Научная статья на тему 'Блог-рецензия как жанровая разновидность гипержанра блога'

Блог-рецензия как жанровая разновидность гипержанра блога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4857
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ИНТЕРНЕТ / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочеткова М.О.

В статье исследуется речевой жанр блога как особый тип высказывания, сформированный, с одной стороны, интенцией индивидуально-личностной сублимации, с другой техническими возможностями интернет-пространства как сферы общения. Учитывается влияние социокультурных факторов на специфику развития речевого жанра блога в отечественном интернет-контенте, которое и является основной причиной динамики развития жанра. Выявленная специфика исследуется на примере медийного жанра рецензии, активно реализующегося в формате блога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOG-REVIEW AS GENRE VARIATION OF HIPER-GENRE OF THE BLOG

In this article the speech genre of the blog is investigated. Speech genre “blog” is a special type of utterance which is formed, on the one hand, by the intention of individual personal sublimation, on the other hand, by the technical capabilities of the Internet space as a sphere of communication. The influence of sociocultural factors on the specific character of the speech genre of the blog development in the Russian Internet content is taken into account, as it is the main cause of the genre development dynamics. The revealed specificity is studied on the example of the media genre of review, which is actively implemented in the blog format.

Текст научной работы на тему «Блог-рецензия как жанровая разновидность гипержанра блога»

УДК 81.42

блог-рецензия как жанровая разновидность гипержанра блога

В статье исследуется речевой жанр блога как особый тип высказывания, сформированный, с одной стороны, интенцией индивидуально-личностной сублимации, с другой - техническими возможностями интернет-пространства как сферы общения. Учитывается влияние социокультурных факторов на специфику развития речевого жанра блога в отечественном интернет-контенте, которое и является основной причиной динамики развития жанра. Выявленная специфика исследуется на примере медийного жанра рецензии, активно реализующегося в формате блога.

Ключевые слова: блогосфера, речевой жанр, Интернет, медийный дискурс, социолингвистика.

Сегодня ввиду особой популярности интернет-общения стоит отдельно обратить внимание на речевой жанр (далее - РЖ) блога - особый тип высказывания, сформированный, с одной стороны, интенцией индивидуально-личностной сублимации, а с другой - коммуникативными возможностями интернет-пространства как специфической сферы общения (где особую роль играют ее технические возможности).

В структуре интернет-общения блоги занимают особое место, формируя специфический дискурс. Рассматривая РЖ с позиций дискурс-анализа как тип реализации дискурсивных правил, исследователи определяют блог как дискурсообразующий жанр блогосферы [1, с. 215]. Анализируя блог как жанр интернет-коммуникации, ученые указывают на его дневниковую природу, определяя «классический» дневник как жанровую модель, легшую в основу его формирования (см. работы А. А. Алексеева, Я. А. Бар-дашевича, И. В. Пожидаевой и др.). Попадая в интернет-пространство, дневник преобразуется в блог как РЖ дискурса блогосферы.

Цель данной статьи - на примере блога-рецензии как жанровой разновидности блога проанализировать результаты развития блога как жанра интернет-коммуникации в его обусловленности социокультурными факторами. К анализу привлечен материал, полученный в результате выборки блогов согласно рейтингу «Яндекс. Блоги». Временные рамки исследуемого материала (свыше 3000 блогов, из которых подробно проанализировано более 500) - 2000-2014 гг.

В настоящем исследовании мы рассматриваем блог как жанр интернет-коммуникации, возникший на основании трансформации жанровой модели «классического» дневника, определяемого как «систематическая, последовательная запись происходящих событий с центральной фигурой самого автора текста, осуществляемая для понимания и запечатления личности в системе переживаемых

M. O. KonemHoea M. O. Kochetkova

BLoG-REViEW As Genre VARiATioN

of hiper-genre of the blog

In this article the speech genre of the blog is investigated. Speech genre "blog" is a special type of utterance which is formed, on the one hand, by the intention of individual personal sublimation, on the other hand, by the technical capabilities of the Internet space as a sphere of communication. The influence of sociocultural factors on the specific character of the speech genre of the blog development in the Russian Internet content is taken into account, as it is the main cause of the genre development dynamics. The revealed specificity is studied on the example of the media genre of review, which is actively implemented in the blog format.

