О.В. Гостеева
ОТРАЖЕНИЕ УЧЕТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МСФО
Аннотация. Статья посвящена проблемам учета подвижного состава транспортной компании в условиях аренды и их собственного использования отражения при применении международных стандартов финансовой отчетности. Особое внимание уделено передаче вагонов в долгосрочную аренду клиентам с предоставлением права выкупать эти вагоны в конце срока лизинга, сдаче вагонов в аренду на разовой основе или на месячный срок, самостоятельному использованию вагонов в качестве транспортных средств.
Ключевые слова. Международные стандарты финансовой отчетности, транспортная компания, аренда, использование вагонного парка, основные средства, подвижной состав, оперативная аренда, финансовая аренда.
Каждое предприятие реального сектора экономики независимо от вида используемого сырья и конечного производимого продукта нуждается в услугах по их транспортировке от поставщика к заказчику. Практически все компании имеют потребность пользоваться услугами, которые предоставляют «перевозчики». Таким образом, транспортная система является движущей силой экономического прогресса, так как именно ей предстоит донести «блага цивилизации» до конечного потребителя [6]. В условиях интеграции мировой экономики география маршрутов и клиентов стремительно расширяется за пределы государства, все больше перевозок имеют экспортно-импортный характер, растет необходимость формирования унифицированных показателей финансовых результатов деятельности. Поэтому применение МСФО (международных стандартов финансовой отчетности) в учете транспортных компаний становится необходимым условием существования и успешного развития.
Рассмотрим варианты использования подвижного состава компаний железнодорожного сектора более подробно. В условиях конкурирующего рынка наиболее эффективное использование грузовых вагонов является основополагающим фактором высокорентабельной деятельности организации.
Классификация способов эксплуатации транспортных средств зависит от характера их использования: сдача в аренду и самостоятельное использование в перевозках клиентов. Основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств является МСФО 16 «Основные средства». Вопросам учета сданных в аренду основных средств посвящено МСФО 17 «Аренда», которое требует подходить к признанию и оценке арендованного актива с точки зрения передачи рисков и вознаграждений. В российской практике отдельного ПБУ (Положение по бухгалтерскому учету), посвященного учету арендных отношений, не существует, отдельные вопросы аренды раскрываются в ПБУ 6/01 «Основные средства» в части учета доходных вложений в материальные ценности, в Методических указаниях по учету основных средств, а также в нормативных документах по лизинговой деятельности. Таким образом, в международном учете риски, возникающие в процессе эксплуатации активов, являются одним из решающих факторов определения «ответственных сторон» и стоимости их использования.
Согласно МСФО 17 аренда - это договор по передаче арендодателем арендатору в обмен на арендную плату права использования актива в течение согласованного срока [3].
© Гостеева О.В., 2013
В МСФО 17 аренда разделена на финансовую и операционную.
1. Финансовая аренда - предусматривает передачу практически всех рисков и вознаграждений, связанных с использованием актива от арендодателя арендатору. Со временем право собственности на арендуемый актив может передаваться или не передаваться арендатору.
2. Операционная аренда - это аренда, не являющаяся финансовой арендой.
В зависимости от вида аренды изменяется порядок отражения учета арендованных основных средств в финансовой отчетности (таблица).
Таблица
Порядок отражения учета арендованных основных средств в финансовой отчетности в зависимости от вида аренды
Финансовая аренда Операционная аренда
Отражение на балансе Арендодатель списывает стоимость сданного в аренду имущества в начале срока аренды и признает дебиторскую задолженность арендатора в составе активов в сумме, равной чистым инвестициям в аренду. Активы, переданные в аренду, остаются на балансе собственника. В течение всего периода аренды, ежемесячно по ним начисляется амортизация.
Учет затрат Первоначальные затраты, связанные с заключением договора аренды, или признаются в текущем периоде сразу, как расходы периода, или распределяются на несколько периодов. Выбор метода зависит от принципа соотнесения затрат и выручки. Первоначальные затраты, связанные с заключением договора аренды, или признаются в текущем периоде сразу, как расходы периода, или распределяются на несколько периодов.
Учет дохода Дебиторская задолженность отражается в сумме основной суммы долга с учетом начисленных процентов (финансового дохода) за минусом полученной оплаты от арендаторов в течение всего срока аренды. Доход арендодателя признается равномерно в течение срока аренды.
Согласно российским стандартам бухгалтерского учета арендованные по договору финансовой аренды основные средства могут учитываться как на балансе собственника, так и арендатора, а прямые первоначальные затраты на подготовку объекта, на юридическое оформление и прочее, списываются на расходы текущего периода [1]. А согласно МСФО арендованные основные средства при финансовой аренде рассматриваются как актив арендатора.
Рассмотрим возможные варианты учета использования подвижного состава в разных условиях их коммерческого использования транспортной компании. Любое предприятие имеет три способа коммерческого использования вагонов:
1. передавать вагоны в долгосрочную аренду клиентам с предоставлением права выкупать эти вагоны в конце срока лизинга;
2. сдавать вагоны в аренду на разовой основе или на месячный срок;
3. использовать вагоны самостоятельно в качестве транспортной организации.
