Научная статья на тему 'Оценка антикварных изделий'

Оценка антикварных изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4395
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка антикварных изделий»

Оценка антикварных изделий

Н.Д. Дронова

председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по оценочной деятельности, доктор технических наук, профессор

К антикварным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие художественную и историческую ценность, возраст которых превышает 50 лет. К античным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие историческую ценность, возраст которых превышает 300 лет. При оценке антикварного ювелирного изделия определяется вес изделия, состав сплава, из которого оно изготовлено, диагностируются вставки и определяются их характеристики. Для определения базовой стоимости изделия необходимо оценить трудозатраты на изготовление и закрепку вставок. Следующим этапом оценки антикварного ювелирного изделия является определение времени создания и места изготовления. Если на изделии присутствует набор клейм (городское клеймо, клеймо пробирного мастера с датой или без даты), то при помощи специальных справочников определяется время и место изготовления. Если же клейма отсутствуют, то диагностика ведется при помощи изучения стилевых признаков. Изучение особенностей, позволяющих выявить почерк мастера или фирмы, помогает определить время и место создания украшения. Изучение вида и формы огранки закрепленных в ювелирное изделие камней также помогает в определении времени изготовления. Кроме этого, необходимо тщательно рассмотреть конструкцию изделия и особенности его финишной обработки. Так, например, древние литые изделия в нижней части имеют шероховатости, оставленные песчаной формой, они спаяны из нескольких кусков, в то время как подделки спрессованы из одного куска. Необходимо установить и следы износа. При оценке антикварных ювелирных изделий до их поступления на экспертизу всегда следует выяснить место происхождения предмета, а также его владельца.

Алгоритм оценки и диагностики антикварного ювелирного изделия следующий:

1) взвешивание изделия;

2) определение состава сплава (пробы);

3) диагностика вставок;

4) изучение набора клейм;

5) изучение стилевых признаков;

6)изучение особенностей технологии, позволяющих выявить почерк мастера или фирмы-изготовителя;

7) расчет базовой стоимости;

8) определение повышающих коэффициентов;

9) оценка износа изделия;

10) изучение рынка;

11)определение рыночной стоимости ювелирного изделия.

Определение стоимости антиквариата имеет некоторые особенности.

Если требуется оценить средневековое изделие, необходимо начинать с оценки его внешнего вида, а затем - качества изготовления, включая дизайн и использованные драгоценные камни. К ранним ювелирным изделиям относят древнеримские и древнегреческие камеи, инталии и другие резные ювелирные изделия, которые могут быть ценными сами по себе. Денежную стоимость таких изделий определить довольно трудно, поскольку их цена главным образом зависит от степени желания покупателя приобрести изделие. Стоимость античных ювелирных изделий устанавливается текущим рынком. Рынок состоит их частных коллекционеров и музеев. Цены могут сильно колебаться. Это зависит от следующих факторов:

• редкость предмета относительно других известных предметов такого вида;

• время, в течение которого изделие пребывало на рынке;

• материалы, использованные при изготовлении изделия;

• качество работы.

Для того чтобы оценщик мог определить стоимость античного или антикварного ювелирного изделия, от него требуется серьезное знание культуры, социальных обычаев и моды соответствующей эпохи. При оценке антикварного ювелирного изделия определяются его вес и состав сплава, из которого оно изготовлено. Для этих целей необходимо провести кислотный тест металлов или сплавов. Необходимо знать, что чистота металла помогает ориентировочно определить место и дату производства изделия. Следующим шагом является диагностика всех драгоценных камней. Особое внимание надо обращать на соответствие изделия предполагаемому периоду. Важно учитывать, что замена камней снижает стоимость изделия. Затем определяется вес камней и их характеристики. Необходимо знать, что камни в изделии XIX века должны быть хорошо огранены, а в изделии XVI века огранка не применялась; современные камни, такие как танзанит, не могут быть вставками в антикварных ювелирных изделиях; до 1900 года при создании ювелирных изделий использовали только натуральный жемчуг.