Key words: blogosphere, speech genre, Internet, media discourse, Sociolinguistics.

ею событий, с точным указанием даты происходящего и заведомо двойственной адресацией» [2, с. 49]. В процессе развития блогосферы, подчиняясь требованиям социальной динамики, блог оформляется как гипержанр (сверхсложное жанровое макрообразование, объединяющее в своем составе несколько жанров [3, с. 33]), распределяющий конкретные жанровые формы в его рамках в соответствии с дифференцирующимися функциями блогосферы как социокультурной среды.

Сегодня в структуру интенциональных установок блога входит не только индивидуально-личностная сублимация, представленная публично и направленная на множественную ответную реакцию, но и оперативное распространение информации, организация массовых событий (митингов, кампаний по сбору средств и под.), а также привлечение внимания к социально значимым проблемам. Все это делает блогосферу источником и инструментом общественного воздействия. За счет особой технически обеспеченной мобильности (технический фактор), личностной окрашенности информации (психологический фактор), отсутствия институциональной цензуры (социальный фактор) блогосфера в значительной степени «отнимает» у СМИ функцию контроля информационной повестки дня, формируя феномен «гражданской журналистики» (participatory journalism, citizen journalism).

Таким образом, с одной стороны, блог-платформа осознается как удобная площадка для реализации медийных установок, с другой - начинает активно использовать социально значимую информацию в качестве средства повышения блоговой популярности.

Изменения, происходящие в гипержанре блога, происходят под воздействием социума как внешней по отношению к жанру среды. К числу подобных изменений относятся: 1) расширение круга пользователей блогосферы; 2) появление новых (с точки зрения интерфейса) платформ, которые «перераспределяют» функции блога

между сервисами; 3) актуализация социально значимых тем.

На современном этапе гипержанр блога существует в ряде достаточно отчетливо дифференцированных форм. Наряду с блогом-дневником, занимающим в современной блогосфере уже не ведущие позиции, в рамках гипержанра блога можно выделить РЖ, возникновение которых является результатом влияния медийных интенций, отработанной формой представления которых являются различные жанры СМИ. Адаптация жанровых моделей СМИ под блоговый формат приводит к возникновению в структуре гипержанра блога жанров блога-статьи, блога-рецензии, блога-комментария и др. Дневниковая основа при этом сохраняется и активно используется в медийных целях.

В интернет-пространстве функции и выразительно-изобразительные средства языка, образующие жанры СМИ, сохраняются и обогащаются благодаря появлению гипертекстовых возможностей. Реализуясь в новом, гибридном, жанре, жанры СМИ на правах суперстрата транслируют свои признаки в медийно трансформированный жанр интернет-дневника. Помимо этого, адаптация жанров СМИ определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

Большинство личных блогов посвящено отображению событий личной жизни автора, его переживаний или размышлений. Такие блоги отличает высокая степень свободы в выборе тематики и формы представления записей. Возможен также вариант «обратной связи» (читатель может оставить свои пометки в системе комментариев).

Обозначенные трансформации жанра рассмотрим на материале одного из самых популярных журналистских жанров в блогах - блога-рецензии, так как именно для этого медийного жанра формат блога оказался наиболее удобным.

Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Отличие рецензии от других жанров СМИ состоит прежде всего в том, что ее предметом выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т. п., а информационные явления: книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи [4, с. 11].

Рецензия относится к оценочным жанрам, цель которых «изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей» [5, с. 92].

Специфика жанра рецензии в том, что предметом анализа в ней является отраженная действительность, т. е. вторичная реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях искусства, науки, публицистики и т. п., поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении.

РЖ рецензии характеризуют оценочность, аргумента-тивность, индивидуальность, полиадресность, реактив-

ность, аналитичность, нежесткая структурированность. Все указанные признаки органично вписываются в жанровую форму блога, где к этим характеристикам добавляется еще личностность характера общения, возможность ответной реакции, стилистическая гибридность.

