9. Большой психологический словарь (БПС) / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко (Проект "Психологическая энциклопедия"). СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005. 673 с. С. 10.
10. Словарь практического психолога (СПП). Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с. С. 8.
11. Крысъко В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии - СПб.: Питер, 2003. 416 с. С. 6.
12. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч. 4.1. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 416 с.
25 февраля 2011 г.
УДК 378
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ В ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИИ
С.М. Карпоян
Интернет-комментарий в настоящее время является одним из основных жанров виртуальной коммуникации, реализующим, собственно, базовую функцию всемирной сети - интерактивность. Посредством комментария на интернет-сайтах различного типа - новостных, аналитических, в блогах - выражается отношение пользователя сетей к событиям, мнениям, постам, формулируется индивидуальное и коллективное мнение пользователей, проблемы; анализируются преимущества и достижения; критикуются недостатки; проводится оценка материалов сети в целом, ведется непрерывный диалог, отражающий жизненную реальность в виртуальном пространстве. Коммуникация, реализуемая посредством Интернета, способствует формированию собственных ценностей Интернет-сообщества, происходит становление новой, модернизированной информационной культуры, соответствующей развитому информационному обществу [1]. Однако при всей своей значимости в современной жизни интернет-комментарий является малоисследованным жанром виртуального дискурса.
Данная работа посвящена проблеме отрицательных модальных оценок, выражаемых имплицитно и эксплицитно в коммуникативном пространстве интернет-комментария.
Карпоян Софья Мартиросовна - ассистент кафедры иностранных языков для экономических специальностей, аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, е-ша1 : [email protected], т. 8(863)2405548, 2633080.
Исследование проведено на основе образцов интернет-комментариев, содержащих элементы отрицательной модальной оценки с сайта Livejournal.com.
Тематически интернет-комментарий охватывает следующий ряд проблем: особенности представляемой информации, ситуации или факта; предпосылки, приведшие к данной ситуации; планы и цели, преследуемые комментатором; прогнозируемые тенденции развития комментируемых событий и возможные последствия действий; связи комментируемого события или факта с ситуацией реальной жизни; способы разрешения комментируемой ситуации; мнения; личное отношение; оценка комментируемого события. Комментарий может быть предельно лаконичным или распространенным, содержащим доказательные рассуждения по проблеме, интерпретации, оценки, как положительные, так и отрицательные.
От других видов интернет-коммуникации комментарий можно отличить по признаку наличия комментируемой информации и представления ее анализа и оценки, выражения личного отношения к данной информации.
Интернет-комментарий, как и всякое речевое действие, мотивировано интенцией автора комментария. Согласно определению,
Sophia Karpoyan - foreign languages teacher at the Department of Foreign Languages for Economic Specialties, post- graduate student of Linguistics and Intercultural Communication Department at the Rostov State University of Economics (RINH), 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], ph.+7 (863)2405548, 2633080.
предложенному Г.П. Грайсом, интенция заключается в намерении адресанта передать адресату определенную информацию, субъективное значение, "то есть то, что конкретный говорящий имеет в виду под своим высказыванием" [2, с. 137].
Как основной носитель интенции в работах Дж. Серля приводится феномен интенционального состояния, отражающий функцию мысленной устремленности субъекта высказывания к реальности. Автором рассматривается ряд основных интенциональных состояний, включающий желания, намерения, убеждения, ощущения, и утверждается, что способность человека ориентироваться в окружающем мире посредством интенци-ональных состояний является более основательной, чем возникновение человеческого языка [3].
Вследствие того, что выражение отношения, мнения и оценки является основной функциональной задачей интернет-комментария, специальным объектом исследования может служить корпус комментариев, отражающих значения отрицательной оценочности. Выделение и изучение эксплицитных и имплицитных способов выражения отрицательной оценки проводится наиболее эффективно на основании коммуникативной пропозиции "диктум-модус" в терминологии, предложенной еще Ш. Балли по отношению к теории высказывания, когда "диктум" определяется как часть высказывания, соответствующая ситуации в представляемой действительности и "модус" - вторая часть высказывания, соотносимая с деятельностью, привносимой субъектом высказывания [4]. Таким образом, субъективная модальность является компонентом модуса и выражает отношение субъекта высказывания к ситуации или к самому высказыванию.