Основой оценки антикварного ювелирного изделия является определение времени создания и места изготовления. Важнейшим при установлении возраста серебра является клеймо. В подделках клеймо часто не совпадает с подлинным, ведь фальсификаторы не обращают никакого внимания на клейма, а иногда просто не обладают нужной информацией. Если же клейма отсутствуют, то диагностика ведется при помощи изучения стилевых признаков.

Каждый предмет из золота и серебра должен быть тщательно изучен как со стилевой, так и с технической стороны. Бывает и так, что предмет и вовсе не имеет знаков или клейма. Стиль и форма должны соответствовать декору. Возможны противоречия между формой сосуда и его орнаментикой, а в фигурном декоре - между формой сосуда и его тематикой (например, в барокко не могут быть изображены рыцарские сцены). Зачастую не соответствуют стилю облачение фигур, пейзаж и стилистика изображенных сцен. Необходимо знать и то, что в

различные периоды использовались разные фурнитура и застежки, поэтому важно установить, соответствуют ли они периоду изготовления изделия. Если булавка или застежка серьги относятся к другому периоду, это уменьшает стоимость изделия на две трети.

При оценке качества работы самое главное - это выяснить, не является ли ювелирное украшение «сборным» (то есть два предмета были соединены в один в более позднее время). Для этого необходимо осмотреть оборотную сторону изделия для выявления важных, свидетельствующих о репродукции признаков, таких как пористость (маленькие ямки и пузырьки на поверхности) и усадочные раковины на литом изделии. Затем следует проверить способ исполнения изделия. В подлинных чеканных произведениях различимы следы молотка, а металл в крайних точках всегда отличается исключительной тонкостью.

При оценке качества закрепки камней необходимо проверить, гладкие ли крепления и оправы камней. Если они шероховатые или цепляются за одежду, то, возможно, они могли быть заменены. Необходимо также проверить, нет ли следов припоя и ремонта. Присутствие свинцового припоя на антикварном ювелирном изделии снижает его стоимость на 50 процентов. Цепи должны плавно двигаться при протаскивании их сквозь пальцы. Жесткие звенья говорят о том, что цепь подлежала ремонту. Важно проверить, есть ли клеймо на замке цепи. Изношенная цепь (следует обратить особое внимание на звенья, расположенные рядом с застежкой) имеет пониженную цену. Браслеты должны иметь предохранительные цепочки. Плохо припаянные, особенно припаянные свинцом, предохранительные цепочки могут уменьшить стоимость изделия до 50 процентов.

При оценке антикварных изделий викторианской эпохи оценщикам нужно знать, что полностью маркированные и клейменые изделия этой эпохи редки, ибо в девятнадцатом столетии британское правительство не требовало от ювелиров использовать клейма. Кроме этого, при оценке ювелирных украшений викторианской эпохи не-

обходимо учитывать, насколько их дизайн соответствует современной моде. Если соответствует, значит, это изделие имеет более высокую стоимость. В викторианской эпохе при создании изделий часто использовали камеи. В настоящее время налажено производство копий камей этого периода при помощи ультразвука. Научиться отличить камею, вырезанную ультразвуком, от камеи ручной работы нетрудно. Если камея ручной работы, то под ярким светом, через лупу можно увидеть беловатую поверхность камеи (обычно верхний слой), особенно в складках волос и одежды. Такая поверхность напоминает эффект «свежевыпавшего снега» из-за микроскопических углублений в материале.

Камеи бывают из цельного куска и склеенные. Глубоко прорезанные камеи более ценные, чем мелко прорезанные. После установления подлинности камеи, необходимо оценить степень ее сохранности. Прежде всего нужно выявить отсутствие трещин и повреждений (это видно при большом увеличении). Не менее важно оценить художественные достоинства резного изображения. На стоимость камеи влияют тема изображения, цельность композиции, ее пропорции, качество проработки деталей и общая отделка.

