина Д. В., Карташев В. Н., Аврасин А. Л., Жуков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка буферных свойств кожи полового члена у детей, угрожаемых по развитию рубцового фимоза»

12. Kruger T.F. et al. // Urology.- 1987.- № 3.- P. 248-251.

13. Mandal A. et al. // Biol. Reprod.- 1999.- Vol. 61, № 5.-P. 1184-1197.

14. Mendoza-Lujambio I. et al. // Hum. Mol. Genet.- 2002.-Vol. 11, № 14.- P. 1647-1658.

15. Menkveld R. et al. // Hum Reprod.- 2001.- Vol. 1, № 6.-P. 1165-1171

16. Miki K. et al. // Dev. Biol. 2002.- Vol. 248, № 2.- P. 3312.

17. Moretti E. et al. // J. Submicrosc. Cytol. Pathol.- 2005.-Vol. 37, № 3-4.- P. 297-303.

18. Nakada K. et al. // Proc. Natl. Acad. Sci. U S A.- 2006.-Vol. 103, № 41.-P. 15148-15153.

19. Noone P.G. et al. // Chest.-2002.-Vol. 121,Suppl. 3.- P. 97.

20. Olbrich H. et al. // Nat. Genet.- 2002.- № 2.-P. 143-144.

21. Sapiro R. et al. // Mol. Cell. Biol.-2002.- Vol. 22, № 17.-P. 6298-6305.

22. Sathananthan A.H. et al. // Hum. Reprod. .- 1996.- Vol. 11, № 2.-P. 345-356.

23. Serebrovska Z.A. et al. // Fiziol. Zh. .- 2006.- Vol. 52, №3.-P. 110-118.

24. Shefi S. et al. // Int. Braz. J. Urol.- 2006.- № 4.- P. 385.

25. Sutovsky P. et al // Protoplasma.- 1999.- Vol. 206.- P. 249.

26. Vicari E. et al. // Hum. Reprod.- 2002.- №8.- P. 2128.

27. World Health Organization. WHO Laboratory Manual for the Examination of Human Semen and Semen-Cervical Mucus Interaction. - 4-th ed.- Cambridge, United Kingdom, 2000.

28. Yao R. // Proc Natl Acad Sci USA.-2002.- №17.- P. 11211.

GENETICALLY DETERMINED ULTRASTRUCTURAL SPERMATOZOON PATHOLOGY

E.N. BOCHAROVA Summary

Ultrastructural spermopathology is based on the thesis that cell pathology and features of structure and function cellular organelles are basis of all diseases. Electron microscopic research allows describe structural and functional infringements details, to reveal mechanisms of spermatozoon fertilizable inefficiencies, to identify genetically caused phenotypes from got. Such approach enables to offer strategy of realization of fertilization and, in the future, to develop therapeutic approaches to fertility achievement. At genetically determined spermatozoon pathology with any characteristic anomalies structures make greater (or total) a part of fertile cells in patient. These anomalies can be named system, or syndromic, as the spermatozoon phenotype does not vary in due course, does not correct with therapy, and is similar with anomalies other patients to similar infringements fertility. Similar anomalies have family character and have proved (or presumably) a genetic origin. In the given review 5 types of syndromic pathologies which are described now are presented.

Key words: ultrastructural spermopathology, fertile cells

УДК 616.662-007.274

ОЦЕНКА БУФЕРНЫХ СВОЙСТВ КОЖИ ПОЛОВОГО ЧЛЕНА У ДЕТЕЙ, УГРОЖАЕМЫХ ПО РАЗВИТИЮ РУБЦОВОГО ФИМОЗА

Г.Н. РУМЯНЦЕВА, Д.В. ГАВРИНА, В.Н. КАРТАШЕВ, А.Л. АВРАСИН, С.В.ЖУКОВ*

Основной задачей врача при первичных осмотрах детей с патологией крайней плоти является определение основных групп амбулаторного контроля. Детей, которые не требуют строгого динамического наблюдения, и больных, в этом нуждающихся.

Известно, что кожа является сложным органом, участвующим в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма.

Кафедра детской хирургии ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава, ГУЗ Детская областная клиническая больница урологическое отделение г. Тверь, Кафедра военной и экстремальной медицины с курсом медицины катастроф ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава.

Состояние кожи детей определяется общими физиологическими процессами, происходящими в организме ребенка, её структурой и специфическими функциями. Кожа является органом иммуногенеза вследствие наличия клеточных механизмов, необходимых для развития местного иммунного ответа. Защитная функция обеспечивается сохранным в своей целости роговым слоем и кислой средой поверхности кожи, создаваемой кожным салом и потом. По данным литературы, нормальными значениями рН кожи у детей являются значения рН 4,5-6,0. Нарушение барьерных функций кожи, одной из которых является буферная система, приводит к нарушению её сопротивляемости инфекции, воспалению и, как следствие, к рубцеванию. Это побудило нас к разработке стандартизированного подхода к выявлению группы риска среди пациентов, склонных к развитию рубцового фимоза.

