Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ИНДЕКС / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тананакина Татьяна Павловна, Лысенко Елена Анатольевна, Задорожный Сергей Павлович, Паринов Руслан Андреевич, Куцевол Ольга Вениаминовна

Сравнительная оценка физического состояния, напряжения механизмов адаптации у студентов юношей и девушек, до и после такого выраженного стрессового фактора, как локальные боевые действия, дает возможность разработать эффективные меры противодействия развитию неблагоприятных сдвигов физиологических параметров организма. Результаты были получены путем ретроспективного анализа данных обследования студентов в 2005 году (117 девушек; 119 юношей) в спокойных социально-экономических условиях, и в 2016 году (227 девушек; 194 юноши) в условиях неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов. Исследование характера динамики адаптивных возможностей организма у студентов выявило их снижение у большинства лиц в 2016 году по сравнению с 2005 годом, как у юношей, так и у девушек, что сопровождалось усилением дисгармоничности развития со сдвигом в сторону недостатка массы тела у девушек и ее увеличения у юношей. Наблюдались выраженные сдвиги вегетативного гомеостаза девушек (59,4%) в сторону симпатической нервной системы у большего числа лиц, чем у юношей (39,7%). Увеличение числа ваготоников произошло преимущественно у юношей. Выявленные изменения могут быть следствием усиления негативного влияния социальных стрессовых факторов (глобальные и местные конфликты), выраженные по-разному у девушек и юношей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тананакина Татьяна Павловна, Лысенко Елена Анатольевна, Задорожный Сергей Павлович, Паринов Руслан Андреевич, Куцевол Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE INDEX ASSESSMENT OF THE PHYSICAL STATE OF THE ORGANISM OF BOYS AND GIRLS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS STUDYING IN VARIOUS SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

A comparative assessment of the physical condition, the tension of adaptation mechanisms in students of boys and girls, before and after such a pronounced stress factor as local hostilities, makes it possible to develop effective measures to counteract the development of adverse shifts in the physiological parameters of the organism. The results were obtained by retrospective analysis of the data obtained after the examination of students in 2005 (117 girls; 119 boys) in calm socio-economic conditions, and in 2016 (227 girls; 194 young men) in conditions of adverse impact of socio-economic factors. The study of the nature of the dynamics of the adaptive capabilities of the body in students revealed their decrease in the majority of individuals in 2016 compared to 2005, both in boys and girls, which was accompanied by an increase in disharmony of development with a shift towards a lack of body weight in girls and its increase in boys. There were marked shifts in the autonomic homeostasis of girls (59.4%) towards the sympathetic nervous system in more persons than in boys (39.7%). The increase in the number of vagotonics occurred mainly in young men. The revealed changes may be the result of an increase in the negative impact of social stress factors (global and local conflicts), expressed differently in girls and boys

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК: 612.6 + 378

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

ТАНАНАКИНА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0002-0978-6009 ЛЫСЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0001-5594-0372 ЗАДОРОЖНЫЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0003-0848-9026 ПАРИНОВ РУСЛАН АНДРЕЕВИЧ ассистент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская

Народная республика. ОНОЮ Ю 0000-0002-3723-5116 КУЦЕВОЛ ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск, Луганская Народная республика.

ОНОЮ Ю 0000-0002-8617-679Х АННОТАЦИЯ

Сравнительная оценка физического состояния, напряжения механизмов адаптации у студентов юношей и девушек, до и после такого выраженного стрессового фактора, как локальные боевые действия, дает возможность разработать эффективные меры противодействия развитию

неблагоприятных сдвигов физиологических параметров организма. Результаты были получены путем ретроспективного анализа данных обследования студентов в 2005 году (117 девушек; 119 юношей) в спокойных социально-экономических условиях, и в 2016 году (227 девушек; 194 юноши) в условиях неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов. Исследование характера динамики адаптивных возможностей организма у студентов выявило их снижение у большинства лиц в 2016 году по сравнению с 2005 годом, как у юношей, так и у девушек, что сопровождалось усилением дисгармоничности развития со сдвигом в сторону недостатка массы тела у девушек и ее увеличения у юношей. Наблюдались выраженные сдвиги вегетативного гомеостаза девушек (59,4%) в сторону симпатической нервной системы у большего числа лиц, чем у юношей (39,7%). Увеличение числа ваготоников произошло преимущественно у юношей. Выявленные изменения могут быть следствием усиления негативного влияния социальных стрессовых факторов (глобальные и местные конфликты), выраженные по-разному у девушек и юношей.