Рассмотрим блог-рецензию как особый жанр в рамках гипержанра блога на конкретном примере блоговой записи. На основании модели Т. В. Шмелевой [5] проанализируем признаки жанра рецензии, отмечая, какие признаки были восприняты.

^впа1тапка) Наконец-то! 24 мар, 2011 at 10:57 РМ

Создатели Хауса меня наконец-то порадовали. Они мыслят оригинальнее, чем я - никто не стал геем и не умер. Но драйва добавилось. Если кто еще не видел 17 серию, лучше дальше не читайте, пока не просмотрите - лишитесь удовольствия. Я смотрела в украинской озвучке, не дожидаясь Лостфильма. Итак, Хауса решили женить. Естественно, «понарошку», Кадди назло. Причем авторы сериала соблюдают этическую политкорректность - он хоть и женится на проститутке (конечно, русской, какой же еще!), но спать с ней не будет. Он все-таки хороший. Ну, а тема с бомжом-маньяком вообще гениальна! Такого в «Докторе Хаусе» еще не было, согласитесь! Постебались режиссеры по полной программе: после всех этих обычных уси-пуси: «я изменюсь и стану доктором», «у Бога есть для меня особый план» - такая развязка! Плюс очень черный юмор по поводу вреда для организма каннибала вегетарианской диеты. Единственное, меня смутили в фильме два момента. Первый - как Хаусу удалось обстряпать свою женитьбу так быстро - за один день? Я думала, у них скоропалительные свадьбы возможны лишь в Лас-Вегасе. Второй момент - почему они вообще лечили этого бомжа? У него ведь не было страховки? В сериале, кажется, это никак не объясняется. Или я что-то упустила?

Рецензия, совмещая в себе признаки информационных и аналитических жанров, имеет ярко выраженную оценочность. Соотношение аналитического и информационного, объективного и субъективного, зависящее от намерения автора, может быть разным.

Как правило, рецензия рассматривает конкретное произведение, сборник и т. п., только что вышедшие из печати, - она представляет читателю новинки. Это сближает рецензию с другими информационными жанрами, например с аннотацией. Но задача рецензента, как подчеркивают многие исследователи [6, с. 57], не только представление, но прежде всего оценка целого явления, по возможности всесторонняя. Никакой другой жанр критики не ставит перед собой подобной цели.

Цель рецензии как РЖ - оценочно-информационная, коммуникативная установка - убеждение, воздействие на адресата (читателя и автора произведения). Данная цель сохраняется и в блоге-рецензии и реализуется даже при отрицательном мнении автора. Но всё же классическая рецензия - жанр более официальный (этикетно-офици-альный). В блоге-рецензии «дневниковость» сопротивляется официальности, не позволяет ей занять главенствующее положение.

Образ автора рецензии иногда «скрывается» за местоимением мы и глаголами совместного действия, но тем не менее это автор индивидуальный. Он представляется как лицо, имеющее право на оценку чужого труда, так как обладает высоким уровнем профессиональной компетенции; успешное общение журналиста-рецензента и читателя зависит в первую очередь от авторитетности критика в определённой области знаний.

В блогах-рецензиях выделяется Я-образ, которому свойствен разговорный стиль, неприемлемый в официальных печатных рецензиях: Они мыслят оригинальнее, чем я // Я думала, у них скоропалительные свадьбы возможны лишь в Лас-Вегасе.

Рецензия - жанр полиадресный. Адресатом является и читатель, и автор-писатель. В связи с этим рецензенту приходится учитывать различные интересы адресатов. Читатель обращается к рецензии для того, чтобы сориентироваться среди новинок, сопоставить свое восприятие со взглядами критика, разъяснить для себя непонятные моменты. Автор же произведения интересуется профессиональным откликом на свое творчество, соотносит свой замысел с успешностью его воплощения, ищет пути для дальнейшего совершенствования мастерства. Таким образом, рецензент по отношению к читателю выполняет функцию направляющую, рекомендательную, а по отношению к автору - оценивающую, дидактическую.

