Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮШИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮШИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ИНДЕКС / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тананакина Татьяна Павловна, Лысенко Елена Анатольевна, Паринов Руслан Андреевич

Состояние здоровья молодежи во многом зависит от уровня напряжения адаптационных механизмов, на который влияют не только интенсификация обучения, но и социально-экономические условия. Поэтому мы провели сравнительный анализ адаптационных возможностей организма студентов медицинского университета в г. Луганске (18,7±1,2 лет), обучающихся в начале XXI века (2005 год - 117 лиц) и через 10 лет (2016 год - 194 юноши) в условиях, вызывающих социальное напряжение в обществе. Оценивали адаптационный потенциал по методу Баевского Р.М., вегетативный индекс Кердо. У 70 % студентов наблюдается напряжение адаптационных механизмов. У около 40% юношей в обеих группах активирована симпатическая нервная система, у 10-13% - парасимпатическая. Выявленные сдвиги вегетативного гомеостаза и напряженный уровень адаптационных механизмов проявляются как следствие информационных перегрузок, гиподинамии, алиментарных нарушений, особенно у лиц с избыточным весом, независимо от уровня социально-экономического напряжения. Однако у ряда студентов наблюдаются гиперваготония и гиперсимпатикотония в 2016 году, как компенсаторная реакция в ответ на усиление действия на организм социального напряжения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тананакина Татьяна Павловна, Лысенко Елена Анатольевна, Паринов Руслан Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ADAPTIVE CAPABILITIES OF YOUNG MAN MEDICAL STUDENTS STUDYING IN DIFFERENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

The state of health of young people largely depends on the level of stress of adaptation mechanisms, which is influenced not only by learning intensification, but also by socio-economic conditions. Therefore, we conducted a comparative analysis of the adaptive capabilities of the body of students of the Medical University in Lugansk (18.7 ± 1.2 years old) studying at the beginning of the XXI century (2005 - 117 persons) and 10 years later (2016 - 194 young men) in conditions that cause social tension in society. The adaptive potential was evaluated by the method of R.M. Bayevsky, the vegetative index of Kerdo. 70% of students have tension of adaptive mechanisms. About 40% of young men in both groups have a sympathetic nervous system activated, 10-13% have a parasympathetic one. The revealed shifts in vegetative homeostasis and the strained level of adaptive mechanisms are manifested as a consequence of information overload, inactivity, alimentary disorders, especially in overweight people, regardless of the level of socio-economic stress. However, a number of students have hypervagotonia and hypersympathicotonia in 2016, as a compensatory reaction in response to increased effects on the body of social tension.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮШИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК: 612.6 + 378

ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮШИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

ТАНАНАКИНА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0002-0978-6009 ЛЫСЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0001-5594-0372 ПАРИНОВ РУСЛАН АНДРЕЕВИЧ ассистент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская

Народная республика. ОНОЮ Ю 0000-0002-3723-5116 АННОТАЦИЯ

Состояние здоровья молодежи во многом зависит от уровня напряжения адаптационных механизмов, на который влияют не только интенсификация обучения, но и социально-экономические условия. Поэтому мы провели сравнительный анализ адаптационных возможностей организма студентов медицинского университета в г. Луганске (18,7±1,2 лет), обучающихся в начале XXI века (2005 год - 117 лиц) и через 10 лет (2016 год -194 юноши) в условиях, вызывающих социальное напряжение в обществе. Оценивали адаптационный потенциал по методу Баевского Р.М., вегетативный индекс Кердо. У 70 % студентов наблюдается напряжение адаптационных механизмов. У около 40% юношей в обеих группах активирована симпатическая нервная система, у 10-13% -парасимпатическая. Выявленные сдвиги вегетативного гомеостаза и напряженный уровень адаптационных механизмов проявляются как следствие информационных перегрузок, гиподинамии, алиментарных нарушений, особенно у лиц с избыточным весом, независимо от уровня социально-