Материалы и методы. Исследование выполнялось с помощью прибора рН-метра и зонда, основой которого является сурьмяный электрод, размещенный на эластичной трубке. Специальной подготовки пациента не требуется. Процедура рН-метрии неинвазивна и безвредна, её можно повторять многократно. Обследовано 60 детей в возрасте 1-16 лет. Из них 33 пациента с физиологическим фимозом, 13 больных с рубцовым фимозом, и 14 человек с полностью открытой головкой полового члена, которые составили контрольную группу. Перед исследованием проводится калибровка прибора и рН зонда по стандартным буферным растворам. На область предплечья накладывается накожный электрод сравнения, обработанный пастой ПЭ-2. Всем детям проведено измерение рН кожи в проекции предложенных нами точек: 1) середина расстояния линии, проведенной от пупочного кольца к передней ости крыла подвздошной кости слева; 2) область паховой складки слева; 3) дорзальная поверхность полового члена в средней трети; 4) зона сужения крайней плоти; 5) внутренний листок крайней плоти. Показатели рН кожи и крайней плоти отображаются на мониторе прибора. У лиц с фимозом показатели рН кожи и крайней плоти равны 0,1^ 9,3).

Результаты. Анализ результатов показал достоверные различия значений рН кожи во 1-ой и 3-ей точках у больных с рубцовым фимозом, по сравнению со здоровыми детьми (рис.1).

Рис. 1. Колебания значений рН кожи в абдоминальной (Атах, Атт, Абг) и дорзальной (Дтах, Дтт, Дэг) точках у детей с рубцовым фимозом (Я), фимозом (Е) и полностью открытой головкой полового члена (Ы)

Часть пациентов с фимозом имела значения рН, близкие к рубцовому фимозу 13 (38%) человек, другая часть 20 (62%) детей имела значения рН, характерные для здоровых. С помощью программы 8Р88 11, нам удалось смоделировать и выразить графически распределение изучаемых классов в двухмерном пространстве признаков и результаты построения линейного дискриминатора в двух плоскостях для выделения детей с высоким риском формирования рубцового фимоза - Класс Е. Классы N и Я отражают значения рН у здоровых детей и больных с рубцовым фимозом соответственно (рис.2). Таким образом, по значению рН кожи, мы можем выявлять пациентов, угрожаемых по развитию рубцового фимоза. Проведение рН-метрии кожи полового члена позволяет выбрать оптимальный способ лечения для каждого пациента с учетом барьерных функций его кожи.

pi 1 в абдоминальной точке

Рис. 2. Скаттерограмма распределения изучаемых классов в двухмерном пространстве признаков и результаты построения линейного дискриминатора в двух плоскостях для выделения детей с высоким риском формирования рубцового фимоза

Выводы. Изучение рН кожи полового члена показало различия его значений у детей с фимозом в отличие от здоровых мальчиков. Определение рН кожи и крайней плоти при фимозе позволяет оценить буферные свойства кожного покрова с выявлением группы риска по развитию рубцового фимоза.

УДК 612.014.5:616.43-053.7:616.697

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭНДОКРИННЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ АНДРОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Ю.В. ЛУТОВ, М.А. КОГАЙ. А.Г. ГОРЕЛКИН, В.Г. СЕЛЯТИЦКАЯ*

У юношей с нормальным андрологическим статусом имеют место физиологические межгормональные взаимосвязи и наименьший уровень стрессированности. При замедленном половом развитии наблюдается высокая гетерогенность исследованных антропометрических показателей при преобладании низких значений роста, индекса массы тела и трохантерного индекса, свидетельствующих о низких темпах полового развития, сохраняются физиологические межгормональные корреляции на фоне наиболее выраженного влияния на организм «гормонов стресса».

По данным экспертов ВОЗ, частота бесплодных браков в мире составляет 15-20% [6]. Мнения авторов в отношении вклада мужского и женского факторов в семейное бесплодие различаются, но большинство из них считает, что доля мужского бесплодия составляет не менее 50% [4, 6, 9], а 7-10% мужчин репродуктивного возраста являются бесплодными. У российских мужчин поколения последних двух десятилетий половых клеток стало на 25-30% меньше, чем у тех, кто родился в 60-х годах, а за 50 лет выработка сперматозоидов снизилась почти на 45% [8]. Социальное и медицинское значение имеет стабильное нарастание распространённости различных видов эректильной дисфункции, достигающей у мужчин в 20-30 лет 7-8 %, в среднем возрасте -20-25%, а в пожилом возрасте и при наличии хронических соматических заболеваний - 30-50% [1].