Ключевые слова: адаптационные возможности, вегетативный индекс, студенты медицинского вуза

COMPARATIVE INDEX ASSESSMENT OF THE PHYSICAL STATE OF THE ORGANISM OF BOYS AND GIRLS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS STUDYING IN VARIOUS SOCIO-ECONOMIC

CONDITIONS

TANANAKINA TATYANA PAVLOVNA

doctor of medical sciences, professor managing department of physiology of GU LPR "Luhansk state medical university of a name of the Prelate Luka", Luhansk, the Luhansk People's Republic. ORCID ID 0000-0002-0978-6009

LYSENKO ELENA ANATOLYEVNA Candidate of Biology, the associate professor of physiology of GU LPR "The Luhansk state medical university of a name of the Prelate Luka", Luhansk, the Luhansk People's Republic. ORCID ID 0000-0001-5594-0372

ZADOROZHNY SERGEI PAVLOVICH candidate of medical sciences, the associate professor of physiology of GU LPR "The Luhansk state medical university of a name of the Prelate Luka", Luhansk,

the Luhansk People's Republic. ORCID ID 0000-0003-0848-9026

PARINOV RUSLAN ANDREEVICH

assistant to department of physiology of GU LPR "The Luhansk state medical university of a name of the Prelate Luka", Luhansk, the Luhansk People's Republic.

ORCID ID 0000-0002-3723-5116 KUTSEVOL OLGA VENIAMINOVNA Candidate of Biology, the associate professor of physiology of GU LPR "The

Luhansk state medical university of a name of the Prelate Luka", Luhansk, the Luhansk People's Republic. ORCID ID 0000-0002-8617-679Х ABSTRACT

A comparative assessment of the physical condition, the tension of adaptation mechanisms in students of boys and girls, before and after such a pronounced stress factor as local hostilities, makes it possible to develop effective measures to counteract the development of adverse shifts in the physiological parameters of the organism. The results were obtained by retrospective analysis of the data obtained after the examination of students in 2005 (117 girls; 119 boys) in calm socio-economic conditions, and in 2016 (227 girls; 194 young men) in conditions of adverse impact of socio-economic factors. The study of the nature of the dynamics of the adaptive capabilities of the body in students revealed their decrease in the majority of individuals in 2016 compared to 2005, both in boys and girls, which was accompanied by an increase in disharmony of development with a shift towards a lack of body weight in girls and its increase in boys. There were marked shifts in the autonomic homeostasis of girls (59.4%) towards the sympathetic nervous system in more persons than in boys (39.7%). The increase in the number of vagotonics occurred mainly in young men. The revealed changes may be the result of an increase in the negative impact of social stress factors (global and local conflicts), expressed differently in girls and boys.

Key words: adaptive capabilities, vegetative index, medical students

Введение. Одной из ведущих задач, стоящих перед медициной, остается изучение закономерностей адаптации в различных условиях, в частности, в условиях образовательного процесса. Вчерашние школьники, поступив в институт, сталкиваются с возросшей многократно учебной нагрузкой, новыми условиями проживания, а также трансформацией учебного процесса, связанного с дистанционным обучением и внедрением новых государственных образовательных программ - [1, с.75-76; 3, с.154-156]. Успешная адаптация

подготавливает студентов к эффективному обучению, что дает возможность осознанного проектирования и реализации собственного будущего, в противном случае возможен срыв механизмов адаптации и увеличение заболеваемости -[2, с.41-45; 4, с.25-28].

Изучение особенностей адаптационного процесса также позволяет изменить сам учебный процесс в соответствии с возможностями студентов в сложных социально-экономических условиях и состоянии неопределенности. В результате это поможет студентам обеспечить адекватный уровень функционирования органов и систем организма с оптимальным напряжением регуляторных механизмов - [1, с.75-76; 5, с.611-613]. Сравнительная оценка физического состояния студентов юношей и девушек, напряжения механизмов адаптации до и после такого выраженного стрессового фактора, как локальные боевые действия, дает возможность разработать эффективные меры противодействия развитию неблагоприятных сдвигов физиологических параметров организма.

Цель работы. Провести сравнительную оценку адаптационных возможностей организма студентов юношей и девушек, обучающихся в медицинском вузе в разных социально-экономических условиях, сформированных в начале 21 века (2005 год) и через 10 лет (2016 год).

Материалы и методы. Сравнительная оценка адаптационных возможностей студентов юношей и девушек проводилась путем ретроспективного анализа данных, полученных сотрудниками кафедры физиологии ГУ «Луганский государственный медицинский университет» (2005 год) и ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки» (2016 год) при обследовании студентов 1 -го и 2-го курсов медицинского вуза (2005 год: 117 девушек - 17,8±1,6 лет; 119 юношей - 17,6±1,9 лет. 2016 год - 227 девушек - 19,5 ±0,85 лет; 194 юноши - 18,5±0,85 лет). Группы обследуемых формировались с учетом критериев включения (практически здоровы и относятся к основной медицинской группе) и исключения (студенты с отклонениями в состоянии здоровья и относящиеся к подготовительной или специальной медицинской группе). Исследования проводились на протяжении осенних семестров (октябрь-ноябрь) в первой половине дня (9-13 час), после 7-8 часового ночного отдыха. Материалы исследования не противоречат основным биоэтическим нормам Хельсинской декларации [6, с.84-85].