В блогах-рецензиях ввиду их неформальности становится более очевидным неравноправие коммуникативных позиций: автор господствует, занимая активную позицию, - роль адресата при этом почти исключительно пассивна, от него требуется лишь получить переданную информацию, а также факультативно оценить по шкале «полезно» - «не полезно» (Если кто еще не видел 17 серию, лучше дальше не читайте, пока не просмотрите - лишитесь удовольствия).

Существен также фактор образа прошлого - встречи автора с оцениваемым произведением, вызвавшем сильные положительные или отрицательные эмоции (Создатели Хауса меня наконец-то порадовали // драйва добавилось). Образ прошлого проявляется и в характеристике обстоятельств этой встречи (Я смотрела в украинской оз-вучке, не дожидаясь Лостфильма), а также в постоянных отсылках к содержанию произведения, сопровождаемых нехарактерным для исходного жанра СМИ самоанализом (В сериале, кажется, это никак не объясняется. Или я что-то упустила?). Также этот образ может акцентироваться благодаря переносу в название поста или в связи с «облаком» тегов.

Образ будущего проступает в ориентировке аудитории на обращение к произведению, которая в блоге-ре-цензии приобретает личностно-ориентированный характер (лучше дальше не читайте, пока не просмотрите).

Как и в остальных блоговых жанрах, в блогах-рецен-зиях образ будущего представлен прежде всего системой комментариев. Для привлечения читателя и вызова отклика в конце поста автор часто задает вопросы - иногда риторические, иногда инициирующие диалог (В сериале, кажется, это никак не объясняется. Или я что-то упустила?).

Обращаясь к диктумной составляющей, заметим, что рецензия, как правило, состоит из нескольких частей. Первая - пересказ содержания. Далее следует эмоциональный блок, который тесно связан с оценочным. Далее - авторская трактовка этого произведения с точки зрения его картины мира - под ней понимаются те абстрактные мысли и рассуждения, на которые наводит автора отзыва данное произведение. Завершает рецензию «тестовая оценка», где автор имеет возможность оценит увиденное / услышанное / прочитанное по десятибалльной шкале.

В примере текста блога-рецензии жанровые признаки рецензии как медийного жанра проникают в структуру формы электронного дневника, способствуя представлению оценки значимого для автора произведения с ориентацией на отклик в виде комментария в личностно-ориен-тированной дневниковой форме.

Автор ориентируется на некоего обобщенного адресата: это влечет за собой использование в тексте различных модусных маркеров. Например, для того чтобы подать себя как профессионала, автор может использовать форму первого лица, наиболее актуализирующую его образ; характерно здесь и употребление личных и притяжательных местоимений (На меня фильм произвел исключительно положительное впечатление, наверное, вспомнились свои молодые годы, годы терзаний, желаний и переживаний).

Оценочный компонент может быть выражен эксплицитно или имплицитно. Для этого serialmanka приводит сюжет серии, снабжая его собственными комментариями (уси-пуси // Постебались режиссеры по полной программе // Ну, а тема с бомжом-маньяком вообще гениальна!). Также автор снабжает текст ироническими комментариями, которые реализуют оценку, но противоречат предписанной жанрам СМИ этикетности: ...конечно, русской, какой же еще! // Он все-таки хороший. При этом объект оценки, заданный жанром рецензии (анализируемое произведение), расширяется - в оценку вовлекается и личностная характеристика образов персонажей.

Таким образом, на примере жанра блога-рецензии мы можем наблюдать, что блог как дискурсообразующий гипержанр блогосферы трансформируется, реализуясь в современной блогосфере в целом ряде жанровых форм (одной из которых является исследуемый жанр). Наряду с блогом-дневником - как исходной жанровой формой, возникшей у истоков формирования интернет-блог-пространства, - активно функционируют жанры, воспринявшие признаки жанров СМИ. Воплощаясь в гипержанре блога, жанры СМИ реализуются в формате своего рода журналистского дневника, в котором намного свободнее, чем в рецензии «классической», представлена точка зрения пишущего. Благодаря дневниковым установкам, рецензия теряет свою институциональность, сохраняя авторскую журналистскую интенцию, которая и определяет специфику нового появившегося жанра.

