Научная статья на тему 'Отражение в материалах Ростовской печати кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году'

Отражение в материалах Ростовской печати кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ / ГОЛОД 1921-1922 ГГ / КАМПАНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 1922 Г / SOVIET PRESS / THE FAMINE OF 1921-1922 / CAMPAIGN FOR THE CONFISCATION OF CHURCH VALUES IN 1922

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амплеев Роман Алексеевич

Освещается кампания по изъятию церковных ценностей весной 1922 г., получившая широкое отражение на страницах ростовских газет «Советский Юг» и «Трудовой Дон». В газетных статьях и заметках подчеркивалось, что в условиях голода, охватившего Поволжье и другие регионы страны, изъятие церковных ценностей должно дать средства для помощи голодающим. Результатом публикаций предполагалось обеспечение общественной поддержки изъятиям и возбуждение негативного отношения к Церкви и священникам. Также их целью было внесение раскола в среду духовенства. Так как В.И. Ленин неоднократно подчеркивал роль СМИ как пропагандиста, агитатора и организатора революционного народа, статьи были написаны на языке, хорошо понятном широким слоям населения. У читателей создавалось впечатление, что в процессе изъятия ценностей происходила борьба со старым отжившим миром, которая начата была революцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION IN THE ROSTOV PRINTED MATERIALS OF THE CAMPAIGN FOR THE CONFISCATION OF CHURCH VALUES IN 1922

The campaign for the seizure of church values in the spring of 1922 received wide coverage on the pages of Rostov newspapers "Soviet South" and "Trudovoy Don". In newspaper articles and notes it was stressed that in the conditions of the famine that captured the Volga region and other regions of the country, the seizure of church values should provide a means to help the hungry. The articles were aimed at providing public support for exemptions and inciting a negative attitude towards the Church and priests. Their goal was also to split the clergy environment. Since V.I. Lenin repeatedly stressed the role of mass media as the propagandist, agitator and organizer of the revolutionary people, the articles were written in a language that is well understood by wide sections of the population. The readers had the impression that in the process of seizing values, a struggle was going on with the old obsolete world, which was started by the revolution.

Текст научной работы на тему «Отражение в материалах Ростовской печати кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ HISTORICAL SCIENCE AND ARCHEOLOGY

УДК 94 (47) DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-28-32

ОТРАЖЕНИЕ В МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ПЕЧАТИ КАМПАНИИ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В 1922 ГОДУ

© 2017 г. Р.А. Амплеев а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

REFLECTION IN THE ROSTOV PRINTED MATERIALS OF THE CAMPAIGN FOR THE CONFISCATION OF CHURCH VALUES IN 1922

R.A. Ampleev а

аSouthern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Амплеев Роман Алексеевич -аспирант,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

Е-шай: rim16.8ampliy@bk.ru

Roman A. Ampleev -Postgraduate,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: rim16.8ampliy@bk.ru

Освещается кампания по изъятию церковных ценностей весной 1922 г., получившая широкое отражение на страницах ростовских газет «Советский Юг» и «Трудовой Дон». В газетных статьях и заметках подчеркивалось, что в условиях голода, охватившего Поволжье и другие регионы страны, изъятие церковных ценностей должно дать средства для помощи голодающим. Результатом публикаций предполагалось обеспечение общественной поддержки изъятиям и возбуждение негативного отношения к Церкви и священникам. Также их целью было внесение раскола в среду духовенства. Так как В.И. Ленин неоднократно подчеркивал роль СМИ как пропагандиста, агитатора и организатора революционного народа, статьи были написаны на языке, хорошо понятном широким слоям населения. У читателей создавалось впечатление, что в процессе изъятия ценностей происходила борьба со старым отжившим миром, которая начата была революцией.

Ключевые слова: советская печать, голод 1921-1922 гг., кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г.

The campaign for the seizure of church values in the spring of 1922 received wide coverage on the pages of Rostov newspapers "Soviet South" and "Trudovoy Don". In newspaper articles and notes it was stressed that in the conditions of the famine that captured the Volga region and other regions of the country, the seizure of church values should provide a means to help the hungry. The articles were aimed at providing public support for exemptions and inciting a negative attitude towards the Church and priests. Their goal was also to split the clergy environment. Since V.I. Lenin repeatedly stressed the role of mass media as the propagandist, agitator and organizer of the revolutionary people, the articles were written in a language that is well understood by wide sections of the population. The readers had the impression that in the process of seizing values, a struggle was going on with the old obsolete world, which was started by the revolution.