экономического напряжения. Однако у ряда студентов наблюдаются гиперваготония и гиперсимпатикотония в 2016 году, как компенсаторная реакция в ответ на усиление действия на организм социального напряжения Ключевые слова: адаптационные возможности; вегетативный индекс; студенты медицинского вуза

ASSESSMENT OF ADAPTIVE CAPABILITIES OF YOUNG MAN MEDICAL STUDENTS STUDYING IN DIFFERENT SOCIO-ECONOMIC

CONDITIONS

TANANAKINA TATYANA PAVLOVNA

Doctor of Medicine, Professor, Head of the Department of Physiology Luhansk State Medical University named after St. Luke, Luhansk, Luhansk People's Republic

ORCID ID 0000-0002-0978-6009 LYSENKO ELENA ANATOLYEVNA Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physiology Luhansk State Medical University named after St. Luke, Luhansk, Luhansk People's Republic ORCID ID 0000-0001-5594-0372

PARINOV RUSLAN ANDREEVICH Assistant of the Department of Physiology Luhansk State Medical University named after St. Luke, Luhansk, Luhansk People's Republic ID 0000-0002-3723-5116

ABSTRACT

The state of health of young people largely depends on the level of stress of adaptation mechanisms, which is influenced not only by learning intensification, but also by socio-economic conditions. Therefore, we conducted a comparative analysis of the adaptive capabilities of the body of students of the Medical University in Lugansk (18.7 ± 1.2 years old) studying at the beginning of the XXI century (2005 - 117 persons) and 10 years later (2016 - 194 young men) in conditions that cause social tension in society. The adaptive potential was evaluated by the method of R.M. Bayevsky, the vegetative index of Kerdo. 70% of students have tension of adaptive mechanisms. About 40% of young men in both groups have a sympathetic nervous system activated, 10-13% have a parasympathetic one. The revealed shifts in vegetative homeostasis and the strained level of adaptive mechanisms are manifested as a consequence of information overload, inactivity, alimentary disorders, especially in overweight people, regardless of the level of socio-economic stress. However, a number of students have

hypervagotonia and hypersympathicotonia in 2016, as a compensatory reaction in response to increased effects on the body of social tension.

Keywords: adaptive capabilities, vegetative index, young man medical students

Введение. На современном этапе проблемы в области здоровьеформирования и здоровьесбережения в среде студенческой молодежи остаются актуальными и требующими разностороннего анализа. Необходимо информировать молодых людей о состоянии адаптационных возможностей организма под влиянием психических и физических нагрузок современного учебного процесса для сохранения и укрепления их здоровья - [2, с.25-30; 3, с.155-156]. Молодые люди (17-18 лет), становясь студентами, продолжают находиться на стадии формирования адаптационно-компенсаторных механизмов функциональных систем организма. Воздействие стрессовых факторов вызывает напряжение этих механизмов, что часто приводит к срыву адаптации и, как следствие, развитию заболеваний - [1, с.76; 4, с.122-125; 6, с.611-613]. Происхождение стрессовых факторов вызвано не только интенсификацией учебного процесса, но и социально-экономическими условиями. Вклад этих факторов на формирование адаптации молодого организма недостаточно изучен, продолжают разрабатываться простые методики скринингового исследования состояния здоровья населения, особенно молодежи. Эти проблемы становятся более актуальными при социальных напряжениях разного характера - [5, с.7-10; 9, с.45-47; 8, с.192-194].

Цель работы. Провести сравнительную оценку адаптационных возможностей организма студентов-юношей, обучающихся в медицинском вузе в разных социально-экономических условиях, сформированных в начале 21 века (2005 год) и через 10 лет (2016 год).

