Научная статья на тему 'Отражение закономерностей духовной жизни общества'

Отражение закономерностей духовной жизни общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — М. А. Магомадов

В статье обоснована идея о том, что духовная жизнь развивается по своим собственным законам. Рассмотрены следующие закономерные связи: взаимосвязь и взаимообусловленность материальной и духовной жизни общества, связи различных форм и уровней духовной жизни, закон преемственности в ее развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULARITIES OF SPIRITUAL LIFE OF A SOCIETY

The idea that spiritual life develops under own lows is grounded. The following regular relations are considered: interrelation and interdependence of a material and spiritual life of a society, the relation of various forms and levels of a spiritual life, law of continuity in its development.

Текст научной работы на тему «Отражение закономерностей духовной жизни общества»

ОТРАЖЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДУХОВНОЙ

ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

М.А. Магомадов

THE REGULARITIES OF SPIRITUAL LIFE OF A SOCIETY

Magomadov M.A.

The idea that spiritual life develops under own lows is grounded. The following regular relations are considered: interrelation and interdependence of a material and spiritual life of a society, the relation of various forms and levels of a spiritual life, law of continuity in its development.

В статье обоснована идея о том, что духовная жизнь развивается по своим собственным законам. Рассмотреныi следующие закономерные связи: взаимосвязь и взаимообусловленность материальной и духовной жизни общества, связи различных форм и уровней духовной жизни, закон преемственности в ее развитии.

Реформирование современного российского общества определило новые задачи и направления в развитии духовной жизни, всех ее подсистем. Социально-экономический кризис в России привел к сокращению числа библиотек, закрылись многие кинотеатры, музеи и т.д. Происходит массовый отток зрителя из театров и кинотеатров, что приводит к снижению уровня духовности.

Материальное производство общества является не просто ведущей силой духовной жизни - духовная жизнь существует благодаря материальной жизни, посредством ее. Например, невозможно представить себе современное искусство без материальной базы, где создаются, репродуктируются эстетические ценности. Подобным образом обстоят дела в сфере науки. В этой связи следует отметить, что в России траты на науку составляют 0,5% ВВП, в то время как в США, Японии, Англии, Франции 30-45% расходов на науку осуществляется за счет государства. В этой связи следует подчеркнуть, что снижение ассигнований в России привело к уменьшению образцов новых типов машин, оборудования, приборов с 3474 в 1981 - 1985 гг. до 1089 - 1995 гг., освоения промышленных образцов новой техники с 2040 в 1990 г. до 1099 в 1995 г. (1).

Духовная жизнь зависит от конкретно-исторических условий. Например, в России после октября 1917 г. материальное производство (а именно его потребность в квалифицированных кадрах) привело к созданию рабфаков, где готовили кадры рабочей ин-

УДК 130.3

Магомадов М.А.

«Отражение закономерностей духовной жизни общества»

теллигенции. В настоящее время современное производство выдвинуло задачу компьютерной грамотности, знания основ бухучета, юридических законов и т.п., не говоря о том, какие сложнейшие проблемы выдвигает современное производство перед наукой.

Взаимосвязь материальной и духовной жизни обусловлена общим связующим звеном - человеком, ибо он является субъектом и материальной, и духовной жизни, а также он с его сознанием, потребностями, способностями выступает субъектом и физического, и умственного труда. Эффективность деятельности человека в сфере материального производства зависит от его знаний, умений и навыков.

Зависимость духовной жизни от материальной не является абсолютной. Об этом свидетельствует относительная самостоятельность разумных форм общественного сознания (2). Многие явления в нравственной, эстетической, научной и других сферах невозможно объяснить только из материальной жизни. Так, например, клонирование живых организмов или дорогостоящие программы космических исследований не обусловлены насущными материальными потребностями человеческого общества.

Уже только один этот пример свидетельствует о том, что духовной жизни свойственны свои особенности развития. Следует подчеркнуть, что идеи, теории могут развиваться по своим собственным внутренним законам.

Относительная самостоятельность в развитии духовной жизни обусловливает несоответствие между экономическим развитием общества и развитием искусства, отдельные периоды которого отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а, следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Законом самостоятельного развития духовной жизни является ее развитие на своей собственной (внутренней) основе. Марксизм показал это на примере анализа особенностей идеологии. Говоря об особенностях идеологии одного из элементов духовной жизни, К. Маркс писал: «Раз возникнув, вся-

кая идеология развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке. Иначе она была бы идеологией, то есть не имела бы дела с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают независимым развитием и подчиняются только своим собственным законам» (3).