Для оценки адаптационных возможностей студентов использовали метод определения адаптивного потенциала сердечно-сосудистой системы организма (АПСК), который в работе мы определили по методике Р. М. Баевского по формуле:

АПСК = 0.011 (ЧСС) + 0.014(САТ) + 0.008 (ДАТ) + 0.009 (МТ) - 0.009 (ДТ) + 0.014 (В) -0.273

где АПСК-адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы, у.е.; ЧСС - частота сердечных сокращений, уд/мин; САТ - систолическое артериальное давление, мм рт.ст.; ДАТ-диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.; МТ - масса тела, кг; ДТ - длина тела, см; В - возраст, годы; 0,273; 0,014; 0,011; 0,009; 0,008 - коэффициенты уравнения множественной регрессии. Полученные результаты распределяли по уровням адаптации: не более 2,10 - удовлетворительная адаптация; от 2,11 до 3,20 - напряжение адаптации; от 3,21 до 4,30; срыв адаптации - от 4,31 и выше -неудовлетворительная адаптация.

Исходный вегетативный тонус изучался в период относительного покоя по расчетному вегетативному индексу Кердо, который рассчитывался по формуле: ВИ = (1-ДАТ/ЧСС)х100, где ВИ - вегетативный индекс Кердо, у.е.; ДАТ -диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.; ЧСС-частота сердечных сокращений, уд / мин. Показатель уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний (нормотония) изменяется от -15 % до +15 %. Положительные значения указывают на преобладание симпатической нервной системы (> +31 - выраженная симпатикотония; от +16 до +30 - симпатикотония), отрицательные - преобладание парасимпатической нервной системы (< -30 -выраженная парасимпатикотония; от -16 до -30 - парасимпатикотония).

В качестве косвенного индикатора здоровья оценивали гармоничность физического развития с помощью индекса Кетле (ИК), который рассчитывали по формуле: ИК= масса тела (кг) / (рост (м)2. Анализ полученных данных проводили с помощью международной классификации дефицита массы тела (меньше 16 -выраженный дефицит массы тела; от 16 до 19 - масса тела недостаточна), избыточной массы (25-30) и ожирения (от 30 до 35 - I степени; 35-40 - II степени; выше 40 - III степени) для женщин, принятой в соответствии с рекомендациями ВОЗ в 2020 г.

Статистическую обработку результатов проводили методом вариационной статистики с помощью пакета прикладных программ «Statistika» и

<^о^оТСЕхе!». Использовали метод кросстабуляционных таблиц. Для проверки значимости связи между двумя категоризованными переменными использовали критерий хи-квадрат Пирсона. Уровень достоверности принимали равным или меньше 0,05.

Результаты исследования. В результате ретроспективного сравнительного анализа было выявлено. В 2005 году девушек с гармоничным развитием (73 - 62,4 %) среди обследуемых было больше, чем юношей (53 -44,6%). Дисгармоничность наблюдалась чаще у юношей, чем у девушек: умеренный дефицит массы тела был у 43 (36,1 %) юношей и у 25 (21,4 %) девушек; избыток массы тела имели 23 (19,3 %) юношей и 19 (16,2 %) девушек. Выявленные различия были статистически значимы (СЫ^иаге=8,3039; df=2; р=0,01573) (рисунок 1а).

а

б

в

Рисунок 1. Распределение исследуемых юношей (ю) и девушек (д) студентов из групп 2005 года и групп 2016 года в соответствии с качественными

характеристиками индексов.

Примечание. Цифры на диаграммах соответствуют процентному представительству лиц с определенной качественной характеристикой по классификации индексов; а - оценка гармоничности развития по индексу Кетле; б - оценка адаптационных возможностей по АПСК; в - оценка вегетативного статуса по индексу Кердо.

В 2016 году гармонично развитых девушек (147 - 64,8 %) также было больше, чем юношей (105 - 54,1 %). Структура дисгармоничности у юношей изменилась в сторону увеличения массы тела, а у девушек в сторону умеренного дефицита. Так юношей было с избытком массы тела 21 (10,8 %) и 12 (6,2 %) с ожирением первой степени, а у девушек избыток массы наблюдался у 22 (9,7 %) и не было с ожирением. Число лиц с дефицитом массы у юношей (56 - 28,9 %), и у девушек (58 - 25,5 %) было схожим. Выявленные различия были статистически значимы (СЫ^иаге=16,5734; df=3; р=0,0009) (рисунок 1а).

