Научная статья на тему 'Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека'

Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК / СЕМАНТИКА / ФИТОНИМЫ / ЗООНИМЫ / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELKUP / SEMANTICS / PHYTONYMS / ZOONYMS / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быконя Валентина Викторовна

Рассматриваются наименования флоры и фауны, в которых нашла отражение познавательная деятельность «лесного» этноса. В сфере органов чувств ведущими являются слуховые ощущения, звуки воспринимаются дифференцированно и в широком диапозоне. Зрительные ощущения оказываются не столь важными в процессе восприятия окружающего мира, одной и той же лексемой обозначаются разные цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of man''s cognitive activity in Selkup names of flora and fauna

The flora and fauna names are observed, which reflect cognitive activity of «forest» ethnic group. In the sphere of sense organs auditory sensation dominates, sounds are perceived differentially and within a wide range. Visual sensation seems to be of less importance; one and the same word can denote different colours.

Текст научной работы на тему «Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека»

отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека

в.в. Быконя

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-14-70001а/Т «Этнокультурная специфика наименований объектов растительного и животного мира».

Аннотация. Рассматриваются наименования флоры и фауны, в которых нашла отражение познавательная деятельность «лесного» этноса. В сфере органов чувств ведущими являются слуховые ощущения, звуки воспринимаются дифференцированно и в широком диапозоне. Зрительные ощущения оказываются не столь важными в процессе восприятия окружающего мира, одной и той же лексемой обозначаются разные цвета.

Ключевые слова: селькупский язык; семантика; фитонимы; зоонимы; когнитивная деятельность.

Информация об окружающем мире, составляющая основную часть познавательной деятельности человека, поступает через генетическую память (опыт предков передается через язык, мифы, былины, сказки), через систему органов чувств - зрительную, вкусовую, слуховую, обоняние, осязание.

Познание начинается с восприятия, обусловленного ощущениями и разумом. Пути получения информации об окружающем мире нашли выражение в наименованиях флоры и фауны. Эта лексика формировалась на элементах языка, которые представляли собой первоначально мотивированные комплексы.

Селькупский язык существует в виде совокупности диалектов, а диалектные слова сохраняют более древний фонетический облик, в семантической структуре - древнее значение. Как показывает материал, в основе наименований лежит конкретное значение слова. Согласно принципу построения слова в агглютинативных языках, оно предстает как последовательность корней, соответствующая ходу мысли говорящего.

Примером первого проявления познавательной деятельности представителей этноса служат наименования мха и волка. Они содержат общий элемент cumb-, t’umb-, t’ub-, ср. 1) ‘мох (болотный)’: об., кет., вас. cumb, cumba; об. Ч cumb, combe, cum; об. С, Ш, кет., вас. t’umba; об. С t’uba, t’ump; 2) ‘волк’: об. Ч cumbane; об., кет., вас. cumbne; об. С tumbune; об. С t’obune; тым. cumana. Анлаутные звуки составляют ряд регулярных звуковых соответствий: t~t’~c~c [1. C. 40].

Наименование волка по сравнению с наименованием мха имеет более сложную морфологическую структуру: оно включает элементы

-ana, -ane, -une. Общий элемент cumb-, cumb-, t’umb- может быть поделен на звукокомплексы cu-mb, cu-mb, t’u-mb. Первый совпадает со словом cu ‘земля’, второй образовался в результате элизии гласного и и восходит к элементу mub- лексемы об. С mtibа ‘нора’. Конкретным значением сложного слова cu-mub было «земля-нора». В вариантах t’ob-, t’ub- имеет место ассимиляция mb > bb > b с последующим упрощением смычного согласного. Внутренняя форма элементов t’ob-, t’ub- в синхронии затемнена, но восстанавливается исторически также в виде «земля-нора».