Одной из общедиалектических закономерностей развития духовной жизни на собственной основе является преемственность ее развития.

Развитие духовной жизни происходит не на пустом месте, а на основе отрицания старого новым, где новое сохраняет от старого все то,что соответствует интересам нового общества.

Следует подчеркнуть, что преемственность зависит от конкретных исторических условий. Из истории общества известно, что господствующие классы в момент становления общества заимствуют передовые, прогрессивные элементы прошлой духовной жизни, а в период упадка опираются на реакционные идеи (проявлением этого процесса в современную эпоху, например, является усиление интереса к мистике, появление у части общества интереса к фашистской, монархической идеологии). Заметим, что каждый господствующий класс, исходя из своих целей и интересов, определяет те духовные ценности, которые он заимствует из прошлого.

Вначале преемственность осуществлялась в устной форме, а затем идеи, опыт стали передаваться от поколения к поколению в основном в письменной форме. Преемственность опыта приобретала характер самостоятельного существования. Сейчас в условиях обновления общества кино, телевидение, электроника способствует повышению преемственности духовной жизни, так как значительно увеличиваются возможности сохранения и передачи духовных достижений. Но все же и в данный период политический интерес играет определяющую роль в преемственности. Например, это можно обнаружить, сравнив учебники по истории России советского и современного периодов.

Преемственность - это закономерность действующая в материальной и духовной жизни общества (4). Все знания, весь опыт человечества передается от поколения к поколению с помощью языка, а перенимается то, что считается значительным для настоящего времени. В данном случае велика роль семьи, так как в ней этот процесс осуществляется непосредственно, ненавязчиво, изо дня в день. В преемственности формируются установки на выбор тех или иных духовных ценностей, потребностей и т.д.

В процессе действия закона преемственности новое поколение, вступающее в жизнь, воспринимает не только существующие (унаследованные) отношения, но и систему ценностей, которая подлежит переоценке, переосмыслению, в результате что-то будет принято, а что-то отвергнуто, и этот процесс непрерывен.

Наряду с преемственностью другой закономерностью является стремление господствующих классов влиять на духовную жизнь. Как правило, они не желают отказываться от власти, поэтому поддерживают те элементы и то их содержание, которое служит воспроизводству системы.

Следующей закономерностью духовной жизни общества является взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее структурных элементов.

В этой связи отметим, что существует связь между различными формами общественного сознания (взаимосвязь политического и нравственного сознания, правосознания и нравственности, политической идеологии и искусства, и т.д.)

Наряду с указанными закономерностями существует и такая закономерность, как взаимосвязь между собой всех других структурных элементов духовной деятельности, в частности потребление и производство духовных ценностей. Заметим, что последние не существуют друг без друга. Вследствие этого на качественно новой ступени происходит воспроизводство того и другого вида деятельности. Известно, что «без потребности нет производства». Задача духовного производства состоит в познании законов социума, в развитии творческих по-

требностей человека, в удовлетворении его растущих способностей. В данном процессе выражается закон возвышения потребностей, но в специфической форме.

А сейчас проанализируем взаимосвязь и взаимовлияние отдельных элементов различных видов сознания. В развитии духовной жизни проявилась ведущая роль политического сознания по отношению ко всем структурным элементам духовной жизни.

Политическое сознание (политическая теория) активно воздействует не только на другие формы общественного сознания, но и на экономику (речь «об известном первенстве политики перед экономикой»), что многократно подтверждала история и в прошлом, и в настоящее время, когда, например, Запад во время проведения Россией рыночных реформ влияет и на предоставление России денежных кредитов, и на ограничение возможности продвижения российских товаров на западные рынки.

В современную эпоху невозможно создать деполитизированный мир, хотя существуют попытки отрицать значение политики. В условиях реформирования российского общества существуют множества различных политических концепций: анархистских, леворадикальных, монархических, религиозных, - развивается концепция «плюрализма» идей и партий и др.