Keywords: the Soviet press, the famine of1921-1922, campaign for the confiscation of church values in 1922.

Средствам массовой информации как одному из важнейших каналов своего влияния на общественное мнение большевики придавали значение с самых ранних периодов истории партии. В статье «С чего начать», написанной в мае 1901 г.,

В.И. Ленин заявлял, что газета должна и может стать «не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором» [1, с. 11]. О значении печати и журналистской работы свидетельствует то, что сам Ленин в

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

анкетах о своей профессии указывал «журналист». Четкое понимание столь многосторонней роли печати большевиками привело к принятию советской властью сразу же после ее установления декрета о печати, по которому «буржуазная пресса» как «оружие в руках врага» была закрыта, как говорилось в декрете, до наступления «нормальных условий общественной жизни» [2, с. 24-25]. Большевики уделяли самое значительное внимание не только центральной, но и местной печати, старались укрепить ее опытными пропагандистскими кадрами. Так, с мая 1922 г. на газетной работе в Ростове находился видный партийный журналист и публицист Н.Л.Янчев-ский, который был вскоре поставлен на пост главного редактора региональной газеты «Советский Юг» [3, с. 20].

Одной из крупных политических кампаний советского руководства весной 1922 г. стало изъятие церковных ценностей в помощь голодающим. К идеологическому и пропагандистскому ее обеспечению активно привлекалась советская печать, в том числе региональная. Газеты, издававшиеся в Ростове как крупном экономическом, административном и культурном центре юга РСФСР, освещали события этой кампании в масштабе всего региона. Как это и было с самого начала советской власти, большевики рассматривали Церковь в качестве своего политического и идеологического противника.

Отражением накалявшейся вокруг Церкви обстановки к началу 1922 г. стала дискуссия на страницах газеты «Советский Юг» между ростовским священником А. Трифильевым и автором, главным редактором газеты Н. Анапским, которого поддержали рабочие железнодорожных мастерских И. Егоров и С. Митрохин. В статье от 26 января «Духовенство, православные и помощь голодным» священник призывал помочь голодающим, но заявлял, что активность Церкви по сбору средств на эти цели может вызвать подозрение «ЧК». В тот же день был опубликован ответ Н. Анапского, в котором тот отрицал, что духовенство оказывало помощь. «Холодное равнодушие и полное безучастие», -таково было, как писал автор, отношение духовенства к голодающим. В статье рабочих, помещенной 28 января, духовенство обвинялось в том, что оно не дает отчета о собранных деньгах [4, с. 108-116]. В дискуссии священник выглядел обороняющейся стороной, тогда как его оппоненты - наступательной. Церкви было предъявлено серьезное обвинение. Тем самым газета

создавала предпосылки для формирования негативного общественного мнения ростовчан и жителей Юго-Востока о священниках и Церкви, что было необходимо для дальнейшего наступления на нее.

В последующих февральских статьях газеты отмечалось, что духовенство стало оказывать помощь голодающим. Но при этом подчеркивалось, что оно, как писал в номере от 18 февраля Дм. Лебедев, пришло на помощь голодающим слишком поздно [5, 18 февр.]. Через 4 дня появилась статья «Церковь и умирающие», где прямо содержался призыв к ростовскому духовенству «выделить часть золотой и серебряной утвари на дело помощи голодающим». Автор убеждал священников «отказаться от блестящих золотых и серебряных побрякушек» и последовать примеру саратовского архиепископа Досифея. Духовенству также предлагалось доказать «хоть раз», что оно умеет «следовать заветам евангелия». Иначе, утверждал автор, вопрос о ценностях церкви «поставят сами верующие» [5, 22 февр.]. В его словах содержалась угроза направить против духовенства прихожан. 24 февраля корреспондент «Советского Юга» писал, что в беседе с ним епископ ростовский и таганрогский Арсений от ответа на вопрос о пожертвовании на помощь голодающим церковных ценностей «уклонился» [5, 24 февр.]. Вместе с тем потребность в церковной помощи была к концу зимы 1922 г. велика. Поэтому газета публикует 28 февраля призыв протоиерея А. Введенского к духовенству оказывать помощь голодающим. Он упомянул, что от папы римского голодающим в России доставлено 40 вагонов муки. И при этом рассуждал, что от 150 миллионов католиков 40 вагонов - очень мало. «Конечно, всякое даяние благо, но, Боже мой, сколько лицемерия в такой помощи» [5, 28 февр.], - заключал он. По существу Введенский, который был обновленцем, предупреждал священников о необходимости сотрудничества с Советским государством и оказания реальной материальной помощи, чтобы не проявлять подобное лицемерие.