После фонетических модификаций и фитоним, и зооним изменили внешнюю форму, в их морфемной структуре выделяются элементы t’ob-, t’ub-, tum-, cum-, которые совпадают с элементами самоназваний селькупских родов, ср. об. С t’ubiqum ‘человек своего рода’, ‘мужчина’; об. Ш tumjqup; об. Ч, тым. cum, cumj ‘селькуп’. Рассмотренные номены хранят информацию о том, что представителям этноса известна жизнь в земляных жилищах. Об этом говорят языковые данные, например об. Ч ogot cumjla cul’matqat Pargjdjt ‘раньше селькупы в землянках жили’; об. Ш ugon karamom pakkjlkuzaut ‘раньше (мы) землянки рыли’.

Другое наименование волка cumana также изменило свою внешнюю форму через элизию гласного звука u, форма предшествующего исторического периода может быть представлена в виде cu-mu-ana, букв. земля-нора-дух (ср. кет., тур. mu ‘отверстие’, ‘дыра’, ‘нора’, ‘щель’).

Элемент -ana является фонетическим вариантом элемента ane. На основе селькупского материала для фонетических вариантов элемента -ane выявляется значение «дух», действия которого вызывает эмоцию страха: ел. annaqo; тур. anjqo; en’iqo; ел. jn’eqo ’бояться’. В соответствии со значениями элементов, вошедших в структуру зоонима, его внутренняя форма расшифровывается как «дух, живущий в земляной норе».

Согласно установленной закономерности, семантические переходы генонима в исторической перспективе проходят следующий путь: мифический предок ^ род, поклоняющийся данному мифическому предку, ^ человек своего рода ^ дух предков рода ^ растение / животное, в котором живет дух предков рода (тотем) [2. C. 24]. Ассоциативная связь сохраняется благодаря материальному совпадению слов или элементов слов, обозначавших мифического предка, род и растение / животное.

Полагаем, что первоначальным значением слова an было «человек», которое в результате семантического выветривания приобрело значение «дух (предков рода)». В номинативной системе древние слова со значением «человек» выступают апеллятивами, выполняющими когнитивную функцию. Слово an ‘человек’ относится к древнейшему слою лексики, его значение восстанавливается исторически. На базе слова образовалось порядковое числительное об. С an, аniqoj; об. Ш anuj ‘первый’, например об. С an mele ubampadi mesodima ‘первое дело - трудное’ (букв. первое на-

чало работы); об. Ш anuj sud’ernak ‘первое окно’ [3. C. 161]. На смену значению слова Cu-mti-аnе ‘земля-нора-человек’ приходит значение «земля-нора-дух предков». Дух предков этого рода «живет» в животном, образ жизни которого повторяет образ жизни рода.

Составные наименования волка содержат указание на вкусовые восприятия окружающего мира: тур. amjrsur; adal’ amjrsur; ata amjrjl’ surjp; ел. otaj amaritaj surap ‘хищный зверь’. Данные наименования включают в свою структуру компонент, совпадающий материально с элементом лексемы вас. amjrgu; тур., ел. amjrqo ‘есть, кушать’.

В наименованиях волка имеется дополнительный компонент otej, который при морфемном членении на элементы ot-ej может быть переведен «высший дух» (ср. тым. a odabal’ el’mat ‘некрещеный ребенок’; odako ‘крестить’). Значение, передаваемое составным наименованием otaj amaritaj surap, складывается из значений компонентов «высший дух-кормящий-зверь / птица». Наименование волка, передаваемое через описание, характеризует его как тотемное животное. Но в быту волк является хищным зверем, это передается лексемой amjrsur (< am-jr-sur, букв. еда-питье-зверь).

Указание на вкусовое восприятие мира содержится в наименовании клюквы об. Ш kаrаnаps, кет. kаrаnаpsоt, согласно народной этимологии, «журавлиная еда» [4. C. 46], ср. об. Ч, вас. kara ‘кедровка’; об. С, Ч, кет., тур. qara ‘кедровка’, ‘журавль’, ‘гагара’; об., тым. аps, об. С, кет. аpsоt ‘еда’; об. С apsodi ‘зерно’.

