Научная статья на тему 'Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы. Историко-правовой обзор'

Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы. Историко-правовой обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы. Историко-правовой обзор»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

г

С. и. КУзьМиН главный научный сотрудник отдела изучения отечественного

и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы

Бсторико-правовой обзор

В современных условиях исправительные колонии как учреждения полуоткрытого типа перестали существовать, потому что все жилые помещения осужденных окружены изолированными участками, в том числе и специально выделенными для содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания. Сложившаяся практика размещения осужденных свидетельствует о возрастании тюремных начал в уголовно-исполнительной системе (УИС). Локализация общежитий привела к тому, что воспитательная работа стала отходить на второй план. К тому же цель перевоспитания осужденных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации не получила закрепления, в отличие от зарубежных пенитенциарных систем. При отсутствии полезной занятости и целенаправленной воспитательной работы большая часть осужденных остается без должного охвата воспитательными мероприятиями.

Первый опыт создания отрядной системы как самостоятельного лагерного звена

Чтобы понять важность и значимость должности начальника отряда как воспитателя, следует обратиться к истории исправительно-трудовых учреждений Советского государства, становления и развития отрядной системы. В частности, Положение о строительных отрядах было утверждено приказом по ГУЛАГу ОГПУ СССР от 15 февраля 1934 г. № 32.

Наиболее широкое распространение отрядная система получила в Дмитровском испра-

вительно-трудовом лагере (ИТЛ), осуществляющем строительство водоканала Волга -Москва. В соответствии с положением отряд представлял собой самостоятельное лагерное звено, возглавляемое начальником, и выступал в качестве низовой формы административной и трудовой организации заключенных. Отряд состоял из бригад и в зависимости от объема работ, характера производительной деятельности, наличия жилой площади, включал в себя от 300 до 600 человек.

Начальник отряда руководил работой заключенных при помощи помощника начальника отряда по быту (он же - завхоз), двух воспитателей (при численности отряда свыше 400 человек - старшего воспитателя), старшего нарядчика, и бригадиров на производстве. Отряд имел свою хозобуслугу в пределах особого штата. В целях поддержания стабильности состава отряда больные, выбывшие из отряда, по выздоровлению возвращались обратно.

Основная задача отряда - достижение высокой производительности труда и качества выполняемых заключенными работ и одновременное перевоспитание лагерников в условиях ударной работы. Этому способствовала культурно-массовая деятельность, организуемая старшим воспитателем или воспитателем с помощью актива, формировавшегося из социально близких слоев лагерников. Инженерно-технические и административно-хозяйственные работники были обязаны проводить среди заключенных для оказания помощи воспитателям небольшую по объему, соответствующую их квалификации и способностям работу.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В Положении о строительных отрядах определялся минимум культурно-воспитательных мероприятий: обучение всех неграмотных, чтение газет вслух, организация работы хорового и музыкального кружков, кружка лагерных корреспондентов, занятий по текущей политике, а также функционирование красного уголка с библиотекой.

Как отмечалось в приказе начальника Дмитровского ИТЛ от 27 августа 1935 года № 763, большинство руководящего состава районов и участков в достаточной мере усвоили всю важность работы воспитателей и помогали в ее организации. В то же время некоторые руководители не оказывали помощь, а заставляли работников культурно-воспитательного профиля заниматься не своим делом. В частности, в Карамышенском и Южном районах воспитателей привлекали к конвоированию заключенных. На Покровско-Глебовском участке воспитателей использовали в качестве диспетчеров. В некоторых районах, вопреки приказу по лагерю, им произвольно устанавливали пониженные ставки премиального вознаграждения.

Приказ потребовал от руководителей районов категорически запретить использовать воспитателей не по назначению, создать им необходимые материально-бытовые условия, урегулировать рабочий день и дать возможность для самоподготовки. В другом приказе по лагерю от 3 сентября 1935 года отмечалось, что в Карамышемском районе руководители мало внимания уделяют воспитанию лагерников. Школьная и кружковая работа в течение августа не проводилась. Аппарат культурно-воспитательного отдела раздут за счет сокращения должностей воспитателей по стройотрядам. Сотрудников воспитательного аппарата используют в качестве десятников, прорабов, ночных дежурных, на контроле разгрузки автомашин и др.

Культвоспиторганизатор -прообраз начальника отряда

Во второй половине 30-х годов воспитательная работа велась только среди осужденных в рамках уголовного дела, а также среди лиц, изолированных в ИТЛ по решению особого совещания, отнесенных к социально-вредным элементам. Иное положение складывалось в местах лишения свободы, где содержались

лица, осужденные за контрреволюционные преступления и репрессированные. Культурно-воспитательная и культурно-массовая работа среди этих категорий не велась. Не было на этот счет и каких-либо директивных указаний. Неудовлетворительное выполнение лесными лагерями производственно-хозяйственных планов побудило руководство ГУЛАГа провести обследование Усольского, СевероУральского, Ивдельского, Томск-Асинского лагерей. В процессе проверки выяснилось, что местные работники не понимали значения культурно-массовой работы среди заключенных и не занимались этим.