Все это свидетельствует о том, что пока о деидеологизации и деполитизации (что провозглашают и к чему призывают отдельные деятели) в действительности не может быть и речи. Для того чтобы убедиться в этом, можно сравнить цели коммунистической и монархической (которая стремится вернуть к власти представителей династии Романовых), партий посмотреть на существование материалистического и религиозного мировоззрения и т.д. И станет ясно, что отказ от политики преждевременен, она все ещё занимает много места в духовной жизни общества.

Политика неразрывно связана также и с нравственной сферой духовной жизни. Одни ученые пытаются доказать независимость нравственности от политики, другие полностью подчиняют нравственность по-

Магомадов М.А.

«Отражение закономерностей духовной жизни общества»

литике, а третьи вообще отрицают специфику нравственности. На самом же деле, безусловно, политика активно влияет на нравственную сферу (5). В исследовании этой проблемы проявились три позиции: морализация власти; четкое размежевание власти и политики; активное воздействие политической сферы на нравственную. В этой связи заметим, что ряд авторов пытается подчеркнуть приоритет политики по отношению к этике.

Так, например, Макиавелли считает «доброй» ложь в политике, нарушение договоров, а не их соблюдение. По его мнению, моральная оценка не обязательна для политиков. Говоря о морали и праве, Макиавелли пишет: «Государственная власть должна иметь мужество в каждом необходимом случае, где компрометируется существование целого, действовать совершенно тиранически» (6).

Разумеется, тирания заслуживает жесткого осуждения, но при этом невольно обращаешься к современной России, к сепаратистским тенденциям, и думается, что государство может применить не жестокость, а жесткость, ибо жестокость и жесткость не одно и то же.

В этой связи следует отметить, что политика влияет на становление нравственных чувств (патриотизм, коллективизм, гражданственность и др.), взгляды о нравственном и безнравственном, принципы поведения, а также моральные ценности, цели и идеалы.

Политическая идеология оказывает влияние и на религию. В настоящее время это признается самими церковными деятелями. Говоря об этом, Папа Павел VI пишет: «Мысль, культура, сознание человечества коренным образом меняется как научным, техническим и социальным прогрессом, так и течениями философской и политической мысли, охватывающими и пронизывающими его. Все это подобно водам морским, сотрясает церковь. Климат светского мира оказывает сильное влияние на умы, вверяющие себя церкви...» (7).

Следует подчеркнуть, что российские философы давно обратили внимание на

связь политики, религии и нравственности. «Христианский принцип обязанности, - пишет В.С. Соловьев, - или нравственного служения, есть единственно состоятельный... или совершенный принцип политической деятельности»(8).

Активное стремление российской церкви принимать участие в политической жизни проявляется в том, что она старается реагировать на животрепещущие вопросы. Все религиозные конфессии в России пытаются внести свою лепту в мирное разрешение конфликтов. Заметим, что принятое на межконфессиальной конференции 1994 года воззвание призывало государственные органы и народы наших стран прекратить - в том числе через разумные уступки и компромисс все братоубийственные брани на территории СНГ. «Мы просим всех, кто вовлечен в конфликтные ситуации решать их только путем диалога... Необходимо, чтобы каждый член общества осознал свой долг с любовью и уважением относиться к людям иных национальностей, социальных групп, культур, вероисповедания и политических взглядов...» (9).

Особое влияние оказывает политическая идеология на искусство. В период обновления общества (вследствие развития средств массовой коммуникации, компьютеризации, развития системы Internet) границы воспитательного воздействия искусства значительно расширились: оно формирует не только эстетический вкус, но и определенные взгляды, политические установки того или иного класса или социальной группы.

В этом отношении проведен анализ воззрения на сущность искусства в современную эпоху, на взаимосвязь его с политикой. В настоящее время получило широкое распространение представление о решающей зависимости искусства современной эпохи от индустриально зависимых производственных факторов, о едином «современном искусстве», недифференцированном совершенном стиле.

Ряд авторов стремится исказить сущность современной эпохи, оценивая ее как «время всеобщего презрения к искусству». По их мнению, мир будущего - это мир ма-

шинизированных людей и мыслей, в этом мире будет больше тревог и меньше радостей, угаснет всякое художественное творчество. Например, сторонники экзистенцио-нализма говорят об отказе от всякой идеологии, о достижении ими в своем творчестве высшей степени объективности.