Материалы и методы. Для проведения сравнительной оценки адаптационных возможностей студентов-юношей, обучающихся в медицинском вузе, были использованы данные, полученные коллективом сотрудников кафедры физиологии ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки». Обследование студентов 1-го и 2-го курсов медицинского факультетов проводили в начале 21 века (2005 год) при стабильных социально-экономических условиях и через 10 лет (2016 год), когда социально-экономические условия были напряженными и характеризовались стрессовыми факторами. В исследовании участвовали: в

2005 году - 119 юношей (17,6±1,9 лет) - Гр1; в 2016 году - 194 юноши (18,5±0,85 лет) - Гр11. Оценка адаптационных возможностей проводилась в первой половине дня (9-13 час), после 7-8 часового ночного отдыха осенью (октябрь-ноябрь) в соответствии с основными биоэтическими нормами Хельсинской декларации. Учитывались критерии включения (практически здоровы и относятся к основной медицинской группе) и исключения (студенты с отклонениями в состоянии здоровья и относящиеся к подготовительной или специальной медицинской группе). Использовали следующие показатели и расчетные индексы [7, с.84-85].

Адаптационные возможности оценивали по методике Р. М. Баевского. Определяли адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы организма (АПСК) по формуле:

АПСК = 0.011 (ЧСС) + 0.014(САТ) + 0.008 (ДАТ) + 0.009 (МТ) - 0.009 (ДТ) + 0.014 (В) -0.273

где АПСК-адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы, у.е.; ЧСС - частота сердечных сокращений, уд/мин; САТ - систолическое артериальное давление, мм рт.ст.; ДАТ-диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.; МТ - масса тела, кг; ДТ - длина тела, см; В - возраст, годы; 0,273; 0,014; 0,011; 0,009; 0,008 - коэффициенты уравнения множественной регрессии. Полученные результаты распределяли по уровням адаптации: не более 2,10 - удовлетворительная адаптация; от 2,11 до 3,20 - напряжение адаптации; от 3,21 до 4,30; срыв адаптации - от 4,31 и выше -неудовлетворительная адаптация.

Исходный вегетативный тонус изучался в период относительного покоя по расчетному вегетативному индексу Кердо, который рассчитался по формуле: ВИ = (1-ДАТ/ЧСС)х100, где ВИ - вегетативный индекс Кердо, у.е.; ДАТ -диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.; ЧСС-частота сердечных сокращений, уд/мин. Показатель уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний (нормотония) изменяется от -15 % до +15 %. Положительные значения указывают на преобладание симпатической нервной системы (> +31 - выраженная симпатикотония; от +16 до +30 - симпатикотония), отрицательные - преобладание парасимпатической нервной системы (< -30 -выраженная парасимпатикотония; от -16 до -30 - парасимпатикотония).

В качестве косвенного индикатора здоровья оценивали гармоничность физического развития с помощью индекса Кетле (ИК), который рассчитывали по

формуле: ИК= масса тела (кг) / (рост (м)2. Анализ полученных данных проводили с помощью международной классификации дефицита массы тела (16-18 -выраженный дефицит массы тела; 18,1- 21,0 - масса тела недостаточна), избыточной массы (25,1-29,0) и ожирения (29,1-32,0 - I степени; 32,1-36,0 -II степени; 36,1-42,0 - III степени) для юношей, принятой в соответствии с рекомендациями ВОЗ в 2020 г.

Статистическую обработку результатов проводили методом вариационной статистики с помощью пакета прикладных программ «Statistika» и «MicrosoftExel». Распределение данных отличалось от нормального, поэтому для описания результатов использовали непараметрические методы и обозначение средних значений с помощью медианы и интерквартильного размаха (Ме; 25%/75%). А также использовали метод кросстабуляционных таблиц. Для проверки значимости связи между двумя категоризованными переменными использовали критерий хи-квадрат Пирсона и ранговый корреляционный анализ Спирмена. Уровень достоверности принимали равным или меньше 0,05.

Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал следующее. Средние значения вычисленных индексов отличались, но статистически незначимо (р>0,05), у юношей исследуемых групп. ИК в ГР1 (21,7; 20,1/24,6) был меньше, чем в ГР11 (22,6; 20,8/24,7), а АПСК наоборот был больше (11,1; -2,6/22,2), чем в ГР11 (9,7; -4,2/21,6). ВИ был выражен одинаково в обеих группах (ГР1 - 2,21; 2,03/2,39; ГР11 - 2,2; 2,09/2,4) (таблица 1).

