Научная статья на тему 'Оценивание деятельности студентов на педагогической практике'

Оценивание деятельности студентов на педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1346
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / EVALUATION SHEETS / ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / КРИТЕРИИ И СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ / TYPES OF COMPETENCES / THE LEVEL OF DEVELOPING COMPETENCES / CRITERIAS AND TOOLS OF ASSESSMENT / ASSESSMENT LIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Ирина Анатольевна, Жарикова Наталия Викторовна

Характеризуется фонд оценочных средств по педагогической практике в вузе, материалы которого помогают всесторонне оценить профессиональное развитие практиканта в процессе прохождения практики. Одним из таких материалов является оценочный лист, отличающийся от имеющихся форм оценивания и позволяющий определить уровень развития компетенций студента на разных этапах практики. Приведена структура оценочного листа практиканта, описано его содержание, предложены критерии для оценивания уровня компетенций, выделены средства, с помощью которых его можно выявить у студента в начале и конце педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF STUDENTS AT TEACHING PRACTICE

There are different kinds of evaluation sheets used for pedagogical practice at university. They help to assess extensively the undergraduates’ professional development during their pedagogical practice. One of this is an assessment list which is different from other types of assessment and can determine clearly the level of developing undergraduate’s competences on different stages of the pedagogical practice. The structure of the undergraduate’s assessment list is given. Also the content of this list is described too. There are some criterias for assessment of the level of competences. There are tools by means of those we can identify the level of undergraduate’s competences at the beginning and by the end of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Оценивание деятельности студентов на педагогической практике»

УДК 378

И. А. Шабанова, Н. В. Жарикова ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Характеризуется фонд оценочных средств по педагогической практике в вузе, материалы которого помогают всесторонне оценить профессиональное развитие практиканта в процессе прохождения практики. Одним из таких материалов является оценочный лист, отличающийся от имеющихся форм оценивания и позволяющий определить уровень развития компетенций студента на разных этапах практики. Приведена структура оценочного листа практиканта, описано его содержание, предложены критерии для оценивания уровня компетенций, выделены средства, с помощью которых его можно выявить у студента в начале и конце педагогической практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, оценочные материалы, группы компетенций, уровни развития компетенций, критерии и средства оценивания, оценочный лист.

В современных условиях модернизации российского педагогического образования является актуальной проблема оценивания результатов обучения студентов, в частности оценивание компетенций, которые сформулированы во ФГОС [1].

Педагогическая практика является важным элементом в педагогическом профессиональном образовании и необходимым условием для обучения студентов выполнению различных функций учителя-предметника в деятельности и условиях современной развивающейся школы. В связи с этим для преподавателей вуза становится важным разработка разных оценочных материалов, которые отличаются от аналогичных, используемых при изучении дисциплин [2]. Данные материалы должны отражать не только уровень развития компетенций у студентов, но и способствовать их качественному приращению и развитию. Для этого был разработан фонд оценочных средств, необходимых для проведения промежуточной аттестации бакалавров по направлению 540100 «Педагогическое образование», помогающий более качественно осуществлять процедуру оценивания на протяжении всей педагогической практики. Он включает в себя различные оценочные материалы: оценочный лист, содержащий критерии оценивания определенных показателей педагогической деятельности, разнообразные методические материалы (тематический план, поурочное планирование учебных занятий, дидактические материалы, контрольно-измерительные материалы, презентации, разработки внеклассных занятий и др.), мониторинговую карту и учетную карточку с характеристикой студента-практиканта. Такое разнообразие средств оценивания позволит наиболее объективно и с разных позиций выявить профессиональное развитие студента. Охарактеризуем указанные оценочные материалы.

Учетная карточка является основным документом, подтверждающим прохождение практики в конкретном образовательном учреждении и фиксирующим оценивание проведенных событий в образовательном учреждении с учащимися (учебных

занятий, внеклассных мероприятий) с краткой характеристикой деятельности студента учителем-предметником, отзывами группового и факультетского руководителей.

Мониторинговая карта отражает оценивание групповым руководителем деятельности студента на каждом этапе педагогической практики в соответствии с рабочей программой практики [3, с. 123]. Данная карта учитывается при итоговой оценке факультетским руководителем.

Методические материалы составляются студентами в ходе практики и структурируются в виде отчета, отражающего профессиональные компетенции по подготовке, разработке, описанию и рефлексии своей профессиональной деятельности [3-6]. Эти материалы используются для оценивания учителем-предметником, групповым и факультетским руководителями практики.