Адаптационные возможности у большинства юношей и в 2005 (87 - 73,1 %), и в 2016 (139 - 71,7 %) были напряженными, а удовлетворительный уровень адаптации наблюдался в 2005 году у 32 (26,9 %) юношей и в 2016 году у 55 (28,4 %) юношей (рисунок 1б). А у девушек число лиц с удовлетворительным уровнем адаптации было более 50 %: 2005 год - 68 (58,1 %) девушек; в 2016 году

- 150 (66,1 %). У остальных был удовлетворительный уровень адаптации. Различие в распределении юношей и девушек было статистически значимым (СЫ^иаге=26,5624; ^=1; р=0,0001) (рисунок 1б).

Оценка вегетативного статуса показала, что девушки и юноши по-разному реагируют на стрессовые факторы социальных условий и условий обучения. Так у юношей в 2005 году лиц с симпатико- (46 - 38,7 %) и гиперсимпатикотонией (11

- 9,2 %) было больше, чем среди девушек - 38 (32,5 %) симпатотоников. Ваготоников было больше у девушек (22 - 18,8%), чем у юношей (14 - 11,8 %). Эти различия были статистически значимыми (СЫ^иаге=14,2952; df=3; р=0,0025) (рисунок 1 в).

А в 2016 году у девушек сдвиг вегетативного гомеостаза произошел в сторону симпатической нервной системы у большего числа лиц (135 - 59,4%), чем у юношей (77 - 39,7 %). А сдвиг в сторону парасимпатики произошел преимущественно у юношей (24 - 12,4 %), девушки вагатоники составили всего 5,3 % (12 лиц). Такие различия были статистически значимыми (СЫ-square=33,7571; ^=4; р=0,0001) (рисунок 1в).

Заключение. Исследование характера динамики адаптивных возможностей организма у студентов выявило их снижение у большинства лиц в 2016 году по сравнению с 2005 годом, как у юношей, так и у девушек, что сопровождалось усилением дисгармоничности развития со сдвигом в сторону недостатка массы тела у девушек и ее увеличения у юношей. Нужно отметить, что напряженный уровень адаптационных возможностей наблюдался у большего числа юношей (около 70 %), чем у девушек (около 40%) как в 2005, так и в 2016 годах. При этом был выявлен выраженный половой диморфизм вегетативной регуляции. Стрессовые факторы социальных условий жизни и обучения привели к выраженным сдвигам вегетативного гомеостаза девушек (59,4%) в сторону симпатической нервной системы у большего числа лиц, чем у юношей (39,7%). Увеличение числа ваготоников произошло преимущественно у юношей. Можно предположить, что такие сдвиги вегетативного гомеостаза проявляются как компенсаторные реакции на фоне усиления негативного влияния социальных стрессовых факторов (глобальные и местные конфликты).

Оценка адаптивных возможностей организма студентов при хроническом воздействии неблагоприятных факторов среды обитания и жизнедеятельности направлена на раннее выявление проблемных ситуаций в здоровье студентов для профилактики заболеваемости, а также внедрения комплекса мероприятий, улучшающих условия проживания и обучения студентов. Выбранные показатели оказались информативными для выявления закономерностей, характеризующих различные аспекты влияния факторов среды на здоровье студентов.

Список литературы:

1. Базанов А.Н. Мониторинг здоровья студентов в период вынужденной самоизоляции / А. Н. Базанов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №6-1. - С. 75-77. DOI: 10.24411/2500-1000-202010653

2. Еремка Е.В. Валеологическая подготовка студентов университета. Теоретико-методологические и организационные основы: монография / Е. В. Еремка. - Донецк : ДонНУ, 2019. - 300 с.

3. Ерохина Н.А. Актуальные проблемы здоровья и организация здорового образа жизни молодежи / Н.А. Ерохина, Н.Н. Черевишник // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 2 (81). -С. 154-157

4. Новая физкультура в школе: монография / С. И. Алексеева, С. И. Белых, С. И. Горелик [и др.] ; научная редакция Филипповой С. Н. - Москва : СПМ-Индустрия, 2019. - 179 с.

5. Серикбаева А.С. Медико-социальное исследование состояния здоровья студентов и амбулаторное их обслуживание / А.С. Серикбаев, А.А.

Айтманбетова, Г.Е. Аимбетова, Н.А. Толкимбаева, Г.Н. Ердесбай // Вестник КазНМУ. - 2019. №1. - С. 611 -613.

6. Тананакина Т.П. Оценка адаптационных возможностей студенток медицинского вуза, обучающихся в разных социально-экономических условиях / Т.П. Тананакина, О.А. Колесникова, С.П. Задорожный, Е.А.Лысенко, О.А Куцевол, Р.А.Паринов // Вестник скорой помощи». - 2021. - Том 1. №1. - С.83-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.