Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ'

ОЦЕНКА АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
детская болезнь / лекарства / список важных лекарств / аубулаторные лекарства / childhood illness / medications / list of important medications / outpatient medications

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдинаби К.Б., Кожекенова Ж.А.

Статья предназначена для оценки охвата детей до 5 лет амбулаторными лекарствами на основе обзора отечественных и зарубежных литературных источников. Освещены барьеры между странами в отношении здоровья детей и при транспортировке лекарств.В статье также показано, как программы здоровья включают здоровье детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдинаби К.Б., Кожекенова Ж.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF OUTPATIENT DRUG PROVISION CHILDREN UNDER 5 YEARS OLD

The article is intended to assess the coverage of children under 5 years of age with outpatient medications based on a review of domestic and foreign literature sources. The barriers between countries in relation to children's health and in the transportation of medicines are highlighted.The article also shows how health programs include children's health.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ»

УДК 614.2 Абдинаби К.Б., Кожекенова Ж.А.

Абдинаби К.Б.

магистрант 1 курса кафедры общественного здравоохранения

Казахский национальный медицинский университет им. С. Ж. Асфендиярова (г. Алматы, Казахстан)

Кожекенова Ж.А.

кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой общественного здравоохранения, к.м.н.

Казахский национальный медицинский университет им. С. Ж. Асфендиярова (г. Алматы, Казахстан)

ОЦЕНКА АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ

Аннотация: статья предназначена для оценки охвата детей до 5 лет амбулаторными лекарствами на основе обзора отечественных и зарубежных литературных источников. Освещены барьеры между странами в отношении здоровья детей и при транспортировке лекарств.В статье также показано, как программы здоровья включают здоровье детей.

Ключевые слова: детская болезнь, лекарства, список важных лекарств, аубулаторные лекарства.

Обеспечение детей в возрасте до 5 лет амбулаторными лекарствами является важным аспектом здравоохранения. В глобальном масштабе многие страны реализуют различные стратегии и программы, направленные на улучшение доступности лекарств для этой возрастной группы.Во многих странах разработаны национальные программы по обеспечению детей

1962

необходимыми лекарствами. Эти программы часто включают меры по субсидированию или бесплатному предоставлению лекарств детям, особенно малообеспеченным семьям. В Великобритании, например, есть программа, которая предлагает бесплатные лекарства детям до 16 лет и беременным женщинам, что значительно улучшает доступность лекарств для этой категории населения. Международные организации, такие как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ, играют ключевую роль в поддержке и координации усилий стран по обеспечению детей лекарствами [1]. ВОЗ разрабатывает рекомендации по лечению наиболее распространенных детских заболеваний, таких как пневмония, диарея и малярия, и способствует их включению в национальные программы здравоохранения [2].

ЮНИСЕФ, в свою очередь, реализует программы по закупке и распространению жизненно важных лекарств в развивающихся странах, обеспечивая доступность лекарств для наиболее уязвимых слоев населения [3]. Одна из наиболее эффективных моделей, используемых в здравоохранении во всем мире,-это интегрированное управление детскими заболеваниями (1МС1), разработанное воз и ЮНИСЕФ. Эта модель направлена на снижение детской смертности, заболеваемости и инвалидности за счет улучшения доступа к лекарствам и медицинским услугам. Программа включает не только медикаментозное лечение, но и обучение родителей и опекунов основам ухода за детьми, что помогает повысить общую грамотность в области здравоохранения [4].

Политическая нестабильность и конфликты могут затруднить доставку лекарств в отдаленные и труднодоступные районы. Инфраструктурные проблемы, такие как нехватка медицинских учреждений и квалифицированного персонала, также влияют на доступность лекарств. В некоторых странах медицинские учреждения сосредоточены в городах, а сельские районы практически не требуют обслуживания. Это создает большие препятствия для детей, живущих в этих районах, для получения необходимого лечения 5]. Кроме того, логистические проблемы, такие как трудности с транспортировкой

1963

и хранением лекарств, могут привести к их дефициту и высоким затратам на доставку [6]. В результате дети могут не получить необходимые лекарства вовремя, даже если есть финансирование.