Оценка художественных достоинств изделий стиля ар-нуво должна начинаться с оценки общего дизайна. Не все изделия этого периода имеют одинаковую художественную ценность. Важно научиться отличать хорошее от прекрасного, а прекрасное от исключительного. Единственный способ приобретения такой способности - длительное изучение науки оценки ювелирных изделий и исследование как можно большего их количества. Если на украшение нанесена эмаль, необходимо проверить, нет ли на ней сколов и не заполнены ли отдельные участки лаком, насколько чисто и ясно выполнены рисунок и работа по металлу. Если эмалированное изделие выдается за ар-нуво, но имеет вогнутые участки, это подозрительно. Эмаль в секциях украшений этого периода абсолютно ровная и имеет очень много разных оттенков одного цвета. В новых изделиях таких различий в оттенках нет.

При оценке ювелирных изделий ар-деко следует обратить внимание на имя изготовителя. Очень ценные ювелирные изделия всегда подписываются, как ценные картины и скульптуры. Самым популярным дизайнером ювелирных изделий периода ар-деко был Луи Картье. Выдающимися дизайнерами и фирмами - производителями ювелирных изделий этого периода также являются Ван Клиф энд Эпелс, Мобуссан, Бушерон, Шамет. Стоимость изделия в значительной степени зависит от качества его исполнения. Первоклассные дизайнеры всегда использовали первоклассные материалы. Кроме этого, важно знать, что ювелирные изделия ар-деко с цветочными рисунками представляют большую ценность, чем ювелирные изделия с геометрическим узором.

Многие хозяева антикварных изделий с вставками из старых бриллиантов, не подлежащих ремонту, хотят знать, стоит ли пе-реогранивать такие камни. Обычно камень не переогранивают, если хотят сохранить вес. В процессе переогранки бриллианты «старой горняцкой» огранки, как правило, теряют 35-60 процентов от своего веса, а бриллианты «старой европейской» огранки - 15-30 процентов. При этом необходимо знать, что потеря света при прохождении через большие калетты и матовый рун-дист уменьшает концентрацию цвета, и от этого цвет кажется светлее. В некоторых случаях платиновые крепления создают видимость более лучшего цвета примерно на 2-3 градации. Камни в глухих кастах обычно выглядят более крупными, но они, как правило, тонкие.

Изучение особенностей, позволяющих выявить почерк мастера или фирмы, также помогает определить время и место создания украшения. Наличие оригинального упаковочного футляра может увеличить стоимость изделия на 20 процентов.

Необходимо иметь в виду, что для западных коллекционеров раннеевропейские ювелирные изделия и предметы средневековья являются более желанными, чем ювелирные изделия из дальневосточных и азиатских стран, в то время как коллекционеры из азиатских стран ищут предметы, изготовленные своими мастерами.

Специалист по антиквариату должен знать как свои региональные, так международные рынки. Справочники цен по антикварным ювелирным изделиям следует использовать только как справочники, а не руководствоваться ими для установления точных цен. Крупные аукционные дома, такие как «Сотби» и «Кристи», включают древние ювелирные изделия в свои специальные каталоги античных произведений искусства (древний Ближний Восток, Египет, Греция, Рим, Византия, средние века). Поиск сопоставимых предметов в этих каталогах является хорошим началом определения текущих цен, но необходимо иметь в виду, что аукционные дома выпускают иллюстрированные каталоги, в которых указаны только цены реализации. Любителям антиквариата, живущим в России, можно рекомендовать регулярно посещать различные антикварные салоны, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге. Больше всего информации о текущих ценах можно собрать, посещая российские антикварные салоны, регулярно проводимые в Центральном доме художника на Крымском валу. Обычно на таких антикварных салонах можно увидеть и российские произведения ювелирного искусства, и ювелирные украшения из Европы. Особое внимание привлекают изделия тех фирм, с именами которых связаны успех и слава российского ювелирного искусства до революции. Устойчивый интерес сохраняется к работам фирм Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Сазикова, Болина, Грачева, Немирова-Колодкина, Лорие, Корлюкова, Милюкова, Соколова, Постникова, Морозова, Семенова, Губкина.