Таблица 1

Гр1 (2005) Гр11 (2016) Mann-Whitney

Показатели N=119 N=194 U Test

Ме; 25%/75% Ме; 25%/75% p

Индекс Кетле 21,7; 20,1/24,6 22,6; 20,8/24,7 0,0557

АПСК 11,1; -2,6/22,2 9,7; -4,2/21,6 0,6126

Индекс Кердо 2,21; 2,03/2,39 2,2; 2,09/2,4 0,2154

Обнаруженная тенденция увеличения индекса Кетле у юношей в 2016 году по сравнению с юношами 2005 года может быть следствием увеличения лиц с дисгармоничным развитием в сторону избытка массы тела. Уменьшение значения АПСК у студентов в 2016 возможно связано с увеличение лиц, у которых наблюдается напряжение адаптационных возможностей. А количество

лиц с симпатикотонией у юношей было одинаковым в обеих исследуемых группах, на что указывает одинаковое значение вегетативного индекса.

Для дальнейшей оценки данных мы провели их качественную характеристику, используя категориальные переменные. В результате распределили обследуемых на группы в соответствии с классификацией индексов (рисунок 1).

Среди студентов юношей из Гр1 лиц с дисгармоничным развитием в сторону как дефицита массы тела (43 - 36,1%), так и избытка (23 - 19,3%) было больше, чем в Гр11 (56 лиц с дефицитом - 28,9 %; 21 юношей с избытком - 10,8%). При этом в 2016 году увеличилось число юношей с гармоничным развитием (105 - 54 %), чем их было в 2005 (53 - 44,5%). В 2005 году лиц с ожирением I степени не было, а в 2016 было выявлено таких 12 (6,2%) юношей. Выявленные различия распределения юношей в исследуемых группах с разным физическим развитием было статистически значимым (Chi-square - 13,73; df=3; р=0,003).

Адаптационные возможности

■ удовлетв напряжение

2016

2005

г/

28 72

у

27 73

а

б

Рисунок 1. Распределение исследуемых юношей студентов из группы I (2005 год) и группы II (2016 год) в соответствии с качественными характеристиками индексов.

Примечание. Цифры на диаграммах соответствуют процентному представительству лиц с определенной качественной характеристикой по классификации индексов; а - оценка гармоничности развития по индексу Кетле; б - оценка адаптационных возможностей по АПСК; в - оценка вегетативного статуса по индексу Кердо.

Оценка состояния адаптационных возможностей юношей из сравниваемых групп показала, что у большинства лиц наблюдалось напряжение адаптационных механизмов и в Гр1 (87 - 73,1 %), и в Гр11 (139 - 71,7 %). Соответственно юношей с удовлетворительным уровнем адаптационного потенциала было меньше: 2005 год - 32 (26,9 %) человек, 2016 год - 55 (28,4 %). Статистический критерий Пирсона подтверждает отсутствие различий между исследуемыми группами по данному показателю (Chi-square - 0,078; df=1; р=0,78).

Вегетативный статус юношей в исследуемых группах был статистически значимо различным (Chi-square - 13,84; df=4; р=0,0078). В 2005 году нормотоников (48 - 40,3 %) было меньше, чем в 2016 (93 - 47,9 %), а симпатотоников (46 - 38,7 %) и гиперсимпатотоников (11 - 9,2 %) больше, чем в 2016 (симпатотоники - 65 (33,5 %), гиперсимпатотоников - 12 (6,2 %)). При этом лиц с преобладанием влияния парасимпатической нервной системы среди юношей в 2005 году было 14 (11,8 %) и не было гиперпарасимпатотоников, а в 2016 году число парасимпатотоников уменьшилось (11 - 5,7 %), но появились лица с гиперпарасампатикотонией (13 - 6,7 %).