1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.

2. Харченко В. К. Дневник как жанр в аспекте лингвоат-трактивистики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12(83). Вып. 6. С. 49-55.

3. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 7-38.

4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.

УДК 81.42

функционирование инвективы в текстах отечественной рок-музыки

В статье кратко рассмотрены основные точки зрения на такие понятия, как «вербальная агрессия» и «инвектива», обозначены предпосылки появления инвектив и других явлений, в которых проявляется текстуальная агрессия, в рок-музыке, а также описаны возможные модели и особенности, связанные с формальной отнесенностью текстов музыкальных произведений к лирическим произведениям. Статья снабжена примерами ситуаций употребления инвектив в текстах различных по функции, стилистике, грамматике и другим признакам и дает краткий обзор картины неоднородности данного явления.

Ключевые слова: вербальная агрессия, инвектива, оскорбление, обсценная лексика, рок-музыка.

5. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.

6. Риторические основы журналистики / З. С. Смелко-ва, Л. В. Ассуирова, М. Р. Саввова и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 320 с.

© Кочеткова М. О., 2014

А. И. Михайлова A. I. Mikhaylova

FuNcTioNiNG oF INVEcTIVE

iN the Russian rock music lyrics

In the article the general views on such notions as verbal aggression and invective (as well as their connection) are presented, the premises of invectives appearing and other phenomena, in which textual aggression can be expressed, in rock music are given. Also, possible specific models and peculiarities that are connected with formal attribution of lyrics to lyric works are described. The article is provided with examples of the invectives usage that differ in function, stylistics, grammar and other characteristics, and gives a short overview of heterogeneity of this phenomenon.

Key words: verbal aggression, invective, insult, obscene vocabulary, rock music.

Сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда всевозможные проявления языковой агрессии перебираются из сферы личного, как правило, конфликтного общения, в сферу массовой коммуникации и культуры. Средоточием вариантов проявления речевой агрессии становятся многие художественные тексты: от театральных пьес и выполненных на их основе киносценариев до стихотворений, впоследствии становящихся текстами музыкальных произведений. Исследователи озабочены тем фактом, что в современном обществе изменилось отношение к вербальной агрессии: она стала регулярно осознаваться скорее как норма, нежели как отклонение. Говоря об этом, лингвисты и социологи отмечают тенденцию к «общей агрессивности» языка. Так, пожалуй, чаще других сфер культурной жизни общества современная рок-музыка регулярно становится причиной недовольств и предметом негативных высказываний ввиду своей агрессивности. При анализе текстуального компонента большинства рок-композиций можно убедиться в том, что они действительно весьма насыщены всевозможными агрессивными элементами, в частности, на уровне лексики.

Следует отметить, что языковая агрессия как таковая определяется филологами по-разному: данным термином называют различные проявления общей агрессивности на уровне речи - от конкретно лексического наполнения

текста до общей фоносемантической и интонационной агрессивности высказываний. Следуя за рассуждениями исследователя В. И. Жельвиса, можно сказать, что вербальная агрессия есть инвективное действие, возникшее на почве преобразования посыла сознания индивидуума к агрессивному поступку [1]. При этом языковая агрессия отождествляется с инвективой в широком смысле слова.

В широком смысле инвектива определяется как речевое явление (событие): словесная атака, нападки, далеко не всегда выраженные в форме собственно брани, но так или иначе реализующие агрессивный посыл автора высказывания [2, с. 132]. В современном языкознании одни исследователи говорят о том, что инвектива является одним из видов вербальной агрессии, а другие, что акт вербальной агрессии есть один из видов инвективы. Второе утверждение весьма сомнительно, так как не допускает возможности реализации агрессивности на других уровнях языка, кроме лексики, соответственно, исключает вербальную агрессию на уровне семантики высказывания. В контексте данной статьи следует рассматривать инвективу как оскорбление, т. е. придерживаемся узкого подхода в понимании исследуемого феномена. В центре нашего внимания - существительные, дающие «обидное наименование» того или иного лица или предмета, резкое осмеяние, слово, основанное на выделении отрицатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.