Оценочный лист является новой формой оценивания, основным отличием которой от уже имевшихся форм является не только содержание, учитывающее определенный уровень развития компетенции, но и процедура оценивания, а именно заполнение листа учителем-предметником на начальном и заключительном этапе практики. Факультетский руководитель при выставлении итоговой оценки учитывает не только уровень развития компетенций студента, но и качественные приращения в развитии компетенций студента за время практики.

Сложностью при создании удобного для использования оценочного листа явилось наличие громоздких формулировок компетенций в стандарте. Для устранения этой проблемы были сгруппированы наиболее близкие по значению компетенции в пять кластеров:

- речевая культура (ОК-1, 6, 16; ОПК-3);

- работа с людьми (коммуникация) (ОК-3, 7; ПК-2, 4, 6, 7);

- работа с информацией (ОК-1, 4,8, 9; ОПК-2, 5);

- методика преподавания предмета (ПК-1, 3, 4, 8, 13; ОК-13);

- анализ результатов педагогической деятельности (ОПК-1, 4; ОК-13; ПК-5) [1].

Указанные компетенции оцениваются согласно критериям по уровням*: первый уровень - низкий, предполагающий незначительное овладение уме-

Оценочный лист ст

ниями или их полное отсутствие; второй - средний, показывающий неполное овладение необходимыми умениями и навыками, третий уровень - высокий, означающий полное овладение умениями. Содержание оценочного листа представлено в таблице. )ента-практиканта

Кластеры (группы компетенций) Уровень* развития компетенции Критерии оценивания Оценивание

на начало практики на конец практики

1. Речевая культура 1 Речь тихая, медленная или очень быстрая. Дикция нечеткая, некоторые предложения построены стилистически неверно, присутствует неверное объяснение, произношение терминов (ударение, окончания и т. д.), слова-паразиты, допускаются грамматические ошибки

2 Речь понятная, темп изложения нормальный, дикция четкая, иногда в предложениях допускаются незначительные стилистические ошибки, речь неэмоциональная

3 Логично и грамотно строит устную и письменную речь, не допускает стилистических ошибок, владеет интонацией. Речь выразительная и эмоциональная

2. Работа с людьми 1 Скованность и стеснительность при общении с учащимися, неумение организовать их учебно-познавательную деятельность на занятиях и во внеклассной работе. Замкнутость при общении с учителями. Отсутствие такта по отношению к учащимся

2 Установление контакта, обратной связи со школьниками при проведении занятий. Умение организовать учебно-познавательную деятельность школьников на занятиях и во внеклассной работе. Взаимодействие с учителем-предметником. Тактичное отношение к учащимся

3 Активное взаимодействие с учителем-предметником и другими педагогами. Организация сотрудничества и диалога в деятельности школьников на занятиях и во внеклассной работе

3. Работа с информацией 1 При отборе учебного материала к занятиям имеются затруднения, отсутствие структурирования его для школьников, не выделяется главное, обилие второстепенного материала. Учебная информация представляется школьникам в однотипной форме. Постановка целей и задач учебных занятий вызывает затруднения, они формулируются неверно, допускаются серьезные ошибки

2 Учебный материал отбирается правильно, нечеткое структурирование его для школьников, не всегда в нем выделяется главное. Учебная информация представляется для школьников в отдельных формах, т. е. без сочетания. Цели и задачи учебных занятий формулируются правильно, но неполно, имеются недочеты

3 Правильно отбирается учебный материал. Логично и грамотно структурируется содержание учебного материала для школьников. В нем выделяется главное и второстепенное, используются разные формы представления учебной информации (текстовая, графическая, табличная, компьютерная и др.) на занятиях. Четкая, правильная постановка и формулировка целей и задач учебных занятий

4. Методика преподавания предмета 1 Составление тематического планирования в соответствии с программой с учетом использования элементов современных педагогических технологий (1 технология), реализация его с учетом здоровьесберегающих технологий

2 Реализация тематического планирования с использованием элементов современных педагогических технологий (2 технологии). Решение развивающих и воспитывающих задач среднего образования, направленных на формирование и развитие УУД. Использование современных диагностических технологий в педагогическом процессе

3 Реализация тематического планирования с использованием элементов современных педагогических технологий (3 технологии), одна из которых диагностическая. Решение развивающих и воспитывающих задач среднего образования, направленных на формирование и развитие УУД. Создание условий для профориентации учащихся

5. Анализ результатов педагогической деятельности 1 Анализирует свою педагогическую деятельность и коллег с затруднениями, не может выявить трудностей и их причин в деятельности педагога

2 Анализирует свою педагогическую деятельность через полученные результаты обучающихся с целью повышения качества их образования

3 Анализирует свою педагогическую деятельность и коллег всесторонне, полно, умеет выделять достоинства и недостатки деятельности, опираясь на результаты обучающихся, дает рекомендации по устранению возникших сложностей

Оценивание студентов предполагает выставление определенного знака (например, «V» или «+») в строке уровня развития компетенций, которые соответствуют характеристике деятельности студента. Оценивание осуществляется дважды: в начале педагогической практики и в конце, в результате чего можно сделать вывод об изменении уровня развития той или иной компетенции у каждого студента в ходе прохождения практики, что учитывается групповым и факультетским руководителем при выставлении итоговой оценки по практике.