«...Убеждение, - пишет Б. Данем, - что искусство и политика несовместимы, имеет свое социальное назначение. Оно прежде всего направлено на то, чтобы вынудить к молчанию и обезоружить. Общеизвестно, что идеи, перенесенные в эмоциональную сферу эстетического опыта, мощно действует на сознание... Пламя, зажженное ложью, приобретает уничтожающую силу. Появление произведений, подобных «Хижине дяди Тома», может предвещать гражданскую войну» (10).

В настоящее время обновление всех сторон общества не могло не отразиться и на искусстве. Сейчас велико стремление подчинить искусство, «заставить» его формировать духовный мир человека в заданном направлении. Проблема развития мирового искусства в период жесткой конфронтации между двумя системами изобилует огромным количеством примеров идеологизации и искусства.

Религия также тесно связана с искусством, более того, некоторые его виды органично вошли в религиозную деятельность, которую без них трудно представить. К ним относятся: духовная музыка, духовное пение, иконопись, живопись в целом. Известно, что в росписи Храма Христа Спасителя принимали участие многие русские худож-

ники, в том числе В.И. Суриков, Врубель, сейчас восстановленный храм расписывают современные известные художники, в том числе и Ярославские во главе с Мухиным. Все это обусловлено спецификой влияния искусства на духовный мир человека, его обращенностью к эмоциям.

Таким образом, говоря о проблеме познания духовной жизни и возможности управлять духовными процессами, можно заключить, что существуют процессы, закономерности которых, подтверждены практикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник Российской академии наук. - 1997.

- Т. 67. - № 12. - С. 164.

2. Рачков П.А. Общественное сознание. - М., 2002. - С.95.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., - Т. 12. - С. 313.

4. Шулевский Н.Б. Философия как книга объективного знания. - М., 2000. - С. 7,14.

5. Рачков П.А. Общественное сознание. - М., 2002. - С. 105.

6. Макиавелли Н. Государь. - М., 1998. - С. 3

7. Павел VI. Культура и религия. - М., 1999. -С. 85.

8. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. - Т.1. -С. 271.

9. Наука и религия. - 1994. - №10. - С.3

10. Данем. Б. Человек против мифов. - М., 1991.

- С. 163.

Об авторе

Магомадов Мухмад-Арби Абубакарович, соискатель кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета.

Пашков С.Н.

«Социальный транзитив: историко-философский контекст»_

ФИЛОСОФСКИЕ ИНУк и

СОЦИАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТИВ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ

С.Н. Пашков

SOCIAL TRANSITIVE: A HISTORIC-PHILOSOPHICAL CONTEXT

Pashkov S.N.

The review of philosophical views connected with comprehension of essence and form changing, occurring in a society, is given in the article. The comparative analysis of the basic intellectual traditions including the comprehension of "social transitive " phenomenon is presented.

В статье дается широкая ретроспектива философских воззрений, связанных с пониманием сущности и форм изменений, происходящих в обществе. Автор осуществляет компаративистский анализ основных интеллектуальных традиций, содержащих в себе понимание феномена социального транзи-тива.

Мысль о том, что общество подвержено непрекращающимся изменениям, быть может, лишь немногим моложе, чем гениальная догадка Гераклита относительно вечного движения происходящего в природе, что подтверждается всей историей дофило-софской рефлексии.

Впрочем, предположения о том, что все в мире, в том числе и человеческое сообщество, пребывает в состоянии перманентного перехода от одного своего состояния к другому, существовали еще в предфи-лософский период у самых различных народов древности. Так, например, древнеиндийская цивилизация разработала представления, согласно которым так называемый «век Бармы», состоящий из четырех эпох (юг), представлял собой последовательную деградацию человечества, с точки зрения, как ухудшения качества жизни, так и сокращения ее продолжительности. Окончательное падение нравов и истощение природы в конечном итоге приведет к гибели всего живого. Сущностные характеристики социальной динамики имели в глазах древних индусов негативную окрашенность, так как мировой процесс воспринимался не столько с точки зрения перемещения неизменного бытия, сколько как нарушение обычного его порядка. Любые социальные феномены являлись для них атрибутом мира иллюзий и страданий.

Буддийская традиция, напротив, выступила против признания факта существования хоть какой-нибудь социальной дина-

УДК 140.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.