Для выявления связи между исследуемыми показателями мы провели корреляционный анализ. Наблюдалась выраженная связь между показателями АПСК и ИК в Гр1 (г=0,5983) и в ГрII (г=0,4950). Отрицательная корреляция между ВИ и ИК была выявлена в Гр1 (г=-0,2977) и ГР11 (-0,1667). В Гр11 выявлена взаимосвязь (г=0,1969) между АПСК и ВИ (рисунок 2).

а б

Рисунок 2. выраженность взаимосвязи между анализируемыми индексными показателями физического состояния организма студентов юношей: а - в группе I (2005 год); б - в группе II (2016 год).

Примечание. г - корреляционный коэффициент Спирмена.

Заключение. Таким образом, среди обследованных около половины студентов в обеих группах сравнения имеют гармоничный тип развития физических параметров, уравновешенное влияние разных отделов вегетативной нервной системы. Но при этом у 70 % из них наблюдается напряжение адаптационных механизмов. Можно предположить, что у этих юношей студентов процессы адаптации к учебным нагрузкам происходят независимо от уровня социально-экономического напряжения.

У около 40% юношей в обеих группах активирована симпатическая нервная система, у 10-13% - парасимпатическая. Выявленные сдвиги вегетативного гомеостаза и напряженный уровень адаптационных механизмов проявляются как следствие информационных перегрузок, гиподинамии, алиментарных нарушений, особенно у лиц с избыточным весом. Можно предположить, что у большинства юношей студентов наблюдается адаптация к учебным нагрузкам независимо от уровня социально-экономического напряжения.

Однако, у ряда лиц проявляется преобладание парасимпатической вегетативной активности и выявляются корреляционные связи между вегетативным индексом и адаптационными возможностями в 2016 году. Такую реакцию можно расценивать как компенсаторную в ответ на усиление действия на организм социального напряжения.

Список литературы:

1. Базанов А.Н. Мониторинг здоровья студентов в период вынужденной самоизоляции / А. Н. Базанов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №6-1. - С. 75-77. DOI: 10.24411/2500-1000-202010653

2. Еремка Е.В. Валеологическая подготовка студентов университета. Теоретико-методологические и организационные основы: монография / Е.В. Еремка. - Донецк : ДонНУ, 2019. - 300 с.

3. Ерохина Н.А. Актуальные проблемы здоровья и организация здорового образа жизни молодежи / Н.А. Ерохина, Н.Н. Черевишник // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 2 (81). -С. 154-157

4. Зарченко П.Ю. Варич Л.А., Казин Э.М. Влияние индивидуального вегетативного статуса на адаптацию студентов к учебному процессу и результативность дас-бос-тренинга / П.Ю.Зарченко, Л.А. Варич, Э.М. Казин // Science for Education Today. - 2021. - Т.11, №5. - С. 107-127. DOI: 10.15293/26586762.2105.06

5. Меерманова И.Б. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / И.Б. Меерманова, Н.Н. Седач, И.А. Большакова, Ж.А. Калбеков // Медицина и экология. - 2019. - №2 (91). - С.5-11.

6. Серикбаева А.С. Медико-социальное исследование состояния здоровья студентов и амбулаторное их обслуживание / А.С. Серикбаев, А.А. Айтманбетова, Г.Е. Аимбетова, Н.А. Толкимбаева, Г.Н. Ердесбай // Вестник КазНМУ. - 2019. №1. - С. 611-613. Тананакина Т.П. Оценка адаптационных возможностей студенток медицинского вуза, обучающихся в разных социально-экономических условиях / Т.П. Тананакина, О.А. Колесникова, С.П. Задорожный, Е.А.Лысенко, О.А Куцевол, Р.А.Паринов // Вестник скорой помощи». - 2021. - Том 1. №1. - С.83-90

7. Тананакина Т.П. Проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в условиях современного образования / Т.П. Тананакина, О.А. Колесникова, Ж.Ю. Орехова // INTERIAL. - 2021. - №1 (11). - С.189-195

8. Ширшикова М.С. Состояние здоровья студентов - будущих педиатров / М.С.Ширшикова // Медицина и организация здравоохранения. - 2020. - №1. - С. 41-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.