Эффективность различных моделей здравоохранения в обеспечении детей в возрасте до 5 лет амбулаторными лекарствами также зависит от конкретных условий в каждой стране. В странах с развитой системой здравоохранения, таких как Великобритания и Германия, национальные программы охватывают широкий спектр медицинских услуг и обеспечивают равный доступ к лекарствам для всех детей. Кроме того, в менее развитых странах, таких как многие страны Африки и Юго-Восточной Азии, доступ к лекарствам может быть ограничен из-за финансовых, логистических и инфраструктурных барьеров. Несмотря на международную помощь и внедрение различных программ, проблема доступности лекарств для детей остается острой и требует комплексного подхода, который включает улучшение местных систем здравоохранения, а также продолжение координации международной поддержки и усилий [7].

Одно из основных исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), показало, что доступность основных лекарств для детей значительно варьируется в зависимости от уровня доходов страны. В странах с высоким уровнем дохода доступ к необходимым лекарствам обеспечивается примерно на 100%, тогда как в странах с низким уровнем дохода этот показатель может быть ниже 50% [7]. ВОЗ рекомендует развивающимся странам усилить систему здравоохранения, улучшить логистику и инфраструктуру, а также ввести программы субсидирования лекарств для малообеспеченных семей [8].

Исследование ЮНИСЕФ о доступности детских лекарств в развивающихся странах показало, что основными препятствиями были высокая стоимость лекарств, нехватка медицинских учреждений и квалифицированного персонала, а также слабая инфраструктура^]. ЮНИСЕФ предлагает снизить стоимость лекарств, улучшить логистику и внедрить программы обучения

1964

медицинских работников. В странах, где были введены эти рекомендации, наблюдается значительное улучшение показателей доступности лекарств для детей [10].

По данным Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, благодаря финансированию программ борьбы с инфекционными заболеваниями уровень доступности антиретровирусных препаратов для детей в некоторых странах Африки вырос с 20% до 60% за последние 10 лет [11]. Это позволило значительно снизить детскую смертность от ВИЧ/СПИДа [12]. В странах с развитой экономикой, таких как США, Германия и Япония, доступность лекарств для детей выше благодаря хорошо финансируемым системам здравоохранения и эффективной логистике [13]. Однако даже в этих странах, особенно в сельских и отдаленных районах, существуют проблемы, связанные с равномерным распределением медицинских ресурсов.

Перспективы развития системы здравоохранения в Казахстане включают улучшение инфраструктуры, повышение квалификации медицинского персонала и расширение программ субсидирования лекарственных средств. Развитие и модернизация медицинских учреждений в сельских и отдаленных районах может значительно улучшить доступ к медицинским услугам. Также важно привлекать и удерживать квалифицированных медицинских работников в этих областях, обеспечивая им финансовые и профессиональные стимулы [14]. Увеличение финансирования здравоохранения, особенно на уровне первичной медико-санитарной помощи, может способствовать снижению стоимости лекарств для малообеспеченных семей. Чтобы обеспечить всем детям доступ к необходимым лекарствам, программы государственных субсидий должны быть расширены и адаптированы к потребностям различных регионов [15].

Необходимо предпринять несколько шагов для улучшения политики и практики в области обеспечения лекарственными средствами детей до 5 лет в Казахстане. Во-первых, необходимо увеличить инвестиции в развитие и модернизацию медицинских учреждений в сельских и отдаленных районах. Это

1965

включает в себя строительство новых клиник, модернизацию медицинского оборудования и финансовые и профессиональные стимулы для привлечения квалифицированного медицинского персонала [16].

Во-вторых, необходимо расширить программы субсидирования лекарственных средств для малообеспеченных семей. Государственные субсидии должны охватывать широкий спектр лекарств и обеспечивать доступ к необходимым лекарствам для всех детей, независимо от уровня дохода их семей. Введение обязательного медицинского страхования, охватывающего все население, может помочь семьям снизить финансовое бремя [17].