Экспертиза качества - это экспертная оценка изделия по установленным критериям, которые определяют его оценочную стоимость. Базовая стоимость антикварных изделий определяется как сумма материальной стоимости драгоценных металлов, вставок из ювелирных камней и трудозатрат на изготовление изделия и закрепку вставок. После определения базовой стоимости рекомендуется использовать следующие повышающие коэффициенты и надбавки к базовой стоимости антикварного изделия (в процентах):

• наличие набора клейм (городское клеймо, клеймо пробирного мастера с датой или без даты) - 15;

• наличие клейма мастера - 10;

• наличие клейма фирмы - 15;

• наличие легенды - 55;

• наличие документально подтвержденной истории предмета - 110;

• стилевые признаки - от 10 до 15;

• наличие особенностей, позволяющих выявить почерк мастера или фирмы, - 15;

• оригинальность замысла - 10;

• уровень исполнения - 25;

• сложность моделировки - 30;

• использование новых в технологий - от 50 до 100;

• комплектность изделия - 5;

• типичность (характерная для времени бытования) - 15;

• редкость (для времени бытования) -20;

• уникальность - 50;

• редкость для музейных коллекций - 15;

• повышенный антикварный спрос - от 15 до 100;

• музейное хранение - от 5 до 10.

Повышающие коэффициенты и надбавки

(в процентах) к базовой стоимости в зависимости от времени изготовления следующие:

XX век -

XIX век -

XVIII век -

XVII век -

XVI век -

XV век -

до XV века -

1,0;

от 1,0 до 1,5; от 2,0 до 3,0; от 3,5 до 5,0; от 6,0 до 10,0; от 10,0 до 50,0; от 50,0 до 100,0.

Как отличить подлинный антиквариат от подделки

Как мы уже говорили, к антикварным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие художественную и историческую ценность, возраст которых превышает 50 лет. К античным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие историческую ценность, возраст которых примерно превышает 300 лет.

Определить дату античного изделия очень трудно. Это требует так много специ-

ализированных знаний и опыта, что даже эксперты могут по-разному оценивать время происхождения изделия, примерное датирование и идентификацию, так как цепочки, браслеты, пряжки, серьги, кольца, подвески из серебра, золота, электра, бронзы, железа, слоновый кости, стекла, драгоценных камней и других материалов выполнялись в различных ювелирных техниках. К примеру, в третьем тысячелетии до нашей эры, когда торговые связи соединили Северную Африку, Ближний и Средний Восток и Европу, наблюдается сходство в мотивах, формах и способах производства.

Как можно доказать античность ювелирного изделия? Лабораторного анализа, используемого в археологии, не существует. Внешний вид может быть обманчив, коррозия может быть создана искусственно. То же относится к повреждениям на патине. Существуют подделки и имитации античных ювелирных изделий, некоторые из которых относятся к XVIII веку, а некоторые можно проследить до Ренессанса. По словам куратора одного музея, исходить надо «из того, что все может быть скопировано или подделано и действительно копируется или подделывается, будь то с намерением или без намерения обмануть». В самом деле лишь малое количество изделий, датируемых XVIII веком, сохранилось до наших дней в оригинальной форме. Драгоценные металлы и камни, благодаря их прочности, использовали многократно: металлы переплавляли, а камни вставляли в новые украшения, следуя новой моде.