Средства для определения уровня компетенций могут быть различными. К ним относятся: тематический план, поурочные планы-конспекты занятий (учебных или элективных курсов), разработки внеклассных мероприятий, дидактических, презентационных и видеоматериалов, проведение занятий со школьниками, самоанализ проведенных занятий

и анализ занятий студентов-практикантов, участие в конференциях, педагогических или методических советах, индивидуальные задания по теме выпускной квалификационной работы и др. [3].

В результате такого подхода к оцениванию деятельности практиканта итоговая оценка по педагогической практике является комплексной. Она включает в себя результаты мониторинга деятельности студента в период практики, оценку учителя-предметника за проведение занятий по предмету, зафиксированную в учетной карточке, учет изменения уровня развития компетенций в ходе практики (на начало и конец практики), которые отражены в оценочном листе студента.

Разработанные оценочные материалы будут апробированы в ходе педагогической практики у студентов 5-го курса биолого-химического факультета ТГПУ.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http:// www.tspu.edu.ru/bhf/ (дата обращения 27.01.2015).

2. Жарикова Н. В. Оценивание умения школьников решать учебные проблемы на материале биологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 8. С. 192-194.

3. Шабанова И. А., Лысакова Е. Н. Педагогическая практика. Методика обучения химии. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 132 с.

4. Жарикова Н. В. Использование элементов педагогических технологий в преподавании биологии. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 55 с.

5. Жарикова Н. В. Школьный биологический эксперимент. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 56 с.

6. Шабанова И. А., Лысакова Е. Н. Школьный химический эксперимент. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 69 с.

Шабанова И. А., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: timobix555@yandex.ru

Жарикова Н. В., кандидат педагогических наук. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: nata-1970@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 12.03.2015.

I. A. Shabanova, N. V Zharikova ESTIMATION OF STUDENTS AT TEACHING PRACTICE

There are different kinds of evaluation sheets used for pedagogical practice at university. They help to assess extensively the undergraduates' professional development during their pedagogical practice. One of this is an assessment list which is different from other types of assessment and can determine clearly the level of developing undergraduate's competences on different stages of the pedagogical practice. The structure of the undergraduate's assessment list is given. Also the content of this list is described too. There are some criterias for assessment of the level of competences. There are tools by means of those we can identify the level of undergraduate's competences at the beginning and by the end of pedagogical practice.

Key words: pedagogical practice, evaluation sheets, types of competences, the level of developing competences, criterias and tools of assessment, assessment list.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 "Pedagogicheskoye obrazovaniye" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the dirction of training 050100 Pedagogical education (Bachelor qualification (degree)]. URL: http:// www.tspu.edu.ru/bhf/ (accessed: 27 January 2015) (in Russian).

2. Zharikova N. V. Otsenivaniye umeniya shkol'nikov reshat' uchebnyye problemy na materiale biologii [Assessment of skills to solve problems (Data: biology lessons)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 8, pp. 192-194 (in Russian).

3. Shabanova I. A., Lysakova E. N. Pedagogicheskayapraktika. Metodika obucheniya khimii[Pedagogical practice. Methods of teaching chemistry]. Tomsk, TGPU Publ., 2009. 132 p. (in Russian).

4. Zharikova N. V. Ispolzovaniye elementov pedagogichyeskikh tekhnologiy v prepodavanii biologii [The use of elements of pedagogical technologies in teaching biology]. Tomsk, TGPU Publ., 2007. 55 p. (in Russian).

5. Zharikova N. V. Shkol'nyybiologicheskiyeksperiment [School biological experiment]. Tomsk, TGPU Publ., 2007. 56 p. (in Russian).

6. Shabanova I. A., Lysakova E. N. Shkol'nyy khimicheskiy eksperiment [School chemical experiment]. Tomsk, TGPU Publ., 2004. 69 p. (in Russian).

Shabanova I. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: timobix555@yandex.ru

Zharikova N. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: nata-1970@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.