У южных селькупов известен род кедровки, у северных лексема kara является компонентом самоназвания kara-kula (букв. кедровка-люди). В наименовании клюквы усматривается компонент kаrа-аn, букв. птица-человек (птица-медиатор) + aps, аpsot, таким образом, в основе наименования клюквы лежит конкретное значение «кедровка-человек-еда».

Обонятельное восприятие окружающего мира заложено в описательном наименовании тур. atap amtjl’ sump ‘волк’. В трехкомпонентном составном наименовании компонент atap имеет значение ‘олень-дух (который воспринимается органом обоняния)’. При его морфемном членении на элементы at-ap имеем возможность сопоставить первый элемент со словом тур. ata, ada, ata ‘олень’, второй -ap входит в морфемную структуру лексем тур. aptjqo ‘подуть’; об., кет. apt, apti ‘запах’; тым. aptalgu ‘понюхать’, ‘учуять по запаху (зверя)’, ‘чуять’, ‘обонять’: об. Ч kanak po3’e aptalbat ‘собака носом чует’.

Наименование тур. atap amtjl’ sump своей внутренней формой подводит к следующей трактовке зоонима «волк»: «олень, манящий запахом хищного зверя», ср. тур. amtjl’ sump ‘хищный зверь’. Нужно сказать, что олень считается небожителем, что отражено в устойчивом словосочетании atan nup ‘оленье пастбище’, в котором второй компонент nup имеет

значения ‘небо’, ‘бог’. Этносом почитался kal’ eta ‘небесный олень’ -главный шаманский дух. У каждого сильного шамана на парке есть рога оленя [5. C. 36-37].

Селькупские зоонимы дают основание утверждать, что слуховое восприятие окружающего мира является особо значимым для обитателей таежного мира. Слуховые ощущения, а именно они необходимы обитателю леса, должны были стать ведущими при наименовании представителей фауны. Об этом свидетельствуют зоонимы об., Ш, Ч, вас. опэпз; кет. ungandu ‘росомаха’; ел. unjnd ‘волк’. При их морфемном членении выделяются элементы 6п-эпз, un-jnd.

Элемент on- и фонетические варианты un-, ung-, una- встречаются в наименованиях других видов животных и птиц в качестве апеллятива, например кет. qur-una ‘горностай’, кет. poc-ungo ‘утка-свиясь’. В наименованиях росомахи и волка 6п-эпз, ung-andu, un-jnd он выполняет ведущую роль, что передает способность узнавать мир по звуку.

Полагаем, что элементы on-, un-, ung- ранее являлись обозначением уха своеобразной конфигурации. Л.А. Чиндина [6. C. 91], описывая предметы материальной культуры эпохи бронзы, отмечает в изображениях людей тот факт, что голова человека имела форму котла с ручками-ушами.

В современных диалектах слов с таким значением не зафиксировано, но имеются глаголы, включающие в свою структуру данный элемент: об. Ш ongo^agu ‘послушать’, ‘присмиреть’, ‘утихнуть’; об. Ч ungj^agu ‘послушаться’; об. Ч ungj^ampagu ‘прислушиваться’, например kanaq c’eqolbat, ungj^ampa ‘собака уши навострила, прислушивается’.

Показателен в этом отношении следующий факт: наименования бурундука об. С s’epka; об. С, кет. sebaka, sebaqqa, sebaka; об. Ч sipka, sebunga имеют общий элемент s’eb-, который повторяется в глагольных лексемах об. Ч sjba^agu ‘шепнуть’; sibpatpugu, sebpatpugu ‘шипеть’: su Cаза, sibBatpa ‘змея ползет, шипит’. Кроме того, наименования бурундука имеют общий элемент с орнитонимом тур., ел. s’ipa ‘утка-кряква’; об. С siba; об. Ш, Ч, вас. s’iba; об. Ч s’lbat ‘птенец’, ‘утенок’, ‘цыпленок’; кет. sipa; sippa ‘детеныш (животных, птиц, рыб, насекомых)’. Рассматриваемый элемент s’eb-, sib- являлся родовым именем энтомологического поля «детеныш мелкого представителя фауны». Этот звукокомплекс передавал неартикулируемый звук без участия голоса, впоследствии он вошел в наименования мелкого представителя фауны как свидетельство того, что ухо человека способно различать шумы разной степени интенсивности.