Изделия из благородных металлов имеют преимущество: их снабжали клеймом, которое почти точно определяет время и место происхождения предмета. Конечно, до сих пор существуют неразгаданные и неопубликованные клейма, есть и такие предметы, которые вовсе не помечены. В основном это вещи, изготовленные нелегально или пользовавшиеся дворцовой или монастырской привилегией и не подлежавшие цеховому контролю. Важнейшим пособием для определения клейма является четырехтомный труд Марка Розенберга «Клейма златокузнецов». Также изданы справочники клейм различных стран (Англии, Фран-

ции, Бельгии, Голландии, Венгрии, России). Важнейшим и наиболее древним клеймом (введенном в Париже в 1275 году, а в Лондоне в 1300 году) является знак города, или городское клеймо, которое гарантирует беспримесность благородного металла. Оно проставлялось цеховым мастером пробирного дела как свидетельство проведенной проверки. Знак города по большей части представляет собой городской герб или начальные литеры города. Приблизительно в XVII веке год и чистоту металла начали указывать с помощью цифр. Так, для 13-лотного серебра чаще всего использовали цифру 13, а год часто обозначался литерами года. Эти годовые литеры, указывающие срок полномочий мастера пробирного дела, во Франции и Англии были введены в XV, а в Германии - в XVIII веке. Наряду с этим пробирным клеймом часто выбивалось и клеймо мастера. Таким клеймом, которое во Франции, Англии и Германии было введено в XIV веке, а в других странах в XV и XVI веках, мастер как бы ручался за качество своей работы. Клейма мастеров большей частью являются литерами имени или клеймами дома. Каждый мастер должен был оставить свое клеймо вместе со своей подписью на металлической пластинке в ратуше и в цеховой зале. Нередко на предметах встречаются и другие знаки, которыми помечаются импортированные или в более позднее время восстановленные произведения. Это пробы на подлежащих обложению ювелирных изделиях, маркировка в виде свидетельства взысканного налога на серебро, оценочное клеймо, ввозное клеймо для иноземных предметов.

Ответить на вопрос, подлинным является антиквариат или это репродукция (подделка), очень сложно, поскольку очень много западных компаний выпускает репродукции ювелирных изделий. После того, как такие изделия пробудут на рынке несколько лет, их происхождение установить становится еще сложнее. Область репродукции антикварных ювелирных изделий существовала столетиями. С древности для «старения» ювелирных изделий использовались различные технические приемы, Так, например, чтобы придать изделию старый вид,

металлы с примесью золота погружали в слабый раствор кислоты или отбеливатель, драгоценные камни специально скалывали или царапали песком или наждаком.

Изготовлением подделок занимались во все времена. Известно, что воспроизводство ювелирных изделий было развито еще в Древнем Риме. Арабы грабили могилы и делали копии с добытых таким образом украшений, а также копии надгробных камней. Изготовление подделок и копий процветало на протяжении многих столетий.

Главной защитой от подделок является знание истории производства отдельных типов украшений и особенностей технологии изготовления. Иными словами, необходимо знать ответы на следующие вопросы:

1) какие материалы использовались в определенные периоды;

2) как могли соединяться материалы при изготовлении ювелирного изделия;

3) какие виды отделки использовались;

4) какие были излюбленные способы украшения (эмаль, чеканка и т. п.) в определенные периоды и как они наносились.

Знание, как влияет старение на материалы, составляющие ювелирные изделия, может помочь оценщику отличить подделку, поскольку на основании таких знаний специалист может сделать заключение о том, где должны проявиться признаки износа и патина. Однако если репродукция выполнена с использованием старых инструментов, красок или сплавов, отличить репродукцию от подлинника почти невозможно даже эксперту. Часто для создания новых копий используют старые оригинальные формы.

Девятнадцатый век явился свидетелем последовательного возрождения исторических стилей и пристрастия к реалистическому воспроизведению природы при помощи новых технологий (гальванопокрытие). Этот период характеризуется производством репродукций античных ювелирных изделий в промышленных масштабах. Введение новых технологий позволило удешевить производство подражаний историческим стилям. В этот период главенствовали возрожденные неостили эпохи историзма -неоготика, неоренессанс, неорококо. Благодаря неоготическому стилю появилось

множество имитаций старинных изделий эпохи средневековья. Неоренессанс и необарокко привели к увлечение носить крупные ювелирные изделия, усыпанные бриллиантами, с щедрым декором. Излюбленными темами в ювелирных изделиях было реалистическое воспроизведение животных, птиц, плодов и цветов.

