Научная статья на тему 'Оценивание самостоятельной деятельности студентов в условиях интегративно-дифференцированного обучения в вузе'

Оценивание самостоятельной деятельности студентов в условиях интегративно-дифференцированного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОСТОЯННЫЕ И ИЗМЕНЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ / КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗНАЧИМОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ / STUDENTS’ SELF-STUDY LEVELS / ASSESSMENT SYSTEM / CONSTANT AND VARIABLE PARAMETERS / IMPORTANCE COEFFICIENTS / SELF-STUDY COEFFICIENT OF WORK / PERFORMED BY THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стихова Алла Михайловна

Система оценивания уровня самостоятельной работы рассматривается с позиции интегративно-дифференцированного подхода и включает постоянные и изменяемые параметры с соответствующими коэффициентами значимости. Разработанная автором шкала и предложенные формулы позволяют оценить уровни самостоятельности всех видов параметров и рассчитать коэффициенты самостоятельности выполнения работы студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стихова Алла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ Self-Study Assessment Within Integrative-and-Differentiated Training at Higher School

The system of assessment the level of the students’ self-study is considered from the point of view of integrative-and-differentiating approach; it includes constant and variable parameters along with corresponding importance coefficients. The scale elaborated by the author and the proposed formulae make it possible to estimate “self-study” levels of all the parameters and calculate ”self-independence” coefficients of students’ work.

Текст научной работы на тему «Оценивание самостоятельной деятельности студентов в условиях интегративно-дифференцированного обучения в вузе»

УДК 378.147 ББК 74

Стихова Алла Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры «Химия и экология» г. Новороссийск Stikhova Alla Mikhailovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Chemistry and Ecology Novorossisk

Оценивание самостоятельной деятельности студентов в условиях интегративно-дифференцированного обучения в вузе Students’ Self-Study Assessment Within Integrative-and-Differentiated

Training at Higher School

Система оценивания уровня самостоятельной работы рассматривается с позиции интегративно-дифференцированного подхода и включает постоянные и изменяемые параметры с соответствующими коэффициентами значимости. Разработанная автором шкала и предложенные формулы позволяют оценить уровни самостоятельности всех видов параметров и рассчитать коэффициенты самостоятельности выполнения работы студентами.

The system of assessment the level of the students’ self-study is considered from the point of view of integrative-and-differentiating approach; it includes constant and variable parameters along with corresponding importance coefficients. The scale elaborated by the author and the proposed formulae make it possible to estimate “self-study” levels of all the parameters and calculate ”self-independence” coefficients of students’ work.

Ключевые слова: система оценивания, уровень самостоятельной работы, постоянные и изменяемые параметры, коэффициенты значимости, коэффициент самостоятельности выполнения работы студентами.

Key words: assessment system; students’ self-study levels; constant and variable parameters; importance coefficients; self-study coefficient of work, performed by the students.

Одним из решающих факторов повышения качества современного высшего образования является высокая эффективность процесса обучения. Это становится возможным только при условии вовлечения студентов в активную самостоятельную деятельность и создания системы организации самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам. Самостоятельная работа считается основой вузовского обучения, и от того, насколько эффективно владеют ее техноло-

гией первокурсники, зависит успешность усвоения содержания учебных дисциплин.

Применительно к высшей школе, исследователи определяют познавательную самостоятельность как качество личности студента и связывают ее с подготовкой к будущей профессиональной деятельности [1].

Дополнительные возможности предоставляет обучение с использованием интегративно-дифференцированного подхода. Анализ состояния самостоятельной работы с позиции интегративно-дифференцированного подхода выполняется на материале общей и неорганической химии при обучении студентов инженерно-экологической специализации.

Интегративно-дифференцированный характер самостоятельной работы реализуется, прежде всего, через структуру содержания учебной дисциплины. Под структурированием содержания предполагается выделение структурных элементов (процесс дифференциации), а также установление различного рода связей между ними (процесс интеграции) внутри конкретного учебного содержания. В качестве структурных элементов выбраны темы общей химии, соответствующие, в свою очередь, ее основным содержательным разделам. Речь идет, по сути, об организации профессионально направленной самостоятельной работы в условиях интегративно-дифференцированного подхода в обучении химии.

Проблеме самостоятельной работы посвящены исследования многих ав-торов[2,3]. Однако, вопросы интегративно-дифференцированной сущности самостоятельной работы, определения уровня самостоятельности различных ее видов, в предыдущих исследованиях не затрагивались.

Нами разработана целостная система (признак интеграции) оценивания уровня (признак дифференциации) самостоятельной работы, состоящая из постоянных (Кп) и изменяемых (Ки) параметров, соотношение коэффициентов значимости (Кз) которых составляет 33% (0,33) и 67% (0,67) соответственно (см. рис.1). К постоянным параметрам относятся: временной фактор (а), степень контроля за деятельностью студентов (Р), степень дифференцированности

самостоятельной работы (у), степень сложности самостоятельной деятельности (8).