Согласно взглядам В.В. Виноградова, модальность, тем не менее, неотделима от объективного компонента высказывания. Семантика высказывания проявляется, как полагал В.В. Виноградов, при сопоставлении с позиции говорящего содержания сообщения с реальной ситуацией. Таким образом, в модальности заключено выражение оценки и отношения автора сообщения к связи содержания сообщения с действительностью [5].
При этом диктальная составляющая высказывания, транслирующего интенциональ-ное состояние, при формулировании выска-
зывания является незначительной по смыслу, а модусный компонент высказывания отражает имплицитное коммуникативное значение данного высказывания.
На основании классификации функций комментария как речевого жанра, предложенной A.A. Тертычным, можно выделить следующие функции, выполняемые интернет-комментарием [6]:
1. Анализ материала, представленного на сайте или посте; выявление причинно-следственных связей между комментируемыми явлениями, событиями или субъектами.
2. Выделение определенной информации.
3. Оценка материала, событий или субъектов, связанных с ним. Например, оцениваются характеристики внешности, личностного, возрастного и социального статуса.
4. Определение предпосылок или причин комментируемого явления. Автор комментария предлагает, например, собственное видение причины текущего состояния объектов комментария.
5. Прогнозирование последующих явлений и событий. Например, могут прогнозироваться негативные последствия действий участников коммуникации.
6. Внесение и обоснование предложений по коррекции комментируемой ситуации.
Поскольку одной из основных функций интернет-комментария является трансляция отношения комментирующего к явлению, событию или информации, а это отношение довольно часто бывает отрицательным, можно сделать вывод о том, что отрицательная оценочность является одним из характерных признаков, включенных в комментарий значений. Например, сам заголовок комментария уже сообщает о негативном настрое комментирующего.
Хаус, халтура
Сценаристы доктора нашего Хауса, да и режиссеры, да и вся команда, имя им легион, совершенно исхалтурилисъ и еле тянут, не чая конца проекта. Даже гримеры ленятся покрепче раскраситъ умирающего, что за безобразие, верните денъги [URL: http://www tanyant.livejournal.eom/#entry76078.html].
Сообщение интернет-комментария, включающее негативную оценку, содержит семантику, в которой сочетается диктумный (денотат) и модусный (коннотат) компоненты содержания, где модусный компонент вклю-
чает взаимосвязанные оценочную и эмоциональную составляющие. Эмотивная оценка также связана и с диктумным компонентом, базируясь на нем.
В следующем примере можно определить диктумный и модусный компоненты комментария по схеме, где каждый модус включает отрицательный эмотивный компонент: Сериал "Шерлок" (диктум) - невыносимая, бессмысленная скучища (модус). Никакого правдоподобия (модус). Помещения, в которых происходят преступления - или ничего не происходит (диктум) - это огромные, гулкие, пустые амбары, будь то музей, банк или квартира (модус). Злодей (диктум) - оказывается прямо у вас за спиной, не прошумев, в худших американских традициях (модус). Улицы (диктум) - пусты (модус), на массовку поскупились (модус). Преступления (диктум) унылы (модус) и не тревожат воображения (модус) [URL: http://www.tanyant.livejournal. com/#entry_76078 html].
Вербализация эмоций как речевая деятельность исследована Я. Рейковским, который характеризует ее в терминах "репрезентации эмоций в знаках", наблюдаемой на фоне "перестройки структуры высказывания и в приобретении им эмоциональной окраски" [7]. При этом наблюдается процесс интериоризации, описанный А.Н. Леонтьевым как "переход, в результате которого внешние по своей форме процессы ... преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания, при этом они подвергаются специфической трансформации -обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию." [8, с. 149].
А.Н. Леонтьев вместе с большинством исследователей четко различают "эмоции" и "чувства", аргументируя свою позицию различным образом. Признак, по которому проводит разграничение понятий "чувство" и "эмоции", А.Н. Леонтьев - это устойчивость/ ситуативность. В связи с этим ученый определяет эмоции как "состояния преимущественно ситуационные", "предметные чувства", "устойчивые эмоциональные переживания" [8, с. 211].