Начало кампании пришлось на весну. На период ее проведения один из наиболее видных руководителей большевистской партии Л.Д. Троцкий давал 24 марта 1922 г. инструкцию советской прессе по ее освещению. Он подчеркивал, что «политическая задача» состоит в том, чтобы «изолировать верхи церкви. Скомпрометировать их на конкретнейшем вопросе помощи голодающим», чтобы «затем показать им суровую руку рабочего государства» [6, с. 251].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

Но еще ранее по причине изъятий происходили в разных городах столкновения верующих с властями. Одно из крупных столкновений произошло 11 марта в Ростове [7, с. 57-58]. Это дало повод газете «Советский Юг» выступить 14 марта с редакционной статьей «К изъятию церковных ценностей на Ю.-В.». В ней говорилось об организации комиссий по изъятию в Ростове, Краснодаре, Новороссийске и Ставрополе. Подчеркивалось, что средства от изъятия используются «для покупки на них продовольствия без всякого ущерба для религиозной обрядности масс». Указывалось на необходимость «проявления осторожности и такта» в ходе изъятий. О событиях 11 марта упоминалось не прямо, но косвенно. Указывалось, что «всякие проходимцы и разные темные личности, ускользнувшие так или иначе от взора органов гос. полит. охраны, постараются проявить свою гнусную работу на этой почве. Они поспешат использовать данный момент для своей подпольной и открытой агитации против советской власти» [5, 14 марта], - с тревогой писала газета. Очень характерен язык статьи. Он не только отражает испуг власти по поводу событий в Ростове. В нем содержится скрытый смысл, посылавшийся обществу и особенно верующим, что перед репрессиями власть не остановится. На это указывает упоминание «органов гос. полит. охраны», которые проявили оплошность и допустили, что были «темные личности», «ускользнувшие» от них. Но это означало, что органы вполне могут исправить свою ошибку. Обращает на себя внимание то, что газета не стесняется использовать слово «охрана», что вызывало аллюзии со словом «охранка» при самодержавии, которая еще совсем недавно преследовала революционеров, в том числе большевиков. На следующий день, 15 марта, в газете появилась статья, разъяснявшая необходимость мер помощи голодающим. В ней указывалось на распространение голода на Ставрополье, на некоторые районы Дона и Кубани, и содержался призыв усилить борьбу с голодом и помощь голодающим [5, 15 марта]. Это должно было дополнительно объяснить проводимые меры по изъятию. В газете «Трудовой Дон» от 20 марта была помещена статья «Тов. Калинин об изъятии церковных ценностей», где обосновывалась необходимость этой меры словами главы Советского государства [8, 20 марта].

Газета «Советский Юг» публикует материалы с призывами к помощи голодающим, с которыми выступали не только рабочие и красноармейцы,

но и священники. В статье от 21 марта Дм. Лебедева сообщалось о решении отчислять средства голодающим церковно-приходского совета станицы Пашковской на Кубани, священников Новочеркасска, ставропольского епископа Дмитрия [5, 21 марта]. Но газета приводила и иные примеры. В номере от 26 марта рассказывалось, как несколько самарских священников пытались вывезти ценности за границу, но были разоблачены «агентами местной ОРТЧК» [5, 26 марта].