Степень дифференцированности самостоятельной работы определяется числом элементов Дифференцированности Самостоятельной Работы (ДСР), при этом чем больше элементов, тем выше степень дифференцированности.

С учетом специфики самостоятельной деятельности на материале химического содержания общей и неорганической химии, были предложены элементы

ДСР:

• анализ теоретических знаний;

• расчеты;

• использование компьютерных технологий;

• подготовка устного сообщения;

• эксперимент;

• отчет о работе.

Постоянные параметры (см. рис.1) задаются преподавателем в процессе разработки самостоятельной работы определенного вида. В таблице 1 приведены данные расчета констант постоянных параметров на примере следующих видов самостоятельных работ: теста, проекта и курсовой работы. Для расчета была использована формула:

Кп=0,055* а +0,055* в +0,11* у +0,11* 5. (1)

Представленные в формуле коэффициенты значимости (0,055 для а, в и 0,11 для у, 5) получены делением на отдельные проценты суммарного коэффициента значимости для постоянных параметров, имеющего значение 33% (0,33).

Для оценки уровня самостоятельности (Кс) всех видов параметров применялась следующая шкала:

• высокий уровень 2< Кс <3 ;

• средний уровень 1<Кс <2;

• низкий уровень 1 < Кс .

Так как тест имеет низкий уровень самостоятельности, то значение Кс для всех его постоянных параметров принимаем за 1 (Рис.1). Для расчета константы постоянных параметров теста используем формулу: Кп=0,055* а +0,055* в +0,11* у +0,11* 5 = 0,055* 1 +0,055* 1 +0,11* 1 +0,11* 1 = 0,33. Аналогичным образом можно рассчитать константы постоянных параметров проекта (Кс=2, средний уровень самостоятельности) и курсовой работы (Кс=3, высокий уровень самостоятельности):

Кп (проект) = 0,055* 2 +0,055* 2 +0,11* 2 +0,11* 2 = 0,66;

Кп (курсовая работа)= 0,055* 3 +0,055* 3 +0,11* 3 +0,11* 3=0,99 (Таб.1).

Таблица 1

Постоянные параметры

Параметр Кз Кс

Тест Проект Курсовая работа

1. а 0,055 1 2 3

2. в 0,055 1 2 3

3. У 0,11 1 2 3

4. 5 0,11 1 2 3

5. Кп (по формуле 1) 0,33 0,33 0,66 0,99

Изменяемые параметры, в свою очередь, непосредственно зависят от индивидуальных особенностей студентов, в том числе, сформированных навыков самостоятельной деятельности. К ним относятся: источники информации (е, Кз=0,16) индивидуальный эксперимент (ф, Кз=0,17), подведение итогов самостоятельной работы (п, Кз=0,17), степень самостоятельности выполнения работы (}х, Кз=0,17). Приведенные значения коэффициентов значимости (0,16 или 0,17), также были получены делением на отдельные проценты суммарного коэффициента значимости для изменяемых параметров, имеющего значение 67% (0,67).

Для расчета константы изменяемых параметров предложена формула: Ки=0,16*е+0,17*ф+0,17*п+0,17*^.(2)

В свою очередь, сумма констант постоянных (Кп) и изменяемых (Ки) параметров, представляет собой коэффициент самостоятельности выполнения работы студентами (Кв). Кв = Кп+ Ки. (3)

В результате оценивания курсовых работ студентов (группа 2008/2009 гг., в количестве 17 человек) получены значения изменяемых параметров (таб.2) и, на их основе, выполнен расчет коэффициентов самостоятельности ее выполнения (Кв) с использованием формул 1-3. Для сравнения в таблицу 2 введены значения итоговых оценок, полученных студентами за курсовую работу.

В качестве примера рассчитаем коэффициент самостоятельности выполнения курсовой работы (Кв) студентом под номером 1: Кп=0,99 (данные таб.1). Ки=0,16*е+0,17*ф+0,17*п+0,17*^=

=0,16*2,67+0,17*3,0+0,17*2,67+0,17*3,0=1,901.

Кв = Кп +Ки=0,99+1,901=2,891 и т.д. (Таб.2).

Таблица 2

Коэффициент самостоятельности выполнения курсовой работы

№ п/п е ф п Ки Кв Оценка

1. 2,67 3,0 2,67 3,0 1,901 2,891 5

2. 2,33 2,0 2,33 2,0 1,449 2,439 4

3. 2,67 2,67 2,67 3,0 1,845 2,835 5

4. 2,0 1,0 2,33 2,0 1,226 2,216 3

5. 2,33 2,0 2,33 3,0 1,619 2,609 5

6. 3,0 1,0 2,67 3,0 1,814 2,714 4

7. 2,67 3,0 2,0 3,0 1,787 2,777 5

8. 2,33 2,67 2,33 3,0 1,7328 2,723 5

9. 2,0 2,0 2,67 3,0 1,624 2,614 5

10. 2,0 1,0 2,0 3,0 1,340 2,330 4

11. 3,0 2,67 2,67 3,0 1,898 2,888 5

12. 2,67 2,0 2,0 3,0 1,617 2,607 5

13. 2,67 2,0 2,0 2,0 1,447 2,437 4

14. 3,0 2,33 2,67 3,0 1,840 2,830 5

15. 2,33 2,0 2,33 3,0 1,619 2,609 5

16. 2,0 1,33 2,0 2,0 1,226 2,216 3

17. 2,0 2,33 2,0 3,0 1,566 2,556 4

Оценивание уровня самостоятельной работы

и)

8?