Наименование муравья в селькупских диалектах выступает в вариантах об. Ч kjza; об. Ш ^a, kjca; кет. kjcca, qjtca; об. С qaza, qjza; тым. qjdza. Внешняя форма претерпела изменения от более древнего фонетического облика qatca до современного ^a > kjza, которые в синхронии

имеют общий элемент с глагольными лексемами об. Ч qjjPatpugu, вас. qj3aPatpugu ‘шуршать’, ‘хрустеть’, ‘трещать’: mat ondad’ap qjpPatpa ‘я слышу шорох (букв. шуршит)’. Понятийную основу составляет национальная особенность воспринимать на слух окружающий мир дифференцированно.

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Зрительное восприятие окружающего мира свидетельствует о том, что цвет воспринимается в отличие от звука комплексно, цветовой план организован так, что не только не выделяет переходные цветовые оттенки, но и объединяет цветовые гаммы.

Например, лексема об. n’arg, n’argj имеет значения ‘красный’, ‘рыжий’, ‘бурый’, ‘желтый’, она вошла в наименования тым. n’arya pidal sundzeka ‘малиновка’; вас. n’arga ‘тальник’, ‘ива’; об. Ч n’argu cobjr ‘брусника’; кет. n’aryj loqa ‘рыжая лиса’; n’aryj kBjrgj ‘бурый медведь’. Напротив, ихтионим об. Ш, Ч pada ‘красный карась’ материально совпадает с прилагательным об. С padj ‘желтый’, ‘зеленый’, ‘синий’, ‘пестрый’. Наименования флоры и фауны: кет. pe^, pek’k’e ‘рябчик’; об. Ш p’ek; p’aqq; об. Ч p’eq ‘лось’; тым. p’eqtpo ‘рябина (дерево)’; вас. p’iqj ‘осина’ имеют общий элемент с лексемами ел. p’ekar’ij ‘пятнистый’; об. С p’ayjr ‘пятнистый’, ‘пестрый’. Фактический материал свидетельствует о том, что в восприятии растительного и животного мира цвет не играет существенного значения, мир видится пестрым.

Литература

1. Dulson A Uber die raumliche Gliederung des Solkupischen in ihrem Verhaltnis zu den alten Volkstumsgruppen // СФУ. 1971. Т. 7, № 1. S. 35-41.

2. Быконя В.В. Селькупы: язык и культура (этнолингвистический очерк). Томск, 2011. 234 с.

3. Быконя В.В. Имя числительное в картине мира селькупов. Томск, 1998. 261 с.

4. Кузнецова А.И., ХелимскийЕ.А., ГрушкинаЕ.В. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. М., 1980. Т. 1. 408 с.

5. ПелихГ.И. Селькупская мифология. Томск, 1998. 79 с.

6. ЧиндинаЛ.А. Дары горы Кулайки // Земля Чаинская : сб. науч.-попул. очерков к 100-летию с. Подгорного / под ред. Я.А. Яковлева. Томск : Изд-во ТГУ, 2001. С. 81-97.

REFLECTION OF MAN’S COGNITIVE ACTIVITY IN SELKUP NAMES OF FLORA AND FAUNA Bykonya V.V.

Summary. The flora and fauna names are observed, which reflect cognitive activity of «forest» ethnic group. In the sphere of sense organs auditory sensation dominates, sounds are perceived differentially and within a wide range. Visual sensation seems to be of less importance; one and the same word can denote different colours.

Key words: Selkup; semantics; phytonyms; zoonyms; cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.