С начала апреля по мере развертывания кампании печать стала более активно отражать политику, направленную на раскол духовенства, как об этом говорилось в упоминавшейся инструкции Троцкого. В «Советском Юге» от 1 апреля сообщалось о беседе М.И. Калинина с епископом Ан-тонином для привлечения его к работе в Помголе. Калинин заявил о стремлении советской власти привлечь «лояльных священников» для работы по организации помощи голодающим. Он при этом заявил, что раскол духовенства по вопросу о такой помощи «уже совершившийся факт». Но в отношении той части духовенства, которая не идет на сотрудничество и которую Калинин назвал «наиболее привилегированной и фактически объявившей войну Советской власти», «будут применены все те меры, какие применяются к врагам народа» [5, 1 апр.]. По существу в статье содержалось указание на проведение жесткой политики в отношении духовенства. Еще более определенно эта мысль развивалась в статье «"Святейшая" контрреволюция» от 4 апреля, в которой говорилось о событиях в Шуе, где духовенство и группа верующих решительно выступила против изъятия церковных ценностей. В статье особо подчеркивалось право Советского государства на эти ценности, поскольку все это «было создано и накоплено трудом и усилиями многих и многих десятков поколений всего государства» [5, 4 апр.], что поощряло дальнейшие изъятия. О праве собственности «народа» на церковное имущество говорилось в статье В. Филова «Народное достояние - вернуть народу», опубликованной в газете «Трудовой Дон». На уровне, доступном малообразованному читателю, достаточно примитивном, автор в нескольких словах пытался решить сложный вопрос о формировании церковной собственности и наводил читателя на мысль, что духовенство обогащалось «на эксплуатации труда» [8, 20 апр.]. Следовательно, народ имеет право на это имущество. Так идеологически обосновывались меры по изъятию имущества Церкви, понятным для населения языком. Попутно решалась идеологическая задача

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

развенчания Церкви, что начиналось еще в 1918 г., когда проводилась кампания по вскрытию мощей. В заметке в «Трудовом Доне» «"Раздевание" икон» М. Викторова отмечалось, что именно «простодушная верующая беднота» принимала за святые иконы. Так, когда, писал автор, с копии иконы калужской богоматери в одной из церквей «сняли ризу, мнимая богоматерь превратилась ... в портрет дородной помещицы времени крепостного права» [8, 21 апр.]. «Румяные девы вместо строгих ликов святых», - «скандал для правителей церкви» [8, 21 апр.], писал М. Викторов. Едва ли автор знал, что подобная критика Церкви давалась еще во второй половине XVII в. протопопом Аввакумом. Этот выдающийся писатель-старообрядец критиковал новый стиль в церковной живописи, указывал, что он не соответствует русской традиции [9, с. 253].

Мысль о прямой связи между наиболее богатой и высокопоставленной частью духовенства, препятствовавшего изъятию, и белогвардейщи-ной содержалась в статье В. Филова в газете «Трудовой Дон». В ней подчеркивалось, что не все духовенство против изъятий, особенно «деревенское, ближе всего стоящее к крестьянству». Но неразвитая, темная часть народа, по словам автора, «кликуши, фанатики и слабоумные», идет за теми священниками, которые сопротивляются изъятию [8, 10 апр.]. В статье таким образом решалось две задачи. Одна заключалась в том, чтобы стимулировать расслоение духовенства. Вторая - в том, чтобы выставить в негативном свете часть народа, которая не принимает грубых методов работы по изъятию и сопротивляется им. О требовании собрания Койсугской волости провести изъятие говорилось в заметке «Трудового Дона» «Бедняки за изъятие церковных ценностей» [8, 3 апр.]. На раскол духовенства была направлена также заметка «Слово честного священника», где говорилось о призыве священника Лебедева в Твери к изъятию церковных ценностей [8, 26 апр.]. На разоблачение духовенства и его раскол был направлен материал «Трудового Дона» «Божий агитпроп», включавший в себя стихотворение автора под псевдонимом «Гусляр» и две карикатуры. На одной - гладкий поп отказывает в подаянии голодному, на другой - худой сельский священник подает что-то голодному. В стихотворении указывалось, что столь жадной была не «вся клоака: Средь попов и люди есть». Но честный поп, по мнению Гусляра, не характерен для духовенства: «можно их, однако, Всех по пальцам перечесть» [8, 9 мая]. В

небольшой заметке от 10 апреля «Слуги сатаны» «Трудовой Дон» указывал на случаи сопротивления изъятиям со стороны части духовенства [8, 10 апр.]. Кроме того, духовенство обвинялось в хищении церковных ценностей, как это было в станице Морозовской и описывалось в газете «Трудовой Дон» [8, 25 апр.].