і

3

§

§

я

я

о

о

н

к

н

к

р

я

я

Е

П)

а

П)

о

н

р

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й

П)

я

Е

Я

&

►ч

43

К

*

П)

К

о

к)

Константа Уровень самостоятельности (Кс)

Тим параметра № п/п Виды параметров значимости параметра (Кз) Высокий 2< Кс <3 [2,33; 2,67; 3] Средний 1< Кс <2 11,33; 1,67; 2| Низкий 1<Кс |1; 0,33; 0,671

1. Временной фактор (а) 0,055 семестр 1/5 семестра одно занятие (аудиторное и внеаудиторное)

2 2. Степень контроля за деятельностью студентов (Р) 0,055 итоговый периодический систематический

в е о о 5? 3. Степень днфференнированности самостоятельной работы (число элементов ДСР) (у ) 0,11 значительная (максимально-5-6 элементов) средняя (максимально 3-4 элемента) незначительная (максимально 1-2 элемента)

2 Б Н и 5 <*> О, 4. Степень сложности (8) 0,11 обобщение экспериментально- теоретической информации сравнение экспериментально- теоретической информации сопоставление экспериментально- теоретической информации

< 0. < С 5. Источник информации (с) 0,16 литература межпредметного, профильного содержания литература узкопредметного содержания лекционный материал

2 ЛІ 3 6. Эксперимент (ф) 0,17 с элементами научного исследования проблемный репродуктивный (и л л юстрати вн ы й)

К 01 3 м 5 ? 7. Подведение ИТОГОВ (Г|) 0,17 соотнесение содержания работы с профессиональными компетенциями поиск смысла содержания работы обобщение содержания работы

г~ \С 8. Степень самостоятельности выполнения работы (ц) 0,17 высокая средняя низкая

Рис. 1. Оценивание уровня самостоятельной работы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Кв

Порядковый номер студента

Кв=Кп+ Ки, где Кп=0,055* а +0,055* в +0,11* у +0,11* 5

Кп-параметры постоянные,

-V Ки=0,16* £ +0,17* ф+0,17* н+0,17н

Ки-параметры изменяющиеся. т 1 ^

Рис.2. Коэффициент самостоятельности выполнения курсовой работы студентами (Кв)

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что чем выше уровень самостоятельности выполняемой студентами работы, тем выше ее качество и, соответственно, выше итоговая оценка.

Итак, оценивание самостоятельной деятельности студентов в условиях интегративно-дифференцированного обучения способствует повышению эффективности всех видов самостоятельных работ, следовательно, улучшению качества профессионального обучения. Данная многоуровневая система оценивания имеет универсальный характер, так как применима к любой самостоятельной деятельности, организуемой на любом предметном содержании. При этом система является открытой, и, может быть дополнена новыми параметрами, иметь иное соотношение коэффициентов значимости.

Кроме того, система выполняет стимулирующую функцию, так как активизирует творческую самостоятельную деятельность на всех этапах обучения в высшей школе. Это достигается при условии предварительного ознакомления

студентов с вводимыми параметрами и соответствующими им коэффициентами значимости.

А также, система выполняет прогностическую функцию и дает преподавателю инструмент для создания учебно-методических материалов, используемых при организации различных видов самостоятельной работы.

В то же время, она расширяет диагностические возможности общей системы оценивания качества обучения, делает ее более объективной, и профессионально направленной.

Библиографический список

1. А.В.Иванова, С.П.Иванова, Л. А. Дарбасова. Теоретические подходы к проблеме развития познавательной самостоятельности студентов.// Высшее образование сегодня. 2009, -№4.- с.74-76.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. [Текст]: /П.И.Пидкасистый - М., Педагогика, 1980

3. Жуков А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе: дидактические средства, технологии, программы. Монография. [Текст]: /А.Е.Жуков,

А.В. Симоненко. -М., Юнити-Дана,2004.- 219с.

Bibliography

1. Ivanova, A.B., Ivanova, S.P., Darbasova, L.A. Theoretical Approaches to Students’ Cognitive Self-Study Development / A.B. Ivanova, S.P. Ivanova, L.A. Darbasova // Higher Education Today. - 2009. - №4. - P.74-76.

2. Pidkasisty, P.I. Schoolchildren’s Self-Study Cognitive Activity I Education. Theoretical and Experimental Research [Text] / P.I. Pidkasisty. - М.: Pedagogika, 1980.

3. Zhukov, A.E. Students’ Self-Study Work Organization at a Higher School: Didactic Means, Technologies. Programs. Monograph [Текст] / А.Е. Zhukov, А.У. Simonenko. - М.: Unity-Dana, 2004. - 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.