Ведущими причинными факторами указанных выше явлений признаются инфекции, передающиеся половым путём (ИППП), сосудистая патология (в первую очередь, варикоцеле), врождённые аномалии (крипторхизм, фимоз, гипоспадии, эпи-спадии и др.), воспалительные процессы гонад, не связанные с ИППП (в первую очередь, орхиты вирусной этиологии, в частности, вследствие эпидемического паротита), гипогонадизм различного происхождения [6, 8, 9]. Причём, за исключением ИППП, все эти патологические состояния очень часто возникают и формируются в детском и подростковом возрасте, а выявляются уже у взрослых мужчин, когда они сталкиваются с проблемами бес-

ГУ НЦ клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН, б30117, г. Новосибирск, ул. Академика Тимакова, 2. Тел./факс: (383)333-б8-22. E-mail: ccem@soramn.ru

плодия и нарушений потенции. В то же время ситуация с детской андрологией обстоит ещё хуже, чем со взрослой. В отличие от девочек и девушек, мальчики и юноши большинства организованных коллективов практически не подвергаются профессиональным профилактическим осмотрам с целью оценки состояния половой системы, за исключением осмотров подростков во время работы призывных комиссий при военкоматах. В последние годы в некоторых мегаполисах России стали выполняться целенаправленные популяционные исследования в данном направлении, но они, преимущественно, носят эпидемиологический, описательный характер [6]. Такие работы имеют важное прикладное значение, поскольку они, во-первых, наглядно демонстрируют описанную выше современную негативную тенденцию в отношении андрологической патологии, во-вторых, убедительно говорят в пользу необходимости организации в России андрологической, в т.ч. и детской, службы по аналогии с гинекологической службой; в-третьих, позволяют выявлять заболевания андрологической сферы или факторы риска их развития ещё в детском возрасте, что даёт возможность коррекции или профилактики их развития.

Однако не менее актуальными могли бы быть исследования, посвящённые изучению взаимосвязей между андрологиче-ским статусом, особенностями конституции и гормональной регуляции у мальчиков и юношей. Полученные в таких исследованиях результаты будут весьма полезными как в теории (приобретение новых сведений о патогенезе различных заболеваний и патологических состояний мужской половой сферы), так и в практике (учёт выявленных конституционально-эндокринных закономерностей в разработке лечебно-профилактических мероприятий, что существенно повысит их эффективность).

Цель исследования - оценка андрологического статуса, особенностей конституции и гормональной регуляции у юношей из однородной социальной среды с высокой учебной нагрузкой.

Материал и методы. Выполнено комплексное клиническое, антропометрическое и гормональное обследование 97 юношей 15-17 лет, учащихся одного из технических колледжей г. Новосибирска. Половое развитие оценивали путём общего клинического осмотра и антропометрии половых органов. Стадию полового развития и её соответствие паспортному возрасту определяли по шкале Tanner (1955) в модификации Л.М. Скоро-док и О.Н. Савченко [10]. Когда выявляли отставание хотя бы одного из параметров половой формулы на 2 года и более по сравнению с должным значением для имеющегося паспортного возраста, фиксировали замедленное половое развитие (ЗПР). Предварительные диагнозы заболеваний мужской половой сферы (варикоцеле, крипторхизм, орхит, гидроцеле, фимоз и др.) делали на основании внешнего осмотра и анамнеза.

Для изучения конституциональных особенностей измеряли рост (м) юношей, массу тела (кг), длину ноги (ДН, м), окружность груди (ОГ, см), окружность бёдер (ОБ, см), ширину плеч (ШП, см), ширину таза (ШТ, см), рассчитывали антропометрические индексы: ТИ=Рост/ДН - трохантерный индекс, характеризующий темп полового развития [7, 14]; индекс ШП/ШТ, характеризующий относительное влияние мужских и женских половых гормонов на формирование скелета [5, 15]; индекс ОГ/ОБ, отражающий конституциональное влияние глюкокортикоидных гормонов [13, 14]. Для оценки каждого из показателей выполняли перцентильный анализ [3]. Результаты измерений или значения индексов разделены на три центильных коридора: I - 0-25%, где находится 1/4 наиболее низких значений выборки; II - 25-75% -1/2 средних значений выборки; 75-100% - 1/4 наиболее высоких значений выборки. При анализе различий между группами юношей, выделенными в зависимости от состояния половой системы, сравнивали % распределение каждого из антропометрических показателей в этих группах по центильным коридорам. Достоверность различий выявляли по непараметрическому статистическому критерию х2 с поправками Бонферрони и Йейтса.

Гормональный статус оценивали путем определения уровней гормонов в крови: пролактина (Activ PROLACTIN IRMA DSL-4500, ng/ml), лютеинизирующего гормона (LH IRMA DSL-4600 / Diagnostic Systems Laboratories USA, mlU/ml), фолликулостимулирующего гормона (fshLH IRMA DSL-4700 / Diagnostic Systems Laboratories USA, mlU/ml), тестостерона (Стероид ИФА-тестостерон, Алкор Био, СПб, нмоль/л), дегидроэпиандростерона сульфата (Стероид ИФА-ДГЭА-сульфат, Алкор-Био, СПб, мкг/мл), кортизола (CORTISOL - RIA IMMUNOTECH нмоль/л). Достоверность различий между сравниваемыми группами по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.