На конец апреля и май пришлось завершение кампании. Церковную тему этого месяца в ростовской партийной печати составляли прежде всего материалы, касающиеся судебных процессов над духовенством и лицами, связанными с ним. В нескольких номерах «Советского Юга» шло освещение процесса по делу причта и церковного совета Покровской церкви, по которому проходил ростовский епископ Арсений (Смоле-нец). Все материалы газеты соответствовали ходу процесса и подавались в разоблачительном духе. Под заголовком «Поповская казуистика» давалось высказывание Арсения, который заявил, что как гражданин он не против изъятия, но как епископ возражает против способов его проведения [5, 1 мая]. Газета не сообщала при этом, чем было вызвано такое заявление епископа, и что грубые методы при изъятии в Ростове, как и в других местах, в самом деле имели место. Но газета создавала у читателей впечатление, что в ходе процесса происходила борьба со старым отжившим миром, которая была начата революцией. «Поединок: XVI век против XX, клобук против авиаторской шапки» [5, 2 мая], - так газета оценивала исторический характер этого процесса и действий советской власти в отношении Церкви вообще. О продолжении темы процессов против духовенства газета сообщала в номере от 9 мая под характерным заголовком «Преступление против голодных», где кратко сообщалось о деле патриарха Тихона. «Ужасы голода заслонялись благолепием храмов», - писала газета и давала общую оценку духовенству: «Они - не христиане, а людоеды» [5, 9 мая].

О некоторых результатах изъятий по разным городам РСФСР «Трудовой Дон» сообщал еще в апреле [8, 10 апр.]. В мае почти в каждом номере давались сведения об итогах изъятий в разных регионах страны, в том числе на Юго-Востоке РСФСР.

Таким образом, две главные региональные газеты, издававшиеся в Ростове, «Советский Юг» и «Трудовой Дон», были в гуще текущих событий и уделяли значительное внимание кампании по изъятию церковных ценностей. Они были целиком и полностью проводниками политики советского руководства в этом вопросе и играли роль

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

не только пропагандиста и агитатора. Они выступали организаторами для разных слоев населения на участие в кампании по изъятию или на ее поддержку. В целом можно признать, что уровень публикаций в газетах был доступен широкому читателю, а материал подбирался так, чтобы основная часть населения поддержала кампанию.

Литература

1. Ленин В.И. С чего начать // Полн. собр. соч. Т. 5.

2. Декреты Советской власти. М. : Госполитиздат, 1957. Т. 1. 640 с.

3. Мининков Н.А. Николай Леонардович Ян-чевский: историк, писатель, революционер. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007. 270 с.

4. Шадрина А.В., Табунщикова Л.В. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год : сб. документов. Ростов н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. 418 с.

5. Советский Юг. 1922.

6. Архивы Кремля : в 2 кн. Кн. 1 : Политбюро и церковь. 1921-1925 гг. Москва; Новосибирск : РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. 600 с.

7. Бирюкова Ю.А. Советская власть и православные общины Дона в 1920-1930-х гг. Характер отношений на местах. Ростов н/Д. : Логос, 2012. 218 с.

8. Трудовой Дон. 1922.

9. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М. : Советская Россия, 1991.

2017. No. 4 References

1. Lenin V.I. S chego nachat' [What to Begin with]. Comp. col. of works. Vol. 5.

2. Dekrety Sovetskoi vlasti [Proceedings of Soviet Power]. Moscow: Gospolitizdat, 1957, vol. 1, 640 p.

3. Mininkov N.A. Nikolai Leonardovich Yanchevskii: istorik, pisatel', revolyutsioner [Niko-lay Leonardovich Yanchevsky: Historian, Writer, Revolutionary]. Rostov-on-Don: Izd-vo YuFU, 2007, 270 p.

4. Shadrina A.V., Tabunshchikova L.V. Iz"yatie tserkovnykh tsennostei v Donskoi oblasti. 1922 god [The Seizure of Church Values in the Don Region. 1922]. Col. doc. Rostov-on-Don: Izd-vo YuNTs RAN, 2013, 418 p.

5. Sovetskii Yug. 1922.

6. Arkhivy Kremlya [Archives of Kremlin]: in 2 vol. Vol. 1: Politbyuro i tserkov'. 1921-1925 gg. [Politburo and the Church]. Moscow; Novosibirskya: ROSSPEN, Sibirskii khronograf, 1997, 600 p.

7. Biryukova Yu.A. Sovetskaya vlast' i pra-voslavnye obshchiny Dona v 1920-1930-kh gg. Kha-rakter otnoshenii na mestakh [Soviet Power and the Orthodox Communities of the Don in the 1920s-1930s. The Nature of Relations on the Ground.]. Rostov-on-Don: Logos, 2012, 218 p.

8. Trudovoi Don. 1922.

9. Zhitie protopopa Avvakuma i drugie ego so-chineniya [The Life of the Archpriest Avvakum and his other Writings]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1991.

Поступила в редакцию / Received 10 октября 2017 г. / October 10, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.