Проблема отнесения эмоций к категории негативных еще не нашла единого разрешения среди лингвистов. Отрицательные эмоции
были проанализированы относительно их качества и количественных критериев К.Е. Из-ард и представлены автором в виде основных типов отрицательных эмоций, выражающих агрессию и враждебность. Таковыми являются презрение, определяемое как "отстраненное переживание побуждающее к агрессии, проявляющейся в хитрости и обмане" и "чувство превосходства над каким-то человеком, группой или предметом", отвращение как стремление или "желание избавиться от кого-либо или чего-либо", гнев, который "мотивирует нападение, мобилизует энергию индивида, готовит его к активной самозащите" [9].
В этой связи необходимо привести мнение П.Я. Гальперина, который полагает, что "... перенесение действия в речевой план означает не только выражение действий в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного действия - не только сообщение о действии, но действие в новой, речевой форме. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем" [10], т.е. предполагается, что что действие речевое отражает действие материальное, которое образуется посредством связывания языковых средств с определенными составляющими материального воздействия.
Речевая деятельность рассматривается О.М. Казарцевой в качестве "осознанно мотивированной целенаправленной человеческой активности", в то же время автор выделяет речевое поведение в виде "малоосознанной активности, проявляющейся в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта" [11].
Таким образом, исследователи рассматривают агрессию как общий феномен, включающий такие частные проявления как агрессивность и враждебность. Данные выводы можно наглядно проиллюстрировать следующим комментарием:
Боже, какие гнусные талисманы выбраны для Олимпиады. Особенно отвратителен "Леопард", - кавычки тут уместны, потому что определить, что это такое - гепард, леопард, барс или еще что - невозможно. Пакостный, покрытый черными прыщами, на бессильных жиденьких ножках, с реклам-но-... выражением лица, - буэээ. И я предвижу эту толпу хомячков идиотов, которые
сразу запоют: "ой, прелесть какая". Запереться в квартире, а окна заклеить черной бумагой. С двух сторон [URL: http://www tanyant.livejournal.com].
Свобода самовыражения, предоставленная субъектам коммуникации виртуальной средой Интернет-комментария, характеризуется существенной поляризацией негативной оценки, широким спектром отрицательных оценочных значений - от легкой иронии, до откровенного оскорбления и агрессии.
Функция отрицательной оценочности в интернет-комментарии реализуется как эксплицитно, так и имплицитно, как это представлено в следующем примере:
А уж с Ватсоном-то беда! Мало того, что он в два раза старше Холмса, это пусть, но он неотличим от остальных безликих актеров. Сколько ни смотрю - не могу понять, который из них Ватсон. Не нахожу десяти отличий.
Что вы, граждане хорошие, нашли в этом фильме? Или полное безрыбье наступило? Смотреть эту муть с претензиями -все равно что внимательно всматриваться в работу лопастей крутящегося вентилятора [URL: http://www.tanyant.livejournal. com/#entry _76078.html].
В.И. Карасик в своей работе "Язык социального статуса" проводит классификацию пейоративной лексики, характеризующей человека [12]. По определению A.A. Леонтьева, с соавторами, "инвективную лексику и фразеологию составляют слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценке оскорбление личности адресата, интенцию говорящего/пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата своей речи, обычно сопровождаемую намерением сделать это в как можно более уничижительной, резкой, грубой или циничной форме" [13].
В исследованиях российских лингвистов, например, в работах К.Е. Изард, A.X. Михальской, Л.М. Семенюк, К.Ф. Седова, И.А. Фурманова, часто встречаются понятия "вербальная агрессия" и "речевая агрессия".
По мнению А. Басе, агрессией является реакция по отношению к определенным субъектам, высказывание "содержащее стимулы, способные причинить вред другому существу", а враждебность определяется автором как "скрытно-вербальная реакция, которой
сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий" [14]. Феномен вербальной агрессии А. Басе определяет следующим образом: "вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань) [15].
В отечественной лингвистике (Я. Рей-ковский, В.И. Жельвис, А.К. Михальская) различаются феномены агрессивной речевой деятельности и агрессивного речевого поведения. Большинством ученых определяется, что целью агрессивного речевого поведения является психологическая разрядка и снятие отрицательных эмоций, а агрессивная речевая деятельность направлена удовлетворение более долгосрочных и многочисленных потребностей автора сообщения и является более устойчивым феноменом.