Наряду с твердым знанием, каким способом специалисты обрабатывали материал, от заблуждений и ошибок начинающего эксперта убережет знакомство с современными подделками. Поскольку как существовало, так и существует множество мастерских, специализирующихся на подделках изделий из драгоценных металлов, очень полезно получить сведения о таких мастерах, выяснить, какими возможностями они располагают для изготовления изделия «под старину» и какие методы для этого используют. Изобретение гальванопластики позволило делать отливки с произведений златоделия более ранних эпох, особенно итальянского и немецкого Ренессанса. Отливались также золотые и серебряные находки из раскопок, равно как произведения эпохи раннего и позднего средневековья. Эти отливки предназначались для музеев художественной промышленности, которые были основаны в XIX веке. Так как оригиналы для этих музеев были недоступны, пользовались добротными отливками с них. Из соображений безопасности появлялись и копии ценных литургических сосудов, которые выставлялись в церквях или использовались в церковных процессиях. В новейшее время копии с исторических предметов золотого дела создавались в виде экспонатов, заменяющих оригиналы на выставках.

Пристальное внимание следует уделить технике украшения, поскольку фальсификаторы придают декору особое значение, ибо именно он привлекает взгляды покупателей. Чем резче обработаны детали, тем большая требуется осторожность. Для придания вещам правдоподобного антикварного вида многие фальсификаторы вызывают на поверхности своих подделок искусственную коррозию.

Хотя большая часть изделий этого периода, представляющих художественную цен-

ность, делалась вручную, по мере приближения к концу XIX столетия все большее распространение получало включение в ювелирные изделия частей, изготовленных литьем. При выявлении подделки следует убедиться, что на оборотной стороне изделия имеется пористость, которая доказывает, что изделие было отлито - обычный метод массового производства репродукций. Литая репродукция имеет свежий тон золота, патина отсутствует. Такое изделие не имеет тонко выработанной отделки или гравировки, характерной для старого ювелирного изделия.

Изучая антикварное изделие из драгоценных металлов, имеющих историко-художественную ценность, необходимо обратить внимание на содержание драгоценного материала в сплаве, а также на вид вставок, вид формообразования, технику обработки и способ украшения. Важно установить, действительно ли все компоненты художественного вкуса, стиля и технических возможностей соответствуют эпохе, в которую, как предполагают или утверждают, возникло исследуемое произведение. При оценке драгоценных камней надо обратить внимание на соответствие вида огранки историческому периоду. Бриллиант современной огранки не может быть вставлен в антикварное изделие.

Чтобы ответить на вопрос, соответствует ли драгоценный камень периоду, надо знать даты открытия месторождений тех или иных минералов. Также необходимо проверить, не подкрашены ли драгоценные

камни, не заполнены ли они маслом, не обработаны ли полимером (полимерной обработке подвергаются современные драгоценные камни).

В разные периоды времени для изготовления украшений использовались самые разные материалы: благородные и простые металлы, драгоценные камни и их имитации, цветная эмаль, жемчуг, кораллы и прочее. Но поскольку мастера разных стран в различные стилевые эпохи для изготовления ювелирных изделий предпочитали использовать определенные материалы, распознать, к какому времени относится изделие, зачастую можно по избранному мастером материалу и способу его обработки.

Конечно, вряд ли удастся почерпнуть необходимую информацию из одной только искусствоведческой литературы. Эксперт должен проверить теоретические знания экспериментальным путем на большом количкстве точно датированных предметов, которые можно найти в музеях. Однако даже в том случае, когда основательные знания и многолетний опыт облегчают проведение экспертизы и датировки объекта, желательно ознакомиться с бесспорно определенными, сходными в формальном отношении предметами в собраниях музеев. При знакомстве с вещами из музейных коллекций можно легко распознать топорные подделки серийного изготовления, поскольку признаки ручной обработки (например следы чекана или молотка) в подделках, как правило, отсутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.