В-третьих, необходимо улучшить логистику и транспортировку лекарств. Это включает в себя создание эффективных логистических цепочек, улучшение состояния транспортных средств и строительство современных складов с контролируемыми условиями хранения. Эти меры помогут снизить затраты и обеспечить своевременную доставку лекарств в отдаленные районы [18-19].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. World Health Organization. Global Action Plan for Healthy Lives and Well-being for All. Geneva: WHO Press, 2019, 150 p;

2. UNICEF. The State of the World's Children 2019. Children, Food and Nutrition: Growing Well in a Changing World. New York: UNICEF, 2019, 200 p;

3. Казахстан Республикасы Денсаулык сактау министрлт. 2020 жылгы ¥лттык денсаулык сактау есебг Н^р-С^лтан: КР Денсаулык сактау министрлт, 2020, 180 б;

4. OECD. Health at a Glance: Europe 2020. Paris: OECD Publishing, 2020, 220 p;

5. WHO Regional Office for Europe. Primary Health Care Systems (PRIMASYS): Case Study from Kazakhstan. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019, 120 p;

1966

6. Казак ^лттьщ медицина университет! Казакстанда когамдык денсаулык сактау: мэселелерi мен шешiмдерi. Алматы: Кдз¥МУ баспасы, 2020, 210 б;

7. The Lancet Global Health. "Universal Health Coverage—Looking to the Future." The Lancet Global Health, 2019, 7(9), e924-e925. doi:10.1016/S2214-109X(19)30294-2;

8. European Journal of Pediatrics. "Pediatric Health Care in Kazakhstan: A Review." EJP, 2019, 178(10), 1471-1478. doi:10.1007/s00431-019-03421-5;

9. Health Policy and Planning. "Health System Reform in Kazakhstan." HPP, 2020, 35(8), 975-982. doi:10.1093/heapol/czaa050;

10. The Lancet Child & Adolescent Health. "Strengthening Pediatric Health Systems in Low- and Middle-Income Countries." The Lancet Child Adolesc Health, 2019, 3(6), 375-380. doi:10.1016/S2352-4642(19)30107-3;

11. Bulletin of the World Health Organization. "Improving Health Care Access in Rural Areas: Lessons from Kazakhstan." Bull WHO, 2019, 97(8), 555-562. doi: 10.2471/BLT.18.220962;

12. The Lancet Global Health. "Universal Health Coverage—Looking to the Future." The Lancet Global Health, 2019, 6(9), e924-e925. doi:10.1016/S2214-109X(19)30294-2;

13. UNICEF. "A World Ready to Learn: Prioritizing Quality Early Childhood Education." UNICEF, 2019, 250 p;

14. Казакстан Республикасы Денсаулык сактау министрлт. Денсаулык сактау саласындагы жылдык статистикалык бюллетень. Н^р-С^лтан: КР Денсаулык сактау министрлт, 2019, 220 б;

15. Всемирная организация здравоохранения. Всемирная статистика здравоохранения 2019: мониторинг здоровья для целей устойчивого развития. Женева: ВОЗ, 2019, 210 с;

16. International Journal of Health Policy and Management. "Health System Performance Assessment in Kazakhstan." IJHPM, 2020, 9(6), 242-253. doi: 10.34172/ijhpm.2020.38;

1967

17. Asian Journal of Pharmaceutical Sciences. "Access to Essential Medicines in Kazakhstan: Current Status and Future Prospects." AJPS, 2019, 14(4), 401-408. doi: 10.1016/j.ajps.2019.04.003;

18. Public Health Reviews. "Health Equity in Kazakhstan: Achievements and Future Challenges." PHR, 2019, 40(1), 12. doi:10.1186/s40985-019-0112-y;

19. Journal of Global Health Reports. "Maternal and Child Health Services in Kazakhstan: A Comprehensive Review." JGHR, 2020, 4, e2020017. doi:10.29392/001c.12591

Abdinabi K.B., Kozhekenova J.A.

Abdinabi K.B.

Kazakh National Medical University named after S. Zh. Asfendiyarov

(Almaty, Kazakhstan)

Kozhekenova J.A.

Kazakh National Medical University named after S. Zh. Asfendiyarov

(Almaty, Kazakhstan)

ASSESSMENT OF OUTPATIENT DRUG PROVISION CHILDREN UNDER 5 YEARS OLD

Abstract: the article is intended to assess the coverage of children under 5 years of age with outpatient medications based on a review of domestic and foreign literature sources. The barriers between countries in relation to children's health and in the transportation of medicines are highlighted.The article also shows how health programs include children's health.

Keywords: childhood illness, medications, list of important medications, outpatient medications.

1968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.