Особенности контингента заключенных требовали найти такие формы культурно-массовой работы, которые бы ограничивали возможности заключенных проявлять активность и были бы подконтрольны администрации. В 1938 году ГУЛАГ издал директивное указание «О культработе со спецконтингентом в лесных ИТЛ». Культурно-массовая работа определялась как средство, способное обеспечить подъем производительности труда заключенных и укрепить дисциплину.

Организация воспитательной работы была возложена на культвоспиторганизато-ров, вводимых в штаты ИТЛ из расчета один человек на 200 заключенных. Их набирали и назначали из числа судимых за бытовые и хозяйственные преступления на срок до пяти лет, положительно зарекомендовавших себя в лагере. Главное в работе воспитателей заключалось в изучении заключенных своего подразделения, оказании помощи начальнику лагерного пункта в мобилизации лишенных свободы на выполнение производственного плана и укреплении дисциплины. В их обязанности входило также оказание администрации помощи в борьбе с антисоветскими проявлениями, информирование о таких фактах начальников лагерных пунктов и начальников третьих отделов.

Среди заключенных организовывались индивидуальные и бригадные соревнования, что материально поощрялось. Стенные газеты можно было выпускать только в том случае, если редактором являлся вольнонаемный сотрудник. В них не разрешалось помещать статьи на общеполитические темы. В наглядной агитации отражались только производственные вопросы. Осужденных за

35

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2015

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

контрреволюционные преступления не допускали к руководству художественной самодеятельностью. Они могли участвовать только в качестве исполнителей (музыкантов, танцоров и др.). За всеми проводимыми в лагере культурно-массовыми мероприятиями был установлен контроль со стороны третьего отдела.

Обобщенный опыт работы культвоспит-организаторов со спецконтингентом был положен в основу инструкции, регулирующей характер и объем культурно-воспитательной работы с заключенными в остальных ИТЛ и колониях. Определив порядок назначения и подчиненность культвоспиторганизатора как лица, непосредственно отвечающего за воспитательную работу среди закрепленных за ним 150-200 заключенных, инструкция конкретизировала его задачи в области политико-массовой, производственной и учебной работы, указывала методы индивидуального воздействия на правонарушителей.

Впервые в практике мест лишения свободы культвоспиторганизатору (как должностному лицу) выделялся рабочий кабинет в том же бараке, где проживали и закрепленные за ним заключенные. Данное обстоятельство способствовало повышению его авторитета. Он был обязан вести дневник проводимой работы и отчитываться перед культурно-воспитательной частью по установленной форме.

Культвоспиторганизатор следил за точным выполнением распорядка дня, вместе с заключенными выходил на производство, где проводил не менее половины своего рабочего времени, оказывая помощь администрации в укреплении трудовой дисциплины, организации трудового соревнования. В его обязанности входило выявление степени грамотности, наличие специальности у вновь прибывших заключенных и решение вопроса о направлении их в школу или на профессионально-технические курсы. Он же осуществлял контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся. Важное место в деятельности культвоспиторганизатора занимала индивидуальная воспитательная работа. При решении различных вопросов, связанных с отбыванием наказания заключенными, главное

внимание он уделял борьбе с нарушителями дисциплины, «действуя в зависимости от обстановки и обстоятельств дела» путем личной беседы с нарушителем, обсуждения проступка заключенного на собрании бригады, в стенной печати, доведения до сведения администрации существа проступка.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в предвоенные годы была создана нормативная база в организации культурно-воспитательной и культурно-массовой работы со всеми заключенными. Ее реализация возлагалась на специально выделенный аппарат, который хотя и состоял из заключенных, но, тем не менее, выполнял возложенные на него функции. Институт культвоспиторганизаторов действовал непродолжительное время. Это не позволило обобщить накопленный опыт их работы. В апреле 1940 г. в связи с сокращением управленческого аппарата и мерами по замене заключенных вольнонаемными сотрудниками должности культвоспиторганизаторов были упразднены.

В последующие годы (вплоть до 1956-1957 гг.) ориентация воспитательной работы с правонарушителями на массовые формы приводила к тому, что в этой деятельности не учитывались индивидуальные особенности заключенных, возраст, различие во взглядах, количество судимостей, степень педагогической запущенности, наклонности, настроения и др. Обезличенный подход к заключенным приводил к тому, что проблема перевоспитания и исправления, которая никогда не снималась с повестки дня наших учреждений, решалась неудовлетворительно. Воспитательная работа сводилась, главным образом, к массовым трудовым, пропагандистским и культурным мероприятиям общего характера и не достигала каждого осужденного в отдельности. Такая работа приводила также к тому, что администрация исправительно-трудовых учреждений во многих случаях не знала процессов, происходящих в среде заключенных, была оторвана от этой среды и не могла полностью ею управлять, вследствие чего на некоторую часть заключенных оказывали отрицательное влияние опасные рецидивисты. ^

(Продолжение в следующем номере)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.