Для контроля за осуществлением всех этих трех вариантов транспортная компания должна ввести учет по МСФО. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Передача вагонов в долгосрочную аренду будет лизингом или финансовой арендой, поскольку почти все права на получение доходов и финансовые риски передаются от собственника к пользователю, в соответствии с заключенными договорами. Грузовые вагоны, сданные в финансовую аренду нельзя отражать в учете собственника как основные средства, их следует учитывать в качестве дебиторской задолженности, равной чистым инвестициям предприятия в лизинговые операции.
Эта чистая инвестиция не содержит процентной ставки в получаемых от арендатора платежах. Если компания устанавливает некую процентную ставку в составе лизинговых платежей, то они должны учитываться как проценты, полученные в данном периоде.
Конечно, необходимо прибавить некую «надбавку» к своим затратам, чтобы получить в итоге определенную «цену продажи», и определять ее можно будет за каждый отдельный период.
Исходя из этого, при финансовом лизинге каждый лизинговый платеж, полученный арендодателем, рассматривается компанией как погашение основной суммы долга и финансовый доход.
Передача вагонов в аренду сроком на разовой основе определена в стандарте МСФО 17 «Аренда» как операционная аренда. Права собственности и риски остаются у компании, и сданное в аренду имущество остается на балансе компании. Издержки, включая амортизацию, рассматриваются как расходы.
Все возникающие из-за обесценения потери должны быть учтены и отражены в Отчете о прибылях и убытках за данный период, и соответствующие пояснения должны быть даны в Пояснительной записке.
Доходы от данных арендных операций должны отражаться напрямую и равномерно в качестве непосредственных доходов за период действия арендных соглашений.
В случае использования вагонов в качестве операционных активов основные средства остаются на балансе собственника, и амортизируются в течение периода эксплуатации. Потери из-за обесценения должны быть, как и в предыдущей ситуации, отражены в Отчете о прибылях и убытках за данный период.
В данном случае доходы представляют собой арендную плату, полученную за использование вагонов.
Различие между вторым и третьим вариантами состоит в том, что компания несет больше рисков в качестве перевозчика и поэтому имеет обоснованное право предлагать более высокие тарифы арендной платы, чем при операционной аренде. Варианты 2 и 3 также предполагают расходы по обслуживанию вагонов. При финансовом лизинге эти функции ложатся на пользователя, который исполняет обязанности владельца.
В зависимости от конкретных финансовых условий транспортных организаций формируются экономические плюсы и минусы применения каждого варианта. В данном случае целью являлось рассмотреть отражение этих способов в бухгалтерском учете.
Таким образом, учет использования подвижного состава в разных условиях их коммерческого использования при применении МСФО в значительной степени отличается от российских правил бухгалтерского учета. Главным образом из-за того, что при применении РСБУ (Российских стандартов бухгалтерского учета) порядок учета данных хозяйственных операций отражен в ПБУ в общем виде и носит методологический характер, а конкретные условия определяются особенностями конкретной сделки, то есть условиями договора лизинга. А при применении МСФО
вариативность отражения учета данных видов аренды ограничивается утвержденными в МСФО 17 способами, главным принципом которого является соблюдение приоритета экономического содержания соглашения над его формой.
Литература
1. ПБУ 6/01 «Основные средства». / Утв. Приказом Минфина РФ №26н от 30.03.2001.
2. МСФО 16 «Основные средства». / Утв. Приказом Минфина РФ №106н от 18.07.2012.
3. МСФО 17 «Аренда». / Утв. Приказом Минфина РФ №106н от 18.07.2012.
4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003.
5. Константинова Е.П. Международные стандарты финансовой отчетности. Учебное пособие. - М., 2011. - 288 с.
6. Рамблер-новости: ВТО поможет российской транспортной отрасли. [Электр. ресурс]: http://finance.rambler.ru/news/economics/114414484.html.
Н.М. Гусева, Т.А. Кузенкова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ
СЕКТОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ МСФООС
Аннотация. В статье анализируются последние новации в бюджетном процессе РФ - внедрение международных стандартов в общественном секторе, а также, какие первоочередные задачи необходимо будет решить с точки зрения управленческой функции этого процесса. Рассматриваются предполагаемые изменения в нормативную базу и вытекающие из этого основные последствия для работников финансовых, бухгалтерских и ревизорских служб, связанных с внедрением данных новаций. Как следствие этого обосновывается необходимость пересматривать подходы к основным концептуальным основам ведения учета, составления отчетности и проведения проверок и аудита.
Ключевые слова. Международные стандарты финансовой отчетности, бюджетный процесс, финансовая отчетность, государственный финансовый контроль.
Среди большого количества аспектов и направлений реализации бюджетной реформы в Российской Федерации вопросы необходимости дальнейшего реформирования бухгалтерского учета в секторе государственного управления являются на современном этапе едва ли не самыми дискуссионными. Одной из главных причин тому является отсутствие у значительного числа представителей бухгалтерского сообщества целостного понимания целей происходящих процессов в секторе государственного управления, сути ожидаемых изменений в организации и ведении бухгалтерского учета и отчетности, глубоких знаний в области методологии учета. А ведь именно методология является принципом, диктующим правильность организации бухгалтерского учета.
1. Управленческий аспект внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе в Российской Федерации.
Одной из функций управления государственными и муниципальными финансами является учет. Финансовая отчетность как результат учетного процесса
© Гусева Н.М., Кузенкова Т.А., 2013