Теория деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев) рассматривает речевую агрессию как средство специфической трансформации внешних психических процессов в ответ на поступающие раздражения во внутренние когнитивные процессы, затрагивающие речемыслительную деятельность, так как "важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь" [8, с. 159]. Таким образом, речевая агрессия является трансформацией, интериоризацией материальной, реальной агрессии. Следовательно, речевая агрессия формируется как рефлексами, наблюдаемыми во всем животном мире, так и на основе высшей психической деятельности, характеризующей только человека: "Речевые реакции, являясь сложной нервно-психической деятельностью, опираются на интеллектуальные процессы и на прежний жизненный опыт ... построенный по форме рефлекса" [16].
Исследование субъективной модальности с точки зрения ее имплицитного содержания представляет особый интерес для лингвистов, так как такое исследование дает возможность максимально выявить весь спектр значений субъективной модальности. Так, согласно исследованиям М.В. Никитина, "реальное содержание речи оказывается богаче кодифицированных эксплицитно выраженных в ней знаковых значений" [17, с. 625]. Импликативный способ высказывания используется для привлечения внимания, более мягкого формулирования намерения и
наоборот, для контрастного выделения силы высказывания, а также для маркирования форм уважения и вежливости, для эфемиза-ции отрицательного значения высказывания или выражения отрицательной оценки. Следовательно, имплицитные средства выражения субъективной модальности и, в частности, значений отрицательной оценки субъективной модальности используются по ряду различных оснований.
Исследование феномена интернет-комментария показывает, что имплицитность является часто встречающимся свойством сообщения с включенным отрицательным значением, целью воздействия которого является попытка изменения оценочных установок автора такого комментария.
Значения отрицательной оценочности интернет-комментария как вид агрессивной речевой деятельности вызываются рядом комплексных мотивов и побуждений; отличаются многообразием проявлений и направлены на реализацию различных целей. Однако, как правило, данные цели можно обобщить на уровне достижения самореализации, самоутверждения и самозащиты.
Исследуя речевые средства выражения агрессивного речевого воздействия, негативной оценочности, М.Л. Степко дает наиболее общее и, на наш взгляд, адекватное в контексте исследования интернет-комментария определение вербальной агрессии: "Вербальная агрессия - это намеренное речевое выражение негативных эмоций, обладающее инвективным прагматическим значением, произносимое с намерением причинить моральный вред адресату или вызвать его ответную реакцию" [18].
Интернет-комментарий является средой, в которой комментирующий имеет возможность выразить свое отрицательной отношение или оценку содержания поста, того или иного общественного явления, ограниченную лишь деятельностью модератора, который удаляет особо выраженные табуированные элементы инвективных высказываний.
Проведенный анализ высказываний с отрицательной модальной оценочностью позволяет заключить, что интернет-комментарии, содержащие значения отрицательной оценки, могут транслировать их как имплицитно, так и явно, передавая личностные особенности и остроту реакции автора комментария.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеремет А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004. 25 с.
2. Цит. по: Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов / Отв. ред. Б.Ю. Го -родецкий. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. С. 130-150.
3. Searle J.R. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge (Mass.), 1983. 288 p. P. 153.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с. С. 44.
5. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Изб. труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 53-87.
6. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2010. 352 с.
7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 308 с. С. 161.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 304 с.
9. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 552 с. С. 86; 299-300.
10. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 455-456.
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, Наука. 1998. 496 с. С. 9.
12. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.-Волгоград: Перемена; ИЯ РАН, 1992. 330 с. С. 235-267.
13. Леонтьев А.А., Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Сорокин Ю.А. Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в тексах права и средств массовой информации. М.: Фонд защиты гласности, 1997. 128 с. С. 7.
14. Цит. по: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1999. 352 с. С. 61.
15. Цит. по: Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков. М.: АПН СССР, 1991. 23 с. С. 7.
16. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 408 с. С. 10.
17. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики: Учебное пособие к курсам языкознания, лексикологии и теоретической грамматики. СПб.: Научный центр проблем диалога, 1997. 760 с. С. 625.
18. Степко М.Л. Речевые средства выражения инвективных смыслов в жанре комментария публицистического дискурса (на материале современного английского языка): Дис. . канд. филол. наук. Майкоп, 2008. 195 с. С. 23.
12 мая 2011 г.